Мирослав Витус
Мирослав Витус | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Мирослав Ладислав Витоус |
Рожденный | Прага , Чехословакия | 6 декабря 1947 г.
Жанры | Джаз , джаз-фьюжн , фанк |
Род занятий | Музыкант, автор песен |
Инструмент(ы) | Контрабас, бас-гитара |
Годы активности | 1962 – настоящее время |
Этикетки | ЕСМ , Свобода |
Веб-сайт | мирославвитый |
Мирослав Ладислав Витоус (родился 6 декабря 1947 года) — чешский джазовый басист . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Родился в Праге , [ 2 ] Витуш начал играть на скрипке в шесть лет, примерно через три года перешел на фортепиано , а в четырнадцать лет — на бас. [ 3 ] В молодости в Европе Витуш был конкурентоспособным пловцом . Одной из его ранних музыкальных групп было Junior Trio с его братом Аланом на барабанах и Яном Хаммером на клавишных. Он изучал музыку в Пражской консерватории у Франтишека Почты. [ 4 ] и выиграл музыкальный конкурс в Вене в 1966 году, что дало ему стипендию для обучения в музыкальном колледже Беркли в Бостоне , который он посещал за год до поездки в Чикаго, чтобы играть с группой, возглавляемой тромбонистом с классическими взглядами Бобом Брукмейером и пионером флюгельгорна. Кларк Терри . [ 3 ]
Начало карьеры (1967–1970)
[ редактировать ]Майлз Дэвис увидел, как Витоуш играет в Чикаго с Брукмейером и Терри в 1967 году, и пригласил его присоединиться к его собственной группе, играющей в Village Gate в Нью-Йорке . Именно с Дэвисом Витуш впервые столкнулся с саксофонистом Уэйном Шортером , клавишником Херби Хэнкоком и ориентированной на Дэвиса сценой, которая превращала мейнстримный джаз из позднего хард-бопа в то, что впоследствии стало известно как джаз-фьюжн . [ 5 ]
В 1968 году произошло первое партнерство Витоуша с несколькими музыкантами, которые стали важной частью его звукового ландшафта на протяжении всей его карьеры. С вибрафонистом Роем Айерсом Витоуш играл на флейтиста Херби Манна альбоме Windows Opened . Он также разделил обязанности басиста с Роном Картером » Айерса на альбоме « Stoned Soul Picnic , спродюсированном Манном. Витуш сыграл на многих альбомах Манна, выпущенных в 1971 году, включая The Inspiration I Feel , электрический бас в песне «Hold On, I'm Coming» из Memphis Underground , Live at the Whiskey A Go Go , Stone Flute (снова разделение баса). стул с Картером) и кавер на группы Beatles « Come Together » на альбоме Muscle Shoals Nitty Gritty .
Также в 1968 году Витуш и барабанщик Рой Хейнс присоединились к трио под руководством Чика Кориа , что стало первым из нескольких выступлений с участием Витоуша и одного или обоих из них. В конце года они выпустили получивший признание альбом Now He Sings, Now He Sobs . Некоторые из треков, записанных в это время, позже были включены в альбом Кориа 1975 года Circling In .
Наконец, в 1968 году Витуш присоединился к барабанщику Джеку ДеДжонетту , с которым он часто сотрудничал на протяжении всей своей карьеры, на The DeJohnette Complex , дебютном альбоме ДеДжонетта в качестве руководителя группы. Витуш и Эдди Гомес разделили обязанности бас-гитариста. Хейнс, мультиредист Бенни Мопин и пианист Стэнли Коуэлл завершили ансамбль.
В следующем году Витуш в качестве лидера группы записал свой дебютный альбом Infinite Search for Mann's Embryo (переизданный в 1972 году на Atlantic как Mountain In The Clouds и на немецком лейбле как The Bass ). В альбоме участвовали Хэнкок на электрическом пианино, Джо Хендерсон на тенор-саксофоне, Джон Маклафлин на электрогитаре, а ДеДжонетт и Джо Чемберс разделили обязанности на барабанах. В 2016 году журналист Пол Ригби оглянулся на альбом, назвав его «превосходным» и «открывающим глаза взглядом на блестящее прошлое [Витоуша]». [ 6 ] В том же году он записал свой вклад в » гитариста Ларри Кориелла с альбом «Spaces Маклафлином, Кориа и барабанщиком Билли Кобэмом . 1975 года Дополнительные треки с этих сессий позже были выпущены на альбоме Кориелла Planet End .
