Jump to content

Короткая октава

Короткая октава была методом назначения клавишам в орган ранних клавишных инструментах ( клавесин , клавикорд , нот ) с целью придания инструменту расширенного диапазона в басовом диапазоне. Смысл этой системы заключался в том, что низкие ноты F и G редко используются в старинной музыке. Глубокие басовые ноты обычно составляют основу аккорда, а аккорды F и G в то время использовались редко. Напротив, низкие C и D, обе основы очень распространенных аккордов, очень не хватает, если клавесин с самой низкой клавишей E настроен в соответствии с раскладкой клавиатуры. Близко связанная система, ломаная октава , добавляла больше нот с помощью разделенных клавиш : передняя и задняя часть (видимой) клавиши управляли отдельными рычагами и, следовательно, отдельными нотами.

Короткая октава

[ редактировать ]

Первый тип

[ редактировать ]

В одном из вариантов системы коротких октав самая нижняя нота на клавиатуре номинально была E, но высота звука, на которую она была настроена, на самом деле была C. Номинал F был настроен на D, а номинал G был настроен на E. Таким образом, при игре на клавишах:

ЭФ Г ФГАБК

игрок услышит музыкальную гамму до мажор в басу :

CDEFGABC

Фактические назначения нот можно увидеть на следующей диаграмме, на которой показаны восемь нижних клавиш ранней клавиатуры:

Обоснование этой системы заключалось в том, что низкие ноты F и G редко используются в старинной музыке . Глубокие басовые ноты обычно составляют основу аккорда, а аккорды F и G в то время использовались редко. Напротив, низкие C и D, обе основы очень распространенных аккордов, очень не хватает, если клавесин с самой низкой клавишей E настроен в соответствии с раскладкой клавиатуры. Когда учёные указывают диапазон высоты звука инструментов с такой короткой октавой, они пишут «C/E», что означает, что самая низкая нота — это «до», играемая на клавише, которая обычно звучит как «ми».

Второй тип

[ редактировать ]

Во втором типе короткой октавы использовались клавиши

БК Д CDEF Г

играть мажор гамму соль

ГАБКДЕФ Г.

Здесь экзотические басовые ноты C и D приносятся в жертву, чтобы получить более существенные A и B. Диапазон высоты звука такого инструмента обозначается «G/B». Следующая диаграмма иллюстрирует этот вид короткой октавы:

В струнных инструментах, таких как клавесин, система коротких октав создавала дефект: струны, настроенные так, чтобы не соответствовать нотам клавиатуры, в целом были слишком короткими, чтобы воспроизводить переназначенную ноту с хорошим качеством звука. Чтобы достичь более низкого тона, струны приходилось утолщать или настраивать слишком слабо. В 17 и 18 веках производители клавесинов постепенно увеличивали размер и диапазон басов своих инструментов до такой степени, что каждую басовую ноту можно было правильно воспроизводить отдельной тональностью.

Короткие октавы были очень распространены в раннем органе . В данном случае такая практика не привела бы к ухудшению качества звука (поскольку соответствующие трубы в любом случае должны были бы быть изготовлены правильной длины). Финансовая экономия была бы гораздо большей, чем на струнных инструментах, поскольку длинные трубы требовали немалых затрат, даже только на материалы. Но по мере того, как в конце 17-го и 18-го веков гармоническая музыка стала более сложной и возникло желание использовать полностью хроматические басовые октавы, от коротких октав в конечном итоге отказались и в органах.

Писатель XVIII века Квирин ван Бланкенбург предположил, что короткая октава C/E возникла как расширение клавиатуры, доходящей только до F; добавление всего одной клавиши (номинал E) и переназначение F и G добавили три новые ноты к басовому диапазону. Ван Бланкенбург говорит, что, когда была изобретена короткая октава, по этой причине ее назвали «новым расширением». [1] По мнению Фрэнка Хаббарда , клавесины и органы XVI и XVII веков «почти всегда» имели короткие октавы. [2]

Эдвард Коттик отмечает, что короткая октава сохранялась в течение длительного времени, и предполагает, что причиной могла быть своего рода взаимная инерция между композиторами и производителями инструментов:

Наши предки были гораздо практичнее нас. Поскольку никто не писал музыку, требующую этих нот, зачем тратиться на их включение? И какой композитор потрудился бы их написать, если бы они были у немногих клавишных инструментов? [3]

