Фунмилайо Рэнсом-Кути
Фунмилайо Рэнсом-Кути | |
---|---|
![]() Рэнсом-Кути в 1970 году | |
Рожденный | Фрэнсис Эбигейл Олуфунмилайо Олуфела Фолорунсо Томас 25 октября 1900 г. |
Умер | 13 апреля 1978 г. Лагос , Нигерия | (77 лет)
Занятия |
|
Супруг | |
Дети |
|
Родственники |
|
Награды | Ленинская премия мира (1970). |
Вождь Фунмилайо Рэнсом-Кути , МОН ( /ˌfʊnmiˈlaɪjoʊ ˈrænsəm ˈkuːti/ ; урожденная Фрэнсис Эбигейл Олуфунмилайо Томас ; 25 октября 1900 — 13 апреля 1978), также известный как Фунмилайо Аникулапо-Кути , был нигерийским педагогом. , политический деятель , суфражистка и активистка за права женщин .
Фумилайо Рэнсоме Кути родилась в Абеокуте (ныне штат Огун ) и была первой студенткой, поступившей в гимназию Абеокута . [ 1 ] В молодости она работала учителем, организовав одни из первых дошкольных классов в стране и организовав курсы грамотности для женщин с низкими доходами.
В 1940-х годах Рэнсом-Кути основала Женский союз Абеокута и выступала за права женщин, требуя лучшего представительства женщин в местных органах управления и прекращения несправедливых налогов на рыночных женщин. В СМИ ее называют «Львицей Лисаби». [ 2 ] : 77 она возглавила марши и протесты с участием до 10 000 женщин, вынудив правящего Алаке временно отречься от престола в 1949 году. По мере того, как политическое влияние Рэнсома-Кути росло, она принимала участие в движении за независимость Нигерии, посещая конференции и присоединяясь к зарубежным делегациям для обсуждения предлагаемых национальных конституций. Возглавив создание Союза нигерийских женщин и Федерации обществ нигерийских женщин, она выступала за право нигерийских женщин голосовать и стала известным членом международных движений за мир и права женщин.
За свою работу Рэнсоме-Кути получила Ленинскую премию мира и была удостоена членства в Ордене Нигера . правительства Нигерии В более поздние годы она поддерживала критику своих сыновей в адрес военного . Она умерла в возрасте 77 лет после ранения во время военного рейда на семейное имущество. Среди детей Рэнсом-Кути были музыкант Фела Кути (урожденный Олуфела Рэнсом-Кути), врач и активист Беко Рэнсом-Кути и министр здравоохранения Оликойе Рэнсом-Кути .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Фрэнсис Эбигейл Олуфунмилайо Олуфела Фолорунсо Томас родилась 25 октября 1900 года в Абеокуте , штат Огун , Нигерия, который в то время входил в состав Протектората Южная Нигерия , протектората Британской империи . [ 3 ] Она родилась в семье вождя Дэниела Олумейуа Томаса (1869–1954), члена аристократической семьи Джиболу-Тайво, и Лукреции Филлис Омоени Адеосолу (1874–1956). [ 2 ] : 20 Ее отец выращивал и торговал пальмовыми продуктами , а мать работала портнихой . [ 4 ]
Отец Фрэнсис родился у Эбенезера Собовале Томаса, который сам родился во Фритауне, Сьерра-Леоне , и Эбигейл Факеми, которая родилась в городе йоруба Илеса . Самым старым известным предком Фрэнсис по отцовской линии была ее по отцовской линии прабабушка , Сара Тайво (мать Эбенезера Собовале Томаса), женщина йоруба, которая была схвачена работорговцами в начале 19 века, прежде чем в конце концов вернулась домой к своей семье в Абеокуте. Первым мужем Сары был Собовале Томас. Потомки Сары через Томаса и двух других ее мужей — Джиболу-Тайвос — стали одними из первых христиан в этом районе и оказали большое влияние на рост христианства в Абеокуте .
