Jump to content

Критская Лира

(Перенаправлено с критской лиры )
Различные модели критской лиры в Музее традиционных греческих инструментов в Афинах .
Струнный инструмент
Другие имена Критская лира/лира, Эгейская лира
Классификация Хорнбостеля – Сакса 321.321-71
( На шейной чашечной лютне звучит звук смычка)
Развитый 10 век нашей эры (оценка)
Связанные инструменты
Музыканты

Критская лира ( греч . Κρητική λύρα ) ​​— греческий трехструнный смычковый музыкальный инструмент грушевидной формы , занимающий центральное место в традиционной музыке Крита и других островов Додеканеса и Эгейского архипелага в Греции . Критская лира считается самой популярной сохранившейся формой средневековой византийской лиры , прародительницы большинства европейских смычковых инструментов.

Стиль игры

[ редактировать ]

Лиру держат вертикально на коленях игрока, так же, как маленькую виолончель , а не кладут под подбородок игрока, как скрипку . При обычной игре правшой лук держит правая рука игрока. Струны останавливаются путем прижимания ногтей левой руки музыканта к боковой части струны, а не путем прижатия струны к накладке грифа. Это придает ему другой тон, чем у скрипки. Старые лиры (лиракис) имеют одну струну, которая обычно не имеет пальцев и используется как гул , играя одну и ту же ноту, в то время как мелодии исполняются на двух других струнах.

Происхождение

[ редактировать ]

Критская лира тесно связана со смычковой византийской лирой, прародительницей многих европейских смычковых инструментов. IX века Персидский географ Ибн Хуррададбих (ум. 911) в своем лексикографическом обсуждении инструментов назвал лиру типичным инструментом византийцев наряду с ургуном ( органом ), шильяни (вероятно, разновидностью арфы или лиры ) и саландж волынка (вероятно, ) (Маргарет Дж. Картоми, 1990).

Византийская лира распространилась на запад через Европу с неопределенной эволюцией; Ярким примером является итальянская лира да браччо , смычковый инструмент 15-го века и, возможно, предшественник современной скрипки . На смычковых инструментах, похожих на критскую лиру и прямых потомках византийской лиры, с небольшими изменениями продолжают играть во многих поствизантийских регионах до наших дней, например, на гадулке в Болгарии , на смычковой калабрийской лире в Италии и на классической кеменче. (турецкий: Armudî kemençe , греческий: Πολίτικη λύρα) ​​в Стамбуле , Турция.

Что касается периода появления смычкового инструмента на острове, существует четыре школы мысли:

  1. отвоевала остров у арабов Византийская лира была введена после 961 года нашей эры, когда Византийская империя под командованием Никифора Фоки . В то время на Крит были отправлены знатные семьи из Константинополя, чтобы вдохнуть новую жизнь и пополнить греческое население, привнесшее многие византийские традиции из Константинополя.
  2. Лира была завезена с островов Додеканеса и попала на остров через восточный город Ситию (где она была наиболее популярна), который является соседом Кассоса и Карпатоса ; это должно было произойти к 12 веку.
  3. Лира постепенно вводилась в традиции острова как популярный элемент византийской музыки и традиций, аналогично тому, как лира была введена в других регионах (например, лира да браччо и калабрийская лира в Италии и гадулка в Болгарии).

острова На протяжении веков, особенно в венецианскую эпоху , скрипка оказывала свое влияние на музыку Крита инструмента как в органологическом, так и в музыкальном аспекте, вызывая глубокие изменения в репертуаре , настройке, органологии , музыкальном языке и практике исполнения.

Существует три основных типа критских лир:

  1. лираки (греч. λυράκι), небольшая модель лиры, почти идентичная византийской лире, используемая только для исполнения танцев (Аноянакис, 1976).
  2. вронтолира (греч. βροντόλυρα ), имеющая очень сильный звук, идеально подходящая для сопровождения песен.
  3. обыкновенная лира (греч. λύρα κοινή), популярная сегодня на острове; создан на основе сочетания лирака со скрипкой .

Влияние скрипки вызвало трансформацию многих черт старой формы критской лиры ( лираки ) в современную лиру, включая ее настройку, исполнительскую практику и репертуар . В 1920 году виололира была разработана в попытке местных производителей инструментов придать звук и технические возможности скрипки старым византийским лиракам . Двадцать лет спустя новое сочетание лираки и скрипки породило обыкновенную лиру. Другие типы включают четырехструнную лиру .

