Критское восстание (1866–1869)
Великая критская революция | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть критского восстания | |||||||
![]() Игумен . Гавриил собирает осажденных в монастыре Аркадий | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() При поддержке: ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
Несколько тысяч |
15 000 османов 20 000 египтян | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный |
![]() ![]() |
Критское восстание 1866–1869 годов ( греч . Κρτητικά Επαναναστασία του 1866 ) или Великая критская революция ( Μεγάλη Κρτητική Επανανάσταση ) было трехлетним восстанием на Крите против Османской империи. правило, третье и крупнейшее в серии критских восстаний между концом Война за независимость Греции в 1830 году и создание независимого Критского государства в 1898 году.
Фон
[ редактировать ]
Критяне-христиане восстали вместе с остальной частью Греции во время Греческой революции 1821 года , но, несмотря на успехи в сельской местности, османы устояли в четырех укрепленных городах северного побережья ( Ханья , Ретимно , Ираклио и Агиос Николаос ) и В конечном итоге остров был отвоеван к 1828 году, став египетской провинцией ( Египет Мухаммеда Али , хотя номинально он был вассалом Османская империя сама по себе была региональной державой). В 1840 году Крит был возвращен под прямое управление Османской империи, после чего в 1841 году последовало неудачное восстание в поддержку союза с независимой Грецией. Другое восстание 1858 года обеспечило некоторые привилегии, такие как право на ношение оружия, равенство христианского и мусульманского вероисповедания, а также создание христианских советов старейшин, обладающих юрисдикцией в отношении образования, обычного и семейного права . Эти уступки вызвали возмущение критских мусульман , хотя христиане настаивали на большем, сохраняя при этом свою конечную цель - союз с Грецией.
Бунт
[ редактировать ]
Поскольку напряженность на острове нарастала, а несколько петиций к султану остались без ответа, были сформированы вооруженные банды, и 21 августа 1866 года было официально объявлено восстание. Восстание вызвало немедленную симпатию в Греции, но и в других странах Европы. Первоначально повстанцам удалось получить контроль над большей частью внутренних районов, хотя, как всегда, четыре укрепленных города на северном побережье и южный город Иерапетра остались в руках Османской империи.
К середине XIX века османы правили Критом более 220 лет с тех пор, как Крит был захвачен у венецианцев, несмотря на частые кровавые восстания критских повстанцев. В то время как критяне восстали против османской оккупации во время войны за независимость Греции , Лондонский протокол 1830 года предписывал, что остров не может быть частью нового греческого государства.
30 марта 1856 года Парижский договор обязал султана применить Хатти -Хумаюн , который гарантировал гражданское и религиозное равенство христианам и мусульманам. [ 1 ] Османские власти на Крите не хотели проводить какие-либо реформы. [ 2 ] До большинства обращений мусульман (большинство бывших христиан обратились в ислам, а затем отреклись от него) Империя пыталась отречься от свободы совести. [ 1 ] Введение новых налогов и комендантский час также усилили недовольство. В апреле 1858 года 5000 критян встретились в Бутсунарии . Наконец, императорский указ от 7 июля 1858 г. гарантировал им привилегии в религиозных, судебных и финансовых вопросах. Одним из главных мотивов восстания 1866 года было нарушение Хатти -Хумаюна . [ 3 ]
Второй причиной восстания 1866 года было вмешательство Хекима Исмаила-паши , вали Крита, во внутренний спор по поводу организации критских монастырей. [ 4 ] Несколько мирян рекомендовали передать имущество монастырей под контроль совета старейшин и использовать его для создания школ, но против этого выступили архиереи. Исмаил-паша вмешался, поручил нескольким людям решить этот вопрос и отменил выборы «нежелательных» членов, заключив в тюрьму членов комитета, которым было поручено поехать в Константинополь для представления вопроса Патриарху . Это вмешательство вызвало бурную реакцию христианского населения Крита. [ 4 ]
Аркадий
[ редактировать ]Одно конкретное событие вызвало бурную реакцию в либеральных кругах Западной Европы — «Холокост Аркадия» . Это событие произошло в ноябре 1866 года, когда крупные османские силы осадили монастырь Аркади , который служил штабом восстания. Помимо 259 его защитников, в монастыре укрылось более 700 женщин и детей. [ нужна ссылка ] . После нескольких дней упорных боев османы ворвались в монастырь. В этот момент повстанец Костис Гиабудакис поджег порох, хранившийся в подвалах монастыря, в результате чего погибло большинство повстанцев, а также укрывшихся там женщин и детей. [ нужна ссылка ] . Как сообщили американский писатель и консул Уильям Стиллман и другие по недавно введенному телеграфу, это событие вызвало огромный шок в остальной Европе и Северной Америке и снизило восприятие легитимности османского правления. [ 5 ]
Контекст
[ редактировать ]Весной 1866 года в нескольких деревнях состоялись собрания. состоялось собрание 14 мая в монастыре Агия Кириаки в Бутсунарии недалеко от Ханьи . Они направили петицию султану и консулам крупных держав в Ханье . [ 6 ] Во время первых заседаний революционных комитетов представители избирались по провинциям, а представителем региона Ретимно был игумен Аркади Габриэль Маринакис .
