Малик Аяз
Ахмед Аяз | |||||
---|---|---|---|---|---|
Малик (Господин) | |||||
Газневид, губернатор Лахора | |||||
Царствование | 1021–1041 | ||||
Предшественник | Должность создана | ||||
Преемник | Мадждуд Газневи | ||||
Рожденный | Королевство Абхазия (нынешняя Грузия ) | ||||
Умер | 8 августа 1041 г. Лахор , империя Газневидов (ныне Лахор , Пенджаб , Пакистан ) | ||||
| |||||
Отец | Аймак Абу'н Наджм | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Малик Аяз ( персидский : Малик Аяз; ум. в 1041 г.), сын Аймака Абун-Наджма, был рабом из Грузии. [ 1 ] [ 2 ] дослужившийся до звания офицера и генерала в армии султана Махмуда Газни . Позже он был удостоен поста губернатора Лахора. Полководческая деятельность Малика Аяза по отношению к Махмуду вдохновила на создание стихов и рассказов. [ 3 ] и заставил мусульманских историков и суфиев почтить память Малика Аяза из-за его непоколебимой феодальной преданности Махмуду Газневи. [ нужна ссылка ] Он был найден мертвым в своей постели в 1041 году по подозрению в нечестной игре. [ 4 ]
Ранняя жизнь и феодальная карьера
[ редактировать ]В 1021 году султан Махмуд Газневи возвел Аяза в сан светлости , наградив его троном Лахора , который султан занял после длительной осады и жестокой битвы, в которой город был подожжен и обезлюдел. Будучи первым мусульманским губернатором Лахора, он восстановил и заселил город. Он также добавил много важных особенностей, таких как каменный форт, который он построил в период 1037–1040 годов на руинах предыдущего, разрушенного в ходе боевых действий, и городские ворота (как записано Мунши Суджан Рае Бхандари, автором Хуласатут Таварих (1596 г. н. э.) Нынешний форт Лахора построен в том же месте. Под его властью город стал культурным и академическим центром, известным своей поэзией. [ нужна ссылка ]
Могилу Малика Аяза до сих пор можно увидеть в районе Ранг Махал в Лахоре . Гробница и сад были разрушены сикхами во время их правления в Лахоре , а гробница была восстановлена после раздела Индии . [ нужна ссылка ]
Отношения с Махмудом Газни
[ редактировать ]Характер отношений между Махмудом и Аязом оспаривается. Некоторые источники, написанные несколько столетий спустя, особенно из персидской поэзии, [ 5 ] заявить, что двое мужчин были любовниками. [ 6 ] Однако современные Газневидов, авторы такие как Аль Бируни , Гардизи , Фаррухи и Байхаки, не упоминают о романтических отношениях между Махмудом и Аязом. [ 7 ] скорее описывая Аяза как полководца, дворянина или близкого соратника султана Махмуда. [ 7 ] Низами Арузи , писавший примерно через столетие после смерти Махмуда, представляет альтернативное повествование об отношениях между Махмудом и Аязом в своей книге «Чахар Макала», где они не любовники, хотя Махмуд все еще любит Аяза. Арузи рассказывает историю, в которой Махмуд, будучи набожным мусульманином, подавляет свои чувства и отказывается действовать в соответствии с ними, что приводит к инциденту, в котором Махмуд приказывает Аязу отрезать свои локоны, чтобы он меньше привлекал его. способен лучше удерживать себя от совершения греха. [ 8 ]
Малик Аяз в суфизме
[ редактировать ]Амджад Фарид Сабри , убитый Каввал из Пакистана , исполнил песню, посвященную Малику Аязу, в которой восхваляет этого человека за его феодальную преданность Махмуду Газни . В песне также упоминается Аджмер Шариф Дарга и то, как он привлекает женщин-преданных с такой же преданностью. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Олсен, Томас . Царская охота в истории Евразии . п. 264.
- ^ Пирсон, Майкл Нейлор. Купцы и правители в Гуджарате: ответ португальцам в шестнадцатом веке . п. 67.
- ^ Риттер 2003 , с. 309–310.
- ^ Шейх Маджид (20 августа 2017 г.). «Мифы и тайны Аяза, раба из Лахора» . РАССВЕТ.com . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ Матини, Джалал. «АЯЗ, АБУЛ-НАЙМ» . iranicaonline.org . Архивировано из оригинала 21 июня 2022 года . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ Мэтьюсон-Гранд, Алиша. «Квир-история: экскурсия по гендеру и идентичности сквозь время и культуру» . Кембриджский университет . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Раза, С. Джабир (2011). «АЯЗ МАХМУДА В ИСТОРИИ» . Труды Индийского исторического конгресса . 72 : 286–293. ISSN 2249-1937 .
- ^ Арузи, Низами (1921). Пересмотренный перевод Чахар Макала . Перевод Эдварда Дж. Брауна. Издательство Кембриджского университета. стр. 37–38.
Библиография
[ редактировать ]- Риттер, Хельмут (2003). Справочник востоковедения: Ближний и Средний Восток . Том. 69. Брилл.