Jump to content

Мирослав Витус

(Перенаправлено с Мирослава Витуса )

Мирослав Витус
Витуш и 2014 год.
Витуш и 2014 год.
Справочная информация
Имя при рождении Мирослав Ладислав Витоус
Рожденный ( 1947-12-06 ) 6 декабря 1947 г. (76 лет)
Прага , Чехословакия
Жанры Джаз , джаз-фьюжн , фанк
Род занятий Музыкант, автор песен
Инструмент(ы) Контрабас, бас-гитара
Годы активности 1962 – настоящее время
Этикетки ЕСМ , Свобода
Веб-сайт мирославвитый

Мирослав Ладислав Витоус (родился 6 декабря 1947 года) — чешский джазовый басист . [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Родился в Праге , [ 2 ] Витуш начал играть на скрипке в шесть лет, примерно через три года перешел на фортепиано , а в четырнадцать лет — на бас. [ 3 ] В молодости в Европе Витуш был конкурентоспособным пловцом . Одной из его ранних музыкальных групп было Junior Trio с его братом Аланом на барабанах и Яном Хаммером на клавишных. Он изучал музыку в Пражской консерватории у Франтишека Почты. [ 4 ] и выиграл музыкальный конкурс в Вене в 1966 году, что дало ему стипендию для обучения в музыкальном колледже Беркли в Бостоне , который он посещал за год до поездки в Чикаго, чтобы играть с группой, возглавляемой тромбонистом с классическими взглядами Бобом Брукмейером и пионером флюгельгорна. Кларк Терри . [ 3 ]

Начало карьеры (1967–1970)

[ редактировать ]

Майлз Дэвис увидел, как Витоуш играет в Чикаго с Брукмейером и Терри в 1967 году, и пригласил его присоединиться к его собственной группе, играющей в Village Gate в Нью-Йорке . Именно с Дэвисом Витуш впервые столкнулся с саксофонистом Уэйном Шортером , клавишником Херби Хэнкоком и ориентированной на Дэвиса сценой, которая превращала мейнстримный джаз из позднего хард-бопа в то, что впоследствии стало известно как джаз-фьюжн . [ 5 ]

В 1968 году произошло первое партнерство Витоуша с несколькими музыкантами, которые стали важной частью его звукового ландшафта на протяжении всей его карьеры. С вибрафонистом Роем Айерсом Витоуш играл на флейтиста Херби Манна альбоме Windows Opened . Он также разделил обязанности басиста с Роном Картером » Айерса на альбоме « Stoned Soul Picnic , спродюсированном Манном. Витуш сыграл на многих альбомах Манна, выпущенных в 1971 году, включая The Inspiration I Feel , электрический бас в песне «Hold On, I'm Coming» из Memphis Underground , Live at the Whiskey A Go Go , Stone Flute (снова разделение баса). стул с Картером) и кавер на группы Beatles « Come Together » на альбоме Muscle Shoals Nitty Gritty .

Также в 1968 году Витуш и барабанщик Рой Хейнс присоединились к трио под руководством Чика Кориа , что стало первым из нескольких выступлений с участием Витоуша и одного или обоих из них. В конце года они выпустили получивший признание альбом Now He Sings, Now He Sobs . Некоторые из треков, записанных в это время, позже были включены в альбом Кориа 1975 года Circling In .

Наконец, в 1968 году Витуш присоединился к барабанщику Джеку ДеДжонетту , с которым он часто сотрудничал на протяжении всей своей карьеры, на The DeJohnette Complex , дебютном альбоме ДеДжонетта в качестве руководителя группы. Витуш и Эдди Гомес разделили обязанности бас-гитариста. Хейнс, мультиредист Бенни Мопин и пианист Стэнли Коуэлл завершили ансамбль.

В следующем году Витуш в качестве лидера группы записал свой дебютный альбом Infinite Search for Mann's Embryo (переизданный в 1972 году на Atlantic как Mountain In The Clouds и на немецком лейбле как The Bass ). В альбоме участвовали Хэнкок на электрическом пианино, Джо Хендерсон на тенор-саксофоне, Джон Маклафлин на электрогитаре, а ДеДжонетт и Джо Чемберс разделили обязанности на барабанах. В 2016 году журналист Пол Ригби оглянулся на альбом, назвав его «превосходным» и «открывающим глаза взглядом на блестящее прошлое [Витоуша]». [ 6 ] В том же году он записал свой вклад в » гитариста Ларри Кориелла с альбом «Spaces Маклафлином, Кориа и барабанщиком Билли Кобэмом . 1975 года Дополнительные треки с этих сессий позже были выпущены на альбоме Кориелла Planet End .

