Карл Стампф
Карл Стампф | |
---|---|
![]() Карл Штумпф. | |
Рожденный | 21 апреля 1848 г. Визентхайд , Германия |
Умер | 25 декабря 1936 г. Берлин, Германия | (88 лет)
Образование | Геттингенский университет (Доктор фил., 1868 г.; доктор фил. хаб., 1870 г.) |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Школа Брентано (ранняя) Берлинская школа экспериментальной психологии Феноменология |
Тезисы |
|
Докторантура | Герман Лотце (консультант докторантуры и абилитации) [2] |
Другие научные консультанты | Франц Брентано |
Докторанты | Эдмунд Гуссерль Вольфганг Кёлер Курт Левин |
Основные интересы | Онтология Психология |
Известные идеи | Психология тонов ( Tonpsychologie ) Положение дел [3] [4] |
Карл Штумпф (англ. Немецкий: [ʃtʊmpf] ; 21 апреля 1848 — 25 декабря 1936) — немецкий философ, психолог и музыковед . Он известен как основатель Берлинской школы экспериментальной психологии .
Он учился у Франца Брентано в Вюрцбургском университете, а затем получил докторскую степень в Геттингенском университете в 1868 году. Он также преподавал -модернисту писателю Роберту Мюзилю в Берлинском университете и работал с Германом Лотце , который известен своими работами в восприятие в Геттингене. Штумпф известен своими работами по психологии тонов . Он оказал важное влияние на своих учеников Вольфганга Келера и Курта Коффку , которые сыграли важную роль в основании гештальт -психологии , а также на Курта Левина , который также был частью гештальт-группы и сыграл ключевую роль в становлении экспериментальной социальной психологии в Америке.
Штумпф считается одним из пионеров сравнительного музыковедения и этномузыкологии , о чем свидетельствует его исследование истоков человеческого музыкального познания «Происхождение музыки» (1911). Он занимал должности на философских факультетах в университетах Геттингена, Вюрцбурга, Праги, Мюнхена и Галле, прежде чем получил должность профессора в Берлинском университете . [6]
Ранняя жизнь [ править ]
Карл Штумпф родился в Визентхайде , Франкония , в Королевстве Бавария , в известной семье. [7] Его отец был сельским придворным врачом, а в его ближайших родственниках были ученые и академики, такие как его дед, изучавший французскую литературу восемнадцатого века и философов Канта и Шеллинга. Штумпф проявил не по годам развитый музыкальный талант в детстве, научившись играть на скрипке к 7 годам. [7] К 10 годам он выучил еще пять инструментов и написал свою первую музыкальную композицию. [8]
Образование [ править ]
В детстве Штумпф был болезненным, поэтому его раннее образование проводилось дома под руководством дедушки. [7] Штумпф посещал местную гимназию , где у него развилась страсть к философии, особенно к произведениям Платона , прежде чем поступить в Вюрцбургский университет в возрасте 17 лет. [9] Он провел один семестр, изучая эстетику , и один – право. Затем, на третьем семестре, он познакомился с Францем Брентано , который научил Штумпфа мыслить логически и эмпирически . Лекции Брентано также посещали Антон Марти , Карл ван Эндерт, Эрнст Коммер, Людвиг Шютц и Герман Шелл. [10] Брентано также поощрял Штумпфа посещать курсы естественных наук, поскольку он считал как суть, так и методы науки важными для философии. [9] После двух семестров обучения у Брентано и при поддержке своего наставника он перешел в Геттингенский университет, чтобы учиться у Германа Лотце , немецкого теоретика восприятия. [11] Там ему в 1868 году была присвоена докторская степень. [12]
В 1869 году он поступил в семинарию, намереваясь стать католическим священником. Однако он не согласился с догматом папской непогрешимости и вернулся в Геттингенский университет, чтобы получить докторскую степень. [7] Он был награжден Venia Legendi по философии в 1870 году после завершения диссертации по математическим аксиомам , которую он написал на латыни. [12]
Академическая карьера [ править ]
Вскоре после этого Штумпф получил должность преподавателя кафедры философии Геттингенского университета. Там Штумпф познакомился с Эрнстом Вебером и Густавом Фехнером и служил наблюдателем в их психологических экспериментах. Их тщательный подход к проблеме эстетики, в частности к визуальной привлекательности прямоугольников разных пропорций, привлек Штумпфа и укрепил идею, полученную от Брентано, о том, что психологические действия или функции можно изучать эмпирически. [8]