Мать Фрэнсис родилась у Исаака Адеосолу, который был родом из Абеокуты, и Харриет, дочери Адебойе, родом из древнего йоруба города Иль-Ифе . Ее родители поженились в 1897 году, и у них было двое детей, которые умерли в младенчестве еще до рождения Фрэнсис. [ 2 ] : 19–23


Хотя в то время нигерийские семьи редко вкладывали средства в образование девочек, родители Фрэнсис верили в важность образования как для мальчиков, так и для девочек. [ 2 ] : 28 Она училась в гимназии Абеокута, чтобы получить среднее образование. [ 5 ] Первоначально школа была открыта только для учеников мужского пола, но первых учениц она приняла в 1914 году, и Фрэнсис была первой среди шести девочек, записанных на обучение в том году. [ 2 ] : 28–29 С 1919 по 1922 год она уехала за границу и посещала школу для девочек в Чешире , Англия , где изучала ораторское искусство , музыку, шитье, французский язык и различные домашние навыки. Именно там она приняла окончательное решение использовать свое сокращенное имя йоруба, Фунмилайо, вместо своего христианского имени Фрэнсис. [ 2 ] : 30–31 вероятно, в ответ на личный опыт расизма в Англии. [ 6 ] После этого она вернулась в Абеокуту и работала учителем. [ 3 ]
20 января 1925 года Фунмилайо вышла замуж за преподобного Исраэля Олудотуна Рэнсом-Кути , члена семьи Рэнсом-Кути . [ 2 ] : 33 Исраэль училась в гимназии Абеокута на несколько лет раньше Фунмилайо, и пока она еще училась в школе, между ними завязалась дружба, за которой последовали ухаживания. [ 2 ] : 29 Израиль нашел работу директором школы, и он твердо верил в объединение людей и преодоление этнических и региональных разногласий. Позже он стал соучредителем Союза учителей Нигерии и Союза студентов Нигерии. [ 2 ] : 46–47 Его брак с Фунмилайо продлился 30 лет – до смерти Израиля – и был отмечен чувством равенства и глубокого взаимного уважения между парой. [ 2 ] : 42
После замужества Фунмилайо Рэнсом-Кути уволилась со своей старой работы учительницей, но вскоре нашла другие проекты. В 1928 году она основала один из первых дошкольных классов в Нигерии. Примерно в то же время она основала клуб для молодых женщин из элитных семей, чтобы поощрять их «самосовершенствование», а также организовывала занятия для неграмотных женщин. [ 2 ] : 38 Между 1935 и 1936 годами пара договорилась о покупке подержанного автомобиля и доставила его им из Англии. Рэнсоме-Кути была первой женщиной в Абеокуте, которая водила машину. [ 2 ] : 48
У Рэнсом-Кути и ее мужа было четверо детей: дочь по имени Долупо (1926 г.) и сыновья Оликойе «Койе» (1927 г.), Олуфела «Фела» (1938 г.) и Бекололари «Беко» (1940 г.). [ 2 ] : 47 и 49
Активизм
[ редактировать ]Союз женщин Абеокута
[ редактировать ]В 1932 году Рэнсом-Кути помог основать женский клуб Абеокута. [ 3 ] Клуб сосредоточил свое внимание на благотворительной деятельности, шитье, общественном питании и обучении взрослых. [ 4 ] и его первыми членами были в основном христианки, получившие западное образование. [ 3 ] из среднего класса . Однако к 1940-м годам клуб начал двигаться в более политическом направлении. Вдохновленная неграмотной подругой, которая попросила ее помочь научиться читать, Рэнсом-Кути начала организовывать через клуб семинары по грамотности для рыночных женщин, и впоследствии она стала лучше понимать социальное и политическое неравенство, с которым сталкиваются многие нигерийские женщины. [ 6 ] Говоря о свободах, предоставляемых ее более привилегированным происхождением, Рэнсом-Кути отметила, что «об истинном положении нигерийских женщин следует судить по женщинам, которые носили младенцев на спине и занимались сельским хозяйством от восхода до заката… а не по женщинам, которые употребляли чай, сахар и мука на завтрак». [ 7 ] : 174 В 1944 году она разработала успешную кампанию, направленную на то, чтобы помешать местным властям отбирать рис у торговок под ложным предлогом. [ 8 ]
В 1946 году клуб был официально переименован в Союз женщин Абеокуты (AWU), который теперь открыт для всех женщин Абеокуты . Теперь организация сосредоточила свое внимание на борьбе с несправедливым контролем над ценами и налогами, взимаемыми с женщин-рыночников, а Рэнсом-Кути стал президентом AWU. [ 3 ] Она основала профсоюз вместе с Грейс Эниолой Сойинка. [ 9 ] (племянница мужа и мать нобелевского лауреата Воле Шойинки ), [ 10 ] [ 2 ] : 157 и AWU постепенно вырос до 20 000 официальных членов и до 100 000 дополнительных сторонников. [ 11 ] Стремясь объединить женщин и избежать классовых конфликтов, Рэнсом-Кути и другие члены с формальным образованием говорили на йоруба и носили традиционную одежду йоруба на профсоюзных собраниях и мероприятиях. [ 4 ]

