Jump to content

Мечеть Бегум Шахи

Координаты : 31 ° 35'14 "N 74 ° 19'04" E  /  31,587095 ° N 74,317802 ° E  / 31,587095; 74.317802

Мечеть Мариам-уз-Замани Бегум
Бегум Шахи Масджид
Мечеть Мариам-уз-Замани , широко известная как мечеть Бегум Шахи.
Религия
Принадлежность ислам
Расположение
Расположение Пенджаб , Лахор , Пакистан
Мечеть Бегум Шахи расположена в Лахоре.
Мечеть Бегум Шахи
Показано в Лахоре
Географические координаты 31 ° 35'14 "N 74 ° 19'04" E  /  31,587095 ° N 74,317802 ° E  / 31,587095; 74.317802
Архитектура
Тип Мечеть
Стиль Индо-исламский , Могольский
Основатель Мариам-уз-Замани
Финансируется Мариам-уз-Замани
Новаторский 1611
Завершенный 1614
Технические характеристики
Купол (ы) 3
Материалы кирпич [1]

Мечеть Бегум Шахи ( урду : Бегум Шахи Масджид ), официально Мечеть Мариам Замани Бегум ( урду : Мариям Замани Бегум Ки Масджид ), — мечеть начала 17-го века, расположенная в городе-крепости Лахор , Пенджаб, Пакистан . Построен императрицей Великих Моголов Мариам-уз-Замани . [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] главная супруга императора Акбара, это одна из крупнейших мечетей Пакистана. [9] [10] Мечеть была построена между 1611 и 1614 годами во время правления императора Великих Моголов Джахангира .

Это самая ранняя мечеть Лахора эпохи Великих Моголов. [11] [12] Он известен своим изысканным фресковым декором с геометрическими и цветочными мотивами, нарисованными на лепнине, а также надписями имен Бога . [3] [11] [13]

Ислам учит о единстве и бесконечности Бога (Ахада), о том, что Он един и обладает божественной силой, а Его единство самоочевидно, исходя из Его вечности и вездесущности. Масджиды воплощают принцип таухида, отражая концепции бесконечности и единства Бога, Его божественного единства (ахадийа) и единства всего творения (вахдат аль-вуджуд) в своих архитектурных проектах и ​​украшениях. Этого удалось достичь с помощью арок и куполов, а также правильного и равномерного разделения пространства, отражающего гармоничные закономерности и космическое единство во Вселенной. Мечети Масджид Марьям Замани и Вазир Хан являются истинными примерами таких мечетей. [14]

Мечеть была построена императрицей Марьям Замани , императрицей императора Великих Моголов Акбара и матерью императора Джахангира . Он был построен в ранний период Джахангира , в 1023 году хиджры/1614 году нашей эры, как записано в персидской надписи на фасаде северных ворот. [2]

Марьям Замани, индуистская принцесса по происхождению. [15] [16] [17] женился на мусульманской общине [18] [19] и торговали на христиане, где доминировали водных путях, не сталкиваясь с религиозными препятствиями. Ее статус изолированного финансиста предоставил ей как приключение в зарубежной торговле , так и защиту от религиозных ограничений. [20]

Эта мечеть известна в народе как «Мечеть Бегум Шахи» по одному из ее титулов, « Шахи Бегум » ( букв. Супруга Императрицы). [21]

Расположение

[ редактировать ]

Мечеть расположена недалеко от старых ворот Масти города- крепости Лахора , напротив восточных стен Лахорского форта . [1]

Эта мечеть была построена как мечеть Джами для присутствовавших при дворе. [11] Строительство началось в 1611 году и продолжалось до 1614 года. [12] Мечеть оставалась посещаемой для молитв как дворянством Великих Моголов, так и простыми людьми более двухсот лет, пока она не превратилась в пороховой завод. [22]

Во время правления сикхов в Лахоре эта мечеть была превращена Ранджитом Сингхом в пороховой завод, за что она тогда была известна как Барудхана Вали Масджид («Пороховая мечеть»). [23] [24] Созданный при мечети пороховой завод имел полноценный коллектив, работавший под руководством Джавахара Мал Мистри. [22] [1]

В 1850 году майор МакГрегор, тогдашний заместитель комиссара Лахора, вернул мечеть мусульманам вместе с пристроенными к ней магазинами и домами. [22] [1] и она получила свое теперь официальное название «Масджид Мариям Замани». [25]

Архитектура

[ редактировать ]
Купол мечети богато украшен фресками эпохи Великих Моголов.

