Jump to content

Лютня

(Перенаправлено с Лютни )
Лютня
Лютня эпохи Возрождения в 2013 году
Струнный инструмент
Классификация Струнный инструмент ( щипковый )
Классификация Хорнбостеля – Сакса 321
(Композитный хордофон )
Развитый
Связанные инструменты
Музыканты
Строители
Список

Лютня ( / lj t / [ 1 ] или / l t / ) — любой щипковый струнный инструмент с грифом и глубокой округлой спинкой, заключающий в себе полую полость, обычно со звуковым отверстием или отверстием в корпусе. Он может быть как с раздражением , так и без него.

Более конкретно, термин «лютня» обычно относится к инструменту из семейства европейских лютней . Этот термин также обычно относится к любому струнному инструменту с грифом, струны которого проходят в плоскости, параллельной звуковому столу системе Хорнбостеля-Сакса ).

Струны прикреплены к колышкам или стойкам на конце грифа, которые имеют какой-то поворотный механизм, позволяющий исполнителю затягивать или ослаблять натяжение струны перед игрой (что соответственно повышает или понижает высоту звука струны). ), так что каждая струна настроена на определенную высоту (или ноту ). На лютне перебирают или играют одной рукой, в то время как другая рука «раздражает» (прижимает) струны на грифе грифа . Нажимая на струны в разных местах грифа, игрок может укорачивать или удлинять вибрирующую часть струны , производя тем самым более высокие или более низкие звуки (ноты).

Европейская лютня и современный ближневосточный уд произошли от общего предка, пройдя разными эволюционными путями. Лютня используется в самых разных инструментальных произведениях от Средневековья до эпохи позднего барокко и была самым важным инструментом светской музыки в эпоху Возрождения . [ 2 ] В эпоху музыки барокко лютня использовалась как один из инструментов, исполнявших бассо континуо партии аккомпанемента . Это также аккомпанирующий инструмент в вокальных произведениях. Лютнист либо импровизирует («реализует») аккордовый аккомпанемент на основе фигурной басовой партии, либо играет записанный аккомпанемент ( как нотная запись , так и табулатура для лютни используются («табулатура»). Как небольшой инструмент, лютня издает относительно тихий звук. Игрока на лютне называют лютнистом , лютнистом или лютнистом , а производителя лютни (или любого подобного струнного инструмента или инструментов семейства скрипок ) называют мастером .

История и эволюция лютни

[ редактировать ]

Первые лютни

[ редактировать ]
Древнеегипетская гробница с изображением игроков с лютнями с длинной шеей, 18-я династия (ок. 1350 г. до н.э. ).
Сцена эллинистического банкета I века нашей эры, Хадда , Гандхара . Лютнист с лютней с короткой шеей (крайний справа).
Лютня в Пакистане, Гандхара, вероятно, Буткара в Свате, Кушанский период (I век – 320 г.)
Гандхарская лютня, Пакистан, долина Сват, регион Гандхара, IV-V века.

Курт Сакс дал определение лютне в разделе терминологии «Истории музыкальных инструментов». [ 3 ] как «состоящий из корпуса и грифа, который служит одновременно ручкой и средством натягивания струн за пределы корпуса». [ 4 ] Его определение было сосредоточено на характеристиках корпуса и шеи, а не на том, как звучат струны, поэтому скрипка считалась «смычковой лютней». [ 4 ] Сакс также различал «лютню с длинной шеей» и ее разновидность с короткой шеей. [ 4 ] Разновидность с коротким грифом содержала большинство наших современных инструментов: «лютни, гитары , шарманки и все семейство виол и скрипок». [ 4 ]

Длинные лютни были более древними лютнями; « Арабский танбур … точно сохранил внешний вид древних лютнь Вавилонии и Египта ». [ 5 ] Далее он классифицировал длинные лютни на «лютню с пирсингом» и «лютню с длинной шеей». [ 4 ] У лютни с проколом гриф был сделан из палки, пронзившей тело (как у древнеегипетских лютней с длинной шеей и современных африканских гунбри). [ 6 ] ). [ 7 ]

Длинная лютня имела прикрепленную шею и включала в себя ситар , танбур и тар : у дутара было две струны, у сетара - три струны, у чартара - четыре струны, у панчтара - пять струн. [ 4 ] [ 5 ]

Книга Сакса датирована 1941 годом, и, согласно имеющимся у него археологическим данным, первые лютни датируются примерно 2000 годом до нашей эры. [ 8 ] С тех пор открытия отодвинули существование лютни к ок. 3100 г. до н.э. [ 9 ]

Музыковед Ричард Дамбрил сегодня использует слово «лютня» более категорично, говоря об инструментах, существовавших за тысячелетия до того, как был придуман термин «лютня». [ 10 ] Дамбрил задокументировал более чем 3000-летние иконографические свидетельства существования лютней в Месопотамии в своей книге «Археомузыкология Древнего Ближнего Востока» . По словам Дамбрилла, семейство лютней включало инструменты в Месопотамии до 3000 г. до н.э. [ 9 ] В качестве доказательства он указывает на цилиндрическую печать ; датируемая примерно 3100 г. до н.э. или ранее и сейчас находящаяся во владении Британского музея , печать изображает на одной стороне то, что, как полагают, представляет собой женщину, играющую на палочке «лютне». [ 9 ] [ 11 ] Как и Сакс, Дамбрил считал длину отличительным признаком лютней, разделяя месопотамские лютни на длинные и короткие. [ 12 ] В его книге не рассматриваются более короткие инструменты, которые стали европейской лютней, за исключением примеров более коротких лютней в древнем мире. Он фокусируется на более длинных лютнях Месопотамии, различных типах грифовых хордофонов, которые развивались по всему древнему миру: греческих , египетских Среднем царстве ), иранских ( эламитских и других), еврейских/израильских , хеттских , римских , булгарских , тюркских , Индийская , китайская , армянская / киликийская культуры. Среди длинных лютней он называет пандуру и танбур. [ 13 ]

Линия лютней с короткой шеей получила дальнейшее развитие на востоке Месопотамии, в Бактрии и Гандхаре , в короткую миндалевидную лютню. [ 14 ] [ 15 ] Курт Сакс рассказал об изображениях гандхарских лютней в искусстве, где они представлены в смеси «искусства Северо-Западной Индии» под «сильным греческим влиянием». [ 16 ] Лютни с короткой шеей на этих произведениях искусства Гандхары были «почтенными предками исламских , китайско-японских и европейских лютневых семей». [ 16 ] Он описал лютни Гандхары как имеющие «грушевидный корпус, сужающийся к короткому грифу, передний держатель струн, боковые колки и четыре или пять струн». [ 16 ]

(Два изображения слева) Инструменты семейства Уд, расписанные в Палатинской капелле на Сицилии, 12 век. Роджер II Сицилийский нанимал при своем дворе мусульманских музыкантов, и на картинах они изображены играющими на смеси инструментов, похожих на лютни, с тремя, четырьмя и пятью рядами струн. (Справа) Изображение уда XIII века нашей эры из произведения XII века Баяд и Рияд , более крупного инструмента, чем те, что на изображениях в Палатинской капелле.

