Сан Ра
Сан Ра | |
---|---|
![]() Сунь Ра, ок. 1973 г. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Герман Пул Блаунт |
Также известен как | Le Sony'r Ra ( официальное название ) |
Рожденный | Бирмингем, Алабама , США | 22 мая 1914 г.
Умер | 30 мая 1993 г. Бирмингем, Алабама, США | (79 лет)
Жанры | |
Род занятий |
|
Инструмент(ы) |
|
Годы активности | 1934–1993 |
Этикетки |
Сони Ра [2] (родившийся Герман Пул Блаунт , 22 мая 1914 – 30 мая 1993), более известный как Сан Ра , был американским джазовым композитором, руководителем оркестра, игроком на фортепиано и синтезаторе и поэтом, известным своей экспериментальной музыкой , «космической» философией, плодовитым выпускных и театральных представлений. Большую часть своей карьеры Ра возглавлял The Arkestra, ансамбль с постоянно меняющимся названием и гибким составом.
Родившийся и выросший в Алабаме , Блаунт стал участвовать в джазовой сцене Чикаго в конце 1940-х годов . Вскоре он отказался от своего имени при рождении, взяв имя Ле Сони'р Ра, сокращенное до Сунь Ра (в честь Ра , египетского бога Солнца). Утверждая, что он пришелец с Сатурна с миссией проповедовать мир, он разработал мифическую личность и своеобразное кредо, которые сделали его пионером афрофутуризма . [3] На протяжении всей своей жизни он отрицал связь со своей прежней личностью, говоря: «Любое имя, которое я использую, кроме Ра, является псевдонимом». [4] Его широко эклектичная и авангардная музыка перекликалась со всей историей джаза, от рэгтайма и раннего новоорлеанского горячего джаза до свинга , бибопа , фри-джаза и фьюжн . Его композиции варьировались от клавишных соло до произведений для больших групп из более чем 30 музыкантов, а также электронных экскурсий, песен, песнопений, ударных произведений и гимнов.
С середины 1950-х годов и до своей смерти Ра возглавлял музыкальный коллектив The Arkestra, которого входили такие артисты, как Маршалл Аллен , Джон Гилмор и Джун Тайсон в различные версии . В его выступлениях часто участвовали танцоры и музыканты, одетые в сложные футуристические костюмы, вдохновленные древнеегипетскими нарядами и космической эрой . После выхода Ра на пенсию в 1992 году из-за болезни группа продолжала действовать как The Sun Ra Arkestra и с 2023 года продолжает выступать под руководством ветерана Ra Маршалла Аллена. [5]
Хотя его массовый успех был ограниченным, Ра был плодовитым записывающимся артистом и частым концертным исполнителем, и на протяжении всей своей жизни он оставался влиятельным благодаря своей музыке и личности. [6] Сейчас его широко считают новатором; Среди его отличий - новаторская работа в области свободной импровизации и модального джаза , а также раннее использование электронных клавишных и синтезаторов . [6] [7] За свою карьеру он записал десятки синглов и более 100 полноформатных альбомов, включающих более 1000 песен, что сделало его одним из самых плодовитых артистов 20-го века. [8]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился Германом Блаунтом 22 мая 1914 года в Бирмингеме, штат Алабама , как обнаружил его биограф Джон Ф. Швед и опубликовал в 1998 году книгу « Пространство — это место: жизнь и времена Солнца Ра» . [9] Его назвали в честь популярного водевиля фокусника Черного Германа , который произвел глубокое впечатление на его мать. [9] С детства его прозвали «Сонни», у него были старшая сестра и сводный брат, а мать и бабушка его обожали.
На протяжении десятилетий о ранней жизни Сунь Ра было известно очень мало, и он внес свой вклад в ее загадочность. Как человек, выдумавший себя сам, он обычно давал уклончивые, противоречивые или, казалось бы, бессмысленные ответы на личные вопросы и отказывался от своего имени при рождении. [9] Он предположил, лишь полушутя, что он был дальним родственником Элайдже Пулу, позже известному как Элайджа Мухаммед , лидеру Нации Ислама . [9] [10] Его день рождения в течение многих лет оставался неизвестным, поскольку его утверждения варьировались от 1910 до 1918 года. Всего за несколько лет до его смерти дата рождения Сунь Ра все еще оставалась загадкой. В заметках Джима Макни к «Blue Delight» (1989) говорится, что Сан Ра, как полагают, было около 75 лет. Это оказалось правдой; Швед смог раскрыть массу информации о своей молодости и подтвердил дату рождения 22 мая 1914 года.
В детстве Блаунт был опытным пианистом. К 11 или 12 годам он сочинял [11] и для чтения с листа музыка . Бирмингем был важной остановкой для гастролирующих музыкантов, и он видел таких выдающихся музыкантов, как Флетчер Хендерсон , Дюк Эллингтон , Фэтс Уоллер и других, менее известных. Сунь Ра однажды сказал: «Мир подвел многих хороших музыкантов». [12]
В подростковом возрасте Блаунт продемонстрировал потрясающий музыкальный талант: он много раз, по словам знакомых, ходил на выступления биг-бэндов , а затем делал по памяти полные транскрипции песен групп. К подростковому возрасту Блаунт выступал полупрофессионально в качестве пианиста-солиста или в составе различных специальных джазовых и R&B -групп. Он посещал отдельную индустриальную среднюю школу Бирмингема (теперь известную как Средняя школа Паркера ), где учился у учителя музыки Джона Т. «Фесса» Уотли, требовательного приверженца дисциплины, пользовавшегося широким уважением и на чьих занятиях появилось много профессиональных музыкантов.
Несмотря на свою глубокую религиозную принадлежность, его семья формально не была связана с какой-либо христианской церковью или сектой. У Блаунта было мало или совсем не было близких друзей в старшей школе, но его помнили как добродушного и тихого, отличника и ненасытного читателя. Он воспользовался Черной масонской ложей как одним из немногих мест в Бирмингеме, где афроамериканцы имели неограниченный доступ к книгам. Его сборник по масонству и другим эзотерическим концепциям произвел на него сильное впечатление. [13]
В подростковом возрасте Блаунт страдал крипторхизмом . [14] Это оставляло его с почти постоянным дискомфортом, который иногда перерастал в сильную боль. [9] Швед предполагает, что Блаунт чувствовал себя стыдно за это, и это состояние способствовало его изоляции. [9]
Ранняя профессиональная карьера и колледж
[ редактировать ]В 1934 году Блаунту предложила его первую постоянную музыкальную работу Этель Харпер , его учительница биологии в средней школе, которая организовала группу, чтобы продолжить карьеру певицы. музыкантов Блаунт вступил в профсоюз и гастролировал с группой Харпера по юго-востоку и Среднему Западу США . Когда Харпер покинула группу в середине тура и переехала в Нью-Йорк (позже она была участницей довольно успешной певческой группы Ginger Snaps), Блаунт взял на себя руководство группой, переименовав ее в Sonny Blount Orchestra. Они продолжали гастролировать в течение нескольких месяцев, прежде чем распались как убыточные. Хотя первое издание Sonny Blount Orchestra не имело финансового успеха, оно заслужило положительные отзывы фанатов и других музыкантов. Впоследствии Блаунт нашел постоянную работу музыкантом в Бирмингеме.
Клубы Бирмингема часто отличались экзотическими атрибутами, такими как яркое освещение и фрески с тропическими или оазисными сценами. Некоторые полагают, что это повлияло на элементы, которые Сан Ра включил в свои более поздние выступления. Игра в составе биг-бэндов давала чернокожим музыкантам чувство гордости и единения, и они пользовались большим уважением в черном сообществе. От них ожидалось, что они будут дисциплинированными и презентабельными, а на сегрегированном Юге чернокожие музыканты пользовались широким признанием в белом обществе. Они часто играли для элитной аудитории белого общества (хотя им обычно запрещалось общаться с публикой).
В 1936 году заступничество Уотли привело к тому, что Блаунту была присуждена стипендия в Сельскохозяйственном и механическом университете Алабамы . Он получил высшее музыкальное образование, изучал композицию, оркестровку и теорию музыки. Он бросил учебу через год.
