Репертуар эуфониума
Репертуар эуфониума состоит из сольной литературы и партий в оркестре или, реже, оркестровой музыки, написанной для эуфониума . С момента своего изобретения в 1843 году эуфониум всегда играл важную роль в ансамблях, но сольная литература появлялась медленно и до 1960-х годов состояла лишь из нескольких более легких соло. Однако с тех пор широта и глубина репертуара сольного эуфониума резко возросли.
Репертуарный набор
[ редактировать ]В группах
[ редактировать ]Исторически
[ редактировать ]После его изобретения Фердинандом Зоммером из Веймара стало ясно, что эуфониум, по сравнению со своими предшественниками, змеем и офиклеидой , имел широкий диапазон и последовательно богатый, приятный звук во всем этом диапазоне. Он был гибким как по качеству тона, так и по интонации и мог хорошо сочетаться с различными ансамблями, что сразу же принесло ему популярность среди композиторов и дирижеров в качестве основного тенорового сольного инструмента в духовых оркестрах , особенно в Великобритании . [ 1 ] Когда в начале двадцатого века британские композиторы, писавшие для духовых оркестров, начали обращать свое внимание на концертный оркестр , они использовали эуфониум в очень похожей роли. Густав Хольст , например, написал очень важные соло для эуфониума в своих первой (1909) и второй (1911) сюитах для оркестра, и подобные лирические соло появляются во многих произведениях 1920-х и 30-х годов Перси Грейнджера и Ральфа Воана Уильямса .
Когда в 1930-х и 40-х годах американские композиторы также начали писать для концертного оркестра как его собственного художественного средства, они продолжили британскую традицию использования эуфониума в качестве одного из основных сольных голосов. Арнольда Шенберга и «Тема и вариации» « Сэмюэля Барбера , Коммандос-марш» обе написанные в 1943 году, содержат чрезвычайно выдающиеся лирические соло для эуфониума; Роберта Рассела Беннета ( « Сюита старых американских танцев» 1949) содержит короткие соло и очень активное техническое письмо, а «Когда Иисус плакал», вторая часть « Уильяма Шумана » Новоанглийского триптиха (1956), по большей части представляет собой соло на эуфониуме и лирическое произведение. дуэт для эуфониума и корнета (переработка композитора на основе оркестрового оригинала с участием фагота и гобоя). Все эти произведения до сих пор входят в основной репертуар концертного ансамбля, и эти соло составляют основу отрывков из эуфониума.
Сегодня
[ редактировать ]Нельзя сказать, что композиторы тогда и сейчас ценили эуфониум только за его лирические возможности. Действительно, изучение большого количества литературы о концертных группах показывает, что эуфониум действует как мастер на все руки , иногда удваивая тубу в октавах, иногда добавляя теплоты тромбонной секции , иногда добавляя глубины духовой партии и временами добавляя силы быстрым линиям деревянных духовых инструментов . В целом идиоматические партии эуфониума имеют тенденцию быть очень активными, мало отдыхающими и охватывающими широкий диапазон.
Во многих отношениях роль эуфониума в написании концертных групп не сильно изменилась за последние несколько десятилетий; Как сольный инструмент, он по-прежнему популярен среди композиторов и продолжает выполнять свою универсальную роль мастера на все руки. Влияние традиции духового оркестра в написании эуфониума очевидно во многих соло эуфониума в произведениях духового оркестра и концертного оркестра британских композиторов Питера Грэма , Джона Голланда , Мартина Эллерби , Филипа Спарка и Гарета Вуда ; Среди современных американских композиторов группы Роберт В. Смит , Дэвид Масланка , Дэвид Джиллингем , Эрик Уитакр и Джеймс Керноу , похоже, особенно любят использовать эуфониум в качестве сольного инструмента. Концерт Гарета Вуда можно послушать на archive.org .
В оркестрах
[ редактировать ]Хотя недостатки офиклеида привели к появлению как эуфониума, так и тубы в середине девятнадцатого века, туба уже давно признана оркестровым инструментом , а эуфониум никогда таковым не был. Хотя эуфониум с первых дней своего существования был принят композиторами и аранжировщиками в оркестровых ансамблях, оркестровые композиторы, как правило, не воспользовались его возможностями. Тем не менее, есть несколько оркестровых произведений, некоторые из которых входят в стандартный репертуар, в которых композиторы использовали теноровую тубу, немецкий теноргорн , [ а ] туба Вагнера или французская туба в C.