1969 год стал также годом, когда Витуш впервые вошел в студию звукозаписи вместе с Уэйном Шортером, с которым он играл под руководством Майлза Дэвиса двумя годами ранее. Он играл на двенадцатом альбоме Шортера, Super Nova , вместе с Маклафлином, ДеДжонеттом, Кориа и бразильским перкуссионистом Аирто Морейрой и другими.
В 1970 году Витуш продолжил работу в качестве руководителя группы, записав Purple for Columbia при поддержке Маклафлина, Кобэма и клавишника и коллеги-выпускника Дэвиса Джо Завинула . Он также разделил обязанности бас-гитариста с Уолтером Букером Завинула на одноименном альбоме , в одном из треков которого Шортер сыграл сопрано-саксофон. Альбом был выпущен на Atlantic в следующем году.
Снова под руководством Шортера он играл на сессиях 1970 года в составе группы, которая выйдет в 1974 году как Moto Grosso Feio , разделив обязанности басиста с более известными коллегами из Дэвиса Картером и Дэйвом Холландом . Различные коллаборации 1969 и 1970-х годов между комбинациями Шортера, Витоуша и Завинула в окружении других джазовых музыкантов ознаменовали переход к следующему, совместному этапу их карьеры.
Член-основатель Weather Report (1970–1973)
[ редактировать ]В 1970 году Шортер, Завинул и Витоуш сформировали основу джазовой группы Weather Report . [ 3 ] Есть некоторые споры по поводу того, как изначально образовалась группа. По словам Завинула, все началось с того, что он и Шортер взяли в команду Витоуша, который еще недавно играл с каждым из них по отдельности. По словам самого Витоуша, именно он и Шортер на самом деле основали Weather Report, а Шортер впоследствии привлек Завинула. [ 7 ] Учитывая изменчивость джазовых составов на сцене того времени, воспоминания не обязательно должны быть взаимоисключающими, и в любом случае именно эти трое музыкантов (все композиторы) сформировали первоначальное ядро проекта.
За свою 16-летнюю карьеру Weather Report исследовали различные типы музыки, преимущественно сосредоточенные на джазе (изначально « свободной » разновидности), но также включающие элементы арт-музыки , этнической музыки , R&B , фанка и рока . Хотя их творчество часто называли джаз-фьюжн, участники группы в целом дистанцировались от этого термина. С самого начала группа использовала необычный подход: отказалась от традиционного разделения «солист/аккомпанемент» в прямолинейном джазе и предоставила возможности для постоянной импровизации каждого участника группы.
Витоуш и Завинул экспериментировали с электронными педалями эффектов , которые до того времени в основном использовались рок -гитаристами . Завинул использовал их на электрическом пианино и синтезаторах , а Витуш - на своем контрабасе , который он часто смыкал с помощью искажений, чтобы создать второй рожковый голос позади или рядом с Шортером.
В обзорах первых трех альбомов Weather Report, переизданных в «Справочнике записей Кристгау: Рок-альбомы семидесятых» , рок-критик Роберт Кристгау описал группу как развитие группы, основанное на клавишных и саксофоне, на основе звучания альбома Майлза Дэвиса 1969 года In a Silent Way. , на котором играли Завинул и Шортер, а Витоуш — нет. Кристгау также посчитал композицию Витоуша «Crystal» из альбома I Sing the Body Electric «провалом». "Crystal" была единственным вкладом Витоуша в альбом, на обложке которого была сильно стилизованная иллюстрация одинокой фигуры, стоящей перед клавишными, и Кристгау счел, что эта песня не идет в ногу с буквально и метафорически "электрическим" направлением остальных. записи. [ 8 ]
Творческие разногласия и отход от Weather Report
[ редактировать ][Мирослав] любил фанк и пытался его играть, но он не был фанк-исполнителем. Это было не то место, откуда он пришел. Он не понимал, как туда попасть. Он мог слушать это, говорить об этом, и он восхищался этим, но это не то, что выходило из него, так что это было чем-то, что сдерживало то, чего Джо хотел достичь в то время, когда я был с ними. Мелодично и ритмически Мирослав был великолепен; то, что он сделал, с точки зрения моего происхождения, было очень уникальным. Мирослав все еще играл на акустике, и это был какой-то странный фанк. Это было очень... интересно!