Первая известная политическая деятельность Рэнсом-Кути произошла, когда она возглавила AWU в знак протеста против налога на женщин. В Абеокуте, помимо обычных налогов на доходы и использование воды, рыночные женщины также были вынуждены платить специальный налог, который поступал непосредственно контролерам рынка или «паракойи». [ 2 ] : 78 Алаке . Адемола II , местный традиционный правитель Абеокуты, который теперь стал частью колониальной администрации посредством косвенного правления , ввел налоги на женщин после того, как в 1914 году была создана местная администрация Эгба Отстранившись от власти и остановив налог, Рэнсом-Кути и AWU начали связываться с газетами и распространять петиции. [ 4 ] Стремясь оказать большее давление на власти, члены AWU публично отказались платить налоги, устроили длительные дежурства возле дворца Алаке и организовали проверку финансовых отчетов Единой системы местных властей (SNA). Наряду со своей целью отменить налог на женщин, они потребовали представительства женщин в исполнительном совете СНС. [ 6 ]
К концу 1947 года власти Абеокуты начали запрещать женщинам организовывать парады и демонстрации, отказывая им в необходимых разрешениях. Не испугавшись, Рэнсом-Кути и ее коллеги-организаторы заявили, что вместо этого они планируют «пикники» и «фестивали», собрав на свои демонстрации до 10 000 участников, некоторые из которых сопровождались стычками с полицией. [ 2 ] : 81 Рэнсом-Кути обучал женщин тому, как обращаться с баллончиками со слезоточивым газом , которые иногда бросали в них, а AWU использовал свои членские взносы для финансирования юридического представительства арестованных членов. [ 2 ] : 81 Согласно одной истории, когда британский окружной офицер крикнул Рэнсом-Кути, чтобы она заткнула рот своим женщинам, она ответила: «Возможно, вы родились, но вас не воспитали! Вы бы так говорили со своей матерью?» [ 2 ] : 84 Западноафриканский пилот описал ее как «Львицу Лисаби». [ 2 ] : 77
Напряженность между протестующими AWU и властями достигла апогея в феврале 1948 года, когда Алаке сравнил женщин AWU с «гадюками, которых невозможно приручить» и запретил Рэнсому-Кути входить во дворец для политических встреч. Сразу после этого члены AWU заблокировали вход во дворец и не позволили прибывшему британскому окружному офицеру выйти. Инцидент завершился дракой, когда Рэнсом-Кути схватился за руль машины участкового и отказывался отпускать ее, «пока он не освободил ее руку». [ 2 ] : 85 Общественное сочувствие в поддержку женщин возросло. В течение начала 1948 года члены AWU продолжали протестовать против налога , борясь с петициями, пресс-конференциями, письмами в газеты и демонстрациями. После новых демонстраций в конце апреля того же года Алаке наконец отреагировал на требования женщин, приостановив налог на женщин и назначив специальный комитет для рассмотрения жалоб AWU. [ 2 ] : 86
В начале 1949 года усилия AWU привели к временному отречению Алаке. [ 4 ] [ 12 ] Газеты по всей Нигерии опубликовали статьи об этом событии, а работа Рэнсома-Кути с AWU получила широкую огласку. [ 6 ]
Национальная работа
[ редактировать ]В 1947 году Национальный совет Нигерии и Камерунская партия (NCNC) направили делегацию в Лондон , Англия, в знак протеста против предложенной конституции Нигерии. Рэнсом-Кути была единственной женщиной в делегации. [ 13 ] Находясь в Лондоне, Рэнсом-Кути выступила с речами о проблемах нигерийских женщин в Лондонском женском парламентском комитете, Национальной федерации женских институтов и других организациях. Она также вызвала переполох после того, как написала статью для Daily Worker , в которой утверждала, что колониальное правление «серьезно маргинализировало» нигерийских женщин как в политическом, так и в экономическом плане. [ 6 ] Когда в 1949 году в Нигерии проводилась конференция западных провинций для обсуждения новой национальной конституции, Рэнсом-Кути представляла Абеокуту и снова была единственной женщиной, участвовавшей в обсуждениях. Она привела веские аргументы в пользу предоставления избирательных прав женщинам и против создания непрямой избирательной системы. [ 2 ] : 79
