Хьюберт Огунде
Хуберт Адедеджи Огунде | |
---|---|
Рожденный | Хуберт Адедеджи Огунде 10 июля 1916 г. Ососа, штат Огун |
Умер | 4 апреля 1990 г. Лондон , Англия | ( 73 года
Занятие | Драматург, актер |
Национальность | нигерийский |
Гражданство | Нигерия |
Период | 1944–90 |
Жанр | Драма , сатира |
Известные работы | Йоруба Подумай, Земля |
Заметные награды | Доктор литературы Университета Ифе и Университета Лагоса, Нигерия. |
Супруг | Более 10 |
Дети | 17 |
Шеф Хуберт Адедеджи Огунде Д.Литт. ( // ; 10 июля 1916 — 4 апреля 1990) — нигерийский актёр, драматург , театральный менеджер и музыкант, основавший в 1945 году первую современную профессиональную театральную труппу в Нигерии — Африканскую партию исследования музыки.
Хуберт Огунде изменил название на Театральная партия Огунде в 1947 году и Концертная партия Огунде в 1950 году. Наконец, в 1960 году он изменил его на Театр Огунде, название, которое оставалось до его смерти в 1990 году. Его называют «отцом нигерийского театр, или отец современного театра йоруба». [ 1 ]
За свою карьеру на сцене он написал более 50 пьес. [ 2 ] большинство из которых включают драматические действия, танцы и музыку, а история отражает политические и социальные реалии того периода. [ 3 ] Его первой постановкой была финансируемая церковью пьеса под названием «Райский сад» . Премьера спектакля состоялась в Мемориальном зале Гловера в Лагосе в 1944 году. Его успех побудил Огунде поставить больше пьес, и вскоре он оставил работу в полиции и сделал карьеру в театре.
В 1940-е годы он выпустил несколько пьес с политическими комментариями: «Империя тигра» , «Забастовка и голод» и «Хлеб и пуля» . В 1950-е годы он со своей путешествующей труппой гастролировал по различным городам Нигерии. В 1964 году он выпустил «Йоруба Рону» , пьесу, которая вызвала споры и вызвала гнев вождя Акинтолы , премьер-министра Западного региона .
В результате театр Огунде был запрещен в Западном регионе Нигерии на два года. Этот запрет был отменен только новым военным правительством подполковника Ф.А. Фаджуи 4 февраля 1966 года.
В конце 1970-х Огунде был вдохновлен успехом «Иджа Оминира» и «Аджани Огун» стал сопродюсером своего первого целлулоидного фильма «Айе» , двух новаторских полнометражных фильмов йоруба, и в 1979 году . Он выпустил «Джайесими», «Аропин Н'тения» и После этого Аянмо - полнометражные фильмы, вдохновленные мистикой йоруба.
Огунде снялась в фильме «Мистер Джонсон» . [ 1 ] фильм 1990 года, в котором также участвовал Пирс Броснан . Фильм снимался в Торо , недалеко от Баучи , Нигерия.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Огунде родился в Ососе, недалеко от Иджебу-Оде , штат Огун , Нигерия. [ 4 ] семье Иеремии Дейнбо и Юнис Овотусан Огунде. Его отец был баптистским пастором, а дед по материнской линии был священником Ифа , традиционной африканской религии. Огунде некоторое время жил на территории поместья своего деда и участвовал в Ифа , Огуне и многих других традиционных религиозных праздниках. [ 5 ] На его воспитание повлияли как христианство, так и традиционная религия йоруба. Он получил образование между 1925 и 1932 годами, посещая школу Святого Иоанна в Ососе (1925–28), школу Святого Петра в Фааджи, Лагос (1928–30) и африканскую школу Васими (1931–32). [ 5 ]
Его первый контакт с исполнительским искусством произошел в качестве участника Egun Alarinjo во время учебы в начальной школе. После завершения образования он работал учеником-учителем в школе Св. Иоанна, а также был церковным хормейстером и органистом.
