Андроцентризм
Андроцентризм ( др.-греч . ἀνήρ, «мужчина, мужчина»). [1] ) — это практика, сознательная или нет, размещения мужской точки зрения в центре своего мировоззрения , культуры и истории, тем самым культурно маргинализируя женственность . Соответствующее прилагательное является андроцентрическим , тогда как практика помещения женской точки зрения в центр является гиноцентрической .
Андроцентризм называют широко распространенной формой сексизма . [2] [3] Однако его также описывают как движение, сосредоточенное на мужских или мужских интересах, подчеркивающее их или доминирующее над ними. [4]
Этимология
[ редактировать ]Термин андроцентризм был введен как аналитическая концепция Шарлоттой Перкинс Гилман в ходе научных дебатов. Перкинс Гилман описала андроцентрические практики в обществе и возникающие в результате проблемы, которые они создают, в своем исследовании «Рукотворный мир»; или «Наша андроцентрическая культура» , опубликованная в 1911 году. [5] Из-за этого андроцентризм можно понимать как социальную фиксацию на мужественности, из которой происходит все сущее. При андроцентризме мужественность является нормативной, и все, что находится за пределами мужественности, определяется как «другое» . По мнению Перкинса Гилмана, мужские модели жизни и мужское мышление претендовали на универсальность, в то время как женские модели рассматривались как отклонения . [5]
Наука
[ редактировать ]До XIX века женщинам фактически запрещалось получать высшее образование в западных странах. [6] На протяжении более 300 лет в Гарвард принимали только белых мужчин из известных семей. [6] Многие университеты, такие как, например, Оксфордский университет , сознательно практиковали numerus clausus и ограничивали количество принимаемых ими студенток. [7] Из-за более позднего доступа женщин к университетской и академической жизни, участие женщин в фундаментальных исследованиях является незначительным. Таким образом, основные принципы наук, даже гуманитарных наук, преимущественно формируются людьми. Таким образом, наука предвзята, и ее объективность и универсальность приходится подвергать сомнению.
Лекарство
[ редактировать ]Существует пробел в данных о гендерном здоровье, а женщины систематически подвергаются дискриминации и ошибочным диагнозам в медицине. [8] Ранние медицинские исследования проводились почти исключительно на трупах мужчин. [9] Женщин считали «маленькими мужчинами». [10] и не расследовано. По сей день клинические исследования часто подтверждаются для обоих полов, хотя в них участвовали только мужчины, а женский организм часто не учитывается в тестах на животных, даже когда речь идет о «женских болезнях». Однако женские и мужские тела различаются вплоть до клеточного уровня. У разных полов одни и те же заболевания могут иметь разные симптомы, требующие разного лечения, а лекарства могут действовать совершенно по-разному, включая разные побочные эффекты. [11] Поскольку мужские симптомы гораздо более выражены, у женщин симптоматически недооценивают и неправильно диагностируют, и у них, например, на 50% повышен риск смерти от сердечного приступа. Здесь мужскими и известными симптомами являются боли в груди и плечах, женскими симптомами являются боли в верхней части живота и тошнота.
