Jump to content

Карл Стампф

Карл Стампф
Карл Штумпф.
Рожденный 21 апреля 1848 г.
Визентхайд , Германия
Умер 25 декабря 1936 г. ( 1936-12-25 ) (88 лет)
Берлин, Германия
Образование Геттингенский университет
(Доктор фил., 1868 г.; доктор фил. хаб., 1870 г.)
Эра Философия 20-го века
Область Западная философия
Школа Школа Брентано (ранняя)
Берлинская школа экспериментальной психологии
Феноменология
Тезисы
Докторантура Герман Лотце (консультант докторантуры и абилитации) [2]
Другие научные консультанты Франц Брентано
Докторанты Эдмунд Гуссерль
Вольфганг Кёлер
Курт Левин
Основные интересы
Онтология
Психология
Известные идеи
Психология тонов ( Tonpsychologie )
Положение дел [3] [4]

Карл Штумпф (англ. Немецкий: [ʃtʊmpf] ; 21 апреля 1848 — 25 декабря 1936) — немецкий философ, психолог и музыковед . Он известен как основатель Берлинской школы экспериментальной психологии .

Он учился у Франца Брентано в Вюрцбургском университете, а затем получил докторскую степень в Геттингенском университете в 1868 году. Он также преподавал -модернисту писателю Роберту Мюзилю в Берлинском университете и работал с Германом Лотце , который известен своими работами в восприятие в Геттингене. Штумпф известен своими работами по психологии тонов . Он оказал важное влияние на своих учеников Вольфганга Келера и Курта Коффку , которые сыграли важную роль в основании гештальт -психологии , а также на Курта Левина , который также был частью гештальт-группы и сыграл ключевую роль в становлении экспериментальной социальной психологии в Америке.

Штумпф считается одним из пионеров сравнительного музыковедения и этномузыкологии , о чем свидетельствует его исследование истоков человеческого музыкального познания «Происхождение музыки» (1911). Он занимал должности на философских факультетах в университетах Геттингена, Вюрцбурга, Праги, Мюнхена и Галле, прежде чем получил должность профессора в Берлинском университете . [6]

Ранняя жизнь [ править ]

Карл Штумпф родился в Визентхайде , Франкония , в Королевстве Бавария , в известной семье. [7] Его отец был сельским придворным врачом, а в его ближайших родственниках были ученые и академики, такие как его дед, изучавший французскую литературу восемнадцатого века и философов Канта и Шеллинга. Штумпф проявил не по годам развитый музыкальный талант в детстве, научившись играть на скрипке к 7 годам. [7] К 10 годам он выучил еще пять инструментов и написал свою первую музыкальную композицию. [8]

Образование [ править ]

В детстве Штумпф был болезненным, поэтому его раннее образование проводилось дома под руководством дедушки. [7] Штумпф посещал местную гимназию , где у него развилась страсть к философии, особенно к произведениям Платона , прежде чем поступить в Вюрцбургский университет в возрасте 17 лет. [9] Он провел один семестр, изучая эстетику , и один – право. Затем, на третьем семестре, он познакомился с Францем Брентано , который научил Штумпфа мыслить логически и эмпирически . Лекции Брентано также посещали Антон Марти , Карл ван Эндерт, Эрнст Коммер, Людвиг Шютц и Герман Шелл. [10] Брентано также поощрял Штумпфа посещать курсы естественных наук, поскольку он считал как суть, так и методы науки важными для философии. [9] После двух семестров обучения у Брентано и при поддержке своего наставника он перешел в Геттингенский университет, чтобы учиться у Германа Лотце , немецкого теоретика восприятия. [11] Там ему в 1868 году была присвоена докторская степень. [12]

В 1869 году он поступил в семинарию, намереваясь стать католическим священником. Однако он не согласился с догматом папской непогрешимости и вернулся в Геттингенский университет, чтобы получить докторскую степень. [7] Он был награжден Venia Legendi по философии в 1870 году после завершения диссертации по математическим аксиомам , которую он написал на латыни. [12]

