Мелодическое деление
В познании музыкальном деление мелодии (также известное как мелодическое или слуховое потокообразование или разделение потока ) — это явление, при котором одна линия высоты звука (слуховой поток) воспринимается как две или более отдельных мелодических линий. Это происходит, когда фраза содержит группы высот в двух или более различных регистрах или с двумя или более различными тембрами .
Этот термин, по-видимому, взят из статьи У. Дж. Даулинга 1973 года. [2] В музыкальном анализе и, более конкретно, в шенкеровском анализе , это явление часто называют сложной мелодией . [3]
В психофизике — это процесс , анализ слуховой сцены посредством которого мозг разделяет и организует звуки в воспринимаемые отдельные группы, известные как слуховые потоки.
Аналогом мелодического деления является мелодическое слияние . [4]
Способствующие факторы [ править ]
Зарегистрироваться [ править ]
Слушатели склонны воспринимать быстрые мелодические последовательности, содержащие тоны двух разных регистров, как две мелодические линии. [5] Чем больше расстояние между группами тонов в мелодии, тем вероятнее, что они будут услышаны как два разных и прерывистых потока, а не как один непрерывный поток. [6] [7] Исследования, включающие чередование двух мелодий, показали, что чем ближе мелодии по регистру, тем труднее слушателям воспринимать отдельные мелодии. [8] Темп важен, поскольку порог регистратора расстояния между мелодическими фразами, которые все еще воспринимаются как один поток, увеличивается по мере уменьшения темпа мелодии. [9]
Тембр [ править ]
Чем отчетливее тембр групп высот внутри одного потока, тем больше вероятность того, что слушатели разделят их на разные потоки. [10] Подобно результатам, полученным в ходе экспериментов с уровнем высоты звука, более медленные темпы увеличивают вероятность восприятия тембрально различных звуков как одного непрерывного потока. [11] Тембральная разница может перекрывать регистровое сходство при восприятии отдельных потоков. [12] Кроме того, быстрое и контрастное время атаки в группах тонов приводит к делению. [13]
Объем [ править ]
Различия в объеме групп смол также могут привести к сегрегации потоков. [14] Логично, что чем громче громкость группы тонов, тем больше вероятность мелодического деления. Кроме того, когда два потока воспринимаются раздельно из-за разницы в громкости, более тихий поток воспринимается как непрерывный, но прерываемый более громким потоком. [15]
Повторение [ править ]
Восприятие отдельных потоков строится по мере повторения мелодической последовательности во времени сначала быстро, а затем с замедлением. [16] Однако несколько факторов могут помешать этому процессу и «перезагрузить» восприятие деления, в том числе тишина между воспроизведением мелодии, [17] изменение места сигнала (правое или левое ухо) мелодии и резкие изменения громкости. [18] [19] [20]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Дэвис, Стейси «Подразумеваемая полифония в сольных струнных произведениях И. С. Баха: аргументы в пользу восприятия».Актуальность структурного выражения». Восприятие музыки, 2006, Том 23, 429.
- ^ WJ Dowling (1973), «Восприятие чередующихся мелодий», Cognitive Psychology 5, стр. 322-337. А. С. Брегман и Дж. Кэмпбелл (1971), «Разделение первичного слухового потока и восприятие порядка в быстрых последовательностях тонов», Журнал экспериментальной психологии , 89, стр. 244–249, говорили о «разделении слухового потока».
- ↑ Этот термин, по-видимому, был придуман Уолтером Пистоном (1947), Counterpoint , Нью-Йорк, Нортон, в форме «сложной мелодической линии» (лондонское издание, 1947, стр. 23). В контексте шенкеровского анализа см., например, Forte & Gilbert (1982), « Введение в шенкеровский анализ» , глава 3, стр. 67-80. См. также шенкеровский анализ . Манфред Букофзер (1947), «Музыка в эпоху барокко» , Нью-Йорк, Нортон, говорил о «подразумеваемой полифонии».
- ^ Сайго, Фрэнсис. «Результирующие мелодии: психоструктурный анализ». Журнал Ассоциации учителей Ганы, 1991, Vol. 1, стр. 30-39.
- ^ Дойч, Диана (2012). Психология музыки . Сент-Луис, Миссури: Academic Press .
- ^ Даулинг, WJ «Восприятие чередующихся мелодий». Когнитивная психология, 1973, Vol. 5, 322–337.
- ^ Даулинг, В.Дж., Лунг, К.М., и Херрболд, С., «Нацеливание внимания на высоту звука и время при восприятии чередующихся мелодий». Восприятие и психофизика, 1987, Vol. 41, 642-656
- ^ Бей, К., и Макадамс, С. «Постраспознавание чередующихся мелодий как косвенная мера формирования слухового потока». Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность, 2003, Vol. 29, 267–279.
- ^ Ван Ноорден, Лео (1975). Временная когерентность в восприятии тональных последовательностей . Нидерланды: Технологический университет Эйндховена .
- ^ Вессель, Дэвид (1979). «Тембровое пространство как структура музыкального управления». Компьютерный музыкальный журнал . 3 : 45–52. дои : 10.2307/3680283 .
- ^ Уоррен, РМ; Обусек, CJ; Фермер, РМ; Уоррен, Р.П. (1969). «Слуховая последовательность: путаница моделей, отличных от речи или музыки». Наука . 164 : 586–587. дои : 10.1126/science.164.3879.586 .
- ^ Дойч, Диана (2012). Психология музыки . Сент-Луис, Миссури: Academic Press .
- ^ Айверсон, П. (1995). «Разделение слухового потока по музыкальному тембру: влияние статических и динамических акустических атрибутов». Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность . 21 : 751–763. дои : 10.1037/0096-1523.21.4.751 .
- ^ Даулинг, WJ «Восприятие чередующихся мелодий». Когнитивная психология, 1973, Vol. 5, 322–337.
- ^ Ван Ноорден, Леон (1975). Временная когерентность в восприятии тональных последовательностей . Нидерланды: Технологический университет Эйндховена .
- ^ Анстис, С.М.; Саида, С. (1985). «Адаптация к слуховой передаче частотно-модулированных тонов». Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность . 11 : 257–271. дои : 10.1037/0096-1523.11.3.257 .
- ^ Бевуа, Миссури; Меддис, Р. (1997). «Временное затухание смещения слухового потока» . Восприятие и психофизика . 59 : 81–86. дои : 10.3758/bf03206850 .
- ^ Анстис, С.М.; Саида, С. (1985). «Адаптация к слуховой передаче частотно-модулированных тонов». Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность . 11 : 257–271. дои : 10.1037/0096-1523.11.3.257 .
- ^ Роджерс, WL; Брегман, А.С. (1993). «Экспериментальная оценка трех теорий анализа слуховых сцен» . Восприятие и психофизика . 53 : 179–189. дои : 10.3758/bf03211728 .
- ^ Роджерс, WL; Брегман, А.С. (1998). «Кумуляция тенденции к разделению слуховых потоков: сброс путем изменения местоположения и громкости» . Восприятие и психофизика . 60 : 1216–1227. дои : 10.3758/bf03206171 .