послание При объявлении этих кандидатур Исмаил-паша направил игумену через епископа Ретимнонского Каллиникоса Николетакиса. В письме содержалось требование, чтобы игумен разогнал революционное собрание, иначе монастырь будет разрушен османскими войсками. В июле 1866 года Исмаил-паша послал свою армию для захвата повстанцев, но члены комитета бежали до прибытия его войск. Османы снова ушли, уничтожив иконы и другие священные предметы, найденные в монастыре. [ 7 ]
В сентябре Исмаил-паша послал игумену новую угрозу разрушить монастырь, если собрание не уступит. Собрание решило внедрить систему защиты монастыря. [ 8 ] 24 сентября Панос Коронайос прибыл на Крит и приземлился на Бали . Он отправился в Аркади, где стал главнокомандующим восстанием в районе Ретимно . Кадровый военный, Коронайос считал, что монастырь невозможно защитить. Игумен и монахи не согласились, и Коронайос уступил им, но посоветовал разрушить конюшни , чтобы они не могли быть использованы османами. Этот план был проигнорирован. Назначив Иоанниса Димакопулоса на должность командующего гарнизоном монастыря, Коронайос ушел. [ 9 ] При его отъезде многочисленные местные жители, в основном женщины и дети, укрылись в монастыре, принося свои ценности в надежде спасти их от османов. К 7 ноября 1866 года в монастыре находилось 964 человека: 325 мужчин, из них 259 были вооружены, остальные женщины и дети. [ 10 ]
Прибытие османов
[ редактировать ]После победы в середине октября войск Мустафы-паши при Вафесе большая часть османской армии была размещена в Апокоронасе и особенно сконцентрирована в крепостях вокруг залива Суда . Монастырь отказался сдаться, поэтому Мустафа-паша двинул свои войска на Аркади . Сначала он остановился и разграбил деревню Епископи . [ 11 ] Из Епископи Мустафа отправил новое письмо революционному комитету в Аркади, приказав им сдаться и сообщив, что он прибудет в монастырь в следующие дни. Затем османская армия повернула к Рустике , где Мустафа провел ночь в монастыре пророка Эли, а его армия расположилась лагерем в деревнях Рустика и Агиос Константинос . Мустафа прибыл в Ретимно 5 ноября, где встретил подкрепление Османской империи и Египта. Османские войска достигли монастыря в ночь с 7 на 8 ноября. Мустафа, хотя и сопровождал свои войска до относительно близкого места, но разбил лагерь со своим штабом в деревне Месси. [ 12 ]
Египетская интервенция
[ редактировать ]В конце 1866 года Исмаил-паша (египетский хедив) отправил египетский военный контингент на помощь Османской империи во время восстания, который состоял из 16 000 пехотных войск под командованием Эмирливы (генерал-майора) Исмаила Шахин-паши, где его транспортировали и защищали. морем ВМС Египта . Из-за неэффективности плана осады Османского флота оружие и снаряжение легко переправлялись критским повстанцам из Греции по морю, что впоследствии увеличило срок осады критской столицы и неожиданные потери с египетской стороны. В середине 1867 года хедив Исмаил-паша отстранил Шахин-пашу от командования египетскими войсками и заменил его более опытным офицером Эмирлива Исмаилом Садик-пашой, который доказал свои офицерские навыки и профессионализм, чем Шахин-паша, где 6 октября 1867 года он смог успешно разгромить критских повстанцев в их столице.