Бактрия и Гандхара вошли в состав Сасанидской империи (224–651). При Сасанидах короткая миндалевидная лютня из Бактрии стала называться барбатом или барбудом, которая превратилась в уд или уд позднего исламского мира . [ 14 ] Когда мавры завоевали Андалусию в 711 году, они принесли с собой свой уд или китру в страну, которая уже при римлянах знала лютневую традицию - пандуру .

В VIII и IX веках в Иберию стекались многие музыканты и художники со всего исламского мира. [ 17 ] Среди них был Абу ль-Хасан Али ибн Нафи (789–857), [ 18 ] [ 19 ] выдающийся музыкант, который обучался у Исхака аль-Маусили (ум. 850) в Багдаде и был сослан в Андалусию до 833 года. Он преподавал, и ему приписывают добавление пятой струны к своему уду. [ 14 ] и с созданием одной из первых музыкальных школ в Кордове . [ 20 ]

К 11 веку мусульманская Иберия стала центром производства инструментов. Эти товары постепенно распространились в Прованс , оказав влияние на французских трубадуров и труверов и в конечном итоге достигнув остальной Европы. В то время как в Европе развивалась лютня, уд оставался центральной частью арабской музыки и османской музыки в целом, претерпевая ряд преобразований. [ 21 ]

Помимо появления лютни в Испании ( Андалусии ) маврами, еще одним важным моментом передачи лютни из арабской культуры в европейскую была Сицилия , куда она была привезена либо византийцами, либо позже мусульманскими музыкантами. [ 22 ] При дворе Палермо были певцы-лютнисты после завоевания острова нормандцами у мусульман, а лютня широко изображена на потолочных росписях королевской палатинской капеллы Палермо , посвященной норманнскому королю Сицилии Роджеру II в 1140 году. [ 22 ] Его Гогенштауфенов внук Фридрих II, император Священной Римской империи (1194–1250), продолжал интегрировать мусульман в свой двор, в том числе мавританских музыкантов. [ 23 ] Фридрих II посетил долину Леха и Баварию между 1218 и 1237 годами с «мавританской сицилийской свитой». [ 24 ] К 14 веку лютни распространились по всей Италии и, вероятно, из-за культурного влияния королей и императоров Гогенштауфенов, базирующихся в Палермо , лютня также совершила значительное проникновение в немецкоязычные страны. К 1500 году в долине и Фюссене проживало несколько семей, занимавшихся изготовлением лютней, а в следующие два столетия в этом районе жили «известные имена мастеров лютни 16 и 17 веков». [ 25 ]

Хотя основное распространение короткой лютни произошло в Западной Европе , что привело к появлению множества стилей лютни, короткая лютня проникла и в Европу на Востоке; разновидность инструмента с коротким грифом, называемую комуз еще в шестом веке булгары привезли на Балканы .

От Средневековья к Барокко

[ редактировать ]

Средневековые лютни представляли собой четырех- и пятиголосные инструменты , в которых перо играло роль плектра . Существовало несколько размеров, а к концу эпохи Возрождения задокументировано семь размеров (вплоть до большого октавного баса). Песенное сопровождение, вероятно, было основной функцией лютни в средние века, но до 1500 года сохранилось очень мало музыки, которую можно было бы с уверенностью отнести к лютне. Сопровождение песен в Средневековье и раннем Возрождении, вероятно, было в основном импровизированным, отсюда и отсутствие письменных записей.

В последние несколько десятилетий пятнадцатого века, чтобы играть полифонию эпохи Возрождения на одном инструменте, лютнисты постепенно отказались от пера в пользу игры на инструменте пальцами. Количество курсов выросло до шести и более. Лютня была главным сольным инструментом шестнадцатого века, но продолжала сопровождать и певцов.

Около 1500 года многие иберийские лютнисты приняли на вооружение vihuela de mano , инструмент в форме виолы , настроенный как лютня; оба инструмента продолжали сосуществовать. Этот инструмент также нашел свое применение в тех частях Италии, которые находились под испанским господством (особенно на Сицилии и в папских государствах под властью папы Борджиа Александра VI , который привез в Италию многих каталонских музыкантов), где он был известен как виола да мано . [ нужна ссылка ]

К концу эпохи Возрождения количество курсов выросло до десяти, а в эпоху барокко их количество продолжало расти, пока не достигло 14 (а иногда и 19). Эти инструменты, имеющие до 35 струн, потребовали нововведений в конструкции лютни. В конце эволюции лютни архлютня , теорба и торбан имели длинные удлинители, прикрепленные к основной настроечной головке, чтобы обеспечить большую резонирующую длину для басовых струн, а поскольку человеческие пальцы недостаточно длинны, чтобы остановить струны на шее, достаточно широкой, чтобы проводилось 14 курсов, басовые струны располагались вне грифа и играли открыто , т. е. не прижимая их к грифу левой рукой. «Лютня — очень хрупкий инструмент, поэтому, хотя сохранилось много старых лютн, лишь немногие из них с оригинальными деками находятся в пригодном для игры состоянии». [ 26 ] что делает лютню Раувольфа такой примечательной.

В эпоху барокко лютня все чаще отводилась в качестве континуо- аккомпанемента и в конечном итоге была вытеснена в этой роли клавишными инструментами. После 1800 года лютня практически вышла из употребления. Некоторые виды лютни еще какое-то время использовались в Германии, Швеции и Украине.

