Да
Аяи ( кхмерский : អា យ៉ា ៃ ខ្មែរ ) — один из четырех основных музыкальных стилей традиционной кхмерской культуры , [1] наряду с пинторфом , махори и . кхмерским фленгом [2] Более конкретно его можно определить как «ответное пение, обычно театральное чередование мужчины и женщины в сопровождении одноименного ансамбля». [3] Наряду со смотом , хотя и в совершенно другом стиле, пение аяи было описано как «одна из самых увлекательных народных музыкальных традиций в Камбодже». [4]
История
[ редактировать ]Форма искусства аяй , как и многие другие кхмерские традиции, возникла из народных обычаев. В прошлом камбоджийцы исполняли традиционные игры, которые часто включали пение и танцы, в своих деревнях, чаще всего во время кхмерского Нового года и других праздников. [5]
Из-за грубости используемого языка пение аяи считалось непристойным , и этот вид народного досуга не рекомендовался для хорошо воспитанных женщин в традиционном кодексе Чбаб Срей . [3]
До гражданской войны в Камбодже одним из самых известных певцов аяи был Крома Нгоя внук Най Слеук . [6]
Во время режима террора, которым управляли красные кхмеры , большинство традиционных форм культуры, включая аяй, находились под контролем. [7] если не запретят. [8] Однако иногда он выживал, о чем свидетельствует камбоджийский геноцид переживший Даран Краван , которого охранники просили «спеть вопрос и ответ взад и вперед», испытывая ностальгию по этим песням о любви аяй . Кхмерская певица Сан Ёын также признается, что пела аяи в целях пропаганды режима. [9]
После 1980-х годов культура стала более свободной, в различных провинциях были созданы небольшие группы, продвигающие традиционную культуру, например, группы Чхенг Фон , [10] а аяи стали популярным инструментом политической борьбы, [11] во время вьетнамской оккупации Камбоджи. [12] В те годы аяи икона Прум Мань приобрел известность, и некоторые из его лучших произведений стали классикой камбоджийской фольклорной музыки. С 2010 года популярность традиционного пения аяй упала, и « сейчас айай можно услышать только на свадьбах или в небольших деревнях». [13]
В 2009 году разгорелся еще один спор, когда правительство не согласилось с «порнографическим» характером песен аяй , и этот вопрос привлек внимание мировых СМИ. [14]
Однако другие, такие как американский камбоджийский рэпер Прач Ли , считают аяи источником вдохновения для нового поколения камбоджийских рэперов 21 века. [15] как и рэп, это тоже форма «соревнования мудрости в непрерывных рифмах». [16] Через рэп аяи возвращаются к более популярным темам и современным социальным проблемам, таким как благосостояние и злоупотребление наркотиками. [17]
Анализ
[ редактировать ]Поэзия
[ редактировать ]Стандартный поэтический размер пения аяй состоит из четырех фраз по семь слогов каждая. [3] Обычно ожидается, что ответы обеих сторон будут рифмоваться друг с другом в соответствии с правилами кхмерской поэзии.
Содержание
[ редактировать ]Традиционные легенды кхмерской литературы , политика Камбоджи и случайные шутки являются распространенными темами пения аяй . В то время как импровизация является высшим проявлением аяи , заранее определенные темы более распространены для пения в выступлениях аяй на сцене. Два певца стоят перед сценой, а позади них сидят музыканты и играют на инструментах. Вокалисты описывают историю и рассказывают анекдоты непосредственно публике.
Стиль
[ редактировать ]В аяи участвуют два певца, обычно мужчина и женщина, которые устно задают друг другу вопросы, рифмуя стихи на кхмерском языке. Часто используются как сарказм, так и ирония. Этим певцам нужно петь с юмором. Один певец начинает рассказ, затем другой начинает новое предложение, рифмующееся со строкой другого певца. Певцам необходимо быстро и умно составлять рифмующиеся предложения. Юным певцам аяи приходится дома перед выступлением выучить наизусть рифмующиеся слова. [18]
Его стиль похож на пение лам клон , исполняемое в Таиланде.
Музыка
[ редактировать ]Вокальная техника
[ редактировать ]Аяи – это форма альтернативного пения. [19] Этот стиль пения, который часто используется во время ухаживания, также встречается у монтаньяров Индокитая. называют рангом Муонги его , люоном - тайцы , нунг хитрым - , авонгом - бахнар . [20] Аяи также сравнивают с мор ламом в соседнем Лаосе . [21]
Инструменты
[ редактировать ]можно использовать до шести различных инструментов Для сопровождения пения аяй . Тросор похожий, но с более , похожий на скрипку инструмент с легкими тонами, троу , тяжелыми тонами, тахе , хлой бамбуковая флейта скор даэй , ручной барабан и тарелки цзин . Некоторые музыканты также включают еще один инструмент, например хим , арфу с 16 струнами, на которой звучат бамбуковые молоточки. Сопровождающие инструменты обычно представляют и повторяют строки двух певцов в соответствии со стандартными образцами. [3] составляет около 15 песен Среднее исполнение аяя .
