Индекс гендерного паритета

ЮНЕСКО определила Индекс гендерного паритета ( ИГП ) как социально-экономический индекс, обычно предназначенный для измерения относительного доступа к образованию мужчин и женщин. Он используется международными организациями, в частности, для измерения прогресса развивающихся стран . Например, некоторые документы ЮНЕСКО рассматривают гендерный паритет в сфере грамотности . [1]
ЮНЕСКО описывает попытки устранить гендерное неравенство в сфере начального и среднего образования и подчеркивает тяжелое положение девочек, имеющих неравный доступ в странах третьего мира. [2]
GPI часто используется для выявления стран и регионов, нуждающихся в экономическом развитии и равенстве . [3]
Отчет Всемирного экономического форума о глобальном гендерном разрыве за 2022 год позволяет пользователям просматривать и сравнивать данные GPI стран, рассчитывать гендерный паритет в своей стране и изучать глобальные закономерности. [3]
Мировой GPI последовательно приближался к паритету с 1980 года. [4]
Определение и расчет
[ редактировать ]Институт статистики ЮНЕСКО также использует более общее определение ИГП: для любого показателя развития можно определить ИГП относительно этого показателя, разделив его значение для женщин на его значение для мужчин. [2]
В своей простейшей форме ИГП рассчитывается как частное числа женщин к числу мужчин, обучающихся на данном этапе образования ( начальном , среднем и т. д.).
Значение ИГП меньше единицы указывает на то, что гендерный паритет в пользу мужчин, тогда как значение ИГП больше единицы означает, что гендерный паритет в пользу женщин. [5] Чем ближе ИГП к единице, тем ближе страна к достижению равенства доступа между мужчинами и женщинами. [6] Говорят, что нация достигла гендерного паритета, когда ее значение GPI находится в диапазоне от 0,97 до 1,03. [7]
Приложение
[ редактировать ]Экономика
[ редактировать ]Использование экономистами Индекса гендерного паритета (ИГП) позволяет осуществлять комплексный мониторинг и оценку экономического прогресса страны с точки зрения гендерного равенства. [3] Многие экономисты полагают, что гендерное неравенство приводит к экономическим последствиям, таким как рост безработицы, снижение производства и огромное неравенство доходов. [8] Таким образом, мониторинг GPI международными организациями, такими как ЮНЕСКО и Всемирный банк , служит цели выявления недостатков экономического развития в странах и регионах, вызванных гендерным неравенством.
В настоящее время существует связь между странами с низкими доходами и низким ИГП, особенно в сфере среднего и высшего образования . [9] Например, во многих странах к югу от Сахары с низкими доходами наблюдается большой разрыв между доступом мужчин и женщин к образованию. [9]
Уровень доходов домохозяйств также является определяющим фактором вторичного и третичного GPI. [9] В слаборазвитых странах, таких как Камерун , Гвинея , Пакистан и Йемен , гендерный паритет существовал среди 20% самых богатых людей; тем не менее, низкие уровни GPI наблюдались среди 20% лиц с наименьшими доходами. [9] Таким образом, политики и другие заинтересованные стороны используют GPI, чтобы ориентироваться на регионы, в которых экономическое развитие является основной причиной гендерного неравенства.
Образование
[ редактировать ]В сфере образования GPI используется для измерения гендерного равенства в доступе к образованию. [2] Правительства и международные организации, такие как ЮНЕСКО и Организация Объединенных Наций, отслеживают гендерный разрыв в доступе к образованию, используя GPI для выявления секторов, где необходимо вмешательство для устранения гендерного неравенства. [2]
Низкий ИГП на уровне начального образования является показателем экономических, культурных или других структурных барьеров, которые мешают женщинам получать образование, а низкий ИГП на уровне высшего образования является показателем структурных барьеров, мешающих женщинам попасть в специализированные, продвинутые учебные заведения. поля карьеры. [9]
GPI также используется для измерения равенства в грамотности, в частности ЮНЕСКО . [2] Гендерное неравенство, особенно в сфере начального образования , оказывает сильное влияние на уровень грамотности. Например, низкий начальный ИГП является показателем того, что женщины в определенной стране или регионе ограничены в приобретении базовых навыков грамотности. [10]
Мировой индекс гендерного паритета (1970–2020 гг.)