Позже он присоединился к нигерийской полиции в марте 1941 года в Ибадане. [ 6 ] В 1943 году полиция направила его в полицейский участок Дентона, Эбуте Метта , где он присоединился к африканской инициированной церкви , Церкви Господа (Аладура). В 1945 году в Лагосе он создал любительский драматический кружок «Африканская партия исследования музыки». [ 7 ]
Как и у многих его театральных современников, таких как А. Б. Давид, П. А. Даводу, Лайени и Г. Т. Онимоле, его театральная карьера началась под патронажем Церкви. В 1944 году он совместно с ГБ Куйину поставил свою первую народную оперу « Райский сад» и «Трон Божий» . [ 1 ] по заказу базирующейся в Церкви Лагосе Господа (Аладура), основанной Иосией Осителу. Спектакль был санкционирован для внесения пожертвований в фонд церковного строительства.
Премьера народной оперы состоялась в Мемориальном зале Гловера под председательством доктора К. Ннамди Азикиве . Присутствует [ 8 ] Спектакль включал реализм и драматическое действие в игру, танцы и пение исполнителей, что отличало его от обычных местных воздушных опер, преобладавших в Йорубаленде в то время. [ 9 ] Это было нововведение, которое способствовало успеху.
По просьбе Алаке Абеокута Огунде . исполнил «Райский сад» в Зале столетия Аке Воодушевленный успехом пьесы, он продолжил писать еще оперы. Он написал и стал одним из режиссеров трех пьес на религиозную тематику: «Африка и Бог» (1944), народная опера, пропитанная культурными темами йоруба, которых не было в «Райском саду», «Израиле в Египте» (1945) и «Царстве Навуходоносора и пире Валтасара». (1945). В 1946 году он оставил свой пост в полиции, чтобы стать профессиональным драматургом.
Карьера
[ редактировать ]Начало сценической карьеры: народные оперы
[ редактировать ]Как уже говорилось, Партия исследования африканской музыки под руководством Огунде, основанная в 1945 г. [ 10 ] была первой современной профессиональной театральной труппой в Йорубаленде. Предыдущие перформанс-группы представляли собой театральные труппы в масках под названием Аларинджо, поддержка которых зависела от двора или церкви и популярность которых росла в результате молвы. [ 10 ] Огунде отличил свою группу, используя такие методы продвижения, как реклама и плакаты, а также изменив круглую сцену, используемую исполнителями алариндзё, на сцену с авансценой . Кроме того, он внес в свои пьесы драматизм и реализм, зависящий от коммерческой поддержки публики. Благодаря этим действиям Огунде положил начало подъему современного профессионального театра в Нигерии, движения, в котором он остается самым влиятельным деятелем. [ 11 ]
Оставив работу полицейского констебля, Огунде отошел от своего прежнего внимания к религиозным темам и начал писать пьесы, носящие националистический и антиколониальный характер, что было тенденцией в Лагосе в яростные сороковые годы. [ 8 ] В этот период многие из его ранних опер были поставлены совместно с Г.Б. Куйну.
В начале 1945 года он поставил «Хуже, чем преступление» , политическую пьесу, наполненную танцем йоруба и древними народными песнями. Как и большинство его ранних пьес, премьера состоялась в Мемориальном зале Гловера в Лагосе. Позже в том же году он написал «Шварцвальд» и «Путешествие в небеса» , две оперы йоруба, которые также улучшили его использование традиционного фольклора йоруба. Последний также имел сильное христианское влияние. В ноябре 1945 года он написал прорабочую пьесу « Забастовка и голод» , мотивированную событиями всеобщей забастовки профсоюзов во главе с Майклом Имуду . В 1946 году он написал и продюсировал «Империю тигра» . состоялась 4 марта 1946 года, Премьера фильма «Империя тигра» , спродюсированного Африканской группой исследования музыки, в нем приняли участие Огунде, Беатрис Ойеде и Абике Тайво. Реклама спектакля стала результатом призыва Огунде к «платным актрисам». Это был первый случай в театре йоруба, когда женщинам было предложено участвовать в спектакле в качестве самостоятельных профессиональных артистов. Империя Тигра была атакой на колониальное правление. Он следил за Империей Тигра с Тьмой и Светом . [ 9 ]
Позже, в 1946 году, он выпустил «Деньги Дьявола» — африканскую историю о человеке, который заключил контракт со злым духом, стремясь разбогатеть. Народная опера имела успех: в костюмах приняли участие двадцать четыре актера. После смерти Герберта Маколея он написал оперу « Герберт Маколей» в память о жизни националиста, умершего в 1946 году. Затем в 1947 году он выпустил еще одну пьесу на политическую тематику « На пути к свободе ». До 1948 года пьесы Огунде ставились в Лагосе. и иногда в Абеокуте, но его растущая популярность в других провинциях Западной Нигерии заставила его задуматься о поездке в другие города со своей театральной труппой.