Фрагмент картины Мазаччо «Богоматерь с младенцем» , 1426 год. Показана средневековая лютня.
Караваджо: Лютнист , ок. 1596 г.
Питер Пауль Рубенс: Лютнист (1609–1610)
Николас Ланье, 1613 г.
Франс Хальс: Лютнист , 1623 г.
Бернардо Строцци : лютнист , после 1640 г.
Художник Дэвид Хойер, картина Яна Купецкого , ок. 1711 г.

Этимология

[ редактировать ]

Слова «лютня» и «уд» , возможно, происходят от арабского слова «аль-Оуд» ( العود   — буквально означает «дерево»). Это может относиться к деревянному плектру, традиционно используемому для игры на уде, к тонким деревянным полоскам, используемым для задней части, или к деревянной деке, которая отличала его от аналогичных инструментов с корпусом, покрытым кожей. [ 14 ]

Было предложено множество теорий происхождения арабского имени. Музыковед Экхард Нойбауэр предположил, что уд может быть арабским заимствованием от персидского слова rōd или rūd , что означает струну. [ 27 ] [ 28 ] Другой исследователь, археомузыколог Ричард Дж. Дамбрил , предполагает, что руд произошел от санскритского рудри (रुद्री, что означает «струнный инструмент») и перешел в арабский и европейские языки посредством семитского языка . [ 29 ] Однако другая теория, по мнению исследователей семитского языка, заключается в том, что арабское слово «oud» происходит от сирийского слова «oud-a» , что означает «деревянная палка» и «горящее дерево» — родственного библейскому еврейскому слову « ud» , относящемуся к палке, используемой для перемешивания бревен. огонь. [ 30 ] [ 31 ] Генри Джордж Фармер отмечает сходство между аль-худом и аль-авдой («возвращение» – блаженства). [ 32 ]

Строительство

[ редактировать ]
Изготовление лютни в мастерской

Лютни почти полностью сделаны из дерева. Дека представляет собой тонкую плоскую пластину каплевидной формы из резонансной древесины (обычно ели ). Во всех лютнях дека имеет единственное (иногда тройное) декорированное звуковое отверстие под струнами, называемое розой . Звуковое отверстие не открытое, а закрыто решеткой в ​​виде переплетающейся лозы или декоративного узла, вырезанной непосредственно из древесины деки.

Геометрия деки лютни относительно сложна и включает в себя систему перекладин, в которой перпендикулярно струнам располагаются распорки определенной длины по всей длине деки, концы которых расположены под углом, чтобы упираться в ребра с обеих сторон по структурным причинам. Роберт Лундберг в своей книге «Историческая конструкция лютни » предлагает древним строителям размещать брусья в соответствии с целочисленными соотношениями длины мензурки и длины брюшка. Он также предполагает, что изгиб деки внутрь («брюшной ковш») является преднамеренной адаптацией древних строителей, чтобы предоставить правой руке лютниста больше места между струнами и декой.

Толщина деки варьируется, но обычно колеблется от 1,5 до 2 мм (0,06–0,08 дюйма). Некоторые мастера настраивают корпус по мере его построения, удаляя массу и адаптируя фиксацию для получения желаемых звуковых результатов. Брюшко лютни почти никогда не бывает закончено, но в некоторых случаях мастер может нанести на верхнюю часть очень тонкий слой шеллака или глины , чтобы сохранить ее в чистоте. Брюшко присоединяется непосредственно к ребру, без приклеивания к бокам накладки, а к внутренней и внешней стороне нижнего торца чаши приклеены колпачок и ответный колпачок для обеспечения жесткости и увеличения поверхности склеивания.

После соединения верха с боковинами по краю деки обычно устанавливают полуобвязку. Полупереплет составляет примерно половину толщины деки и обычно изготавливается из дерева контрастного цвета. Припуск полупереплета должен быть предельно точным, чтобы не нарушить структурную целостность.

Лютни Маттеуса Бюхенберга, 1613 г. (слева) и Маттео Селласа, 1641 г., в Музыкальном музее Барселоны
Различные лютни, выставленные в Немецком музее

или Задняя часть корпус собирается из тонких полосок твердой древесины (клен, вишня, черное дерево, палисандр, гран, дерево и/или другие породы дерева), называемых ребрами , соединенных (клеем) край к краю, образуя глубокий округлый корпус инструмента. . Внутри деки есть распорки, придающие ей прочность. [ 33 ]

Гриф изготовлен из светлого дерева и покрыт шпоном твердых пород дерева (обычно черного дерева), чтобы обеспечить долговечность накладки грифа под струнами. В отличие от большинства современных струнных инструментов, гриф лютни установлен заподлицо с верхом. Коробка была для лютни до эпохи барокко отклонена назад от грифа почти на 90 ° (см. Изображение), предположительно, чтобы помочь прочно удерживать струны с низким натяжением на порожке , который традиционно не приклеивается, а удерживается на месте. только давлением струны. Колки представляют собой простые колки из твердой древесины, несколько конической формы, которые удерживаются на месте за счет трения в отверстиях, просверленных в колковой коробке.

Как и в случае с другими инструментами, в которых используются фрикционные колышки, решающее значение имеет древесина для колышков. Поскольку древесина претерпевает изменения в размерах с возрастом и потерей влажности, для правильной работы она должна сохранять достаточно круглое поперечное сечение, поскольку в ней нет шестерен или других механических приспособлений для настройки инструмента. Часто колышки изготавливались из подходящих фруктовых пород, таких как европейская груша, или аналогов одинаково стабильных размеров. Мэтисон, гр. В 1720 году говорилось: «Если лютнист прожил восемьдесят лет, то он наверняка потратил шестьдесят лет на настройку». [ 34 ]

Бридж, иногда сделанный из фруктового дерева, прикрепляется к деке обычно на расстоянии от пятой до седьмой длины нижней части. У него нет отдельного седла, но в нем просверлены отверстия, к которым непосредственно прикрепляются струны. Бридж сделан так, что он сужается по высоте и длине: на маленьком конце удерживаются высокие частоты, а на более высоком и широком конце — басы. Мосты часто окрашиваются в черный цвет с использованием сажи в переплете, часто шеллаком и часто имеют надписи. Завитки или другие украшения на концах мостов для лютни являются неотъемлемой частью моста и не добавляются впоследствии, как на некоторых гитарах эпохи Возрождения (ср. Иоахима Тильке гитары ).

