Общественный транспорт в Стамбуле
Общественный транспорт в Стамбуле включает автобусную сеть, различные железнодорожные системы, фуникулеры и морские перевозки, которые обслуживают более 15 миллионов жителей города, расположенного на площади 5712 км2. 2 .
История
[ редактировать ]Общественный автомобильный транспорт в Стамбуле берет свое начало с 30 августа 1869 года, когда был подписан контракт на строительство трамвайной системы в столице Османской империи . По этому соглашению «Société des Tramways de Constantinople» Константина Крепано Эфенди получила концессию на эксплуатацию общественного транспорта на сорок лет. Открытие четырех линий конных трамваев состоялось в 1871 году. В первый год конки перевезли 4,5 миллиона человек на линиях Азапкапы- Галата , Аксарай - Едикуле , Аксарай- Топкапы и Эминёню -Аксарай. В последующие годы было добавлено больше линий. На тягу 45 вагонов, в том числе 15 летних и несколько двухэтажных , на 1000 мм было затрачено 430 лошадей ( 3 фута 3 + 3 ⁄ дюйма метра ) шириной Колея . В 1912 году конке пришлось прекратить работу на один год, поскольку Министерство обороны отправило всех лошадей на фронт во время Балканской войны .
2 февраля 1914 года трамвайная сеть была электрифицирована воздушным контактным проводом. трамвай начал курсировать по анатолийской 8 июня 1928 года части Стамбула между Ускюдаром и Кысыклы. К 1950-м годам длина трамвайных линий достигла 130 км (81 миль). Трамваи курсировали на европейской стороне города до 12 августа 1961 года и на азиатской стороне до 14 ноября 1966 года.
Одновременно с началом движения конки, 30 июля 1871 года, началось строительство Тюнеля , короткого фуникулера между Перой и Галатой . Фуникулер открылся 5 декабря 1874 года, это второе старейшее метро в мире после лондонского метро. . Вначале перевозились только грузы и скот. 17 января 1875 года, после завершения пробных запусков, фуникулер был открыт для публики. Он все еще находится в эксплуатации.
В 1872 году на европейской стороне города была построена пригородная железнодорожная линия от Сиркечи до Хадымкёя, а в 1873 году последовала линия на анатолийской части от терминала Хайдарпаша до Измита .
Паром является одним из старейших транспортных средств в Стамбуле, городе, состоящем из двух частей, разделенных проливом Босфор и окруженных морем. В 1837 году лодки, принадлежавшие Великобритании и России, начали плавание по Босфору. Стамбульская морская компания была основана в 1851 году указу османского Абдулмеджида султана I. по Паромное сообщение началось в 1853 году с шести колесных пароходов, построенных на верфи Роберта Уайта в Англии . В 1859 году эта услуга была распространена на места вокруг Золотого Рога . После 1903 г. в строй были введены винтовые пароходы . До 1929 г. лодки импортировались; позже паромы были построены на верфях Золотого Рога. На пике своего развития флот насчитывал 40 лодок. В 1867 году та же компания начала автомобильные перевозки через Богазичи (Босфор) между Кабаташем и Ускюдаром с помощью двух паромов, купленных в Англии, что стало первой регулярной паромной линией в мире. Все паромные компании были национализированы в 1945 году. [ 1 ]
Автобусные перевозки в Стамбуле начались в 1926 году с четырех автобусов Renault-Scania между Беязытом и Каракёем . Автопарк вырос с 9 автобусов в 1942 году до 16 в 1955 году и до 525 автобусов в 1960 году, а затем стал основой общественного транспорта в постоянно расширяющемся городе.
До 16 июня 1939 года весь общественный транспорт в Стамбуле эксплуатировали несколько британских и французских компаний. [ 2 ] дата национализации. Недавно созданная компания İETT (Istanbul Electric Tram and Tünel Company) с тех пор взяла на себя функции общественного транспорта в Стамбуле.
