Клавесин
Клавицитерий , — клавесин в котором дека и струны установлены вертикально. [1] лицом к игроку. Основная цель создания вертикального клавесина та же, что и в более позднем пианино , а именно - экономия площади. У клавицитерия домкраты движутся горизонтально без помощи силы тяжести, поэтому действия клавицитерия более сложны, чем у других клавесинов.
Дизайн
[ редактировать ]В любом клавесине струны перебираются небольшими плектрами , удерживаемыми домкратами, представляющими собой тонкие полоски дерева. В стандартном клавесине струны расположены горизонтально, а гнезда вертикально. Таким образом, вернуть домкрат в исходное положение (после того, как он был поднят ключом для выдергивания) — это простой вопрос силы тяжести; при правильной регулировке домкрат просто вернется в исходное положение (подробности и схемы см. в разделе «Клавесин» ).
Клавицитерий жертвует этой простотой и должен найти какой-то другой способ вернуть домкраты. В некоторых инструментах это достигается с помощью пружины. Другая возможность — механически соединить домкрат с другими частями механизма (например, ключами, рычагами), которые возвращаются под действием силы тяжести, потянув за собой домкраты назад. [2] Разумеется, ни одна из стратегий не является такой простой, как прямое вертикальное падение валетов стандартного клавесина. Действительно, найти хорошую конструкцию для действия клавицитерия непросто, и строители неоднократно искали лучшие решения. Ван дер Меер пишет: «Никакого стандарта никогда не было разработано, и существует почти столько же его вариаций, сколько существует существующих инструментов». [3] Многие разработки оказались довольно неудачными: Рипин сообщает, что клавицитерии часто имеют «довольно тяжелое прикосновение и неотзывчивое действие». [4] Описывая необычайно красивую клавицитерию Делина (см. ниже), Коттик отмечает, что «действие ощущается пальцами довольно приятно, что не всегда можно сказать о клавицитерии». [5]
Особым свойством клавицитерии является то, что игрок сидит прямо перед декой, на близком расстоянии. Коттик отмечает: «[во] всех clavicytheria непосредственная близость к деке дает исполнителю ошеломляющее ощущение звукового погружения». [6] Действительно, современный строитель Уильям Хорн предполагает, что именно эта эстетическая цель, а не экономия места, является основным оправданием создания клавицитерии. [7]
По форме клавицитерии обычно напоминали обычные клавесины: левая сторона длиннее правой, чтобы вмещать длинные басовые струны. Изредка встречались симметричные клавицитерии, с двумя загнутыми сторонами и вершиной посередине; иногда ее называют формой «пирамиды». Как отмечает Рипин, пирамидальная конструкция стала вызовом для строителей: «Трудности возникают, поскольку более длинные басовые струны находятся посередине, а высокие — по бокам, и требуется система промежуточных уровней (роллерборд), чтобы позволить каждой клавише играйте на правильной струне, если не используется диагональная струна». [8]
За исключением раннего периода постройки, клавицитерии были высокими. Уильям Хорн предупреждает потенциальных покупателей, что им понадобится 280 см. места под потолками (девять футов два дюйма), чтобы разместить его копию Делина. [9] Приборная мастерская, предлагающая планы инструмента на базе Delin, фактически уменьшает его высоту до 262 см. (восемь футов семь дюймов), чтобы «адаптировать дизайн Делина к современным интерьерам». [10]
РКМ клавицитерий
[ редактировать ]Самый ранний известный клавесин, датируемый примерно 1480 годом, представляет собой клавицитерий. Немецкая надпись на внутренней стороне спины указывает на то, что он, возможно, был построен в Ульме . [11] и в настоящее время находится в коллекции музыкальных инструментов Королевского музыкального колледжа в Лондоне. Это довольно маленький инструмент (около четырех футов восьми дюймов в высоту). [12] ) с коротким циркулем, всего 41 нота. Вершина образует острый край, так как хвостовая часть отсутствует. Коттик отмечает, что инструмент RCM очень похож на другой (несохранившийся) клавицитерий, найденный в виде диаграммы в работе Анри Арнаута де Зволле . [13]
Рипин описывает его «уникальное и простое действие» так: «Ключ, вертикальный рычаг и выступающий вперед домкрат собраны в одну жесткую деталь. Когда ключ нажат, весь узел качается вперед, так что домкрат (перемещаясь вдоль траектория дуги) выталкивается за струну; когда ключ отпускается, узел снова падает под собственным весом, возвращая домкрат в исходное положение». [14]
Коттик отмечает, что «клавицитерий RCM — это изысканный и сложный инструмент, что позволяет предположить, что он представляет собой зрелую традицию». [15] Действительно, поскольку клавесин, вероятно, был изобретен до 1400 года, [16] Инструмент RCM, вероятно, отражает несколько десятилетий развития.
