Jump to content

Нахи люди

(Перенаправлено с народа Наси )

Нахи
Наши, Наси
Народ Нахи в постановочном представлении с корзинами
Общая численность населения
326,000
Регионы со значительной численностью населения
Китай   ( Сычуань , Юньнань )
Языки
Нахи
Религия
Донгба , тибетский буддизм , даосизм
Родственные этнические группы
Цян , Мосуо

Нахи горы , Наши или Наси ( упрощенный китайский : 纳西族 ; традиционный китайский : 納西族 ; пиньинь : Накси зу ; Наси : Накси ) — народ, населяющий Хэндуань , примыкающие к Восточным Гималаям в северо-западной части Юньнань провинции , а также Юго-западная часть Сычуань провинции в Китае. [1]

Считается, что нахи пришли из северо-западного Китая, мигрировали на юг, в районы, населенные тибетцами , и обычно населяли наиболее плодородные прибрежные земли, вытесняя другие конкурирующие племена дальше вверх по склонам холмов на менее плодородные земли. Нахи вместе с баями и тибетцами торговали по опасным сухопутным торговым связям с Лхасой и Индией, по так называемым чайным и конным караванным путям.

Нахи составляют одну из 56 этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой. Официальная классификация правительства Китая включает Мосо как часть народа Наси. Хотя обе группы являются потомками народа Цян и, несмотря на очень поразительное сходство между их соответствующими языками, теперь считается, что эти две группы являются культурно разными. Наси больше подвержены влиянию очень патриархальной ханьской китайской культуры.

Культура Наси во многом представляет собой собственную исконную религиозную, литературную и сельскохозяйственную практику Донгба , на которую повлияли конфуцианские корни ханьской истории Китая. Особенно в случае с их музыкальными партитурами, они служат основой литературы Наси. У «Наших» своя письменность, свой особый язык и своя родная одежда.

Искусство и архитектура

[ редактировать ]
Старый город Лицзян ночью
Улица Лицзян ночью

Есть много искусств, которые являются исконными для народа наси, например, редко встречающаяся ручная вышивка наси, живопись донгба, резьба по дереву донгба и так далее. Большая часть резьбы по дереву, характерной для домов Наси, сегодня выполнена байскими мастерами. Впитывая архитектурные стили Хань , дома Наси построены в стандартном ханьском стиле: один двор с одним, двумя, тремя или четырьмя зданиями вокруг него, иногда со связанными прилегающими дворами. Конструкции из сырцового кирпича и дерева на первый взгляд кажутся грубыми и простыми на вид, но при ближайшем рассмотрении обнаруживаются сложные и изящные узоры на створках и дверях, элегантные колонны и опоры колонн, а также очень удобная и просторная жилая среда.

Храмы Нахи украшены внутри резьбой на столбах, арках и настенными росписями, которые часто демонстрируют уникальное сочетание влияния Донгба и буддизма. В украшениях изображены эпизоды былин, танцоров, воинов, животных и птиц, цветов. Настенные росписи изображают богов Донгба и стилистически заимствованы из ханьских интерпретаций тибетских буддийских тем. Хорошим примером является храм Делвада.

«Существуют веские аргументы в пользу того, что в прошлом основной ритуальной деятельностью, совершавшейся на временной основе, было поклонение духам природы Шу в первые дни (обычно в день дракона или змеи) второго лунного месяца, и что это был традиционный Новый год Нахи. В Байди, где сохранились старые традиции, это самый важный праздник, когда все, одетые в свои лучшие одежды, собираются вокруг террасы Байшуйтай в праздничной атмосфере и отдают дань уважения Наси. Шу боги природы». ... «Примерно в то же время, когда в Байди поклоняются духам природы Шу, люди собираются, чтобы почтить Сандуо в Байша и Лицзян». ... «Церемония поклонения Небу, отмечаемая за несколько дней до поклонения Шу, представляет собой ритуальный праздник. помнить, что предки наси пришли с Небес и, следовательно, они также происходят из небесной линии». Новый год в настоящее время является главным праздником наси Лицзяна. Новый год считается временем обновления людей, их домов и их полей, временем духовного и физического возрождения, когда каждый человек должен родиться заново, чистым и незагрязненным от тяжелого существования предыдущего года (Ceinos 2012).