27 мая 1961 года троллейбусы после прекращения движения трамваев впервые были запущены между Топкапы и Эминёню. Однако последние троллейбусы были выведены из эксплуатации в 1984 году. [ 3 ] потому что они препятствовали растущему движению транспорта на узких улочках старого города. [ нужна ссылка ]
В 1988 году компания Ulasım A.Ş. для предоставления услуг LRT (легкорельсового транспорта) (с 1989 года), метро (с 2000 года) и современных трамваев (с 1992 года). (Transport Inc.) была создана муниципалитетом Стамбула [ 4 ] Компания по-прежнему активна и будет оператором новых железнодорожных линий.
Транспорт сегодня
[ редактировать ]Метро
[ редактировать ]Первая линия (М1) начала работу 3 сентября 1989 года между Аксарай и Кочатепе . Линия постепенно развивалась и достигла аэропорта Ататюрк 20 декабря 2002 года. Линия состоит из 18 станций и имеет длину 19,6 км (12,2 мили). По состоянию на 2012 год ежедневный пассажиропоток составил 416 рейсов и 210 000 пассажиров. [ 5 ] Даже если она обозначена как первая линия, на самом деле эта линия представляет собой систему LRT со многими общими характеристиками с линией Т4 , включая подвижной состав. Хотя операторы классифицируют их по-разному.
Строительство метро в Стамбуле началось в 1992 году. Первая линия (М2) между Таксимом и 4-м Левентом была введена в эксплуатацию 16 сентября 2000 года. Эта линия имеет длину 8,5 км и имеет 6 станций, все они выглядят одинаково, но находятся в разные цвета.
Северная ветка от 4-го Левента до станции Ататюрк Ото Санайи в Маслаке (ITÜ/Ayazağa) введена в эксплуатацию в 2009 году, а также южная ветка от [ 6 ] Таксим до станции Шишхане в Бейоглу , недалеко от северного входа в Тюнель . Последнее северное расширение на краткосрочную перспективу, Хаджи Осман, было открыто в 2011 году. Южное расширение M2 от Шишхане до Еникапы через новый мост Золотой Рог было открыто в 2013 году, что позволило линии добраться до пересадочного центра Еникапы . Наконец, в 2014 году восточная конечная остановка линий аэропорта (M1A) и Багджылар (M1B) была продлена от Аксарая до этого пересадочного центра.
Линия М3 проходит от станции Киразлы линии М1 до северного района Башакшехир. Он открылся 14 июня 2013 года. Северная пристройка к станции Каяшехир Меркез была открыта 8 апреля 2023 года, а южная пристройка к станции Бакыркёй IDO все еще находится в стадии строительства. [ 7 ]
M6 — это линия, ответвляющаяся от M2 от станции Левент, идущая на восток в сторону Хисарустю и университета Богазичи . Он открылся 19 апреля 2015 года. [ 8 ]
На азиатской стороне 17 августа 2012 года открылась линия M4 длиной 33,5 км (20,8 миль) до Картала . Когда откроется третий участок до Тузлы, на линии будет всего 25 станций.
Существует также трасса M5 , которая соединяет Ускюдар, Умрание и Чекмекёй. В стадии строительства находится дальнейшее расширение районов Санджактепе и Султанбейли.
На данный момент имеется 124 Hyundai-Rotem (M2) и 120 CAF. [ 9 ] (М4) курсируют поезда, поездка по всей линии занимает 27 (М2) и 52 (М4) минуты.
Все линии обслуживаются компанией Metro Istanbul (новое название Istanbul Ulaşım A.Ş.), принадлежащей муниципалитету Стамбула. [ 10 ]
Трамвай
[ редактировать ]В Стамбуле были открыты конные трамваи в 1872 году, и они служили жителям Стамбула до 1912 года. После этого были введены в действие электрические трамваи, которые были основным средством городского общественного транспорта до 1966 года. Многие маршруты строились шаг за шагом, и они достигли их самая обширная сеть была в 1956 году: 108 миллионов пассажиров на 270 шаттлах на 56 линиях. Трамваи не модернизировались в течение многих десятилетий, а некоторые электромобили 1911 года все еще работали в 1960-х годах. В то время современные автобусы обеспечивали более быстрое и плавное путешествие. Из-за этих негативных проблем трамвайная система закрылась в середине 1960-х годов.
