Систематическое музыковедение
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2014 г. ) |
Систематическое музыковедение – это общий термин , используемый в основном в Центральной Европе для обозначения нескольких субдисциплин и парадигм музыковедения . «Систематическое музыковедение традиционно задумывалось как междисциплинарная наука, целью которой является изучение основ музыки с разных точек зрения, таких как акустика, физиология, психология, антропология, теория музыки, социология и эстетика». [1] Наиболее важными субдисциплинами сегодня являются музыкальная психология , социомузыкология (музыкальная социология), философия музыки (философия музыки), музыкальная акустика (физика музыки), когнитивная нейробиология музыки и компьютерные науки о музыке (включая звуковые и музыкальные вычисления , музыку). поиск информации и вычисления в музыкознании). Эти субдисциплины и парадигмы, как правило, затрагивают вопросы о музыке в целом, а не о конкретных проявлениях музыки. В «Справочнике по систематическому музыковедению Springer» разделы посвящены основным темам в этой области: музыкальная акустика, обработка сигналов, музыкальная психология, психофизика/психоакустика и музыкальная этнология, а также принимаются во внимание последние исследовательские тенденции, такие как воплощенное музыкальное познание. и Медиа-приложения. Другие темы, такие как теория музыки или философия музыки, включены в соответствующие разделы». [2]
В европейской трехсторонней модели музыкознания музыковедение рассматривается как комбинация трех широких субдисциплин: этномузыковедения , истории музыки (или исторического музыковедения) и систематического музыковедения. Этномузыкология и историческое музыковедение в первую очередь занимаются конкретными проявлениями музыки, такими как исполнения, произведения, традиции, жанры, а также людьми, которые их создают и взаимодействуют с ними (музыканты, композиторы, социальные группы). Систематическое музыковедение отличается тем, что оно стремится не ставить эти специфические проявления на передний план, хотя, конечно, и ссылается на них. Вместо этого задаются более общие вопросы о музыке. На эти вопросы, как правило, можно ответить либо путем анализа эмпирических данных (основанных на наблюдениях), либо путем разработки теории, а лучше – путем сочетания того и другого. Позитивистская мечта XIX века об открытии «законов» музыки (по аналогии с «законами» в других дисциплинах, таких как физика; ср. Адлер, 1885) и определении дисциплины систематического музыковедения в терминах таких законов медленно испарилась. . Идеологические тенденции, вытекающие из модернизм , а затем и постструктурализм фундаментально изменили природу проекта.
Поскольку систематическое музыковедение объединяет несколько родительских дисциплин, его часто считают по своей сути междисциплинарным. [3] [4] или как система взаимодействующих субдисциплин (отсюда и альтернативное название «системная»). Однако большинство систематических музыковедов сосредотачивают внимание только на одной или нескольких избранных из множества субдисциплин. Музыковеды-систематики, ориентированные на гуманитарные науки, часто ссылаются на такие области, как эстетика , философия , семиотика , герменевтика , музыкальная критика , медиа-исследования , культурологические исследования , гендерные исследования и (теоретическая) социология . Те, кто ориентирован на науку, склонны рассматривать свою дисциплину как эмпирическую и ориентированную на данные и заимствовать свои методы и способы мышления из психологии , акустики , психоакустики , физиологии , когнитивной науки и (эмпирической) социологии . [3]
Совсем недавно появились области исследований, которые, по крайней мере частично, входят в сферу систематического музыковедения, включая когнитивное музыковедение , нейромузыкологию, биомузыкологию и музыкальное познание , включая воплощенное музыкальное познание . Как академическая дисциплина систематическое музыковедение тесно связано с практически ориентированными дисциплинами, такими как музыкальные технологии , поиск музыкальной информации и музыкальная робототехника. [3]
Систематическое музыковедение менее единообразно, чем родственные ему дисциплины: историческое музыковедение и этномузыкология. Его содержание и методы более разнообразны и, как правило, более тесно связаны с родительскими дисциплинами, как академическими, так и практическими, за пределами музыковедения. Многообразие систематического музыкознания в некоторой степени компенсируется междисциплинарными взаимодействиями внутри системы составляющих его субдисциплин.
Истоки систематического музыкознания в Европе можно проследить до Древней Греции; такие философы, как Пифагор , Аристотель , Платон и Аристоксен задавали общие вопросы о музыке. Историческое музыковедение и этномузыкология - гораздо более молодые дисциплины, и относительная важность этих трех значительно колебалась в течение последних нескольких столетий. Сегодня три широкие субдисциплины музыковедения примерно равны по объему исследовательской деятельности.
