Шах Абдул Латиф Бхиттай
Шах Абдул Латиф Бхиттай | |
---|---|
شاه عبداللطيف ڀٽائيШах Абдул Латиф Бхитай | |
Персональный | |
Рожденный | 1689/1690 Хала Хавели , Синд, Пакистан |
Умер | 21 декабря 1752 г. (63 года) Бхит , Синд, Пакистан |
Место отдыха | Храм Шаха Абдул Латифа Бхиттая , Бхит (Бхит Шах), Синд, Пакистан |
Религия | ислам |
процветал | Калхорский период |
Дети | 1 ребенок (умер в детстве или случился выкидыш) [1] |
Родитель | |
Родословная | Сайид через Мусу аль-Казима [2] [3] [4] |
Известные работы | Шах Джо Рисало |
Организация | |
Заказ | Кадири Овайси [7] [8] |
Философия | суфизм |
Мусульманский лидер | |
Преемник | Сайед Джамал Шах, наследник Гадди [9] |
Ученики | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Шах Абдул Латиф Бхиттай ( синдхи : شاه عبداللطيف ڀٽائي ; 1689/1690 - 21 декабря 1752), широко известный под почетными именами Лакино Латиф , Латиф Гот , Бхиттай и Бхит Джо Шах , был синдхским суфийским мистиком и поэтом из Пакистана, широко считавшимся величайшим поэтом языка синдхи .
Родился в семье Казми Сайид Хала Хавели, родом из Герата . [11] [12] [13] недалеко от современной Халы , Бхиттай вырос в соседнем городе Котри Могол. В возрасте около 20 лет он покинул дом и путешествовал по Синду и соседним землям, встречая многих мистиков и джогов , влияние которых очевидно в его поэзии. Вернувшись домой через три года, он женился на аристократической семье, но вскоре овдовел и больше не женился. Его набожность и духовность привлекли как большое количество последователей, так и враждебность некоторых. Проведя последние годы жизни в Бхите (Бхит Шахе), он умер в 1752 году. Над его могилой в последующие годы был построен мавзолей, ставший популярным местом паломничества.
Его стихи были собраны его учениками в сборнике « Шах Джо Рисало» . Впервые оно было опубликовано в 1866 году. С тех пор было опубликовано несколько переводов произведения на урду и английский язык. Поэзия Бхиттая популярна среди жителей Синда, и его почитают во всей провинции.
Жизнь
[ редактировать ]«Тухфат аль-Кирам и Макалат аш-шуара» , написанные Мир Али Шер Кани Тахтви, современником Шаха Абдул Латифа, примерно через пятнадцать лет после смерти поэта, дают некоторые основные подробности его жизни. Однако, кроме этих, существует мало письменных записей раннего периода, и большая часть того, что сообщалось о его жизни, передавалось устно из поколения в поколение. Устные традиции были собраны и задокументированы в конце 19 века Мирзой Калич Бегом и Миром Абд аль-Хусайном Санги. Вместе с произведениями Таттви они составляют основу жизнеописания поэта. [14] [15]
Бхиттай родился в 1689 или 1690 году в Хала Хавели недалеко от современной Халы . [16] [17] Шаху Хабибу, правнуку суфийского поэта Шаха Абдул Карима Булри . [14] Его предки вели свою родословную от четвертого халифа Али и Фатимы , дочери исламского пророка Мухаммеда . Они эмигрировали в Синд из Герата в конце 14 века. [18]
Бхиттай провел первые годы своего детства в Хала Хавели, но затем семья переехала в соседний город Котри Могол. [16] Местная традиция гласит, что он был неграмотен, однако использование им арабского и персидского языков в своих стихах и очевидное влияние персидского поэта Руми на его мысли показывают, что он был хорошо образован. [19] [20]
В возрасте около 20 лет он влюбился в Саиду Бегум, дочь аргунского аристократа из Котри Моголов, Мирзы Могол Бега, что привело к беде для семьи Бхиттая и заставило их вернуться в Хала Хавели. Однако ее любовь оказала глубокое влияние на юного Бхиттая, и он покинул дом, скитаясь по пустыне и отправившись в путешествие по Синду и прилегающим землям. [21] [22]