Литература
[ редактировать ]Исследования доктора Дэвида Андерсона и доктора Микола Гамильтона зафиксировали недостаточное представительство женских персонажей в выборке из 200 книг, включая самые продаваемые детские книги 2001 года и семилетнюю выборку книг Калдекотта , удостоенных наград. [12] Главных героев-мужчин было почти вдвое больше, чем главных героев-женщин, а персонажи мужского пола появлялись на иллюстрациях на 53 процента чаще, чем персонажи женского пола. Большинство сюжетных линий сосредоточено на мужских персонажах и их жизненном опыте. [12]
Искусство
[ редактировать ]В 1985 году группа художниц из Нью-Йорка Guerrilla Girls начала протестовать против недостаточного представительства женщин-художниц. По их мнению, художники-мужчины и мужская точка зрения продолжают доминировать в мире визуального искусства. На плакате 1989 года (размещенном в автобусах Нью-Йорка) под названием «Должны ли женщины быть обнаженными, чтобы попасть в Метеорологический музей?» они сообщили, что менее 5% художников в разделах современного искусства Метрополитен-музея были женщинами, но 85% обнаженных женщин были женщинами. [13]
Спустя более 20 лет женщины все еще были недостаточно представлены в мире искусства. В 2007 году Джерри Сальц (журналист New York Times) раскритиковал Музей современного искусства за недооценку работ художниц. Из 400 произведений искусства, которые он насчитал в Музее современного искусства, только 14 были написаны женщинами (3,5%). [14] Зальц также обнаружил значительную недопредставленность женщин-художников в шести других художественных учреждениях, которые он изучал. [15]
Общий мужской язык
[ редактировать ]В литературе использование мужского рода для обозначения мужчин, женщин, интерсексуалов и небинарных людей может указывать на мужскую или андроцентрическую предвзятость в обществе, где мужчины рассматриваются как «норма», а женщины – как интерсекс и небинарные люди. люди рассматриваются как «другие». Ученый-философ Дженнифер Сол утверждает, что использование мужского родового языка маргинализирует женщин, интерсексуалов и небинарных людей в обществе. [16] В последние годы некоторые писатели начали использовать более гендерно-инклюзивный язык (например, используя местоимения они/они и такие гендерно-инклюзивные слова, как человечество, человек, партнер, супруг, бизнесмен, пожарный, председатель и полицейский). .
Многие исследования показали, что мужской общий язык не интерпретируется как действительно гендерно-инклюзивный. [17] Психологические исследования показали, что по сравнению с непредвзятыми терминами, такими как «они» и «человечество», мужские термины приводят к мысленным образам, предвзятым к мужчинам, в сознании как слушателя, так и говорящего.
Три исследования Микола Гамильтона показывают, что существует не только предвзятость «мужчина → люди», но и предвзятость «люди → мужчины». [18] Другими словами, маскулинная предвзятость сохраняется даже тогда, когда люди используют только гендерно-нейтральный язык (хотя предвзятость уменьшается). В двух ее исследованиях у половины участников (после воздействия гендерно-нейтрального языка) были образы с предвзятостью к мужчинам, но остальные участники вообще не проявили гендерной предвзятости. В ее третьем исследовании только мужчины продемонстрировали предвзятость к мужскому роду (после воздействия гендерно-нейтрального языка), а женщины не выявили гендерной предвзятости. Гамильтон утверждал, что это может быть связано с тем, что мужчины выросли, и им легче, чем женщинам, думать о «любом человеке» как об общем «он», поскольку «он» относится к ним. Кроме того, из двух вариантов нейтрального языка нейтральный язык, в котором прямо упоминаются женщины (например, «он или она»), снижает андроцентризм более эффективно, чем нейтральный язык, в котором вообще не упоминается пол (например, «человеческий»). [19] [20]
Антрополог-феминистка Салли Слокам утверждает, что в антропологической мысли существует давняя предвзятость к мужчинам, о чем свидетельствует терминология, используемая при обращении к обществу, культуре и человечеству. По словам Слокама, «слишком часто слово «человек» используется настолько двусмысленно, что невозможно решить, относится ли оно к мужчинам или только к человеческому виду в целом, включая как мужчин, так и женщин». [21]
Язык мужчин будет оцениваться как «норма», и все, что делают женщины с лингвистической точки зрения, будет оцениваться отрицательно по сравнению с этим. [22] Речь социально подчиненной группы будет интерпретироваться как лингвистически неадекватная по сравнению с речью социально доминирующих групп. [23] Было обнаружено, что женщины используют больше хеджирования и квалификаторов, чем мужчины. Женская речь рассматривалась как более неуверенная и бессильная. Это основано на представлении о том, что мужская речь является стандартом.
Общие мужские символы
[ редактировать ]В Интернете многие аватары гендерно-нейтральны (например, изображение смайлика). Однако, когда аватар является человеком и явно имеет гендерную принадлежность, он обычно выглядит как мужчина. [24] [25]
Изображения скелетов обычно имеют мужскую, а не женскую анатомию, даже если скелет должен быть женским. [26]
Воздействие
[ редактировать ]Мужчины более серьезно подвержены влиянию андроцентрического мышления. [2] Однако вездесущая идеология оказывает существенное влияние на образ мышления всех ее участников. В исследовании 2022 года, в котором 3815 людям была показана выборка из 256 изображений, содержащих иллюзорные лица (предметы, на которых люди видят лица), 90% объектов были идентифицированы как мужские. [27]
См. также
[ редактировать ]- Почетный мужчина
- Мужчина как норма
- Мужское превосходство
- Маносфера
- Патриархат
- фаллоцентризм
- Трофейная жена
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лидделл, Генри Г .; Скотт, Роберт ; Стюарт Джонс, Генри (1940). Греко-английский лексикон . Родерик Маккензи. Оксфорд: Кларендон Пресс. OCLC 499596825 .