[ редактировать ]Год | Мировой ИГП |
1970 | 0.8 |
1971 | 0.8 |
1972 | 0.8 |
1973 | 0.8 |
1974 | 0.8 |
1975 | 0.82 |
1976 | 0.84 |
1978 | 0.85 |
1979 | 0.84 |
1980 | 0.85 |
1981 | 0.85 |
1982 | 0.85 |
1983 | 0.84 |
1984 | 0.85 |
1985 | 0.85 |
1986 | 0.87 |
1987 | 0.87 |
1988 | 0.87 |
1989 | 0.88 |
1990 | 0.88 |
1991 | 0.89 |
1992 | 0.9 |
1993 | 0.9 |
1994 | 0.91 |
1995 | 0.91 |
1996 | 0.91 |
1997 | 0.92 |
1998 | 0.92 |
1999 | 0.92 |
2000 | 0.92 |
2001 | 0.93 |
2002 | 0.93 |
2003 | 0.95 |
2004 | 0.95 |
2005 | 0.95 |
2006 | 0.96 |
2007 | 0.96 |
2008 | 0.97 |
2009 | 0.97 |
2010 | 0.97 |
2011 | 0.98 |
2012 | 0.98 |
2013 | 1 |
2014 | 1 |
2015 | 1 |
2016 | 1.01 |
2017 | 1 |
2018 | 0.98 |
2019 | 0.98 |
2020 | 0.98 |
По стране
[ редактировать ]Страна | Последний год расчета | Последнее значение |
Афганистан | 2019 | 0.67 |
Албания | 2021 | 1.02 |
Алжир | 2020 | 0.97 |
Андорра | 1983 | 0.96 |
Ангола | 2018 | 0.94 |
Антигуа и Барбуда | 2019 | 0.98 |
Аргентина | 2020 | 1.01 |
Армения | 2021 | 1.01 |
Австрия | 2020 | 0.99 |
Азербайджан | 2021 | 1.01 |
Бахрейн | 2019 | 0.99 |
Бангладеш | 2021 | 1.02 |
Барбадос | 2021 | 0.97 |
Беларусь | 2021 | 1 |
Бельгия | 2020 | 1.01 |
Белиз | 2021 | 0.96 |
Бенин | 2021 | 0.93 |
Бутан | 2021 | 1.04 |
Боливия | 2020 | 1 |
Босния и Герцеговина | Н/Д | Нет данных |
Ботсвана | 2021 | 0.98 |
Бразилия | 2020 | 0.95 |
Бруней | 2020 | 1 |
Болгария | 2020 | 0.99 |
Буркина-Фасо | 2021 | 1.02 |
Бурунди | 2020 | 1.01 |
Кабо-Верде | 2019 | 0.94 |
Камбоджа | 2021 | 0.98 |
Камерун | 2019 | 0.9 |
Канада | 2020 | 0.97 |
Центральноафриканская Республика | 2017 | 0.77 |
Чад | 2021 | 0.8 |
Нормандские острова | Н/Д | Нет данных |
Чили | 2020 | 0.97 |
Китай | 2021 | 1.01 |
Колумбия | 2020 | 0.97 |
Коморские острова | 2018 | 1 |
Конго | 2018 | 0.97 |
Коста-Рика | 2021 | 0.99 |
Кот-д'Ивуар | 2021 | 0.95 |
Хорватия | 2020 | 1 |
Куба | 2021 | 0.98 |
Кипр | 2020 | 0.99 |
Чешская Республика | 2020 | 1 |
Дания | 2020 | 1 |
Джибути | 2021 | 0.92 |
Доминика | 2021 | 0.95 |
Доминиканская Республика | 2021 | 0.97 |
ДР Конго | 2020 | 0.95 |
Эквадор | 2021 | 1.02 |
Египет | 2019 | 1.01 |
Сальвадор | 2014 | 0.96 |
Экваториальная Гвинея | 2015 | 0.99 |
Эритрея | 2019 | 0.86 |
Эстония | 2020 | 1 |
В Свате | 2019 | 0.92 |
Эфиопия | 2021 | 0.91 |
Фиджи | 2021 | 0.96 |
Финляндия | 2020 | 1 |
Франция | 2020 | 0.99 |
Французская Гвиана | Нет данных | Нет данных |
Габон | 2019 | 0.97 |
Гамбия | 2021 | 1.13 |
Грузия | 2021 | 1.01 |
Германия | 2020 | 1.01 |
Гана | 2020 | 1.02 |
Гибралтар | 2021 | 1.07 |
Греция | 2020 | 1.01 |
Гренада | 2018 | 0.98 |
Гватемала | 2021 | 0.98 |
Гвинея | 2020 | 0.85 |
Гвинея-Бисау | 2010 | 0.93 |
Гайана | 2012 | 0.96 |
