Jump to content

Хьюберт Огунде

Хуберт Адедеджи Огунде
Рожденный Хуберт Адедеджи Огунде
( 1916-07-10 ) 10 июля 1916 г.
Ососа, штат Огун
Умер 4 апреля 1990 г. ) ( 1990-04-04 ) ( 73 года
Лондон , Англия
Занятие Драматург, актер
Национальность нигерийский
Гражданство Нигерия
Период 1944–90
Жанр Драма , сатира
Известные работы Йоруба Подумай, Земля
Заметные награды Доктор литературы Университета Ифе и Университета Лагоса, Нигерия.
Супруг Более 10
Дети 17

Шеф Хуберт Адедеджи Огунде Д.Литт. ( // ; 10 июля 1916 — 4 апреля 1990) — нигерийский актёр, драматург , театральный менеджер и музыкант, основавший в 1945 году первую современную профессиональную театральную труппу в Нигерии — Африканскую партию исследования музыки.

Хуберт Огунде изменил название на Театральная партия Огунде в 1947 году и Концертная партия Огунде в 1950 году. Наконец, в 1960 году он изменил его на Театр Огунде, название, которое оставалось до его смерти в 1990 году. Его называют «отцом нигерийского театр, или отец современного театра йоруба». [ 1 ]

За свою карьеру на сцене он написал более 50 пьес. [ 2 ] большинство из которых включают драматические действия, танцы и музыку, а история отражает политические и социальные реалии того периода. [ 3 ] Его первой постановкой была финансируемая церковью пьеса под названием «Райский сад» . Премьера спектакля состоялась в Мемориальном зале Гловера в Лагосе в 1944 году. Его успех побудил Огунде поставить больше пьес, и вскоре он оставил работу в полиции и сделал карьеру в театре.

В 1940-е годы он выпустил несколько пьес с политическими комментариями: «Империя тигра» , «Забастовка и голод» и «Хлеб и пуля» . В 1950-е годы он со своей путешествующей труппой гастролировал по различным городам Нигерии. В 1964 году он выпустил «Йоруба Рону» , пьесу, которая вызвала споры и вызвала гнев вождя Акинтолы , премьер-министра Западного региона .

В результате театр Огунде был запрещен в Западном регионе Нигерии на два года. Этот запрет был отменен только новым военным правительством подполковника Ф.А. Фаджуи 4 февраля 1966 года.

В конце 1970-х Огунде был вдохновлен успехом «Иджа Оминира» и «Аджани Огун» стал сопродюсером своего первого целлулоидного фильма «Айе» , двух новаторских полнометражных фильмов йоруба, и в 1979 году . Он выпустил «Джайесими», «Аропин Н'тения» и После этого Аянмо - полнометражные фильмы, вдохновленные мистикой йоруба.

Огунде снялась в фильме «Мистер Джонсон» . [ 1 ] фильм 1990 года, в котором также участвовал Пирс Броснан . Фильм снимался в Торо , недалеко от Баучи , Нигерия.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Огунде родился в Ососе, недалеко от Иджебу-Оде , штат Огун , Нигерия. [ 4 ] семье Иеремии Дейнбо и Юнис Овотусан Огунде. Его отец был баптистским пастором, а дед по материнской линии был священником Ифа , традиционной африканской религии. Огунде некоторое время жил на территории поместья своего деда и участвовал в Ифа , Огуне и многих других традиционных религиозных праздниках. [ 5 ] На его воспитание повлияли как христианство, так и традиционная религия йоруба. Он получил образование между 1925 и 1932 годами, посещая школу Святого Иоанна в Ососе (1925–28), школу Святого Петра в Фааджи, Лагос (1928–30) и африканскую школу Васими (1931–32). [ 5 ]

Его первый контакт с исполнительским искусством произошел в качестве участника Egun Alarinjo во время учебы в начальной школе. После завершения образования он работал учеником-учителем в школе Св. Иоанна, а также был церковным хормейстером и органистом.