По словам Мотилала Джотвани, возможно, именно во время этих путешествий на первый план вышла его поэтическая натура. [23] В своих стихах он упоминает места, которые посетил. Сначала он отправился на холм Ганджо недалеко от нынешнего Хайдарабада , а затем отправился в Калачи (современный Карачи ) через Татту и Банбхор . По пути он встретил Джогиса и сопровождал его в Хингладж в горах южного Белуджистана . По возвращении на восток он посетил Лахут в Ласбеле , а затем отправился в Дварку , Порбандар , Джунагад и несколько других мест в регионе Катч . Вернувшись на запад, он посетил горы Карунджар в Нагарпаркаре . Расставшись с Джоги в Таре , он отправился в Джайсалмер, прежде чем вернуться в Татту, а затем домой. Его путешествия, кажется, оказали сильное влияние на его поэзию. [24]
Те, кто знакомится с Гянджинским холмом,
Станьте йогами, оставив все книги и писания. [25]
Бхиттай вернулся домой через три года. [22]
В 1713 году Мирза Могол-бек был убит во время преследования грабителей, разграбивших его дом. После этого инцидента Бхиттай женился на Саиде Бегум, женщине, в которую он был влюблен. В браке не появилось потомства, и Саида Бегум умерла через несколько лет после свадьбы. Бхиттай не женился повторно и всю жизнь оставался бездетным. [26] [22]
Теперь он, кажется, успокоился и посвятил себя молитве и поклонению. Его набожность привлекла большое количество последователей, что, как сообщается, вызвало к нему враждебность со стороны знати и Нура Мохаммада Калхоро , правителя Синда, который, как говорят, безуспешно пытался убить его путем отравления. [27]
Примерно за десять лет до своей смерти Бхиттай покинул свой дом и перебрался на песчаный холм в нескольких милях от Хала Хавели, который позже стал известен как Бхит Шах (Курган Шаха), отсюда и его титул Бхиттай (житель Бхита). [28] Бхиттай умер в Бхите 21 декабря 1752 года (14 сафара 1166 года хиджры ) в возрасте 63 лет. [14] и был похоронен там. [29] Гробница была построена над его могилой тогдашним правителем Синда Миан Гулам Шахом Калхоро в 1754 году. [19] или 1765. [30]
Поэзия
[ редактировать ]Поэзия Бхиттая носит преимущественно суфийский характер и глубоко религиозна. Он соединяет традиционные народные сказки с божественной любовью. [17] Стихи, известные на местном уровне как бейт (мн. абьят ) и по форме похожие на индийскую доху , [14] носят лирический характер , предназначены для музыкального исполнения, [31] и обычно очень компактны. [32]
Сегодня также дают северный крест, случаи черного облака |
Кроме того, он также использовал более расслабленный формат под названием wa'i . [14]
Закрой глаза, иди, ууу! теряться |
Говорят, что Бхиттай всегда держал при себе Коран , Карим джо Рисало и Маснави Руми. [33] Похоже, последний оказал на него значительное влияние; [34] иногда он отражает свои идеи, а иногда переводит свои стихи в своих стихах. [35] [36]
Давай, давай, брось девять |
Бхиттай подчеркивал, что суфии в своей поэзии должны придерживаться шариата и маарифа (гнозиса): [38] [39]
Поступай правильно, знай закон |
Абу Саид Абу'л-Хайр, персидский поэт и суфийский мистик (967–1049), выразил аналогичную идею в своих стихах, которые также широко приписывают Руми: [37]
Приди, приди, кто бы ты ни был,
Странник, идолопоклонник, огнепоклонник,
Приди и приди еще раз,
Наш не караван отчаяния. [37]
При жизни Бхиттая Синд перешел от Дели в правления Великих Моголов к местной династии Калхора . В конце жизни Бхиттая Надир Шах Афшар разграбил Дели и сделал Синд своим данником. Бхиттай также стал свидетелем нападения Ахмад Шаха Дуррани на Дели и его подчинения Синда афганскому правлению. Несмотря на все это, его поэзия лишена каких-либо упоминаний об этих потрясениях или о политическом ландшафте своего времени в целом. Х. Т. Сорли объяснил это своим интересом к «вечным истинам» и безразличием к «преходящим явлениям» и «мелким войнам». [29]
Рисало
[ редактировать ]Стихи Бхиттая не были записаны при его жизни, но пелись и запоминались его учениками во время музыкальных сессий ( Рэг ), которые он проводил. [41] Стихи были собраны после его смерти в сборник под названием «Шах Джо Рисало» («Книга Шаха»). [42]