1969 год стал также годом, когда Витуш впервые вошел в студию звукозаписи вместе с Уэйном Шортером, с которым он играл под руководством Майлза Дэвиса двумя годами ранее. Он играл на двенадцатом альбоме Шортера, Super Nova , вместе с Маклафлином, ДеДжонеттом, Кориа и бразильским перкуссионистом Аирто Морейрой и другими.

В 1970 году Витуш продолжил работу в качестве руководителя группы, записав Purple for Columbia при поддержке Маклафлина, Кобэма и клавишника и коллеги-выпускника Дэвиса Джо Завинула . Он также разделил обязанности бас-гитариста с Уолтером Букером Завинула на одноименном альбоме , в одном из треков которого Шортер сыграл сопрано-саксофон. Альбом был выпущен на Atlantic в следующем году.

Снова под руководством Шортера он играл на сессиях 1970 года в составе группы, которая выйдет в 1974 году как Moto Grosso Feio , разделив обязанности басиста с более известными коллегами из Дэвиса Картером и Дэйвом Холландом . Различные коллаборации 1969 и 1970-х годов между комбинациями Шортера, Витоуша и Завинула в окружении других джазовых музыкантов ознаменовали переход к следующему, совместному этапу их карьеры.

Член-основатель Weather Report (1970–1973)

[ редактировать ]

В 1970 году Шортер, Завинул и Витоуш сформировали основу джазовой группы Weather Report . [ 3 ] Есть некоторые споры по поводу того, как изначально образовалась группа. По словам Завинула, все началось с того, что он и Шортер взяли в команду Витоуша, который еще недавно играл с каждым из них по отдельности. По словам самого Витоуша, именно он и Шортер на самом деле основали Weather Report, а Шортер впоследствии привлек Завинула. [ 7 ] Учитывая изменчивость джазовых составов на сцене того времени, воспоминания не обязательно должны быть взаимоисключающими, и в любом случае именно эти трое музыкантов (все композиторы) сформировали первоначальное ядро ​​проекта.

За свою 16-летнюю карьеру Weather Report исследовали различные типы музыки, преимущественно сосредоточенные на джазе (изначально « свободной » разновидности), но также включающие элементы арт-музыки , этнической музыки , R&B , фанка и рока . Хотя их творчество часто называли джаз-фьюжн, участники группы в целом дистанцировались от этого термина. С самого начала группа использовала необычный подход: отказалась от традиционного разделения «солист/аккомпанемент» в прямолинейном джазе и предоставила возможности для постоянной импровизации каждого участника группы.

Витоуш и Завинул экспериментировали с электронными педалями эффектов , которые до того времени в основном использовались рок -гитаристами . Завинул использовал их на электрическом пианино и синтезаторах , а Витуш - на своем контрабасе , который он часто смыкал с помощью искажений, чтобы создать второй рожковый голос позади или рядом с Шортером.

В обзорах первых трех альбомов Weather Report, переизданных в «Справочнике записей Кристгау: Рок-альбомы семидесятых» , рок-критик Роберт Кристгау описал группу как развитие группы, основанное на клавишных и саксофоне, на основе звучания альбома Майлза Дэвиса 1969 года In a Silent Way. , на котором играли Завинул и Шортер, а Витоуш — нет. Кристгау также посчитал композицию Витоуша «Crystal» из альбома I Sing the Body Electric «провалом». "Crystal" была единственным вкладом Витоуша в альбом, на обложке которого была сильно стилизованная иллюстрация одинокой фигуры, стоящей перед клавишными, и Кристгау счел, что эта песня не идет в ногу с буквально и метафорически "электрическим" направлением остальных. записи. [ 8 ]

Творческие разногласия и отход от Weather Report

[ редактировать ]

[Мирослав] любил фанк и пытался его играть, но он не был фанк-исполнителем. Это было не то место, откуда он пришел. Он не понимал, как туда попасть. Он мог слушать это, говорить об этом, и он восхищался этим, но это не то, что выходило из него, так что это было чем-то, что сдерживало то, чего Джо хотел достичь в то время, когда я был с ними. Мелодично и ритмически Мирослав был великолепен; то, что он сделал, с точки зрения моего происхождения, было очень уникальным. Мирослав все еще играл на акустике, и это был какой-то странный фанк. Это было очень... интересно!