В 1948 году он отправился со своей группой в турне по крупным городам Западной Нигерии, включая остановки в Абеокуте, Ибадане , Ойо , Эде и Огбомошо. [ 12 ] Когда он отправился в поездку на север, у него было две серьезные стычки с полицией из-за политического содержания фильмов « Хуже, чем преступление» и «Империя тигра» . Его первый тур за пределами Нигерии не был хорошо принят публикой в Гане , во многом потому, что они не понимали язык йоруба, а Огунде не знал вкусов народа.
Затем Огунде написал свою первую сатиру « Человеческие паразиты » о повальном увлечении асо эби (социальной культурой, которая поощряет как мужчин, так и женщин покупать самые дорогие материалы для общественных мероприятий). «Обычай стал предметом многочисленных злоупотреблений, поскольку случаи празднования бракосочетания и похорон происходят так часто, что друзья могут попросить купить «Асо Эби» более десяти раз в год». «Человеки-паразиты» высмеивали модных светских людей Лагоса, но многие из них были покровителями Огунде. [ 13 ] Примерно в то же время, когда он написал « Человеческие паразиты» , он впервые изменил название своей труппы на «Театральная партия Огунде». Пьесы Огунде этого периода представляли собой народные оперы, в которых актеры на сцене исполняли свои реплики с ограниченным диалогом.
В 1947 году Огунде и Адесува, его жена и частая партнерша по фильму, отправились в Лондон, чтобы установить контакты с театральными агентами для продвижения его шоу в Англии. Переговоры не увенчались успехом, но, находясь в Лондоне, у них была возможность посещать уроки вальса и чечётки . В своих более поздних операх он соединил вальс с традиционным танцем Батакото и чечетку с традиционным танцем Эпа. [ 14 ]
1950-е-1960-е годы
[ редактировать ]В 1950 году Огунде продолжил писать пьесы с политическим подтекстом. «Хлеб и пуля» , впервые поставленная в 1950 году, представляет собой пьесу о забастовке шахтеров в Энугу , в результате которой в том же году были расстреляны двадцать два человека. В Северной Нигерии постановка спектакля была ограничена определенными территориями из-за обвинений в подстрекательском диалоге. [ 15 ] Именно в это время Огунде ввел английский язык в диалоги своих пьес. В январе 1950 года он поставил репродукцию своей пьесы 1945 года « Черный лес» , изменив аранжировку пьесы, чтобы представить диалоги на английском языке и йоруба. Представленная африканская музыка была создана как на западных, так и на африканских инструментах. Воспроизведенные «Шварцвальд» и «Хлеб и пуля» изменили его стиль драмы с народной оперы йоруба на импровизационный театр, в котором ведутся диалоги. [ 16 ]
Затем Огунде выпустил серию пьес с устными или спетыми диалогами. В 1951 году он выпустил исламскую моральную сказку « Моя дорогая Фатима ». За ней последовали три ситуационные комедии: «Женщина-портманто» (1952), « Любовь нищего» (1952) и «Принцесса Джаджа» (1953).