Обучение
[ редактировать ]Хотя пение аяй Пномпеня традиционно передавалось устно из поколения в поколение, с 1990-х годов его преподают в Королевском университете изящных искусств . Чин Чеанг и его жена Оук Софа, очень популярные исполнители аяи Курс преподают .
Как форма остроумного пения, аяй требует особого остроумия, особенно когда он исполняется как импровизация на сцене.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сорпонг, Пеу; Осман, Зарина (01 сентября 2016 г.). Региональное строительство сообществ в Восточной Азии: страны в фокусе . Тейлор и Фрэнсис. п. 40. ИСБН 978-1-317-26556-6 .
- ^ Традиционные нотные тетради (на французском языке). Джордж. 1988. с. 233. ИСБН 978-2-8257-0537-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Миллер, Терри; Уильямс, Шон (17 марта 2011 г.). Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии . Рутледж. п. 114. ИСБН 978-1-135-90155-4 .
- ^ Линг, Хупин; Остин, Аллан В. (17 марта 2015 г.). «Камбоджийские американцы» . Азиатско-американская история и культура: Энциклопедия: Энциклопедия . Рутледж. п. 110. ИСБН 978-1-317-47645-0 .
- ^ Линг, Хупин; Остин, Аллан В. (17 марта 2015 г.). Азиатско-американская история и культура: Энциклопедия: Энциклопедия . Рутледж. п. 110. ИСБН 978-1-317-47645-0 .
- ^ Джейкоб, Джудит М.; Джейкоб, бывший преподаватель камбоджийской школы восточных и африканских исследований Джудит М. (1996). Традиционная литература Камбоджи: предварительное руководство . Издательство Оксфордского университета. п. 76. ИСБН 978-0-19-713612-6 .
- ^ Марстон, Джон; Лара, Габриэла (1999). «Песни красных кхмеров» . Азиатские и африканские исследования (на испанском языке). 34 (1 (108)): 51–77. ISSN 0185-0164 . JSTOR 40313309 .
- ^ Линг, Хупин; Остин, Аллан В. (17 марта 2015 г.). Азиатско-американская история и культура: Энциклопедия: Энциклопедия . Рутледж. п. 110. ИСБН 978-1-317-47645-0 .
- ^ Чакря, Хуут Сопхак (08 августа 2022 г.). « Хитовая певица периода красных кхмеров рассказывает свою историю» . Почта Пномпеня . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ Оллиер, Леактина Чау-Печ; Винтер, Тим (19 октября 2006 г.). «9. Сгоревший театр» . Выражения Камбоджи: политика традиций, идентичности и перемен . Рутледж. ISBN 978-1-134-17195-8 .
- ^ Ежедневный отчет: Восточная Азия . Служба. 1993. с. 40.
- ^ Хинтон, Александр Лабан (15 августа 2002 г.). Уничтожение различий: антропология геноцида . Издательство Калифорнийского университета. п. 189. ИСБН 978-0-520-23029-3 .
- ^ Vannith, Touch Yin; Khiev, Chakrya (2012-05-02). "Revitalising Ayai, Khmer traditional song" . Phnom Penh Post . Retrieved 2022-10-13 .
- ^ 20 минут (4 апреля 2009 г.). «Война правительства Камбоджи против песен, которые оно считает «острыми» » . www.20minutos.es (на испанском языке) . Проверено 13 октября 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Мэй, Шэрон; праЧ (2004). «Искусство факта: Интервью с прачем» . Маноа . 16 (1): 73–82. ISSN 1045-7909 . JSTOR 4230284 .
- ^ Вики, Чан (3 августа 2006 г.). «Аяи для рэпа: Прач Ли рассказывает историю Камбоджи» . Международный эксперт . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ Стюарт, Фрэнк; Мэй, Шэрон (2004). В тени Ангкора: современная письменность из Камбоджи . Гавайский университет Press. п. 78. ИСБН 978-0-8248-2849-3 .
- ^ Прак, Самнанг (1 декабря 2002 г.). «Искусство Аяи» . Досуг Камбоджа . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ Миллер, Терри; Уильямс, Шон (17 марта 2011 г.). Справочник Garland по музыке Юго-Восточной Азии . Рутледж. п. 92. ИСБН 978-1-135-90155-4 .
- ^ Нгуен, Фонг Т. (2013). «Музыка меньшинств Вьетнама» . Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами . Рутледж. п. 1316. ИСБН 978-1-136-09594-8 .
- ^ Долинг, Тим; Искусство (Организация), Посещение (2001). Справочник искусств Камбоджи . Посещение искусств. п. 14. ISBN 978-1-902349-28-2 .