—Гастролирующий барабанщик Weather Report Грег Эррико о Мирославе Витоуше [ 9 ]

Витуш и Завинул оказались в творческом конфликте, поскольку первый предпочитал оригинальный, слегка структурированный, импровизационный подход Weather Report, а второй хотел продолжать интегрировать другие популярные африканской диаспоры и афроамериканцев музыкальные стили . Ретроспективно Завинул обвинил Витоуша в неспособности убедительно играть фанк (что подтвердил Грег Эррико , бывший барабанщик Sly and the Family Stone , который некоторое время гастролировал с группой) и заявил, что он написал недостаточно песен. Витуш возразил, что он действительно принес сочинения, но Завинул не смог их сыграть. Витоуш также обвинил Завинула в том, что он был «первоклассным манипулятором», заинтересованным в первую очередь в коммерческом успехе. Когда Шортер встал на сторону Завинула, первоначальное партнерство из трех человек резко распалось, и Витуш покинул Weather Report, сделав блестящую карьеру, возглавив собственную группу и завоевав уважение как композитор. [ 10 ] [ 11 ]

Витоуш написал в соавторстве с Завинулом и записал свой последний вклад в Weather Report в 1973 году. Это было "American Tango", которое появилось на четвертом альбоме группы Mysterious Traveler в следующем году. На последующих сессиях Mysterious Traveler Витоша заменил электрический басист Альфонсо Джонсон . Эта пластинка является первой пластинкой группы, в которой преимущественно используется электрический бас и сочетается либеральное использование фанка, ритм-н-блюза и рока, что впоследствии стало отличительной чертой фирменного звучания группы позднего периода. В то же время на этом альбоме стал очевиден более ограниченный композиционный формат, пришедший на смену широко открытым импровизационным структурам, использованным на первых трех альбомах. [ 12 ]

Позже Витоуш сказал о своем общем опыте работы с группой: «Мне очень понравилось начало, но в конце все превратилось в затяжку, потому что Джо Завинул хотел пойти в другом направлении. Группа стремилась к успеху и известность, и они по сути изменили свою музыку, превратив ее из коммерческого в черный фанк». Он также чувствовал себя обиженным в финансовом отношении, комментируя: «Я был равноправным партнером и, по сути, я ничего не получил. У нас была корпорация, которую полностью игнорировали. Если у вас есть компания, и ею владеют три человека, а затем два человека говорят «Ладно, мы больше не хотим так работать. Нас теперь только двое», — обычно они разбивают акции и расплачиваются с третьим». [ 12 ]

Более поздняя карьера (1974-настоящее время)

[ редактировать ]

Сотрудничество

[ редактировать ]

После ухода из Weather Report режимом по умолчанию Витоуша было сотрудничество и работа в качестве помощника с широким кругом партнеров, от его старого лидера группы Ларри Кориелла и барабанщика и коллеги по Weather Report и выпускника Coryell Альфонса Музона до Стэна Гетца и Флоры Пурим . Он также работал с Фредди Хаббардом и Мишелем Петруччиани .

Фестивали и живые выступления

[ редактировать ]
Витус с квинтетом Роя Хейнса 1981

В 1981 году Витуш выступил на джазовом фестивале в Вудстоке , посвященном десятилетию Creative Music Studio , а в 1984 году сотрудничал с коллегой-басистом Стэнли Кларком . [ 13 ] В 1988 году Витуш вернулся в Европу, чтобы сосредоточиться на сочинении музыки, но, тем не менее, продолжал выступать на фестивалях.

Альбомы в ECM

[ редактировать ]

Витуш присоединился к группе исполнителей ECM в 1978 году, чтобы играть в трио с гитаристами Терье Рипдалом и ДеДжонетт; совсем недавно он работал с Arista Records . Компания ECM, основанная в 1969 году, заработала репутацию компании, поддерживающей релизы с изменчивыми жанрами, в которых часто свободно смешивались джазовые, классические и мировые музыкальные влияния. Группа артистов ECM свободно обменивалась вкладами в часто насыщенные и интеллектуальные альбомы друг друга, что вызывало как критику, так и похвалу. Классический, совместный и универсальный бас Витоуша, а также плавный подход к руководству группой соответствуют звучанию его нового лейбла и коллег по лейблу в ближайшие десятилетия. Трио Рипдала, Витоуша и ДеДжонетт выпустило свой одноименный первый альбом три года спустя с альбомом To Be Continued .

В 1979 году Витуш вернулся к роли руководителя группы, записав и выпустив First Meeting на ECM. 1980-х годов Группа Мирослава Витоуса в пятизвездочном обзоре позже была оценена Джоном Кельманом в All About Jazz как «исключительно хорошая». [ 14 ] Затем последовала редкая серия альбомов под руководством Витуша, включая Journey's End (1982), Atmos (1992 - с участием саксофониста Яна Гарбарека ), Universal Syncopations (2003, с Гарбареком, Кориа, Маклафлином и ДеДжонеттом среди других) и Universal Syncopations II ( 2004-2005). Они получили в основном положительные отзывы специалистов, которые часто обсуждали их в контексте звучания дома ECM: «настоятельно рекомендуется», [ 15 ] «великолепное звучание и жесткая игра», [ 16 ] и «Квинтэссенция эстетики ECM очень важна для этого серьезного усилия, которое будет с энтузиазмом встречено теми, кто жалуется, что Витоуш недостаточно часто фиксируется как лидер». [ 17 ]