Гаити | 1998 | 0.97 |
Святой Престол | Нет данных | Нет данных |
Гондурас | 2012 | 1 |
Гонконг | 2021 | 1.04 |
Венгрия | 2020 | 0.98 |
Исландия | 2020 | 1.01 |
Индия | 2021 | 1.02 |
Индонезия | 2018 | 0.97 |
Иран | 2020 | 1.06 |
Ирак | 2007 | 0.84 |
Ирландия | 2020 | 1 |
Остров Мэн | Нет данных | Нет данных |
Израиль | 2020 | |
Италия | 2020 | 1 |
Ямайка | 2007 | 1 |
Япония | 2019 | 1 |
Иордания | 2021 | 0.99 |
Казахстан | 2020 | 1 |
Кения | 2019 | 0.97 |
Кувейт | 2021 | 1.15 |
Кыргызстан | 2021 | 1 |
Лаос | 2021 | 0.97 |
Латвия | 2020 | 1 |
Ливан | 1985 | 0.91 |
Лесото | 2019 | 0.95 |
Либерия | 2020 | 1 |
Ливия | 2006 | 0.96 |
Лихтенштейн | 2020 | 0.97 |
Литва | 2020 | 1 |
Люксембург | 2020 | 0.99 |
Макао | 2021 | 0.98 |
Мадагаскар | 2019 | 1.02 |
Малави | 2019 | 1.03 |
Малайзия | 2020 | 1.01 |
Мальдивы | 2020 | 1 |
У них было | 2020 | 0.91 |
Мальта | 2020 | 1 |
Мавритания | 2020 | 1.07 |
Маврикий | 2021 | 1.02 |
Майотта | Нет данных | Нет данных |
Мексика | 2020 | 1.01 |
Молдавия | 2021 | 0.99 |
Монако | Нет данных | Нет данных |
Монголия | 2021 | 0.98 |
Черногория | 2021 | 1 |
Марокко | 2021 | 0.97 |
Мозамбик | 2020 | 0.94 |
Мьянма | 2018 | 0.96 |
Намибия | 2021 | 0.97 |
Непал | 2021 | 0.96 |
Нидерланды | 2020 | 1 |
Никарагуа | 2020 | 0.99 |
Нигер | 2021 | 0.91 |
Нигерия | 2019 | 1.01 |
Северная Корея | Нет данных | Нет данных |
Северная Македония | 2020 | 1 |
Норвегия | 2020 | 1 |
Мой собственный | 2021 | 1 |
Пакистан | 2019 | 0.88 |
Панама | 2021 | 0.99 |
Парагвай | 2015 | 0.97 |
Перу | 2021 | 0.97 |
Филиппины | 2021 | 0.98 |
Польша | 2020 | 0.96 |
Португалия | 2020 | 0.99 |
Катар | 2021 | 1.02 |
Встреча | Нет данных | Нет данных |
Румыния | 2020 | 0.99 |
Россия | 2019 | 0.99 |
Руанда | 2021 | 0.99 |
Остров Святой Елены | Нет данных | Нет данных |
Сент-Китс и Невис | Нет данных | Нет данных |
Сент-Люсия | Нет данных | Нет данных |
Сент-Винсент и Гренадины | Нет данных | Нет данных |
Сан-Марино | 2021 | 0.99 |
Сан-Томе и Принсипи | 2017 | 0.97 |
Саудовская Аравия | 2021 | 1.01 |
Сенегал | 2021 | 1.16 |
Сербия | 2021 | 1 |
Сейшельские острова | 2021 | 1.03 |
Сьерра-Леоне | 2021 | 1.04 |
Сингапур | 2020 | 1 |
Словакия | 2020 | 1 |
Словения | 2020 | 1 |
Сомали | 2007 | 0.55 |
ЮАР | 2020 | 0.96 |
Южная Корея | ||
Южный Судан | 2015 | 0.71 |
Испания | 2020 | 1.01 |
Шри-Ланка | 2020 | 1 |
См. также
[ редактировать ]Индексы
[ редактировать ]- Индекс ВНС Бутана
- Широкие показатели экономического прогресса
- Год жизни с поправкой на инвалидность
- Полный учет затрат
- Зеленый национальный продукт
- Зеленый валовой внутренний продукт (Зеленый ВВП)
- Индекс гендерного развития
- Подлинный индикатор прогресса (GPI)
- Глобальный индекс мира