В 1990 году Росс Дейли разработал новый тип критской лиры, который включает в себя элементы лираки, византийской лиры и индийского саранги . В результате появилась лира с тремя игровыми струнами длиной 29 см (такими же, как стандартная критская лира) и 18 симпатическими струнами, резонирующими на мостах джавари в индийском стиле (позже количество симпатических струн было увеличено до 22).

Строительство

[ редактировать ]

Лира имеет корпус ( кафка , или кафки ) с декой грушевидной формы ( капаки ) или по существу овальной формы, с двумя небольшими полукруглыми резонаторами . Корпус и гриф вырезаны из цельного куска состаренного дерева (минимум 10 лет). Традиционно древесину корпуса получали из деревьев, растущих на Крите, таких как грецкий орех , шелковица и асфадамос , местный платан; сегодня его в основном импортируют.

Дека также имеет более мелкую арку и обычно изготавливается из прямослойной древесины хвойных пород: традиционно состаренных деревянных балок зданий ( катрани ) и, в идеале, 300-летних деревянных балок из венецианских руин. Раньше струны делались из кишок животных, а смычок ( доксари ) — из конского волоса. В прошлом дуга лука обычно имела ряд сферических колокольчиков, геракокудуна ( «ястребовые колокольчики »), которые обеспечивали ритмическое сопровождение мелодии при движении лука. Сегодня на большинстве лир играют скрипичными смычками.

В 2006 году было сообщено о методе анализа вибрации и определения характеристик верхних пластин критской лиры. [ 1 ]

Старая модель критской лиры (также называемой лираки ~ маленькая лира) настроена 5-1-4. То есть средняя струна самая низкая по высоте, а остальные - на 4-ю и 5-ю выше нее. Исполнитель играет мелодию на 1-й и 3-й струнах, используя 2-ю струну как гул (Магрини, 1997), аналогично византийским лирам ок. 1190 г. н. э., найден при раскопках Новгорода (Энтони Бейнс, 1992).

Современная лира, созданная по образцу Стагакиса, настроена по квинтам на (Гда') и, как и скрипка, не использует гудящую струну. Все струны можно перебирать и использовать в качестве мелодических струн. Некоторые лиры имеют четвертую верхнюю струну, настроенную на ми (E5), чтобы обеспечить больший диапазон нот и возможность исполнения пьес для скрипки, например, темы из «Списка Шиндлера» Джона Уильямса.

В использовании

[ редактировать ]

Критская лира до сих пор широко используется на Крите (см. «Музыка Крита» ), на некоторых островах Додеканеса и Эгейского архипелага , а также в некоторых частях северной Греции.

Художники

[ редактировать ]

Среди известных исполнителей критской лиры Андреас Родинос , Танассис Скордалос , Костас Маунтакис , Кареклас , Никос Ксилурис , Леонидас Кладос , Росс Дейли , Михалис Каллергис, Никос Гонианакис, Келли Тома, Захариас Спиридакис , Пэрис Перисинакис, Димитрис Вакакис, Стелиос Петракис, Скулас, Йоргос Калудис и Псарантонис . Сегодня на Родосе Яннис Кладакис известен тем, что возродил на острове этот тип лиры. Джорджия Дагаки известна тем, что играла на этом инструменте на нынешних концертах Эрика рок-певца Бердона . Йоргос Калудис исполнил на критской лире сюиты для виолончели Иоганна Себастьяна Баха.

  1. ^ М. Бакарезос, С. Гимнопулос, С. Брезас, Й. Орфанос, Э. Маравелакис, К. И. Пападопулос, М. Таракис, А. Антониадис и Н. А. Пападогианнис «Анализ вибрации верхних пластин традиционных греческих струнных музыкальных инструментов», 13-й Международный конгресс по звуку и вибрации, 2006 г., ICSV, 2006 г. , том 6, 2006 г., страницы 4939-4

Источники

[ редактировать ]
  • Аноянакис, Фивос: Органная музыка. Афины: ETE, 1976 г.
  • Энтони Бейнс: Оксфордский справочник по музыкальным инструментам. Издательство Оксфордского университета, 1990, стр. 109
  • Магрини, Туллия. 1997. Критская лира и влияние скрипки. Этномузыкология онлайн 3
  • Маргарет Дж. Картоми: О понятиях и классификациях музыкальных инструментов. Чикагские исследования в области этномузыкологии, University of Chicago Press, 1990.
[ редактировать ]

Псарантонис ( урожденный Антонис Ксилурис )

Росс Дэйли

Андреас Родинос

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3fcba348c3b28a1feb115aaf61812c1a__1724742000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/1a/3fcba348c3b28a1feb115aaf61812c1a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cretan lyra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)