Лады завязанных состоят из петель из кишок, на шее. Они изнашиваются в процессе эксплуатации и время от времени требуют замены. Несколько дополнительных частичных деревянных ладов обычно приклеиваются к корпусу инструмента, чтобы позволить остановить самые высокие звуки на целую октаву выше, чем открытая струна, хотя некоторые считают их анахронизмом (хотя Джон Дауленд и Томас Робинсон опишите практику наклеивания деревянных ладов на деку). Имея выбор между нейлоном и жилой, многие мастера предпочитают использовать жилу, поскольку она лучше соответствует острому углу на краю накладки грифа.

Струны исторически изготавливались из кишок животных, обычно из тонкого кишечника овцы (иногда в сочетании с металлом), и до сих пор изготавливаются из кишки или синтетического заменителя с металлической обмоткой на струнах более низкого тона. Современные производители производят как жильные, так и нейлоновые струны, и оба широко используются. Gut более аутентичен для исполнения старинных произведений, хотя, к сожалению, он также более подвержен неравномерности и нестабильности высоты звука из-за изменений влажности. Нейлон обеспечивает большую стабильность настройки, но пуристы считают его анахронизмом, поскольку его тембр отличается от звука более ранних жилых струн. Подобные опасения отпадают, когда исполняются более поздние композиции для лютни.

Следует отметить кошачьи линии, которые использовались в качестве басов на исторических инструментах. Catlines представляют собой несколько жильных струн, намотанных вместе и пропитанных растворами тяжелых металлов для увеличения массы струны. Катлины могут быть довольно большими в диаметре по сравнению с намотанными нейлоновыми струнами того же шага. Они производят бас, несколько отличающийся по тембру от нейлоновых басов.

Струны лютни расположены рядами , по две струны в каждой, хотя самый высокий тон обычно состоит только из одной струны, называемой лисичкой . В лютнях позднего барокко два верхних курса одиночные. Ходы нумеруются последовательно, считая от самого высокого тона, так что лисичка первый ход , следующая пара струн — второй ход и т. д. Так, 8-рядная лютня эпохи Возрождения обычно имеет 15 струн, а 13-рядная лютня эпохи Возрождения обычно имеет 15 струн. На барочной лютне их 25.

Струи настроены в унисон для высоких и средних тонов, но для более низких тонов одна из двух струн настроена на октаву выше (строка, с которой начинается это разделение, менялась за историю лютни). Две струны курса практически всегда остановлены и перетянуты вместе, как если бы это была одна струна, но в редких случаях пьеса требует, чтобы две струны курса были остановлены или перетянуты по отдельности. Настройка лютни — сложный вопрос, описанный в отдельном разделе ниже . Конструкция лютни делает ее чрезвычайно легкой для своего размера.

Лютня в современном мире

[ редактировать ]

Лютня возродилась с пробуждением интереса к исторической музыке примерно в 1900 году и на протяжении всего столетия. Это возрождение получило дальнейшее развитие благодаря движению старинной музыки в двадцатом веке. Важными пионерами возрождения лютни были Джулиан Брим , Ганс Нееман, Вальтер Гервиг, Сюзанна Блох и Диана Поултон . Исполнения на лютне сейчас не редкость; есть много профессиональных лютнистов, особенно в Европе, где больше всего трудоустройства, и композиторы создают новые композиции для этого инструмента.

Мужчина играет на лютне эпохи Возрождения (держится), 2006 г.

На заре раннего музыкального движения многие лютни изготавливались мастерами, специализацией которых часто были классические гитары. Такие лютни имели прочную конструкцию и имели конструкцию, аналогичную конструкции классических гитар, с веерными распорками, тяжелыми верхами, фиксированными ладами и боковыми сторонами с подкладкой, что является анахронизмом исторических лютней. По мере роста научных знаний мастера начали создавать инструменты на основе исторических моделей, которые оказались более легкими и отзывчивыми.

Создаваемые в настоящее время лютни неизменно являются точными копиями или близкими копиями тех сохранившихся исторических инструментов, которые находятся в музеях или частных коллекциях. Многие из них изготавливаются по индивидуальному заказу, но растет число мастеров, изготавливающих лютни для широкой продажи, и существует довольно сильный, хотя и небольшой, рынок подержанных лютней. Из-за довольно ограниченного рынка лютни, как правило, дороже, чем современные инструменты массового производства. Например, гитары и скрипки фабричного производства можно купить дешевле, чем лютни низкого класса, в то время как современные инструменты высшего уровня, гитары и скрипки, как правило, стоят дороже.

В отличие от прошлого, сегодня встречается множество типов лютн: средневековые лютни с 5 курсами, лютни эпохи Возрождения с 6–10 курсами разной высоты для сольного и ансамблевого исполнения произведений эпохи Возрождения, архлютня произведений эпохи барокко, лютни с 11 курсами в Настройка ре минор для французской, немецкой и чешской музыки 17 века, настроенные немецкие барочные лютни ре минор 13/14 для более позднего высокого барокко и классической музыки, теорба для партий бассо континуо в ансамблях в стиле барокко, галличоны/ мандоры , бандоры, орфарионы и другие.

Лютенистская практика достигла значительных высот в последние годы благодаря растущему числу лютнистов мирового уровня: Рольфу Лислеванду , Хопкинсону Смиту , Полу О’Детту , Кристоферу Уилке , Андреасу Мартину , Роберту Барто , Эдуардо Эгуесу , Эдину Карамазову , Найджелу Норту , Кристофер Уилсон , Лука Пьянка , Ясунори Имамура , Энтони Бэйлз , Питер Кротон , Ксавье Диас-Латорре , Эванджелина Маскарди и Якоб Линдберг . Певец и автор песен Стинг также играл на лютне и архлютне, в сотрудничестве с Эдином Карамазовым и вне его , а Ян Аккерман выпустил два альбома лютневой музыки в 1970-х годах, когда он был гитаристом в голландской рок-группе Focus . Лютнист и композитор Йозеф ван Виссем написал саундтрек к Джима Джармуша фильму Выживут только любовники .