Впервые « Рисало» было опубликовано в 1866 году немецким филологом Эрнестом Трамппом . Он содержит тридцать глав, называемых Sur , каждая из которых посвящена определенному музыкальному ладу. [43] Каждый сур делится на разделы: дастан (рассказ) или фасл одинаковой тематики (глава), которые содержат абьят . Каждый раздел заканчивается одним или несколькими ваисами . [14] Некоторые суры сосредотачиваются на народных сказках Синда, таких как Сассуи Пунхун , Сохни Мехар , Умар Маруи и Лилан Чанесар , тогда как другие, такие как Сур Аса и Сур Яман Калян , описывают мистические настроения и идеального традиционного любовника. Сур Саранг посвящен восхвалению исламского пророка Мухаммеда , а Сур Кедаро оплакивает смерть внука Мухаммеда и предка Бхиттая Хусейна ибн Али в битве при Кербеле в 680 году. [43] и Гулам Мухаммад Шахвани, сказали, что Сур Кедаро Некоторые выдающиеся знатоки поэзии Шаха, такие как Наби Бахш Балоч произошел из внешнего источника, а не из самого Шаха. [44] [45] [46]
Со времени первого издания «Рисало » различными учеными было опубликовано еще несколько изданий, в том числе Мирза Галич Бег , Хотчанд Молчанд Гурбахшани , Гулам Мухаммад Шахвани, Калян Адвани и Наби Бахш Белудж . Переводы на урду были опубликованы шейхом Аязом , Аязом Хусейном Кадири и Сайидом Вакаром Ахмадом Ризви. Первый частичный английский перевод Рисало был опубликован Х. Т. Сорли в 1940 году, за ним последовали Эльза Кази и Гулам Али Аллана. Полные переводы были опубликованы Мухаммадом Якубом Агой, Аменой Хамисани и другими. Ранние рукописи Рисало , а также опубликованные издания демонстрируют значительные различия по содержанию. Наиболее широко распространенная версия насчитывает около 3000 абьятов и 200 ваи . [14]
Наследие
[ редактировать ]Бхиттай считается величайшим суфийским поэтом языка синдхи. [14] [22] и национальный поэт Синда. [47] По словам востоковеда Аннемари Шиммель , он «самый выдающийся мастер популярной суфийской поэзии в Пакистане». [48] По словам Сейеда Хоссейна Насра Бхиттая , Рисало сравнивают с Матнави Руми , а Бхиттай представляет собой «прямые эманации духовности Руми в индийском мире». [34]
Каждый четверг вечером традиционные музыканты и дервиши поют в храме стихи Бхиттая в типичном экстатическом стиле. Спектакль обычно называют Шах джо Раг (музыка Шаха). [14] [30]
Популярная культура
[ редактировать ]Поэзия Бхиттая популярна среди синдхов, включая мусульман и индуистов. Возможно, этому способствовали собственные связи Бхиттая с джогами и саньяси. Народные сказки, рассказанные в « Сурах Рисало », часто пересказываются и поются детям. [47]
множество анекдотов о Бхиттае аигографического Среди местных жителей известно характера. Одна из таких историй гласит, что, когда его учили алфавиту, он отказался учить что-либо, кроме буквы Алиф , поскольку она означает имя Бога ( Аллаха ), и за ее пределами нет ничего ценного. [29] Другая история такого рода утверждает, что его последователи подарили ему письменный экземпляр Рисало , который он выбросил в близлежащее озеро Кирар, прочитав его. Когда последователи протестовали, он позволил им переписать весь Рисало , рассказав его по своей памяти. [49] Его могила является популярным местом паломничества в Синде. [47]
Урс
[ редактировать ]Урс , ежегодное празднование его смерти, происходит 14 сафара, второго месяца календаря хиджры. Церемония, которая длится три дня, включает в себя молитвы, музыку, выставки, литературные конференции и скачки. К святыне приезжают люди со всей провинции. [50] [51] Статуя Бхиттая высотой 16 футов была установлена перед домом отдыха Бхит Шаха по случаю его 274-го Урса в 2017 году. [52]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Перевод Кристофера Шекла . [14]
- ^ Перевод Мубарака Али Лашари и Мухаммада Сафира Авана. [35]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жизнь шаха Абдул Латифа Бхитаи . 1980.