С начала 1970-х годов пробки на дорогах усилились. К середине 1980-х годов жители Стамбула осознали, что неконтролируемое расширение автомобилизации и закрытие трамвайной сети было ошибкой. Другие города мира, например, Тунис и Буэнос-Айрес , также осознали эту ошибку, и, как и они, Стамбул также запланировал возвращение трамвая.
В качестве эксперимента Стамбул впервые открыл исторический трамвай на европейской стороне в 1990 году. В связи с растущей популярностью была открыта современная трамвайная система с 1992 года , также на европейской стороне. Теперь на азиатской стороне есть историческая трамвайная система, тогда как на европейской стороне есть как историческая, так и современная трамвайная система.
Современный трамвай состоит из линий T1 , T4 , T5 и T6 , первоначально эксплуатируемых 55 низкопольными Bombardier Flexity Swift и 32 Alstom Citadis . [ 11 ] Линия Т4 была открыта в 2007 году между Эдирнекапы и Мескид-и-Селам . Всего 22 станции, длина 15,3 км. С марта 2009 года линия работает между Топкапы и Мескид-и-Селам. [ 12 ] Служба обслуживается автомобилями LRT , построенными SGP в 1989 году. По состоянию на 2019 год ежедневная посещаемость составила 446 поездок и 196 000 пассажиров. [ 12 ]
Пригородная железная дорога
[ редактировать ]С июня 2013 года пригородные линии по обе стороны города ( пригород Стамбула и пригород Хайдарпаша ) были закрыты на реабилитационные работы, а также для их объединения в единую линию посредством подводного туннеля через Босфор в рамках Мармарая. проект.
12 марта 2019 года все части Мармарая были открыты . Дальнейшее продление до Бахчешехира через Испартакуле осуществляется в виде шаттла от станции Халкалы.
Фуникулер
[ редактировать ]Стамбул обслуживается тремя подземными фуникулерами разного возраста и стиля.
Старшая из этих линий — Tünel . Эта линия является старейшей линией метрополитена в континентальной Европе и второй в мире после Лондонской . Длина Тюнеля составляет 573 м, перепад высот составляет 60 м, и между Каракёй и площадью Тюнель нет промежуточных станций . Он постоянно находится в эксплуатации с 1875 года. Первоначально он был паровым, с двумя деревянными поездами, идущими по параллельным путям. Она была модернизирована в 1971 году. Сегодня линия однопутная с разъездом, с электрическим приводом и работает на резиновых шинах с восстановленными бывшими RATP MP 55 вагонами . Поездка занимает примерно 1,5 минуты. Ежедневно линией пользуются около 15 000 человек. В отличие от современного, показанного ниже, который работает строго с пятиминутными интервалами, у этого менее регулярный график.
Открытая в июне 2006 года вторая современная линия фуникулера, фуникулер Кабаташ-Таксим , находится под управлением компании Ulatma A.Ş. [ 13 ] и соединяет порт Seabus и трамвайную остановку Кабаташа со станцией метро на площади Таксим . Его длина составляет около 600 метров, а подъем на высоту примерно 60 метров занимает 110 секунд.
В октябре 2022 года новейшая линия фуникулера F4 (Стамбульское метро) Boğaziçi Üni./Hisarüstü-Aşiyan открылась и обслуживается компанией Ulatma A.Ş. Он соединяется с линией М6 (стамбульского метро) Университета Богазичи.
