Шанкар-Джайкишан
Шанкар-Джайкишан | |
---|---|
Справочная информация | |
Также известен как | СДЖ |
Жанры | Музыка к фильму , Индийская классическая музыка , Музыка в стиле фьюжн , Индо-джаз |
Род занятий | фильма Музыкальный руководитель |
Годы активности | 1949 – 1987 |
Веб-сайт | Официальный сайт |
Шанкар-Джайкишан (также известный как SJ ) — дуэт индийских композиторов киноиндустрии на хинди, работавший вместе с 1949 по 1971 год. Они широко считаются одними из величайших музыкальных композиторов киноиндустрии на хинди. [ 1 ] [ 2 ]
После смерти Джайкишана в 1971 году Шанкар продолжал оставаться музыкальным руководителем до своей смерти в 1987 году. Во время этой сольной карьеры его по-прежнему называли «Шанкар-Джайкишан». Шанкар-Джайкишан вместе с другими артистами сочинял «вечные» и «бессмертные мелодии» в 1950-х, 1960-х и начале 1970-х годов. [ 3 ] Их лучшие работы были отмечены тем, что они «основаны на раге и содержат одновременно мелодию и звучность». [ 4 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Шанкар
[ редактировать ]Шанкар | |
---|---|
Имя при рождении | Шанкар Сингх Рам Сингх Рагхуванши |
Рожденный | Хайдарабад Декан , штат Хайдарабад (современный Телангана ) | 15 октября 1922 г.
Умер | 26 апреля 1987 г. Бомбей , Махараштра , Индия | ( 64 года
Годы активности | 1949–1987 |
Шанкар Сингх Рам Сингх Рагхуванши (15 октября 1922 — 26 апреля 1987) был из Хайдарабада , Британская Индия . [ 3 ] В годы своего становления Шанкар играл на табле и формально учился этому искусству у Бабы Насира Хансахиба. Многие годы Шанкар учился у легендарного композитора Хаваджи Хуршида Анвара , в оркестре которого выступал. [ 3 ]
Шанкар начал свою карьеру в театральной труппе, которой руководили Сатьянараян и Хемавати, а затем перешел в театр Притхви , где играл табла и исполнил несколько второстепенных ролей в пьесах. Именно в театре Притхви он научился играть и освоил несколько других инструментов, таких как ситар, аккордеон, фортепиано и т. д. Помимо работы в театре Притхви, он также начал работать ассистентом ведущего композиторского дуэта Хуснлал Бхагатрам и лелеял амбиции стать независимым музыкальным директором. [ 3 ]
Джайкишан
[ редактировать ]Джайкишан | |
---|---|
Имя при рождении | Джайкишан Даябхай Панчал |
Рожденный | Бансда , президентство в Бомбее , Британская Индия (современный Гуджарат ) | 4 ноября 1929 г.
Умер | 12 сентября 1971 г. Бомбей , Махараштра , Индия | (41 год)
Годы активности | 1949 – 1971 |
Джайкишан Даябхай Панчал (4 ноября 1929 - 12 сентября 1971) родился в семье Дахьябхая Панчала и его жены. [ 3 ] В детстве он жил в Бансде (Вансада), городе на территории современного штата Гуджарат . Джайкишан умел играть на фисгармонии . Впоследствии он получил уроки музыки у Сангита Вишарада Вадилалджи, а затем у Прем Шанкара Наяка. Переехав в Мумбаи , он стал учеником Винаяка Тамбе. [ 3 ]
Формирование композиторского дуэта
[ редактировать ]Помимо работы в театре Притхви, Шанкар часто посещал офис гуджаратского режиссера Чандравадана Бхатта, который обещал Шанкару перерыв в карьере композитора, когда он продюсирует фильм. Шанкар несколько раз видел Джайкишана возле офиса Бхатта. Однажды он завел разговор и обнаружил, что Джайкишан играл на фисгармонии и посещал того же продюсера в поисках работы. Позже Шанкар вспоминал, что они полюбили друг друга, и именно он тогда и там заверил Джайкишана в работе гармониста в театре Притхви (не спрашивая Притхвираджа Капура , которого нежно называют «Пападжи»). Пападжи почтил выбор Шанкара и с радостью принял Джайкишана в качестве гармониста в Притхви. Вскоре между ними сложилась очень близкая дружба, до такой степени, что люди начали называть их «Рам-Лакшман» и использовать несколько прозвищ со схожим значением. Помимо своих музыкальных занятий, они также играли значительные роли в различных пьесах, включая знаменитую пьесу. Патан .