Академическая карьера [ править ]

Вскоре после этого Штумпф получил должность преподавателя кафедры философии Геттингенского университета. Там Штумпф познакомился с Эрнстом Вебером и Густавом Фехнером и служил наблюдателем в их психологических экспериментах. Их тщательный подход к проблеме эстетики, в частности к визуальной привлекательности прямоугольников разных пропорций, привлек Штумпфа и укрепил идею, полученную от Брентано, о том, что психологические действия или функции можно изучать эмпирически. [8]

В 1873 году Штумпф вернулся в Вюрцбургский университет в качестве профессора кафедры философии. Хотя он был вынужден вести все курсы философии и психологии из-за вынужденного ухода Брентано из университета, Штумпф завершил свою первую крупную психологическую работу - исследование зрительного восприятия, особенно восприятия глубины. Он предложил нативистское объяснение восприятия глубины, и его книга была названа выдающимся ранним вкладом в дебаты между нативистскими и эмпирическими взглядами на восприятие. [8] Он оспаривал кантовское понятие пространства как «априорной формы интуиции» в своей книге « О психологическом происхождении представления пространства» (1873). [13] Он утверждал, что статус пространства — это Teilvorstellung или «частичная презентация», которую необходимо воспринимать как часть более широкой презентации. [13]

В 1894 году Штумпф был назначен на кафедру философии Берлинского университета . В Берлине он также занимал должность директора Института экспериментальной психологии в Берлине. Первоначально институт занимал три темных комнаты, но к 1920 году переехал в двадцать пять комнат в бывшем Императорском дворце. В 1896 году Штумпф председательствовал на Третьем Международном психологическом конгрессе и произнес вступительную речь об отношениях между разумом и телом; он отстаивал интеракционалистскую позицию, противостоящую популярному представлению о психофизическом параллелизме. Наконец, с 1907 по 1908 год Стамп занимал пост ректора Берлинского университета . [8]

Феноменология [ править ]

Штумпф начал свою работу по ощущению и восприятию тонов , названную «Тонпсихология» ( «Психология тонов» ), в 1875 году. Первоначально предполагалось, что это будет четырехтомный набор, первые два тома были опубликованы в 1883 и 1890 годах, но большая часть третьего тома была опубликовано как Konsonanz und Dissonanz . В исследовании, которое считается его величайшим вкладом в психологию, используется сочетание теоретического анализа и эмпирических наблюдений. [14] [9] Он обсуждает интервалы и серии тонов , а также отдельные тона. [14] Он проводил различие между явлениями и психическими функциями, предполагая, что такие явления, как тона, цвета и изображения, являются либо сенсорными, либо воображаемыми. Штумпф назвал изучение таких явлений феноменологией . Он провел широкий спектр исследований феноменологических особенностей звучания различных инструментов, определителей мелодии, тонального слияния, созвучия и диссонанса тонов. [8] Это исследование стало возможным благодаря прекрасной коллекции акустических приборов Института физики. [9] Работы Штумпфа по феноменологии оказали влияние на Эдмунда Гуссерля , которого считают отцом школы феноменологии. [15]

Сенсационные явления [ править ]

В 1903 и 1904 годах Штумпф участвовал в двух получивших широкую огласку эпизодах разоблачения, связанных с сенсационными явлениями. Сначала инженер из Праги заявил, что изобрел машину, способную превращать фотографии звуковых волн в звук. Штумпф после посещения демонстрации написал статью, в которой оспаривал ее легитимность, в результате чего о ней больше никогда не слышали. [8] Однако еще более сенсационным оказался случай с Умным Гансом , явно блестящей лошадью, принадлежавшей Вильгельму фон Остену.

Спустя годы [ править ]

Большая часть более поздних работ Штумпфа не содержала сенсационных или интересных исследований, как у Умного Ганса. С началом Первой мировой войны многие студенты покинули Институт экспериментальной психологии, чтобы сражаться на войне. Более того, война между Германией и союзными странами разрушила многие профессиональные отношения, которые он имел с другими психологами. Штумпф ушел из Берлинского университета в 1921 году, и на посту директора психологического института его сменил его бывший студент Вольфганг Кёлер .