Во всех этих случаях желаемым композитором эффектом был теноровый клапанный духовой инструмент – и во многих из этих случаев требуемый инструмент заменяется эуфониумом либо потому, что инструмент устарел (французская туба до), либо потому, что инструмент устарел (французская туба до), недоступен (тенор-туба) или может быть нежелателен (туба Вагнера). [ 2 ]
Главными среди этих примеров являются тональные стихотворения «Дон Кихот» (1897) и «Эйн Хелденлебен» (1898) Рихарда Штрауса , которые первоначально были написаны для тубы Вагнера, но после того, как их исполнение на тубе Вагнера оказалось неудовлетворительным, были пересчитаны на эуфониум с одобрения Штрауса. [ 2 ] В первой части своей Седьмой симфонии (1906) Густав Малер написал чрезвычайно выдающееся соло для Теноргорна №. Густав Хольст использовал теноровую тубу в трех частях ( Марс , Юпитер и Уран ) своей сюиты «Планеты» (1914–16). Наконец, Леоша Яначека самое известное произведение «Синфониетта» состоит из двух частей эуфониума. В другом популярном произведении Яначека, «Каприччио» , повсюду используется заметная партия эуфониума. Сегодня все эти партии обычно исполняются на эуфониуме, и в каждом из этих случаев требуемый инструмент используется как в сольной роли, так и написан для работы в составе духовой секции.
Кроме того, ряд британских композиторов в предвоенную эпоху , в том числе Ральф Воан Уильямс , Перси Грейнджер и Арнольд Бакс , писали оркестровые пьесы с двумя партиями тубы, понимая, что первая партия будет исполняться на эуфониуме. [ 2 ] Наконец, есть несколько оркестровых произведений (хотя их нет в стандартном репертуаре), в которых композитор специально призывает к использованию эуфониума. Среди них партитура Дмитрия Шостаковича к балету «Золотой век» , Леонарда Бернштейна » «Дивертисмент для оркестра , несколько симфоний британского композитора Хавергала Брайана , американца Роя Харриса и ныне живущего финского композитора Калеви Ахо . [ 3 ]
Список оркестровых произведений
[ редактировать ]Ниже приводится неполный список оркестровых произведений, в которых используется эуфониум (нем. «Тенортуба» или «Теноргорн»).
- Бела Барток - Кошут (2 B ♭ теноровые тубы)
- Пол Крестон - Хтоническая ода «Посвящение Генри Муру » для большого оркестра с эуфониумом, челестой и фортепиано, соч. 90 (1966)
- Карлхайнц Эссл-младший - Си! для теноровой тубы (или тромбона), живой электроники и объемного звука (2012)
- Рой Харрис - When Johnny Comes Marching Home (баритон B ♭ )
- Густав Хольст - Марс , Юпитер и Уран из балета «Планеты» B ♭ ) ( теноровая туба
- Леош Яначек - Каприччио (B ♭ тенор-туба)
- Леош Яначек - Симфониетта (2 B ♭ теноровые тубы)
- Гизельер Клебе - Опера Убийство Цезаря (B ♭ Тенортуба)
- Дьёрдь Куртаг - Стела (2 B ♭ теноровые тубы)
- Луиджи Ноно - Прометей
- Дмитрий Шостакович - Золотой век
- Рихард Штраус - Дон Кихот (B ♭ Тенортуба)
- Рихард Штраус - Жизнь героя (B ♭ тенор-туба)
Сольный репертуар
[ редактировать ]В отличие от давней практики широкого использования эуфониума в духовых оркестрах и оркестрах, примерно сорок лет назад буквально не существовало сольной литературы, написанной специально для эуфониума, и эуфониумисты были вынуждены заимствовать литературу по другим инструментам. К счастью, учитывая многогранные возможности инструмента, о которых говорилось выше, соло для многих различных инструментов легко адаптировать к исполнению на эуфониуме.
Транскрипции
[ редактировать ]Наиболее распространенными источниками транскрипций для эуфониума являются репертуар корнета , вокала , виолончели , фагота и тромбона . В каждом случае можно увидеть общие черты простоты чтения и исполнения: виолончель и фагот обычно читаются в басовом ключе , что делает их легко адаптируемыми; вокальные соло естественным образом соответствуют певческому качеству эуфониума; и, играя соло на корнете, эвфонист может использовать те же аппликатуры, что и корнетист.