Нахи отмечают ежегодный Фестиваль Факела 24 и 25 числа шестого месяца по лунному календарю, что соответствует примерно 8–9 июля, и Фестиваль Сандуо 8 февраля.

По легенде, Сандуо — бог войны, защищающий местных жителей. В древние времена охотник обнаружил на горе Нефритового Дракона странный камень и принес его домой. По дороге домой ему пришлось положить камень отдохнуть, потому что он был чрезвычайно тяжел. Когда он решил продолжить свое путешествие, он уже не мог поднять камень, и многие думали, что это воплощение бога. Позже наси построили храм в честь этого бога, которого они позже назвали Сандуо и изобразили бессмертным в белом халате и белом шлеме, держащим белое копье и едущим на белом коне. Они верили, что Сандуо защитит местных жителей и их землю. Поскольку считалось, что Сандуо родился в год Козы , на его празднике его приносили в жертву.

Женщина Наси в традиционной одежде

Женщины Нахи носят свободные платья с широкими рукавами, куртки и длинные брюки, подвязанные на талии богато украшенными ремнями. Овчину носят через плечо. Особенно в округе Нинлан женщины носят короткие куртки и длинные юбки, доходящие до земли несколькими складками. На головах носят большие черные хлопчатобумажные тюрбаны, дополненные большими серебряными серьгами. Мужской костюм очень похож на ханьский костюм. В наше время молодое поколение редко носит традиционную одежду. Сейчас его обычно носят только на культурных мероприятиях и в особых случаях.

Язык написан с использованием сценариев Геба и Донгба .

Музыканты Наси -дунцзин в Лицзяне

У наси есть несколько местных форм музыки, в том числе байша сюэ в китайском стиле, и дунцзин о котором говорилось выше.

Общество

[ редактировать ]

Наси из северного региона Юннин ( 永宁 ) известны своей матрилинейностью и матрилокальностью, т.е. происхождение происходит от матери, и все дети – мужчины и женщины – живут в доме матери от рождения до смерти. Их семейная система отличается от той, которую мы знаем на Западе, поскольку брака – то есть признания союза людей институтом – не существует. Практика сексуальной жизни свободна между взрослыми людьми, не состоящими в родственных отношениях: ночью мужчина идет к женщине, с которой он хотел бы заняться сексом, причем женщина волен соглашаться или нет. И мужчины, и женщины могут иметь несколько партнеров. В результате дети не всегда знают своего биологического отца. Детей воспитывают жители дома, причем дяди по материнской линии берут на себя роль «отца», как это понимают на Западе. Эта концепция частично проистекает из одного из их убеждений, представляющего человека как дождь на траве: он служит развитию того, что уже есть. Таким образом, репродуктивная роль мужчины заключается в том, чтобы «поливать» плод, уже присутствующий в женщине. У наси наследственные признаки содержатся в костях и передаются женщинами. Однако с открытием туризма и изгнанием некоторых жителей нравы имеют тенденцию меняться, некоторые «Наши» становятся моногамной парой. [2]

Традиции

[ редактировать ]

Кремация была традицией с древних времен, хотя захоронение было принято в большинстве районов Наси во времена поздней династии Цин и остается предпочтительным методом захоронения умерших сегодня. На похоронной церемонии поют религиозные писания, чтобы искупить грехи умерших.

Среди наси в уезде Юннин в Юньнани и уезде Яньюань в Сычуани до сих пор существуют остатки матрилинейной семейной структуры Мосоо , которая была энергично, но безуспешно искоренена в коммунистическую эпоху.

Будучи главой семьи, женщина оставляет наследство своим потомкам либо от матери, либо через сестер и их потомков.

В обществе Наси женщины выполняют большую часть работы по дому и на ферме, и хотя они остаются на кухне, когда присутствуют гости, они играют важную роль в домашнем хозяйстве и, следовательно, влияют на семейные решения.

Несколько мужчин Наси продолжают древнюю китайскую традицию охоты с соколами . Сегодня эта практика редко встречается в других частях Китая. [3]

Женщина Наси в традиционной одежде

Нахи, как и Мосуо , считаются потомками кочевых протоцянов . [4] [5]

Часто преследуемые соседними племенами, прото-нахи затем двинулись на юг, к берегам рек Нуцзян и Цзиньша, а затем к реке Алонг в современной провинции Сычуань в западном Китае. они поселились в очень плодородных районах Байша и Лицзян После того, как наши племена вытеснили на юг другие племена-завоеватели, к 3 году нашей эры .

