Парадокс Тритона
– Парадокс тритона это слуховая иллюзия , при которой последовательно воспроизводится пара тонов Шепарда. [1] разделенный интервалом в тритон или полуоктаву, одни люди воспринимают его как восходящий, а другие как нисходящий. [2] Различные группы населения склонны отдавать предпочтение одному из ограниченного набора различных пятен вокруг хроматического круга как центральному набору «более высоких» тонов. Роджер Шепард в 1963 году утверждал, что такие пары тонов будут восприниматься неоднозначно как восходящие или нисходящие. Однако музыки психолог- исследователь Диана Дойч в 1986 году обнаружила, что, когда суждения отдельных слушателей рассматривались отдельно, их суждения зависели от положения тонов вдоль хроматического круга . Например, один слушатель услышит пару тонов C–F ♯ как восходящую, а пару тонов G–C ♯ как нисходящую. Еще один слушатель мог бы услышать пару тонов C–F ♯ как нисходящую, а пару тонов G–C ♯ как восходящую. Более того, способ восприятия этих пар тонов варьировался в зависимости от языка или диалекта слушателя.
Каждый тон Шепарда состоит из набора октавных синусоид, амплитуды которых масштабируются с помощью фиксированной колоколообразной спектральной огибающей на основе логарифмической шкалы частот. Например, один тон может состоять из синусоиды на частоте 440 Гц, сопровождаемой синусоидой на более высоких октавах (880 Гц, 1760 Гц и т. д.) и нижних октавах (220 Гц, 110 Гц и т. д.). Другой тон может состоять из синусоиды частотой 311 Гц, снова сопровождаемой высшими и низшими октавами (622 Гц, 155,5 Гц и т. д.). Амплитуды синусоидов обоих комплексов определяются одной и той же огибающей фиксированной амплитуды - например, огибающая может быть сосредоточена на частоте 370 Гц и охватывать шестиоктавный диапазон.
Шепард предсказал, что эти два тона составят бистабильную фигуру, слуховой эквивалент куба Неккера , который можно будет услышать восходящим или нисходящим, но никогда оба одновременно. Позже Диана Дойч обнаружила, что восприятие того, какой тон выше, зависит от задействованных абсолютных частот: человек обычно находит тот же тон более высоким, и это определяется абсолютными высотами тонов. Это последовательно делает значительная часть населения, несмотря на то, что реагирование на разные тона по-разному должно включать в себя способность слышать абсолютный слух , что считалось редкостью. Этот результат был использован для доказательства того, что скрытая способность к абсолютному слуху присутствует у значительной части населения. Кроме того, Дойч обнаружил, что испытуемые с юга Англии и из Калифорнии разрешили двусмысленность противоположным способом. [3] Кроме того, Дойч, Хентхорн и Долсон обнаружили, что носители вьетнамского языка , тонального языка , воспринимают парадокс тритона иначе, чем калифорнийцы, для которых английский язык является родным. [4]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Р. Н. Шепард. Круглость в суждениях об относительном слухе. Журнал Акустического общества Америки, 36 (12): 2346–2353, 1964.
- ^ Дойч, Д. Музыкальный парадокс. Восприятие музыки, 3: 275–280, 1986.
- ^ Дойч, Д. Парадокс тритона: влияние языка на восприятие музыки. Восприятие музыки, 8:335–347, 1991.
- ^ Дойч Д., Хентхорн Т. и Долсон М. Речевые модели, услышанные в раннем возрасте, влияют на более позднее восприятие парадокса тритона. Восприятие музыки, 21:357–372, 2004.
Ссылки [ править ]
- Дойч, Д. (1986). «Музыкальный парадокс». Музыкальное восприятие . 3 (3): 275–280. дои : 10.2307/40285337 . JSTOR 40285337 . S2CID 6909819 . Веб-ссылка PDF-документ
- Дойч, Д. (1986). «Слуховой парадокс» . Журнал Акустического общества Америки . 80 (С1): с93. Бибкод : 1986ASAJ...80...93D . дои : 10.1121/1.2024050 . Веб-ссылка
- Дойч, Д. (1987). «Парадокс тритона: эффекты спектральных переменных» . Восприятие и психофизика . 41 (6): 563–575. дои : 10.3758/BF03210490 . ПМИД 3615152 . PDF-документ
- Дойч Д., Норт Т. и Рэй Л. (1990). «Парадокс тритона: коррелируйте с голосовым диапазоном речи слушателя». Музыкальное восприятие . 7 (4): 371–384. дои : 10.2307/40285473 . JSTOR 40285473 . S2CID 41891423 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) PDF-документ - Дойч, Д. (1991). «Парадокс тритона: влияние языка на восприятие музыки». Музыкальное восприятие . 8 (4): 335–347. дои : 10.2307/40285517 . JSTOR 40285517 . S2CID 2255520 . PDF-документ
- Дойч, Д. (1992). «Парадоксы музыкального слуха». Научный американец . 267 (2): 88–95. Бибкод : 1992SciAm.267b..88D . doi : 10.1038/scientificamerican0892-88 . ПМИД 1641627 . PDF-документ
- Дойч, Д. (1992). «Некоторые новые парадоксы высоты звука и их последствия. В слуховой обработке сложных звуков». Философские труды Королевского общества Б. 336 (1278): 391–397. дои : 10.1098/rstb.1992.0073 . ПМИД 1354379 . PDF-документ
- Дойч, Д. (1997). «Парадокс тритона: связь между музыкой и речью». Современные направления психологической науки . 6 (6): 174–180. дои : 10.1111/1467-8721.ep10772951 . S2CID 145677671 . PDF-документ
- Дойч Д., Хентхорн Т. и Долсон М. (2004). «Речевые модели, услышанные в раннем возрасте, влияют на более позднее восприятие парадокса тритона». Музыкальное восприятие . 21 (3): 357–372. дои : 10.1525/mp.2004.21.3.357 . S2CID 38512389 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) PDF-документ - Дойч, Д. (2007). «Матери и их потомство воспринимают парадокс тритона очень похоже». Архив акустики . 32 : 3–14. PDF-документ
Внешние ссылки [ править ]
- Аудио пример (требуется Java)
- Аудиоканалы в формате файла Au с 8-битным G.711 кодированием данных по закону с частотой 8000 выборок в секунду с 1 каналом: tt/a110.au , tt/b110.au , tt/a160.au , tt/b160.au
- Страница Дайаны Дойч о слуховых иллюзиях. Архивировано 11 апреля 2011 г. в Wayback Machine.
- Звуковой пример парадокса тритона