В мае 1949 года Рэнсом-Кути предложила создать Союз нигерийских женщин (NWU), чтобы лучше поддерживать права женщин и предоставление им избирательных прав по всей стране. AWU поддержал ее предложение, и впоследствии организация стала филиалом NWU в Абеокуте. [ 2 ] : 94 В течение следующих нескольких лет Рэнсом-Кути много путешествовал, помогая открывать отделения NWU в городах по всей Нигерии. Она была президентом как NWU, так и профсоюза своего родного города Абеокута. NWU преследовал цели по обеспечению избирательного права женщин, роспуску коллегий выборщиков и поддержке более сбалансированного представительства женщин в политике. [ 2 ] : 100–101
Рэнсом-Кути была одним из основателей партии NCNC, а в 1951 году она баллотировалась в качестве кандидата от NCNC в региональную ассамблею, но безуспешно. [ 3 ] отчасти потому, что особые налоговые требования для избирателей означали, что многие из ее сторонников, особенно женщины, были лишены права участвовать. [ 4 ] Она работала казначеем Западного рабочего комитета NCNC, а затем президентом Женской организации NCNC в Западном регионе. [ 14 ] : 402
В 1953 году Рэнсом-Кути организовал конференцию в Абеокуте для обсуждения избирательного права и политического представительства женщин, и на двухдневном мероприятии присутствовало 400 женщин-делегатов. Впоследствии участники сформировали Федерацию обществ нигерийских женщин (FNWS). [ 8 ] FNWS выступал за политическую интеграцию женщин, улучшение образовательных возможностей и создание новых социальных услуг и здравоохранения. [ 4 ]
В начале 1950-х годов Рэнсом-Кути был назначен членом Западной Палаты вождей. [ 15 ] и получил титул вождя [ 16 ] Олойе . народа йоруба Она была первой женщиной, назначенной в Западную палату. [ 17 ] и одна из немногих женщин, имевших в то время должность в Палате вождей Нигерии. [ 18 ] [ 19 ] Она также была членом правления Нигерийского союза учителей. [ 4 ]
Запреты на поездки и независимость
[ редактировать ]6 апреля 1955 года Исраэль Рэнсом-Кути умер от рака простаты после продолжительного периода болезни. Фунмилайо сильно пострадала от потери мужа, поскольку последние несколько лет она боролась с вопросом, стоит ли оставить политическую работу, чтобы проводить больше времени с ним. [ 2 ] : 155–157 В течение следующих двух десятилетий, параллельно со своей политической деятельностью, Рэнсом-Кути начала вкладывать время и деньги в создание новых школ по всей Абеокуте – проект, который возник из глубокой веры в важность образования и грамотности, которую разделяли и она, и ее муж. [ 2 ] : 158–159
Рэнсом-Кути продолжал много путешествовать. На африканском континенте она установила прочные связи с женскими организациями Алжира, Египта и Ганы. [ 6 ] ее поездки за границу включали поездки в Англию, Китай, Советский Союз , Швейцарию, Австрию, Чехословакию и Польшу. [ 13 ]
Во время визита в Китай в 1956 году Рэнсом-Кути прочитал публичные лекции о нигерийских женщинах и культуре. [ 4 ] и встретился с Мао Цзэдуном . [ 2 ] : 56 Рэнсом-Кути верил в ряд социалистических идеалов. [ 6 ] назвав себя « африканской социалисткой »; [ 4 ] хотя она и не считала себя коммунисткой , ее «коммунизм тоже не пугал и не отталкивал». [ 7 ] : 173 Однако , поскольку она посетила Китай при финансовой поддержке Международной демократической федерации женщин (WIDF), Рэнсом-Кути привлекла внимание британских властей, которые опасались, что WIDF завербовала ее для распространения коммунистической идеологии. В следующем году ей было отказано в продлении паспорта. [ 6 ] : 151–152 В 1958 году, когда Рэнсом-Кути пригласили принять участие в конференции по правам женщин в Соединенных Штатах, ей было отказано в американской визе, поскольку власти посчитали, что «у нее слишком много коммунистических связей». [ 13 ] Хотя Рэнсом-Кути получила поддержку от высокопоставленных друзей и написала письма протеста правительственным чиновникам, даже провела пресс-конференцию, на которой заявила, что она не коммунистка, ее протесты были проигнорированы. Паспорт Рэнсома-Кути был продлен только после обретения Нигерией независимости в 1960 году. [ 6 ] : 151–152

