Ладапо Адемола
Ладапо Адемола | |
---|---|
![]() | |
Алаке | |
Царствование | 1920–1962 |
Коронация | 24 сентября 1920 г. |
Предшественник | Оба Гбадебо I |
Преемник | Король Адесина Самуэль Гбадебо II |
Рожденный | 1872 Абеокута |
Умер | 27 декабря 1962 г. |
Похороны | 31 декабря 1962 г. |
Супруги | Вождь Теджумаде Алакия Адемола, леди Адемола |
Проблема | Омоба сэр Адетокунбо Адемола и Омоба Аденреле Адемола и другие. |
Отец | Или Адемола I |
Мать | Шеф Ханна Адейомбо Адемола |
Оба сэр Ладапо Самуэль Адемола KBE , CMG (1872–1962), также известный как Адемола II , был алаке Абеокуты с 1920 по 1962 год . До того, как он был коронован как Алаке, Адемола участвовал в делах Объединенного правительства Эгбы . Как член совета Эгба, он был ведущим участником переговоров с колониальным правительством штата Лагос в 1889 году о правах на строительство железнодорожных путей, проходящих через Эгбаланд. [ 1 ] В 1904 году он отправился с Алаке Гбадебо в Великобританию, где их принял король Эдуард VII . Он сменил Оба Гбадебо в 1920 году, получив подавляющее большинство голосов совета Эгбы.
Один из первых нигерийских традиционных правителей, владевших автомобилем, он, как известно, проехал рекорд скорости более 30 миль от Абеокуты до Ибадана, когда он отправился на встречу с принцем Уэльским в Ибадане, прежде чем принц вернулся в Лагос после Дурбара в Ибадане. Ибадан. [ 1 ] Под его руководством местные власти Эгба продолжили инфраструктурные работы в Абеокуте, начатые Гбадебо, включая строительство дорог и улучшение электро- и водоснабжения в Абеокуте. Он был вынужден жить за пределами Абеокуты в 1948 году из-за демонстраций, связанных с налогами, возглавляемых Фунмилайо Рэнсоме-Кути , членом региональной палаты собрания, но позже вернулся в Абеокуту в 1950 году.
Он был назначен президентом Западной Палаты вождей в 1960 году. [ 2 ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Адемола родился в королевском доме Алаке Адемолы I и его жены Окдаби. По линии своего отца он был правнуком Джибоду, алака из Эгбаленда до того, как народ Эгба мигрировал в Абеокуту. После смерти его отца Адемолы I в 1877 году его отвезли в Лагос на воспитание к тете. Он получил образование в школе Аке в Абеокуте и в Лагосе, посещал школу Хлебного дерева, школу Лагоса и Форсайта. После окончания средней школы он попробовал свои силы в торговле, а затем и в полиграфии. Он учился на печатника у Дж. Багана Бенджамина в 1888 году, а позже присоединился к Джону Пейну Джексону из Lagos Weekly Record. [ нужна ссылка ] В 1890 году он был главным типографом «Еженедельной записи Джексона». [ 3 ] Находясь в Лагосе, он познакомился с такими личностями, как Джордж У. Джонсон, известный уроженец Эгбы и советник Алаке Гбадебо I, Балогун Маджекодунми, член Огбони, и Ричард Бил Блейз .
В конце 1800-х годов Королевство Эгба было независимым образованием под руководством триумвирата Алаке, Огбонис и Объединенного совета управления Эгба. Однако ведущие вожди хотели расширить сотрудничество между Абеокутой и колониальным Лагосом . Адемола, проведший большую часть своей жизни в Лагосе, стал посредником в развитии отношений между вождями Эгбы и губернатором Генри МакКаллумом . Он также сыграл ведущую роль в переговорах между Лагосом и Абеокутой о прохождении железной дороги через страну Эгба. Адемола был советником МакКаллума по созданию Объединенного правительства Эгбы в качестве замены триумвирата. [ нужна ссылка ] Новая правительственная система состояла из Алаке в качестве главы, трех других Эгба Оба в качестве членов и вождей, носивших христианские титулы Серики, Олори Паракойи, Апена и Балогун. В 1901 году он был агентом Объединенного правительства Эгбы в Лагосе , однако вскоре поссорился с некоторыми его членами. Затем Адемола занялся сельским хозяйством, но правительственная система, которую он поддерживал в Абеокуте, не приобрела особой популярности среди жителей, отчасти из-за нового подушного налога. [ 4 ]
Алаке
[ редактировать ]Адемола был популярной фигурой среди жителей Эгбаса в Лагосе. Это был современный принц, который носил английскую одежду в Лагосе и последовал за Гбадебо в Англию, чтобы навестить Эдуарда VII. Когда Оба Гбадебо I умер, Адемола боролся за трон против Даниэля Ладжиде, Даниэля Манна, Лоси Аке и Липеде Джибоду. Поддержка видных вождей Огбониса и Эгба, таких как Дж. К. Кокер, исполнитель воли покойного Алаке, и Альфа Бисирию Гива, видный мусульманский лидер в Эгбаленде, во многом способствовала его избранию на пост Алаке в июле 1920 года. Его правление началось с Адемолы. заполнение вакантных титулов вождя своими союзниками. Он также создал комитет из 24 старейшин, которые посещали деревни Эгба и выступали в качестве его посланников в деревнях. В 1922 году колониальные солдаты, дислоцированные в Абеокуте, покинули страну после войны в Адуби , а в 1924 году его администрация получила контроль над полицией, тюрьмой и другими ведомствами, переданными Лагосу в период войны. Он также продолжил общественные работы в Абеокуте и заручился поддержкой британской колониальной администрации в качестве главы местной власти.