Атака
[ редактировать ]
Утром 8 ноября 1866 года армия из 15 000 османских солдат и 30 пушек под командованием Сулеймана прибыла на холмы монастыря, пока Мустафа-паша ждал в Месси. Сулейман, расположенный на холме Кора. [ Примечание 1 ] к северу от монастыря отправили последнюю просьбу о сдаче. В ответ он получил только стрельбу. [ 10 ]
Наступление начали османские войска. Их основной целью были главные двери монастыря на западной стороне. Битва длилась весь день, и османы не проникли в здание. Осажденные забаррикадировали дверь, и с самого начала взять ее будет сложно. [ 13 ] Критяне были относительно защищены стенами монастыря, в то время как османы, уязвимые для огня повстанцев, понесли многочисленные потери. Семь критян заняли свои позиции внутри ветряной мельницы монастыря. Это здание было быстро захвачено османами, которые подожгли его, убив находившихся внутри критских воинов. [ 14 ]
Бой прекратился с наступлением темноты. Османы получили из Ретимно две тяжелые пушки , одна из которых называлась Кутсахила . Их поместили в конюшню. На стороне повстанцев военный совет решил обратиться за помощью к Паносу Коронаиосу и другим критским лидерам в Амари . Двое критян вышли через окна на веревках и, переодевшись мусульманами, пересекли османские позиции. [ 15 ] Посланники вернулись поздно ночью и сообщили, что подкрепление не может прибыть вовремя, поскольку все подъездные пути заблокированы османами. [ 14 ]
Бои возобновились вечером 9 ноября. Пушки разрушили двери, и османы проникли в здание, где понесли более серьезные потери. В то же время у критян заканчивались боеприпасы, и многие из них были вынуждены сражаться только штыками или другими острыми предметами. Преимущество было у османов. [ 16 ]
Разрушение
[ редактировать ]
Женщины и дети внутри монастыря прятались в туалетной комнате. Последние критские бойцы были окончательно разбиты и скрылись в монастыре. Тридцать шесть боевиков нашли убежище в столовой, рядом с боеприпасами. Обнаруженные османами, взломавшими дверь, они были убиты. [ 17 ]
В туалетной комнате, где пряталось большинство женщин и детей, Константинос Гиабудакис собрал вместе людей, прятавшихся в соседних комнатах. Когда османы подошли к двери дамской комнаты, Гиабудакис поджег бочки с порохом, в результате чего взрыв привел к гибели множества османских солдат. [ 17 ]
В другой комнате монастыря, где было такое же количество бочек с порохом, повстанцы сделали тот же жест. Но порошок был влажным и взорвался лишь частично, поэтому разрушил лишь часть северо-западной стены комнаты.
Из 964 человек, присутствовавших в начале штурма, 864 погибли в бою или в момент взрыва. В плен попало 114 мужчин и женщин, но троим или четверым удалось бежать, в том числе одному из гонцов, отправившемуся за подкреплением. Среди пострадавших был игумен Гавриил. Традиция гласит, что он был среди погибших в результате взрыва бочек с порохом, но более вероятно, что он погиб в первый день боя. [ 18 ] Османские потери оценивались в 1500 человек. Их тела были похоронены без памятников, а некоторые были брошены в соседние ущелья. [ 19 ] Останки многочисленных критских христиан были собраны и помещены в ветряную мельницу, превращенную в реликварий в честь защитников Аркадия. Среди османских войск на холмах за пределами монастыря была обнаружена группа египтян-коптов. Эти христиане отказались убивать других христиан. Они были казнены османскими войсками, а ящики с боеприпасами остались. [ 18 ]
Около 114 выживших были взяты в плен и доставлены в Ретимно , где они подверглись многочисленным унижениям со стороны офицеров, ответственных за их транспортировку, а также со стороны мусульманского населения, которое прибыло, чтобы забрасывать камнями и оскорблениями при входе в город. [ 19 ] Женщин и детей на неделю заточили в церкви Сретения Богородицы. Мужчин посадили на год в тяжелые условия. Российскому консульству пришлось вмешаться и потребовать от Мустафы-паши соблюдения элементарных гигиенических условий и предоставления заключенным одежды. [ 20 ] Через год заключенных освободили.
