Jump to content

Тональные часы

(Перенаправлено с Tone Clock )

Tone Clock и связанная с ней композиционная теория Tone Clock — это техника посттональной музыкальной композиции, разработанная композиторами Питером Шатом и Дженни Маклеод . Музыка, написанная с использованием теории тональных часов, отличается высокой экономией музыкальных интервалов в обычно хроматическом музыкальном языке. Это связано с тем, что теория тональных часов побуждает композитора генерировать весь свой гармонический и мелодический материал из ограниченного числа интервальных конфигураций (называемых «интерваллическими простыми формами», или IPF, в терминологии тональных часов). Теория тональных часов также занимается тем, как можно показать, что наборы классов высоты звука из трех нот (трихорды или «триады» в терминологии тональных часов) лежат в основе более крупных наборов, и рассматривает эти трезвучия как фундаментальную единицу гармонического звучания. мир любой части. Поскольку существует двенадцать возможных триадных простых форм, Шат назвал их «часами» и представил их расположенными на циферблате, с наименьшим часом (012 или 1-1 в обозначениях IPF) в положении одного часа, а наибольший час (048 или 4-4 в обозначениях IPF) в положении 12 часов. Примечательной особенностью теории тональных часов является Управление тональными часами : транспонирование или инвертирование часов так, чтобы каждая нота хроматического агрегата генерировалась один и только один раз.

Связь с теорией множеств основного класса и сериализмом

[ редактировать ]

Хотя теория тональных часов имеет много общего с Аллена Форте , теорией множеств высотных классов она уделяет больше внимания созданию полей высоты тона из множественных транспозиций и инверсий одного класса множества, а также стремится завершить все двенадцать высотных полей. классы ( хроматическая совокупность ) с минимальным повторением высотных классов, если таковое вообще имеется. Хотя в теории тональных часов упор делается на создание хроматической совокупности, это не последовательный метод, поскольку порядок классов высоты тона не важен. Однако он имеет определенное сходство с методом последовательного вывода , который использовался, среди прочего, Антоном Веберном и Милтоном Бэббитом , в котором строка строится только из одного или двух классов-множеств. Она также имеет сходство с Йозефа Хауэра системой тропов , хотя и обобщена на множества любой мощности.

Питер Шат

[ редактировать ]
Питера Шата «Зодиак часов» , который графически представляет управление тональными часами двенадцати часов. X можно управлять только как уменьшенный седьмой тетрахорд (следовательно, единственная нетреугольная форма). Каждая точка фигуры представляет собой класс высоты звука на хроматическом круге, а каждая фигура представляет собой одну транспозицию или инверсию часа.

Термин «тонклок » ( toonklok по-голландски) был первоначально придуман голландским композитором Питером Шатом в отношении разработанной им техники создания полей высоты звука из двенадцати нот путем транспонирования и инвертирования трихорда, так что все двенадцать классов высоты звука будут созданы один раз. и только один раз. [1] Шат обнаружил, что можно получить трихордически разделенную совокупность из всех двенадцати трихорд, за исключением уменьшенной триады (036 или 3-10 в теории множеств высотных классов Форте ). Шат назвал 12 трихордов «часами», и они стали центральными в гармонической организации ряда его произведений. Он создал «зодиак» часов, который показывает в графической форме симметричные узоры, создаваемые механизмами управления часами. (Час X заменяется тетрахордом, уменьшенной септимой, которой можно управлять с помощью тональных часов).

Дженни МакЛеод

[ редактировать ]

В своей еще не опубликованной монографии «Хроматические карты » новозеландский композитор Дженни Маклеод расширила и расширила фокус Шата на трихордах, включив в него все 223 набора классов, став, таким образом, настоящей теорией тональных часов. [2] Она также ввела новую терминологию, чтобы «упростить» маркировку и категоризацию классов-множеств, а также привлечь внимание к конкретным транспозиционным свойствам внутри поля.

Наиболее краткое музыкальное выражение теории находится в ее «24 пьесах для тональных часов» , написанных в период с 1988 по 2011 год. Каждое из этих фортепианных произведений исследует различные аспекты теории тональных часов.

Терминология Маклеода

[ редактировать ]

Следующие термины объяснены в «Хроматических картах I» Маклеода :

