Чбаб Срей
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2020 г. ) |
Чбаб Срей ( кхмерский : ច្បាប់ស្រី , Chbăb Srei [cɓap srəj] ; букв. « Женский закон » ) — камбоджийский кодекс поведения женщин. Написанный в форме стихотворения, это кулон к Chbab Pros (кхмерский: ច្បាប់ប្រុស , Chbăb Brŏs [cɓap proh] ; букв. « Мужской закон » ), который применяется к мужчинам. Чбаб Срей подробно описывает совет матери своей недавно вышедшей замуж дочери. Мать, как рассказчица, советует дочери сохранять мир в доме, тихо ходить и разговаривать, подчиняться и уважать мужа. В последние годы в Камбодже этот вопрос был в центре дебатов и споров.
История
[ редактировать ]Происхождение: древнее видение женщины.
[ редактировать ]«Чбаб Срей» — это стихотворение, которое передавалось устно с 14 по 19 века, прежде чем оно было систематизировано в письменной форме. [ 1 ]
Классический образец кхмерской литературы, приписываемый королю Анг Дуонгу.
[ редактировать ]«Чбаб Срей» был написан как стихотворение королем Анг Зыонгом в 1837 году. Однако авторство оспаривается Джуди Леджервуд, которая приписывает его скорее Минь Май, написавшему самые известные рукописи «Чбаб Срей». Повествование принимает форму того, как царица Вимала наставляет свою дочь Индрандати, прежде чем она покинет королевство своих родителей. По мнению исследователя Труди Якобсен, это письмо могло быть женоненавистническим ответом короля Анг Зыонга на коронацию Анг Мея во Вьетнаме. [ 2 ]
Говорят также, что король Анг Дуонг находился под влиянием более консервативного направления буддизма, которое стало известно как секта Дхаммаюттика Никайя, пришедшая из Таиланда . [ 3 ] Он быстро стал классическим произведением кхмерской литературы, преподаваемым в школах до наших дней.
Представление о женщинах все еще распространено, но уже не принимается
[ редактировать ]В начале 1960-х годов возникло некое женское освободительное движение , как видно из фильмов Сианука , но оно вряд ли вышло за пределы привилегированных кругов. Во время режима красных кхмеров Чбаб Срей был отменен только для того, чтобы на его месте начались более ужасные злодеяния, включая широкомасштабные изнасилования, [ 4 ] массовые свадьбы и принудительная беременность . [ 5 ] После падения коммунистического режима Камбоджа в 1992 году ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEADW). [ 6 ]
Комитет, отвечающий за мониторинг прогресса страны (Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин), в своем замечании в 2013 году выразил обеспокоенность тем, что «Чбаб Срей, традиционный кодекс поведения для женщин, глубоко укоренен в камбоджийской культуре и обществе. и продолжает определять повседневную жизнь на основе стереотипных ролей женщин и мужчин в семье и обществе». [ 7 ]
Министерство образования и Министерство по делам женщин исключили Чбаб Срей из обязательной учебной программы государственных школ в 2007 году. Однако по состоянию на 2015 год его более короткая версия все еще преподавалась ученикам кхмерской литературы с 7 по 7 классы. 9. К ним относятся такие правила, как «Счастье в семье исходит от женщины», «Плохой характер женщины приводит к тому, что другие смотрят на ее мужа свысока» и «Не ходи гулять в чей-то дом». [ 8 ]
Проблемы
[ редактировать ]Домашнее насилие
[ редактировать ]По словам правозащитника Кека Галабру , существует широко распространенное и длительное подчинение и неполноценность женщин по отношению к мужчинам, что делает проблему домашнего насилия в Камбодже сложной проблемой. [ 9 ] Традиционный Чбаб Срей учит женщин в Камбодже подчиняться мужчинам и допускает освобождение от брака за изнасилование на протяжении поколений. [ 9 ] По этой причине Чбаб Срей обвиняют в поощрении культуры домашнего насилия в Камбодже. [ 10 ]
Расширение прав и возможностей женщин
[ редактировать ]В более общем плане в последние годы в Камбодже раздались феминистские голоса, ставящие под сомнение общее представление о женщинах, навязанное Чбаб Среем. По словам кхмерской активистки Кунилы Кео, помимо юридических требований, Чбаб Срей «душит способность женщин преследовать свои собственные цели и стремления в жизни». [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Андерсон, Эмили; Грейс, Келли (29 декабря 2018 г.). «От школьниц до «добродетельных» кхмерских женщин: исследование Чбаб Срея и гендера в образовательной политике Камбоджи» . Исследования в области социальной справедливости . 12 (2): 215–234. дои : 10.26522/ssj.v12i2.1626 .
- ^ Якобсен, Труди (2008). Потерянные богини: отрицание женской власти в истории Камбоджи . НИАС Пресс. ISBN 978-87-7694-001-0 . , стр. 118-124.
- ^ Якобсен, Труди (2008). Потерянные богини: отрицание женской власти в истории Камбоджи . НИАС Пресс. ISBN 978-87-7694-001-0 . , стр. 118-124.
- ^ «Гендерное насилие во времена красных кхмеров: забытая проблема? | Фонд Генриха Бёлля | Офис в Пномпене – Камбоджа» . Фонд Генриха Бёлля . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Принудительные беременности красных кхмеров» . thediplomat.com . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ КЛДЖ – Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (октябрь 2013 г.). Заключительные замечания по объединенным четвертому и пятому периодическим докладам Камбоджи (PDF) . CEDAW/C/KHM/CO/4-5*. Объединенные Нации. стр. §. 18.
- ^ КЛДЖ – Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (октябрь 2013 г.). Заключительные замечания по объединенным четвертому и пятому периодическим докладам Камбоджи (PDF) . CEDAW/C/KHM/CO/4-5*. Объединенные Нации. стр. §. 18.
- ^ Грейс, Келли; Энг, Софи (9 июня 2015 г.). «В камбоджийских школах нет места «Чбабу Срею»» . Камбоджа Дейли . Архивировано из оригинала 27 марта 2020 года . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Галабрю, Кек. «Насилие в отношении женщин: как законы Камбоджи дискриминируют женщин» (PDF) . Камбоджийская лига поощрения и защиты прав человека . Комитет женщин Камбоджи. Архивировано из оригинала 3 июля 2014 года . Проверено 22 апреля 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Браун, Ян (2000). Камбоджа . Оксфам. ISBN 978-0-85598-430-4 . , с. 46.
- ^ «Идеальная» камбоджийская женщина» . Равные времена . Проверено 27 марта 2020 г.