Поездка на Сатурн
[ редактировать ]Блаунт покинул колледж, потому что, как он утверждал, во время учебы в колледже у него был визионерский опыт, который оказал на него большое и долгосрочное влияние. В 1936 или 1937 году, в разгар глубокой религиозной сосредоточенности, Сунь Ра утверждал, что вокруг него появился яркий свет, и, как он позже сказал:
Все мое тело превратилось во что-то другое. Я мог видеть сквозь себя. И я поднялся... Я не был в человеческой форме... Я приземлился на планете, которую я определил как Сатурн ... они телепортировали меня, и я оказался на сцене вместе с ними. Они хотели поговорить со мной. У них было по одной маленькой антенне на каждом ухе. Маленькая антенна над каждым глазом. Они говорили со мной. Они сказали мне прекратить [посещать колледж], потому что в школах будут большие проблемы... мир погружался в полный хаос... Я буду говорить [через музыку], и мир будет слушать. Вот что они мне сказали. [15]
Блаунт утверждал, что этот опыт произошел в 1936 или 1937 году. По словам Шведа, ближайшие соратники музыканта не могут датировать эту историю ранее 1952 года. (Блаунт также сообщил, что инцидент произошел, когда он жил в Чикаго, где он не обосновался до тех пор, пока не конец 1940-х годов). Сунь Ра обсуждал это видение без каких-либо существенных изменений до конца своей жизни. Его путешествие на Сатурн предположительно произошло за целое десятилетие до того, как летающие тарелки вошли в общественное сознание после встречи с Кеннетом Арнольдом в 1947 году . Это было раньше, чем другие публичные сообщения: примерно за 15 лет до того, как Джордж Адамски написал о контакте с доброжелательными существами; и почти за 20 лет до случая 1961 года с Барни и Бетти Хилл , которые рассказали о зловещих похищениях НЛО . Швед говорит, что «даже если эта история является ревизионистской автобиографией... Сонни собрал воедино несколько частей своей жизни. Он одновременно предсказывал свое будущее и объяснял свое прошлое одним актом личной мифологии». [16]
Новое увлечение музыкой (конец 1930-х гг.)
[ редактировать ]После окончания колледжа Блаунт стал известен как самый преданный музыкант Бирмингема. Он редко спал, ссылаясь на Томаса Эдисона , Леонардо да Винчи и Наполеона как на очень продуктивных кошачьих дремлющих товарищей. Он превратил первый этаж дома своей семьи в консерваторию-мастерскую, где писал песни, записывал записи, репетировал со многими музыкантами, которые приходили и уходили, и обсуждал библейские и эзотерические концепции со всеми, кто был заинтересован. [17]
Блаунт стал завсегдатаем бирмингемской Forbes Piano Company, компании, принадлежащей белым. Блаунт почти ежедневно посещал здание Forbes, чтобы включить музыку, обменяться идеями с сотрудниками и клиентами или переписать ноты в свои блокноты. [ нужна ссылка ] Он сформировал новую группу и, как и его старый учитель Уотли, настаивал на строгих ежедневных репетициях. Новый оркестр Сонни Блаунта заслужил репутацию впечатляющей, дисциплинированной группы, способной с одинаковым мастерством играть в самых разных стилях. [ нужна ссылка ]
Призыв и опыт военного времени
[ редактировать ]В октябре 1942 года Блаунт получил уведомление о выборной службе о том, что его призвали в армию Соединенных Штатов . Он быстро объявил себя отказником от военной службы по убеждениям , сославшись на религиозные возражения против войны и убийств, на финансовую поддержку своей двоюродной бабушки Иды и на свою хроническую грыжу. Местная призывная комиссия отклонила его заявление. В обращении к национальной призывной комиссии Блаунт написал, что отсутствие чернокожих в призывной комиссии «попахивает гитлеризмом ». [18] Отказ Сонни пойти в армию глубоко смутил его семью, и многие родственники подвергли его остракизму. В конце концов его утвердили на альтернативную службу в гражданской службы лагере в Пенсильвании , но он не явился в лагерь, как требовалось, 8 декабря 1942 года. Вскоре после этого он был арестован в Алабаме.
В суде Блаунт заявил, что альтернативная служба неприемлема; он спорил с судьей по вопросам права и толкования Библии. Судья постановил, что Блаунт нарушил закон и находился под угрозой призыва в армию США. Блаунт ответил, что в случае вступления в должность он будет использовать боевое оружие и подготовку, чтобы убить первого возможного высокопоставленного военного офицера. Судья приговорил Блаунта к тюремному заключению (в ожидании решения призывной комиссии и CPS), а затем сказал: «Я никогда раньше не видел такого негра, как ты». Блаунт ответил: «Нет, и никогда больше не будешь». [19]
В январе 1943 года Блаунт написал в Службу маршалов США из тюрьмы округа Уокер, штат Алабама, в Джаспере . Он сказал, что у него нервный срыв из-за стресса в тюрьме, что он склонен к суициду и что он постоянно боится сексуального насилия. Когда в феврале 1943 года его статус отказавшегося от военной службы по убеждениям был подтвержден, его препроводили в Пенсильванию. Днем он выполнял порученные лесохозяйственные работы, а ночью ему разрешалось играть на пианино. Тамошние психиатры описали его как « психопатическую личность [и] сексуально извращенную», а также как «хорошо образованного цветного интеллектуала ». [20]
В марте 1943 года призывная комиссия переквалифицировала Блаунта в 4-F из-за грыжи, и он вернулся в Бирмингем, озлобленный и разгневанный. Он сформировал новую группу и вскоре начал играть профессионально. После того как в 1945 году умерла его любимая двоюродная бабушка Ида, Блаунт не почувствовал причин оставаться в Бирмингеме. Он распустил группу и переехал в Чикаго — часть Второй Великой миграции южных афроамериканцев, переехавших на север во время и после Второй мировой войны .
Чикагские годы (1945–1961)
[ редактировать ]В Чикаго Блаунт быстро нашел работу, особенно с блюзовой певицей Винони Харрис , с которой он дебютировал в записи на двух синглах 1946 года, Dig This Boogie / Lightning Struck the Poorhouse . [21] и Бочка моего ребенка / Пью сам . Dig This Boogie также стал первым записанным фортепианным соло Блаунта. Он выступал с местной успешной группой Lil Green и в течение нескольких месяцев играл грубую музыку в Калумет-Сити стриптиз-клубах .
В августе 1946 года Блаунт получил продолжительное приглашение в клуб DeLisa под руководством руководителя оркестра и композитора Флетчера Хендерсона . Блаунт долгое время восхищался Хендерсоном, но судьба Хендерсона пошла на убыль (его группа теперь состояла из музыкантов среднего уровня, а не из звезд прежних лет) во многом из-за его нестабильности и длительных травм Хендерсона в результате автомобильной аварии. Хендерсон нанял Блаунта в качестве пианиста и аранжировщика, заменив Марла Янга . Аранжировки Блаунта изначально демонстрировали определенное влияние бибопа , но участники группы сопротивлялись новой музыке, несмотря на поддержку Хендерсона.
В 1948 году Блаунт ненадолго выступил в трио с саксофонистом Коулманом Хокинсом и скрипачом Стаффом Смитом , выдающимися музыкантами. Никаких известных записей этого трио не существует, но домашние записи двух разных дуэтов Блаунт-Смит 1953 года появляются на Sound Sun Pleasure!! и Deep Purple , а одна из последних записей Sun Ra в 1992 году была редким появлением сайдмена на альбоме скрипача Билли Бэнга Tribute to Stuff Smith .
То, с чем он столкнулся в Чикаго, не только способствовало профессиональному росту, но и изменило личное мировоззрение Блаунта. Город был центром афроамериканской политической активности и маргинальных движений, где чернокожие мусульмане , черные евреи и другие занимались прозелитизмом , дискутировали и печатали листовки и книги. Блаунт впитал все это и был очарован многочисленными зданиями и памятниками города в древнеегипетском стиле. Он читал такие книги, как « » Джорджа Джеймса ( Украденное наследие в котором утверждалось, что классическая греческая философия уходит корнями в древний Египет). Блаунт пришел к выводу, что достижения и история африканцев систематически подавлялись и отрицались европейскими культурами .