- ^ Жизнь шаха Абдул Латифа Бхитаи . 1980.
- ^ Джотвани, Мотилал Вадхумал (1996). Суфии Синда . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. ISBN 978-81-230-0508-9 .
- ^ Бертон, Ричард Ф. (1851). Синд и расы, населяющие долину Инда, с примечаниями о топографии и истории провинции .
- ^ Жизнь шаха Абдул Латифа Бхитаи . 1980.
- ^ Суфии Синда .
- ^ «Суфийский фонд» . shahabdullatifbhittai.com .
- ^ Шах Абдул Латиф и его суфийская мысль .
- ^ Жизнь шаха Абдул Латифа Бхитаи . 1980.
- ^ Жизнь шаха Абдул Латифа Бхитаи . 1980.
- ^ Жизнь шаха Абдул Латифа Бхитаи . 1980.
- ^ Джотвани, Мотилал Вадхумал (1996). Суфии Синда . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. ISBN 978-81-230-0508-9 .
- ^ Бертон, Ричард Ф. (1851). Синд и расы, населяющие долину Инда, с примечаниями о топографии и истории провинции .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кандал 2013 года .
- ^ Сорли 1966 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б Сорли 1966 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Бакир 1982 .
- ^ Джотвани 1986 , стр. 95–96.
- ^ Jump up to: а б Сорли 1966 , с. 174.
- ^ Джотвани 1986 , стр. 103–104.
- ^ Адвани 1970 , стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б с д Смит 2012 , с. 7.
- ^ Джотвани 1986 , стр. 107–108.
- ^ Джотвани 1986 , стр. 110–117.
- ^ Адвани 1970 , с. 16.
- ^ Адвани 1970 , с. 22.
- ^ Адвани 1970 , стр. 23–24.
- ^ Адвани 1970 , стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б с Сорли 1966 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б Шиммель 1976 , с. 151.
- ^ Сорли 1966 , с. 224.
- ^ Шиммель 1975 , с. 390.
- ^ Смит 2012 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Наср 1975 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Лашари и Аван 2014 .
- ^ Шиммель 1975 , стр. 392–393.
- ^ Jump up to: а б с Лашари и Аван 2014 , с. 53.
- ^ Абдул Гаффар Сумро (1998). Шах Абдул Латиф и его суфийская мысль (докторская диссертация). Джамшоро, Пакистан: Университет Синда. п. 17.
- ^ Сур Аса
- ^ Абдул Гаффар Сумро 1998 , с. 17.
- ^ Белудж 2010 , с. 11.
- ^ Сорли 1960 , стр. 1194–1195.
- ^ Jump up to: а б Шиммель 1975 , стр. 390–391.
- ^ «На литературном собрании бушует спор по поводу Кедаро» . РАССВЕТ.КОМ . 7 марта 2007 г.
- ^ Санаи, Мухаммад Хабиб (23 июля 2017 г.). «ПОЛЕМИКА: ЗАБЫТЫЙ УЧЕНЫЙ» . РАССВЕТ.КОМ .
- ^ Парех, Рауф (28 декабря 2012 г.). «Аутентичная версия рисало Шах Джо» . РАССВЕТ.КОМ .
- ^ Jump up to: а б с Сорли 1960 , с. 1195.
- ^ Шиммель 1975 , с. 389.
- ^ Сорли 1966 , с. 175.
- ^ Ахмед 2015 .
- ^ «Начинается урское празднование Хазрат Шаха Абдул Латифа Бхитаи» . «Экспресс Трибьюн» . 5 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 5 марта 2021 г.