Работы в переводе [ править ]

  • Штумпф, К.: «Происхождение музыки», изд. и транс. Дэвид Триппетт. Издательство Оксфордского университета, 2012.
  • Штумпф, К.: «Психология тона: Том I», изд. и транс. Робин Д. Роллинджер. Рутледж, 2019.

Примечания [ править ]

  1. ^ Философия с эмпирической точки зрения: Очерки Карла Штумпфа , BRILL, 2015, с. 153.
  2. ^ Берт Хопкинс, Стивен Кроуэлл (ред.), Новый ежегодник феноменологии и феноменологической философии: Том 6 , Routledge, 2015, стр. 66.
  3. ^ К. Штумпф, «Явления и психические функции», Трактаты Берлинской академии , 1907, с. 29; Вклад К. Штумпфа в современную философию в самопредставлениях , Том 5, 1924, как пер. в К. Мерчисоне, изд. История психологии в автобиографии , том I, стр. 389–441, особенно. п. 421; Барри Смит , «Очерк формальной онтологии», Grazer Philosophische Studien , 6 (1978), стр. 39–62.
  4. ^ Падилья Гальвес, Хесус (2021). Положение дел. Реконструкция спора по поводу Захверхальта . Философия Верлаг.
  5. ^ Лилиана Альбертацци, Имманентный реализм: введение в Брентано , Springer, 2006, с. 321.
  6. ^ Стэнфордская энциклопедия философии .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хенли, Трейси (2019). Хергенхана «Введение в историю психологии» . Бостон, Массачусетс: Cengage Learning. п. 206. ИСБН  978-1-337-56415-1 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж История психологии , четвертое издание, McGraw-Hill Co., 2004.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Автобиография Карла Штумпфа .
  10. ^ Фрешетт, Гийом; А. Шанд (2019). «Истоки феноменологии в австро-германской философии: Брентано и Гуссерль». Блэквеллский спутник философии XIX века (PDF) . Лондон: Уайли Блэквелл. п. 5. дои : 10.1002/9781119210054.ch16 . S2CID   171847002 . Проверено 2 июля 2021 г.
  11. ^ Джеймс, Уильям; Штумпф, Карл (2020). Переписка (1882–1910) . Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH & Co KG. стр. 4–5. ISBN  978-3-11-052461-1 .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тобис, Рената (2021). Феликс Кляйн: Видения математики, приложений и образования . Берлин: Springer Nature. п. 116. ИСБН  978-3-030-75784-7 .
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кригель, Урия (16 марта 2017 г.). Справочник Routledge Франца Брентано и школы Брентано . Рутледж. ISBN  978-1-317-69054-2 .
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бадер, Рольф (2018). Весенний справочник по систематическому музыкознанию . Спрингер. п. 40. ИСБН  978-3-662-55004-5 . Проверено 5 августа 2019 г.
  15. ^ Бланден, Энди (2012). Концепции: критический подход . Лейден: БРИЛЛ. п. 203. ИСБН  978-90-04-22848-1 .

Ссылки [ править ]

  • Спрунг, Х., 2006: Карл Штумпф - Биография. От философии к экспериментальной психологии . Мюнхен/Вена: Профиль.
  • Бонакки С. и Будевейнсе Г.-Х. (ред.), 2011: Карл Штумпф – От философских размышлений к междисциплинарным научным исследованиям . Вена: Краммер.
  • Бенджамин, Люди Т., 2007. Краткая история современной психологии . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing.
  • Падилья Гальвес, Дж., 2021 г.: Состояние дел. Реконструкция спора по поводу Захверхальта , Мюнхен: Philosophia Verlag.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1a06d6520ac674403180e513ff45805b__1703138760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/5b/1a06d6520ac674403180e513ff45805b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Carl Stumpf - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)