К 1952 году Блаунт возглавил «Космическое трио» с барабанщиком Томми «Багз» Хантером и саксофонистом Пэтом Патриком , двумя из самых опытных музыкантов, которых он знал. Они регулярно выступали, и Сан Ра начал писать более продвинутые песни. [22]
20 октября 1952 года Блаунт официально изменил свое имя на Le Sony'r Ra. Сунь Ра заявил [23] ему всегда было не по себе из-за своего имени при рождении — Блаунт. Он считал это рабским именем , из чужой семьи. Дэвид Мартинелли предположил, что его изменение было похоже на « Малкольм Икс и Мухаммед Али … [отказали] свои рабские имена в процессе достижения нового самосознания и самооценки». [24]
Патрик покинул группу и перебрался во Флориду со своей новой женой. его друг Джон Гилмор К группе присоединился (тенор-саксофон), а вскоре за ним последовал Маршалл Аллен (альт-саксофон). Патрик то входил в группу, то выходил из нее до конца своей жизни, но Аллен и Гилмор были двумя самыми преданными членами Аркестры. Фактически, Гилмора часто критикуют за то, что он оставался с Сан Ра более сорока лет, хотя сам по себе мог бы стать сильным лидером. [25] Саксофонист Джеймс Сполдинг и тромбонист Джулиан Пристер также записывались с Sun Ra в Чикаго, и оба продолжили собственную карьеру. Чикагский тенор фон Фриман также некоторое время работал в группе в начале 1950-х годов. [26]
В Чикаго Сан Ра познакомился с Элтоном Абрахамом , не по годам развитым подростком и чем-то вроде родственной души. Он стал самым большим сторонником Аркестры и одним из ближайших друзей Сан Ра. Оба мужчины чувствовали себя чужаками и разделяли интерес к эзотерике . Сильные стороны Авраама уравновешивали недостатки Ра: хотя он был дисциплинированным руководителем оркестра, Сунь Ра был несколько замкнутым и лишенным делового чутья (черта, которая преследовала всю его карьеру). Авраам был общительным, с хорошими связями и практичным человеком. Еще будучи подростком, Абрахам в конце концов стал фактическим бизнес-менеджером Sun Ra: он организовывал выступления, предлагал музыкантов для Arkestra и ввел в репертуар группы несколько популярных песен. Ра, Авраам и другие сформировали своего рода книжный клуб , чтобы обмениваться идеями и обсуждать необычные темы, которые их так интриговали. Эта группа напечатала ряд брошюр и плакатов, объясняющих свои выводы и идеи. Некоторые из них были собраны критиками Джоном Корбеттом и Энтони Элмсом под названием «Мудрость Сан Ра: Сан Ра». Полемические листовки и уличные листовки (2006).
В середине 1950-х годов Сан Ра и Абрахам сформировали независимую звукозаписывающую компанию , которая была широко известна как El Saturn Records . (У него было несколько вариантов названия.) Первоначально ориентированная на синглы Сан Ра и связанных с ним исполнителей на 45 об / мин, Saturn Records выпустила в 1950-х годах два полноформатных альбома: Super-Sonic Jazz (1957) и Jazz In Silhouette (1959). Продюсер Том Уилсон первым выпустил альбом Sun Ra на своем независимом лейбле Transition Records в 1957 году под названием Jazz by Sun Ra . [27] В это время Сан Ра записала первый из десятков синглов в качестве наемной группы, поддерживающей ряд исполнителей ду-воп и R&B ; несколько десятков из них были переизданы на двух компакт-дисках The Singles на лейбле Evidence Records.
В конце 1950-х годов Сунь Ра и его группа начали носить диковинные в египетском или научно-фантастическом костюмы и головные уборы стиле . Эти костюмы преследовали несколько целей: они выражали увлечение Сан Ра Древним Египтом и космической эрой , они создавали узнаваемую униформу для Arkestra, придавали группе новый облик на сцене и создавали комический эффект. (Сун Ра считал, что авангардные музыканты обычно относятся к себе слишком серьезно.)
Нью-йоркские годы (1961–1968)
[ редактировать ]Сан Ра и Arkestra переехали в Нью-Йорк осенью 1961 года. Чтобы сэкономить деньги, Сан Ра и участники его группы жили совместно. Это позволило Сунь Ра запрашивать репетиции спонтанно и в любое время, что было его устоявшейся привычкой. Именно в это время в Нью-Йорке Сан Ра записал альбом The Futuristic Sound of Sun Ra. [25]
В марте 1966 года Arkestra организовала очередной концерт по понедельникам вечером в Slug's Saloon . Это был прорыв к новой аудитории и признанию. Популярность Сан Ра достигла своего пика в этот период, когда его приняли поколение битников и первые последователи психоделии . Регулярно в течение следующих полутора лет (и с перерывами еще полдесятилетия после этого) Сан Ра и компания выступали в Slug's для публики, в которую в конечном итоге вошли музыкальные критики и ведущие джазовые музыканты. Мнения о музыке Сан Ра разделились (и критики были не редкостью).
Однако высокую оценку получили двое создателей бибопа. Трубач Диззи Гиллеспи поддержал его, заявив однажды: «Продолжай в том же духе, Сонни, они пытались сделать то же самое со мной». [28] а пианист Телониус Монк упрекнул кого-то, кто сказал, что Сунь Ра «слишком далеко», ответив: «Да, но он качается ». [29]
Также в 1966 году Сан Ра вместе с участниками Arkestra и Blues Project Эла Купера записал альбом Batman and Robin под псевдонимом The Sensational Guitars of Dan and Dale. Альбом состоял в основном из инструментальных вариаций на тему Бэтмена и общедоступной классической музыки, а неуказанная вокалистка пела «Тему Робина». [30] [31]
Несмотря на запланированное управление деньгами, расходы на Нью-Йорк в конечном итоге стали слишком высокими и побудили группу переехать в Филадельфию.
Филадельфийские годы (1968)
[ редактировать ]В 1968 году, когда арендованное ими здание в Нью-Йорке было выставлено на продажу, Сан Ра и Arkestra переехали в район Джермантаун в Филадельфии . Сан Ра переехал в дом на Мортон-стрит, который до его смерти стал операционной базой Аркестры. В конечном итоге он стал известен как Аркестральный институт Солнца Ра. Если не считать периодических жалоб на шум на репетициях, их вскоре стали считать хорошими соседями из-за их дружелюбия, жизни без наркотиков и взаимопонимания с молодежью. Саксофонист Дэнни Рэй Томпсон владел и управлял магазином «Логово фараона», расположенным по соседству. Когда молния ударила в дерево на их улице, Сунь Ра воспринял это как хорошее предзнаменование. Джеймс Джексон вылепил Космический Барабан Бесконечности из обожжённого ствола дерева. Они добирались по железной дороге до Нью-Йорка на концерт в понедельник вечером в Slug's и на другие мероприятия.
Сан Ра стал постоянным посетителем Филадельфии, полурегулярно появляясь на радио WXPN , читая лекции общественным группам или посещая городские библиотеки. В середине 1970-х Arkestra иногда давала бесплатные субботние дневные концерты в парке Джермантаун недалеко от их дома. На их концертах середины 1970-х годов в ночных клубах Филадельфии кто-то стоял в глубине зала и продавал стопки пластинок без опознавательных знаков в простых белых обложках, отпечатанных из записей живых выступлений группы.
Калифорния и мировые турне (1968–1993)
[ редактировать ]
В конце 1968 года Сан Ра и Arkestra совершили свой первый тур по западному побережью США. Реакция была неоднозначной. Хиппи, привыкшие к длинной психоделии, такой как Grateful Dead, часто были сбиты с толку Arkestra. К этому времени в представлении участвовало 20–30 музыкантов, танцоров, певцов, пожирателей огня и тщательно продуманное освещение. Джон Беркс из Rolling Stone написал положительный отзыв о концерте в колледже штата Сан-Хосе . Сан Ра был изображен на обложке журнала Rolling Stone от 19 апреля 1969 года , который познакомил миллионы людей с его непостижимым взглядом. Во время этого тура Дэймон Чойс, тогда студент факультета искусств в Сан-Хосе, присоединился к Arkestra и стал ее вибрафонистом .
Начав с концертов во Франции, Германии и Великобритании в 1970 году, Arkestra начала гастролировать по всему миру. Они выступали перед публикой, которая знала его музыку только по пластинкам. Сан Ра продолжал играть в Европе почти до конца своей жизни. Саксофонист Дэнни Рэй Томпсон стал де-факто в это время гастрольным и бизнес-менеджером, специализируясь на том, что он называл «никакой ерундой COD ». [32] предпочитая брать наличные перед исполнением или доставкой пластинок.
В начале 1971 года Сан Ра был назначен постоянным художником и Калифорнийского университета в Беркли преподавал курс под названием «Черный человек в космосе » . [33] Студентов записывалось немного, но его классы часто были полны любопытных людей из окружающего сообщества. Полчаса каждого занятия было посвящено лекции (с раздаточным материалом и домашними заданиями), другие полчаса — выступлению Arkestra или клавишному соло Sun Ra. Списки для чтения включали произведения мадам Блаватской и Генри Дюма , « Тибетскую книгу мертвых» , Александра Хислопа » «Два Вавилона , «Книгу Оаспе» , а также различные тома, посвященные египетским иероглифам , афроамериканскому фольклору и другим темам.