—Гастролирующий барабанщик Weather Report Грег Эррико о Мирославе Витоуше [ 9 ]
Витуш и Завинул оказались в творческом конфликте, поскольку первый предпочитал оригинальный, слегка структурированный, импровизационный подход Weather Report, а второй хотел продолжать интегрировать другие популярные африканской диаспоры и афроамериканцев музыкальные стили . Ретроспективно Завинул обвинил Витоуша в неспособности убедительно играть фанк (что подтвердил Грег Эррико , бывший барабанщик Sly and the Family Stone , который некоторое время гастролировал с группой) и заявил, что он написал недостаточно песен. Витуш возразил, что он действительно принес сочинения, но Завинул не смог их сыграть. Витоуш также обвинил Завинула в том, что он был «первоклассным манипулятором», заинтересованным в первую очередь в коммерческом успехе. Когда Шортер встал на сторону Завинула, первоначальное партнерство из трех человек резко распалось, и Витуш покинул Weather Report, сделав блестящую карьеру, возглавив собственную группу и завоевав уважение как композитор. [ 10 ] [ 11 ]
Витоуш написал в соавторстве с Завинулом и записал свой последний вклад в Weather Report в 1973 году. Это было "American Tango", которое появилось на четвертом альбоме группы Mysterious Traveler в следующем году. На последующих сессиях Mysterious Traveler Витоша заменил электрический басист Альфонсо Джонсон . Эта пластинка является первой пластинкой группы, в которой преимущественно используется электрический бас и сочетается либеральное использование фанка, ритм-н-блюза и рока, что впоследствии стало отличительной чертой фирменного звучания группы позднего периода. В то же время на этом альбоме стал очевиден более ограниченный композиционный формат, пришедший на смену широко открытым импровизационным структурам, использованным на первых трех альбомах. [ 12 ]
Позже Витоуш сказал о своем общем опыте работы с группой: «Мне очень понравилось начало, но в конце все превратилось в затяжку, потому что Джо Завинул хотел пойти в другом направлении. Группа стремилась к успеху и известность, и они по сути изменили свою музыку, превратив ее из коммерческого в черный фанк». Он также чувствовал себя обиженным в финансовом отношении, комментируя: «Я был равноправным партнером и, по сути, я ничего не получил. У нас была корпорация, которую полностью игнорировали. Если у вас есть компания, и ею владеют три человека, а затем два человека говорят «Ладно, мы больше не хотим так работать. Нас теперь только двое», — обычно они разбивают акции и расплачиваются с третьим». [ 12 ]
Более поздняя карьера (1974-настоящее время)
[ редактировать ]Сотрудничество
[ редактировать ]После ухода из Weather Report режимом по умолчанию Витоуша было сотрудничество и работа в качестве помощника с широким кругом партнеров, от его старого лидера группы Ларри Кориелла и барабанщика и коллеги по Weather Report и выпускника Coryell Альфонса Музона до Стэна Гетца и Флоры Пурим . Он также работал с Фредди Хаббардом и Мишелем Петруччиани .
Фестивали и живые выступления
[ редактировать ]В 1981 году Витуш выступил на джазовом фестивале в Вудстоке , посвященном десятилетию Creative Music Studio , а в 1984 году сотрудничал с коллегой-басистом Стэнли Кларком . [ 13 ] В 1988 году Витуш вернулся в Европу, чтобы сосредоточиться на сочинении музыки, но, тем не менее, продолжал выступать на фестивалях.
Альбомы в ECM
[ редактировать ]Витуш присоединился к группе исполнителей ECM в 1978 году, чтобы играть в трио с гитаристами Терье Рипдалом и ДеДжонетт; совсем недавно он работал с Arista Records . Компания ECM, основанная в 1969 году, заработала репутацию компании, поддерживающей релизы с изменчивыми жанрами, в которых часто свободно смешивались джазовые, классические и мировые музыкальные влияния. Группа артистов ECM свободно обменивалась вкладами в часто насыщенные и интеллектуальные альбомы друг друга, что вызывало как критику, так и похвалу. Классический, совместный и универсальный бас Витоуша, а также плавный подход к руководству группой соответствуют звучанию его нового лейбла и коллег по лейблу в ближайшие десятилетия. Трио Рипдала, Витоуша и ДеДжонетт выпустило свой одноименный первый альбом три года спустя с альбомом To Be Continued .