В 1873 году Штумпф вернулся в Вюрцбургский университет в качестве профессора кафедры философии. Хотя он был вынужден вести все курсы философии и психологии из-за вынужденного ухода Брентано из университета, Штумпф завершил свою первую крупную психологическую работу - исследование зрительного восприятия, особенно восприятия глубины. Он предложил нативистское объяснение восприятия глубины, и его книга была названа выдающимся ранним вкладом в дебаты между нативистскими и эмпирическими взглядами на восприятие. [8] Он оспаривал кантовское понятие пространства как «априорной формы интуиции» в своей книге « О психологическом происхождении представления пространства» (1873). [13] Он утверждал, что статус пространства — это Teilvorstellung или «частичная презентация», которую необходимо воспринимать как часть более широкой презентации. [13]
В 1894 году Штумпф был назначен на кафедру философии Берлинского университета . В Берлине он также занимал должность директора Института экспериментальной психологии в Берлине. Первоначально институт занимал три темных комнаты, но к 1920 году переехал в двадцать пять комнат в бывшем Императорском дворце. В 1896 году Штумпф председательствовал на Третьем Международном психологическом конгрессе и произнес вступительную речь об отношениях между разумом и телом; он отстаивал интеракционалистскую позицию, противостоящую популярному представлению о психофизическом параллелизме. Наконец, с 1907 по 1908 год Стамп занимал пост ректора Берлинского университета . [8]
Феноменология [ править ]
Штумпф начал свою работу по ощущению и восприятию тонов , названную «Тонпсихология» ( «Психология тонов» ), в 1875 году. Первоначально предполагалось, что это будет четырехтомный набор, первые два тома были опубликованы в 1883 и 1890 годах, но большая часть третьего тома была опубликовано как Konsonanz und Dissonanz . В исследовании, которое считается его величайшим вкладом в психологию, используется сочетание теоретического анализа и эмпирических наблюдений. [14] [9] Он обсуждает интервалы и серии тонов , а также отдельные тона. [14] Он проводил различие между явлениями и психическими функциями, предполагая, что такие явления, как тона, цвета и изображения, являются либо сенсорными, либо воображаемыми. Штумпф назвал изучение таких явлений феноменологией . Он провел широкий спектр исследований феноменологических особенностей звучания различных инструментов, определителей мелодии, тонального слияния, созвучия и диссонанса тонов. [8] Это исследование стало возможным благодаря прекрасной коллекции акустических приборов Института физики. [9] Работы Штумпфа по феноменологии оказали влияние на Эдмунда Гуссерля , которого считают отцом школы феноменологии. [15]
Сенсационные явления [ править ]
В 1903 и 1904 годах Штумпф участвовал в двух получивших широкую огласку эпизодах разоблачения, связанных с сенсационными явлениями. Сначала инженер из Праги заявил, что изобрел машину, способную превращать фотографии звуковых волн в звук. Штумпф после посещения демонстрации написал статью, в которой оспаривал ее легитимность, в результате чего о ней больше никогда не слышали. [8] Однако еще более сенсационным оказался случай с Умным Гансом , явно блестящей лошадью, принадлежавшей Вильгельму фон Остену.
Спустя годы [ править ]
Большая часть более поздних работ Штумпфа не содержала сенсационных или интересных исследований, как у Умного Ганса. С началом Первой мировой войны многие студенты покинули Институт экспериментальной психологии, чтобы сражаться на войне. Более того, война между Германией и союзными странами разрушила многие профессиональные отношения, которые он имел с другими психологами. Штумпф ушел из Берлинского университета в 1921 году, и на посту директора психологического института его сменил его бывший студент Вольфганг Кёлер .
Работы в переводе [ править ]
- Штумпф, К.: «Происхождение музыки», изд. и транс. Дэвид Триппетт. Издательство Оксфордского университета, 2012.
- Штумпф, К.: «Психология тона: Том I», изд. и транс. Робин Д. Роллинджер. Рутледж, 2019.