В 1971 году Сун Ра путешествовал по Египту с Arkestra по приглашению барабанщика Салаха Рагаба . Он вернулся в Египет в 1983 и 1984 годах, когда записывался с Рагабом. Записи, сделанные в Египте, были выпущены как Live in Egypt , Nidhamu , Sun Ra Meets Salah Ragab , Egypt Strut и Horizon . [34] [35] [36]
В 1972 году продюсер общественной телестанции Сан-Франциско KQED Джон Кони, продюсер Джим Ньюман и сценарист Джошуа Смит работали с Сан Ра над созданием 85-минутного художественного фильма под названием « Космос - это место » с участием Аркестры Сан Ра и ансамбля актеров. со стороны продюсерского коллектива. Его снимали в Окленде и Сан-Франциско . На шоу-концерте Arkestra в Кливленде в 1975 году выступил ранний состав Devo на разогреве . 20 мая 1978 года Сан Ра и Аркестра появились в телешоу Saturday Night Live (S3 E20).
Осенью 1979 года в Нью-Йорке Сан Ра и Arkestra выступали в качестве «хаус-бэнда» в Squat Theater на 23-й улице, который был площадкой для выступлений авангардной венгерской театральной труппы. [37] Янош, их менеджер, превратил театр в ночной клуб, в то время как большая часть труппы в тот сезон отсутствовала, выступая в Европе. Дебби Гарри , The Velvet Underground из Джон Кейл и Нико (со Энди Уорхола времен «Фабрики» ), Джон Лурье и The Lounge Lizards , а также другие поп-музыканты и авангардные музыканты были постоянными посетителями. Сан Ра был дисциплинирован и пил на концертах только газировку, но не навязывал своим музыкантам свой строгий кодекс. Они уважали его дисциплину и авторитет. Тихий и харизматичный Сан Ра превратил Squat Theater во вселенную «космического» джаза биг-бэндов, подкрепленного шоу сексуальных Jupiterettes. Он руководил, играя на трёх синтезаторах одновременно. В те дни «Space Is The Place» называлось помещением Squat. [37]
Arkestra продолжали гастролировать и записываться на протяжении 1980-х и 1990-х годов.
Смерть
[ редактировать ]В 1990 году у Сан Ра случился инсульт , но он продолжал сочинять, выступать и возглавлять Arkestra. В конце своей карьеры он открыл несколько концертов нью-йоркской рок-группы Sonic Youth . Когда Сан Ра был слишком болен, чтобы выступать и гастролировать, он назначил Гилмора руководителем Arkestra. (Гилмор был слаб от эмфиземы ; после его смерти в 1995 году Аллен взял на себя руководство Аркестрой.)
В конце 1992 года Сан Ра вернулся в свой родной город Бирмингем, чтобы жить со своей старшей сестрой Мэри Дженкинс, которая (вместе с различными кузенами Блаунт) стала его опекуном. В январе он был госпитализирован в Баптистский медицинский центр Принстона с застойной сердечной недостаточностью , дыхательной недостаточностью , инсультом, проблемами кровообращения и другими серьезными заболеваниями. [38] Он умер в больнице 30 мая 1993 года и был похоронен на кладбище Элмвуд . На подножье написано «Герман Сонни Блаунт, он же Le Sony'r Ra». [39]
Аркестра
[ редактировать ]
После смерти Сан Ра, Arkestra возглавил тенор-саксофонист Джон Гилмор , а позже выступал под руководством альт-саксофониста Маршалла Аллена . В альбоме 1999 года под руководством Аллена «Song for the Sun » участвовали Джимми Хоппс и Дик Гриффин . Летом 2004 года «Аркестра» стала первым американским джаз-бэндом, выступившим в Туве , на юге Сибири, где отыграли пять сетов на фестивале «Устуу-Хурээ». [40]
По состоянию на июль 2019 года Arkestra продолжает гастролировать и выступать. В сентябре 2008 года они семь дней подряд выступали на фестивале ZXZW , каждый день подчеркивая разные аспекты музыкального наследия Sun Ra. Филадельфии В 2009 году они выступили в Институте современного искусства в рамках выставки, которая исследовала пересечение исполнительского наследия Аркестры и практики современного искусства. [41] В 2011 году они впервые отправились в Австралию на Мельбурнский международный джазовый фестиваль 2011 года и MONA (Музей старого и нового искусства) на Тасмании. В 2017 году Arkestra выступила на 31-м фольклорном фестивале Лоуэлла в Лоуэлле, штат Массачусетс. [42] В 2019 году было объявлено, что Arkestra выступит в Портленда, штат Орегон, в Голливудском театре течение трех вечеров 14, 15 и 16 июля. [43] 22 октября 2021 года они выступили на BRIC JazzFest в центре Бруклина.
Музыка
[ редактировать ]Фортепианная техника Сан Ра затрагивала многие стили: его юношеское увлечение буги-вуги , шагающим фортепиано и блюзом , иногда изысканное прикосновение, напоминающее Каунта Бэйси или Ахмада Джамаля , и угловатые фразы в стиле Телониуса Монка или брутальные, ударные атаки, как у Сесила Тейлора. . Часто упускают из виду диапазон влияний классической музыки : Сунь Ра назвал Шопена , Рахманинова , Шёнберга и Шостаковича своими любимыми композиторами для фортепиано. [44]
Музыку Сан Ра можно условно разделить на три этапа, но его записи и выступления были полны сюрпризов, и следующие категории следует рассматривать лишь как приблизительные.
Чикагский этап
[ редактировать ]Первый период произошел в 1950-х годах, когда музыка Сан Ра превратилась из биг-бэнда свинга в «космический джаз» на космическую тематику, которым он был наиболее известен. Музыкальные критики и историки джаза говорят, что некоторые из его лучших произведений были записаны в этот период, и это также одна из его самых доступных музыкальных композиций. Музыка Сан Ра в ту эпоху часто была плотно аранжированной и иногда напоминала музыку Дюка Эллингтона , Каунта Бэйси или других важных ансамблей свинговой музыки. Тем не менее, было сильное влияние пост-свинговых стилей, таких как бибоп , хард-боп и модальный джаз , а также нотки экзотики и намеки на экспериментализм, которые доминировали в его более поздней музыке. Известные альбомы Sun Ra 1950-х годов включают Sun Ra Visits Planet Earth , Interstellar Low Ways , Super-Sonic Jazz , We Travel the Space Ways , The Nubians of Plutonia и Jazz In Silhouette .
Ронни Бойкинс , басист Sun Ra, был описан как «ось, вокруг которой вращалась большая часть музыки Sun Ra в течение восьми лет». [45] Это особенно заметно на ключевых записях 1965 года ( The Magic City , The Heliocentric Worlds of Sun Ra, Volume One и The Heliocentric Worlds of Sun Ra, Volume Two ), где переплетающиеся линии баса Бойкинса и электронных клавишных Ра обеспечивают сплоченность. . [46]
Нью-Йоркский этап
[ редактировать ]После переезда в Нью-Йорк Сан Ра и компания с головой погрузились в экспериментализм, на который в Чикаго они лишь намекали. Музыка часто была очень громкой, и в состав Arkestra входили несколько барабанщиков и перкуссионистов. В записях той эпохи Ра начал использовать новые технологии, такие как широкое использование задержки на ленте, для сборки пространственных звуковых фрагментов, таких как «Сатурн», которые были далеки от более ранних композиций. Записи и живые выступления часто содержали отрывки необычных инструментальных комбинаций и отрывки коллективной игры, включающие свободную импровизацию . Часто трудно сказать, где заканчиваются композиции и начинаются импровизации.
В эту эпоху Сунь Ра начал дирижировать, используя жесты рук и тела. Эта система вдохновила корнетиста Бутча Морриса , который позже разработал свой собственный, более изысканный способ дирижировать импровизаторами.
Хотя Сунь Ра часто ассоциируется с авангардным джазом, он не верил, что его творчество можно отнести к «свободной музыке»: «Я должен убедиться, что каждая нота, каждый нюанс верны... Если вы хотите это так назвать , напишите это слово phre , потому что ph — это определенный артикль, а re — это имя солнца. Поэтому я играю phre — музыку солнца». музыку [47]
Стремясь расширить свои композиционные возможности, Сунь Ра настоял на том, чтобы все участники группы играли на различных ударных инструментах (предшествуя мировой музыке , опираясь на различные этнические музыкальные формы), и большинство саксофонистов стали мультиязычниками , добавив в свой арсенал такие инструменты, как флейты, гобой или кларнеты. В ту эпоху Сан Ра был одним из первых музыкантов, которые широко и новаторски использовали синтезаторы и другие электронные клавишные инструменты ; прототип Minimoog ему подарил его изобретатель Роберт Муг . По данным Фонда Боба Муга : «Сан Ра впервые встретился с Робертом Мугом после того, как журналист Downbeat и знакомый Сан Ра Тэм Фиофори организовал посещение фабрики Муга в Трумансбурге осенью 1969 года.... именно во время этого визита Муг одолжил Sun Ра - прототип Minimoog (модель B), за несколько месяцев до того, как в марте 1970 года был представлен коммерческий инструмент (модель D). Ра немедленно добавил этот инструмент в свой репертуар клавишных инструментов, позже приобрел второй и использовал Minimoog на многих своих инструментах. записи начала 1970-х годов». [48] [49]
Известные названия этого периода включают «Волшебный город» , «Космические тона для психической терапии », «Когда выходит солнце» , «Гелиоцентрические миры Солнца Ра», «Том первый» , «Атлантида» , «Тайны Солнца и другие планы Там» .