В 1959 году, когда Рэнсом-Кути было отказано во втором шансе баллотироваться в качестве кандидата от NCNC, вместо этого она баллотировалась как независимый кандидат, но ее кампания разделила голоса и помогла оппоненту NCNC получить место. После этого партия лишила Рэнсома-Кути членства. [ 3 ] Она основала политическую партию, Народную партию простолюдинов, но партия не смогла набрать обороты и распалась всего через год. [ 6 ] Примерно в это же время политические соперники Рэнсома-Кути создали Национальный совет женских обществ в попытке заменить FNWS. [ 4 ]
После обретения независимости в 1960 году Нигерия ввела в своей новой конституции всеобщее избирательное право для взрослых как для мужчин, так и для женщин. Северный регион Нигерии, который был преимущественно мусульманским регионом, не сразу реализовал избирательные права для женщин (хотя избирательное право женщинам в этом регионе было позже предоставлено военным указом в 1976 году). [ 8 ]

Первые годы независимости Нигерии погрязли в политических разногласиях между лидерами и представителями. Когда военный переворот 1966 года привел к смене власти, Рэнсом-Кути почувствовала, что это был позитивный и необходимый шаг вперед для страны, но осудила насилие, последовавшее после контрпереворота в том же году. [ 4 ] Она принимала активное участие в Международной женской лиге за мир и свободу отделения организации (WILPF), будучи президентом нигерийского с 1963 года. [ 4 ]
В 1965 году Рэнсом-Кути получил национальную честь членства в Ордене Нигера . присвоил В 1968 году Ибаданский университет ей звание почетного доктора права. [ 6 ] : 155 и она получила Ленинскую премию мира в 1970 году. [ 20 ] [ 21 ]
В 1969 году Рэнсом-Кути была назначена председателем Консультативного совета по образованию правительством штата западная Нигерия, и она работала консультантом Федерального министерства образования по набору учителей из других стран. [ 4 ]
Вдохновленная своим сыном Фелой , который изменил свою фамилию, чтобы отразить отказ от колониального европейского влияния, Рэнсом-Кути неофициально изменила свою фамилию на «Аникулапо-Кути» в начале 1970-х годов. Имя « Аникулапо » на языке йоруба можно перевести как «охотник, несущий смерть в сумке» или «воин, несущий надежную защиту». [ 2 ] : 168
Смерть
[ редактировать ]В последние годы жизни Аникулапо-Кути ее сын Фела, музыкант и активист, стал известен своей резкой критикой нигерийских военных правительств. Фела был арестован и ненадолго заключен в тюрьму в начале 1970-х годов, и власти несколько раз совершали обыски в его доме и собственности. Чтобы показать свое презрение к власти Федерации Нигерии, он назвал свою родину « Республикой Калакута ». [ 2 ] : 168 и превратил его в коммуну , где друзья и сторонники могли собираться и проводить время, не опасаясь военных властей. [ 22 ] В ноябре 1974 года нигерийская полиция совершила обыск в его ночном клубе в городе с топорами и слезоточивым газом, в результате чего Фела получил травмы. [ 23 ] В 1976 году Фела выпустил альбом под названием Zombie , в котором сравнил армию с безмозглыми машинами. [ 24 ] и многие считают, что этот альбом стал последней каплей в конфликте между Фелой и правительством. [ 22 ] [ 24 ]
Аникулапо-Кути часто навещала своего сына на его территории, и она была там 18 февраля 1977 года, когда около 1000 вооруженных солдат окружили и штурмовали территорию. [ 1 ] Как только солдаты ворвались внутрь, они начали разрушать имущество и нападать на жителей. Фела и Беколари были избиты и серьезно ранены. [ 2 ] : 168–169 Аникулапо-Кути выбросили из окна второго этажа. [ 3 ] После нападения она была госпитализирована и в конце концов впала в кому. Она умерла 13 апреля 1978 года в результате полученных травм. [ 2 ] : 169–170
Останки Аникулапо-Кути были захоронены в Абеокуте в том же склепе, что и ее муж. На ее похороны пришли тысячи людей, и многие рыночные женщины и торговцы закрыли магазины и рынки по всему городу, чтобы отметить ее смерть. [ 2 ] : 171 Крупные нигерийские новостные агентства опубликовали панегирики, назвав активиста «прогрессивным революционером» и «панафриканским провидцем». [ 2 ] : 170
В годовщину смерти Аникулапо-Кути [ 2 ] : 171 Фела взял гроб и проехал почти 20 километров до казарм Додан в Лагосе (тогда это был Верховный военный штаб Нигерии), оставив гроб у ворот, пытаясь опозорить правительство. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Вторжение, ее смерть и движение гроба подробно описаны в его песне «Гроб для главы государства». [ 26 ]