Работая в театре Притхви, Шанкар и Джайкишан сочиняли мелодии и были в контакте с Раджем Капуром , который работал ассистентом известного режиссера Кидара Шармы и стремился стать актером/режиссером. Таким образом, все трое встретились в театре Притхви. [ 3 ]
Барсаат : первый перерыв
[ редактировать ]Радж Капур дебютировал в качестве режиссера в фильме «Ааг» в 1948 году. Музыкальному руководителю фильма Раму Гангули помогали Шанкар и Джайкишан. [ 3 ] Однако во время записи песни для своего нового проекта Barsaat у Раджа Капура возникли серьезные разногласия с Рамом Гангули, и он решил поручить ее музыку Шанкару, который настоял на том, чтобы взять Джайкишана в качестве своего партнера. Так появилась новая пара музыкальных руководителей «Шанкар-Джайкишан», которые в ближайшем будущем станут постоянными героями фильмов Раджа Капура. [ 3 ]
Будучи опытным певцом (он и Мукеш учились вокалу у одного и того же гуру), Радж Капур взял на борт новую команду композиторов Шанкара и Джайкишана с авторами текстов Шайлендрой и Хасратом Джайпури (бывшим кондуктором автобуса). По настоянию Шанкара они взяли на вооружение будущую певицу Лату Мангешкар и повторили Мукеша в качестве призрачного голоса Раджа Капура для песен Barsaat . [ 3 ]
В фильме также были представлены две новинки в кино на хинди - заглавная песня («Barsaat Mein Humse Mile») и кабаре («Patli Kamar Hai»), которые также были первыми двумя песнями, написанными Шайлендрой.
Ранние работы 1949–1959 гг.
[ редактировать ]Эти двое стали известны публике под аббревиатурой «SJ».
Их ранние работы включают Barsaat (1949), Awara (1951), Badal (1951) , Poonam (1952), Nagia , Aurat , Parbat , Kali Ghata , Aah , Patita , Shikast , Badshah , Mayurpankh , Naya Ghar , Seema , Shree 420. , (1955), Басант Бахар , Халаку , Раджхат , Нью-Дели , Катпутли , Анари , Чори Чори , Дааг , Бегуна , Яхуди (1958), Мейн Наше Мейн Хун , Канхайя . Лак для обуви , Чоти Бехан , Шарарат , Брак по любви и Уджала . [ 5 ] [ 6 ]
Музыкальные сотрудники
[ редактировать ]SJ сформировал основную команду с авторами текстов Шайлендрой (который сам считается, пожалуй, величайшим современным автором текстов музыки для фильмов на хинди) и Хасратом Джайпури , а также с певцами Мохаммедом Рафи , Латой Мангешкар и Ашей Бхосле . У SJ было еще два товарища по жизни, которые работали их ассистентами: Даттарам Вадкар и Себастьян Д'Суза , первый руководил их ритм-секцией, а второй писал ноты для всех композиций SJ (во время музыкальных выступлений SJ, как можно видеть на ряде фотографий). таких сессий), а затем репетируем со всеми музыкантами большого оркестра SJ согласно композициям и указаниям SJ. SJ также покровительствовал чрезвычайно талантливой певице Манне Дей , которая исполняла с ними свои лучшие песни и использовала . шелковистый голос Мукеша в качестве аккомпанемента для Раджа Капура Среди режиссеров они наиболее тесно сотрудничали с Раджем Капуром и считались главными фигурами его легендарного баннера RK Films . [ 3 ]
Они были коммерческими гениями и удивительно благословлены Богом в музыке. Они возглавляли музыку Болливуда, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны таких маэстро, как Наушад, Си Рамчандра, Рошан, С.Д. Бурман, О.П. Найяр, Салил Чоудхури и Мадан Мохан, и оставались на вершине, к большому огорчению очень талантливых музыкальных руководителей.
SJ работал практически со всеми певцами своего времени. У них со всеми были хорошие рабочие отношения, и они умели извлекать из каждого самое лучшее. Они были стабильной командой, а их авторами текстов были Хасрат Джайпури и Шайлендра; но после кончины Шайлендры они работали с множеством других авторов текстов, таких как Индивар , Гульшан Бавра , Гопалдас Нирадж , Верма Малик, Маджрух Султанпури , Витхал Бхаи Патель и Раджиндер Кришан , и это лишь некоторые из них.