- Валовое национальное счастье
- Валовое национальное благосостояние (ВНП)
- Экономика счастья
- Индекс счастливой планеты (HPI)
- Индекс человеческого развития (ИЧР)
- ISEW (Индекс устойчивого экономического благосостояния)
- Индекс процветания наследия
- Удовлетворение от отдыха
- Индекс живой планеты
- Цели развития тысячелетия (ЦРТ)
- Индекс лучшей жизни ОЭСР BLI
- Субъективная удовлетворенность жизнью
- Индекс места рождения
- Википрогресс
- Индекс мира и безопасности женщин (WPS)
- Всемирный доклад о счастье (WHR)
- Мировое исследование ценностей (WVS)
Другой
[ редактировать ]- Экономика
- Рейтинг демократии
- Демографическая экономика
- Экономическое развитие
- Этика ухода
- Ассоциация человеческого развития и возможностей
- Индекс человеческой бедности
- Прогресс (история)
- Теория прогрессивного использования
- Пост-материализм
- Психометрия
- Международная ассоциация феминистской экономики
- Международное развитие
- Устойчивое развитие
- Система национальных счетов
- Экономика благосостояния
- Мера по расширению гендерных прав и возможностей
- Индекс гендерного развития
- Гендерное равенство
- Гендерное неравенство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Образование для всех (ОДВ) в наименее развитых странах» (PDF) . ЮНЕСКО. 2006 год . Проверено 26 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Коронкевич, Михаил. «Индекс гендерного паритета» (PDF) . ЮНЕСКО Бангкок. Архивировано из оригинала (PDF) 17 ноября 2017 года . Проверено 26 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с «Отчет о глобальном гендерном разрыве 2022» . Всемирный экономический форум . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Всемирный банк. «Охват школьным образованием, начальная школа (валовый), индекс гендерного паритета (ИГП)». Открытые данные Всемирного банка , https://data.worldbank.org/indicator/SE.ENR.PRIM.FM.ZS?name_desc=false .
- ^ «unstats | Показатели тысячелетия» . unstats.un.org . Архивировано из оригинала 30 октября 2020 года . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ Бодо, Ана (10 февраля 2017 г.). «Срок недели IATE: Индекс гендерного паритета» . Терминкоорд . Проверено 23 февраля 2019 г.
- ^ "Образование" . ДАННЫЕ ЮНИСЕФ . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ «Экономические преимущества гендерного паритета | McKinsey» . www.mckinsey.com . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Прогресс в достижении гендерного паритета в сфере образования неоспорим» . Отчет GEM за 2020 год . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Коронкевич, Михаил. «Индекс гендерного паритета» (PDF) . ЮНЕСКО Бангкок. Архивировано из оригинала (PDF) 17 ноября 2017 года . Проверено 26 ноября 2008 г.