Корнет
[ редактировать ]Вероятно, самыми ранними соло, исполняемыми на эуфониуме, были транскрипции корнета, особенно вариации популярных мелодий, например, те, которые можно найти в конце « » Жана-Батиста Арбана Полного метода для корнета . Чуть позже, в начале двадцатого века, американский корнетист Герберт Л. Кларк написал ряд виртуозных соло, в том числе «Венецианский карнавал» , «Невеста волн » и «С берегов могучего Тихого океана» , которые часто исполнялись и до сих пор исполняются. на эуфониуме. В таких случаях не требуется никакой адаптации или приспособления; эуфониумист читает исходную нотацию скрипичным ключом си-бемоль, транспонируя мажорную девятую вниз, и исполняет пьесу точно так, как написано, просто звуча на октаву ниже корнета.
Вокал
[ редактировать ]Большой объем оперных арий, особенно для тенора или баритона, также является идеальным источником литературы для эуфониумистов. Пуччини Vissi d'Arte и Nessun Dorma часто исполняются на эуфониуме, а германские авторские песни , такие как Шумана Dichterliebe или Брамса Vier ernste Gesänge , также являются популярными транскрипциями, как и Рахманинова Vocalise Op. . 34 нет. 14 . При выполнении вокальной транскрипции может потребоваться некоторая адаптация либо потому, что тесситура слишком высока, либо потому, что исходная тональность может представлять проблемы с аппликатурой или интонацией.
Несмотря на преобладание вокальных транскрипций для эуфониума, остается много вокальных произведений, которые редко, если вообще когда-либо, исполняются на эуфониуме, включая испанские , французские и немецкие оперные арии . Возможность исполнения хоровой музыки в составе эуфониумного ансамбля также интригует, но встречается нечасто.
Виолончель и фагот
[ редактировать ]Еще одним источником транскрибированной литературы является репертуар виолончели . Иоганна Себастьяна Баха Шесть сюит для виолончели уже давно являются краеугольным камнем продвинутого репертуара эуфониума; Леонард Фальконе записал двух бурре несколько десятилетий назад в первом томе своей серии «Леонард Фальконе и его баритон». [ 4 ] Две другие пьесы для виолончели, которые обычно исполняются на эуфониуме, — это Бенедетто Марчелло Соната фа мажор эпохи барокко и Юлиуса Кленгеля Концертино до мажор эпохи романтизма . Конечно, некоторая адаптация необходима при исполнении пьес для виолончели, особенно в случае нескольких остановок и арпеджированных аккордов, а также при рассмотрении простоты техники определенных тональностей для виолончели в отличие от эуфониума. несколько произведений фагота На эуфониуме также регулярно исполняются Моцарта , в том числе Концерт си-бемоль мажор K. 191 и Георга Филиппа Телемана Соната фа минор . Некоторые пьесы работают наоборот, в том числе «Эуфониум-концерт» Джозефа Горовица , который часто исполняется на фаготе. [ 5 ]
Другой
[ редактировать ]В последнее время были предприняты попытки сыграть более экзотические пьесы, которые гораздо сложнее адаптировать под эуфониум, как это видно на японского эвфониста Шойчиро Хокадзоно записи Астора Пьяццоллы » « Шести этюдов танго , первоначально написанных для флейты и которые даже транспонировались. вниз на большую девятую, создают серьезный диапазон и технические трудности для эуфониума.
Оригинальная литература
[ редактировать ]Французская консерватория
[ редактировать ]Одной из областей литературы, в которой транскрипции и оригинальная литература совпадают, является то, что можно было бы назвать стилем письма «Французской консерватории». [ б ] датируется примерно первой половиной двадцатого века и лучше всего иллюстрируется композитором Жозефом Эдуаром Бара (1882–1963). Некоторые пьесы этой школы были написаны специально для тромбона, например, «Анданте и Аллегро» Барата (1935) и Александра Гильмана ( «Симфоническое Морсо» Поля Веронга де ла Нукса. ок. 1937), некоторые — для тромбона или эуфониума, например, «Концертная пьеса» Барата (1900), некоторые для эуфониума или тубы, такие как «Введение и танец» , и по крайней мере один специально для Барата эуфониум, Morçeau de Concours (1957).
Виртуоз начала 20 века.