Ссылки [ править ]
- ^ Леман, Марк; Шнайдер, Альбрехт (1997). «Происхождение и природа когнитивного и систематического музыкознания: Введение». В Лемане, Марк (ред.). Музыка, гештальт и компьютерные технологии. Исследования в области когнитивной и систематической музыковедения . Берлин, Гейдельберг: Springer. стр. 13–30. дои : 10.1007/BFb0034102 . ISBN 978-3-540-63526-0 . S2CID 48105 .
- ^ Бадер, Рольф (2018). "Введение". Справочник Спрингера по систематическому музыкознанию . Справочники Спрингера. Берлин, Гейдельберг: Springer. дои : 10.1007/978-3-662-55004-5 . ISBN 978-3-662-55002-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бадер, Рольф; Леман, Марк; Годой, Рольф-Инге, ред. (2013). Современные исследования в области систематического музыковедения . Берлин, Гейдельберг: Springer. ISBN 978-3-642-36098-5 . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ Нимёллер, Клаус Вольфганг; Гётен, Брэм, ред. (2005). Перспективы и методы системного музыкознания . Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. ISBN 978-3-63139502-8 . Проверено 13 декабря 2017 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Рольф Бадер (ред.) (2018). Справочник Спрингера по систематическому музыкознанию . Берлин, Гейдельберг: Springer. дои : 10.1007/978-3-662-55004-5
- Маурисио Торо, Карлос Агон, Камило Руэда, Жерар Ассаяг (2016). «GELISP: структура для представления проблем удовлетворения музыкальными ограничениями и стратегии поиска» . Журнал теоретических и прикладных информационных технологий 86 (2). 327–331.
- Кларк, Эрик и Кук, Николас (ред.) (2004). Эмпирическое музыковедение: Цели, методы, перспективы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Дальхаус, Карл (1997). «Музыковедение и систематическое музыковедение». В К. Дальхаусе и Х. де ла Мотт-Хабере (ред.), «Систематическое музыковедение» . Лаабер, Германия: Лаабер-Верлаг.
- Эльшек, Оскар (1993). «Систематическое музыковедение и история личности». Систематическое музыковедение , 1/2, 309–338.
- Фрике, Йобст Питер (2003). «Системное музыковедение». В К. В. Нимёллере и Б. Гатьене (ред.), Перспективы и методы системного музыкознания (стр. 13–23). Франкфурт: Длинно.
- Хонингование, Хенкян (2004). «Возвращение систематического музыкознания: новый эмпиризм и когнитивная революция» . Tijdschrift voor Muziektheorie [Голландский журнал теории музыки], 9 (3), 241–244.
- Хонингование, Хенкян (2006). «О возрастающей роли наблюдения, формализации и экспериментального метода в музыкознании» . Обзор эмпирического музыковедения , 1 (1).
- Гурон, Дэвид (1999). «Новый эмпиризм: систематическое музыковедение в эпоху постмодерна» . Лекция 3 из лекций Эрнеста Блоха 1999 года.
- Йиранек, Ярослав (1993). «Метридисциплинарные отношения в музыкознании». Систематическое музыковедение , 1/2, 128–130.
- Леман, Марк, и Шнайдер, Альбрехт (1997). «Систематические, когнитивные и исторические подходы в музыкознании». В М. Лемане (ред.), Музыка, гештальт и вычисления (стр. 13–29). Берлин: Springer-Verlag.
- Леман, М. (2008). «Систематическое музыковедение на перекрестке современных музыкальных исследований» . В книге А. Шнайдера (редактор), «Систематическое и сравнительное музыковедение: концепции, методы, выводы» (стр. 89–115). Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг.
- Мотт-Хабер, Хельга де ла (1997). «Объем, метод и цель систематического музыкознания». В К. Дальхаусе и Х. де ла Мотт-Хабере (ред.), «Систематическое музыковедение» (стр. 1–24). Лаабер, Германия: Лаабер-Верлаг.
- Парнкатт, Р. (2007). «Систематическое музыковедение, история и будущее западной музыкальной науки» . Журнал междисциплинарных музыкальных исследований , 1, 1–32.
- Шнайдер, Альбрехт (1993). «Систематическое музыковедение: традиции, подходы, задачи». Систематическое музыковедение , 1/2, 145–180.
- Шумахер, Р. (2003). «Систематическое музыковедение: заявление с точки зрения этномузыкологии». В KW Niemöller & B. Gätjen (ред.), Перспективы и методы системного музыкознания (стр. 41–48). Франкфурт: Длинно.