Скоростной автобусный транспорт (BRT)
[ редактировать ]Система скоростного автобусного транспорта (BRT) в Стамбуле называется Metrobüs . Строительство линии Metrobüs BRT началось в 2005 году. Первая линия проходит между Авджыларом и Сёгютлючешме . Эта линия имеет длину 41,5 км и имеет 35 станций, расположенных на главном шоссе Стамбула, называемом D 100 . В настоящее время он эксплуатируется с автобусами Mercedes Performance, Mercedes-Benz Citaro и некоторыми автобусами Phileas. [ 14 ] Пассажиропоток составляет 715 000 пассажиров в сутки. [ 15 ]
Пристройка к Бейликдюзю открылась в 2012 году. [ 16 ]
Бренд | Модель | Емкость | Кусок | Кодекс флота |
---|---|---|---|---|
Mercedes-Benz | Емкость | 193 | 249 | М3001-М3250 |
Mercedes-Benz | Я подключаюсь | 160 | 217 | М4501-М4765/М4801-М4926 |
Отокар | Кент XL | 220 | 120 | О5001-О5120 |
Акиа | Ультра ЛФ 25 | 289 | 106 | А5001-А5107 |
Автобусная система
[ редактировать ]Автобусный парк насчитывает 4012 единиц. [ 17 ] [ 18 ] автомобили производства MAN , Ikarus , Mercedes-Benz , BMC , [ 19 ] Филеас , Отокар , [ 18 ] Темса [ 18 ] и Гюлерюз . [ 18 ] В 2012 году ежедневная посещаемость составила 3 621 908 человек. [ 15 ] пассажиров, что составляет 30% от общего ежедневного объема перевозок города. [ 20 ]
С 1985 года частным автобусам ÖHO ( Özel Halk Otobüsü - Частный общественный автобус) разрешено работать под управлением İETT. Имеется 2157 частных общественных автобусов, в том числе 144 двухэтажных. [ 21 ] По состоянию на 21 мая 2018 года насчитывается 783 автобусных маршрута без учета объездных маршрутов. [ 22 ] На многих маршрутах есть объезды, совершающие в среднем один рейс туда и обратно в день, которые обычно обслуживают менее развитые пригороды вокруг частых маршрутов. На некоторых маршрутах также предусмотрены короткие развороты в часы пик для многолюдных остановок. Эти отклонения указаны под тем же указателем, что и основной маршрут. Автобусы, курсирующие по объездным маршрутам, не отображают номера маршрутов, вместо этого маршрут подробно указывается на табличке. В 2010 году муниципалитет решил основать новую компанию под названием Otobüs A.Ş. (Bus Inc.), чтобы быстрее заменить старые автомобили. [ 23 ] Отобюс А.Ш. по состоянию на декабрь 2012 года имел автопарк из 544 автомобилей. [ 18 ] Автомобили полностью низкопольные и сертифицированы по стандартам Евро-5 . В 2014 году IETT перевезла 1,31 миллиарда пассажиров с билетами, что является рекордом для транспортной системы Турции. [ 24 ] В настоящее время IETT пробует передать водителей и техническое обслуживание на аутсорсинг частной автобусной компании Akkurtlar. Водителей-аутсорсеров можно отличить по униформе.