Примечания [ править ]
- ^ Философия с эмпирической точки зрения: Очерки Карла Штумпфа , BRILL, 2015, с. 153.
- ^ Берт Хопкинс, Стивен Кроуэлл (ред.), Новый ежегодник феноменологии и феноменологической философии: Том 6 , Routledge, 2015, стр. 66.
- ^ К. Штумпф, «Явления и психические функции», Трактаты Берлинской академии , 1907, с. 29; Вклад К. Штумпфа в современную философию в самопредставлениях , Том 5, 1924, как пер. в К. Мерчисоне, изд. История психологии в автобиографии , том I, стр. 389–441, особенно. п. 421; Барри Смит , «Очерк формальной онтологии», Grazer Philosophische Studien , 6 (1978), стр. 39–62.
- ^ Падилья Гальвес, Хесус (2021). Положение дел. Реконструкция спора по поводу Захверхальта . Философия Верлаг.
- ^ Лилиана Альбертацци, Имманентный реализм: введение в Брентано , Springer, 2006, с. 321.
- ^ Стэнфордская энциклопедия философии .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хенли, Трейси (2019). Хергенхана «Введение в историю психологии» . Бостон, Массачусетс: Cengage Learning. п. 206. ИСБН 978-1-337-56415-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж История психологии , четвертое издание, McGraw-Hill Co., 2004.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Автобиография Карла Штумпфа .
- ^ Фрешетт, Гийом; А. Шанд (2019). «Истоки феноменологии в австро-германской философии: Брентано и Гуссерль». Блэквеллский спутник философии XIX века (PDF) . Лондон: Уайли Блэквелл. п. 5. дои : 10.1002/9781119210054.ch16 . S2CID 171847002 . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ Джеймс, Уильям; Штумпф, Карл (2020). Переписка (1882–1910) . Берлин/Бостон: Walter de Gruyter GmbH & Co KG. стр. 4–5. ISBN 978-3-11-052461-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тобис, Рената (2021). Феликс Кляйн: Видения математики, приложений и образования . Берлин: Springer Nature. п. 116. ИСБН 978-3-030-75784-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кригель, Урия (16 марта 2017 г.). Справочник Routledge Франца Брентано и школы Брентано . Рутледж. ISBN 978-1-317-69054-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бадер, Рольф (2018). Весенний справочник по систематическому музыкознанию . Спрингер. п. 40. ИСБН 978-3-662-55004-5 . Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ Бланден, Энди (2012). Концепции: критический подход . Лейден: БРИЛЛ. п. 203. ИСБН 978-90-04-22848-1 .
Ссылки [ править ]
- Спрунг, Х., 2006: Карл Штумпф - Биография. От философии к экспериментальной психологии . Мюнхен/Вена: Профиль.
- Бонакки С. и Будевейнсе Г.-Х. (ред.), 2011: Карл Штумпф – От философских размышлений к междисциплинарным научным исследованиям . Вена: Краммер.
- Бенджамин, Люди Т., 2007. Краткая история современной психологии . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing.
- Падилья Гальвес, Дж., 2021 г.: Состояние дел. Реконструкция спора по поводу Захверхальта , Мюнхен: Philosophia Verlag.
Внешние ссылки [ править ]
- Краткая биография, библиография и ссылки на оцифрованные источники в Виртуальной лаборатории Института истории науки Макса Планка.
- Автобиография из истории психологии в Autobiography Vol. 1 (1930), стр. 389–441, Йоркский университет «Классика истории психологии».
- 1848 рождений
- 1936 смертей
- Жители Китцингена (район)
- Люди из Королевства Бавария
- Немецкие этномузыкологи
- Немецкие психологи
- Немецкие философы XX века
- Музыкальные психологи
- Психологи XIX века
- Психологи XX века
- Выпускники Геттингенского университета
- Академический состав Вюрцбургского университета
- Академический состав Карлова университета
- Академический состав Университета Мартина Лютера в Галле-Виттенберге
- Академический состав Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана
- Академический состав Берлинского университета имени Гумбольдта
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Немецкие теоретики музыки
- Иностранные сотрудники Национальной академии наук
- Феноменологи
- Немецкие философы XIX века