Джон Амбросио Далза
Хоан Амбросио Дальса ( 1508 г. ) был миланским лютнистом и композитором. Его сохранившиеся произведения составляют четвертый том Оттавиано Петруччи, влиятельной серии публикаций посвященной лютневой музыке, Intabolatura de lauto libro quarto (Венеция, 1508 г.). В предисловии Дальза упоминается как «миланец», поэтому следует предположить, что он либо родился в Милане, либо работал там, либо и то, и другое. [ 1 ]
Вместе с творчеством Франческо Спиначино и Винченцо Капиролы творчество Дальцы составляет важную часть музыки раннего Возрождения лютневой . Сохранившиеся пьесы включают 42 танца, девять ричеркарес , пять tastar de corde , четыре интабуляции и пьесу под названием Caldibi castigliano . Танцы оформлены в миниатюрных сюитах . За каждой из пяти паван (пять алла венециана , четыре алла феррарезе ) следуют сальтарелло и пива , тематически и гармонически связанные с ней. Другие группы включают пары tastar de corde с диетой recercar . Некоторые произведения, такие как Caldibi castigliano и Calate ala spagnola , демонстрируют испанское влияние, возможно, из-за выращивания виуэлы в Италии 16 века. [ 1 ]
Музыка Далзы по большей части сравнительно проста и легка в исполнении. Сам композитор признал этот факт в предисловии к книге Петруччи и пообещал опубликовать более сложные произведения позже. В настоящее время неизвестно, было ли это реализовано. Хотя современники, такие как Спиначино и Капирола, писали более продвинутым языком, творчество Дальзы важно, поскольку оно почти полностью состоит из оригинальной музыки, а не вокальных интабуляций. Кроме того, в коллекцию Дальзы входят самые ранние известные паваны. [ 2 ] (описанный как «падоан разнообразный» на титульном листе ), которые также являются самыми ранними известными вариациями : все паване алла венециана представляют собой гармонические вариации со свободно определенной тоникой , а паване алла феррарезе состоит из серии открытых фраз, за которыми следуют различные повторы: АА '–BB'–CC'–.. и т. д. [ 3 ] [ 4 ] Эти вариационные формы иногда называют одноштаммовыми и множественными штаммами соответственно. [ 3 ]
Сборник Дальзы также является одним из немногих источников, в которых представлены короткие вступительные прелюдии tastar de corde. Название переводится с итальянского как «проверка струн». Пьесы Дальзы расположены симметрично по тональности: G, C, D (с F), C (с E), G. Их длина варьируется от 16 (номер 1) до 42 тактов (номера 3 и 4); материал по существу состоит из статичных аккордов, чередующихся с короткими быстрыми пассажами. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Джоан Весс; Виктор Ананд Коэльо (2001). «Хоан Амбросио Дальса» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 27 декабря 2006 г.
- Элейн Сисман (2001). «Вариации» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 17 марта 2006 г.
- Алан Браун (2001). «Паван» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 20 декабря 2006 г.
- Динко Фабрис (2001). «Набор струн» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 11 декабря 2006 г.
- Имоджен Хорсли. Вариация 16-го века: новый исторический обзор , Журнал Американского музыковедческого общества, Vol. 12, № 2/3 (Лето – Осень, 1959), стр. 118–132.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уэсс, Коэльо, Гроув.
- ^ Браун, Гроув.
- ^ Jump up to: а б Хорсли, с. 118–119.
- ^ Сисман, Гроув.
- ^ Фабрис, Гроув.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Джоан Амбросио Далза в HOASM включает частичную дискографию.
- Рецерка Dalza в исполнении Вернера Богулы, размещенная в его блоге.