Поздняя клавицитерия
[ редактировать ]Клавицитерии упоминаются в работе Себастьяна Вирдунга 1511 года Musica Getutscht , первом сохранившемся справочнике по музыке; Вирдунг называет инструмент clauiciterium . [17] Они также упоминаются в Syntagma Musicum (1614-1620) Михаила Преториуса , Harmonie Universelle (1637) Марина Мерсенна и во Французской методической энциклопедии . [18] Бартоломео Кристофори , изобретший фортепиано, построил клавицитерию, из которой действительно можно выжить. [19]
В 18 веке особенно прекрасные клавицитерии изготовил Альберт Делен (1712–1771), фламандский строитель, работавший в Турне . [20] Чанг описывает свою работу так: «[ему] удалось преодолеть трудности создания вертикального клавесина лучше, чем любому другому строителю. Его три инструмента, которые многие считают лучшими из всех сохранившихся клавицитерий, обладают удивительно тонким звучанием, которое достигается за счет специального действия, которое после отпускания ключей позволяет домкратам вернуться без необходимости использования пружин или дополнительных грузов». [21]
В Дублине в 18 веке, очевидно, также пользовалась модой на клавицитерию, и многие строители производили качественные инструменты. Сегодня сохранились инструменты, созданные Фердинандом Вебером (1715–1784), Генри Ротером (р. 1762–1774) и Робертом Уоффингтоном (ум. 1823). Инструменты Ротера и Вебера имеют пирамидальную форму. [22]
Клавицитерий временно вымер вместе с горизонтальным клавесином примерно в конце 18 века. Возрождение клавесина в 20-м веке привело к созданию небольшого количества новых инструментов; Коттик, описывая возрождение в 1987 году, сказал: «Кавицитерий, похоже, вообще не прижился», хотя несколько современных строителей, упомянутых выше, построили их. [23]
Номенклатура
[ редактировать ]Исследователь клавишных инструментов А. Дж. Хипкинс приписал Вирдунгу название «клавицитерий». Это латино-греческое соединение, образованное от латинского clavis «ключ» и греческого cythara ; последние обозначали разнообразные струнные инструменты. [24]
На других языках инструмент называется clavecin вертикальный (французский), Klaviziterium (немецкий), cembaloverticale (итальянский).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шлезингер 1911 , с. 468.
- ^ Хаббард 2002:294
- ^ ван дер Меер (1978:247)
- ^ Рипин 1989, 180.
- ^ Коттик 2002: 294
- ^ Коттик 2002: 294
- ^ Источник: Веб-сайт Хорна: «Клавесины Уильяма Хорна »Клавицитерий» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2013 г. Проверено 3 декабря 2013 г.
- ^ Рипин 1989, 180.
- ^ Источник: веб-сайт Horn, упомянутый выше.
- ^ Источник: сайт фирмы по адресу «План Клавицитерия и клавесина» . Архивировано из оригинала 10 марта 2009 г. Проверено 3 декабря 2013 г.
- ^ Шлезингер 1911 , с. 469.
- ^ Рипин (1989:180); точнее: «142,5 см., включая подставку 6,9 см».
- ^ Коттик (2002:25)
- ^ Рипин (1989:180)
- ^ Коттик 2003:25
- ^ Возможно, Герман Полл; Коттик (2003:10)
- ^ Оксфордский словарь английского языка , онлайн-издание, статья «Clavicytherium».
- ^ Хаббард 1967, 77.
- ^ Он находится в Национальном музее музыкальных инструментов в Риме; Коттик (2002:500) считает приписывание Кристофори «вероятным».
- ^ Хаббард 1967, 77; Чунг 2005 г.
- ^ Чунг 2005 г.
- ^ Коттик (2002: 381-382)
- ^ Коттик (1987)
- ^ Оксфордский словарь английского языка , онлайн-издание, статья «Clavicytherium».
Источники
[ редактировать ]- Чанг, Дэвид. 2005. Рецензия на Жан-Анри Д'Англебера: Pièces de clavecin (Париж, 1689 г.). Хэнк Нокс, клавицитерий. Les Productions Early-music.com, 2003. Журнал музыки семнадцатого века 11.1.
- Хаббард, Фрэнк (1967) Три столетия изготовления клавесинов . Гарвард: Издательство Гарвардского университета.
- Коттик, Эдвард (1987) Руководство пользователя клавесина: Руководство для покупателей и владельцев . Книги прессы UNC.
- Коттик, Эдвард (2002) История клавесина . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
- Рипин, Эдвин М. (1989) Ранние клавишные инструменты . Нью-Йорк: WW Norton & Company.
- Шлезингер, Кэтлин (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 468–469. В этом источнике также описан уникальный родственный двухклавишный инструмент с вертикальными проводами, образующими механизм, и горизонтальными вибрирующими струнами.