- ^ Перейти обратно: а б Бейли, Эйприл Х.; ЛаФранс, Марианна; Довидио, Джон Ф. (июль 2020 г.). «Скрытый андроцентризм: мужчины человечны, женщины гендерны» . Журнал экспериментальной социальной психологии . 89 : 103980. doi : 10.1016/j.jesp.2020.103980 .
- ^ Хиббс, Кэролин (2014), «Андроцентризм» , в Тео, Томас (ред.), Энциклопедия критической психологии , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Springer New York, стр. 94–101, doi : 10.1007/978-1-4614- 5583-7_16 , ISBN 978-1-4614-5582-0 , получено 23 января 2024 г.
- ^ «Андроцентризм.com» .
- ^ Перейти обратно: а б Перкинс Гилман, Шарлотта (1911). Рукотворный мир: или Наша андроцентрическая культура . Нью-Йорк: Чарльтон. OCLC 988836210 .
- ^ Перейти обратно: а б «История женщин в высшем образовании | BestColleges» . www.bestcolleges.com . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ Фрэнсис Лэннон (30 октября 2008 г.). «Ее Оксфорд» . Высшее образование Таймс .
- ^ Лего, Ванесса ди (2023). «Выявление пробелов в данных о гендерном здоровье» . Журналы общественного здравоохранения . 39 (7). дои : 10.1590/0102-311xen065423 . ISSN 1678-4464 . ПМЦ 10494683 . ПМИД 37585901 .
- ^ Лермонт, Имоджен (9 сентября 2020 г.). «Гендерный разрыв в здоровье: почему женское тело не должно быть медицинской загадкой» . Сайт Треда . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ Анита Томас, Александра Кауцки-Виллер: Гендерная медицина . 2015.
- ^ Курт В. Альт, Силке Строменгер, Ингелор Велпе: Секс и гендер в медицине. В: Антропологический вестник. Сентябрь 2005 г., том 63, том 3, стр. 257–269.
- ^ Перейти обратно: а б Гамильтон, Мыкол К.; Андерсон, Дэвид; Броддус, Мишель; Янг, Кейт (декабрь 2006 г.). «Гендерные стереотипы и недостаточное представление женских персонажей в 200 популярных детских книжках с картинками: обновление XXI века». Сексуальные роли . 55 (11–12): 757–765. дои : 10.1007/s11199-006-9128-6 . S2CID 146234748 .
- ^ Плакат «Девочки-партизаны», 1989 год . Партизанские девушки . Архивировано из оригинала 25 ноября 2013 года . Проверено 17 марта 2011 г.
- ^ Сальц, Джерри (18 ноября 2007 г.). «Где все женщины? О политике идентичности МоМА» . Нью-Йорк . Проверено 17 марта 2011 г.
- ^ Сальц, Джерри (17 ноября 2007 г.). «Данные: гендерные исследования. Является ли МоМА худшим преступником? Мы подсчитали, как живут женщины в шести других учреждениях мира искусства» . Нью-Йорк . Проверено 17 марта 2011 г.
- ^ Сол, Дженнифер (2004). «Феминистская философия языка» . plato.stanford.edu . Стэнфордская энциклопедия философии (онлайн) . Проверено 17 марта 2011 г.
- ^ Исследования :
- Боярская, Катажина (март 2013 г.). «Реакция на лексические стимулы гендерными ассоциациями: когнитивно-культурная модель». Журнал языка и социальной психологии . 32 (1): 46–61. дои : 10.1177/0261927X12463008 . S2CID 145006661 .
- Гамильтон, Мыкол К. (декабрь 1988 г.). «Использование мужских дженериков: усиливает ли дженерик он мужской предвзятость в образах пользователя?». Сексуальные роли . 19 (11–12): 785–799. дои : 10.1007/BF00288993 . S2CID 144493073 .
