Рокумейкан
Рокумейкан , построенное в 1883 ( 鹿鳴館 , «Банкетный дом») — большое двухэтажное здание в Токио году и ставшее спорным символом вестернизации в период Мэйдзи . для размещения иностранных гостей По заказу министра иностранных дел Иноуэ Каору он был спроектирован британским архитектором Джозайей Кондером , известным западным советником, работающим в Японии.
Хотя период расцвета Рокумейкана был недолгим, он прославился своими вечеринками и балами, которые впервые познакомили многих высокопоставленных японцев с западными манерами, и он до сих пор остается неотъемлемой частью культурной памяти Японии. Однако в основном он использовался для размещения гостей правительства и для встреч японцев, уже живших за границей.
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Место расположения Рокумейкана находилось в Хибии , недалеко от Императорского дворца, на земле, которая раньше использовалась в качестве арсенала для владения Сацума . После реставрации Мэйдзи , в 1872 году, эта земля стала штаб-квартирой секретариата, занимавшегося подготовкой к Венской выставке 1873 года . В период с июля 1875 года по октябрь 1881 года на этой земле располагался колоссальный «Музей Ямасита Моннаи», объединенный зоологический и ботанический сад , который затем был перенесен в Уэно, чтобы освободить место для нового здания и его территории.
Иностранные гости ранее размещались в Энрёкане , здании, первоначально построенном сёгунатом Токугава как часть школы подготовки военно-морских кадетов. Несмотря на попытки модернизации, здание было старым и больше не считалось пригодным для проживания иностранных высокопоставленных лиц.
Строительство
[ редактировать ]Кондер получил заказ на проектирование новой конструкции [1] : 245 в 1880 году, а строительные работы начались в 1881 году. Кондер позаимствовал стиль французского ренессанса и использовал в своем проекте мансардную крышу , которая также включала арочный портик с колоннами. Однако желание Кондера включить в дизайн японские элементы было отклонено, хотя он утверждал, что включил в него «псевдосарацинские» элементы. Только сад, в котором использовались сосны, каменные фонари и пруды, был выполнен в японском стиле.
При строительстве возникли трудности, из-за которых первоначальный бюджет в 100 000 иен был увеличен до 180 000 иен до завершения строительства. Напротив, Министерства иностранных дел строительство здания обошлось всего в 40 000 иен. Здание было официально открыто 28 ноября 1883 года торжественным торжеством, на которое были приглашены 1200 гостей, в том числе дворяне , бюрократы и иностранные дипломаты, под председательством Иноуэ и его жены Такеко. [2]
Эпоха Рокумейкана
[ редактировать ]Иноуэ сдал в эксплуатацию это здание как пятизвездочный отель для европейских и американских дипломатов и путешественников. [1] : 245 Он надеялся, что в европейском сознании они будут более склонны рассматривать Японию как равную с точки зрения «цивилизации», что облегчит пересмотр неравных договоров , отмену экстерриториальности и ускорит вступление Японии как равной в ряды имперской империи. полномочия. [3]
В Рокумейкане устраивались изысканные банкеты с меню, написанным на французском языке . В бальном зале японские господа в вечерних платьях , привезенных из Лондона портными, танцевали вальс , польку , кадриль и мазурку с японскими дамами, одетыми по последней парижской моде, под новейшие европейские песни, исполняемые армейским или военно-морским оркестром. Репетиторами по танцам были наняты иностранные жители Токио. [2]
Результаты были неоднозначными. Хотя некоторые посетители высоко оценили весьма заметное здание в западном стиле, многие другие осудили его концепцию как безвкусную имитацию. Пьер Лоти , прибывший в Японию в 1886 году, сравнил здание (в Осенней Японии, 1889 год) с посредственным казино во французском курортном городке, а бал в европейском стиле — с «обезьяньим шоу». [5] Точно так же известный французский художник Жорж Фердинанд Биго опубликовал карикатуру , на которой стильно одетые японские мужчина и женщина любуются собой в зеркале, но в них отражается пара обезьян. [2]
Японские консерваторы были возмущены тем, что они считали вырождением традиционной морали, особенно непосредственной близостью между мужчинами и женщинами во время танцев, связывая рост налогов с предполагаемым расточительством и потворством своим желаниям со стороны правительства. Сообщения и сплетни о скандальном поведении высокопоставленных чиновников (хотя самые громкие из них имели место в частных резиденциях, а не в Рокумейкане) еще больше усилили противоречия. [6]
Движение за автономию и права народа раскритиковало Рокумейкан как дорогостоящее, финансируемое за счет налогов уважение к европейцам и американцам. [1] : 245
Неспособность «дипломатии Рокумейкана» достичь желаемой цели - пересмотра договоров в пользу Японии - привела в конечном итоге к дискредитации Иноуэ, который ушел в отставку в 1887 году.
Спустя годы
[ редактировать ]В 1890 году недалеко от Рокумейкана открылся отель «Империал» (опять же при участии Иноуэ), который имел еще больший размах. Открытие гостиницы устранило необходимость в Рокумейкане как резиденции для иностранных гостей. Банкеты и балы продолжались, и нативистская реакция не замедлила строительство зданий в западном стиле в Токио, но с растущей вестернизацией Японии, растущим чувством культурного национализма и возможной отменой неравных договоров в 1899 году, Значение Рокумейкана постепенно уменьшалось. [7]
Здание Рокумейкан было продано в 1890 году ассоциации пэров казоку Японии. [7] Здание было серьезно повреждено во время Токийского землетрясения 1894 года , высокая стоимость ремонта привела к сокращению использования здания. [8] В 1897 году Кондер был вызван для ремонта здания и внесения дополнительных изменений. Он использовался Клубом пэров ( Кадзоку Кайкан ) в течение следующих нескольких десятилетий.
