Чет Бейкер
Чет Бейкер | |
---|---|
![]() Бейкер в 1983 году | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Чесни Генри Бейкер мл. |
Рожденный | Йель, Оклахома , США | 23 декабря 1929 г.
Умер | 13 мая 1988 г. Амстердам , Нидерланды | (58 лет)
Жанры | |
Занятия |
|
Инструменты |
|
Годы активности | 1949–1988 [1] |
Этикетки | |
Супруг (а) | Шарлин Соудер Халема Алли Кэрол Энн Джексон |
Партнер(ы) |
|
Чесни Генри « Чет » Бейкер младший (23 декабря 1929 – 13 мая 1988) был американским джазовым трубачом и вокалистом. Он известен крупными инновациями в крутом джазе , за что его прозвали «Принцем крутости». [2]
Бейкер заслужил большое внимание и похвалу критиков в 1950-е годы, особенно за альбомы с его вокалом: Chet Baker Sings (1954) и It Could Happen to You (1958). Историк джаза Дэйв Гелли описал перспективы ранней карьеры Бейкера как « Джеймс Дин , Синатра и Бикс в одном лице». [3] Его широко разрекламированное пристрастие к наркотикам также способствовало его известности и славе. Бейкер часто попадал в тюрьму и выходил из нее, прежде чем в конце 1970-х и 1980-х годах его карьера возродилась. [4]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Бейкер родился 23 декабря 1929 года в Йеле , штат Оклахома, и вырос в музыкальной семье. [5] : 169 Его отец, Чесни Бейкер-старший, был профессиональным свинг -гитаристом в стиле вестерн, а мать, Вера Мозер, была пианисткой, работавшей на парфюмерной фабрике. Его бабушка по материнской линии была норвежкой. [6] : 10 Бейкер сказал, что из-за Великой депрессии его отцу, хотя и талантливому, пришлось оставить карьеру музыканта и найти постоянную работу. В 1940 году, когда Бейкеру было 10 лет, его семья переехала в Глендейл, штат Калифорния . [7]
Бейкер начал свою музыкальную карьеру с пения в церковном хоре. Его отец, поклонник Джека Тигардена , подарил ему тромбон, прежде чем переключиться на трубу в возрасте 13 лет, когда тромбон оказался для него слишком большим. [8] Его мать рассказала, что он начал запоминать мелодии по радио еще до того, как ему подарили инструмент. [9] «Влюбившись» в трубу, он за две недели заметно поправился. Пирс назвал Бейкера прирожденным музыкантом, которому игра давалась без особых усилий. [9]
Бейкер получил некоторое музыкальное образование в средней школе Глендейла , но бросил школу в возрасте 16 лет в 1946 году, чтобы присоединиться к армии Соединенных Штатов . Его направили в Берлин, Германия , где он присоединился к 298-му армейскому оркестру . [5] : 170 Находясь в Берлине, он познакомился с современным джазом, слушая V-диски Диззи Гиллеспи и Стэна Кентона . [8] После ухода из армии в 1948 году он изучал теорию музыки и гармонию в колледже Эль-Камино в Лос-Анджелесе . [10] Он бросил учебу на втором году обучения, чтобы повторно поступить на военную службу. Он стал членом оркестра Шестой армии Президио Сан - в Франциско . [10] проводить время в таких клубах, как Bop City и Black Hawk . [11] Он был демобилизован из армии в 1951 году и продолжил музыкальную карьеру. [12]
Карьера
[ редактировать ]
Бейкер выступал с Видо Муссо и Стэном Гетцем, выбрал его прежде чем Чарли Паркер для серии выступлений на Западном побережье. [13]
В 1952 году Бейкер присоединился к квартету Джерри Маллигана и привлек к себе значительное внимание. Вместо того, чтобы играть одинаковые мелодические линии в унисон, как Паркер и Гиллеспи, Бейкер и Маллиган дополняли друг друга контрапунктом и предугадывали, что другой сыграет дальше. " My Funny Valentine " с соло Бейкера стала хитом и ассоциировалась с Бейкером до конца его карьеры. [14] В составе квартета Бейкер регулярно выступал в джаз-клубах Лос-Анджелеса, таких как The Haig и Tiffany Club . [9]
Бейкер сформировал квартет, в который вошли пианист Расс Фриман , басисты Боб Уитлок , Карсон Смит , Джо Мондрагон и Джимми Бонд , а также барабанщики Ларри Банкер , Боб Нил и Шелли Мэнн .
Квартет Бейкера выпустил популярные альбомы в период с 1953 по 1956 год. Бейкер выиграл опросы читателей журналов Metronome и DownBeat , обойдя трубачей Майлза Дэвиса и Клиффорда Брауна . В 1954 году читатели назвали Бейкера лучшим джазовым вокалистом. В 1954 году компания Pacific Jazz Records выпустила Chet Baker Sings альбом , который одновременно увеличил его известность и вызвал критику. Тем не менее, Бейкер продолжал петь до конца своей карьеры.