Наследие
[ редактировать ]Биограф Шерил Джонсон-Одим отмечает, что имя Фунмилайо Рэнсом-Кути остается хорошо известным во всей Нигерии и что «ни одна другая нигерийская женщина ее времени не считалась такой национальной фигурой и не имела [такой] международной известности и связей». [ 6 ] : 144 Нигерийский активист Хаджия Гамбо и политик Маргарет Экпо отметили, что Рэнсом-Кути оказал сильное влияние на их работу. [ 2 ] : 174 а нигерийско-британская писательница-феминистка Амина Мама отметила, что активизм Рэнсом-Кути сформировал ее личные убеждения и взгляды. [ 7 ] Ганский политик Кваме Нкрума (позже первый премьер-министр Ганы) был во многом вдохновлен Рэнсомом-Кути в его ранней организации Женской ассоциации Ганы. [ 13 ]
В 2012 году правительство Нигерии предложило включить изображение Рэнсома-Кути на новую банкноту N5000. В августе того же года внук Рэнсома-Кути, музыкант Сеун Кути , заявил средствам массовой информации, что считает это предложение «смехотворным, если не сказать больше», в свете роли правительства в смерти его бабушки. [ 27 ] Кути сказал, что его семья так и не получила извинений за нападение на их территорию, а в официальных заявлениях правительства говорилось, что Рэнсом-Кути подвергся нападению со стороны «1000 неизвестных солдат». [ 27 ]
Рэнсом-Кути сыграла в фильме 2014 года « 1 октября» актриса Деола Саго . [ 28 ] 25 октября 2019 года Рэнсом-Кути был посмертно удостоен дудла Google. [ 29 ] Создано нигерийско-итальянским иллюстратором Дианой Эджаитой . [ 19 ]
В 2022 году Боланле Остин-Питерс снял биографический фильм «Фунмилайо Рэнсом-Кути» , в котором рассказывается история Фунмилайо; от ее новаторских дней в качестве первой ученицы гимназии Абеокута до ее брака с Израилем Рэнсом-Кути. [ 14 ] Фильм получил награды за лучший игровой фильм и лучший сценарий на Международном кинофестивале в Африке 2023 года . [ 11 ] [ 12 ] В фильме участвуют такие кинозвезды, как Джоке Сильва , Кехинде Банколе , Ибрагим Сулейман, Жиде Косоко и Деле Одуле . [ 10 ]
17 мая 2024 года Тунде Бабалола написала пьесу под названием «Фунмилайо Рэнсоме-кути». В фильме показана жизнь Фунмилайо Рэнсоме Кути, начиная с ее новаторских лет в качестве первой ученицы гимназии Абеокута и заканчивая ее браком с Израилем Рэнсоме-Кути. Вместе они противостояли несправедливости, создав Союз женщин Абеокута , что привело к ожесточенному конфликту с традиционными и колониальными лидерами, выступавшими против их стремления к справедливости и равенству. [ 30 ] Режиссером фильма выступил Боланле Остин-Питерс , в нем также приняли участие другие нигерийские актеры и актрисы Нолливуда, такие как Кехинде Банколе , Джоке Силва , Иимиде Айо-Олумоко, Ибрагим Сулейман, Иремида Адеойе, Фунми Абэ, Адунни Аде и так далее. [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Агунбиаде, Мы есть. «Вспоминая Фунмилайо Рэнсома-Кути: нигерийский « лев » молитвенный www.aljazeera.com . Получено 9 марта.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Джонсон-Одим, Шерил; Мба, Нина Эмма (1997). Для женщин и нации: Фунмилайо Рэнсом-Кути из Нигерии . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-06613-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Фунмилайо Рэнсом-Кути: нигерийская феминистка и политический лидер » энциклопедия Британская 21 октября Получено 18 декабря.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Рэнсом-Кути, Фунмилайо». Словарь африканской биографии . Том. 5. Акьемпонг, Эммануэль Кваку., Гейтс, Генри Луис-младший. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 2012. С. 176–178. ISBN 978-0-19-538207-5 . OCLC 706025122 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Шелдон, Кэтлин (2016). «Рансом-Кути, Фунмилайо (1900-1978)» . Исторический словарь женщин в странах Африки к югу от Сахары . Роуман и Литтлфилд. стр. 247–248. ISBN 978-1-4422-6293-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Джонсон-Одим, Шерил (1992). «От имени женщин и нации: Фунмилайо Рэнсом-Кути и борьба за независимость Нигерии» . В Джонсон-Одиме, Шерил; Стробель, Маргарет (ред.). Расширяя границы женской истории: очерки о женщинах третьего мира . Издательство Университета Индианы. стр. 144–157 . ISBN 0-253-33097-1 . OCLC 24912498 .