Переходный этап к окончательному внедрению хроматических клавиатур наблюдался в некоторых английских виргиналах конца 17 века. На них самая нижняя клавиша могла перехватить две разные струны, в зависимости от слота, в котором находился ее гнездо. Одна из этих струн была настроена на низкую соль (нормальная высота этой тональности в короткой октаве G/B), а другая - на недостающую хроматическую высоту, которую хотелось. Затем игрок мог переместить валет в слот, в котором была нужная нота в соответствии с играемой пьесой. [4]

Сломанная октава

[ редактировать ]
В этом клавесине, построенном Клавесином Руо из Парижа, используется схема ломаной октавы.

Вариант короткой октавы добавлял больше нот за счет использования разделенных клавиш : передняя и задняя части (видимой) клавиши управляли отдельными рычагами и, следовательно, отдельными нотами. Предположим следующие ключи:

ЭФФ ГГ А

причем F и G разделены спереди назад. Здесь E играла C, передняя половина клавиши F играла D, а (менее доступная) задняя половина играла F . Передняя половина клавиши G играла E, а задняя половина - G . Как и в случае с короткой октавой, клавиша с обозначением E воспроизводила самую низкую ноту C. Таким образом, играя номинальную последовательность

EF (спереди) G (спереди) FF (сзади) GG (сзади) A

игрок услышит:

CDEFF ГГ А

Фактические назначения нот можно увидеть на следующей диаграмме:

Видно, что только две ноты хроматической гаммы: C ♯ и D отсутствуют . Аналогичное расположение существовало для клавиатур с G вместо C внизу.

По словам Тревора Пиннока , [5] короткая октава характерна для инструментов XVI века. Он добавляет: «Во второй половине 17-го века, когда в басу требовалось больше случайностей, часто использовалась «ломаная октава».

Венская басовая октава в небольшом клавесине с одним ручным управлением, хранящемся в музыкальной коллекции Чешского национального музея в Праге. Музей описывает его как «анонимный, Южная Чехия или Австрия, около 1700 года».

Венская бас-октава

[ редактировать ]

Принцип короткой/ломаной октавы не только сохранился, но даже получил дальнейшее развитие в одном конкретном месте, в Вене. «Венская бас-октава» (нем. « Wiener Bass-oktave ») просуществовала вплоть до второй половины XVIII века. Герлах (2007) описывает это расположение клавиатуры следующим образом:

Ноты, ведущие к F ( только F 1, размещались на клавишах «короткой октавы» от до до C 1 и G 1 , а также C и E продолжали опускаться. [6]

Распределение нот по клавишам, включая тройную клавишу, было показано на следующей диаграмме, адаптированной из ( Maunder 1998 ):

Рихард Маундер (который использует термин «короткая октава с кратными разрывами») отмечает, что венская басовая октава, как и ее предшественники, вносит искажения в струнную гамму клавесина: это «приводит к крайнему сокращению гаммы баса». Следовательно, для нижних нот требовались необычайно толстые струны, порядка 0,6–0,7 мм (от 0,024 до 0,028 дюйма). [7]

Венская бас-октава постепенно вышла из моды. Однако Маундер отмечает инструменты с венской бас-октавой, выпущенные еще в 1795 году, и отмечает, что реклама таких инструментов появляется даже до конца века. [8]

Музыка, написанная специально для короткооктавных инструментов.

[ редактировать ]
% Оценка заимствована у [[:de:Kurze Oktave]].{\new PianoStaff <<  \новый персонал <<    \new Voice { \voiceOne \relative c'' { \clef "treble" \time 2/2 \key c \major | \stemUp c8 [ \stemUp a8 ] \stemUp e'4 \stemUp a,4 \stemUp c4 | <b, e b'>1 \bar "|." }}    \new Voice { \voiceTwo \relative c' { \clef "treble" \time 2/2 \key c \major | r2 \stemDown c8 [ \stemDown a8 ] \stemDown e'4 s1 \bar "|." }}  >>  \новый персонал <<    \new Voice { \voiceOne \relative a { \clef "bass" \time 2/2 \key c \major | r4 r8 \stemUp a8 r4 r8 \stemUp a8 | <e, b' e gis>1 \bar "|." }}    \new Voice { \voiceTwo \relative a, { \clef "bass" \time 2/2 \key c \major | \stemDown <a e'>2 ~ ~ \stemDown <a e'>2 s1 \bar "|." }}  >>>>}
Питер Филипс, «Итак, я умру», № LXXII.
Книга Фицуильяма Вирджинала , последние 2 такта; финал
аккорд в левой руке только в разумных пределах
достичь на короткооктавном инструменте.