Позже он присоединился к нигерийской полиции в марте 1941 года в Ибадане. [ 6 ] В 1943 году полиция направила его в полицейский участок Дентона, Эбуте Метта , где он присоединился к африканской инициированной церкви , Церкви Господа (Аладура). В 1945 году в Лагосе он создал любительский драматический кружок «Африканская партия исследования музыки». [ 7 ]

Как и у многих его театральных современников, таких как А. Б. Давид, П. А. Даводу, Лайени и Г. Т. Онимоле, его театральная карьера началась под патронажем Церкви. В 1944 году он совместно с ГБ Куйину поставил свою первую народную оперу « Райский сад» и «Трон Божий» . [ 1 ] по заказу базирующейся в Церкви Лагосе Господа (Аладура), основанной Иосией Осителу. Спектакль был санкционирован для внесения пожертвований в фонд церковного строительства.

Премьера народной оперы состоялась в Мемориальном зале Гловера под председательством доктора К. Ннамди Азикиве . Присутствует [ 8 ] Спектакль включал реализм и драматическое действие в игру, танцы и пение исполнителей, что отличало его от обычных местных воздушных опер, преобладавших в Йорубаленде в то время. [ 9 ] Это было нововведение, которое способствовало успеху.

По просьбе Алаке Абеокута Огунде . исполнил «Райский сад» в Зале столетия Аке Воодушевленный успехом пьесы, он продолжил писать еще оперы. Он написал и стал одним из режиссеров трех пьес на религиозную тематику: «Африка и Бог» (1944), народная опера, пропитанная культурными темами йоруба, которых не было в «Райском саду», «Израиле в Египте» (1945) и «Царстве Навуходоносора и пире Валтасара». (1945). В 1946 году он оставил свой пост в полиции, чтобы стать профессиональным драматургом.

Начало сценической карьеры: народные оперы

[ редактировать ]

Как уже говорилось, Партия исследования африканской музыки под руководством Огунде, основанная в 1945 г. [ 10 ] была первой современной профессиональной театральной труппой в Йорубаленде. Предыдущие перформанс-группы представляли собой театральные труппы в масках под названием Аларинджо, поддержка которых зависела от двора или церкви и популярность которых росла в результате молвы. [ 10 ] Огунде отличил свою группу, используя такие методы продвижения, как реклама и плакаты, а также изменив круглую сцену, используемую исполнителями алариндзё, на сцену с авансценой . Кроме того, он внес в свои пьесы драматизм и реализм, зависящий от коммерческой поддержки публики. Благодаря этим действиям Огунде положил начало подъему современного профессионального театра в Нигерии, движения, в котором он остается самым влиятельным деятелем. [ 11 ]

Оставив работу полицейского констебля, Огунде отошел от своего прежнего внимания к религиозным темам и начал писать пьесы, носящие националистический и антиколониальный характер, что было тенденцией в Лагосе в яростные сороковые годы. [ 8 ] В этот период многие из его ранних опер были поставлены совместно с Г.Б. Куйну.

В начале 1945 года он поставил «Хуже, чем преступление» , политическую пьесу, наполненную танцем йоруба и древними народными песнями. Как и большинство его ранних пьес, премьера состоялась в Мемориальном зале Гловера в Лагосе. Позже в том же году он написал «Шварцвальд» и «Путешествие в небеса» , две оперы йоруба, которые также улучшили его использование традиционного фольклора йоруба. Последний также имел сильное христианское влияние. В ноябре 1945 года он написал прорабочую пьесу « Забастовка и голод» , мотивированную событиями всеобщей забастовки профсоюзов во главе с Майклом Имуду . В 1946 году он написал и продюсировал «Империю тигра» . состоялась 4 марта 1946 года, Премьера фильма «Империя тигра» , спродюсированного Африканской группой исследования музыки, в нем приняли участие Огунде, Беатрис Ойеде и Абике Тайво. Реклама спектакля стала результатом призыва Огунде к «платным актрисам». Это был первый случай в театре йоруба, когда женщинам было предложено участвовать в спектакле в качестве самостоятельных профессиональных артистов. Империя Тигра была атакой на колониальное правление. Он следил за Империей Тигра с Тьмой и Светом . [ 9 ]