Репертуар

[ редактировать ]
Орацио Джентилески Молодой лютнист , картина ок. 1626 г., играет на лютне с 10 курсами, что типично для периода примерно с 1600 по 1630-е годы.

Лютни широко использовались в Европе, по крайней мере, с 13 века, и в документах упоминаются многочисленные ранние исполнители и композиторы. Однако самая ранняя сохранившаяся лютневая музыка датируется концом 15 века. Лютневая музыка процветала в XVI и XVII веках: многие композиторы опубликовали сборники своей музыки, а современные ученые обнаружили огромное количество рукописей той эпохи, однако большая часть музыки до сих пор утеряна. Во второй половине 17 в. лютни, виуэлы и подобные им инструменты стали терять популярность, и после 1750 г. для этого инструмента писалось мало музыки. Лишь во второй половине 20 в. интерес к лютневой музыке возродился.

Импровизация (сочинение музыки на месте), по-видимому, была важным аспектом игры на лютне, поэтому большая часть репертуара, вероятно, никогда не записывалась. Более того, только около 1500 года лютнисты начали переходить от плектра к щипковому инструменту. Это изменение облегчило сложную полифонию, что потребовало разработки обозначений. В последующие сто лет постепенно развивались три школы табулатурной нотации: итальянская (также используемая в Испании), немецкая и французская. Лишь последний дожил до конца 17 века. Самые ранние известные табулатуры предназначены для шестиструнного инструмента, хотя существуют свидетельства существования более ранних четырех- и пятиструнных лютней. [ 35 ] Обозначение табулатуры зависит от конкретного инструмента, для которого написана музыка. Чтобы его прочитать, музыканту необходимо знать настройку инструмента, количество струн и т. д.

Формы лютневой музыки эпохи Возрождения и Барокко подобны клавишной музыке того периода. Интабуляции вокальных произведений были очень распространены, а также различные танцы, некоторые из которых исчезли в 17 веке, например, пива и сальтарелло . Появление полифонии породило фантазии : сложные, замысловатые пьесы с большим использованием подражательного контрапункта. Импровизационный элемент, присутствующий в той или иной степени в большинстве лютневых пьес, особенно выражен в ранних ричеркарах (не подражательных, как их поздние однофамильцы, но совершенно свободных), а также в многочисленных прелюдических формах: прелюдиях, tastar de corde («проверка струнные») и т. д. В 17 веке клавишная и лютневая музыка шли рука об руку, и к 1700 году лютнисты писали танцевальные сюиты, весьма похожие на сюиты клавишных композиторов. Лютня также использовалась на протяжении всей своей истории как ансамблевый инструмент — чаще всего в песнях для голоса и лютни, которые были особенно популярны в Италии (см. фроттола ) и Англии.

Самая ранняя сохранившаяся лютневая музыка — итальянская, из рукописи конца 15 века. В начале 16 века Петруччи опубликовал публикации лютневой музыки Франческо Спиначино ( 1507 г. ) и Джоан Амбросио Дальса ( 1508 г. ); вместе с так называемой «Лютневой книгой Капиролы» они представляют собой самый ранний этап написания лютневой музыки в Италии. Лидер нового поколения итальянских лютнистов Франческо Канова да Милано (1497–1543) сегодня признан одним из самых известных лютнистых композиторов в истории. Большую часть его творчества составляют пьесы, называемые фантазиями или ричеркарес, в которых он широко использует имитацию и последовательность, расширяя возможности лютневой полифонии. В начале 17 века Иоганнес Иероним Капсбергер ( ок. 1580–1651) и Алессандро Пиччинини (1566–1638) произвели революцию в технике игры на инструменте, и Капсбергер, возможно, оказал влияние на клавишную музыку Джироламо Фрескобальди .

Французская письменная лютневая музыка началась, насколько нам известно, с гравюр Пьера Аттеньяна ( ок. 1494 – ок. 1551), которые включали в себя прелюдии, танцы и интабуляции. Особое значение имел итальянский композитор Альберт де Риппе (1500–1551), работавший во Франции и сочинявший полифонические фантазии значительной сложности. Его работа была опубликована посмертно его учеником Гийомом де Морле (род. около 1510 г.), который, однако, не уловил сложную полифонию де Риппе. Французская лютневая музыка пришла в упадок во второй половине 16 века; однако различные изменения в инструменте (увеличение диапазона струн, новые настройки и т. д.) вызвали важные изменения в стиле, которые привели в период раннего барокко к знаменитому стилю brisé : ломаные арпеджированные текстуры, которые повлияли на Иоганна Якоба Фробергера . люксы. Образцами французской школы барокко являются такие композиторы, как Эннемон Готье (1575–1651), Дени Готье (1597/1603–1672), Франсуа Дюфо (до 1604 – до 1672) и многие другие. Последний этап французской лютневой музыки иллюстрируется Робер де Визе ( ок. 1655–1732/3), чьи сюиты максимально используют возможности инструмента.

История немецкой письменной лютневой музыки началась с Арнольта Шлика ( ок. 1460 – после 1521), который в 1513 году опубликовал сборник произведений, включавший 14 голосовых и лютневых песен, а также три сольные лютневые пьесы, а также органные произведения. Он не был первым выдающимся немецким лютнистом, потому что современники приписывали Конраду Пауману ( ок. 1410–1473) изобретение немецкой лютневой табулатуры, хотя это утверждение остается недоказанным, и ни одно лютневое произведение Паумана не сохранилось. После Шлика немецкую лютневую музыку разработали ряд композиторов: Ганс Юденкюниг ( ок. 1445/50 – 1526), ​​семья Нойсидлер (особенно Ганс Нойсидлер ( ок. 1508/09 – 1563)) и другие. Во второй половине XVI века немецкая табулатура и немецкий репертуар постепенно были заменены итальянской и французской табулатурой и международным репертуаром соответственно, а Тридцатилетняя война (1618–1648) фактически остановила публикации на полвека. Немецкая лютневая музыка была возрождена намного позже такими композиторами, как Эсайас Ройснер ( 1670 г. ), однако отчетливо немецкий стиль появился только после 1700 г. в произведениях Сильвиус Леопольд Вейсс (1686–1750), один из величайших композиторов для лютни, некоторые из произведений которого были переписаны для клавишных инструментов никем иным, как Иоганном Себастьяном Бахом (1685–1750), который сам сочинил несколько пьес для лютни (хотя это неясно, действительно ли они предназначались для лютни, а не для другого щипкового струнного инструмента или лаутенверка ).