Бейкер, с его молодой, точеной внешностью, которую часто фотографировал Уильям Клэкстон , и его хладнокровным поведением, напоминавшим о беззаботной жизни калифорнийского плейбоя , стал своего рода кумиром подростков , помимо того, что был уважаемым, подающим надежды джазовым музыкантом. [9] Голливудские студии увидели в Бейкере потенциал кинозвезды, и осенью 1955 года он дебютировал в фильме « Адский горизонт». Бейкер отказался от студийного контракта, предпочитая гастрольную жизнь в качестве музыканта.
В течение следующих нескольких лет он руководил своими собственными ансамблями, в том числе квинтетом 1955 года с Фрэнси Боланд , где Бейкер сочетал игру на трубе и пение. В сентябре 1955 года он впервые уехал в Европу, завершив восьмимесячный тур и в октябре того же года записавшись на лейбле Barclay . Некоторые из этих сессий были выпущены в США под названием Chet Baker в Европе . [15] Там он также записал редкий аккомпанемент для другого вокалиста: Катерины Валенте, играющей на гитаре и поющей " I'll Remember April " и " Ev'ry Time We Say Goodbye ". [16]
Через месяц после начала тура пианист Дик Твардзик умер от передозировки героина. Несмотря на это, Бейкер продолжил тур, наняв местных пианистов. [16]
Вернувшись в Лос-Анджелес после тура, Бейкер вернулся к записи Pacific Jazz. Его продукция включала три сотрудничества с Артом Пеппером , включая Playboys , и саундтрек к «Истории Джеймса Дина» . Бейкер переехал в Нью-Йорк , где он снова сотрудничал с Джерри Маллиганом для записи альбома Reunion with Chet Baker в 1957 году . В 1958 году Бейкер воссоединился со Стэном Гетцем для группы «Стэн встречает Чета» . В том же году он также выпустил альбом «It Could Happen to You» , похожий на «Chet Baker Sings» , отличающийся своими навыками скат-пения вместо игры на трубе. Его последним значительным релизом перед возвращением в Европу был Chet , выпущенный Riverside Records , с участием звездного состава, в который входили пианист Билл Эванс , басист Пол Чемберс и барабанщик Филли Джо Джонс , все они были связаны с ведущим джазовым трубачом Майлзом Дэвисом.
Наркомания и упадок
[ редактировать ]Вскоре после подписания контракта с Riverside Records Бейкер был дважды арестован; первый арест, связанный с пребыванием в больнице Лексингтона, затем тюремное заключение на острове Райкерс на четыре месяца по обвинению в наркотиках. Бейкер сказал, что начал употреблять героин в 1957 году. [5] : 191 Однако писатель Йерун де Валк и пианист Расс Фриман заявили, что Бейкер начал употреблять героин в начале 1950-х годов. Фриман был музыкальным руководителем Бейкера после того, как Бейкер покинул квартет Маллигана. Иногда Бейкер закладывал свои инструменты, чтобы купить наркотики.
В конце 1959 года Бейкер вернулся в Европу, записав в Италии то, что стало известно как миланские сессии с аранжировщиком и дирижером Эцио Леони (Лен Мерсер) и его оркестром. Бейкер появился в роли самого себя в музыкальном фильме «Ревуны на скамье подсудимых» . Таблоиды критиковали Бейкера за его пристрастие к наркотикам, безрассудное распутство и неверность. [6] : 169–170 В августе 1960 года он был заключен в тюрьму в Лукке за ввоз наркотиков, подделку рецептов и злоупотребление наркотиками. [5] : 191 [17] Это вынудило Леони связаться через тюремного надзирателя, чтобы согласовать договоренности с Бейкером, пока они готовились к записи. [18]
Бейкер провел больше года в тюрьме, а позже был выслан из Германии и Великобритании за преступления, связанные с наркотиками. Его депортировали в США из Германии за то, что у него во второй раз возникли проблемы с законом. Он поселился в Милпитасе , Калифорния, выступая в Сан-Франциско и Сан-Хосе между сроками заключения за мошенничество с рецептами. [1]
Первым освобождением Бейкера в 1962 году, после его тюремного заключения в Италии, стал «Чет вернулся!» для RCA , балансируя баллады с энергичным бопом. В том же году Бейкер сотрудничал с Эннио Морриконе в Риме над серией оркестровых поп -записей, записав четыре оригинальные песни, которые он сочинил во время тюремного заключения: « Колыбельная Четти », « So che ti perderò », « Motivo su raggio di luna». ", и " Il mio domani ". [17]
Бейкер вернулся в Нью-Йорк в 1964 году. [19] На протяжении большей части 1960-х годов Бейкер играл на флюгельгорне и записывал музыку, которую можно было классифицировать как джаз Западного побережья . [1] В 1964 году он выпустил «Самый важный джазовый альбом 1964/65 годов» на Colpix Records , а в 1965 году — « Baby Breeze» на Limelight . Затем он выпустил пять альбомов с Prestige , записанных за одну неделю. [20]