Позже, в 1946 году, он выпустил «Деньги Дьявола» — африканскую историю о человеке, который заключил контракт со злым духом, стремясь разбогатеть. Народная опера имела успех: в костюмах приняли участие двадцать четыре актера. После смерти Герберта Маколея он написал оперу « Герберт Маколей» в память о жизни националиста, умершего в 1946 году. Затем в 1947 году он выпустил еще одну пьесу на политическую тематику « На пути к свободе ». До 1948 года пьесы Огунде ставились в Лагосе. и иногда в Абеокуте, но его растущая популярность в других провинциях Западной Нигерии заставила его задуматься о поездке в другие города со своей театральной труппой.

В 1948 году он отправился со своей группой в турне по крупным городам Западной Нигерии, включая остановки в Абеокуте, Ибадане , Ойо , Эде и Огбомошо. [ 12 ] Когда он отправился в поездку на север, у него было две серьезные стычки с полицией из-за политического содержания фильмов « Хуже, чем преступление» и «Империя тигра» . Его первый тур за пределами Нигерии не был хорошо принят публикой в ​​Гане , во многом потому, что они не понимали язык йоруба, а Огунде не знал вкусов народа.

Затем Огунде написал свою первую сатиру « Человеческие паразиты » о повальном увлечении асо эби (социальной культурой, которая поощряет как мужчин, так и женщин покупать самые дорогие материалы для общественных мероприятий). «Обычай стал предметом многочисленных злоупотреблений, поскольку случаи празднования бракосочетания и похорон происходят так часто, что друзья могут попросить купить «Асо Эби» более десяти раз в год». «Человеки-паразиты» высмеивали модных светских людей Лагоса, но многие из них были покровителями Огунде. [ 13 ] Примерно в то же время, когда он написал « Человеческие паразиты» , он впервые изменил название своей труппы на «Театральная партия Огунде». Пьесы Огунде этого периода представляли собой народные оперы, в которых актеры на сцене исполняли свои реплики с ограниченным диалогом.

В 1947 году Огунде и Адесува, его жена и частая партнерша по фильму, отправились в Лондон, чтобы установить контакты с театральными агентами для продвижения его шоу в Англии. Переговоры не увенчались успехом, но, находясь в Лондоне, у них была возможность посещать уроки вальса и чечётки . В своих более поздних операх он соединил вальс с традиционным танцем Батакото и чечетку с традиционным танцем Эпа. [ 14 ]

1950-е-1960-е годы

[ редактировать ]

В 1950 году Огунде продолжил писать пьесы с политическим подтекстом. «Хлеб и пуля» , впервые поставленная в 1950 году, представляет собой пьесу о забастовке шахтеров в Энугу , в результате которой в том же году были расстреляны двадцать два человека. В Северной Нигерии постановка спектакля была ограничена определенными территориями из-за обвинений в подстрекательском диалоге. [ 15 ] Именно в это время Огунде ввел английский язык в диалоги своих пьес. В январе 1950 года он поставил репродукцию своей пьесы 1945 года « Черный лес» , изменив аранжировку пьесы, чтобы представить диалоги на английском языке и йоруба. Представленная африканская музыка была создана как на западных, так и на африканских инструментах. Воспроизведенные «Шварцвальд» и «Хлеб и пуля» изменили его стиль драмы с народной оперы йоруба на импровизационный театр, в котором ведутся диалоги. [ 16 ]

Затем Огунде выпустил серию пьес с устными или спетыми диалогами. В 1951 году он выпустил исламскую моральную сказку « Моя дорогая Фатима ». За ней последовали три ситуационные комедии: «Женщина-портманто» (1952), « Любовь нищего» (1952) и «Принцесса Джаджа» (1953).