Мечеть Вали Нимат Мариам-уз-Замани Бегум представляет собой переходный этап архитектуры и отражает как влияние Великих Моголов, так и влияние более ранней пуштунской династии Лоди , которая ранее управляла регионом. [26] Короткие купола и широкие арки представляют более ранний стиль Лоди, а балконы, боковые комнаты и украшения мечети выполнены в стиле Великих Моголов. [1]

Мечеть воплощает стиль, который был замечен в последующих мечетях и зданиях Великих Моголов: однонефное прямоугольное пространство, разделенное на пять отсеков. [7] [27] Внешняя форма мечети принадлежит к типу, давно популярному в индо-исламской архитектуре. [11]

Мечеть представляет собой первую в Лахоре молитвенную комнату с пятью отсеками, которая позже станет типичной для всех более поздних мечетей Великих Моголов, таких как мечеть Вазир-хана и мечеть Бадшахи . Центральный отсек мечети выполнен в стиле персидского Чар Так и окружен по одному куполу меньшего размера с обеих сторон. [28] Изначально в мечети было 3 ворот, из которых сохранились 2. [11]

Мечеть занимает территорию площадью 135 футов 6 дюймов на 127 футов 6 дюймов. Он построен из кирпичной кладки и оштукатурен и представляет собой массивное сооружение, представляющее переходный этап архитектуры между периодами Лоди и Моголов. Он имеет два входа через глубоко утопленные арочные ворота на северной и восточной сторонах. Лестница из четырех ступенек в каждом воротах ведет вниз к главному двору размером 123 на 83 фута. Первоначально двор был окружен рядами келий с севера и юга, некоторая часть которых существует до сих пор. На востоке, вдоль ворот, находится платформа шириной 17 футов, на которой стоит ограда, состоящая из восьмиугольной куполообразной гробницы и нескольких других современных могил.

В центре двора сейчас капитально отремонтирован резервуар для омовения размером 31 фут 5 дюймов на 26 футов 3 дюйма. Современная армированная крыша Бадауна и других мест субконтинента дает нам представление об их постепенном развитии и совершенстве, достигнутом в период Великих Моголов. [29]

Украшение интерьера

[ редактировать ]

Мечеть выделяется своими фресками, которые отличаются совершенством техники и разнообразием сюжетов. В мечети использован самый ранний иранский мотив в архитектуре Великих Моголов. [30]

«Эти картины не имеют себе равных в Пакистане и, возможно, в Индии «по своей деликатности и живому разнообразию», а также по гармоничному золотистому тону, который лишь частично обусловлен возрастом». [3]

- Мортимер Уилер, Пять тысяч лет Пакистана.

«Никогда в истории архитектуры раннего периода Великих Моголов мы не находим такого широкого и исключительного использования этого типа декора. Бесконечное разнообразие геометрических цветочных и письменных узоров, разбросанных по внутренней поверхности в тонкой цветовой гамме, является характерной чертой больше нигде не видел». [13]

- Ахмад Наби Хан, Пакистанская археология №7.

Вся внутренняя поверхность молитвенной палаты покрыта красочным фресковым декором. В центре главного купола находится медальон с расходящимся звездчатыми и сетчатыми формами, выполненными в лепнине, завершающими изысканный декор куполов. Подобные формы можно увидеть в последующей архитектуре Великих Моголов. [11] [7]

Потолки гробницы Итимад-уд-Даула с их богато полихромными сетчатыми сводами и звездчатыми формами представляют собой более изысканную версию потолков мечети Марьям Замани . [31] [32] Великолепно расписанная молитвенная комната мечети Вазир Хана и ее интерьер, а также углубленная арка и звездчатый свод центрального пиштака богато полихромированы с использованием техники, аналогичной той, что используется в мечети Марьям Замани . [33]