SJ были «домашними композиторами» RK Films и получали от них зарплату до конца. Радж Капур имел музыкальный банк, в котором хранил композиции SJ. [ нужна ссылка ] Даже после прекращения профессионального сотрудничества между Шанкаром и Раджем Капуром (Джайкишан к тому времени умер) последний использовал ряд более ранних композиций SJ (находившихся у него на хранении) во всех своих фильмах, хотя официально авторы были отданы другим авторам. композиторы, например, Лакшмикант-Пьярелал ( Бобби , Сатьям Шивам Сундарам, Прем Рог) и Равиндра Джайн (Рам Тери Ганга Майли). SJ также работал с другими звездами, такими как Кишор Кумар , Шамми Капур , Раджендра Кумар , Дев Ананд , Сунил Датт , Манодж Кумар , Бисваджит , Джой Мукерджи и Дхармендра . Помимо них комбо SJ работало, прежде всего, с Мохаммедом Рафи и, во-вторых, с Мукешем, и произвело множество попаданий и непревзойденных бриллиантов. Мохаммед Рафи был их любимым певцом, несмотря на хорошую репутацию среди других певцов того времени. [ нужна ссылка ]
В большинстве фильмов SJ Даттарам и Себастьян показаны в качестве их помощников. Даттарам руководил ударной частью оркестра, а Себастьян занимался всем остальным. Даттарам встретил Шанкара в спортзале, когда тот уже работал музыкантом в театре Притхви. Прослушав Таблу Шанкара в спортзале и будучи очень впечатлен его виртуозностью, Даттарам стал его учеником и все время оставался с SJ. Как вспоминает Даттарам, Себастьян писал ноты композиций SJ, а также дирижировал оркестром.
Стиль композиции
[ редактировать ]Композиции Шанкара-Джайкишана открыли новые горизонты в музыке для фильмов на хинди. Помимо того, что они полагались на свои знания индийской классической музыки , они также использовали западные биты и оркестровку. Шанкар-Джайкишан были пионерами в установлении роли оркестра в песенных композициях как средства выражения и усиления значений и чувств песен, а не использования его просто как «наполнителя», как это было распространено до их появления на сцене. . Они использовали оркестр и музыкальные инструменты (часто их десятки или сотни) в своих песнях, которые имели следующий формат: Песня начинается с «прелюдии» (подготовительной музыки для создания и представления обстановки и настроения начала песня), затем начинается мухда, за которой следует «интерлюдия», содержащая музыкальные произведения в исполнении оркестра. За очень немногими исключениями («Ye mera deewana pan hai» — хороший пример), они всегда использовали разные интермедии перед каждой строфой. «Многослойная музыка, усеянная встречными мелодиями», исполняемая оркестром в сопровождении пения «мухда» или «антара» песни, и, наконец, наступает «эпилог» - музыка, которой песня заканчивается после певца ( с) закончили петь.
Шанкар-Джайкишан на протяжении всей своей карьеры внес значительный вклад в популяризацию индийской классической музыки. У них было устоявшейся практикой включать в фильм хотя бы одну песню, основанную на полуклассическом стиле. В их число входили такие песни, как «Jhanak-jhanak tori baje payaliya» (Mere Huzoor), «Chham chham baje re payaliya» (Jane-anjane), «Radhike Tun Bansari churayi» (Beti Bete), «Manmohana bade jhoothe» (старая «Seema»). '), `No matwala aya mere dware' ( Любовь в Токио ), `Ajahu na aaye baalma, savean beeta jaye' (Sanjh aur Savera), `Lapak «Если ты придешь сюда снова» (Полировка сапог), «Йе баркха бахар саутания ке двар» (Маюр Панкх), «Re man sur mein ga» (Лал Патар), «Суни скоро санс ке ситар» (Лал Патар), « Кейт на кате райна' (Мера наам джокер), Хон Лаги Хай Раат Джаваан (Наина) и многие другие. Каждая их музыка в «Basant Bahar» и «Amrapali» основана на индийской классической музыке. Хотя « рага Бхайрави » оставалась их неизменным фаворитом, SJ использовали в своих композициях различные рааги. [ 3 ]
Шанкар Джайкишан также использовал западной классической музыке основанный на ритм вальса, , в ряде песен. [ 3 ]
Шанкар-Джайкишан придал новый стиль и смысл жанру грустных песен, сочинив их в быстром темпе. Такие песни, как «Zindagi Mein Hardam Rota Hi Raha» (Barsaat), «Tera Jana Dil Ke Armanon» (Anari), «Haye Tu Hi Gaya Mohe Bhool Re» (Kathputli), «Aye Mere Dil Kahin Aur Chal» (Daag) и «Andhe Jahan Ke Andhe Raate» (Патита) продемонстрировала это. Последние две песни, а также многие другие (особенно « Awaara Hoon »). «из фильма «Аваара »), также демонстрируют использование композиторами музыкальных инструментов — фисгармония используется для создания эффекта фортепианного аккордеона . [ 3 ]
Стили работы: «SJ» — это два композитора в одном имени.