В 1955 году его театр отправился в тур по Северной Нигерии, который включал выступления в Colonial Hotel, Kano . В это время Огунде перестал писать так часто, как раньше, чтобы иметь возможность совершать изнурительные гастроли по разным частям страны. После этого Театральная партия Огунде стала передвижной театральной группой. В 1950 году он также изменил название группы с Ogunde Theater Party на Ogunde Concert Party.

В 1964 году он поставил две важные пьесы: «Йоруба Рону» и «Отитокоро» . Оба они говорили о политических событиях в Западной Нигерии, событиях, которые привели к объявлению чрезвычайного положения в 1963 году. Он был самым выдающимся из драматургов народной оперы. Он написал более 40 опер на языке йоруба. Его пьеса «Йоруба Рону» (или «Йоруба думай») представляла собой сатирический рассказ о раздорах, охвативших Йорубаленд в 1960-х годах. Главный герой пьесы Оба Фиваджойе выдан действиями своего заместителя. Он передается в руки своего врага Йе-Илоба, что приводит к тюремному заключению его и двух его политических союзников. Затем депутат восходит на трон и правит как тиран, прежде чем в конечном итоге его убивает народ.

Спектакль был поставлен на собрании Эгбе Омо Олофин в присутствии лидеров NNDP, таких как Акинтола . Во время выступления Акинтола и еще несколько человек вышли, посчитав, что это была тонкая атака на их роль в кризисе западного региона. В результате он был запрещен в западной Нигерии на два года (с 1964 по 1966 год), но производился с большим успехом в других частях страны.

В 1960-х годах появление телевидения Западной Нигерии (WNTV) дало Огунде возможность связаться со своей аудиторией, не путешествуя. Он поставил свои пьесы «Аянмо» и «Мама Эко» . для телезрителей [ 12 ]

Огунде был представителем Нигерии на выставке Expo 67 в Монреале. На обратном пути в Нигерию он остановился в Нью-Йорке и выступил в театре «Аполло» в Гарлеме.

Целлулоидные годы

[ редактировать ]

В конце 1970-х годов кинорежиссер Ола Балогун снял два успешных фильма о йоруба. Первый, «Аджани Огун», был продюсирован совместно с актером Аде Лавом . Во втором, «Иджа Оминира», главную роль сыграла Аде Лав . Огунде решил присоединиться к этой тенденции. Он пригласил Олу Балогун поставить «Айе» , экранизацию одной из его пьес. Огунде выбрал спектакль отчасти потому, что во время его представлений он привлекал публику. [ 3 ] В отличие от сценического номера, фильм был снят таким образом, чтобы можно было сделать продолжение. Премьера фильма состоялась в 1979 году, и уже через год он окупил свои деньги. [ 3 ] Айе исследовала мистицизм йоруба, проблему колдовства и традиционные представления о свете и тьме. [ 2 ]

Огунде продал часть своей собственности, чтобы профинансировать фильм. [ 12 ] Следующим фильмом Огунде стал «Джайесинми» , продолжение «Айе», снятое совместно Огунде и Фредди Гудом. Его третьим фильмом был « Аропин Н'Тения» , еще одна адаптация пьесы, премьера которой состоялась в 1964 году. В фильме было меньше мистических символов, чем в предыдущих. [ 13 ] Огунде предоставил средства на производство всех без исключения своих фильмов. Его четвертым фильмом был «Аянмо» , первоначально адаптированный из пьесы, посвященной его жене Адесевой, которая умерла ранее.

В 1982 году Огунде основал кинодеревню в Ососе, своем родном городе, которая служила киностудией для съемок его фильмов. Его последние два фильма, «Аропин Н'тения» и «Аянмо», были сняты в кинодеревне Огунде.