Хотя короткая октава, по-видимому, в первую очередь была мерой экономии, у нее есть то преимущество, что левая рука музыканта в некоторых случаях может охватывать большее количество нот. Композитор Питер Филипс написал павану , в которой левая рука играет множество параллельных десятых. Для многих исполнителей это значительная нагрузка, и она становится еще сложнее, когда (как в паване Филипс) иногда в аккорд включаются другие ноты. Об этом произведении ученый-клавесинист Эдвард Коттик пишет: «Чувственность легкого достижения десятых долей настолько сильна и восхитительна, что нельзя действительно утверждать, что знаешь это произведение, если оно не сыграно на короткооктавной клавиатуре». [а]

Более поздним композитором, написавшим музыку, которую удобно играть только на инструменте с ломаной октавой, был Йозеф Гайдн , чьи ранние произведения для клавишных предназначались для клавесина, а не для фортепиано. [6] Как Герлах (2007) указывает , «Каприччио соль мажор» Гайдна на тему народной песни « Acht Sauschneider müssen sein » , H. XVII:1 (1765), очевидно, написано для клавесина, использующего венскую басовую октаву. Произведение заканчивается аккордом, в котором левая рука музыканта должна покрывать низкую соль, соль на октаву выше нее, а си - еще на две ноты выше. На традиционных клавиатурах это было бы непосильной задачей для большинства музыкантов, но, как и на венской бас-октаве, играть было бы легко, нажимая пальцами на клавиши, которые визуально выглядели как D–G–B (см. диаграмму выше).

опубликовало «Каприччио» Гайдна Когда в 1780-х годах издательство «Артария» , венская басовая октава практически исчезла (действительно, сам клавесин устарел). Соответственно, издатель включил альтернативные ноты в те места, где оригинальную версию можно было сыграть только на короткооктавном инструменте, предположительно для удовлетворения потребностей покупателей, владеющих клавесином или фортепиано с обычной хроматической басовой октавой. [6]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

  1. ^ Ссылка на Philips, а также цитата: Коттик (2003 , стр. 40). Полную версию Паваны («Павана Долороза») можно найти, начиная со стр. 321 издания Fuller Maitland & Squire (1963) том Вирджинальной книги Фицуильяма, . 1. Фуллер Мейтленд и Сквайр также заметили ( стр. xvii–xviii ), что для произведений Филипса требуется короткооктавный инструмент, и действительно, в этом произведении есть еще две пьесы Филипса (стр. 286 «Così morirò» , 327 «Galiarda Dolorosa» ). этого типа.

Ссылки

Источники

  • Фуллер Мейтленд, Джорджия ; Сквайр, В. Барклай , ред. (1963) [1899]. Книга Фицуильяма Вирджинал (переиздание). Нью-Йорк: Dover Publications. Том. Я , Том. II - через Интернет-архив
  • Герлах, Соня (2007). Гайдн: Фортепианные пьесы/фортепианные вариации [ клавишные пьесы/клавишные вариации ]. Издательство Хенле.
  • Хаббард, Фрэнк (1967). Три века изготовления клавесинов . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-88845-6 .
  • Коттик, Эдвард Л. (1987). Руководство пользователя клавесина: Руководство для покупателей и владельцев . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN  0-8078-4388-1 .
  • Коттик, Эдвард Л. (2003). История клавесина . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN  9780253341662 .
  • Маундер, CRF (1998). Клавишные инструменты в Вене восемнадцатого века . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN  9780198166375 .
  • Пиннок, Тревор (апрель 1975 г.). «Покупка клавесина – 1». Ранняя музыка . 3 (2): 126–131. дои : 10.1093/earlyj/3.2.126 . JSTOR   3125952 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f581f9a4e7c0decf948e17d44ceb7891__1721412720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/91/f581f9a4e7c0decf948e17d44ceb7891.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Short octave - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)