Бренд | Модель | Годы производства | Тип | Количество | Кодекс флота |
---|---|---|---|---|---|
Акиа | Ультра ЛФ25 | 2021 | Двойной шарнирный | 106 | А5001-А5107 |
БМК | Просити | 2012 | Один | 4 | Б3001-Б3004 |
2016 | 44 | Б4001-Б4044 | |||
Procity TR | 2017 | 381 | Б5001-Б5381 | ||
Карсан Б.М. | Авансити +СПГ | 2013 | 239 | К1001-К1248 | |
Авансити С | 2013 | шарнирно-сочлененный | 299 | К1501-К1810 | |
Mercedes-Benz | Читаро | 2006-2007 | Один | 392 | М2001-М2394 |
Читаро Джи | 2006 | шарнирно-сочлененный | 99 | М2501-М2600 | |
Емкость | 2007-2008-2009 | 249 | М3001-М3250 | ||
Я подключаю G | 2012 | 265 | М4501-М4765 | ||
2015 | 126 | М4801-М4926 | |||
Я подключаюсь | * 2012 | Один | 13 | М4001-М4013 | |
Отокар | Кент 290 LF | 2013 | Один | 898 | О1001-О1306/О2001-О2306/О3001-О3303 |
* 2012 | 23 | О4001-О4023 | |||
Отокар Кент XL | 2021 | шарнирно-сочлененный | 120 | О5001-О5120 | |
Кент ЛФ | * 2023 | Один | 8 | О4101-О4108 | |
Темса | Темса проспект | * 2014 | Один | 107 | Т1001-Т1108 |
Общий | 3375 |
Автобусные депо
[ редактировать ]Депо | Округ | Тип |
---|---|---|
Анатолийская сторона | ||
Анатолия | Аташехир | Городская служба |
Мученик Хасанпаша Ахмет Докуюджу | Кадыкей | метробус |
Курткёй | Пендик | Городская служба |
Самандыра Парковка | Санкактепе | |
саригази | ||
Шахинкая | Бейкоз | |
Дельфин | Орел | |
Европейская сторона | ||
Центральный кампус Авджылара | охотники | метробус |
Бейликдюзю | Бейликдюзю | |
Чебечи | султангази | Городская служба |
Эдирнекапи | Эйюпсултан | метробус |
Икителли | Кучукчекмедже | Городская служба |
Кагитхане | Кагитхане | |
Топкапы | Завоеватель |
Паромы
[ редактировать ]Сегодня в Стамбуле действуют 3 основных паромных оператора: муниципальная компания Şehir Hatları («Городские линии»), [ 25 ] который управляет традиционными паромными паромами; частная компания İstanbul Deniz Otobüsleri ( İDO ) («Стамбульские морские автобусы»), которая обслуживает высокоскоростные городские и междугородние перевозки, [ 26 ] и частная компания Turyol, которая обслуживает в основном городские службы.
Паромы Шехир Хатлары курсируют по 32 линиям, обслуживая 53 причала на берегу Босфора, а также Принцевых островов. [ 27 ] В 2023 году 30 паромов Шехир Хатлары перевезли 40 миллионов пассажиров. [ 28 ]
Первые паровые паромы появились на Босфоре в 1837 году и эксплуатировались частными компаниями. 1 января 1851 года государством была основана Ширкет-и Хайрие (буквально «Компания доброй воли», как первоначально называлась Стамбульская паромная компания) Османским . Компания «Ширкет-и Хайрие» , переименованная в «Шехир Хатлары» в ранний республиканский период , продолжала эксплуатировать пригородные паромы города до 1937 года, когда они находились под руководством государственной компании «Türkiye Denizcilik İşletmeleri » (TDI) («Турецкие морские линии»). [ 29 ] TDİ был в значительной степени приватизирован в начале 2000-х годов, а право собственности на Шехир Хатлары было передано столичному муниципалитету Стамбула в марте 2006 года. В 2017 году муниципалитет создал систему, позволяющую музыкантам играть живую музыку для пассажиров в нижних салонах большинства паромных линий. .
На конструкцию стамбульских паромов во многом повлияла компания Fairfield Shipbuilders из Глазго , Шотландия, которая построила наибольшее количество стамбульских паромов с 1851 года. В число компаний, спроектировавших и построивших первые пригородные паромы Стамбула, входят White Shipbuilders из Ист-Каус , Англия (модели 1854–1860 гг.); Судостроители М. Вигрэма из Лондона, Англия (модели 1863–1869 гг.); Maudslay & Sons of London, Англия (модели 1870–1872 гг.); R. & H. Green Shipbuilders из Лондона, Англия (модели 1872–1890 и 1894–1896 годов); JW Thames из Лондона, Англия (модели 1890–1893 гг.); Нэпьер, Шанкс и Белл из Глазго, Шотландия (модели 1893–1894 гг.); Fairfield Shipbuilders из Глазго, Шотландия (модели 1903–1906, 1910–1911, 1914–1929 и 1938–1962 годов); Судостроители Армстронга в Ньюкасле и Глазго, Великобритания (модели 1905–1907 гг.); Атл. & Chantiers de France в Дюнкерке , Франция (модели 1907–1911 годов); Боярышник Лесли и компания в Ньюкасле, Англия (модели 1911 года); Kinderdijk L. Smith & Zoon Ltd, Голландия (модели 1951 года).
