Дебал
Часть серии о |
История Карачи |
---|
Доисторический период |
Древний период |
Классический период |
Исламский период |
Местные династии |
Британский период |
Независимый Пакистан |
Дебал ( также называемый Дайбул, Дайбул или Девал ) был торговым городом и древним портом в Синде , ныне провинции Пакистана .
Точное местоположение города определить было сложно. Предложенные отождествления с Карачи , Таттой и Лахари Бандаром остаются необоснованными.
Город в основном населяли люди племени Мед . Во время визита Мукаддаси купцы говорили на синдхском и арабском языках. [ 1 ] [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]В арабских учебниках истории, особенно в отчетах начала восьмого века о приходе ислама на Индийский субконтинент , он был задокументирован как Дайбул (Dīwal ~ Dībal ديبل ). Согласно одной из версий, это название произошло от слова «Девалайя», что на санскрите означает «обитель Бога» .
Согласно Чач Нама , имя Дебал происходит от слова Девал , что означает «храм». [ 3 ] Причина, как говорится, в том, что здесь находился знаменитый храм. [ 3 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]По мнению современных археологов, Дебал был основан в первом веке нашей эры и вскоре стал самым важным торговым городом Синда . Портовый город был домом для тысяч синдов, моряков- включая баваридж . Ибн Хавкал , писатель, географ и летописец десятого века, упоминает городские хижины и засушливые засушливые земли, окружающие город, которые мало способствовали сельскому хозяйству. Он упоминает, насколько эффективно жители города содержали рыболовные суда и торговали. Аббасиды и были первыми, кто построил большие каменные сооружения, включая городскую стену цитадель . Сообщается, что землетрясение в 893 году нашей эры разрушило портовый город Дебал. [ 5 ]
Дебал был первым городом, который штурмовал Мухаммад бин Касим. Мусульманский историк девятого века Аль-Баладхури, написавший подробный отчет о ранних исламских вторжениях в Индию, записал, что часть населения была убита в резне, продолжавшейся три дня. Затем Касим выделил четверть города для мусульманского гарнизона после того, как индуистские лидеры построили храм и оставили после себя четыре тысячи человек. Мечеть Ат в Дебале, построенная на вершине храма, была первой мечетью, построенной на Индийском субконтиненте.
Даже в 1221 году Дебал, похоже, оставался важным портовым городом; Согласно « Джахан-куша», описывается, что Джалал ад-Дин Мангбурни подошел к городу в том же году, и его правитель Хасрар бежал, позволив ему войти в город без сопротивления. [ 4 ] Однако вскоре после этого город, должно быть, пришел в упадок — примерно в это время Инд изменил русло, и это место в конечном итоге было заброшено. [ 6 ] К началу 1300-х годов Дебал полностью отсутствует в Ибн Баттутой . описании Синда [ 4 ] Его роль главного торгового порта Синда была передана новому городу Лахари Бандар . [ 4 ]
Дебал и остров Манора посетил османский адмирал Сейди Али Рейс (1498–1563) и упомянул в своей книге «Миръат уль Мемалик» в 1554 году. В 1568 году Дебал подвергся нападению португальского адмирала Фернана Мендеса Пинту (1509–1583) во время попытаться захватить или уничтожить стоявшие там на якоре османские суда. Фернан Мендес Пинту также утверждает, что моряки-синди присоединились к османскому адмиралу Куртоглу Хызыру Рейсу в его путешествии в Ачех . Дебаль также посетили британские писатели-путешественники, такие как Томас Постанс и Джон Эллиотт . По словам Элиота, известного своими яркими рассказами о городе Татта , части города Карачи и острова Манора в порту Карачи составляли город Дебал.
