Виуэла
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |
Классификация | Струнный инструмент ( щипковый ) |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.322 (Композитный хордофон ) |
Развитый | Середина 15 века |
Связанные инструменты | |
Звуковой образец | |
Виуэла, играющая «Ямайку» из «Мастера танцев» Плейфорда (около 1670 г.) |
Виуэла ( Испанское произношение: [biˈwela] ) — щипковый испанский струнный инструмент XV века, по форме напоминающий гитару (форма в форме восьмерки, обеспечивающая прочность и портативность), но настроенный как лютня . Она использовалась в Испании 15 и 16 веков как эквивалент лютни в Италии и имеет большой репертуар. Обычно их было пять или шесть. [ нужна ссылка ] сдвоенные струны.
Смычковая версия, vihuela de arco (arco означает лук), была задумана в Испании и изготовлена в Италии в 1480 году. Одним из последствий стало то, что фраза vihuela de mano впоследствии была применена к оригинальному щипковому инструменту. Термин виуэла стал «альтом» на итальянском языке («viole» на французском языке; «viol» на английском языке), а смычковая виуэла де арко должна была послужить в руках итальянских мастеров прототипом « да гамба ». Семейство резных смычковых струнных инструментов, разработанных начиная с 1480 года. Их лады, унаследованные от виуэлы, облегчили игру на них по тональности, чем на ладах семейства ребек (предшественников « да Браччо семья ), и поэтому они стали популярными благодаря камерной музыке.
История
[ редактировать ]Виуэла по - , как ее называли по-испански, называлась виола-де-ма по- каталонски , виола-да-мано итальянски и виола-де-мао по- португальски . Эти два названия функционально синонимичны и взаимозаменяемы. В наиболее развитой форме виуэла представляла собой инструмент в форме гитары с шестью двойными струнами (парными струнами), сделанными из кишки . Виуэла были настроены идентично их современной лютне эпохи Возрождения ; Кварты и одна мажорная терция (44344, почти как современный строй гитары , за исключением третьей струны, которая была настроена на полтона ниже).
Щипковые виуэлы, представляющие собой лютни с плоской спинкой, возникли в середине 15 века в Королевстве Арагон , расположенном на северо-востоке Иберии (Испания). В Испании, Португалии и Италии виуэла широко использовалась с конца 15 по конец 16 веков. Во второй половине 15-го века некоторые игроки на виуэле начали использовать смычок, что привело к развитию скрипки .
Существовало несколько разных типов виуэлы (или, по крайней мере, разных методов игры):
- Виуэла де мано: 6 или 5 полей, играемых пальцами.
- Виуэла де Пенола: игра на плектре.
- Виуэла де Арко: игра на смычке (предок виолы да гамба )
Стропы для 6-голосной ручной виуэлы (44344):
- ГКФАДГ
- ЦФБ ♭ ДГК
Хотя массовое использование виуэлы сошло на нет, следы сложной полифонической музыки, которая была ее репертуаром в конце 16-го века, наряду с другим основным инструментом испанского и португальского Возрождения, арфой с перекрестными струнами , оба из которых могут быть слышал в мексиканской музыке мариачи. Потомками виуэлы, на которых до сих пор играют, являются альты Португалии кампанские . Большую часть места, роли и функций виуэлы заняла последующая гитара в стиле барокко (также иногда называемая виуэлой или бигуэлой). В настоящее время виуэла широко используется в мексиканской музыке мариачи, где ее характерное звучание проявляется в соло. Кроме того, виуэла используется для исполнения старинной музыки с использованием современных копий исторических инструментов. Сегодня такие инструменты, как типле, являются потомками виуэл, привезенных в Америку в 16 веке.
Строительство
[ редактировать ]Тела виуэлы были легко построены из тонких плоских плит или кусков дерева, согнутых или изогнутых по мере необходимости. Этот метод конструкции отличал их от некоторых более ранних типов струнных инструментов, корпус которых (если не весь инструмент, включая гриф) был вырезан из цельного куска дерева. Однако задняя и боковые стороны обычных лютней также состояли из частей и представляли собой несколько изогнутых или изогнутых шестов, соединенных и склеенных вместе, образующих чашу, сделанную из кипариса с верхушкой из ели или кедра.
Виуэла (и виолы да гамба) представляли собой семейство инструментов разных размеров, больших и малых. Дуэтная музыка издавалась для виуэл, настроенных на одну ступень, минорную треть, четвертую или пятую часть, а также настроенных в унисон.
Внешний вид виуэл был разнообразен и разнообразен; стандартизации и массового производства не было. В целом виуэлы были очень похожи на современные гитары. Первое поколение виуэлы, начиная с середины 15 века, имело острые вырезы на талии, как у скрипки. Второе поколение виуэлы, начавшееся где-то около 1490 года, приняло уже знакомые плавно изогнутые контуры тела в форме восьмерки. Модели с острым вырезом на талии продолжали использоваться в начале-середине 16 века наряду с более поздними моделями. Многие ранние виуэлы имели чрезвычайно длинные шеи, в то время как другие имели более короткую разновидность. Украшение верха, количество, форма и расположение резонаторов, портов, пробитых розеток и т. д. также сильно различались. Также использовалось несколько стилей колышков.