Самый старый паром действующий , Paşabahçe, был построен компанией Cantieri Navali di Taranto SPA , Таранто , Италия, в 1952 году. С тех пор большинство паромов было построено на верфях Haliç, Hasköy, Camialtı и İstinye Shipyards в Стамбуле. [ 30 ]
Высокоскоростные паромы
[ редактировать ]16 апреля 1987 года муниципалитет Стамбула учредил компанию по обеспечению быстрых морских перевозок катамаранного типа высокоскоростными паромами . С приобретением первых десяти судов в Норвегии была достигнута модернизация морских перевозок. Сегодня компания İDO , которая сейчас находится в частной собственности, обслуживает 29 терминалов с парком из 28 катамаранов, включая шесть высокоскоростных автомобильных паромов.
Воздушный подъемник
[ редактировать ]проходит короткая линия гондольного подъемника Над Парком Демократии в долине между Таксимом и Мачкой , гондольный подъемник Мачка ( турецкий : Maçka-Taşkışla Teleferiği ), построенный в 1993 году. Он соединяет отели Hilton Istanbul Bosphorus с одной стороны с Parksa Hilton и Swissotel. Босфор на другой стороне. Кабельная линия имеет длину 333 м (1093 фута) и перевозит в двух шестиместных кабинах около 1000 пассажиров в день. Поездка занимает три минуты.
Вторая линия подъемника, гондольный подъемник Эйюп ( турецкий : Eyüp-Piyerloti Teleferiği ), была открыта в 2005 году между историческим районом Эйюп и холмом Пьера Лоти . Гондольный подъемник, построенный итальянской компанией Leitner Ropeways Co., входящей в Leitner Group, был самой дорогой линией канатной дороги в Турции и стоил 5 миллионов евро.
Статистика
[ редактировать ]Среднее время, которое люди тратят на поездку на общественном транспорте в Стамбуле, например, на работу и с работы, в будний день составляет 91 минуту. Около 30% пользователей общественного транспорта ездят более 2 часов каждый день. Среднее время ожидания общественного транспорта на остановке или станции составляет 19 минут, а 36% пассажиров ждут в среднем более 20 минут каждый день. Среднее расстояние, которое люди обычно проезжают за одну поездку на общественном транспорте, составляет 12 км, а 35% проезжают расстояние более 12 км. [ 31 ]
Умный билет
[ редактировать ]В Стамбуле действует интегрированная система электронных билетов на автобусы, фуникулеры, LRT, метро, пригородные поезда, паромы и трамваи. В качестве билетов система использует смарт-RFID-карты, называемые Istanbulkart . Старые Akbil iButtons были сняты с производства в 2015 году.
-
Стамбул Жетон
-
из самолета
-
Акбиль (умный билет)
-
Стамбулкарт
-
Билетная система
См. также
[ редактировать ]- Ностальгические трамваи Стамбула
- Аэропорт Сабиха Гекчен
- Метробус (Стамбул)
- Паромы в Стамбуле
- Аэропорт Стамбула
- Стамбульское метро
- Стамбульский трамвай
- Мармарай
- цвета (собака)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «City Lines Ferries | История паромов | Услуги по аренде причалов и паромов | Художественная галерея компании Hayriye» . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 г. Проверено 1 июля 2012 г.
- ^ «IETT — Главное управление эксплуатации стамбульского электрического трамвая и туннелей» .
- ^ Мюррей, Алан (2000). Всемирная троллейбусная энциклопедия . Йатели, Хэмпшир, Великобритания: Троллейбуки. п. 73. ИСБН 0-904235-18-1 .
- ^ «Истанбул Транспортейшн Инк.» (PDF) (на английском языке). 23 января 2023 г.
- ^ «Истанбул Транспортейшн Инк. – Железнодорожные Системы» . Архивировано из оригинала 23 июля 2010 г.