Музыкальные альбомы

[ редактировать ]

За свою карьеру Огунде выпустил множество музыкальных альбомов. Его характерный голос отметил песни в этих альбомах, которые, как и его пьесы и фильмы, продемонстрировали знание духа йоруба. [ 13 ] В альбомы вошли «Экун Онивогбе» (о человеческой совести), «Онимото» (о водителях автомобилей) и «Адесева» (о потере жены и коллеги по фильму, погибшей в результате трагического несчастного случая). Самый популярный из его альбомов — Yoruba Ronu , саундтрек к одноименной пьесе. [ 13 ] За свою творческую жизнь, продолжавшуюся с конца 1950-х по 1988 год, он продюсировал более 90 песен. Начиная с 1960-х годов он выпускал по альбому саундтреков к каждой пьесе.

Поместье Огунде и национальная труппа

[ редактировать ]

В 1986 году правительство Нигерии пригласило его создать национальную драматическую труппу. [ 14 ] В это время он представлял Нигерию на Фестивале искусств Содружества, исполнив пьесу под названием « Судьба» (которая представляла собой переработанную аранжировку Аянмо , которую он выпустил ранее в 1970 году). [ 14 ] «Судьба» представляла собой постановку с участием тридцати танцоров. В пьесе Огунде включил некоторые из своих любимых танцевальных па: Иджо-Эледжа (или танец рыбаков), Асан Убо-Икпа из культуры Ибибио и кваг-хир из Тивланда .

Огунде основал поместье в Ососе. Это место служило репетиционным центром национальной труппы до его кончины в 1990 году.

Личная жизнь и наследие

[ редактировать ]

Огунде женился более чем на десяти женах и имел много детей. Театр Огунде был в основном семейным бизнесом, и все жены и дети в то или иное время принимали участие в постановках. Некоторые из детей были актерами и актрисами, а другие — барабанщиками, певцами и продавцами билетов. Все жены делили сцену со своим мужем в разные моменты истории театра.

Менеджером театра Огунде, которая также была одной из жен, была бывшая мисс Клементина Огунтимирин. Позже она стала известна как Адесева Клементина Огунде или Мама Эко , взяв последнее прозвище из популярной одноименной пьесы 1960-х годов, в которой она снялась. Среди других его жен были Ибисоми Огунде, Рисикат Огунде и Эмили Кехинде Олукога-Огунде .

Огунде стал ведущим продюсером целлулоидных фильмов йоруба, а «Джайесинми» («Пусть мир упокоится») и «Айе» («Жизнь!») проложили путь.

Ему стало плохо во время съемок фильма «Мистер Джонсон». Шеф Огунде умер 4 апреля 1990 года в лондонской больнице Кромвеля после непродолжительной болезни. [ 17 ]

Портрет Огунде висит в Национальной галерее современного искусства в Лагосе . [ 18 ]

За свою жизнь он был удостоен звания вождя , что сделало его Олойе народа йоруба .

Мемориальная школа Хуберта Огунде Акуте была основана (1995) его дочерью Абоседе Огунде Олойеде в память о Покойном. Шеф (доктор) Хуберт Огунде.

