Туннель
Туннель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() Станция Каракёй Тюнеля | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обзор | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владелец | Муниципалитет Стамбула | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Номер строки | Ф2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Местный | Бейоглу , Стамбул | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Условия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Станции | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Услуга | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип | на резиновых колесах Фуникулер | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оператор(ы) | ИЕТТ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открыто | 17 января 1875 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технический | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина линии | 573 м (1880 футов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество дорожек | 1 (с пропускной петлей) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характер | Метро | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина колеи | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальный уклон | 15% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|


Тюнель . (англ. Tunnel , обозначен как линия F2 на транспортной карте Стамбула) [ 1 ] ) — историческая подземная линия фуникулера на резиновых колесах в Стамбуле , Турция . Он имеет две станции, соединяющие Каракёй и Бейоглу . Туннель идет вверх в гору от места слияния Золотого Рога с Босфором и имеет длину около 573 метров (1880 футов). [ 2 ] Открыт 17 января 1875 года. [ 2 ] Тюнель - вторая старейшая полностью подземная городская железная дорога в мире после лондонского метро (1863 г.) и старейшая в континентальной Европе, на 21 год старше будапештского метро .
История
[ редактировать ]Во второй половине XIX века районы Пера (современный Бейоглу) и Галата (современный Каракёй ) стали финансовым и торговым центром Константинополя (современный Стамбул) и Османской империи . Многие османские и иностранные компании, в основном банки и страховые компании, разместили свои штаб-квартиры в этих двух районах. Иностранные посольства, отели и коммерческие рынки в Пере располагались на вершине крутого холма, а фондовая биржа, банки и порты в Галате — внизу. Передвигаться между этими двумя районами было непросто, поскольку оценки были крутыми до 24%. По главной улице между этими двумя районами, проспекту Юксек Калдырым (Высокий тротуар), ежедневно по ней ходили в среднем 40 000 человек. [ 3 ]
В 1867 году французский инженер Эжен-Анри Гаван отправился в Стамбул (Константинополь) в качестве туриста. [ 3 ] Во время своего визита он был ошеломлен, увидев количество людей, сражающихся вверх и вниз по проспекту Юксек Калдырым. Гаванду пришла в голову идея построить фуникулер , который будет подниматься и спускаться с холма, и вскоре после этого вернулся во Францию, чтобы подготовить свой проект. Он вернулся в Константинополь в феврале 1868 года, чтобы представить свой проект Блистательной Порте . Железная дорога начнется недалеко от проспекта Юксек Калдырым, недалеко от Галатского моста в Галате.
10 июня 1869 года султан Абдулазиз предоставил Гаванду концессию на строительство железной дороги. Он работал с акционерами во Франции, чтобы основать компанию по строительству железной дороги, но в конечном итоге прусское вторжение во Францию сделало создание французской компании невозможным.
Во время войны Гаванд отправился в Соединенное Королевство и сформировал Константинопольскую столичную железную дорогу для развития линии. Строительство началось 30 июля 1871 года, но было отложено из-за конфликтов между землевладельцами и компанией. [ 3 ] Туннель был завершен только в декабре 1874 года. [ 2 ] и наконец открылся для эксплуатации 17 января 1875 года. [ 2 ] Примечательно, что Гаванд отсутствовал на церемонии открытия. [ 4 ]
Компания Metropolitan Railway получила новую 75-летнюю концессию в 1904 году. В 1911 году, после некоторых изменений, права на Тюнель были переданы новому многонациональному консорциуму Union Ottoman Société d'Intrepises Electriques à Constantinople . в который входили Тюнель, трамваи и Османская акционерная электрическая компания. [ 5 ] В 1939 году он был присоединен к новой транспортной организации IETT (Стамбульский электрический трамвай и туннель). [ 6 ]
В 1968 году Тюнель закрыли на реконструкцию. В 1971 году он вновь открылся, пройдя модернизацию и электрификацию. [ 4 ] В 2007 году Тюнель был снова отреставрирован, чтобы повысить его сейсмостойкость в городе, подверженном землетрясениям. [ 7 ]

Сегодня короткая линия по-прежнему является важнейшим компонентом муниципальной транспортной сети. [ нужны разъяснения ]
Описание
[ редактировать ]Тюнель состоит из одного облицованного кирпичом туннеля длиной 554,8 метра (1820 футов), шириной 6,7 метра (22 фута) и высотой 4,9 метра (16 футов). На обоих концах есть по одной станции:
- Каракёй — нижняя станция, расположенная в восточном конце проспекта Терсане.