- ^ «Выставлена статуя Бхитая» . Рассвет . 5 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 г. Проверено 5 марта 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адвани, КБ (1970). Создатели индийской литературы: Шах Латиф . Нью-Дели: Сахитья Академи .
- Ахмед, Вакар (10 апреля 2015 г.). «Бхит Шах: После дхамаала» . Рассвет . Архивировано из оригинала 30 ноября 2020 года . Проверено 5 марта 2021 г.
- Бакир, М. (1982). «Абд аль-Латиф Бхетаи » Энциклопедия Ираника Том. Энциклопедии Ираника 1. Фонд Получено 28 февраля.
- Белудж, Наби Бахш (2010). Жизнь и мысли Шаха Абдул Латифа Бхиттая . Перевод Умрани, Гюль Мухаммад. Карачи: Департамент культуры правительства Синда.
- Фатими, SQ (2002). «Шах Абд аль-Латиф Хитаи и Ост-Индская компания». Исламские исследования . 41 (3): 495–505. JSTOR 20837213 .
- Джотвани, Мотилал (1986). Суфии Синда . Нью-Дели: Министерство информации и радиовещания, правительство Индии. ISBN 9788123023410 .
- Лашари, Мубарак Али; Аван, Мухаммад Сафир (2014). «Концепция любви: сравнительное исследование Мауланы Руми и Шаха Абдула Латифа Бхиттая». 1-й Средиземноморский междисциплинарный форум по социальным и гуманитарным наукам, MISFS 2014, том 2, 23–26 апреля 2014 г., Бейрут, Ливан . Том. 2. Кочани: Европейский научный институт. стр. 52–59. ISBN 978-608-4642-21-3 .
- Наср, Сейед Хосейн (1975). «Руми и суфийская традиция». В Челковски, Питер Дж. (ред.). Ученый и святой: исследования памяти Абуль-Райхана аль-Бируни и Джалал ад-Дина ар-Руми . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета . стр. 169–185. ISBN 9780814713600 .
- Шиммель, Аннемари (1975). Мистические аспекты ислама . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины . ISBN 978-0-8078-1271-6 .
- Шиммель, Аннемари (1976). Боль и благодать: исследование двух писателей-мистиков мусульманской Индии восемнадцатого века . Лейден: Э. Дж. Брилл . ISBN 9789004378544 .
- Смит, Пол (2012). Шах Латиф: Избранные стихи . Виктория, Австралия: Новые книги человечества, Книжный рай. ISBN 978-1480039933 .
- Сорли, ХТ (1960). «Бхитаи» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1194–1195. OCLC 495469456 .
- Сорли, HT (1966) [1940]. Шах Абдул Латиф из Бхита: его поэзия, жизнь и времена: исследование литературных, социальных и экономических условий в Синде восемнадцатого века . Карачи: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0196360294 .
- Шекл, Кристофер (2013). «Абд аль-Латиф» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_24149 . ISSN 1873-9830 .
- Гулам Хусейн (2021) Политика метафоры: следы кастовости и патриархата в творчестве Шаха Абдула Латифа, Постколониальные исследования, DOI: 10.1080/13688790.2021.1923154
Внешние ссылки
[ редактировать ]Биографии
- М. М. Гидвани (1922). Шах Абдул Латиф . Лондон: Индийское общество.
- Биография Шаха Абдул Латифа
- Шах Бхитай — Душа Синда
- Жизнь и времена Шаха Бхитая
Поэзия
- Поэзия Шаха Латифа: перевод на английский Эльзы Кази
- Аудиоотрывки стихов Шаха Бхитаи, положенные на музыку
- Шах Абдул Латиф Бхиттай
- 1689 рождений
- 1752 смерти
- Поэты-мистики
- Люди из района Матиари
- Суфийские поэты
- Суфийские мистики
- Суфизм в Синде
- Суфизм в Индии
- Синдхи-суфийские святые
- Поэты Империи Великих Моголов
- Поэты на языке синдхи
- Синдхи
- История Синда
- Писатели на языке синдхи
- Суфии Империи Великих Моголов
- Святыни в Пакистане
- Люди Империи Великих Моголов XVIII века