Налоговый протест и изгнание
[ редактировать ]До 1946 года Адемола был другом преподобного Дотуна Рэнсома Кути и его жены, вождя Фунмилайо Рэнсома Кути . Он также был покровителем женского клуба Абеокута, членом которого был вождь Рэнсом Кути. После войны отношения между бывшими друзьями обострились, когда преподобный Рэнсом Кути открыл офис жалоб для приема жалоб на полицию и местных властей, два органа, находящихся под контролем Алаке. Кроме того, Фунмилайо Рэнсоме Кути также стала соучредителем нового женского союза в Абеокуте. Среди заметных выступлений профсоюза было исключение прямого женского налогообложения женщин Абеокута и представительство женщин в местных органах власти. До колониальной политики непрямого правления женщины в Абеокуте имели некоторую форму представительства в правительстве и не облагались налогом напрямую. У них была женщина-лидер, носившая титул Иялоде , титул, имевший политическое значение. В эпоху непрямого правления титул был утрачен, и поэтому женщины Эгба впервые за многие поколения оказались непредставленными в правительстве Эгбы. [ 5 ]
Женский союз воодушевил рыночных женщин в городе, и к 1950 году число его членов достигло 20 000 человек. [ 5 ] С 1946 по 1948 год профсоюз периодически проводил протесты против налогообложения женщин, отсутствия женского представительства в местных органах власти, политики времен войны, такой как квоты, и против некоторых деловых интересов Адемолы. [ 5 ] В конце 1946 года профсоюз и тысячи женщин Абеокута протестовали против повышения прямых налогов. [ 5 ] В ноябре 1947 года торговки закрыли местные рынки и устроили акцию протеста у дворца Алаке, заблокировав вход. Еще одна демонстрация прошла в декабре, когда женщины провели бдение во дворце Адемола. [ 5 ] К 1948 году женщины вынудили Адемолу приостановить налогообложение женщин. Протест также получил поддержку Огбони, и к концу 1948 года Адемола отправился в изгнание, чтобы сохранить мир в Абеокуте.
Он вернулся в 1950 году.
Празднование столетия
[ редактировать ]Адемола был на троне, когда Абеокута праздновал свое столетие в октябре 1930 года, что также совпало с его десятилетним юбилеем. Власти коренных народов Эгба и британцы решили сделать это событие важным событием. [ 6 ] Накануне мероприятия прозвучал призыв к представителям предков Эгба приехать в Абеокуту и отпраздновать это событие. [ 7 ] Торжества включали возведение Зала столетия и посвящение кенотафа Содеке, основателю Абеокуты. [ 7 ] Во время торжеств он раздавал отдельным лицам титулы вождя, в том числе титул Бариюна из Аке сэру Адеймо Алакии , своему зятю. Празднования также использовались как средство поддержки суверенитета Алаке над Абеокутой с помощью брошюр, написанных Ладипо Соланке . [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рождественский номер нигерийской газеты Daily Times , 1932 г. (1932). Лагос, Нигерия: WAP 8
- ^ Алаке возглавит палату вождей Нигерии. (1960, 2 августа). Daily Defender (Daily Edition) (1956–1960)
- ^ Одебии, О. (1985). Абеокута: Дом Абсолюта . Лагос: VBO International. п. 63
- ^ Джонсон-Одим и Мба 1997 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б с д и Джонсон, Шерил Джеффрис (1978). «VII». Нигерийские женщины и британский колониализм: пример йоруба с избранными биографиями (тезисы). Северо-Западный университет.
- ^ Жермен 2007 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Жермен 2007 , с. 52.
- ^ Жермен 2007 , с. 108.
Источники
[ редактировать ]- Жермен, Дженна (2007). Интеграция эпистемологии Эгба: написание исторических знаний в колониальной Нигерии (Диссертация). Университет Далхаузи.
- Джонсон-Одим, Шерил; Мба, Нина (1997). Для женщин и нации: Фунмилайо Рэнсом-Кути из Нигерии . унив. из Иллинойс Пресс.