Бейкер отстал от последних новинок джаза. [8] : 96 В конце 1965 года он вернулся на лейбл Pacific, записав шесть тематических альбомов, содержание которых варьировалось от прямого джаза к скучным инструментальным каверам на современные поп-песни в аранжировке Бада Шэнка . Сам Бейкер был недоволен пластинками, назвав их «просто работой для оплаты аренды». К этому времени у него была жена и трое детей, которых нужно было содержать. [8] : 100–101
Следующим летом, уже достигнув низшей точки в своей карьере, Бейкер был избит, вероятно, при попытке купить наркотики. [21] после выступления в The Trident в Саусалито . В фильме «Давай потеряемся » Бейкер рассказал, что знакомый пытался его ограбить, но отступил, только чтобы на следующую ночь вернуться с группой мужчин, которые его преследовали. Он сел в машину и был окружен. Вместо того, чтобы спасти его, люди в машине вытолкнули его обратно на улицу, где погоня продолжилась. Он получил порезы и выбил несколько зубов. Этот инцидент часто неверно датируется или иным образом считается преувеличенным, отчасти из-за его собственных ненадежных показаний по этому поводу. [1] [9]
Тем не менее, инцидент 1966 года действительно привел к тому, что его зубы в конечном итоге испортились. К концу 1968 или началу 1969 года ему понадобились зубные протезы . [8] Это испортило его амбушюр , и он изо всех сил пытался заново научиться играть на трубе и флюгельгорне.
Бейкер утверждает, что в течение трех лет он работал на заправочной станции, пока не пришел к выводу, что ему нужно найти путь обратно к музыке и переучить свой амбушюр. [22] Биограф Йерун де Валк отмечает, что Бейкер все еще был музыкально активен после 1966 года, выступая и иногда записываясь. Бада Шэнка Magical Mystery . В апреле 1968 года он предоставил флюгельгорн для альбома [8] В 1969 году он выпустил Albert's House , в который вошли 11 композиций Стива Аллена , который организовал дату записи, чтобы помочь Бейкеру возобновить свою карьеру. В 1970 году Бейкер выпустил альбом Blood, Chet and Tears .
После этих неудачных релизов Бейкер ушел из музыкального бизнеса. Он не выпускал ни одного альбома в течение 4 лет, а примерно с 1968 по 1973 год перестал выступать на публике. [8] Вернувшись с семьей в дом своей матери в Сан-Хосе и завися от социального обеспечения, Бейкер был арестован за подделку рецептов на героин. Судья освободил его при условии, что он будет принимать метадон в течение следующих семи лет. [8]
Вернись
[ редактировать ]
В 1973 году Бейкер решил попытаться вернуться. Вернувшись к прямолинейному джазу , с которого началась его карьера, он поехал в Нью-Йорк, чтобы снова выступить. [8] В 1974 году лейбл India Navigation выпустил концертный альбом выступлений с саксофонистом Ли Конитцем . She Was Too Good to Me , выпущенный CTI Records в том же году, считается альбомом-возвращением. Его последним релизом 1974 года стал еще один концертный альбом, записанный в Карнеги-холле , который стал его последним сотрудничеством с Джерри Маллиганом.
С этого времени работа как в США, так и в Европе была непоследовательной. В 1977 году Бейкер записал Once Upon a Summertime and You Can't Go Home Again . В ноябре того же года он вернулся в Европу, чтобы гастролировать до конца года. Столкнувшись с возобновлением интереса во Франции, Италии, Германии и Дании, Бейкер решил остаться. [8] Он работал почти исключительно в Европе, возвращаясь в США лишь раз в год, чтобы посетить некоторые выступления. [23]
С этого момента Бейкер записал огромное количество материала. В 1979 году Бейкер установил 11 пластинок; в следующем году он выпустил 10. Их выпустили небольшие джазовые лейблы, такие как Circle , SteepleChase и Sandra.
В начале 1980-х Бейкер начал ассоциировать себя с музыкантами, с которыми он хорошо ладил, такими как гитарист Филип Кэтрин , басист Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен и пианист Мишель Грайе .
Позже в своей карьере Бейкер предпочитал играть в ансамблях без барабанов. [8] [24] Он терпеть не мог играть на шумных площадках перед невнимательной публикой. На концертах в оживленных французских и американских клубах он иногда ждал более получаса, пока шум утихнет, прежде чем приступить к выступлению, и делал паузу в своем выступлении, если публика шумела. [9] [25] : 102
В 1983 году британский певец Элвис Костелло , давний поклонник Бейкера, нанял трубача, чтобы он сыграл соло в своей песне « Shipbuilding » для альбома Punch the Clock . Песня представила музыку Бейкера новой аудитории. Позже Бейкер часто включал в свои концертные сеты песню Костелло « Почти синий » (в свою очередь вдохновленную версией Бейкера « The Thrill Is Gone »).