- ^ Jump up to: а б с Майер, Адам (2016). «Последний Рэнсом-Кути» Нигерийские марксизмы: революционная мысль в Нигерии . Плутон Пресс. стр. 100-1 172–176. дои : 10.2307/j.ctt1ddr6f8 . ISBN 978-0-7453-3657-2 . JSTOR j.ctt1ddr6f8 .
- ^ Jump up to: а б с Ханнэм, июнь; Охтерлони, Митци; Холден, Кэтрин, ред. (2000). «Рэнсом-Кути, Фунмилайо» . Международная энциклопедия избирательного права женщин . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 251–253 . ISBN 1-57607-390-4 . OCLC 44860746 .
- ^ Аденийи, Дапо. «Памятники и метаморфозы» (PDF) . Африканский ежеквартальный журнал об искусстве, том. 2, № 2 . Проверено 11 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Гиббс, Джеймс (1988). «Биография в автобиографию: Воле Сойинка и родственники, населяющие «Аке» » . Журнал современных африканских исследований . 26 (3): 519. дои : 10.1017/S0022278X00011757 . ISSN 0022-278X . JSTOR 160896 . S2CID 155053358 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б Шелдон, Кэтлин, изд. (2016). «Союз женщин Абеокута» . Исторический словарь женщин в странах Африки к югу от Сахары . Роуман и Литтлфилд. п. 14. ISBN 978-1-442-2629-35 .
- ^ Jump up to: а б Смит, Бонни Г. (2005). Женская история в глобальной перспективе, тома 2–3 . Издательство Университета Иллинойса. п. 53. ИСБН 978-0-252-0299-05 .
- ^ Jump up to: а б с д Джонсон-Одим, Шерил (2008). «Рэнсом-Кути, Фунмилайо» . Смит, Бонни Г. (ред.). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. п. 51. ИСБН 978-0-19-514890-9 .
- ^ Jump up to: а б Склар, Ричард Л. (2004). Нигерийские политические партии: власть в развивающейся африканской нации . Исследования и публикации Африки. ISBN 1-59221-209-3 .
- ^ Атто, Стелла; Джаджа, Т.О. (1993). Маргарет Экпо: львица в нигерийской политике . Публикации АЛФ. п. 25. ISBN 978-978-32319-1-7 .
- ^ «Рэнсом-Кути, Фунмилайо» . Северо-Восточный словарь женской биографии . Аглоу, Дженнифер С., Хинтон, Фрэнсис, Хендри, Мэгги. (3-е изд.). Бостон: Издательство Северо-Восточного университета. 1999. С. 447 . ISBN 1-55553-421-Х . OCLC 41165272 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Кинни, Фонгот Кини-Йен (2015). «Гендерное сознание и поддержка: чернокожие женщины-суфражистки-феминистки и активисты за гражданские права в США и распространение панафриканизма». Панафриканизм: политическая философия и социально-экономическая антропология для освобождения и управления в Африке . Лангаа РПКИГ. п. 803. дои : 10.2307/j.ctvh9vw4r.9 . ISBN 978-9956-762-65-1 . JSTOR j.ctvh9vw4r.9 .