В 1979 году Витуш вернулся к роли руководителя группы, записав и выпустив First Meeting на ECM. 1980-х годов Группа Мирослава Витоуса в пятизвездочном обзоре позже была оценена Джоном Кельманом в All About Jazz как «исключительно хорошая». [ 14 ] Затем последовала редкая серия альбомов под руководством Витуша, включая Journey's End (1982), Atmos (1992 - с участием саксофониста Яна Гарбарека ), Universal Syncopations (2003, с Гарбареком, Кориа, Маклафлином и ДеДжонеттом среди других) и Universal Syncopations II ( 2004-2005). Они получили в основном положительные отзывы специалистов, которые часто обсуждали их в контексте звучания дома ECM: «настоятельно рекомендуется», [ 15 ] «великолепное звучание и жесткая игра», [ 16 ] и «Квинтэссенция эстетики ECM очень важна для этого серьезного усилия, которое будет с энтузиазмом встречено теми, кто жалуется, что Витоуш недостаточно часто фиксируется как лидер». [ 17 ]
В 1982 году Витоуш вернулся с Кориа и Хейнсом впервые с конца 1960-х, когда они выпустили Trio Music на ECM, а два года спустя выпустили Trio Music Live в Европе . Все трое снова воссоединились в 2001 году на концерте из серии под названием «Рандеву в Нью-Йорке» в честь 60-летия Кориа. вышел Одноименный альбом не на ECM, а на Corea's Stretch лейбле в 2003 году и принес Кориа премию Грэмми за лучшее импровизированное джазовое соло за композицию "Matrix". [ 18 ]
Витоуш выпустил сольный бас-альбом Emergence на ECM в 1985 году. Дэвид Р. Адлер сказал в Allmusic о выступлении басиста в одиночном формате: « Emergence демонстрирует Мирослава Витоуша в сольной бас-гитаре, без наложений. Это строго и сложно, но Витоуш никогда не бывает тяжеловесным; он поддерживает большой интерес своей страстью и потрясающей техникой, поровну разделяя свое время между пиццикато и арко». [ 19 ]
Витуш и барабанщик Петер Эрскин присоединились к Гарбареку на альбоме Гарбарека StAR в 1991 году. Позже басист сказал о своих отношениях с норвежским саксофонистом: «Я славянский музыкант, и это глубоко внутри меня. Я считаю, что [Гарбарек] похож на мой мюзикл. брат." [ 3 ]
Мирослав Филармония
[ редактировать ]В 2005 году Витуш выпустил «Мирослав Филамоник», виртуальный инструмент для оркестра и хора, который он записал в зале Дворжака внутри Рудольфинума в Праге. Инструментальные партии исполнила Чешская филармония . [ 20 ]
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- 1969: Бесконечный поиск (Эмбрион, 1970)
- 1970?: Purple ( CBS/Sony , 1970) — только в Японии.
- 1976?: Волшебный пастырь (Warner Bros., 1976)
- 1976?: Majesty Music ( Ариста , 1976)
- 1977?: Мирослав (Ариста/Freedom, 1977)
- 1978: Ангелы-хранители с Джорджем Оцукой , Джоном Скофилдом , Кенни Киркландом , Мабуми Ямагучи (Трио, 1979)
- 1979: Первая встреча ( ECM , 1980)
- 1980: Группа Мирослава Витоуса (ECM, 1981)
- 1982: Конец путешествия (ECM, 1983)
- 1985: Появление (ECM, 1986)
- 1992: Атмос с Яном Гарбареком (ECM, 1993)
- 2002: Универсальные синкопы (ECM, 2003)
- 2004–05: Универсальные синкопы II (ECM, 2007)
- 2006–07: Вспоминая прогноз погоды с Мишелем Порталем (ECM, 2009)
- 2010–11: Отчет о музыке погоды (ECM, 2016).