[ редактировать ]Самая ранняя сохранившаяся сольная композиция, написанная специально для эуфониума или одного из его саксгорна родственников , - это Concerto per Flicorno Basso (1872) Амилькаре Понкьелли . Довольно сложное с технической точки зрения, произведение сочетает в себе стили итальянской оперной увертюры и типичной темы и вариаций девятнадцатого века. После этого в течение нескольких десятилетий единственная литература, написанная специально для эуфониума, была в том же виртуозно-техническом стиле, что и описанные выше соло корнета. В эту категорию попадают «Прекрасный Колорадо » Джозефа Делюки (1924), Симоны Мантиа » «Оригинальная фантазия (1909) и «Концертная фантазия» Эдуардо Боккалари (1906). В 1930-е годы многие соло Euphonium были опубликованы в различных журналах групп, в классической обстановке «темы и вариации» были такие классические произведения, как «Песня о брате» (Лейзден), «Песня веры» (Болл), «Выкупленный» (Маршалл) и «Мы». 'All Shout Hallelujah (Audoire), а также многие другие.
Новый стиль
[ редактировать ]В то время как британские композиторы, возможно, были лидерами в написании эуфониума в ансамблевой обстановке, именно американцы написали первые из «новой школы» серьезных художественных сольных произведений, написанных специально для эуфониума. Первыми двумя примерами являются «Сонатина» Дональда Уайта Уорнера Хатчисона (1966) и «Лирическая сюита» Джозефа Горовица (1970), после чего британские композиторы последовали этому примеру, выпустив «Эуфониум-концерт» Гордона Джейкоба (1972, один из первых эуфониум-концертов) и «Фантазию» (1969). Сэмюэля Адлера Двумя ранними очень трудными произведениями являются «Четыре диалога» (для эуфониума и маримбы Яна Баха , 1974) и «Концертные вариации» (1978), премьера которых состоялась у доктора Брайана Боумана. Двумя из первых соло для эуфониума без аккомпанемента являются Мазурка ( 1964) Николаса Фальконе , брата раннего виртуоза эуфониума Леонарда Фальконе , и Соната (1978) Фреда Клинарда-младшего. Все эти произведения остаются основным репертуаром для эуфониума.
Сегодня
[ редактировать ]С тех пор произошел настоящий взрыв сольного репертуара для эуфониума; Всего за четыре десятилетия сольная литература выросла практически с нуля до тысяч произведений, поскольку все больше и больше композиторов осознают сольные возможности инструмента.
Литература по эуфониуму за последние три десятилетия постоянно «выходила за рамки» с точки зрения тесситуры, выносливости, технических требований и расширенных техник. Приведу лишь несколько примеров: «Симфонические варианты» Джеймса Керноу (1984), ныне одна из классических произведений литературы, установили новые стандарты диапазона для того времени, охватывая как D1, так и F5 . Роланда Сентпали «Жемчуг» (2000), написанный на языке джаза и рока , также использует очень высокую тесситуру и предъявляет экстремальные технические требования, в то время как неаккомпанируемая пьеса Джона Стивенса « Монологи » (2001) включает в себя множество широких скачков в диапазоне, как невнятных, так и артикулированных.
Другой сегмент авангардной сольной литературы составляют произведения для эуфониума и записанного аккомпанемента, датированные 1970 годом, с Сонатиной Джона Боды для баритона-валторны и ленты . С тех пор Нил Корвелл, исполнитель эуфониума, а также композитор, написал множество дополнительных соло с синтезированным записанным аккомпанементом, начиная с Odyssey (1990). С другой стороны, британский композитор Филип Спарк написал множество соло на эуфониуме (например, «Пантомима» , «Песня для Ины» , «Арлекин» ) гораздо более легкого характера, хотя и не менее технически требовательного. Уникальные произведения, такие как произведение о военном протесте « Один из пропавших без вести» (в память о погибших в Ираке, 2007 г.), также позволили использовать этот инструмент более разнообразным и убедительным образом.
Очень не хватает камерной музыки для эуфониума (где он не является исключительным солистом). Diálogo Sonoro ao Luar или «Лунный диалог» для альт-саксофона и эуфониума – уникальное произведение, написанное одним из выдающихся музыкантов 20-го века. Бразильские композиторы Франсиско Брага (опубликовано в 1946 г.). Помимо уникального инструментария, он одновременно демонстрирует технические и лирические качества современного саксофона и эуфониума. Хотя в последние годы все больше авторов сочиняют камерную музыку с эуфонием. Элейн Файн написала сонату для эуфониума в диапазоне 2,5 октавы, израильский композитор Тамара Хиския создала несколько пьес для эуфониума, напоминающих новаторские техники; Рапсодия и фуга на классические темы (2014, 2016) для трубы, валторны, эуфониума и тубы, Вариации на тему Паганини (Кампанелла) ля-бемоль минор (2015) для эуфониума и фортепиано, Баллада «Гений и судьба» (2015) ) для эуфониума и фортепиано, трио (2014, 2017) для B ♭ Кларнет, эуфониум или фагот и фортепиано. Диапазоны композиций от 3 (Баллада) до 4,5 октав (Трио). Все эти произведения требуют высокого уровня техники и музыкальности.