Истории нахи описывают раскол на три группы, когда их предки еще жили в Байше. Те, кто остался, известны как Наши, те, кто в Дали, известны как Бай. [ нужна ссылка ] , а тех, кто живет вокруг озера Лугу, называют Мосуо . Сегодня это описание происхождения Бай и Мосуо активно оспаривается.

Историки пришли к выводу, что между десятым и тринадцатым веками сельскохозяйственное производство в Лицзяне заменило скотоводство как основное занятие народа. Производство сельскохозяйственной, ремесленной, минеральной и животноводческой продукции привело к значительному процветанию, и в этот период ряд рабовладельческих групп в уездах Нинлан, Лицзян и Вэйси превратился в феодальную касту лордов. Тибетский буддизм прижился в регионе Лицзян после визитов Кармап, начиная с четырнадцатого века.

В 1278 году династия Юань основала префектуру Лицзян, которая представляла императорский двор в Юньнани . Вождь Муде стал потомственным вождем префектуры Лицзян, осуществляя контроль над народом Нахи и другими этническими группами (особенно восточными тибетцами, населявшими регион Кхам) во время династии Мин . Потомственные вожди семьи Му собирали налоги и дань, которые затем поступали ко двору Мин в виде серебра и зерна. Семья Мин полагалась на семью Му как на оплот контроля над людьми различных этнических групп в северо-западной провинции Юньнань.

В 1723 году, во времена династии Цин , потомственные местные вожди в районе Лицзяна были заменены придворными чиновниками, и вожди Му были включены в эту группу, сохранив за собой положение местных администраторов.

Древний нахский город Лицзян в настоящее время является крупным туристическим центром. В старом городе наси сдают здания ханьским торговцам. [ нужна ссылка ] которые управляют магазинами, обслуживающими туристов.

В 2005 году известный китайский киносценарист Куан Цзяньжэнь снял фильм «Снежный браслет», основанный на жизни этнических меньшинств Наси в Юньнани.

Старый гостевой дом в Лицзяне, построенный примерно в начале 20 века. Мотивы и надписи, выполненные мозаикой из гальки, отражают древние верования нашихистов в символы и письменность.

В вопросах религии наси традиционно возглавляют их коренные донбасы. Благодаря как ханьским китайцам, так и другим культурным влияниям, тибетский буддизм завоевал широкое уважение (особенно в случае Мосуо ). Даосизм, и особенно его практики «фэншуй», широко практикуются с десятого века.

Аспирационные колокольчики Донба на площади Юхэ

Религия Донгба уходит корнями в верования тибетской религии Бон ; Слово «Донгба» на языке Наси буквально означает «мудрец». Легенда наси прослеживает происхождение Донба от бонского шамана из восточного Тибета по имени Тон-па Шен-раб (丁巴什罗), который жил в пещере недалеко от Байшуйтая в 12 веке.

Антропологи утверждают, что многие ритуалы Донгба испытывают сильное влияние религии Бон и не являются местными по происхождению. Считается, что бон-ламы поселились среди наших в качестве фермеров и начали практиковать экзорцизм как способ подзаработать немного денег; Таким образом, они конкурировали с местными специалистами по ритуалам, известными как Ллю-бу или Ссан-ньи . Это оспаривается, главным образом потому, что сегодня религия Бон настолько испорчена тибетским буддизмом, что трудно найти чистых и подлинных практиков, которых можно было бы использовать в качестве основы для сравнения.

Религиозные писания предполагают, что Лю-бу были шаманками-женщинами, которые практиковали гадание, изгнание нечистой силы и другие обряды в трансе. К началу девятнадцатого века жрецы Донгба создали огромный религиозный словарь, сопровождаемый множеством ритуалов, и в значительной степени вытеснили Люй-бу. Это, безусловно, относится к шаманам И, но связь с практиками Донгба остается неясной.

У приверженцев Донгба не было мест поклонения, и поэтому коммунисты официально не признали их религией после их прибытия в регион. Шаман Донгба - это просто практикующий священник, работающий по совместительству, который владеет религиозными текстами Донгба, которые были нечитаемы для большинства наших, которых обычно не учат читать на их родном языке.