Филадельфийский этап
[ редактировать ]В течение своего третьего периода, начиная с 1970-х годов, Sun Ra и Arkestra придерживались относительно традиционного звучания, часто включающего свинговые стандарты, хотя их записи и концерты по-прежнему были очень эклектичными и энергичными и обычно включали по крайней мере одну длинную полу-песню. импровизированный ударный джем. Сунь Ра открыто заявлял о преемственности игнорируемой джазовой традиции: «Они пытались вас одурачить, теперь я пошел вас учить, о джазе, о джазе», - скандировал он на концертах. [50] обрамляя включение произведений Флетчера Хендерсона и Джелли Ролл Мортон . [ нужна ссылка ]
В 1970-е годы Сан Ра полюбил фильмы Уолта Диснея . С тех пор он включал отрывки из музыкальных номеров Диснея во многие свои выступления. В конце 1980-х годов Аркестра дала концерт в Walt Disney World . Версия « Pink Elephants on Parade » группы Arkestra доступна на Stay Awake , трибьют-альбоме мелодий Диснея, исполненных различными исполнителями и спродюсированных Хэлом Уиллнером . Ряд концертов Сан Ра 1970-х годов доступен на компакт-дисках, но ни один из них не получил широкого распространения по сравнению с его более ранней музыкой. В выступлениях 1978–1980 годов Сан Ра добавил большое электронное творение - Outerspace Visual Communicator, которое воспроизводило изображения, а не звуки; это исполнил на клавиатуре его изобретатель Билл Себастьян. Во время концертов OVC обычно располагался в центре сцены позади Arkestra, а Себастьян сидел на сцене вместе с музыкантами.
Музыканты
[ редактировать ]За прошедшие годы через группы Сан Ра прошли десятки музыкантов, а возможно, и сотни. Некоторые оставались с ним десятилетиями, а другие играли лишь на нескольких записях или выступлениях.
Сан Ра лично отвечал за подавляющее большинство постоянных изменений в составе Arkestra. По словам контрабасиста Джуни Бута , члена Arkestra, Сан Ра не противостоял ни одному музыканту, чье выступление его не устраивало. Вместо этого он просто соберет всю Аркестру, за исключением музыканта-нарушителя, и уедет из города, оставив уволенного музыканта в затруднительном положении. Ниже приводится неполный список музыкальных соавторов и эпох, когда они играли с Sun Ra или Arkestra:
- Яхья Абдул-Маджид, тенор-саксофон (1980–2020)
- Фред Адамс, труба (1981–?)
- Лукман Али (Эдвард Скиннер), ударные (1960, [51] 1977–?)
- Маршалл Аллен , альт-саксофон, флейта, гобой (1957 – настоящее время)
- Атакатун (Стэнли Морган), ударные (1972–1992)
- Айе Атон (Роберт Андервуд), ударные и перкуссия (1972–1976)
- Роберт Бэрри , ударные (1955–1968, 1979)
- Ронни Бойкинс , контрабас (1957–1974)
- Артур «Джуни» Бут , контрабас
- Дэррил Браун, ударные (1970–1972)
- Оуэн «Фиидла» Браун, скрипка, танцы, вокал (1987–1990-е и более поздние выступления)
- Тони Банн , электрический бас (1976)
- Франсиско Мора Кэтлетт, ударные (1973–1980)
- Самарай Небесный (Эрик Уокер), ударные (1979–1997)
- Дон Черри , карманная труба (1983–1990)
- Винсент Ченси , валторна (1976–1995)
- Дэймон Чойс, вибрафон (1974–?)
- Фил Коран , труба (1959–1961)
- Индия Кук, скрипка (1990–1995)
- Дэнни Дэвис, альт-саксофон, флейта (1962–1977, 1985)
- Дэйв Дэвис , тромбон (1997 – настоящее время)
- Джои ДеСтефано, альт-саксофон (1968–1969)
- Артур Дойл , саксофон (1968, 1989)
- Брюс Эдвардс. гитара (1983–1993)
- Эдди Гейл , труба (1960-е)
- Ричард Эванс, бас (1950-е)
- Джон Гилмор , тенор-саксофон, бас-кларнет (1954–1964, 1965–1995)
- Кваме Хади (Ламонт МакКламб), труба, конга, вибрафон (1969–1996)
- Билли Хиггинс , ударные (1989)
- Тайрон Хилл, тромбон (1979 – настоящее время)
- Томми «Багс» Хантер , ударные, звукорежиссер (1951–1990)
- Ахмед Абдулла , труба (1976–1993)
- Джеймс Джексон , фагот, гобой, флейта, древнеегипетский бесконечный барабан (1963–1997)
- Клиффорд Джарвис , ударные (1961–1976, 1983)
- Дональд Джонс , ударные (1973–1974)
- Доктор ФонФенд (музыкант) , различные инструменты, эффекты (2006–2009)
- Уэйн Крамер , гитара (2006) [52]
- Элсон Насименто , перкуссия, вокал (1987 – настоящее время)
- Боб Нозерн , валторна
- Элоэ Омоэ , бас-кларнет, гобой
- Джон Ор , контрабас
- Тейлор Ричардсон, гитара (1979–1983)
- Пэт Патрик , баритон-саксофон, альт-саксофон, кларнет, флейта (1950–1959, 1961–1977, 1985–1988) [22]
- Джулиан Пристер , тромбон (1955–1956, 1980–1990-е)
- Ролло Рэдфорд , бас
- Кноэл Скотт , альт-саксофон, тенор-саксофон, баритон-саксофон, певец и танцор (1979 – настоящее время)
- Бастер Смит , ударные
- Марвин «Бугалу» Смит , ударные
- Джеймс Сполдинг , альт-саксофон, флейта (1959)
- Майкл Рэй , труба (1978 – настоящее время)
- Фараон Сандерс , саксофон (1964–1965)
- Билл Себастьян, космический визуальный коммуникатор (1978–1980)
- Талвин Сингх , таблас [53]
- Алан Сильва , контрабас, виолончель, скрипка (начало 1970-х)
- Тани Таббал , ударные
- Клиффорд Торнтон , тромбон
- Джун Тайсон , певица, скрипка
Визуальный коммуникатор для космического пространства
[ редактировать ]Визуальный коммуникатор Outer Space представлял собой гигантскую машину, на которой играли руками и ногами для создания легких конструкций, подобно тому, как музыканты создают и звучат на своих инструментах. Название инструмента возникло в результате сотрудничества Билла Себастьяна с Сан Ра, который включил OVC в Arkestra с 1978 по 1980 год и экспериментировал с видеоприложениями с 1981 по 1987 год. [54] [55]
Философия
[ редактировать ]Сунь Ра Мировоззрение часто описывалось как философия, но он отверг этот термин, назвав свою манеру «уравнением» и заявив, что, хотя философия основана на теориях и абстрактных рассуждениях, его метод основан на логике и прагматизме. Многие из Arkestra называют учение Сан Ра ключевым и вдохновляющим на такую долгосрочную преданность музыке, которая, как они знали, никогда не принесет им много денег. Его уравнение редко (если вообще когда-либо) объяснялось в целом; вместо этого на протяжении многих лет об этом рассказывали по частям, что заставило некоторых усомниться в том, что у него было связное послание. Однако Мартинелли утверждает, что, если рассматривать его в целом, можно различить единое мировоззрение, основанное на многих источниках, но также уникальное для Сунь Ра, написав:
Сан Ра представляет единую концепцию, объединяющую музыку, мифы и перформанс в своих многоуровневых уравнениях. Каждый аспект опыта Сан Ра, от деловой практики, такой как Saturn Records, до опубликованных сборников стихов и его 35-летней музыкальной карьеры, является проявлением его уравнений. Сан Ра стремится вывести человечество за пределы его нынешнего земного состояния, привязанного к устаревшим представлениям о жизни и смерти, когда их ждет потенциальное будущее бессмертия. Как Холл выразился : «В эту эпоху «практических» вещей люди высмеивают даже существование Бога. Они насмехаются над добром, размышляя одурманенными умами о фантасмагории материальности. Они забыли путь, ведущий за пределы звезд». [24]
Он опирался на такие разнообразные источники, как каббала , розенкрейцерство , ченнелинг , нумерология , масонство , древнеегипетский мистицизм и черный национализм . Система Сунь Ра имела явные гностические наклонности. [56] утверждая, что бог большинства монотеистических религий был не богом-творцом и не высшим богом, а меньшим злым существом. Сунь Ра опасался Библии, зная, что она использовалась для оправдания рабства. Он часто переставлял и переформулировал библейские отрывки (и переделывал многие другие слова, имена или фразы), пытаясь раскрыть «скрытый» смысл. Самым очевидным свидетельством существования этой системы была практика Ра переименовывать многих музыкантов, игравших с ним.