Здание снесли в 1941 году. [9]
Разрушение здания обеспокоило архитектора Танигучи Ёсиро и в конечном итоге побудило его создать Мэйдзи Мура для сохранения зданий периода Мэйдзи.
Имя
[ редактировать ]Название «Рокумейкан» происходит от китайской классической книги « Ши Цзин » («Книга песен») и указывает на преимущества гостеприимства. 161-я ода называется Лу Мин , 鹿鳴, что по-японски читается как рокумей . Его выбрал Накаи Хирому , первый муж жены Иноуэ Такеко.
С довольными звуками олени перекликаются друг с другом, поедая полевой сельдерей. [...] У меня здесь замечательные гости; чья добродетельная слава грандиозно блестящая. Они показывают людям, что они не злые; у офицеров есть образец и образец.
Название часто переводится как «Павильон крика оленя», а в старых книгах дается перевод «Зал лающего оленя».
После приобретения Клубом пэров (группой) здание было переименовано в «Клуб пэров», но также носило названия «Клуб дворян» и «Клуб пэров» . [10]
Аллюзии в литературе
[ редактировать ]Рокумейкан часто упоминается в японской литературе, например.
- Чиджин но ай («Наоми», 1924), роман Танизаки Дзюнъитиро
- Бутокай («Мяч», 1920), рассказ Акутагавы Рюносукэ , пересказывающий рассказ Лоти.
- Рокумейкан (1956), пьеса Мисимы Юкио , по ней
- Рокумейкан (1986), фильм
- Рокумейкан (2008), телевизионный специальный выпуск с Масакадзу Тамурой и Хитоми Куроки в главных ролях.
- Леди Снежная Кровь , манга, написанная Кадзуо Койке (глава 5 первого тома: «Панорама убийств в Рокумейкане»)
- Аой Хана , манга, написанная Такако Симура , персонажи которой разыгрывают пьесу Рокумейкан.
Румейкан упоминается в книге Наташи Пулли «Часовщик с Филигранной улицы».
Расположение
[ редактировать ]Место расположения Рокумейкана находится в Тиёда-ку , Учисайвайчо 1-тёмэ. Перед зданием NBF Hibiya (бывшая компания по страхованию жизни Ямато ) висит мемориальная доска.
Ссылки
[ редактировать ]- Финн, Даллас. «Переоценка Рокумейкана». Из «Сложного прошлого и настоящего: метаморфоза японского искусства девятнадцатого века» под редакцией Эллен П. Конант. Гонолулу: Издательство Гавайского университета, 2006.
- Ватанабэ Тосио. Джозайи Кондера « Рокумейкан : архитектура и национальное представительство в Японии эпохи Мэйдзи». Художественный журнал , 22 сентября 1996 г.
- Томита Хитоши Рокумейкан: Гисэйока но секай («Павильон крика оленя: мир псевдовестернизации») Токио: Хакусуйша, 1984.
- Мель, Маргарет. «Танцы в Рокумейкане: новая роль женщины?» « Японские женщины, выходящие из рабства», 1868–1945 , под редакцией Хироко Томиды и Гордона Дэниелса. Фолкстон, Кент: Global Oriental, 2005.
- Барр, Пэт (1989). Павильон «Крик оленя: история жителей Запада в Японии, 1868-1905» . Пингвин (не классический). ISBN 0-14-009578-0 .
- Бурума, Ян (2004). Изобретая Японию: 1853-1964 гг . Современная библиотека. ISBN 0-8129-7286-4 .
- Кин, Дональд (2005). Император Японии: Мэйдзи и его мир, 1852-1912 гг . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-12341-8 .
- Хане, Микисо (2001). Современная Япония: исторический обзор . Вествью Пресс. ISBN 0-8133-3756-9 .
- Лебра, Такие Сугияма (1995). Над облаками: статусная культура современного японского дворянства . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-07602-8 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Дрисколл, Марк В. (2020). Белые — враги небес: климатический кавказизм и экологическая защита Азии . Дарем: Издательство Университета Дьюка . ISBN 978-1-4780-1121-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кин, Император Японии: Мэйдзи и его мир, 1852–1912, стр. 391–395.
- ^ Хане, Современная Япония: исторический обзор, стр. 116.
- ^ Нимура, Дженис П. «Фотогалерея» . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Бурума, Изобретая Японию: 1853-1964, стр. 46.
- ^ Хане, Современная Япония: исторический обзор, стр. 146.
- ^ Перейти обратно: а б Лебра, Над облаками: статусная культура современных японцев, стр. 189.
- ^ Маккей, Александр (2012). Шотландские самураи (цифровое издание). Эдинбург: Canongate Press Ltd., с. Глава 24. ISBN 978-0-85786-730-8 .
- ^ Дано много разных дат: от 1935 до 1945 года (когда большие декоративные ворота были разрушены в результате бомбардировки); Дата 1941 года взята из статьи Финна (2006).
- ^ Терри, Томас (1914). Японская империя Терри: включая Корею и Формозу, с главами о Маньчжурии, Транссибирской магистрали и главных океанских путях в Японию; Путеводитель для путешественников; с 8 специально нарисованными картами и 21 планом . Компания Хоутон Миффлин. С. 115 , 137.
Клуб сверстников.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Национальной парламентской библиотеки
35 ° 40'18 "N 139 ° 45'28" E / 35,671804 ° N 139,757792 ° E