В 1955 году его театр отправился в тур по Северной Нигерии, который включал выступления в Colonial Hotel, Kano . В это время Огунде перестал писать так часто, как раньше, чтобы иметь возможность совершать изнурительные гастроли по разным частям страны. После этого Театральная партия Огунде стала передвижной театральной группой. В 1950 году он также изменил название группы с Ogunde Theater Party на Ogunde Concert Party.
В 1964 году он поставил две важные пьесы: «Йоруба Рону» и «Отитокоро» . Оба они говорили о политических событиях в Западной Нигерии, событиях, которые привели к объявлению чрезвычайного положения в 1963 году. Он был самым выдающимся из драматургов народной оперы. Он написал более 40 опер на языке йоруба. Его пьеса «Йоруба Рону» (или «Йоруба думай») представляла собой сатирический рассказ о раздорах, охвативших Йорубаленд в 1960-х годах. Главный герой пьесы Оба Фиваджойе выдан действиями своего заместителя. Он передается в руки своего врага Йе-Илоба, что приводит к тюремному заключению его и двух его политических союзников. Затем депутат восходит на трон и правит как тиран, прежде чем в конечном итоге его убивает народ.
Спектакль был поставлен на собрании Эгбе Омо Олофин в присутствии лидеров NNDP, таких как Акинтола . Во время выступления Акинтола и еще несколько человек вышли, посчитав, что это была тонкая атака на их роль в кризисе западного региона. В результате он был запрещен в западной Нигерии на два года (с 1964 по 1966 год), но производился с большим успехом в других частях страны.
В 1960-х годах появление телевидения Западной Нигерии (WNTV) дало Огунде возможность связаться со своей аудиторией, не путешествуя. Он поставил свои пьесы «Аянмо» и «Мама Эко» . для телезрителей [ 12 ]
Огунде был представителем Нигерии на выставке Expo 67 в Монреале. На обратном пути в Нигерию он остановился в Нью-Йорке и выступил в театре «Аполло» в Гарлеме.
Целлулоидные годы
[ редактировать ]В конце 1970-х годов кинорежиссер Ола Балогун снял два успешных фильма о йоруба. Первый, «Аджани Огун», был продюсирован совместно с актером Аде Лавом . Во втором, «Иджа Оминира», главную роль сыграла Аде Лав . Огунде решил присоединиться к этой тенденции. Он пригласил Олу Балогун поставить «Айе» , экранизацию одной из его пьес. Огунде выбрал спектакль отчасти потому, что во время его представлений он привлекал публику. [ 3 ] В отличие от сценического номера, фильм был снят таким образом, чтобы можно было сделать продолжение. Премьера фильма состоялась в 1979 году, и уже через год он окупил свои деньги. [ 3 ] Айе исследовала мистицизм йоруба, проблему колдовства и традиционные представления о свете и тьме. [ 2 ]
Огунде продал часть своей собственности, чтобы профинансировать фильм. [ 12 ] Следующим фильмом Огунде стал «Джайесинми» , продолжение «Айе», снятое совместно Огунде и Фредди Гудом. Его третьим фильмом был « Аропин Н'Тения» , еще одна адаптация пьесы, премьера которой состоялась в 1964 году. В фильме было меньше мистических символов, чем в предыдущих. [ 13 ] Огунде предоставил средства на производство всех без исключения своих фильмов. Его четвертым фильмом был «Аянмо» , первоначально адаптированный из пьесы, посвященной его жене Адесевой, которая умерла ранее.
В 1982 году Огунде основал кинодеревню в Ососе, своем родном городе, которая служила киностудией для съемок его фильмов. Его последние два фильма, «Аропин Н'тения» и «Аянмо», были сняты в кинодеревне Огунде.