-
Константинос Гиабудакис готовит бочки с порохом
-
Взрыв дамской комнаты
-
Константинос Гиабудакис
Международная реакция
[ редактировать ]Османы считали взятие Аркадия большой победой и отмечали ее артиллерийским огнем. [ 20 ] Однако события в Аркадии вызвали возмущение среди критян, а также в Греции и за рубежом. Трагедия Аркадия перевернула мировое мнение о конфликте. Это событие напоминало Третью осаду Миссолонги , и многочисленные филэллинисты мира выступали за Крит. На остров прибыли добровольцы из Сербии, Венгрии и Италии. Гюстав Флуранс , преподаватель Коллеж де Франс , записался в армию и прибыл на Крит в конце 1866 года. Он сформировал небольшую группу филэллинов вместе с тремя другими французами, англичанином, американцем, итальянцем и венгром. Эта группа опубликовала брошюру « Вопрос Востока и критского Возрождения» , связалась с французскими политиками и организовала конференции во Франции и в Афинах. Критяне назначили его депутатом собрания, но он отказался от этой должности. [ 21 ]
Джузеппе Гарибальди в своих письмах восхвалял патриотизм критян и их стремление обрести независимость. Многочисленные гарибальдийцы, движимые ярым филэллинизмом, пришли на Крит и приняли участие в нескольких сражениях. [ 22 ] Письма Виктора Гюго были опубликованы в газете «Клейо» в Триесте , что вызвало всемирную реакцию. Письма воодушевляли критян и говорили им, что их дело увенчается успехом. Он подчеркивал, что драма Аркадия ничем не отличалась от Разрушения Псары и Третьей осады Миссолонги . Он описал трагедию Аркадия:
Пишу эти строки, я подчиняюсь приказу свыше; приказ, исходящий из агонии.
[...]
Знаешь это слово «Аркадиан», но почти не понимаешь, что оно означает. И вот некоторые точные детали, которые были упущены из виду. В Аркадии, монастыре на горе Ида, основанном Ираклием , шесть тысяч турок напали на сто девяносто семь мужчин и триста сорок три женщины, а также детей. У турок было двадцать шесть пушек и две гаубицы, у греков — двести сорок винтовок. Битва длилась два дня и две ночи; в монастыре нашли тысячу двести дыр от артиллерийского огня; одна стена рухнула, турки вошли, греки продолжили бой, сто пятьдесят винтовок были сломаны, но борьба продолжалась еще шесть часов в камерах и на лестницах, и в конце концов во дворе оказалось две тысячи трупов . Наконец, последнее сопротивление было сломлено; массы турок взяли монастырь. Осталась только одна забаррикадированная комната, в которой хранился порох, и в этой комнате, рядом с алтарем, в центре группы детей и матерей, молился мужчина восьмидесяти лет, священник, игумен Гавриил... дверь, избитая топорами, поддалась и упала. Старик поставил свечу на алтарь, посмотрел на детей и женщин, зажег порошок и пощадил их. Страшное вмешательство, взрыв спасли побежденных... и этот героический монастырь, защищавшийся как крепость, погиб, как вулкан. [ 23 ]
Не найдя необходимого решения со стороны крупных европейских держав, критяне обратились за помощью к Соединенным Штатам. В это время американцы попытались установить свое присутствие в Средиземноморье и оказали поддержку Криту. Отношения развивались по мере того, как они искали порт в Средиземном море и думали, среди прочего, купить остров Мило или Порт-Айленд. [ 24 ] Американская общественность отнеслась к этому сочувственно. Американские филэллины прибыли, чтобы пропагандировать идею независимости Крита. [ 25 ] а в 1868 году в Палате представителей рассматривался вопрос о признании независимого Крита. [ 26 ] но голосованием было решено проводить политику невмешательства в дела Османской империи. [ 27 ]
Последствия Аркадия
[ редактировать ]Поскольку потеря Крита могла стать прелюдией к гораздо более серьезной потере османской территории на Балканах, великий визирь Османской империи Али-паша прибыл на остров в октябре 1867 года и оставался там в течение четырех месяцев. А'али начал строительство скромного района путем отвоевания острова районами с последующим строительством блокгаузов или местных крепостей по всему нему. Они были основой продолжающегося османского военного правления до последнего кризиса 1896–1898 годов .