[ редактировать ]«Мы никогда не думали о публике как о «массах», а как о людях, которые хотят от нас самого лучшего»
Шанкар Джайкишан в 1962 году.
Работая в команде, Шанкар и Джайкишан сочиняли свои песни отдельно. В целом Шанкару нравилось работать с Шайлендрой, а Джайкишану — с Хасратом Джайпури, хотя есть примечательные случаи, когда Шанкар работал с Хасратом, а Джайкишан — с Шайлендрой. Конечно, есть ряд песен, написанных совместно, в создании которых они оба внесли свой вклад. Между ними Шанкар был старшим партнером и, следовательно, обычно аранжировал оркестр, даже для песен Джайкишана. Между ними было джентльменское соглашение о неназвании настоящего композитора песни. В результате среди поклонников SJ стало популярным развлечением - попытаться отличить песню Шанкара от песни Джайкишан. Танцевальные номера, заглавные/тематические песни и душевные песни были сильной стороной Шанкара, в то время как Джайкишан был мастером сочинения фоновой партитуры , за исключением романтических песен (его обычно считают лучшим в этом жанре) и простых, запоминающихся композиций, которые мгновенно становились хитами ( "Ehsaan Mere Dil Pe" - типичный пример таких песен). Однако Шанкар был не меньшим человеком в этом аспекте создания простых «прямых» мелодий: « Mera Joota Hai Japani » (Shri 420, 1955), Yeh Mera Deewanapan Hai (Yahudi, 1958), Awaara Hoon (Awaara, 1951), Kisi ke Muskurahaton (Anari, 1959), также являющиеся лучшим образцом этого жанра.
Говорят, что Джайкишан считал несколько чисел на пальцах, прежде чем тут же придумывал фоновую оценку для конкретной сцены! Два фильма SJ, а именно «Сангам» (1964) и «Мера Наам Джокер» (1971), даже сегодня считаются одними из лучших фоновых музыкальных произведений среди фильмов на хинди на сегодняшний день. Хотя, по большому счету, именно Джайкишан раньше работал над фоновой музыкой для фильмов SJ в соответствии с их взаимно согласованным разделением труда, было бы чрезмерным упрощением предполагать, что, следовательно, все, что входило в фоновую музыку, было исключительно творением Джайкишана. Поскольку у SJ в запасе был общий набор мелодий, созданных любым из них во время их многочисленных музыкальных сессий/сидений (Рияз), для Джайкишана было совершенно законно и естественно использовать мелодии, созданные Шанкаром, там, где это было необходимо. Это также одна из причин, по которой он смог закончить эту работу за несколько дней. Понятно, что в фильмах РК Шанкар и Джайкишан оба работали над фоновой музыкой. С другой стороны, и Шанкар, и Джайкишан были одинаково опытны в написании песен на основе западной музыки.
Несмотря на разные стили работы и предпочтения, очень сложно, если вообще возможно, приписать большинство их песен только одному из них. В большинстве песен они неизменно вносили вклад в творчество друг друга, либо в форме импровизации мелодии, либо в форме оркестровки, что делало их композиции поистине совместными усилиями. Более того, каждый из двоих мог время от времени сочинять в стиле другого, что еще больше затрудняло идентификацию.
Вопреки распространенному заблуждению, что «именно Джайкишан занимался связями с общественностью и деловыми/финансовыми аспектами карьеры дуэта», факт заключается в том, что именно Шанкар имел последнее слово по всем финансовым/деловым аспектам карьеры дуэта. SJ-команда. После очень ранней смерти Джайкишана в сентябре 1971 года, Шанкар поднял флаг SJ, который процветал в Болливуде с момента выхода «Барсаата» в 1949 году. Однако ему так и не удалось вернуть себе ту популярность, которой Шанкар-Джайкишан когда-то пользовался после смерти Джайкишана.