Музыкальные альбомы
[ редактировать ]За свою карьеру Огунде выпустил множество музыкальных альбомов. Его характерный голос отметил песни в этих альбомах, которые, как и его пьесы и фильмы, продемонстрировали знание духа йоруба. [ 13 ] В альбомы вошли «Экун Онивогбе» (о человеческой совести), «Онимото» (о водителях автомобилей) и «Адесева» (о потере жены и коллеги по фильму, погибшей в результате трагического несчастного случая). Самый популярный из его альбомов — Yoruba Ronu , саундтрек к одноименной пьесе. [ 13 ] За свою творческую жизнь, продолжавшуюся с конца 1950-х по 1988 год, он продюсировал более 90 песен. Начиная с 1960-х годов он выпускал по альбому саундтреков к каждой пьесе.
Поместье Огунде и национальная труппа
[ редактировать ]В 1986 году правительство Нигерии пригласило его создать национальную драматическую труппу. [ 14 ] В это время он представлял Нигерию на Фестивале искусств Содружества, исполнив пьесу под названием « Судьба» (которая представляла собой переработанную аранжировку Аянмо , которую он выпустил ранее в 1970 году). [ 14 ] «Судьба» представляла собой постановку с участием тридцати танцоров. В пьесе Огунде включил некоторые из своих любимых танцевальных па: Иджо-Эледжа (или танец рыбаков), Асан Убо-Икпа из культуры Ибибио и кваг-хир из Тивланда .
Огунде основал поместье в Ососе. Это место служило репетиционным центром национальной труппы до его кончины в 1990 году.
Личная жизнь и наследие
[ редактировать ]Огунде женился более чем на десяти женах и имел много детей. Театр Огунде был в основном семейным бизнесом, и все жены и дети в то или иное время принимали участие в постановках. Некоторые из детей были актерами и актрисами, а другие — барабанщиками, певцами и продавцами билетов. Все жены делили сцену со своим мужем в разные моменты истории театра.
Менеджером театра Огунде, которая также была одной из жен, была бывшая мисс Клементина Огунтимирин. Позже она стала известна как Адесева Клементина Огунде или Мама Эко , взяв последнее прозвище из популярной одноименной пьесы 1960-х годов, в которой она снялась. Среди других его жен были Ибисоми Огунде, Рисикат Огунде и Эмили Кехинде Олукога-Огунде .
Огунде стал ведущим продюсером целлулоидных фильмов йоруба, а «Джайесинми» («Пусть мир упокоится») и «Айе» («Жизнь!») проложили путь.
Ему стало плохо во время съемок фильма «Мистер Джонсон». Шеф Огунде умер 4 апреля 1990 года в лондонской больнице Кромвеля после непродолжительной болезни. [ 17 ]
Портрет Огунде висит в Национальной галерее современного искусства в Лагосе . [ 18 ]
За свою жизнь он был удостоен звания вождя , что сделало его Олойе народа йоруба .
Мемориальная школа Хуберта Огунде Акуте была основана (1995) его дочерью Абоседе Огунде Олойеде в память о Покойном. Шеф (доктор) Хуберт Огунде.