Фаготист / мультиридист Джеймс Джексон изучал дзэн-буддизм до того, как присоединиться к Сунь Ра, и выявил сильное сходство между учениями и практиками дзэн (особенно коанами дзэн ) и использованием Ра непоследовательных и, казалось бы, абсурдных ответов на вопросы. [57] Барабанщик Арт Дженкинс признался, что «ерунда» Сан Ра иногда беспокоила его мысли на несколько дней, пока не вдохновила на своего рода сдвиг парадигмы или глубокое изменение мировоззрения. [58] Барабанщик Эндрю Сирил сказал, что комментарии Сан Ра были «очень интересными… верили вы в это или нет. И много раз это было смешно, и много раз это было смешно, и много раз это было правильно. деньги." [59]
Философию Сунь Ра можно лучше понять, посмотрев его фильм « Пространство – это место». Фильм начинается с того, что Сан Ра оказывается на далекой планете, где музыка и вибрации сильно отличаются от земных, где воздух наполнен звуками «пушек, гнева и разочарования». [60] На этой планете возведена колония специально для чернокожих людей, потому что только на далекой планете черная раса сможет свободно вернуться к своим естественным вибрациям и жить в гармонии. Это приведет к «измененной судьбе». [60] В фильме также раскрываются идеи Сунь Ра о том, как переправить свой народ на другую планету. Этого можно достичь посредством «изотопной телепортации, трансмолекуляризации или, что еще лучше, телепортации сюда всей планеты с помощью музыки. [60] ”
Сунь Ра и черная культура
[ редактировать ]По словам Шведа, [61] Взгляд Сунь Ра на свое отношение к чернокожим людям и черной культуре со временем «радикально изменился». Первоначально Сунь Ра был тесно связан с более широкой борьбой за власть чернокожих, политическое влияние чернокожих и черную идентичность и рассматривал свою собственную музыку как ключевой элемент в обучении и освобождении чернокожих. Но в период расцвета радикализма Black Power в 1960-е годы Сунь Ра выражал разочарование в этих целях. Он отрицал чувство тесной связи с какой-либо расой. В 1970 году он сказал:
Я не мог говорить чернокожим людям правду, потому что они любят ложь. Они живут во лжи... Одно время я чувствовал, что во всем виноваты белые люди, но потом я понял, что они всего лишь марионетки и пешки какой-то великой силы, которая их использует... Какая-то сила имеет хорошо проводить время [манипулируя чёрными и белыми людьми] и смотреть, развлекаясь на зарезервированном месте, гадая: «Интересно, когда они проснутся». [62]
Афрофутуризм
[ редактировать ]Сунь Ра считается одним из пионеров движения афрофутуризма благодаря своей музыке, произведениям и другим произведениям. [63]
Влияние Сан Ра можно увидеть во многих аспектах черной музыки. Он основал свою практику афрофутуризма на музыкальной традиции, которую называют «исполнительной чернотой». Сунь Ра воплощал свои убеждения в афрофутуризме в повседневной жизни, воплощая это движение не только в своей музыке, но также в своей одежде и действиях. Такое воплощение повествования позволило ему продемонстрировать черный национализм как противовес современной культуре.
Также в Чикаго, в середине пятидесятых, Ра начал экспериментировать с инопланетянами в своих сценических шоу, иногда выступая в обычных коктейль-барах, одетый в скафандры и древнеегипетские регалии. Размещая свою группу и выступая в космосе и внеземных средах, Сан Ра построил мир , который был его собственным взглядом на то, как взаимодействует африканская диаспора. [64]
Влияние и наследие
[ редактировать ]Многие инновации Sun Ra остаются важными и новаторскими. Ра был одним из первых джазовых лидеров, который использовал два контрабаса, электрический бас, играл на электронных клавишных, использовал обширную перкуссию и полиритмию , исследовал модальную музыку и стал пионером сольных и групповых импровизации произвольной формы . [ нужна ссылка ] Кроме того, он оставил свой след в более широком культурном контексте: он провозгласил африканское происхождение джаза, подтвердил гордость за историю чернокожих и подтвердил духовные и мистические аспекты музыки - все это важные факторы культурного и политического возрождения чернокожих 1960-х годов. [ нужна ссылка ]
NRBQ записали "Rocket #9" в 1968 году для своего дебютного альбома на лейбле Columbia . Сан Ра дал Терри Адамсу из NRBQ копию песни на 45-м канале и сказал ему: «Это специально для тебя», что, по словам Адамса, вдохновило его реформировать группу после периода бездействия. Группа до сих пор включает в свои выступления композиции Сан Ра, а кроме "Rocket #9" выпустила записи "We Travel the Spaceways" и "Love in Outer Space". Несколько участников Arkestra на протяжении многих лет гастролировали с NRBQ, в том числе Пэт Патрик , Маршалл Аллен , Ноэль Скотт, Тайрон Хилл и Дэнни Томпсон. Адамс присоединился к Arkestra в качестве пианиста в нескольких турах, последний раз во время тура по городам юго-востока США в феврале 2016 года.
Детройта из MC5 отыграли несколько концертов с Сан Ра и находились под огромным влиянием его работ. В одну из песен с их премьерного альбома Kick Out the Jams (1969) вошел трек под названием Starship , основанный на стихотворении Ра. [65] [66]
Сан Ра был введен в Зал джазовой славы Алабамы в 1979 году. [67]
Проект репатриации Сан Ра был начат в 2008 году с целью использования межпланетной связи с целью облегчения возвращения Сан Ра на планету Земля. [68]
Режиссер и художник Колин Смит тщательно исследовала жизнь и наследие Сан Ра. Ее выставка «17» 2013 года «возникла в результате [ее] исследования наследия Сунь Ра, который сам изучал нумерологию и достиг своего рода культурного бессмертия, к которому, можно сказать, относится число 17». [69] Ее проект «Аркестральный марширующий оркестр солнечной вспышки» включает в себя несколько компонентов, связанных с Сан Ра. «Одним компонентом (2010 г.) проекта является создание пяти уличных флешмобов с участием марширующего оркестра, вдохновленного «Аркестрой» Суна Ра. Второй компонент проекта… представляет собой полнометражное видео, в котором рассказывается о городских легендах Сана. Время Ра в Чикаго, а также современных художников, которые живут и работают в этом городе». [70]
"Архестра Возрождения Сан Ра Пост-Краутрок", [71] Сформированные в Австралии в 2014 году, они отдали дань уважения философии и музыкальным идеям Sun Ra в своих альбомах Realm Beyond Realm и Sun Ra Kills the World . [72]
The Spatial AKA Orchestra , основанный в 2006 году Джерри Даммерсом (главным автором песен британской группы возрождения ска The Specials ), изначально был создан как дань уважения Сан Ра, заимствовав многие идеи, темы и образы из собственных выступлений Сан Ра.
В 2022 году здание на Мортон-стрит, 5626, известное как Аркестральный институт Сан Ра, было внесено в список исторических достопримечательностей в Реестре исторических мест Филадельфии . Один из его жителей, Маршалл Аллен , известный по работе с The Sun Ra Arkestra , начал жить там в 1968 году. [73] [74]
имеет Чикагский университет обширную коллекцию работ и личных вещей Сунь Ра в Исследовательском центре специальных коллекций библиотеки Регенштейна . Коллекция была собрана бизнес-менеджером Ра Алтоном Абрахамом и открыта для публики по запросу. Исследовательский центр специальных коллекций также неоднократно выставлял работы Сунь Ра.