Раага-джазовый стиль
[ редактировать ]Шанкар Джайкишан внес большой вклад в развитие джазовой музыки в Индии и нового жанра индо-джаза . Их альбом 1968 года Raaga-Jazz style является самой ранней индо-джазовой записью в Индии. В этом альбоме, считающемся одним из самых новаторских, SJ создал 11 песен на основе индийских раг с использованием саксофона , трубы , ситара (Раиса Хана), таблы, баса и т. д. [ 7 ]
Награды
[ редактировать ]За свою карьеру Шанкар-Джайкишан выигрывал премию Filmfare за лучший музыкальный директор девять раз . Последние три награды были выиграны три года подряд, что сделало их первыми композиторами, сделавшими хет-трик на эти награды. [ 8 ] [ 3 ]
SJ также заняли первое место в Binaca Geetmala , легендарной радиопрограмме обратного отсчета о музыке к фильмам на хинди, где их композиции шесть раз признавались самыми популярными (рекорд позже был установлен Лакшмикантом Пьярелалом). Этими песнями были « Mera Joota Hai Japani » в 1955 году (Shree 420), «Teri Pyari Pyari Surat Ko» в 1961 году (Sasural), «Ehsaan Tera Hoga Mujh Par» в 1962 году (Джунгли), «Bol Radha Bol» в 1964 году ( Сангам), «Баарон Пхул Барсаао» в 1966 году (Сурадж) и « Зиндаги Эк Сафар Хай Сухана» 1971 года (Андааз). В 1959 году семь из десяти лучших песен года были написаны SJ, своего рода пластинка, которая, возможно, стоит и по сей день, хотя высшая награда того года досталась SD Burman .
Признания правительства
[ редактировать ]- 1968 - Шанкар-Джайкишан был удостоен награды Падмашри правительством Индии . [ 9 ] [ 1 ]
- выпустила в их честь почтовую марку с их лицами . Почта Индии 2013 г. - 3 мая 2013 г. [ 3 ]
Награды Filmfare
[ редактировать ]В 1954 ГОДУ НАЧАЛОСЬ ВРУЧЕНИЕ FILMFARE AWARDS ЗА ЛУЧШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЕЖИССЕРА:
Шанкар-Джайкишан стал победителем в следующих фильмах: [ 8 ]
Год | Фильм | Автор текста |
---|---|---|
1957 | Чори Чори [ 8 ] | Шайлендра , Хасрат Джайпури |
1960 | Ане [ 8 ] | Шайлендра, Хасрат Джайпури |
1961 | Мое сердце и моя любовь разные [ 8 ] | Шайлендра, Хасрат Джайпури |
1963 | Профессор [ 8 ] | Шайлендра, Хасрат Джайпури |
1967 | Сурадж [ 8 ] | Шайлендра, Хасрат Джайпури |
1969 | Брахмачари [ 8 ] | Шайлендра, Хасрат Джайпури |
1971 | Пехчаан [ 8 ] | Нирадж , Индивар , Варма Малик |
1972 | Меня зовут Джокер [ 8 ] | Шайлендра, Хасрат Джайпури, Нирадж, Прем Дхаван |
1973 | Бе-Иман [ 8 ] | Варма Малик |
номинирован
[ редактировать ]Год | Фильм | Автор текста |
---|---|---|
1959 | еврейский | Хасрат Джайпури, Шайлендра |
1960 | младшая сестра | Хасрат Джайпури, Шайлендра |
1962 | В какой стране Ганга лучше меня? | Хасрат Джайпури, Шайлендра |
1964 | Дил Эк Мандир | Хасрат Джайпури, Шайлендра |
1965 | Сангам | Хасрат Джайпури, Шайлендра |
1966 | Арзу | Хасрат Джайпури |
1969 | Дивана | Хасрат Джайпури, Шайлендра |
1970 | Чанда и Биджли | Нирадж, Индивар |
1972 | Андаз | Хасрат Джайпури |
1975 | Шелковая нить | Нирадж, Индивар |
1976 | Саньяси | Витталбхай Патель , Варма Малик, Вишвешавар Шарма, Хасрат Джайпури, М.Г. Хашмат |
Сур -Сингара Награды
[ редактировать ]Победитель
- 1968 - За песню «Джханак Джанак Тори Бадже Пайалия» из фильма «Мере Хузур» .
- 1971 — На песню «Re Man Sur Mein Ga» из фильма «Лал Паттар» .