Из других европейских стран особое значение имеют Англия и Испания. Написание лютневой музыки на английском языке началось только около 1540 года; однако в стране появилось множество лютнистов, из которых, Джон Дауленд пожалуй, самый известный (1563–1626). Его влияние распространилось очень далеко: вариации на его темы были написаны клавишными композиторами Германии спустя десятилетия после его смерти. Предшественники и коллеги Дауленда, такие как Энтони Холборн ( ок. 1545–1602) и Дэниел Бачелер (1572–1619), были менее известны. Испанские композиторы писали в основном для виуэлы ; их основными жанрами были полифонические фантазии и дифференции (вариации). Луис Милан (ок. 1500 - после 1560) и Луис де Нарваес ( 1526–1549 ) сыграли особенно важную роль в развитии лютневой полифонии в Испании.

Наконец, пожалуй, самым влиятельным европейским лютневым композитором был венгр Балинт Бакфарк ( ок. 1526/30–1576), чьи контрапунктические фантазии были намного сложнее и труднее, чем у его западноевропейских современников.

Отторино Респиги Знаменитые оркестровые сюиты под названием «Древние арии и танцы» взяты из различных книг и статей о лютневой музыке XVI и XVII веков, записанных музыковедом Оскаром Чилесотти, включая восемь пьес из немецкой рукописи Da un Codice Lauten-Buch , ныне в частной библиотеке на севере Италии.

Возрождение 20-го века и композиторы

[ редактировать ]

Возрождение игры на лютне в ХХ веке уходит корнями в новаторскую работу Арнольда Долмеча (1858–1940); чьи исследования старинной музыки и инструментов положили начало движению за аутентичность. [ 36 ] Возрождение лютни дало композиторам возможность создавать для нее новые произведения.

Одним из первых таких композиторов был Иоганн Непомук Давид в Германии. Композитор Владимир Вавилов был пионером возрождения лютни в СССР , он же был автором многочисленных музыкальных мистификаций . Сандор Каллос и Тойохико Сато применили модернистскую идиому к лютне, Елена Кац-Чернин , Йозеф ван Виссем и Александр Данилевский минималистская и постминималистская идиома, Роман Туровский-Савчук , Пауло Гальвао , историческая идиома Роберта МакКиллопа и Ронн Макфарлейн New Age. Это активное движение специалистов старинной музыки вдохновило композиторов в разных областях; например, в 1980 году Акира Ифукубе , композитор классической музыки и кино, наиболее известный своей темой Годзиллы , написал «Фантазию для барочной лютни» с исторической табулатурной нотацией, а не с современной нотоносной нотой. [ 37 ]

Соглашения по настройке

[ редактировать ]
Настройка лютни
Схема настройки лютни раннего Возрождения из 6 курсов
Схема настройки лютни из 10 курсов позднего Возрождения / раннего барокко
Таблица настройки Archlute из 14 курсов
Таблица настройки Theorbo из 15 курсов

Лютни производились самых разных размеров, с разным количеством струн/рядов и без постоянного стандарта настройки. Однако следующее, по-видимому, в целом справедливо для лютни эпохи Возрождения.

Тенор-лютня эпохи Возрождения с шестью курсами будет настроена на те же интервалы, что и тенор-виолончель , с интервалами в идеальную четверть между всеми курсами, кроме третьего и четвертого, которые различались только на большую треть . Тенор-лютня обычно номинально настраивалась «в соль» (до 20-го века не было стандарта высоты тона), названная в честь высоты звука самого высокого курса, что давало образец (G'G) (Cc) (FF) (AA) ( дд) (ж) от низшего курса к высшему. (Большую часть лютневой музыки эпохи Возрождения можно сыграть на гитаре, настроив третью струну на полтона вниз.)

Объяснение грифа и настройки лютни в 1732 году.
Пальцевая карта для лютни, Музей теоретической и практической музыки , 1732 год.
Лютня, схема положения струн в музыкальной гамме.
Курсы были пронумерованы от 1 до 11, и каждая открытая струна была отмечена соответствующей нотой. В дополнение к основным струнам (A'A') (DD) (FF) (AA) (d) (f) пять курсов ниже были настроены на (C') (D') (E'E) (F 'Ф) (Г'Г).

Для лютней с более чем шестью курсами дополнительные курсы будут добавлены на нижнем уровне. Из-за большого количества струн лютни имеют очень широкие грифы, и трудно остановить струны после шестого ряда, поэтому дополнительные струны обычно настраивались на высоту звука, полезную для басовых нот, а не на продолжение обычного набора четвертых, а эти более низкие струны. курсы чаще всего играются без остановки. Таким образом, теноровая лютня эпохи Возрождения с 8 курсами будет настроена на (D'D) (F'F) (G'G) (Cc) (FF) (AA) (dd) (g) , а 10-голосная - на ( C'C) (D'D) (E 'E ) (F'F) (G'G) (Cc) (FF) (AA) (dd) (g) .

Однако ни один из этих паттернов не был обязательным , и современный лютнист иногда перенастраивает один или несколько курсов между пьесами. Рукописи содержат инструкции для игрока, например, 7 и chœur en fa = «седьмой курс фа » (= F по стандартной шкале C).

Начало 17 века было периодом значительного развития лютни, особенно с появлением во Франции новых схем настройки. В это время французские лютнисты начали исследовать выразительные возможности лютни, экспериментируя со схемами настройки инструмента. Сегодня эти настройки часто называют переходными настройками или Accord nouveaux (по-французски «новые настройки»). Переходные настройки документируют переход от устоявшейся настройки лютни эпохи Возрождения к более поздней схеме настройки ре минор в стиле барокко.

Это развитие в настройке приписывают французским лютнистам начала 17 века, которые начали увеличивать количество мажорных или второстепенных третей на соседних открытых струнах 10-рядной лютни. В результате французский лютнист обрел более звонкий звук и увеличил симпатическую вибрацию инструмента. Это привело к появлению новых композиционных стилей и техник игры на инструменте, в первую очередь к стилю brisé (по-французски: «сломанный стиль»). Рукописные источники первой половины 17 века свидетельствуют о том, что французские переходные строи приобрели популярность и были приняты на большей части континентальной Европы.