В 1985 году, через пять лет после встречи с бразильским пианистом и композитором Рике Пантохой в парижском клубе, Пантоха пригласил Бейкера выступить на фестивале Free Jazz Festival в Рио-де-Жанейро . Находясь в Бразилии , Бейкер записал трубу и вокал для своего дуэтного альбома Rique Pantoja и Chet Baker . [26] [27]
В 1986 году фильм «Чет Бейкер: Концерт в Лондоне Ронни Скотта» представил Бейкера в интимном сценическом представлении, снятом с Элвисом Костелло и Ван Моррисоном , когда он исполнил ряд стандартов и классических произведений, включая « Just Friends », «My Ideal» и «Shifting Down». ". Дополняя музыку, Бейкер поговорил один на один с другом и коллегой Костелло о своем детстве, карьере и борьбе с наркотиками.
Бейкер записал концертный альбом Чета Бейкера в Токио со своим квартетом, в состав которого вошли пианист Гарольд Данко , басист Хейн Ван де Гейн и барабанщик Джон Энгельс . Освобожденный за одиннадцать месяцев до своей смерти, Джон Винокур назвал это «славным моментом в сумерках Чета Бейкера». [28]
Зимой 1986 года в клубе Нью-Йорка Бейкер познакомился с модным фотографом Брюсом Вебером . [29] Вебер убедил его сделать фотосессию для трехминутного фильма. [30] Когда Бейкер начал открываться Веберу, Вебер убедил его поработать над более длинным фильмом о его жизни. [31] Съемки начались в январе 1987 года. Законченный фильм « Давай заблудимся » представляет собой получивший широкое признание стилизованный документальный фильм , в котором исследуются талант и обаяние Бейкера, гламур его юности, теперь увядший до заброшенного состояния, а также его бурная, сенсационная романтическая и семейная жизнь. Он был выпущен в сентябре 1988 года, через четыре месяца после его смерти в мае того же года. В 1989 году были выпущены два сопровождающих альбома саундтреков, один из которых содержит самые яркие моменты его славы, а другой - новый материал, который Бейкер записал во время съемок документального фильма.
Смерть
[ редактировать ]
Рано утром 13 мая 1988 года Бейкер был найден мертвым на улице под своим номером в отеле Prins Hendrik в Амстердаме с серьезными ранениями головы, очевидно, упавшими из окна второго этажа. [33] героин и кокаин В его комнате и в его теле были обнаружены . Никаких доказательств борьбы обнаружено не было, а смерть была признана несчастным случаем. [34] По другой версии, он случайно заперся в своей комнате и упал, пытаясь перейти с балкона свободной комнаты, примыкающей к его собственной. [35] В его память возле отеля установлена мемориальная доска. [36]
Бейкер похоронен на кладбище Инглвуд-Парк в Инглвуде, Калифорния . [37] рядом с отцом.
Личная жизнь
[ редактировать ]Личная жизнь Чета Бейкера была бурной, отчасти из-за многолетней наркозависимости, начавшейся в 1950-х годах, и кочевого образа жизни, вызванного гастролями. В 1980 году он описал свою жизнь как «1/3 в машине, 1/3 спит и 1/3 занимается музыкой». [22]
Его первый недолгий брак был с Шарлин Содер в 1950 году. [6] : 43–44 В 1954 году, несмотря на то, что он оставался женатым на Шарлен, он публично встречался с любительницей французского джаз-клуба Лили Кукье (позже известной как актриса Лилиан Ровер ) в течение 2 лет, представляя ее другим как свою жену. [38] [6] : 102 Фотография пары, сделанная Уильямом Клэкстоном, появляется как часть коллажа на обложке Chet Baker Sings and Plays .