Дискография
[ редактировать ]Фильмография
[ редактировать ]«Космос — это место» (1974) — полнометражный фильм, в котором Сан Ра и его группа играют самих себя. Саундтрек, также написанный Сан Ра, доступен на компакт-диске. В фильме рассказывается о Сан Ра после того, как он вернулся в Чикаго после многих лет космических путешествий на своей Аркестре. На встрече с «Смотрителем» — дьяволоподобной фигурой, находящейся в пустыне — Сунь Ра соглашается сыграть в карточную игру, чтобы «выиграть» чернокожее сообщество. Цель Сан Ра — переместить американское чернокожее сообщество на новую планету, которую он обнаружил во время своего путешествия и которую он надеется использовать в качестве дома для полностью черного населения. Миссия артиста — «телепортировать всю планету с помощью музыки», но его попытки часто неправильно понимаются его предполагаемыми сторонниками. [75]
Сан Ра и его Аркестра были героями нескольких документальных фильмов, в том числе Роберта Магге « Солнце Ра: Радостный шум» (1980). В нем отрывки из выступлений и репетиций перемежались комментариями Сунь Ра на различные темы, начиная от современной молодости и заканчивая его собственным местом в космосе. Совсем недавно в книгу Дона Леттса « Сан Ра – Брат с другой планеты » (2005) были включены некоторые материалы Магге, а также несколько дополнительных интервью. Точки космической эры (2009) — документальный фильм Эфраима Асили. [76] [77] «Это 60-минутный документальный фильм в стиле «говорящая голова» с отрывками из выступлений». [76]
Библиография
[ редактировать ]Сунь Ра написал огромное количество песен и материалов, касающихся его духовных убеждений и музыки. Журнал под названием Sun Ra Research издавался нерегулярно в течение многих лет и содержал обширную документацию о взглядах Сан Ра на многие вопросы. Сборник стихов и прозы Сунь Ра доступен в виде книги, опубликованной в мае 2005 года под названием « Сун Ра, неизмеримое уравнение» . [78] Еще одна книга, содержащая более 260 стихов Сунь Ра, « Сун Ра: Собрание сочинений». Книга 1: Неизмеримое уравнение была опубликована издательством Phaelos Books в ноябре 2005 года. «Мудрость Сунь Ра: полемические листовки и листовки Сан Ра » была опубликована в виде книги в 2005 году издательством WhiteWalls. Сборник стихов Сан Ра « Эта планета обречена » был опубликован издательством Kicks Books в 2011 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Силсби, Кирк (4 апреля 2014 г.). «Свет все еще светит на Сан Ра» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ Швед, стр. 83.
- ^ Барретт, Женамур (6 мая 2018 г.). «Афрофутуризм: почему черную научную фантастику нельзя игнорировать » . Би-би-си . Проверено 6 мая 2018 г.
- ^ Уилсон, Нэнси; и др. «Сан Ра: «Космические качели» » (радио) . Джазовые профили NPR . Национальное общественное радио . Проверено 1 июня 2008 г.
- ^ Роджерс, Тоби (20 июня 2018 г.). «Последний великан: Маршалл Аллен празднует 94-й день рождения» . Новости Черной Звезды . Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Яноу, Скотт. «Сун Ра - Музыкальная биография, авторы и дискография» . Вся музыка . Проверено 20 мая 2013 г.
- ^ Szwed (1999): по словам автора Нормана Мейлера , написанного в 1956 году, цитируется на странице 154: «Друг взял меня послушать джазового музыканта по имени Сан Ра, который играл «космическую музыку». По словам самого Сунь Ра, также в 1956 году, цитата на странице 384: «Когда я говорю «космическая музыка», я имею в виду пустоту, потому что она тоже принадлежит пространству... Поэтому я оставляю слово «пространство» открытым, как и пространство. должно быть». На странице 247 в интервью Сун Ра заявил: «Иногда, когда я играю в группе, исполняю космическую музыку... я использую обычные инструменты, но на самом деле я использую их в некотором роде... трансформируя определенные идеи на язык, понятный миру».
- ^ Швед, Джон Ф. Космос - это место: жизнь и времена Сан Ра, Нью-Йорк: Пантеон, 1997. ISBN 978-0-679-43589-1 ; п. XVII
- ^ Jump up to: а б с д и ж Швед, Джон Ф. (1997). «ГЛАВА ПЕРВАЯ - Пространство - это место: жизнь и времена Солнца Ра» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 ноября 2019 г.
- ^ Джейкобсон, Марк (8 октября 2007 г.). «Путешествие Халила Ислама, человека, который не стрелял в Малкольма Икса» . Нью-Йорк . Проверено 17 ноября 2019 г.
- ^ Швед (1998), стр. 12.
- ^ Швед (1998), стр. 17.
- ^ Швед, Джон Ф. (1997). Пространство - это место: жизнь и времена Солнца Ра . Нью-Йорк: Пантеон. стр. 21–22. ISBN 0679435891 .
- ^ Швед (1998), стр. 10.
- ^ Швед (1998), стр. 28–29.
- ^ Швед (1998), стр. 30–31.
- ^ Швед (1998), стр. 33.
- ^ Швед (1998), стр. 43.
- ^ Швед (1998), стр. 44,
- ^ Швед (1998), стр. 46.
- ^ Харрис, Винони (Мистер Блюз). «Копай это буги» . Интернет-архив . Запись пули . Проверено 25 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Хейзелл, Эд; Кернфельд, Барри (2003), Патрик, Пэт [Лордин Кеннет-младший] , Grove Music Online. Оксфордская музыка онлайн. Oxford University Press, doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.J347700 .
- ^ Швед (1998), стр. 4.
- ^ Jump up to: а б Мартинелли, Дэвид А. (1991). «Космические мифические уравнения Солнца Ра» . Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Департамент этномузыкологии . Архивировано из оригинала 22 февраля 2008 года . Проверено 30 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Мидер, Кристофер. Джаз: основы . стр. 148.
- ^ Литвейлер, Джон (1984). Принцип свободы: джаз после 1958 года. Да Капо, с. 141. ISBN 0-306-80377-1
- ^ Кэмпбелл, Роберт Л. и Трент, Кристофер. Земные записи Ран Ра (2-е издание). Редвуд, Нью-Йорк: Cadence Jazz Books, 2000. ISBN 978-1-881993-35-3
- ^ Швед (1997), стр. 219.
- ^ Швед (1997), с. 219; акцент в оригинале.
- ^ «Сан Ра и The Blues Project исполняют Бэтмена и Робина (MP3) — Остерегайтесь блога WFMU» . blog.wfmu.org . 4 февраля 2006 года . Проверено 30 ноября 2018 г.
- ^ Мужество, Ник (5 мая 2015 г.). «Мэззи Стар Бэтмен» . Парижское обозрение . Проверено 30 ноября 2018 г.
- ^ Швед (1998), стр. 273.
- ^ «Профессор Сунь Ра - Лекция в Беркли, 1971» . Sensitiveskinmagazine.com. 8 мая 2011 года . Проверено 20 мая 2013 г.
- ^ Вестергаард, Шон. «Live in Egypt, Vol. 1 - Sun Ra: песни, обзоры, авторы, награды» . Вся музыка . Проверено 20 мая 2013 г.
- ^ Лоуи, Стив. «Сун Ра Аркестра встречает Салаха Рагаба в Египте - Сан Ра: песни, обзоры, авторы, награды» . Вся музыка . Проверено 20 мая 2013 г.
- ^ Планер, Линдси (17 декабря 1971 г.). «Horizon – Sun Ra: песни, обзоры, авторы, награды» . Вся музыка . Проверено 20 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Бох, Ричард (2017). Клуб Мадд . Порт-Таунсенд, Вашингтон: Дикий дом . п. 268. ИСБН 978-1-62731-051-2 . OCLC 972429558 .
- ^ Уотрус, Питер (31 мая 1993 г.). «Сун Ра, 79 лет, универсальный джазовый артист; пионер с сюрреалистическими наклонностями» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 июня 2008 г.
- ^ Швед (1998), стр. 382.
- ^ Шуман, Николь (14 октября 2004 г.). «Скотт совмещает карьеру академика и музыканта» . Университет в Буффало Репортер . Университет в Буффало, Государственный университет Нью-Йорка . Проверено 31 мая 2008 г.
- ^ «Пути в неизведанные миры» . Икафила.орг. Архивировано из оригинала 3 июля 2010 года . Проверено 20 мая 2013 г.
- ^ «Состав артистов фольклорного фестиваля Лоуэлла 2017» . сайт lowellfolkfestival.org. Архивировано из оригинала 30 июля 2017 года . Проверено 30 июля 2017 г.
- ^ Хэм, Роберт (14 мая 2019 г.). «Аркестра Сан Ра возвращается в Голливудский театр в июле» . Портленд Меркьюри . Проверено 27 мая 2019 г.