Наиболее часто используемые в то время переходные настройки были известны как «острые» и «плоские» настройки. Читается с десятого по первый ход на 10-рядной лютне, диез строй читается: C, D, E, F, G, C, F, A, C, E. Бемоль читается, C, Db, Eb. , Ж, Г, Ц, Ж, Аб, Ц, Эб. [ 38 ]

Однако примерно к 1670 году схема, известная сегодня как строй «барокко» или «ре минор», стала нормой, по крайней мере, во Франции, а также в Северной и Центральной Европе. В этом случае первые шесть курсов составляют трезвучие ре минор, а дополнительные пять-семь курсов обычно настраиваются по шкале ниже них. Таким образом, лютня с 13 курсами, на которой играл композитор Сильвиус Леопольд Вайс, должна была быть настроена (A″A’) (B″B’) (C’C) (D’D) (E’E) (F’F) (G 'G) (A'A') (DD) (FF) (AA) (d) (f) или с диезами или бемолями на семи нижних тонах, соответствующих тональности пьесы. [ 39 ]

Современные лютнисты настраиваются на самые разные стандарты высоты звука в пределах от А = 392 до 470 Гц, в зависимости от типа инструмента, на котором они играют, репертуара, высоты звука других инструментов в ансамбле и других исполнительских особенностей. В период исторической популярности лютни не было попыток создать универсальный стандарт высоты звука. Стандарты менялись со временем и от места к месту.

См. также

[ редактировать ]

Инструменты

[ редактировать ]

Европейские лютни :

Африканские лютни :

Азиатские лютни :

Южноамериканские лютни :