- 2016: Концерт на NOSPR с Адамом Пьероньчиком (Jazz Sound, 2019) - концерт
- 2016: Ночи Зильябу (Интуиция, 2016)
- 2016: Орбиты Ad-Lib с Адамом Пьерончиком (ПАО, 2017)
- 2018: Моравский романс с Эмилем Виклицким (Венера, 2018)
Как член Weather Report
[ редактировать ]- Сводка погоды (Колумбия, 1971 г.)
- Я пою Body Electric (Колумбия, 1972) - записано в 1971–72 годах.
- Жить в Токио (CBS/Sony, 1972)
- Sweetnighter (Колумбия, 1973)
- Таинственный путешественник (Колумбия, 1974) - записано в 1973–74 гг.
Как помощник
[ редактировать ]
С Энрико Равой и Франко Д'Андреа
|
С другими
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гинелл, Ричард С. «Мирослав Витоус» . Вся музыка . Проверено 10 декабря 2020 г.
- ^ Берендт, Иоахим-Эрнст (1979). Джаз, фотоистория . Книги Ширмера. ISBN 9780028702902 .
- ^ Jump up to: а б с д Юнг, Фред (10 октября 2003 г.). «Беседа у камина с Мирославом Витоусом» . Все о джазе . Проверено 20 июня 2010 г.
- ^ Олсен, Пол (7 января 2008 г.). «Мирослав Витоус: Всё зависит от вкуса» . Все о джазе . Проверено 20 июня 2010 г.
- ^ «ЭКМ» . ecmrecords.com . Архивировано из оригинала 24 февраля 2015 года . Проверено 23 февраля 2015 г.
- ^ Ригби, Пол (25 сентября 2016 г.). «Бесконечный поиск» . Человек-аудиофил . Проверено 21 октября 2018 г.
- ^ Юнг, Фред. «Беседа у камина с Мирославом Витоусом» (стр. 3). Все о джазе (allaboutjazz.com). 10 октября 2003 г.
- ^ Кристгау, Роберт (1981). «Руководство для потребителей 70-х: W» . Путеводитель Кристгау: Рок-альбомы семидесятых . Тикнор и Филдс . ISBN 089919026X . Проверено 22 марта 2019 г. - через robertchristgau.com.
- ^ Глассер, Брайан. «Тихим способом». Святилище Паблишинг Лимитед. 2001.
- ^ Кот, Джейк (1 августа 2009 г.). «Разговор с Мирославом Витоусом» . Бас-музыкант .
- ^ Прасад, Анил. «Мирослав Витус: Освобождение музы» . Интернет-журнал Innerviews. 2004.
- ^ Jump up to: а б Прасад, Анил. «Мирослав Витоус – Освобождение Музы» . Внутренние взгляды . Проверено 7 января 2015 г.
- ^ 1984 Сиднейская ратуша, продюсер Ян Дэвис (радио ABC)
- ^ Кельман, Э. Обзор AllAboutJazz
- ↑ Адлер, DR Allmusic Review , по состоянию на 19 сентября 2011 г.
- ↑ Юрек, T. Allmusic Review , по состоянию на 14 октября 2011 г.
- ↑ Хендерсон, А. Allmusic Review , по состоянию на 17 октября 2011 г.
- ^ «Поиск прошлых победителей» . Грэмми.com . Проверено 24 марта 2012 г.
- ↑ Адлер, DR Allmusic Review , по состоянию на 26 сентября 2011 г.
- ^ Synthhead (23 августа 2005 г.). «Мирославская филармония теперь доступна» . Синтотопия . Проверено 19 сентября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1947 рождений
- Живые люди
- Музыканты из Праги
- Джазовые музыканты-авангардисты
- Музыканты джаз-фьюжн
- Выпускники музыкального колледжа Беркли
- Контрабасисты 20-го века
- Контрабасисты XXI века
- Чешские джазовые контрабасисты
- Чешские джазовые музыканты
- Мужчины-контрабасисты
- Участники отчета о погоде
- Исполнители ECM Records
- Артисты Freedom Records
- Чехословацкие эмигранты в США
- Чешские музыканты-мужчины ХХ века
- Чешские музыканты-мужчины XXI века
- Чешские джазовые музыканты-мужчины
- Выпускники Пражской консерватории