Расположение
[ редактировать ]Несмотря на свою историческую важность, точное местонахождение Дебала неизвестно. [ 7 ] Ранние географы дали лишь расплывчатое описание его местоположения, хотя на картах Ибн Хаукаля и Истахри он изображен на западном берегу Инда, прямо у берега. [ 3 ] Фиришта (ок. 1600 г.) писал, что Дебал — это то же место, что и Татта , и это утверждение затем повторили более поздние авторы. [ 4 ] Мир Масум пошел еще дальше и заявил, что Дебал был одновременно Таттой и Лахари Бандаром. [ 4 ] Большинство ранних британских авторов отождествляли Дебала с Таттой; например, Ричард Фрэнсис Бертон писал, что Татту когда-либо называли Дебал только на арабском и персидском языках, а шали, сделанные в Татте, были известны под названием Шали Дебали . [ 4 ]
Другие писатели, такие как Его Величество Эллиот (1867 г.), предпочитали Карачи местом расположения Дебала. [ 4 ] Эллиот, в частности, «мало сомневался» в этой идентификации и предположил, что одноименный храм Дебала, вероятно, находился на острове Манора . [ 4 ] Однако Малкольм Роберт Хейг (1894) раскритиковал эту идентификацию, основываясь на ошибочном переводе « аль-Баладхури » Футух аль-Булдан на французский язык Жозефом Туссеном Рейно , который переводит арабское خور الديبل khawr al-Daybul , «устье/ручей Дебала». ", как "la baie de Debal" или " залив Дебаль". [ 3 ] Сам Хейг предпочитал руины Какар-Букера , ниже по течению от Татты на Багхарском рукаве Инда; Местная традиция гласит, что когда-то это место было процветающим торговым портом. [ 3 ]
Другая предлагаемая идентификация - это место Банбхора . [ 8 ] Н. Б. Балух (1952) приводил доводы в пользу этой интерпретации по филологическим соображениям, но не имел археологических доказательств, подтверждающих ее. [ 9 ] Однако в период с сентября 1958 по апрель 1965 года под руководством Ф.А. Хана проводились систематические раскопки, которые привели к обнаружению 14 куфических Банбора надписей на обрушившейся северной стене общинной мечети . [ 8 ] Исследование этих надписей, проведенное Мухаммадом Абдул Гафуром (1966), пришло к решительному выводу в пользу отождествления Дебала с Банбором. [ 8 ] [ 9 ] и по состоянию на 2012 год его вывод остался неоспоримым. [ 8 ]
Между тем, Сайед Шакир Али Шах (1996) также предположил, что и Дебал, и Лахари Бандар находились в Джуна Шах Бандаре (он же Джаки Бандар, в Мирпур Сакро талуке в районе Татта на 24 ° 37 'северной широты, 67 ° 22' восточной долготы). [ 7 ] Раскопки здесь выявили наличие более раннего форта под видимыми в настоящее время руинами. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Горовиц, Дж. (2012). «Дайбул» . Справочные работы Brill . дои : 10.1163/2214-871x_ei1_sim_1765 .
- ^ Базми Ансари, AS (2012). «Дайбул» . Справочники Брилла . дои : 10.1163/1573-3912_islam_sim_1764 .
- ^ Jump up to: а б с д и Хейг, Малькольм Роберт (1894). Страна дельты Инда: мемуары, главным образом о ее древней географии и истории . Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трюбнер и Ко, стр. 42–9 . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Эллиот, HM (1867). «Тархан-Нама». В Доусоне, Джон (ред.). История Индии, рассказанная ее собственными историками - Мухаммадский период, Vol. Я (PDF) . Лондон: Трюбнер и Ко, стр. 374–8, 490 . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ «Значение землетрясения в Аллах-Бунде 1819 года, 200 лет спустя» . thewire.in/ . Проверено 15 июня 2019 г.
- ^ Паливал, Амита (2010). Синд в Империи Великих Моголов (1591-1740): исследование ее управления, общества, экономики и культуры . Алигарх: Мусульманский университет Алигарха. п. 11 . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Шах, Сайед Шакир Али (1996). «Джуна Шах Бандер: противоречивые результаты раскопок» . Исламские исследования . 35 (1): 3 . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Могол, Мохаммад Рафик (2012). «Ранняя исламская глазурованная керамика из Банбхора и ее связи с современными городами в период с 8 по 11 века нашей эры». В Бхуяне, Мокаммал Х. (ред.). Исследования наследия Южной Азии (PDF) . Дакка: Управление наследием и исследования. стр. 332–41 . Проверено 4 февраля 2022 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Хан, Мухаммад Иштиак (2002). «Большая мечеть Банбора: переоценка» . Древний Пакистан . XV : 1–9 . Проверено 4 февраля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Малькольм Роберт Хейг (1894). Страна дельты Инда: мемуары, главным образом о ее древней географии и истории . К. Пол, Тренч, Трюбнер и Ко. с. 42 .
Дебал.