- ^ «Открытие станции метро Hacıosman: Таксим, 24 минуты» . Архивировано из оригинала 25 мая 2011 г.
- ^ «Линия метро Киразлы-Башакшехир/Метрокент» .
- ^ «Линия метро Левент-Богазичи Ю./Хисарюстю» .
- ^ ru: линия M4
- ^ «Истанбул Транспортейшн Инк. – Корпоративный» . Архивировано из оригинала 3 мая 2012 г.
- ^ «Глобальный транспорт и транспортные решения по всему миру» . Архивировано из оригинала 25 июня 2012 г. Проверено 30 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Истанбул Транспортейшн Инк. – Железнодорожные Системы» . Архивировано из оригинала 23 июля 2010 г.
- ^ «Фуникулер Таксим-Кабаташ» . www.метро.Стамбул . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 12 мая 2011 г. Проверено 26 марта 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «IETT — Главное управление эксплуатации стамбульского электрического трамвая и туннелей» .
- ^ «Начались испытания метробуса Авджылар-Бейликдюзю - последние новости» . 11 декабря 2018 г.
- ^ «IETT — Главное управление эксплуатации стамбульского электрического трамвая и туннелей» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Отобус АШ» . Архивировано из оригинала 27 ноября 2016 г. Проверено 9 января 2017 г.
- ^ «IETT — Главное управление эксплуатации стамбульского электрического трамвая и туннелей» . Архивировано из оригинала 15 июня 2012 г. Проверено 15 июня 2012 г.
- ^ «Акции на наземный транспорт в Стамбуле» . Архивировано из оригинала 15 июня 2012 г. Проверено 30 июня 2012 г.
- ^ «IETT — Главное управление эксплуатации стамбульского электрического трамвая и туннелей» . Архивировано из оригинала 15 июня 2012 г. Проверено 30 июня 2012 г.
- ^ «Автобусные линии IETT» . İETT (на турецком языке).
- ^ ru:Istanbul Bus Inc.
- ^ «IETT побил рекорд — Last Minute Economic News» . 6 февраля 2015 г.
- ^ тр: Вапур
- ^ «Стамбульские морские автобусы — купить билеты онлайн | ido.com.tr» . www.ido.com.tr. Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ sehirhatlari.istanbul https://sehirhatlari.istanbul/en/corporate/sehir-hatlari-616 . Проверено 4 апреля 2024 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ sehirhatlari.istanbul https://sehirhatlari.istanbul/tr/kurumsal/sehir-hatlari-616 . Проверено 4 апреля 2024 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ "City Lines" , Arc.Ask3.Ru (на турецком языке), 28 января 2024 г. , получено 4 апреля 2024 г.
- ^ «City Lines Ships (Паромы)» . Сехирхатлари, Стамбул . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Статистика общественного транспорта Стамбула» . Глобальный индекс общественного транспорта Moovit . Проверено 19 июня 2017 г. Материал был скопирован из этого источника, который доступен по международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Сайты общественного транспорта Стамбула
[ редактировать ]На этих официальных сайтах есть расписания и карты. Автобусы и фуникулер
Поезда и трамваи
- Метро Стамбул (оператор современных железнодорожных систем Стамбула)
- Мармарай (содержит общую информацию о линии/проекте, включая расписание)
Паромные услуги
- Шехир Хатлары (муниципальный оператор традиционных паромов в Стамбуле)
- İDO Istanbul Sea Busses (частный оператор высокоскоростных городских и междугородних паромов)
- Turyol (частный оператор паромов в Стамбуле)
- Dentur Avrasya (еще один частный оператор паромов в Стамбуле)
Интерактивные карты общественного транспорта
[ редактировать ]- http://www.istanbulmetromap.com Метробус / Метро / Трамвай
Другие ссылки
[ редактировать ]- Хронология железнодорожной транзитной сети Стамбула (Турция) - CityRailTransit.com
- Метро Стамбула - UrbanRail.net
- Общественный железнодорожный транспорт в городах Турции - Rail Turkey