Отношения Бейкера с Лили закончились, когда он сообщил ей о своем новом браке с Халемой Алли. [6] : 128 Он женился на 20-летней Халеме, которая была на 7 лет младше его, в мае 1956 года, через месяц после их знакомства. [6] : 132 Пара позировала для фотографии Уильяма Клэкстона, на которой Халема предстает в белом платье и кладет голову на колено Бейкера. У них родился сын Чесни Афтаб Бейкер, которому Бейкер посвятил свою композицию « Колыбельная Четти ». [17] Бейкер был безответственным и отстраненным отцом. [39]
В ходе скандала, который тщательно расследовали итальянские таблоиды , Халема была отправлена в тюрьму за контрабанду жетриума из Германии в Италию для своего мужа, хотя она утверждала, что не знала, что нарушает закон. К унижению жены, к моменту суда Бейкер уже начал публично встречаться с Кэрол Джексон, танцовщицей из Суррея . После шестимесячного задержания [8] : 86 Халема вернулась в Инглвуд , и их брак по сути распался, хотя они оставались в законном браке в течение нескольких лет, поскольку выследить Бейкера для бракоразводного процесса было слишком сложно. [6] : 169–171; 178
В 1962 году Кэрол Джексон родила сына Дина. Два года спустя, в 1964 году, Бейкер вернулся в Соединенные Штаты, и Халема смогла вручить Бейкеру документы о разводе. [6] : 206 Бейкер женился на Кэрол Джексон в 1964 году, и у них родилось еще двое детей: Пол в 1965 году и Мелисса («Мисси») в 1966 году. [40] [9] [41] [8] : х Несмотря на его непоследовательность в семейной жизни и его неверность, Кэрол и Чет так и не развелись. [9]
В 1970 году Бейкер познакомился с джазовой барабанщицей Дайаной Вавра. У них начались периодические отношения, которые продолжались до конца его жизни. Начиная с 1980-х годов она была его постоянной спутницей во время гастролей по Европе. [8] : 117 Она заботилась о его личных нуждах и помогала ему в карьере. [23] В Библиотеке Конгресса хранится переписка Чета и Дайаны. [42] Чет посвятил свой альбом Diane Вавре 1985 года, кавер на знакомый джазовый стандарт « Diane ». на какое-то время Вавра укрылась в женском приюте . Из-за поведения Бейкера [9]
В 1973 году Бейкер начал отношения с Рут Янг , джазовой певицей. Она сопровождала его в его турне по Европе в 1975 году, и он жил с ней, останавливаясь в Нью-Йорке. [8] : 116–117 Они встречались с перерывами около десяти лет. [43] [8] : 119 Вместе они записали два дуэта, « Осенние листья » и «Whatever Possessed Me», для альбома 1977 года The Incredible Chet Baker Plays and Sings .
Благодаря пребыванию в Италии Бейкер свободно говорил по-итальянски. [22] [44]
Бейкер любил вождение и спортивные автомобили. [45] [8] : 132 В 1971, 1972 и 1975 годах Бейкера арестовывали за вождение в нетрезвом виде . [8] : 108
В конце 1960-х и 1970-х годах Бейкер попытался начать писать свои мемуары . По словам его жены Кэрол, он проиграл драфт во время поездки на гастроли. [8] : 108 В 1997 году Кэрол Бейкер опубликовала и написала введение к своим «утраченным мемуарам», записанным примерно в 1978 году, под названием « Как будто у меня были крылья» . [1] [46] То, что существуют, скудно и своеобразно, и сосредоточено в основном на его пребывании в армии и употреблении наркотиков.
Композиции
[ редактировать ]Некоторые из известных композиций Бейкера включают « Колыбельная Четти », « Автострада », «Настроение раннего утра», «Два в день», « So che ti perderò » («Я знаю, что потеряю тебя»), « Il mio domani » ( «Мое завтра»), « Motivo su raggio di luna » («Созерцать лунный луч»), «Маршрут», «Skidaddlin’», «New Morning Blues» (с Дюком Джорданом ), «Blue Gilles», «Dessert». «, «Ожиданный блюз», «Блюз не просто так», [47] «Мы знаем, что это любовь» и «Сегодня вечером хорошо выглядишь».
Наследие
[ редактировать ]Бейкер был сфотографирован Уильямом Клэкстоном для его книги « Молодой Чет: Молодой Чет Бейкер» . Номинированный на премию Оскар документальный фильм 1988 года о Бейкере « Давай потеряемся » изображает его как культурную икону 1950-х годов, но сопоставляет это с его более поздним имиджем наркомана. Фильм, снятый модным фотографом Брюсом Вебером , был черно-белым и включает в себя серию интервью с друзьями, семьей (включая троих детей от третьей жены Кэрол Бейкер), музыкальными коллегами и подругами, перемежающимися кадры из ранней жизни Бейкера и интервью с Бейкером в последние годы его жизни. В книге «Чет Бейкер, его жизнь и музыка » автор Джерун де Валк и другие критикуют фильм за то, что он представляет Бейкера как «выброшенного» музыканта в последние годы его жизни. Фильм был снят в первой половине 1987 года, до таких ярких событий в карьере, как японский концерт, вышедший на канале Chet Baker в Токио . Премьера состоялась через четыре месяца после смерти Бейкера.
