фаллоцентризм
Фаллоцентризм — идеология, согласно которой фаллос , или мужской половой орган, является центральным элементом в организации социального мира. Фаллоцентризм анализировался в литературной критике, психоанализе и психологии, лингвистике, медицине и здравоохранении, а также философии.
Первый этап
[ редактировать ]Этот термин был придуман в 1927 году Эрнестом Джонсом в рамках его дебатов с Фрейдом о роли фаллической стадии в детском развитии, когда он утверждал, что «мужчины-аналитики были вынуждены принять неоправданно фаллоцентрическую точку зрения». [1] Опираясь на более ранние аргументы Карен Хорни , [2] Джонс в серии статей отстаивал позицию, согласно которой женщины не являются разочарованными существами, движимыми завистью к пенису . Напротив, это убеждение само по себе было теоретической защитой от кастрационной тревоги . Фрейд, однако, остался непоколебимым в своей оппозиции тезису Хорни/Джонса. [3] и после этого его позиция была преобладающей психоаналитической позицией, хотя некоторые, такие как Джанет Малкольм, изменили его позицию в том смысле, что «концепция Фрейда, конечно, является ... описанием фаллоцентризма, а не его рекомендацией». [4]
Второй этап
[ редактировать ]Жак Лакан внес лингвистический поворот в дебаты своей статьей «Значение фаллоса» (1958/65), утверждая, что фаллос не является частичным объектом , воображаемым объектом или физическим органом, а скорее «означающим». предназначенный для обозначения в целом эффектов означаемого... этой означающей функции фаллоса». [5]
Жак Деррида назвал свой тезис фаллоцентрическим, и обвинение было подхвачено феминизмом второй волны . [6] перенос фокуса протеста с Лакана на Фрейда, [7] психоанализ и мужецентрированное мышление в целом: [8] то, как «[т] фаллос, центр смысла, стал тождеством человека с самим собой... мужским символом». [9]
Однако по этому поводу внутри феминизма возник конфликт. [10] Некоторые французские феминистки, рассматривая фаллоцентризм и феминизм как две стороны одной медали, стремились совершить постфаллический прорыв. [11] Другие, такие как английская феминистка Жаклин Роуз , признавая, что «Лакан был замешан в описанном им фаллоцентризме», [12] тем не менее считал свой анализ важным для понимания того, как женщины стали разделенным субъектом в обществе.
Третий этап
[ редактировать ]Однако с постколониальной точки зрения такие теоретические дебаты выявили неуместность феминисток первого мира с их фаллоцентрическими озабоченностями к обычной жизни подчиненных женщин в Третьем мире; [13] феминизм третьей волны , с его заботой о маргинализированном, особенном и интерсекциональности , также широко рассматривал теоретизм и эссенциализм ранней озабоченности феминизма фаллоцентризмом как не имеющие отношения к повседневному женскому опыту. [14] Гаятри Спивак предполагает, что феминизм должен вести переговоры с фаллоцентризмом, а фаллоцентризм должен вести переговоры с феминизмом. [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цитируется по К.К. Рейтвену, Феминистские литературные исследования (1990), с. 54
- ^ П. Гей, Фрейд (1989), с. 520
- ^ С. Фрейд, О сексуальности (PFL 7), с. 391-2
- ^ Джанет Малкольм, Молчаливая женщина (1995), с. 87
- ^ Дж. Лакан, Ecrits (1997), с. 285-8
- ^ Изд. Дж. Чайлдерса, Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики (1995), стр. 225
- ^ П. Гей, Фрейд (1989), с. 774
- ^ Э. Эрмат, Продолжение истории (1992), с. 172-3
- ^ Андреа Най , цитируется по Э. Эрмату, Продолжению истории (1992), с. 172-3
- ^ Э. Амур, Деконструкция (1999), с. 207
- ^ Э. Рудинеско, Жак Лакан (2005) с. 365
- ^ Изд. Дж. Роуза, Женская сексуальность (1982), стр. 56
- ^ П. Маккей, Кэти Акер и транснационализм (2009), с. 94
- ^ Л. Хейвуд, Программа Третьей волны (1997), стр. 135
- ^ GC Спивак, Постколониальный критик (2014), с. 147