Виуэлы имели хроматические лады, аналогичные лютням , с помощью подвижных, обернутых и привязанных к внутренней части ладов. Однако у виуэлас обычно было десять ладов, тогда как у лютни - только семь. В отличие от современных гитар, в которых часто используются стальные и бронзовые струны, виуэлы имели жильные струны и обычно располагались парами. Внутренние струны производят звучание, сильно отличающееся от металлических, которые обычно описываются как более мягкие и сладкие. Виуэлу с шестью рядами можно натянуть любым из двух способов: с 12 струнами в 6 парах или всего с 11 струнами, если одна непарная лисичка на первом (или самом высоком) ряду используется . Непарные лисички были распространены на всех лютнях , виуэлах и (других) ранних гитарах (как гитарах эпохи Возрождения , так и гитарах в стиле барокко ).
Репертуар
[ редактировать ]Первым человеком, опубликовавшим сборник музыки для виуэлы, был испанский композитор Луис де Милан , его том под названием Libro de música de vihuela de mano intitulado El maestro 1536 года был посвящен королю Португалии Иоанну III . Обозначение, используемое в этой и других музыкальных книгах виуэла, представляет собой цифровую табулатуру (также называемую «лютневой табулатурой»), которая также является моделью, на основе которой был создан современный «гитарный табулатура». Музыка легко исполняется при перенастройке на классическую лютню и виуэлу (44344). Система табулатур, используемая во всех этих текстах, представляет собой «итальянскую» табулатуру, в которой остановленные лады обозначены цифрами, а самая нижняя линия нотоносца представляет собой самый высокий тон (или струну), напоминающий гриф инструмента в игровом положении. ; В книге Милана также используются цифры для обозначения остановки курсов, но в исключительных случаях именно верхняя линия нотоносца представляет собой курс самого высокого тона, как в «французской» табулатуре.
Сохранившиеся печатные сборники нот для виуэлы расположены в хронологическом порядке:
- Мастер [1] Людовика Миланского (1536 г.)
- Шесть книг Дельфина [2] Луиса де Нарваэса (1538 г.)
- Три книги музыки [3] Алонсо Мударры (1546 г.)
- Сильва де Сиренас [4] работы Энрикеса де Вальдеррабано (1547 г.)
- Музыкальная книга Виуэлы [5] Диего Писадора (1552 г.)
- Orphénica Lyra [6] Мигеля де Фуэнльяны (1554 г.)
- Эль Парнассо [7] Эстевана Даса (1576 г.)
Выжившие инструменты
[ редактировать ]Сохранилось три исторических виуэлы: [ 2 ]
- «Гваделупа» живет в музее Жакмара-Андре.
- Инструмент «Чамбур» в Городе музыки. [ 3 ]
- Реликвия святой Марианы де Хесус (1618–1645), хранящаяся в Iglesia de la Compañia de Jesús de Quito .
Современные версии виуэлы продолжают производиться. Среди исполнителей, владеющих виуэлой, — шотландский композитор Роберт МакКиллоп , [ 4 ] Английский лютнист Джулиан Брим [ 5 ] и американский художник Хопкинсон Смит .
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Рональд К. Перселл: Дискография классической гитары, лютни и Виуэлы , Belwin-Mills Publishing Corp., Мелвилл, Нью-Йорк, 1976, 116 стр., LC: 75-42912 (без ISBN) («Также в списке более 100 исполнителей). примерно 400 композиторов и 400 отдельных пластинок».)
- Ян Вудфилд: Ранняя история скрипки , Cambridge University Press, Кембридж, 1984 (включает в себя большую часть ранней истории виуэлы; альты - это смычковые виуэлы)
Примечания
[ редактировать ]^ Слова виуэла и альта этимологически связаны. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Единый титул [В Откровении] Титул Беати в Откровении свободный двенадцатый разряд » bdh.bne.es. ИСПАНСКАЯ ЦИФРОВАЯ БИБЛИОТЕКА . Получено 10 декабря.
- ^ сохранившихся инструментов Раздел «12 Виуэла, виола да мано» . Каталог и прайс-лист 2015 . Стивен Барбер и Сэнди Харрис.
- ^ Виуэла де мано , Музей музыки, Париж.
- ^ Батов, Александр (2012). «Индекс Виуэла-де-Мано» . Vihuelademano.com . Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ «Джулиан Брим. Музыкальное путешествие по Испании. Часть 1. Дата доступа = 21 июня 2021 г.» . Ютуб . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года.
- ^ "Виуэла". Королевская испанская академия, Словарь Королевской испанской академии , 23-е изд. Он-лайн. По состоянию на 25 декабря 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дельфин (со звуками виуэлы)
- Общество Виуэла
- Лекс Эйзенхардт, виуэлист
- lutesandguitars.co.uk Стивен Барбер и Сэнди Харрис, лютнисты и исследователи
- vihuelademano.com Александр Батов, создатель виуэлы и исследователь
- Капилла Кайраско и Камерата Кайраско, режиссер Элихио Луис Кинтейро
- Журнал Goldberg: Los dos renaissance de la vihuela Возрождение виуэлы в 20-м веке
- Несколько фотографий испанских виуэл можно найти среди фотографий инструментов на лютневых страницах Уэйна Криппса .
- liuteriadinsieme.it Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine Liuteria d'insieme: лютнисты и исследователи.
- Фотографии Виуэлы