Эта мечеть известна своей сложной работой и считается самой красивой из трех великих мечетей старого Лахора. Нет сомнений в том, что мечеть Вазир-хана прекрасна, как и огромная мечеть Бадшахи, но по замысловатой красоте ни одна не может сравниться с мечетью императрицы. [6]

В мечети представлены в основном четыре надписи коранического и некоранического происхождения. [12] Надпись над северными воротами содержит персидскую надпись, которая гласит: [1] [2]

Благодарение Богу, по чьей милости, под покровительством Ее Величества, это здание было завершено. Основательницей здания, места спасения, является царица Мариям Замани. О завершении этого здания, напоминающего рай, я думал, когда наконец нашел его в словах «Какая прекрасная мечеть!»

Таким образом, изысканная архитектура мечетей периода Джахангира несет на себе печать женского покровительства . [7]

В то время как надпись над восточными воротами гласит молитву императрицы Мариам-уз-Замани за ее сына Джахангира : [1]

Пусть Покоритель мира, Император Нур-уд-Дин Мухаммад , сияет в мире, как солнце и луна, о Боже!

Над аркой в ​​северном конце мечети находится последняя надпись, которая гласит: [1]

Так сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Верующие в мечети – как рыба в воде!»

Сохранение

[ редактировать ]

В Пакистане мечеть была захвачена несколькими магазинами, а вид на мечеть со стороны ворот Акбари форта Лахора был закрыт незаконно построенными шиномонтажными мастерскими. [24] В июле 2016 года власти города-крепости Лахора объявили, что магазины будут снесены, а мечеть также будет законсервирована и восстановлена. [34] [27]

