тембр мелодия
Klangfarbenmelodie (по-немецки «звуково-цветовая мелодия») — музыкальная техника, которая предполагает разделение музыкальной линии или мелодии между несколькими инструментами , а не присвоение ее только одному инструменту (или набору инструментов), тем самым добавляя цвет ( тембр ) и текстуру. к мелодической линии. Эту технику иногда сравнивают с « пуантилизмом ». [1] неоимпрессионистская техника живописи.
История
[ редактировать ]Этот термин происходит от Арнольда Шенберга » «Гармонии . [2] где он обсуждает создание «тембровых структур». Шенберг и Антон Веберн особенно известны своим использованием этой техники, Шенберг особенно известен в третьей из своих пяти пьес для оркестра (соч. 16), а Веберн - в своей соч. 10 (вероятно, ответ на соч. 16 Шёнберга), его Концерт для девяти инструментов (соч. 24), соч. 11 пьес для виолончели и фортепиано и его оркестровка шестичастного ричеркара из Баха «Музыкального приношения» :
Это можно сравнить с открытой партитурой темы Баха и традиционным однородным тембром, используемым в аранжировках:
Сам Шенберг использовал эту технику в своей оркестровке в 1928 году прелюдии BWV 552 органа «Св. Анны» из «Clavier-Übung III» И.С. Баха . Малкольм Макдональд говорит об этой аранжировке: «Цветовая гамма, включающая арфу, челесту и глокеншпиль, шесть кларнетов разных размеров и очень подвижную басовую тубу, представляет собой блестящий калейдоскоп. Однако у инструментов есть серьезная цель: они подчеркивают структурные подразделения. ... и, прежде всего, выявляет отдельные контрапунктические линии». [3] Последовательность постоянно меняющихся тембров отчетливо слышна в интерпретации Шенбергом следующего отрывка:

Яркие примеры такого распределения голоса, предшествовавшие использованию этого термина, можно найти в музыке 18 и 19 веков. Джон Элиот Гардинер говорит об оркестровом открытии И.С. Баха кантаты Brich dem Hungrigen dein Brot , BWV 39: «Бах начинает почти предварительно вступительную симфонию с повторяющимися дрожаниями, перебрасываемыми с парных блокфлейт на парные гобои по струнам и обратно. разрозненные дрожи в непрерывном темпе.": [4]

В Бетховена Симфонии № 3 (« Героической »), первой части, по словам Джорджа Гроува , мы слышим «последовательность фраз из трех нот, повторяемых разными инструментами одна за другой»: [5]

Точно так же в четвертой части » Берлиоза « Фантастической симфонии («Марш на эшафот») мелодия впервые появляется как нисходящая гамма, играемая на виолончелях и басах:

В дальнейшем эта мелодическая линия несколько раз пропускается между струнами и духовыми:

В произведениях Клода Дебюсси есть и другие примеры :

музыка Дебюсси поднимает тембр до беспрецедентного структурного статуса; уже в «Прелюдии к послеполудению фавна» цвет : «В значительной степени флейты Относительно последнего Самсон пишет и арфы играет референциальную роль». [6]
В 1950-х годах эта концепция вдохновила ряд европейских композиторов, в том числе Карлхайнца Штокхаузена, на попытку систематизации тембра по последовательным линиям, особенно в электронной музыке . [7]
В конце 20-го века музыканты жанра прогрессив-рока экспериментировали с использованием этой композиционной техники, ярким примером является Gentle Giant . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роджерс 2004 , с. 147; Свенсон 1978 , с. хв; Надель 1999 , с. 245; Хоффер 2009 , с. 275.
- ^ Шёнберг 1966 , с. 503: В звуке различают три свойства: его высоту, цвет и силу. [...] Оценка тембра, второго измерения звука, находится еще в очень неразвитом, беспорядочном состоянии [...]. Если теперь из тембров, различающихся по высоте, можно создавать структуры, которые мы называем мелодиями, последовательности, соединение которых производит мыслеподобный эффект, то должно быть возможно также создавать структуры из тембров другого измерения, из того, что мы просто называем тембры, чтобы создать такие последовательности, отношения между которыми основаны на своеобразной логике, вполне эквивалентной той логике, которая достаточна для нас в отношении мелодии тональных тонов. («В музыкальном звуке ( Кланг ) распознаются три характеристики: его высота, цвет [тембр] и громкость. [...] Оценка цвета тона ( Кланг ), второго измерения тона, находится, таким образом, в неподвижном состоянии. гораздо менее культурное, гораздо менее организованное государство [...]. Теперь, если возможно создать узоры из тонов, различающихся по высоте, узоры, которые мы называем «мелодиями», последовательности, связность которых ( Zusammenhang ) вызывает эффект, аналогичный мыслительным процессам, тогда также должно быть возможно сделать такие прогрессии из тонов цвета другого измерения, из того, что мы называем просто «цветом тона», прогрессий, отношения которых друг с другом работают с своего рода логика, полностью эквивалентная той логике, которая удовлетворяет нас в мелодии звуков». Английский перевод Роя Э. Картера в Schoenberg 1978 , стр. 421.)
- ^ Макдональд 1976 , с. 197.
- ^ Гардинер 2014 , с. 447.
- ^ Гроув 1898 , с. 60.
- ^ Самсон 1977 , с. 195.
- ^ Раштон 2001
Источники
[ редактировать ]- Гроув, Джордж (1898). Бетховен и его девять симфоний . Лондон: Новелло. Перепечатано, Нью-Йорк: Dover Publications, 1962.
- Хоффер, Чарльз (2009). Прослушивание музыки сегодня . [ нужна полная цитата ] . ISBN 9780495571995 . ISBN 9780495916147 .
- Макдональд, Малькольм (1976). Шёнберг . Вмятина. ISBN 978-0-460-03143-1 .
- Надель, Ира Б. , изд. (1999). Кембриджский компаньон Эзры Паунда . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-64920-9 .
- Роджерс, Майкл Р. (2004). Подходы к обучению в области теории музыки: обзор педагогических философий . [ нужна полная цитата ] . ISBN 9780809388790 .
- Гардинер, Джон Элиот (2014). Музыка в небесном замке: Портрет Иоганна Себастьяна Баха . Лондон: Аллен Лейн.
- Раштон, Джулиан (2001). «Klangfarbenmelodie», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Самсон, Джим (1977). Музыка в переходный период: исследование тонального расширения и атональности, 1900–1920 . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 0-393-02193-9 .
- Шенберг, Арнольд (1966). Теория гармонии (седьмое изд.). Вена: Универсальное издание. [Первое издание, Лейпциг и Вена: издательская собственность Universal-Edition, 1911.]
- Шенберг, Арнольд (1978). Теория гармонии . перевод Роя Э. Картера. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
- Свенсон, Милтон, изд. (1978). Аннибале Падовано, Кристофано Мальвецци, Якопо Пери и Аннибале Падовано: ансамбль Ricercars , [ нужна полная цитата ] AR-издания. ISBN 9780895790897 .