Создатели

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Оксфордский словарь английского языка, св. лютня
  2. ^ Граут, Дональд Джей (1962). «Глава 7: Новые течения в шестнадцатом веке». История западной музыки . JM Dent & Sons Ltd, Лондон. п. 202. ИСБН  0393937119 . Самым популярным домашним сольным инструментом эпохи Возрождения была лютня.
  3. ^ Сакс, Курт (1914). «История музыкальных инструментов» (PDF) . Публичная библиотека и цифровой архив .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 464 . ISBN  9780393020687 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Norton & Company. стр. 255–257 . ISBN  9780393020687 .
  6. ^ «АТЛАС щипковых инструментов» . www.atlasofpluckedinstruments.com . Проверено 20 апреля 2022 г.
  7. ^ Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Norton & Company. стр. 102–103 . ISBN  9780393020687 .
  8. ^ Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Norton & Company. стр. 82–83 . ISBN  9780393020687 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с Дамбрил 1998 , с. 321
  10. ^ Дамбрил 2005 , стр. 305–310. «Лютня с длинной шеей произошла от луковой арфы и в конечном итоге стала тунбуром; а лютня меньшего размера с толстым корпусом превратилась в современный уд... лютня предшествовала лире, которую поэтому можно рассматривать как развитие лютни, а не наоборот, как считалось до недавнего времени... Таким образом, лютня не только датирует, но и определяет переход от музыкальной протограмотности к музыкальной грамотности..."
  11. ^ «Цилиндровое уплотнение» . Британский музей . Культура/период Урук, Дата ок. 3100 г. до н.э., музейный номер 41632.
  12. ^ Дамбрил 1998 , с. 310
  13. ^ Дамбрил 2005 , стр. 319–320 . «Лютня с длинной шеей в OED орфографируется как тамбура; тамбора, тамера, тумбура; тамбур(а) и танпура. У нас есть арабский юнбур, персидский танбур, армянский пандир, грузинский пантури и сербско-хорватская тамбурица. Греки называли его пандурос; пандурис или пандурион. Засвидетельствовано, что это нубийский инструмент третьего века до нашей эры. Самый ранний литературный намек на лютни в Греции исходит от Анаксила в его пьесе «Изготовитель лир» как «трихордос»... Согласно Поллуксу, трихордон (так в оригинале) был ассирийским и они дали ему название пандура... Эти инструменты сохранились и сегодня в виде различных арабских тунбаров ..."
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Во время, Жан (15 декабря 1988 г.). «Барбат» . Энциклопедия Ираника . Проверено 4 февраля 2012 г.
  15. ^ «Скоба с двумя музыкантами 100-х годов, Пакистан, Гандхара, вероятно, Буткара в Свате, Кушанский период (1 век – 20)» . Кливлендский художественный музей . Проверено 25 марта 2015 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Сакс, Курт (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Norton & Company. стр. 159–161 . ISBN  9780393020687 .
  17. ^ Менокаль, Мария Роза; Шейндлин, Раймонд П.; Селлс, Майкл Энтони, ред. (2000), Литература Аль-Андалуса , издательство Кембриджского университета
  18. ^ Гилл, Джон (2008). Андалусия: история культуры . Издательство Оксфордского университета. п. 81. ИСБН  978-01-95-37610-4 .
  19. ^ Лапидус, Ира М. (2002). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. п. 311. ИСБН  9780521779333 .
  20. ^ Давила, Карл (2009). «Исправление незаконнорожденной биографии: Зирьяб в Средиземноморском мире». Аль-Масак: Ислам в средневековом Средиземноморье . 21 (2): 121–136. дои : 10.1080/09503110902875475 . S2CID   161670287 .
  21. ^ «Путешествия османских удов» . эмиграции . 08.03.2016 . Проверено 26 апреля 2016 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Лоусон, Колин; Стоуэлл, Робин, ред. (16 февраля 2012 г.). Кембриджская история музыкального исполнения . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-316-18442-4 .
  23. ^ Боас, Роджер (1977). Происхождение и значение куртуазной любви: критическое исследование европейской науки . Издательство Манчестерского университета. п. 70. ИСБН  978-0-7190-0656-2 .
  24. ^ Эдвардс, Вейн. «Иллюстрированная история лютни, часть первая» . vanedwards.co.uk . Проверено 4 апреля 2019 г. Блетшахер (1978) утверждал, что это произошло во многом благодаря королевским визитам Фридриха II с его великолепной мавританской сицилийской свитой в города этой долины между 1218 и 1237 годами.
  25. ^ Эдвардс, Вейн. «Иллюстрированная история лютни, часть вторая» . vanedwards.co.uk . Проверено 4 апреля 2019 г. К 1500 году первые письменные упоминания подтверждают существование нескольких семей, занимающихся торговлей лютнями в Фюссене и его окрестностях в долине Леха. Большинство известных мастеров лютни XVI и XVII веков, похоже, родом из этой небольшой области Южной Германии. К 1562 году производители Фюссена были достаточно прочными, чтобы образовать гильдию с тщательно разработанными правилами, которые сохранились до наших дней (см. Bletschacher, 1978 и Layer, 1978).
  26. ^ «Домашняя страница Якоба Линдберга» . musicamano.com . Проверено 27 мая 2023 г.
  27. ^ Смит 2002 , с. 9.
  28. ^ Пурджавади, Амир Хосейн (осень 2000 г. - зима 2001 г.). «Обзор статей в журнале. Обзорные работы: Наука о музыке в исламе. Тома 1-2, Исследования восточной музыки Генри Джорджа Фармера, Экхарда Нойбауэра; Наука о музыке в исламе. Том 3, Теория арабской музыки от истоков до VI/XII века Экхарда Нойбауэра, Фуата Сезгина; «Наука о музыке в исламе», том 4, «Очерк восточной музыки» Чарльза Фонтона с рисунками Экхарда Нойбауэра, Фуата Сезгина». Азиатская музыка . 32 (1): 206–209. дои : 10.2307/834339 . JSTOR   834339 .
  29. ^ Дамбрил 1998 , с. 319. «руд» происходит от санскритского «рудри», что означает «струнный инструмент» [...] Слово распространяется, с одной стороны, через индоевропейскую среду в испанское «рота»; французское «гнилой»; валлийский. «crwth» и т. д., а с другой стороны, через семитский язык, в арабский «ud»; испанский «laúd»; немецкий «Laute»;
  30. ^ «Поиск записи» . www.assyrianlanguages.org .
  31. ^ «Иврит Стронга: 181. אוּד (уд) — клеймо, головня» . biblehub.com . Проверено 24 марта 2018 г.
  32. ^ Фермер, Генри Джордж (1939). «Строение арабской и персидской лютни в средние века». Журнал Королевского азиатского общества : 41–51 [49].
  33. ^ «Фото лютни внутренней» . www.cs.dartmouth.edu/~wbc .
  34. ^ Маттесон, Иоганн (1713). Недавно открывшийся оркестр . Гамбург. стр. 247 и далее.
  35. ^ Обращение 1949 года , с. 54.
  36. ^ Кэмпбелл, Маргарет (1995). Генри Перселл (Слава своего века) . Издательство Открытого университета. п. 264. ИСБН  0-19-282368-Х . (об Альфреде Долмече) «Его открытия были настолько плодотворными, что он решил сконцентрироваться на исполнении старинной музыки на оригинальных инструментах, чего до сих пор не делалось - по крайней мере, за пределами частной гостиной».
  37. ^ Ёкомидзо, Рёити (1996) Акира Ифукубе - Произведения для гитары и лютни (буклет на компакт-диске Йо Нисимура и Дебора Минкин, Япония: FONTEC, стр. 4).
  38. ^ Спринг, М. (2001). От Возрождения к барокко: континентальный экскурс, 1600-1650 гг. В книге «Лютня в Британии: история инструмента и его музыки» (стр. 290–306). эссе, издательство Оксфордского университета.
  39. ^ «Формы лютни» . Лютневое общество Америки . Попечители Дартмутского колледжа . 24 мая 2015 года . Проверено 3 ноября 2018 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Статьи в журналах Общества лютнистов Америки (1968–), The Lute (1958–) и других журналах, издаваемых различными национальными лютневыми обществами.
  • Апель, Вилли (1949). Нотация полифонической музыки 900–1600 . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки. OCLC   248068157 .
  • Дамбрил, Ричард Дж. (1998). Археомузыкология Древнего Ближнего Востока . Лондон: Тадема Пресс.
  • Дамбрил, Ричард Дж. (2005). Археомузыкология Древнего Ближнего Востока . Виктория, Британская Колумбия: Trafford Publishing. ISBN  978-1-4120-5538-3 . OCLC   62430171 .
  • Лундберг, Роберт (2002). Историческая конструкция лютни . Гильдия американских мастеров.
  • Нойбауэр, Экхард (1993). «Конструкция лютни и ее струны по арабским, персидским и турецким источникам 9-15 веков». Журнал истории арабо-исламских наук . Том 8. С. 279–378.
  • Пио, Стефано (2012). Венецианские мастера скрипок и лютней 1490–1640 гг . Венецианские исследования. ISBN  978-88-907252-0-3 .
  • Пио, Стефано (2004). Венецианские мастера скрипок и лютней 1630–1760 гг . Венецианские исследования. ISBN  978-88-907252-2-7 .
  • Ребуффа, Давиде (2012). Лютой . Палермо: Эпос. ISBN  978-88-830237-7-4 .
  • Шлегель, Андреас (2006). Лютня в Европе . Лютневый уголок ISBN   978-3-9523232-0-5
  • Смит, Дуглас Элтон (2002). История лютни от античности до эпохи Возрождения . Лютневое общество Америки ISBN   0-9714071-0-X ISBN   978-0-9714071-0-7
  • Весна, Мэтью (2001). Лютня в Великобритании: история инструмента и его музыки . Издательство Оксфордского университета.
  • Ваккаро, Жан-Мишель (1981). Лютневая музыка во Франции в 16 веке .
[ редактировать ]

Общества

Интернет-музыка и другие полезные ресурсы

Фотографии исторических инструментов

Инструменты и произведения искусства – поисковая фраза: Ключевое слово(а): лютня
Производители инструментов – поисковая фраза: Изготовление инструмента: лютня
Библиотека фотографий – поисковая фраза: Музыкальный инструмент, город или страна: лютня

Статьи и ресурсы

Оригинал: О пионерах возрождения лютни ; Luthinerie / Geluit № 15 (сентябрь 2001 г.) и № 16 (декабрь 2001 г.)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 472e636f585ee99a300febe89f9a9f1c__1719329580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/1c/472e636f585ee99a300febe89f9a9f1c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lute - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)