Библиография

[ редактировать ]
  • Хан, Ахмад Наби (1970). Пакистанская археология №7 .
  • Ашер, Кэтрин Б. (Кэтрин Бланшар) (1992). Архитектура Индии Великих Моголов . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-26728-1 .
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Латиф, Сиад Мухаммад (1892). Лахор: его история, архитектурные остатки и древности . Оксфордский университет: New Imperial Press.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Хан 1970 , стр. 121, 122, 129.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Уиллер, REM (1950). Пять тысяч лет Пакистана . п. 83.
  4. ^ Шиммель, Аннемари; Вагмар, Бурзин К. (2004). Империя Великих Моголов: история, искусство и культура . Лондон: Книги реакции. п. 148. ИСБН  978-1-86189-185-3 .
  5. ^ Беверидж, Х. (1907). Акбарнама Абул Фазла Том. 2 . п. 506.
  6. ^ Перейти обратно: а б «Вспоминая: Императрица и два ее обреченных паломнических корабля» . 11 апреля 2021 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Кох, Эбба (1990). Могольская архитектура . п. 83.
  8. ^ Сады Великих Моголов: источники, места, изображения и перспективы . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. 1996. с. 155. ИСБН  978-0-88402-235-0 .
  9. ^ Мехта, Дж.Л. (1981). Предварительное исследование истории средневековой Индии . Том. II. Стерлинг Паблишер Прайвит Лимитед. ISBN  8120704320 . Бихари Мал дал своей дочери богатое приданое и послал своего сына Бхагвана Даса с отрядом раджпутских солдат сопровождать его молодоженную сестру в Агру согласно индуистскому обычаю. Акбар был глубоко впечатлен весьма достойным, искренним и царственным поведением его раджпутских родственников. Он взял на королевскую службу Ман Сингха, юного сына Бхагванта Даса. Акбар был очарован обаянием и достижениями своей жены-раджпутки; он по-настоящему полюбил ее и возвысил ее до статуса главной королевы. Она приехала, чтобы оказать глубокое влияние на социокультурную среду всего королевского двора и изменила образ жизни Акбара. Салим (позже Джахангир), наследник престола, родился от этого брака 30 августа 1569 года.
  10. ^ Хинду-шах Мухаммад Касим. Гульшан-и-Ибрагими . п. 223.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ашер 1992 , стр. 116–117.
  12. ^ Перейти обратно: а б с «Бегум Шахи Масджид» . Пакистан сегодня. 12 марта 2016 года . Проверено 31 августа 2016 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Хан 1970 , с. 126.
  14. ^ Хашми, Арсала (2018). «Философия дизайна интерьера в мечетях эпохи Великих Моголов в Лахоре: пример мечетей Марьям Замани и Вазир Хана» . Журнал искусства, архитектуры и искусственной среды . 01 (2): 57. дои : 10.32350/jaabe.12.04 . ISSN   2617-2690 . S2CID   116177297 .
  15. ^ Чандра, Сатиш (2007). История средневековой Индии: 800-1700 гг . Ориент БлэкСвон. п. 243. ИСБН  978-81-250-3226-7 .
  16. ^ Эрали, Авраам; Эрали, Авраам прошлой весной (2000). Императоры павлиньего трона: Сага о великих Моголах . Библиотечный Бытие. Нью-Дели, Индия ; Нью-Йорк: Книги Пингвина. п. 136. ИСБН  978-0-14-100143-2 .
  17. ^ Мехта, Дж. Расширенное исследование истории средневековой Индии . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО с. 374. ИСБН  978-81-207-1015-3 .
  18. ^ Коллиер, Дирк (1 марта 2016 г.). Великие Моголы и их Индия . Hay House, Inc. ISBN  978-93-84544-98-0 .
  19. ^ Тирмизи, SA (1979). Указы гарема Великих Моголов . Идара-и Адабият-и Делли. п. 14.
  20. ^ Находка, Эллисон Б. (1988). «Захват корабля Марьям-уз-Замани: женщины Великих Моголов и европейские торговцы» . Журнал Американского восточного общества . 108 (2): 238. дои : 10.2307/603650 . ISSN   0003-0279 . JSTOR   603650 . Однако сама Марьям-уз-Замани осталась равнодушной к вопросу отступничества. Нет никаких записей о том, чтобы были подняты какие-либо вопросы относительно ее положения как судовладельца в соответствии с Португальским перевалом; ни ее религиозный статус жены, а затем матери мусульманского императора, ни индуистская традиция ее рождения, похоже, не были поставлены под угрозу ее участием в морской торговле в христианских водах. Скорее, ее положение изолированного финансиста позволяло ей одновременно заниматься внешней торговлей и защищаться от религиозных ограничений, которые могло повлечь за собой такое предприятие.
  21. ^ Лоу, WH (1884 г.). Мунтахаб - Ут - Таварих Том. 2 . п. 112.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Хан 1970 , стр. 132–133.
  23. ^ Куреши, Таня. «Масджид Мариам Замани — «мать всех мечетей» » . Ежедневные Таймс . В эпоху сикхов эта великолепная мечеть была превращена в пороховой завод и стала известна как Баруд Хана Вали Масджид (мечеть с порохом). В 1850 году британское правление передало мечеть мусульманам, которые вернули ей первоначальную славу.
  24. ^ Перейти обратно: а б «Визуальное наслаждение – мечети Марьям Замани и Вазир Хан» . Рассвет. 13 мая 2015 года . Проверено 31 августа 2016 г.
  25. ^ Шейх Маджид (25 ноября 2018 г.). «Вспоминая: мечеть «Барудхана», ее базар и «хавели» » . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 20 ноября 2022 г.
  26. ^ Хан 1970 , с. 124.
  27. ^ Перейти обратно: а б Ахмед, Шоаиб (6 октября 2021 г.). «Мечеть Марьям Замани на реставрации» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 20 ноября 2022 г.
  28. ^ Гибб, ХАР (1954). Энциклопедия ислама . Архив Брилла. ISBN  9004064710 . Проверено 30 августа 2016 г.
  29. ^ Хан 1970 , стр. 124–126.
  30. ^ Ашер 1992 , стр. 116, 132.
  31. ^ Ашер 1992 , с. 131.
  32. ^ Кох, Эбба (1983). Джахангир и ангелы: недавно обнаруженные настенные росписи под европейским влиянием в форте Лахор . п. 176.
  33. ^ Ашер 1992 , стр. 225–226.
  34. ^ «Мечеть Мариам Замани будет восстановлена» . Нация (Пакистан). 26 июля 2016 года . Проверено 31 августа 2016 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f2d1904e3c5a99247237c45240072e9c__1716246780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/9c/f2d1904e3c5a99247237c45240072e9c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Begum Shahi Mosque - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)