«Время за временем: Проект Чета Бейкера» по сценарию драматурга Джеймса О'Рейли гастролировал по Канаде в 2001 году. [48]
Йерун де Валк написал биографию Бейкера; Чет Бейкер: Его жизнь и музыка - английский перевод. [49] Другие его биографии включают «Глубоко во сне — Долгая ночь Чета Бейкера» Мэтью Раддика Джеймса Гэвина и «Забавный Валентин» . «Потерянные мемуары» Бейкера доступны в книге «Как будто у меня были крылья» , в которую входит предисловие Кэрол Бейкер. [1]
Фильм 1960 года « Все прекрасные молодые каннибалы » с Робертом Вагнером в главной роли в роли джазового трубача по имени Чад Биксби был во многом вдохновлен Бейкером.
В киноверсии « Талантливого мистера Рипли » 1999 года Мэтт Дэймон играет мастера мимики, имитирующего запись Бейкера «My Funny Valentine» из «Chet Baker Sings» .
Чета Бейкера сыграл Итан Хоук в фильме 2015 года « Рождённый быть синим» . Это переосмысление карьеры Бейкера конца 1960-х, когда он известен как своей музыкой, так и своей зависимостью, и он принимает участие в фильме о своей жизни, чтобы продвинуть свою карьеру. [50] Стив Уолл играет Бейкера в фильме « Мое глупое сердце» 2018 года .
Американский певец и автор песен Дэвид Уилкокс включил нежный биографический портрет « Невоспетая лебединая песня» Чета Бейкера в свой альбом Home Again 1991 года . [51] Вокалистка Лусиана Соуза записала The Book of Chet в 2012 году как дань уважения. Бразильская джазовая пианистка Элиан Элиас посвятила свой альбом 2013 года «I Thought About You» Чету Бейкеру. [52] [53]
Австралийский музыкант Ник Мерфи выбрал «Чет Факер» в качестве своего сценического псевдонима как дань уважения Бейкеру. Мерфи сказал: «Я слушал много джаза и был большим поклонником… того, как он пел, когда он перешел в мейнстримное пение. У него был действительно хрупкий вокальный стиль – действительно сломанный, крупный план, и интимный стиль. Это название — своего рода ода Чету Бейкеру и настроению музыки, которую он играл, — чему я хотел бы, по крайней мере, отдать дань уважения в своей собственной музыке». [54]
В 2023 году журнал Rolling Stone поставил Бейкера на 116-е место в своем списке 200 величайших певцов всех времен. [55]
Награды и почести
[ редактировать ]- Введение в Зал славы биг-бэнда и джаза, 1987 г.
- Журнал DownBeat , Зал славы джаза, 1989 г.
- Зал славы джаза Оклахомы , 1991 г.
- Премия Зала славы Грэмми за пение Чета Бейкера (1956), введена в должность в 2001 году. [56]
- День Чета Бейкера провозглашен губернатором Оклахомы Брэдом Генри и Палатой представителей Оклахомы , 2005 г.
- Джазовый фестиваль Чета Бейкера в его честь в Йеле, Оклахома, 10 октября 2015 г.
- Джазовый фестиваль в Форли в честь Чета Бейкера (30 лет после его смерти), Форли , Италия , 2–19 мая 2018 г.
Дискография
[ редактировать ]Фильмография
[ редактировать ]- (1955) Адский горизонт , Том Грайс : актер
- (1959) Audace coup dei soliti ignoti , Нанни Лой : музыка
- (1960) Ревуны на скамье подсудимых , Лучио Фульчи : актер
- (1963) Ore Rubate [«украденные часы»], Дэниел Петри : музыка
- (1963) Тромба Фредда , Энцо Нассо: актер и музыка
- (1963) Концерт страха Хосе Беназерафа : музыка
- (1964) Ад в коже , Хосе Беназераф : музыка
- (1964) Обнаженные, чтобы жить , Элио Петри , Джулиано Монтальдо и Джулио Квесто : музыка
- (1988) Давайте заблудимся , Брюс Вебер : музыка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рульманн, Уильям. «Чет Бейкер» . Вся музыка . Проверено 13 ноября 2015 г.
- ^ Карр, Рой (2 декабря 2004 г.). «Век джаза» . Лондон: Хэмлин – через Интернет-архив.
- ^ Гелли, Дэйв (2000). Иконы джаза: история в фотографиях, 1900–2000 (североамериканское издание). Сан-Диего, Калифорния: Thunder Bay Press. ISBN 1-57145-268-0 .
- ^ Лиланд, Джон (5 октября 2004 г.), Hip: The History , HarperCollins, стр. 265–, ISBN 978-0-06-052817-1 , получено 13 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джоя, Тед (1998). Джаз Западного побережья: современный джаз в Калифорнии, 1945–1960 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520217294 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Гэвин, Джеймс (2011). Глубоко во сне: Долгая ночь Чета Бейкера . Чикаго Ревью Пресс. ISBN 9781569767573 .
- ^ «Чет Бейкер | Биография и история» . Вся музыка . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Валк, Джерун де (2000). Чет Бейкер: его жизнь и музыка . Книги Беркли-Хиллз. ISBN 9789463381987 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Вебер, Брюс (15 сентября 1988 г.). Давай заблудимся (документальный фильм). Фильмы «Дух времени» .