Религия Донгба основана на отношениях между природой и человеком. В мифологии Донгба «Природа» и «Человек» — сводные братья, имеющие разные матери. По словам жителей деревни Шу Мин, природой управляют духи по имени «Шв». Эти боги изображаются в виде химер человека и змеи. Жрецы Донгба практикуют такие ритуалы, как «Шв Гу», чтобы умилостивить этих духов и не дать их гневу перерасти в стихийные бедствия, такие как землетрясения и засухи.

До коммунистического правления в Китае во многих деревнях все еще существовали святыни или места поклонения, посвященные богам природы, таким как Шу. Нахи жители Тачэна, который находится в Лицзян-Накском автономном уезде, до сих пор исповедуют веру во взаимоотношения «природы и человека».

Их отношение к природе наглядно иллюстрирует история Хэ Шуна, жреца Донгба, который запретил трем своим сыновьям вырубать больше деревьев, чем им лично было необходимо, так как это разозлило бы богов и принесло бы несчастье его семье.

Один из наиболее широко практикуемых ритуалов донгба, Ззерк Чуул Жуак (буквально «возврат долгов дерева»), описан в деревне Шуминг. Ритуал проводился, если кого-то поразила болезнь или неудача, когда нужно было проконсультироваться со священником Донгба. Во многих случаях результат показывал, что человек занимался лесозаготовкой или стиркой грязных вещей в лесу, и семье или заинтересованному лицу приходилось просить священника Донгба провести ритуал рядом с местом, где происходило это действие, и извинись перед богом природы Шу.

Будучи народом консервативным, жители села запрещали лесозаготовки, даже обрезку ветвей и сбор сухой хвои с хвойных деревьев вообще не разрешалось. Сбор хвои разрешался только в июле, когда леса были пышными и зелеными. Однако только одному человеку от каждого домохозяйства разрешалось выполнять эту работу, чтобы обеспечить справедливость между домохозяйствами с большим или меньшим количеством рабочих. (Сухую хвою смешивают со свиным навозом для удобрения. Зеленую хвою используют как почвенное покрытие во дворах во время праздников)

Старейшины, известные как Лао Мин ( 老民 ), наблюдали за всеми этими действиями. Старейшины также добровольно осуществляли общественные дела села. Традиционно они играли важную роль, которая до сих пор влияет на многие деревни.

Жители деревни, особенно в Лунцюане, придерживаются традиционных правил заготовки древесины и сбора дров. называют его Джджук-ссайк или Джджук-Хал-Киль Местные жители . Это означает регулярную вырубку деревьев и дров каждые два-три года в лесной зоне недалеко от конкретной деревни. Группа людей, состоящая из Лао Миня, старосты деревни и горных стражей, заранее организует процедуру. Даже в последние годы в селах Нахи все еще сохраняется организация, охраняющая леса. Руководят этой организацией члены сельского комитета, в который обязательно входят руководители сельскохозяйственных производственных кооперативов, члены женского союза и сельская горная стража.

До тех пор, пока коммунисты не пришли к власти в Китае в 1949 году, жители деревень следовали этим традиционным принципам и старались использовать природные ресурсы консервативно, думая о сохранении природных ресурсов для будущих поколений. Однако после 1949 года в Нахи произошли серьезные культурные и социальные перемены, и правительство поощряло ханьскую армию вырубать леса в нахских районах, что, в свою очередь, привело к потере влияния традиционных обычаев.

Тибетский буддизм

[ редактировать ]

Многие из наси принимают Кагью линию тибетского буддизма , возникшую в результате присутствия восьмого и десятого Кармап в районе Лицзяна в четырнадцатом веке. Наси в Лицзяне с годами построили буддийские гомпы , которые служили местом поклонения буддийской общины Наси. Первый монастырь, Огмин Намлинг в Лашибе, был основан десятым Кармапой Чойингом Дордже . Религиозные камни мани также можно найти в некоторых домах Нахи.