Награды Ассоциации киножурналистов Бенгалии
[ редактировать ]Победитель
- 1968 – Лучший музыкальный руководитель фильма «Брахмачари». [ 10 ]
- 1971 – Лучший музыкальный руководитель фильма Андаз. [ 11 ]
Предполагаемые споры между Шанкаром и Джайкишаном
[ редактировать ]В подписанной статье в Filmfare Джайкишан невольно назвал песню «Yeh Mera Prem Patra Padh Kar» (Сангам) своей композицией. Это привело к большой ожесточенности между ними, поскольку Шанкар посчитал это нарушением неписаного соглашения между ними. Примерно в то же время Шанкар дал передышку певице Шарде и начал продвигать ее как новую певческую сенсацию, предпочитая ее Лате Мангешкар. Однако Джайкишан в своих сочинениях придерживался Латы Мангешкар. В этот период Шанкар и Джайкишан начали брать индивидуальные контракты на создание фильмов, хотя в каждом таком фильме они продолжали показываться вместе как композиторы. Мохд. Рафи вмешался и помог им уладить разногласия; однако предполагается, что их отношения были не такими, как раньше, и это повлияло на качество их композиций, которое начало падать (что хорошо заметно в фильмах, выпущенных на последних этапах жизни Джайкишана, и в фильмах, выпущенных сразу после его кончина). [ 1 ]
С другой стороны, Джайкишан, Хасрат и Шанкар, когда их спрашивали на эту тему, отрицали, что между ними когда-либо существовал какой-либо разлад. Фактически, по словам Хасрата, разделение работы было по взаимному согласию, чтобы справиться с тяжелой рабочей нагрузкой, так что Шанкар и Шайлендра выполняли одну часть работы, а Джайкишан и Хасрат - другую, но это разделение не было жестким; даже на этом этапе между ними было много компромиссов. Ближе к концу (как раз перед безвременной кончиной Джайкишана) в нескольких из своих последних фильмов, таких как Джейн Анджан (1971), Андааз (1971), Анхон Анхон Мейн, Шанкар и Джайкишан, как известно, работали вместе. Оглядываясь назад, можно сказать, что так называемый раскол между Шанкаром и Джайкишаном был непропорционально раздут средствами массовой информации и корыстными интересами и позже был использован для понижения рейтинга Шанкара в годы его правления после Джайкишана. [ 1 ]
Поскольку Шанкар продолжал поддерживать Шарду (после эпохи Сангама ) и даже сочинять призраками музыку для ее фильмов и альбомов, не связанных с фильмами, говорят, что Лата Мангешкар рассердилась на него и перестала для него петь. Хотя в этом утверждении может быть доля правды, другой факт заключается в том, что Лата Мангешкар перестала работать с ним после Сангама из-за ее гнева на Раджа Капура и Шанкара за то, что они заставили ее спеть «Budhha Mil Gaya» из Сангама , что ей не нравилось. поскольку ей не нравился текст песни. Позже она пела в Саньяси, Дуниядари и Атмараме. Тем не менее, она продолжала петь для Джайкишана даже после Сангама и до самого конца.
Положение в отрасли
[ редактировать ]SJ занимал непревзойденное положение в киноиндустрии хинди. В период своего расцвета и даже ближе к концу своей карьеры они были самыми высокооплачиваемыми музыкальными руководителями в отрасли. За исключением редких исключений, им платили больше, чем ведущим актерам, а рекламные материалы их фильмов придавали им большую известность, чем кому-либо другому. [ 1 ]
Смерть Джайкишана и эпоха SJ после Джайкишана
[ редактировать ]«Что я могу сказать... мой музыкальный спутник жизни ушел, мне остается сказать что-нибудь еще, я никогда не думал, что в таком раннем возрасте он бросит нас всех и уйдет; доброжелательность, дарение любви и получение любви были врожденными для него, и у меня их тоже нет. Он регулярно напоминал мне о моем врожденном свойстве все время быть в неистовом настроении и всегда резок по отношению к тому или другому. и так далее и так далее...."
Шанкар о смерти Джайкишана в интервью Амин Саяни .
Джайкишан умер 12 сентября 1971 года. [ 3 ] из-за цирроза печени , заболевания, вызванного чрезмерным употреблением алкоголя. На момент его смерти дуэт пользовался беспрецедентной популярностью, что было подчеркнуто огромной явкой на его похоронную процессию. Gaylord, ресторан в Черчгейте (Мумбаи), где Джайкишан когда-то был постоянным посетителем, оплакивал смерть своего прославленного покровителя, зажигая на месяц свечу на его любимом столе и оставляя ее вне доступа для других гостей с табличкой «Зарезервировано». для г-на Джайкишана».