Работа
[ редактировать ]Пьесы
[ редактировать ]- Эдемский сад и Трон Божий (1944)
- Африка и Бог (1944)
- Израиль в Египте (1945)
- Царствование Навуходоносора и пир Валтасара (1945)
- Царь Соломон (1945)
- Хуже, чем преступление (1945)
- Путешествие в рай (1945)
- Шварцвальд (1945)
- Забастовка и голод (1945)
- Империя Тигра (1946)
- Тьма и свет (1946)
- Деньги мистера Дьявола (Айинде) (1946)
- Герберт Маколей (1946)
- Человеческие паразиты (1946)
- Навстречу свободе (1947)
- Качайте джаз (1947)
- Ваш навсегда (Моренике) (1948)
- Половина и половина (1949)
- Мелодии Золотого Берега (1949)
- Хлеб и пуля (1950)
- Моя дорогая Фатима (1951)
- Женщина-портманто (1952)
- Любовь нищего (1952)
- Шоссе Орел (1953)
- Принцесса Яйца (1953)
- Деревенская больница (1957)
- Нежный миллионер (1958)
- Песни единства (1960)
- Йоруба думай (1964)
- Аропин Н'тения (1964)
- Отито Коро (1964)
- Мимо (1965)
- Божье благо (1968)
- Держите Нигерию единой (1968)
- Мама Эко (1968)
- Oba nta (1969)
- Война окончена (1969)
- О, Огунде (1969)
- Большой лист (1970)
- Бездыханный (1970)
- Судьба (1970)
- Автомобилист (1971)
- Кехин Сокун (1971)
- Земля (1972)
- Крик чародея (1974)
- Кого защищать (1975)
- Муритала Мохамед (1976)
- Ори с (1976)
- Нигерия (1977)
- Старые времена (1977)
- Н'ла Ангел (1977)
Фильмы
[ редактировать ]- Земля (1980)
- Джаишими (1981)
- Средний (1982) как Оба Фиваджойе
- Аянмо (1988) как Осетура
- Мистер Джонсон (1990) как Брима
Телевидение
[ редактировать ]- Огунде: Человек театра - BBC (1983) [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Огунде, шеф Хьюберт (1916–90)», Мартин Бэнхэм, Эррол Хилл, Джордж Вудьярд (редакторы), Кембриджский путеводитель по африканскому и карибскому театру , Cambridge University Press, 1994, стр. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Асобеле 2003 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с Балогун, Франсуаза (1987). Кино в Нигерии . Энугу, штат Анамбра. стр. 80–82.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Субаир Мохаммед, «Хуберт Огунде, отец театра йоруба». Архивировано 24 января 2014 г. в archive.today , Daily Newswatch .
- ^ Перейти обратно: а б Одугува, Адедара (16 июля 2016 г.). «Хуберт Огунде: национализм и ретроспектива» . Нигерийская Трибьюн . Ибадан.
- ^ Кларк 1979 , с. XVIII.
- ^ Кларк 1979 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Асобеле 2003 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк 1979 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк 1979 , с. 4.
- ^ Кларк 1979 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с Асобеле 2003 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д Огунтайо, Адемола (23 апреля 1990 г.). «Одна драма жизни». Африканское согласие . Лагос.
- ^ Перейти обратно: а б с Уголо, Крис (2001). «ПРАЗДНИК КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ НИГЕРИЙСКИХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПОСТАНОВКАХ: СУДЬБА УБЕРТА ОГЮНДЕ КАК ПРИМЕР». Темы в театре . 6 : 407–417.
- ^ Кларк 1979 , с. 46.
- ^ Кларк 1979 , с. 47.
- ↑ Байо Адейинка, «Хуберт Огунде: его жизнь, его работы, его жены, пророчество и 10 увлекательных вещей о нем» , 29 марта 2014 г.
- ^ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА (NGMA), ЛАГОС» . Национальная художественная галерея. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 года . Проверено 22 мая 2011 г.
- ^ , «Огунде: Человек театра», 23 мая 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Кларк, Эбун (1979). Хьюберт Огунде: становление нигерийского театра . Издательство Оксфордского университета.
- Асобеле, Тимоти (2003). Кинотеатр йоруба в Нигерии . Лагос: Публикации Upper Standard.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1916 рождений
- 1990 смертей
- Драматурги и драматурги йоруба
- Нигерийские драматурги и драматурги
- Актеры-мужчины из штата Огун
- Нигерийские актеры-мужчины 20-го века
- Актеры-мужчины йоруба
- Нигерийские певцы ХХ века
- Певцы на языке йоруба
- Премия за выслугу лет Лауреаты премии Африканской киноакадемии
- Нигерийские драматурги и драматурги XX века
- Нигерийские писатели XX века
- Актеры-мужчины в кинотеатре йоруба
- Люди из Иджебу Оде
- Нигерийские театральные менеджеры и продюсеры
- Бизнесмены йоруба
- Нигерийские бизнесмены ХХ века
- Люди из колониальной Нигерии
- Семья Огунде
- Нигерийские актеры-мужчины
- Нигерийские киноактёры-мужчины
- Нигерийские музыканты