Использование эуфониума как сольного инструмента с оркестровым сопровождением по-прежнему остается ограниченным. Самым ранним известным произведением этого типа является Концерт № 3 Алана Ованесса ( «Диран, религиозный певец») Рула Бизли 1948 года. Последующие произведения включают Концерт Ованесса (1967), Симфонию № 29 (1976) и « Давида» Гейнса . Концерт (1987). С тех пор появляется все больше профессионально написанных концертов для эуфониума с оркестром, в том числе Яна Баха (1990), Юкки Линколы (1996), Владимира Космы (1997), Торстейна Огарда-Нильсена (2000), Алана Ходдинотта (2002). ), Юрай Филас (2003), Ульяс Пулккис (2004), Кевин Хилл (2004), Джон Стивенс (2004 г.), Рольф Рудин (2007 г.), Ли Брейсгедл (2007 г.), Тим Янса (2009 г.) и Карл Дженкинс (2009 г.).
Нетрадиционные настройки
[ редактировать ]Благодаря горстке предприимчивых людей, в последние годы эуфониум начал проникать в джаз , поп-музыку и другие неконцертные исполнения. Одним из таких людей был Рич Мэттесон (1929–1993), который считал себя прежде всего джазовым музыкантом, который просто случайно играл на эуфониуме. Вместе с двумя другими эуфониумами, тремя тубами и ритм-секцией он сформировал группу Tubajazz Consort, которая с большим успехом выступала в джаз-клубах и на конференциях по всему миру. [ 6 ] Сегодня джазовые эуфониумисты, такие как Марк Дикман, продолжают наследие Маттесона, а конкурсы джазовых эуфониумов проводятся по всему миру.
Этот инструмент является важной частью развития типичных музыкальных жанров в Южной Америке. «Бомбардино» — настоящая звезда колумбийских жанров, таких как Порро или Фанданго. Живым мастером типичного колумбийского эуфониума является Рамон Бенитес. В Бразилии этот инструмент является частью развития самого первого типичного музыкального жанра в Бразилии - чоро (начиная с 19 века). Чоро - это виртуозный и контрапунктирующий инструментальный жанр легкой музыки, иногда называемый «уличной камерной музыкой».
Кроме того, такие эуфониумисты, как Лэнс ЛаДьюк и Мэтью Мерчисон, недавно исследовали и записали эуфониум в нетрадиционных ситуациях исполнения. ЛаДьюк в своем компакт-диске «Take a Walk » использует эуфониум в различных квази-кантри-комедийных композициях, а также в своей записи « Relentless Grooves: Армения» Сэма Пилафяна , где используется заранее записанный аккомпанемент и рассматривается сольный эуфониум почти как Армянский народный инструмент . Мерчисон выпустил запись традиционного репертуара эуфониума, но также вместе со своей женой и другими сформировал мировую музыкальную группу Mainspring, в которой, как говорится на веб-сайте Мерчисона, «типичный концерт может состоять из традиционных джигов и барабанов из Шотландии и Ирландии» . прекрасные мексиканские серенады , самбы , сюита из испанской народной музыки , армянский плач , интересная оригинальная музыка и всегда много беззаботного веселья!» [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Это не то же самое, что английский « тенор-валторна », а скорее ближе к баритон-валторне .
- ^ Названа так потому, что многие произведения в этом стиле были написаны либо для профессоров Французской национальной консерватории музыки, либо в качестве конкурсных или учебных произведений для студентов консерватории.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Страница тенор-валторны Эла - История эуфониума" . Архивировано из оригинала 11 февраля 2007 г. Проверено 22 июня 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Оркестровый эуфониум и его репертуар: модно позднее появление» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 декабря 2016 г. Проверено 15 июня 2007 г.
- ^ «Оркестровая литература» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 15 июня 2007 г.
- ^ «Поиск записей эуфониума» . Проверено 15 июня 2007 г.
- ^ https://commons.lib.jmu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1054&context=diss201019 [ только URL ]
- ^ «Рич Мэттесон» . Проверено 15 июня 2007 г.
- ^ «О программе :: Mainspring__Мэттью Мерчисон :: Эуфониумист» . Проверено 15 июня 2007 г.