После смерти Джайкишана Шанкар продолжил нести знамя Шанкар-Джайкишана в одиночку (согласно их взаимопониманию, достигнутому при жизни, что в случае смерти любого из них выживший партнер продолжит работать под тем же названием команды). . Ему явно мешали многочисленные причины, такие как уход его родственной души Джайкишана и его любимого автора текстов Шайлендры, продолжающаяся критика Шанкара и ложная пропаганда со стороны его соперников, а также отсутствие мотивации с его стороны, из-за которой его музыка, похоже, пострадала. по сравнению с собственными высокими стандартами SJ. Кроме того, несмотря на его продолжающиеся эксперименты над музыкой, сами проекты, над которыми он работал, не имели коммерческого успеха, из-за чего даже его хорошие результаты остались практически незамеченными. После 1970 года, когда личный проект Раджа Капура «Мера Наам Джокер» не имел большого успеха, он стал суеверным и подумал, что это произошло потому, что Лата Мангешкар не пела в фильме. Лата очень хорошо ладила с Джайкишаном, но не с Шанкаром, и Радж Капур предпочел Лату Шанкару. Это было иронично, поскольку большим прорывом Латы стал суперхит 1949 года Barsaat, где музыкальными руководителями были Шанкар и Джайкишан. [ 1 ]
По словам самой Латы Мангешкар, это был покойный Мохд. Рафи, который привел к сближению между ними, и она снова начала петь для Шанкара, начиная с « Саньяси » Сохана Лала Канвара и нескольких других фильмов позже. Хотя творения Шанкара в этот период для Латы, а также других певцов, таких как Кишор, Рафи, Манна Дей, были неплохими, большинство из них осталось незамеченным из-за невзрачного статуса таких фильмов, которые провалились в прокате. Его самым успешным музыкальным хитом был Sanyasi в 1975 году, для которого он написал все песни и всю фоновую партитуру, основанную на любимом SJ Рааге Бхайрави, чтобы доказать, что Бхайрави SJ в такой же степени принадлежал Шанкару, как и Джайкишан. [ 1 ]
После Саньяси, хотя некоторые из более поздних песен Шанкара действительно демонстрировали проблески блеска старого маэстро, в целом эти фильмы «Атмарам», «Гарам Хун», «Чорни», «Эйнт ка Джаваб Патар») не сумели привлечь к нему внимание ведущих продюсерских домов, хотя были и некоторые исключения. . Например, актер Дхармендра подписал с Шанкаром контракт на написание музыки к своему фильму « Биччу» , однако, поскольку Шанкар не принимал вмешательства Сая (который был более заинтересован в том, чтобы Радж Камаль был доктором медицинских наук) в его работе, он отказался от проекта. В конце концов, Дхармендра отказался от самого проекта. Однако музыкальные альбомы До-Джута, Папи Пет Ка Савал Хай стали популярными.
Шанкар баллотировался на роль в фильме Раджа Капура «Сатьям Шивам Сундарам» (1978), но был проигнорирован в пользу Лакшмиканта Пьярелала, кандидатуру которого энергично поддержал Мукеш. По иронии судьбы, своим авторитетом в киноиндустрии Мукеш обязан прежде всего композициям SJ.
Шанкар также рассматривался для предложенного Раджем Капуром фильма «Парам Вир Чакра» (его дело поддержали сыновья Раджа Капура), но проект не увидел свет, и Шанкар так и не вернулся в лагерь РК.
Смерть Шанкара
[ редактировать ]Шанкар умер 26 апреля 1987 года. [ 3 ] Его смерть мало освещалась в средствах массовой информации, а на его похоронах присутствовали только его семья и несколько друзей. Киноиндустрия почти не присутствовала на его похоронах, что укрепило стереотип о ее непостоянной преданности по сравнению со смертью Джайкишана в 1971 году, которая привлекла всю киноиндустрию. После смерти Шанкара почти 40-летний баннер SJ подошел к концу, что положило конец тому, что многие считают лучшим музыкальным направлением в истории Болливуда.
Позже Радж Капур отдал дань уважения Шанкару в телеинтервью. Однако только после смерти Раджа Капура в 1988 году значение его связи с Шанкаром-Джайкишаном стало подробно выясняться.
Чандракант Бхосле впервые заметил Шанкара, как Шанкар был широко известен среди друзей, в Мумбаи в 1945 году, когда Шанкарджи прибыл в Мумбаи с балетной труппой гуру Кришнанкутти и танцовщицей Хемавати. Бхосле играл на табле и стал тесно связан с Шанкаром. Он играл ритм в оркестре Шанкара с 1949 года до смерти Шанкара. Ночью 25 апреля 1987 года Шанкар высадил Бхосле возле железнодорожной станции Чарни-роуд, где остановился Бхосле, и уехал в свою резиденцию в Черчгейте. 26 апреля Бхосле, как обычно, ждал Шанкара около 10.00, чтобы отвезти его в студию, но Шанкар не появился, поэтому Бхосле поехал в студию на такси. Все музыканты целый день ждали Шанкара в студии, но он так и не появился. На следующий день Бхосле прочитал новость о смерти Шанкара. К сожалению, члены семьи, у которых останавливался Шанкар, не сообщили Бхосле, Раджу Капуру или кому-либо из киносообщества о смерти Шанкара.