Что еще более важно, он разработал Органический закон, который давал критским христианам равный (на практике, из-за их численного большинства) контроль над местной администрацией. Таким образом, он добился минимума политического сотрудничества, необходимого для сохранения контроля над островом к началу 1869 года, и почти все лидеры повстанцев подчинились османскому правлению, хотя некоторые, особенно пророссийские Хаджимихаэлы , остались в изгнании в Греции.
В художественной литературе
[ редактировать ]Критское восстание упоминается в романе Жюля Верна 1870 года « Двадцать тысяч лье под водой» , написанном во время восстания. Верна капитан Упоминается, что Немо использовал свою подводную лодку «Наутилус» , чтобы доставить повстанцам «4000 фунтов золота». [ 28 ] Этот отрывок ясно указывает на симпатию Верна к делу повстанцев.
Восстание упоминается в романе Свобода и смерть» « Никоса Казандзакиса . В этом произведении взрыв монастыря приписывается действиям родственника главного героя романа капитана Михалиса.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вершина холма находится примерно в 500 метрах к северу от монастыря.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ж. Тюлар, История Крита , с. 114.
- ^ Деторакис (1994) , с. 328
- ^ Деторакис (1994) , с. 329
- ^ Jump up to: а б Деторакис (1994) , с. 330
- ^ Май 1944 г .; Калогераки 2002 , с. 36; Далегре 2002 , с. 196.
- ^ Деторакис (1994) , с. 331
- ^ Проватакис (1980) , стр. 65–66
- ^ Проватакис (1980) , с. 66
- ^ Проватакис (1980) , с. 67
- ^ Jump up to: а б Проватакис (1980) , с. 68
- ^ Калогераки (2002) , с. 23
- ^ Калогераки (2002) , с. 24
- ^ Калогераки (2002) , с. 27
- ^ Jump up to: а б Калогераки (2002) , с. 28
- ^ Проватакис (1980) , стр. 70.
- ^ Проватакис (1980) , с. 71
- ^ Jump up to: а б Проватакис (1980) , с. 75
- ^ Jump up to: а б Проватакис (1980) , с. 76
- ^ Jump up to: а б Калогераки (2002) , с. 32
- ^ Jump up to: а б Калогераки (2002) , с. 33
- ^ Далегр (2002) , с. 196
- ^ Калогераки (2002) , с. 36
- ^ В. Гюго, Переписка , т. 1, с. 3, 1867 г.
- ^ Май (1944) , с. 286
- ^ Май (1944) , стр. 290–291.
- ^ Май (1944) , с. 292
- ^ Май (1944) , с. 293
- ^ 20 000 лье под водой , стр. 251/3 , Жюль Верн.
Библиография
[ редактировать ]- Далегре, Жоэль (2002). Греки и османы, 1453–1923: от падения Константинополя до исчезновения Османской империи (на французском языке). Харматтан. ISBN 2747521621 .
- Деторакис, Теохарис (1994). История Крита . Ираклион. ISBN 9602207124 .
- Калогераки, Стелла (2002). Аркадий . Ретимно: Mediterraneo Editions.
- Мэй, Артур Дж. (1944). «Крит и США, 1866–1869». Журнал современной истории . 16 (4): 286–293. дои : 10.1086/236846 . JSTOR 1871034 . S2CID 143090564 .
- Проватакис, Теохарис (1980). Монастырь Аркадия . Афины: Туби.
- Калливретакис, Леонидас (2006). «Век революций: критский вопрос между европейской и ближневосточной политикой». В П. Китромилидесе (ред.). Элефтериос Венизелос: испытания государственного управления, A (PDF) . Том. 1. Издательство Эдинбургского университета. стр. 11–35. ISBN 978-0-74867126-7 .
- Конфликты 1866 года
- Конфликты 1867 года
- Конфликты 1868 года
- Конфликты 1869 года
- Восстания 19 века
- Османский Крит
- Греческие восстания против Османской империи
- Отношения Греции и Османской империи
- Критские восстания
- Жюль Верн
- 1866 г. в Греции.
- 1867 г. в Греции.
- 1868 г. в Греции.
- 1869 г. в Греции.
- История Греции (1863–1909)
- 1866 год в Османской империи.
- 1867 год в Османской империи.
- 1868 год в Османской империи.
- 1869 год в Османской империи.
- Восстания в Греции