- ^ Перейти обратно: а б «Чет Бейкер» . Вся музыка . Проверено 8 апреля 2017 г.
- ^ Маккивер, Стюарт А. (19 июня 2014 г.). Стать Джоуи Физзом . Авторский дом. стр. 17–. ISBN 9781496915214 . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ Кэхилл, Грег. «Чет Бейкер» . Норт Бэй Богемиан . Архивировано из оригинала 16 октября 2018 года . Проверено 8 апреля 2017 г.
- ^ Гордон, Роберт (1986). Джаз Западного побережья: джазовая сцена Лос-Анджелеса 1950-х годов . Квартет книг. п. 72 . ISBN 9780704326033 .
- ^ Дэвис Инман (16 января 2012 г.). «Чет Бэйкер, «Моя забавная валентинка» » . Американский автор песен . Архивировано из оригинала 27 апреля 2015 года . Проверено 21 января 2015 г.
- ^ «Обзор обзоров... джазовых альбомов» . Рекламный щит . 10 ноября 1956 г. с. 86 . Проверено 13 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Майерс, Марк (4 февраля 2020 г.). «Чет Бейкер + Катерина Валенте» . ДжазВакс . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Майерс, Марк (21 июля 2017 г.). «Чет Бейкер: La Voce» . ДжазВакс . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Чет Бейкер - Milano Sessions, 1959 г. - Промо-звук, компакт-диск 4312 ADD
- ^ Майерс, Марк (16 апреля 2012 г.). «Чет Бэйкер: Нью-Йорк, 1964» . ДжазВакс . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Яноу, Скотт. «Вкус текилы. Обзор» . Вся музыка . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Селвин, Джоэл (12 июня 2002 г.). « Измученный король крутого джаза / Наркотики и злоупотребления отметили карьеру трубача» . Хроники Сан-Франциско .
- ^ Перейти обратно: а б с рендарте пиаз (1980). Интервью Чета Бейкера о наркотиках и джазе, 1980 год (на итальянском языке). Ютуб . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Чет Бейкер жил и играл почти исключительно в Европе» . Jazzbluesnews.com . 22 декабря 2017 года . Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ Энос, Морган (22 апреля 2022 г.). «Трио Чета Бейкера: Концерт в Париже: записи Radio France 1983–1985 (Элементал)» . ДжазТаймс . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Вульф, Инго (1993). Чет Бейкер в Европе: 1975–1988 гг. (на немецком и английском языках). Нисванд Верлаг. ISBN 9783926048578 .
- ^ Джонс, Дженис Л. (30 мая 1992 г.). «Джазовые артисты идут в новых направлениях: Композитор: Всемирно известный Рике Пантоха, который играет сегодня вечером в Сан-Хуане Капистрано, стремится к более широкой известности в США» Los Angeles Times . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ Арбор Уэй (Live) . Проверено 24 апреля 2024 г. - через www.youtube.com.
- ^ Винокур, Джон (22 февраля 2008 г.). «Славный момент в сумерках Чета Бейкера» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Адамс, Джеймс (9 сентября 2006 г.). «Через легенду, мрачно». Глобус и почта .
- ^ Крейгманн, Джейм (декабрь 1988 г.). «Реквием по валторнисту». Эсквайр . п. 231.
- ^ Джеймс, Ник (июнь 2008 г.). «Возвращение крутости» . Вид и звук . Архивировано из оригинала 25 мая 2008 года . Проверено 20 мая 2008 г.
- ^ Жук, Роман. «Новости — Чет Бейкер (мемориальная доска)» . Роман-Жук.com . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ Парелес, Джон (14 мая 1988 г.). «Чет Бейкер, джазовый трубач, осенью скончался в возрасте 59 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 марта 2016 г.
- ^ «Чет Бейкер: Бурная жизнь легенды джаза» . USA365 (на голландском языке). 18 мая 2015 г. Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ Том Шнабель (17 января 2012 г.). «Как на самом деле умер Чет Бейкер» . KCRW.com . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ thelastgps (21 августа 2012 г.). «Чет Бейкер — Амстердам — 13 мая 1988 года» . Последний GPS . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ «Выдающиеся жизни | Кладбище Инглвуд-Парк» . 23 января 2019 года . Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ Мерль, Сильвен (11 апреля 2019 г.). «Лилиан Ровер, актриса фильма «Dix Pour Cent»: «Я выжила» » . Le Parisien (на французском языке) . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Сент-Клер, Джеффри (25 ноября 2011 г.). «Сцены из жизни Чета Бейкера» . Контрпанч . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ «Брюс Гатри: Вспоминая статью Чета Бейкера @ All About Jazz» . Все о джазе . 23 апреля 2020 г. . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Мюррей, Руби (1 января 2012 г.). «Исторический профиль Чета Бейкера | Журнал Dumbo Feather» . Дамбо Перо . Архивировано из оригинала 30 декабря 2020 года . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Миллер, Кейт (26 мая 2020 г.). «Чет Бейкер, Сердце и душа» . Блоги Библиотеки Конгресса . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Гладстон, Майкл П. (14 июля 2005 г.). «Рут Янг: Это всегда обзор» . Всё о джазе . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Чет на italiano.mov , май 2011 г., заархивировано из оригинала 31 октября 2021 г. , получено 15 марта 2021 г.