Именно г-н Гохале, который когда-то был поваром в доме Шанкарджи, а затем стал пуджари в Гора Рам Мандире в Такурдваре, Мумбаи, сообщил людям, что Шанкарджи был поспешно кремирован в день его смерти, без ведома других.
Достижения
[ редактировать ]- Их постоянными авторами текстов были Шайлендра , Хасрат Джайпури . Для них написали максимальное количество песен.
- Они также работали с такими авторами текстов, как Ананд Бакши , Индеевар , Нирадж , Анджаан , Варма Малик, Рамеш Шастри, Джалал Малихабади, Гульзар, Прем Дхаван, Вишешвар Шарма, Виттал Бхаи Патель, М.Г. Хашмат, Сингер, Вирендра Мишра, Маджрух Султанпури, Бхарат Вьяс, Кайфи Азми, Раджендра Кришна, Фарук Кайзер, Нида Файли.
- Они были постоянными композиторами для компании Раджа Капура, RK Films, с начала своей карьеры до 1971 года (смерти Джайкишана).
- Барсаат был признан лучшим саундтреком за всю историю планеты Болливуд в рейтинге «100 величайших саундтреков Болливуда». [ 12 ] Другие саундтреки в списке включают Awaara , Sangam , Shree 420 , Junglee , Chori Chori , Mera Naam Joker , Suraj , Jis Desh Mein Ganga Behti Hai , Anari .
Дискография
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Даттатрея Пуджари и М. Дхармакирти (7 февраля 2020 г.). Симфоническое путешествие Шанкара Джайкишана . ISBN 9781647339517 . Архивировано из оригинала 26 февраля 2024 года . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ «Шанкар Джайкишан, императоры музыкального болливудского кино Индии» . Скрибд . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 года . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «Шанкар Джайкишан, музыкальный руководитель» . Веб-сайт Cinemaazi.com, Фонд наследия индийского кино . Архивировано из оригинала 30 ноября 2023 года . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ Чаттерджи, Парта (16–29 июня 2007 г.). «Голос мастера» . Линия фронта . Том. 24, нет. 12. Архивировано из оригинала 23 июля 2021 года . Проверено 29 октября 2009 г.
- ^ «Фильмография Шакар-Джайкишан» . Веб-сайт «Полный указатель мирового кино» (CITWF) . Архивировано из оригинала 20 апреля 2016 года . Проверено 27 сентября 2023 г.
- ^ «Фильмография Шанкар-Джайкишана» . Сайт Upperstall.com . Архивировано из оригинала 10 сентября 2011 года . Проверено 27 сентября 2023 г.
- ^ Аткинс, Э. Тейлор (2003), Планета джаза , Университетское издательство Миссисипи, ISBN 9781578066094 , 1578066093, заархивировано из оригинала 8 апреля 2022 года , получено 20 октября 2020 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Список лучших музыкальных руководителей (1953 – 2001)» . Журнал Filmfare . Архивировано из оригинала 18 апреля 2005 года . Проверено 27 сентября 2023 г.
- ^ «Список лауреатов премии Падма Шри (1954–2006 гг.) (см. награду Шанкар-Джайкишана, указанную в разделе 1968 г.)» (PDF) . Сайт правительства Индии . Архивировано из оригинала (PDF) 30 июня 2007 года . Проверено 27 сентября 2023 г.
- ^ «1969 – 32-я ежегодная премия BFJA – награды за 1968 год» . Бенгальская ассоциация киножурналистов. Архивировано из оригинала 18 февраля 2009 года . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ «1972 – 35-я ежегодная премия BFJA – награды за 1971 год (прокрутите вниз до раздела хинди)» . Бенгальская ассоциация киножурналистов. Архивировано из оригинала 27 мая 2009 года . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ «100 величайших саундтреков Болливуда - Часть 4» . Планета Болливуд . Архивировано из оригинала 3 октября 2023 года . Проверено 28 сентября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Слобин, Марк, изд. (2008). Глобальные саундтреки: миры киномузыки . Издательство Уэслианского университета. ISBN 978-0-8195-6882-3 .
- Джоши, Падманаб (2001). Шанкер-Джайкишан: Садабахар Фильм Сангитна . Югсаржак.