- ^ Швед (1998), стр. 28.
- ^ Уилмер, Вэл (2018). Серьезно, как ваша жизнь . Змеиный хвост. п. 111.
- ^ Харт, Билл (30 сентября 2019 г.). «Ронни Бойкинс (Придет, уже сейчас)» . Винил Пресс . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ Дорщук, Боб (январь 1987 г.). «Солнце Ра». Клавиатура . 13 (1): 65.
- ↑ Том Холмс, «Сан Ра и Минимуг» , Фонд Боба Муга, 6 ноября 2013 г.
- ^ Тэм Фиофори, «Сан Ра: миф, музыка и медиа», Glendora Review, African Quarterly on the Arts , vol. 3, № 3 и 4.
- ^ Лок, Грэм (1999). Блютопия: видение будущего и пересмотр прошлого в работах Сан Ра, Дюка Эллингтона и Энтони Брэкстона . Издательство Университета Дьюка. стр. 25 . ISBN 978-0-8223-2440-9 .
Они пытались тебя обмануть, а теперь я тебя научил.
- ^ Сайты, Уильям (2020). Чикаго Сан Ра: афрофутуризм и город . Издательство Чикагского университета. п. 206. ИСБН 9780226732244 .
- ^ Крамер, Уэйн (23 октября 2006 г.). «Моя ночь в качестве исследователя тона» . Отчет Крамера . Архивировано из оригинала 11 июня 2007 года . Проверено 31 мая 2008 г.
- ^ Ходжкинсон, Уилл (8 июня 2001 г.). «Домашние развлечения: Талвин Сингх» . Хранитель . Проверено 25 сентября 2012 г.
- ^ «ОВК» . Визуальные музыкальные системы . Архивировано из оригинала 20 апреля 2016 года.
- ^ Салливан, Джеймс (2 апреля 2013 г.). «Inventor привносит в музыку трехмерное видение» . Бостон Глобус .
- ^ Швед (1998), стр. 297.
- ^ Швед (1998), стр. 385.
- ^ Швед (1998), стр. 387.
- ^ Швед (1998), стр. 386–87.
- ^ Jump up to: а б с «UBUWEB - Фильм и видео: Сан Ра - Космос - это место (1974)» . ubu.com . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Швед (1998), стр. 311.
- ^ Швед (1998), стр. 313.
- ^ Тейлор-Стоун, Шардин (7 января 2014 г.). «Афрофутуризм: где сталкиваются космос, пирамиды и политика» . Хранитель . Проверено 11 ноября 2014 г.
- ^ Корбетт, Джон. «Братья с другой планеты». Расширенная игра: от Джона Кейджа до доктора Функенштейна. Дарем: Duke UP, 1994. Н. стр. Распечатать.
- ^ Биггс, Эд (10 февраля 2019 г.). «CULT 60-х: MC5 — «Kick Out the Jams» » . студенческий плейлист . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ МС5 (1969). Выбросьте джемы . Электра.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Гувер, Элизабет (4 мая 2014 г.). «Преодоление космических путей в фильмах о Сан Ра: его история к столетнему юбилею» . Джазовые перспективы . 8 (2): 223–231. дои : 10.1080/17494060.2015.1040142 . ISSN 1749-4060 . S2CID 191742777 . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ йа Салам, Каламу (октябрь 2015 г.). «Проект репатриации Сан Ра» . Проверено 18 октября 2015 г.
- ^ «Колин Смит: 17 – Выставки – Центр искусств Гайд-парка» . Hydeparkart.org. 10 марта 2013. Архивировано из оригинала 6 мая 2013 года . Проверено 20 мая 2013 г.
- ^ «Марширующий оркестр Solar Flare Arkestral Marching Band - это один из компонентов проекта, который продюсирует Колин Смит в рамках работы постоянного художника в галерее Threewalls в Чикаго. | Марширующий оркестр Solar Flare Arkestral» . Solarflareark.wordpress.com. 12 января 2012 года . Проверено 20 мая 2013 г.
- ^ «The Sun Ra Revival | Бесплатное прослушивание на SoundCloud» . Soundcloud.com . Архивировано из оригинала 6 января 2017 года . Проверено 13 января 2017 г.
- ^ "The Sun Ra Revival Post Krautrock Archestra из Сиднея" . Artisttrove.com . Проверено 13 января 2017 г.
- ^ «Дом Сан Ра в Филадельфии теперь является исторической достопримечательностью» . Вилы . 16 мая 2022 г.
- ^ Хойсак, Сара (6 февраля 2019 г.). «Встречи в The Mothership приносят в Западную Филадельфию обширную импровизацию» . WXPN .
- ^ Зубери, Набиль. «Зубери - Трансмолекулизация черного народа» (PDF) . Амхерст . Архивировано (PDF) из оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Обзор DVD: Точки космической эры (видео MVD) | Блог Side Shots Film , блог Теории идентичности, май 2009 г.
- ^ Точки зрения на космическую эпоху на IMDb
- ^ Ра, Солнце (2005). Неизмеримое уравнение: Сборник стихов и прозы . Совет директоров – Книги по запросу. ISBN 978-3-8334-2659-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- Рашка, Крис. (2014). Космобиография Солнца Ра: Звук радости просветляет . Кэндлвик Пресс . ISBN 978-0-7636-5806-9 .
- Швед, Джон Ф. (21 августа 1998 г.). Пространство - это место: жизнь и времена Солнца Ра . Да Капо Пресс . ISBN 978-0-306-80855-5 .
- Ра, Солнце; Вольф, Джеймс Л.; Геркен, Хартмут (1 сентября 2006 г.). Сунь Ра: Неизмеримое уравнение: Сборник стихов и прозы . Подождите. ISBN 978-3-8334-2659-9 .
- Ра, Солнце (1 августа 2006 г.). Элмс, Энтони; Корбетт, Джон (ред.). Мудрость Сунь Ра: полемические листовки Сунь Ра и листовки на углах улиц . Чикаго , Иллинойс : WhiteWalls. ISBN 978-0-945323-07-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- The Sun Ra Arkestra , Официальный сайт, под руководством Маршалла Аллена.
- Сан Ра в AllMusic
- Сан Ра Дискография на Discogs
- Дискография Сан Ра на MusicBrainz
- «Космос — это место» фильм , «Космические пути»
- Интервью 1988 года с Сунь Ра
- Интервью Sun Ra, 1968 год, Деннис Ирвинг (также известный как Денис Ирвинг )
- Сан Ра в Find a Grave
- Маэстро The Sun Ra Arkestra достиг отметки в сто
- Сан Ра
- Члены Сан Ра Аркестра
- 1914 рождений
- 1993 смертей
- Афроамериканские певцы ХХ века
- Американские певцы 20-го века
- Американские певцы 20-го века
- Американские композиторы 20-го века
- Американские клавишники 20-го века
- Американские пианисты 20-го века
- Джазовые композиторы 20 века
- Исполнители A&M Records
- Афро-американские джазовые музыканты
- Афро-американские пианисты
- Афрофутуризм
- Афрофутуристы
- Американские отказники от военной службы по соображениям совести
- Руководители американских джазовых оркестров
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые пианисты
- Американские джазовые пианисты-мужчины
- Американские джазовые органисты
- Американские органисты-мужчины
- Американские джазовые клавишники
- Артисты Atavistic Records
- Джазовые музыканты-авангардисты
- Авангардные джазовые клавишники
- Джазовые пианисты-авангардисты
- Руководители биг-бэндов
- Исполнители Blue Thumb Records
- Похороны на кладбище Элмвуд (Бирмингем, Алабама)
- BYG Текущие исполнители
- Контактеры
- Смертность от пневмонии в Алабаме
- Египетская мифология в музыке
- Исполнители ESP-Диска
- Руководители экспериментальных биг-бэндов
- Экспериментальные пианисты биг-бэнда
- Американские композиторы-экспериментаторы
- Музыканты фриковой сцены
- Свободные пианисты-импровизаторы
- Пианисты свободного джаза
- Пианисты хард-бопа
- Импровизирующие артисты. Исполнители пластинок.
- Джазовые музыканты из Алабамы
- Джайв-исполнители
- Артисты Лео Рекордс
- Основные джазовые пианисты
- Музыканты из Бирмингема, Алабама
- Джазовые музыканты из Филадельфии
- Пианисты нового века
- Прогрессивные музыканты биг-бэнда
- Артисты Savoy Records
- Духовные джазовые музыканты
- Исполнители лейбла SteepleChase Records
- Исполнители Sub Rosa Records
- Свинг-пианисты