- ^ «Кэрол Бейкер, вдова Чета Бейкера» . Джерри Джазовый музыкант . 22 июня 1998 года . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Бушар, Фред (19 апреля 2019 г.). «Как будто у меня были крылья: потерянные мемуары Чета Бейкера» . ДжазТаймс . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ «Квинтет Чета Бейкера * с участием Уорна Марша - Блюз по причине» . Дискогс . 13 ноября 1985 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Крю, Роберт (6 апреля 2001 г.). «Время за временем: Проект Чета Бейкера» . Разнообразие . Проверено 13 ноября 2015 г.
- ^ «Йерун де Валк: текст и музыка» . Jeroendevalk.nl (на голландском языке). Архивировано из оригинала 10 января 2014 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ Барракло, Лео (4 февраля 2015 г.). «Берлин: Итан Хоук привез на фестиваль джазовый фильм «Рожденный быть синим»» . Разнообразие . Проверено 13 ноября 2015 г.
- ^ Айенгар, Вик. «Дэвид Уилкокс — Снова дома» . AllMusic.com . Проверено 9 августа 2021 г.
- ^ Ошейник, Мэтт. «Элиана Элиас - Я думал о тебе» . AllMusic.com . Проверено 10 мая 2016 г.
- ^ Бейли, К. Майкл (23 мая 2013 г.). «Элиан Элиас: Я думал о тебе: дань уважения Чету Бейкеру» . Все о джазе . allaboutjazz.com . Проверено 10 мая 2016 г.
- ^ «Дискавери: Чет Факер» . Журнал «Интервью» . 16 марта 2012 года . Проверено 13 марта 2021 г.
- ^ «200 величайших певцов всех времен» . Роллинг Стоун . 1 января 2023 года . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ «Зал славы ГРЭММИ» . Грэмми.com . 18 октября 2010 года . Проверено 13 июня 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейкер, Чет; Кэрол Бейкер. Как будто у меня были крылья: потерянные мемуары . Сент-Мартинс Пресс, 1997.
- Де Валк, Йерун. Чет Бейкер: его жизнь и музыка . Книги Беркли-Хиллз, 2000. ISBN 18-931-6313-X . Обновленное и расширенное издание: Чет Бейкер: Его жизнь и музыка . Издательство «Аспект», 2017. ISBN 9789461539786 .
- Гэвин, Джеймс. Глубоко во сне: Долгая ночь Чета Бейкера . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2002.
- Раддик, Мэтью. Веселая валентинка: История Чета Бейкера . Книги Мелроуза, 2012.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Четом Бейкером, на Викискладе?
- Чет Бейкер из AllMusic
- Чет Бейкер на IMDb
- Чет Бейкер в Find a Grave
- «Бейкер, Чет» , Энциклопедия истории и культуры Оклахомы .
- Чет Бейкер Материалы из бумаг Дайаны Вавра, 1970–1989 годы, хранящиеся в Библиотеке Конгресса.
- Концертные записи Чета Бейкера от Circle Records, Германия
- Чет Бейкер
- 1929 рождений
- 1988 смертей
- Джазовые музыканты из Оклахомы
- Люди из Милпитаса, Калифорния
- Жители округа Пейн, Оклахома
- Американские певцы 20-го века
- Трубачи 20-го века
- Случайная смерть от падений
- Случайные смерти в Нидерландах
- Американские джазовые певцы
- Американские джазовые трубачи
- Американские трубачи-мужчины
- Американцы норвежского происхождения
- Похороны на кладбище Инглвуд-Парк.
- Артисты Columbia Records
- крутые джазовые музыканты
- крутые джазовые певцы
- Крутые джазовые трубачи
- Смерти, связанные с наркотиками, в Нидерландах
- Артисты EmArcy Records
- Артисты Enja Records
- Артисты Galaxy Records
- Исполнители Hot Club Records
- Артисты Prestige Records
- Исполнители Riverside Records
- Исполнители лейбла SteepleChase Records
- Исполнители Timeless Records
- Исполнители Transatlantic Records
- Артисты Verve Records
- Музыканты армейского оркестра США
- Американские джазовые музыканты мужского пола
- Исполнители CTI Records
- Исполнители Сонет Рекордс
- Американские певцы 20-го века
- Джазовые музыканты из Калифорнии