- ^ Олуеми, Олойеде (2016). «Мониторинг участия женщин в политике в Нигерии» (PDF) . Статистика ООН . п. 5 . Проверено 15 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Дэниел, Эниола (25 октября 2019 г.). «Google отмечает 119-летие Фунмилайо Рэнсома-Кути дудлом» . Guardian.ng . Проверено 29 декабря 2019 г.
- ^ Сансом, Ян (11 декабря 2010 г.). «Великие династии: Рэнсом-Кутис» . Хранитель . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ Джонсон-Одим, Шерил (январь – февраль 2009 г.). « За их свободы»: антиимпериалистическая и международная феминистская деятельность Фунмилайо Рэнсоме-Кути из Нигерии». Международный форум женских исследований . 32 (1). Elsevier: 58. doi : 10.1016/j.wsif.2009.01.004 .
- ^ Jump up to: а б Олареваху, Демола (15 июля 2018 г.). «Как Фела Кути стал прославляться теми, против кого он пел» . Аль Джазира . Проверено 29 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Брук, Джеймс (18 ноября 1988 г.). «Армия не фанат, но у певца есть армия фанатов» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 29 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Ханнафорд, Алекс (25 июля 2007 г.). «Он был в богоподобном состоянии» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 29 декабря 2019 г.
- ^ Габриэль Ева Мари Зезулька-Майлу; Джеймс Гиффорд (2003). Культура + государство: национализмы (критические работы по материалам конференции 2003 г. в Университете Альберты) . Том. 3. Студия ЦРК. п. 261. ИСБН 978-1-551-9514-92 .
- ^ «21 год спустя, почему помнят Фелу?» . The Guardian Новости Нигерии – Нигерия и мировые новости . 2 августа 2018 года . Проверено 29 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Извинись за убийство моей бабушки, прежде чем положить ее лицо на найру, — говорит Сын Кути FG» . Каналы телевидения . 31 августа 2012 года . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Мголу, Чарльз (13 августа 2013 г.). «Покойный Фунмилайо Рэнсом Кути воскресает в новом фильме… «1 октября» » . Авангард . Проверено 13 мая 2017 г.
- ^ Джейн Огойе (25 октября 2019 г.). «Google отмечает посмертный день рождения Фунмилайо Рэнсома-Кути » Премиум Таймс Получено 25 октября.
- ^ Натаниэль, Коме (21 июня 2024 г.). « Фунмилайо Рэнсом-Кути» с Джоком Сильвой и Кехинде Банколе теперь транслируется на Prime Video» . Пульс Нигерии . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ Дэвид, Овид (15 мая 2024 г.). « Биографический фильм «Фунмилайо Рэнсом Кути» выйдет в общенациональный прокат» . Премиум Таймс Нигерия . Проверено 21 июня 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Байфилд, Джудит А. (2003). «Налогообложение, женщины и колониальное государство: налоговое восстание женщин Эгба» . Меридианы 3 (2).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фунмилайо Рэнсоме-Кути и Женский союз Абеокута . Иллюстрации Алабы Онаджина, сценарий и текст Обиомы Офего, ЮНЕСКО, 2014 г.
- 1900 рождений
- 1978 смертей
- Саро люди
- Политики из Абеокуты
- Нигерийские женщины-преподаватели
- Женщины-преподаватели йоруба
- Преподаватели йоруба
- Женщины-активистки йоруба
- Активисты йоруба
- Нигерийские активистки за права женщин
- Нигерийские женщины-активистки
- Смерти в результате дефенестрации
- Семья Рэнсом-Кути
- Нигерийские политики 20-го века
- Нигерийские феминистки
- Лауреаты Ленинской премии мира.
- нигерийская королевская семья
- Королевская семья йоруба
- Члены Ордена Нигера
- Нигерийские суфражистки
- Люди из колониальной Нигерии
- Нигерийские школьные учителя
- Насилие в отношении женщин в Нигерии
- Женщины йоруба в политике
- История женщин в Нигерии
- Нигерийские женщины-политики XX века
- История Абеокуты
- Нигерийские педагоги XX века
- Нигерийские женщины 20-го века
- Основатели нигерийских школ и колледжей
- Нигерийские христианские социалисты
- Социалистические феминистки
- Женщины-педагоги 20-го века
- Люди, получившие образование в гимназии Абеокута
- Члены Международной демократической федерации женщин