- Тюнель — верхняя станция на площади Тюнель ( Tünel Square ), расположенная в южном конце проспекта Истикляль.
Верхняя станция возвышается на 61,55 метра (201,9 фута) над нижней.
Уклон тоннеля варьируется по его длине от 2 до 15 процентов. Первоначально построенный с двумя параллельными путями, [ 3 ] Современный Тюнель имеет один путь с разъездом посередине, короткий дуплексный участок, где два поезда проходят бок о бок. [ 4 ]
Подвижной состав
[ редактировать ]Первоначальный подвижной состав состоял из двух деревянных двухвагонных поездов. Один вагон был зарезервирован для пассажиров, причем два его класса были разделены на отдельные секции для мужчин и женщин. Другая машина использовалась для перевозки грузов, животных и повозок. Движущая сила обеспечивалась паровыми двигателями. [ 4 ]
Деревянные вагоны были заменены в 1971 году двумя электрифицированными стальными вагонами, движущимися на пневматических шинах по бетонным путям. [ 8 ] таким образом, как и метро с резиновыми колесами, его можно было бы назвать фуникулером с резиновыми колесами .
В 2007 году введено в эксплуатацию новое поколение подвижного состава. Сегодня каждый автомобиль может перевозить 170 пассажиров и двигаться с максимальной скоростью 22 км/ч (14 миль в час). Поездка сверху вниз занимает около 1,5 минут, при обычном времени ожидания 3,5 минуты. [ 4 ] В 2021 году к коллективу Tünel присоединилась первая женщина-водитель.
Галерея
[ редактировать ]-
Станция Каракёй с порталом туннеля
-
Станция Каракёй в 2006 году оформлена в османского возрождения . стиле
-
Туннель между Бейоглу и станцией Каракёй.
-
Видео фуникулера
-
Станция Бейоглу
-
Поезд на станции Бейоглу
См. также
[ редактировать ]- Стамбул Кабаташ – Таксим Фуникулер
- Стамбульское метро
- Современные трамваи Стамбула
- Ностальгические трамваи Стамбула
- Общественный транспорт в Стамбуле
- Список фуникулеров
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Карта железнодорожных систем Стамбула» . метро Стамбул .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Туннель» . ИЕТТ . Проверено 25 апреля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Челик, Зейнеп (1993). Переделка Стамбула: портрет османского города девятнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 96-98 . ISBN 978-0-520-08239-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эрен Каяоглу; Адем Кандаш; Ю.Зия Коджабал; К. Эрдем Имарк (14 марта 2014 г.). «Раннее применение подземного туннеля фуникулера в Стамбуле» (PDF) . МСЭ – Группа транспортных технологий . Архивировано (PDF) из оригинала 5 декабря 2017 г. Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ «Туннельная компания переходит из рук в руки» . İETT – Туннель . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ «Национализация Тунеля» . İETT – Туннель . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ «Туннельная хронология» . İETT — Туннель (на турецком языке) . Проверено 7 декабря 2017 г.
- ^ «Фуникулер 1971 года» . Фунимаг (26). 27 сентября 2005 года . Проверено 19 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гаван, Эжен-Анри (1876). Константинопольская столичная железная дорога, или подземная железная дорога от Галаты до Перы, известная как Константинопольский туннель. Проект нового города и нового торгового порта в Константинополе (на французском языке). Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- İETT - Tunnel — официальный портал (на английском языке)