  • Эдемский сад и Трон Божий (1944)
  • Африка и Бог (1944)
  • Израиль в Египте (1945)
  • Царствование Навуходоносора и пир Валтасара (1945)
  • Царь Соломон (1945)
  • Хуже, чем преступление (1945)
  • Путешествие в рай (1945)
  • Шварцвальд (1945)
  • Забастовка и голод (1945)
  • Империя Тигра (1946)
  • Тьма и свет (1946)
  • Деньги мистера Дьявола (Айинде) (1946)
  • Герберт Маколей (1946)
  • Человеческие паразиты (1946)
  • Навстречу свободе (1947)
  • Качайте джаз (1947)
  • Ваш навсегда (Моренике) (1948)
  • Половина и половина (1949)
  • Мелодии Золотого Берега (1949)
  • Хлеб и пуля (1950)
  • Моя дорогая Фатима (1951)
  • Женщина-портманто (1952)
  • Любовь нищего (1952)
  • Шоссе Орел (1953)
  • Принцесса Яйца (1953)
  • Деревенская больница (1957)
  • Нежный миллионер (1958)
  • Песни единства (1960)
  • Йоруба думай (1964)
  • Аропин Н'тения (1964)
  • Отито Коро (1964)
  • Мимо (1965)
  • Божье благо (1968)
  • Держите Нигерию единой (1968)
  • Мама Эко (1968)
  • Oba nta (1969)
  • Война окончена (1969)
  • О, Огунде (1969)
  • Большой лист (1970)
  • Бездыханный (1970)
  • Судьба (1970)
  • Автомобилист (1971)
  • Кехин Сокун (1971)
  • Земля (1972)
  • Крик чародея (1974)
  • Кого защищать (1975)
  • Муритала Мохамед (1976)
  • Ори с (1976)
  • Нигерия (1977)
  • Старые времена (1977)
  • Н'ла Ангел (1977)
  • Земля (1980)
  • Джаишими (1981)
  • Средний (1982) как Оба Фиваджойе
  • Аянмо (1988) как Осетура
  • Мистер Джонсон (1990) как Брима

Телевидение

[ редактировать ]
  • Огунде: Человек театра - BBC (1983) [ 19 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «Огунде, шеф Хьюберт (1916–90)», Мартин Бэнхэм, Эррол Хилл, Джордж Вудьярд (редакторы), Кембриджский путеводитель по африканскому и карибскому театру , Cambridge University Press, 1994, стр. 76.
  2. ^ Перейти обратно: а б Асобеле 2003 , с. 5.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Балогун, Франсуаза (1987). Кино в Нигерии . Энугу, штат Анамбра. стр. 80–82. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. Субаир Мохаммед, «Хуберт Огунде, отец театра йоруба». Архивировано 24 января 2014 г. в archive.today , Daily Newswatch .
  5. ^ Перейти обратно: а б Одугува, Адедара (16 июля 2016 г.). «Хуберт Огунде: национализм и ретроспектива» . Нигерийская Трибьюн . Ибадан.
  6. ^ Кларк 1979 , с. XVIII.
  7. ^ Кларк 1979 , с. 12.
  8. ^ Перейти обратно: а б Асобеле 2003 , с. 6.
  9. ^ Перейти обратно: а б Кларк 1979 , с. 7.
  10. ^ Перейти обратно: а б Кларк 1979 , с. 4.
  11. ^ Кларк 1979 , с. 5.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Асобеле 2003 , с. 7.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Огунтайо, Адемола (23 апреля 1990 г.). «Одна драма жизни». Африканское согласие . Лагос.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Уголо, Крис (2001). «ПРАЗДНИК КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ НИГЕРИЙСКИХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПОСТАНОВКАХ: СУДЬБА УБЕРТА ОГЮНДЕ КАК ПРИМЕР». Темы в театре . 6 : 407–417.
  15. ^ Кларк 1979 , с. 46.
  16. ^ Кларк 1979 , с. 47.
  17. Байо Адейинка, «Хуберт Огунде: его жизнь, его работы, его жены, пророчество и 10 увлекательных вещей о нем» , 29 марта 2014 г.
  18. ^ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА (NGMA), ЛАГОС» . Национальная художественная галерея. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 года . Проверено 22 мая 2011 г.
  19. ^ , «Огунде: Человек театра», 23 мая 2016 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Кларк, Эбун (1979). Хьюберт Огунде: становление нигерийского театра . Издательство Оксфордского университета.
  • Асобеле, Тимоти (2003). Кинотеатр йоруба в Нигерии . Лагос: Публикации Upper Standard.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ef6c7be6ad6b81986284d0a7963f019__1719630540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/19/8ef6c7be6ad6b81986284d0a7963f019.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hubert Ogunde - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)