В 1982 году Витоуш вернулся с Кориа и Хейнсом впервые с конца 1960-х, когда они выпустили Trio Music на ECM, а два года спустя выпустили Trio Music Live в Европе . Все трое снова воссоединились в 2001 году на концерте из серии под названием «Рандеву в Нью-Йорке» в честь 60-летия Кориа. вышел Одноименный альбом не на ECM, а на Corea's Stretch лейбле в 2003 году и принес Кориа премию Грэмми за лучшее импровизированное джазовое соло за композицию "Matrix". [ 18 ]

Витоуш выпустил сольный бас-альбом Emergence на ECM в 1985 году. Дэвид Р. Адлер сказал в Allmusic о выступлении басиста в одиночном формате: « Emergence демонстрирует Мирослава Витоуша в сольной бас-гитаре, без наложений. Это строго и сложно, но Витоуш никогда не бывает тяжеловесным; он поддерживает большой интерес своей страстью и потрясающей техникой, поровну разделяя свое время между пиццикато и арко». [ 19 ]

Витуш и барабанщик Петер Эрскин присоединились к Гарбареку на альбоме Гарбарека StAR в 1991 году. Позже басист сказал о своих отношениях с норвежским саксофонистом: «Я славянский музыкант, и это глубоко внутри меня. Я считаю, что [Гарбарек] похож на мой мюзикл. брат." [ 3 ]

Мирослав Филармония

[ редактировать ]

В 2005 году Витуш выпустил «Мирослав Филамоник», виртуальный инструмент для оркестра и хора, который он записал в зале Дворжака внутри Рудольфинума в Праге. Инструментальные партии исполнила Чешская филармония . [ 20 ]

Дискография

[ редактировать ]

Как лидер

[ редактировать ]

Как помощник

[ редактировать ]
  1. ^ Гинелл, Ричард С. «Мирослав Витоус» . Вся музыка . Проверено 10 декабря 2020 г.
  2. ^ Берендт, Иоахим-Эрнст (1979). Джаз, фотоистория . Книги Ширмера. ISBN  9780028702902 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Юнг, Фред (10 октября 2003 г.). «Беседа у камина с Мирославом Витоусом» . Все о джазе . Проверено 20 июня 2010 г.
  4. ^ Олсен, Пол (7 января 2008 г.). «Мирослав Витоус: Всё зависит от вкуса» . Все о джазе . Проверено 20 июня 2010 г.
  5. ^ «ЭКМ» . ecmrecords.com . Архивировано из оригинала 24 февраля 2015 года . Проверено 23 февраля 2015 г.
  6. ^ Ригби, Пол (25 сентября 2016 г.). «Бесконечный поиск» . Человек-аудиофил . Проверено 21 октября 2018 г.
  7. ^ Юнг, Фред. «Беседа у камина с Мирославом Витоусом» (стр. 3). Все о джазе (allaboutjazz.com). 10 октября 2003 г.
  8. ^ Кристгау, Роберт (1981). «Руководство для потребителей 70-х: W» . Путеводитель Кристгау: Рок-альбомы семидесятых . Тикнор и Филдс . ISBN  089919026X . Проверено 22 марта 2019 г. - через robertchristgau.com.
  9. ^ Глассер, Брайан. «Тихим способом». Святилище Паблишинг Лимитед. 2001.
  10. ^ Кот, Джейк (1 августа 2009 г.). «Разговор с Мирославом Витоусом» . Бас-музыкант .
  11. ^ Прасад, Анил. «Мирослав Витус: Освобождение музы» . Интернет-журнал Innerviews. 2004.
  12. ^ Jump up to: а б Прасад, Анил. «Мирослав Витоус – Освобождение Музы» . Внутренние взгляды . Проверено 7 января 2015 г.
  13. ^ 1984 Сиднейская ратуша, продюсер Ян Дэвис (радио ABC)
  14. ^ Кельман, Э. Обзор AllAboutJazz
  15. Адлер, DR Allmusic Review , по состоянию на 19 сентября 2011 г.
  16. Юрек, T. Allmusic Review , по состоянию на 14 октября 2011 г.
  17. Хендерсон, А. Allmusic Review , по состоянию на 17 октября 2011 г.
  18. ^ «Поиск прошлых победителей» . Грэмми.com . Проверено 24 марта 2012 г.
  19. Адлер, DR Allmusic Review , по состоянию на 26 сентября 2011 г.
  20. ^ Synthhead (23 августа 2005 г.). «Мирославская филармония теперь доступна» . Синтотопия . Проверено 19 сентября 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00381d8c0c12260eb1b1232d3a8a17fe__1718251140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/fe/00381d8c0c12260eb1b1232d3a8a17fe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Miroslav Vitouš - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)