- Гамильтон, Мыкол К.; Хенли, Нэнси М. (август 1982 г.). Сексуальная предвзятость в языке: влияние на познание читателя/слушателя . Доклад представлен на конференции Американской психологической ассоциации в Лос-Анджелесе.
- ДеЛоаш, Джуди С.; Кэссиди, Дебора Дж.; Карпентер, К. Ян (август 1987 г.). «Все три медведя - мальчики: материнская маркировка нейтральных персонажей книжек с картинками по полу». Сексуальные роли . 17 (3–4): 163–178. дои : 10.1007/BF00287623 . S2CID 143834265 .
- ^ Гамильтон, Мыкол К. (ноябрь 1991 г.). «Мужской уклон в атрибуции личности: люди = мужчины, мужчины = люди». Психология женщин Ежеквартально . 15 (3): 393–402. дои : 10.1111/j.1471-6402.1991.tb00415.x . S2CID 143533483 .
- ^ Хосрошахи, Фатима (декабрь 1989 г.). «Пингвинов это не волнует, а женщин волнует: анализ социальной идентичности проблемы Уорфа». Язык в обществе . 18 (4): 505–525. дои : 10.1017/S0047404500013889 . S2CID 145728097 .
- ^ Бейли, Эйприл Х.; ЛаФранс, Марианна (июнь 2017 г.). «Кто считается человеком? Предшественники андроцентрического поведения». Сексуальные роли . 76 (11–12): 682–693. дои : 10.1007/s11199-016-0648-4 . S2CID 148460313 .
- ^ Слокам, Салли (2012) [1975], « Женщина-собирательница: мужской уклон в антропологии », в МакГи, Р. Джон; Уормс, Ричард Л., ред. (11 июля 2011 г.). Антропологическая теория: вводная история . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. стр. 399–407. ISBN 9780078034886 .
- ^ Муни А. и Эванс Б. (2019). Язык, власть и общество: Введение.
- ^ Вольфрам, В. и Шиллинг-Эстес, Н. (1998) Американский английский: диалект и вариации. Оксфорд: Уайли-Блэквелл.
- ^ Уэйд, Лиза (4 мая 2009 г.). «Аватары по умолчанию: коллекция» . Страницы общества | Социологические образы . Университет Миннесоты . Проверено 17 марта 2011 г.
- ^ Бейли, Эйприл Х.; ЛаФранс, Марианна (2016). «Анонимно мужской: значки аватаров в социальных сетях безоговорочно мужские и устойчивы к изменениям» . Журнал психосоциальных исследований киберпространства . 10 (4): 8. дои : 10.5817/CP2016-4-8 .
- ^ Хьюз, Кэти (19 августа 2019 г.). «Скелеты и гендерное восприятие» .
- ^ Уордл, Сьюзен Г.; Паранджапе, Саника; Тауберт, Джессика; Бейкер, Крис И. (февраль 2022 г.). «Иллюзорные лица скорее будут восприниматься как мужские, чем как женские» . Труды Национальной академии наук . 119 (5). Бибкод : 2022PNAS..11917413W . дои : 10.1073/pnas.2117413119 . ISSN 0027-8424 . ПМЦ 8812520 . ПМИД 35074880 .
Литература
[ редактировать ]- Келлер, Эвелин (1985). Размышления о гендере и науке . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300032918 .
- Гинзберг, Рут (1989), « Раскрытие гиноцентрической науки », в Туана, Нэнси, изд. (1989). Феминизм и наука . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 69–84 . ISBN 9780253205254 .
- Хардинг, Сандра ; Хинтикка, Меррилл Б., ред. (1983). Открытие реальности: феминистские взгляды на эпистемологию, метафизику, методологию и философию науки . Дордрехт, Голландия Бостон Хингхэм, Массачусетс: Клувер Бостон. ISBN 9789027714961 .
- Хардинг, Сандра (1986). Научный вопрос в феминизме . Итака, Лондон: Издательство Корнельского университета. ISBN 9780335153596 .
- Хардинг, Сандра (1991). Чья наука? Чьи знания?: размышления из женской жизни . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801497469 .