Царь Нахи пригласил восьмого Кармапу, Микьё Дордже, в Лицзян в 1516 году. Царь, беспокоясь о безопасности Кармапы во время его долгого путешествия в Лицзян, отправил в сопровождение его армию из четырех генералов и десяти тысяч солдат. В третий день четвертого месяца Кармапа достиг границы между Тибетом и царством Нахи. В сопровождении своего брата и дяди, которые оба ехали на слонах и в сопровождении множества всадников верхом на лошадях, царь Наси, верхом на паланкине, принял их с таким великолепным приемом. Царь пал ниц перед Кармапой, слоны разорвали свои привязи, трижды поклонились ему и подняли хоботы к небу, трубя громко, как раскаты грома.

Знакомство с Западом

[ редактировать ]

На них обратили внимание западного мира двое мужчин: американский ботаник Джозеф Рок и русский путешественник и писатель Питер Гулларт , оба жили в Лицзяне и путешествовали по этому региону в начале 20 века. Книга Питера Гулларта « Забытое королевство» описывает жизнь и верования наси и соседних народов, а наследие Джозефа Рока включает дневники, карты и фотографии региона, многие из которых были опубликованы в National Geographic.

  1. ^ Сейнос Арконес, Педро (2012). Сыны Неба, братья природы: Наси Юго-Западного Китая . Куньмин. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ 6 современных обществ, где буквально правят женщины , MentalFloss, 4 марта 2017 г.
  3. ^ Китай и Непал , Бэккантри .
  4. ^ Метте Хальсков Хансен: Уроки бытия китайцами: образование меньшинств и этническая идентичность на юго-западе Китая . Вашингтонский университет Press, 1999, стр. 25.
  5. ^ Хайбо Ю: Идентичность и образование среди наси: стать китайцем с идентичностью наси . Роуман и Литтлфилд, 2010, стр. 30.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Го, Дали Хэ, Живу (1994); История национальности наси [ История Наших ]. Чэнду : национальностей . Издательства ISBN  7-5409-1297-9 . . 8+636 страниц.
  • Го, Дали (Го Дали) (1991 Ян, Шигуан (杨世光) (ред.). Теория культуры Донгба [ Культура Дунба ]. Куньмин : Народное издательство Юньнани [Народное издательство Юньнань, стр. 6, 691. ISBN] .  7-222-00610-9 . .
  • Хэ, Чжунхуа (и Чжунхуа) (1992 Ян, Шигуан (杨世光) (ред.). История литературы наси [ Литературная история Наши ]. Чэнду : «Национальности Издательство Сычуань», стр. 3, 12, 828. ISBN.  7-5409-0744-4 . .
  • Ли, Цзиньчунь, Ван, Чэнцюань (1984). Наси [ Нахи ]. Пекин : Издательство национальных меньшинств . п. 117. .
  • Краткая история народа Наси [ Краткая история Наших ]. Куньмин : Народное издательство Юньнани [Народное издательство Юньнань, 1984. С. 2, 159].
  • Рок, Джозеф Фрэнсис : Древнее королевство Нахи на юго-западе Китая . 2 тома (серия монографий Гарвардского института Йенчинга, тома VIII и IX) издательство Гарвардского университета, Кембридж, 1948 г.
  • Ву, Сюнву, изд. Антология истории философской мысли Наси [ Сборник статей по истории философского мышления «Наших ». Пекин : Издательство национальных меньшинств . стр. 2, 194. ISBN.  7-105-00964-0 . .
  • Ян, Жусянь Сун, Чжаолинь (1984). Матрилинейная система народа Наси в Юннине [ Система матрилинейности среди Юннин Наши ]. Куньмин : Юньнаньское народное издательство [Народное издательство Юньнани] .
  • Чжань, Чэнсюй; Ван, Чэнцюань Ли, Цзиньчунь (1980); Брак Ажу и матрилинейная семья у народа Наси в Юннине [ Брак Ажу и матрилинейная семья у Юннин-Нахи ]. Шанхай : 上海人民出版社 [Народное издательство Шанхая]. стр. 3, 321. .
  • Оппитц, Майкл (1997). Наси. Вещи, мифы, пиктограммы [ Наши. Предметы, мифы, пиктограммы ] (на немецком языке). Цюрих: Völkerkundemuseum [Этнологический музей].
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f8bf0d9e3836290f728bd044e5a95bdd__1721695320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/dd/f8bf0d9e3836290f728bd044e5a95bdd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nakhi people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)