  • Интерваллическая простая форма (IPF): простая форма набора тональных классов, выраженная как серия интервальных классов (например, класс набора (037) в теории тональных часов называется 3-4, поскольку это классы интервалов между последовательные передачи в простой форме). Там, где это возможно, IPF маркируются с использованием обозначения часовой группы (см. ниже). Более того, если IPF можно переписать так, чтобы количество различных классов интервалов в заголовке было один или два, то это предпочтительное обозначение: например, IPF 143 (0158 в теории компьютерных наборов) можно переписать как 414 или 434, которому следует отдать предпочтение, поскольку он делает связь с трихордами более ясной.
  • Часы : 12 трихордальных классов множеств, называемых триадами в теории тональных часов. Таким образом, первый час — это IPF 1-1 (в теории компьютерных наборов это будет класс наборов 3-1 или (012)), а двенадцатый час — это IPF 4-4 (в теории компьютерных наборов это будет set-class 3-12 или (048)). В теории тональных часов часы часто обозначаются римскими цифрами: IV — это IPF 1–4, а IX — IPF 2–5.
  • Основные и второстепенные формы : для асимметричных часов (часов, которые образованы из двух разных классов интервалов), второстепенная форма представляет собой инверсию триады с наименьшим значком внизу, а основная форма — это инверсия с самым большим значком внизу. нижний. Итак, XIm эквивалентен стандартному минорному трезвучию (3-4), а XIM — мажорному трезвучию (4-3).
  • Часовые группы : IPF только с одним или двумя интервальными классами часто могут быть связаны с одним часом и перемаркированы с использованием обозначения часов римскими цифрами, чтобы прояснить эту взаимосвязь. Например, тетрахорд IPF 242 явно относится к восьмому часу IPF 2-4 (класс набора 3-8 в теории ПК-набора). Поэтому его можно обозначить как VIII. 4 — 4, относящаяся к его мощности, тетрахорд. Обратите внимание, что некоторые IPF не могут быть помечены как часовые группы, если распределение интервалов неоднозначно: например, для IPF 2232 неясно, является ли образующая трихорда 2-2 (VI) или 2-3 (VII). Однако 2232 можно переписать как 3223, 5225, 5555 или 2323, причем все они являются допустимыми группами часов.
  • Эдипова группа : Самый распространенный вид часовой группы, в которой чередуются два интервальных класса (например, октатоническая шкала, в которой интервальные классы продолжаются 1212121), относящиеся ко второму часу (II, или IPF 1-2). Они просто записываются в виде: II 8 .
  • Многочасовые группы : некоторые IPF можно перестроить так, что, хотя они больше не находятся в основной форме, они отображают другое соотношение часов — например, 414 (IVM 4 ) также можно переписать как 434 (XIM 4 ). В теории тональных часов считается, что это показывает, что IPF имеет множество связей с разными часами, которые композитор может выявить в зависимости от того, как они озвучены и используются.
  • Симметричные пентады : Пентахорд/пентада, которая имеет четкую связь с асимметричным часом, но в которой два интервальных класса расположены симметрично, а не попеременно (например, 2442), называется «симметричной пентадой» и записывается так: SP VIII.
  • Управление : один IPF транспонируется другим (т. е. IPF a управляет IPF b). Если IPF a и b одинаковы, то это самоуправление . Обратите внимание, что IPF не обязательно остается в своей первоначальной форме, но также может выглядеть перевернутой. В теории тональных часов управляющая группа (IPF, лежащая в основе транспозиционных уровней) имеет своего рода статус глубокой структуры — слушатель не обязательно слышит ее непосредственный эффект, но она управляет такими элементами, как голосовое сопровождение.
  • Обратное управление : группа управления становится управляемой группой и наоборот — т.е. IPF b управляет IPF A. В теории тональных часов это считается своего рода симметрией и часто кажется, что обеспечивает контраст или завершение отрывка.
  • Двенадцатитоновое управление или управление тональными часами : особое управление IPF, при котором хроматическая совокупность создается без повторения ПК. Таким образом можно управлять всеми триадами, кроме десятого часа (уменьшенной триады). Некоторыми тетрахордами и всеми самодополняющими гексахордами (т. е. не связанными с Z) также можно управлять таким образом.
  • Якорная форма : создание двенадцатитонового агрегата без повторений ПК, обычно из тетрахорда, но с использованием второго IPF для завершения агрегата.

Математические обобщения мозаичных классов множеств

[ редактировать ]

Новозеландский композитор и теоретик музыки Майкл Норрис обобщил концепцию управления тональными часами в теорию тесселяции тональных классов и разработал алгоритм, который может обеспечить управление тональными тактовыми импульсами, в 24TET. Он также писал и анализировал тоновые часы МакЛеода . [3] [4]

  1. ^ Шат, Питер (1993). Tone Clock (Исследования современной музыки, т. 7) . Рутледж.
  2. ^ Маклеод, Дженни (1994). «Хроматические карты I и II» . archive.org .
  3. ^ Норрис, Майкл (2006). «Тесселяции и перечисления: обобщающие хроматические теории». КАНЗОНА: Ежегодник Ассоциации композиторов Новой Зеландии : 92–100.
  4. ^ Норрис, Майкл (2006). «Кристаллические афоризмы: комментарий и анализ пьес Дженни Маклеод I – VII». Канцона: Ежегодник Ассоциации композиторов Новой Зеландии : 74–86.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c0870820eb321ae1ea81b3b9e2bfcf40__1701364500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/40/c0870820eb321ae1ea81b3b9e2bfcf40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tone clock - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)