Железнодорожная станция Хайдарпаша
ХАЙДАРПАША | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Фасад здания вокзала. | |||||
Общая информация | |||||
Расположение | Хайдарпаша Гар Ск., Расимпаша Мах., 34716 Кадыкёй , Стамбул Турция | ||||
Координаты | 40 ° 59'46 "N 29 ° 01'07" E / 40,9962 ° N 29,0187 ° E | ||||
Владелец | Турецкие государственные железные дороги | ||||
Линия(и) | Железная дорога Стамбул-Анкара | ||||
Платформы | 6 эстакадных платформ | ||||
Треки | 9 | ||||
Строительство | |||||
Тип структуры | На уровне | ||||
Стоянка | Только для сотрудников | ||||
Архитектор | Отто Риттер, Хельмут Кону | ||||
Архитектурный стиль | Немецкая неоклассика | ||||
Другая информация | |||||
Статус | На ремонте | ||||
История | |||||
Открыто | 22 сентября 1872 г. | ||||
Закрыто | 19 июня 2013 г. | ||||
Восстановлен | 1908 | ||||
Электрифицированный | 29 мая 1969 г. 25 кВ переменного тока, 60 Гц | ||||
|
Станция Хайдарпаша ( турецкий : Haydarpaşa Garı ) — железнодорожная станция в Стамбуле , которая до 2012 года была главным городским терминалом для поездов, следующих в и из анатолийской части Турции. Раньше это был . самый загруженный железнодорожный вокзал Турции (Его аналогом на европейской стороне города была станция Сиркечи , которая обслуживала поезда во фракийскую часть страны и обратно.) В здании вокзала до сих пор находится штаб-квартира Района 1 Государственных железных дорог, но после пожара в 2010 году станция не использовался, и его будущее остается неопределенным.
Хайдарпаша стоит на набережной Босфора к югу от порта Хайдарпаша (одного из главных контейнерных терминалов Турции) и немного севернее оживленного Кадыкёй . Пока железнодорожное сообщение не было приостановлено, паромное сообщение связывало его с Эминёню , Каракёем и Кадыкёем .
Закрытие станции вызвало большие споры, и группа, известная как Группа солидарности Хайдарпаша ( турецкий : Haydarpaşa Dayanışması ), устраивала регулярные сидячие забастовки протеста. перед ней [ 1 ] на фоне опасений, что станция и порт будут проданы; особенно резкую негативную реакцию вызвал план, предусматривающий строительство семи небоскребов. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В декабре 2015 года была теоретически одобрена реинтеграция станции Хайдарпаша в сеть Мармарай, а также восстановление и реабилитация здания и платформ станции. [ 5 ] Однако в 2022 году его будущее все еще оставалось неясным. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Османская эпоха (1872–1922)
[ редактировать ]В 1871 году султан Абдулазиз приказал построить первую железнодорожную линию от Хайдарпаши в Стамбуле до Измита . [ 7 ] Станция Хайдарпаша открылась в 1872 году, к тому времени железная дорога простиралась до Гебзе . В 1888 году Анатолийская железная дорога ( Chemins defer Ottomans d'Anatolie линию и станцию взяла на себя , CFOA). Поскольку станция была построена прямо на берегу Босфора, товарные поезда могли разгружаться в Хайдарпаше и перегружать грузы прямо на корабли . В 1890 году на станции Хайдарпаша состоялось первое регулярное пассажирское сообщение - ежедневный поезд из Хайдарпаши в Измит. [ 7 ] В 1892 году CFOA проложило линию до Анкары , и вскоре после этого между двумя городами начал курсировать ежедневный поезд.

Хайдарпаша был выбран в качестве северной конечной остановки Багдадской железной дороги и Хиджазской железной дороги в 1904 году, и с увеличением железнодорожного движения потребовалось более крупное здание. Анатолийская железная дорога наняла двух немецких архитекторов, Отто Риттера и Хельмута Кону, для строительства нового здания. Они выбрали неоклассический дизайн, и строительство началось в 1906 году. Его фундамент основан на 1100 деревянных сваях длиной 21 метр (69 футов) каждая, вбитых в мягкий берег паровым молотом. Немецкие и итальянские каменщики выполнили отделку фасада. Работы были завершены на земле, отвоеванной у моря 19 августа 1909 года, а новый терминал был открыт 4 ноября 1909 года в день рождения V. Мехмеда [ 7 ] Пока работа продолжалась, сообщество немецких инженеров и мастеров основало небольшой немецкий квартал со своей собственной школой в квартале Йелдегирмени Кадыкёй . [ 8 ]
Первая мировая война разразилась в 1914 году, и Османская империя встала на сторону центральных держав против союзных держав . Когда османы проиграли, Стамбул был захвачен Британской империей , а Хайдарпаша попал под британский военный контроль во время оккупации.
В 1917 году архитектор Ведат Тек спроектировал красивый терминал, украшенный плиткой Кютахья, где паромы доставляли потенциальных пассажиров поезда перед станцией. [ 9 ]
Республиканская эпоха (1923 – настоящее время)
[ редактировать ]

Война за независимость Турции закончилась 29 октября 1923 года уходом британцев из Стамбула и образованием Турецкой Республики . Терминал Хайдарпаша все еще находился под контролем CFOA, но в 1927 году недавно созданные Турецкие государственные железные дороги (TCDD) взяли на себя CFOA и терминал в рамках процесса национализации всех турецких железных дорог. [ 10 ] В 1927 году CIWL запустила первоклассное железнодорожное сообщение — «Анатолийский экспресс» , который ежедневно курсировал между Хайдарпашой и Анкарой. В 1938 году Восточный экспресс начал курсировать из Хайдарпаши в восточно-турецкий город Карс на расстояние 1994 км (1239 миль). [ 11 ] Знаменитый экспресс «Таурус-Экспресс» из Хайдарпаши в Багдад длиной 2566 км (1594 миль) вступил в строй в 1940 году. [ 12 ] В 1965 году Трансазиатский экспресс начал курсировать из Хайдарпаши в Тегеран на расстояние 3059 км (1901 миль). [ 13 ] В 1969 году пути от Хайдарпаши до Гебзе были электрифицированы переменного тока напряжением 25 кВ контактной сетью для пригородной линии Хайдарпаша-Гебзе . [ 10 ]


В 1979 году горящий на Босфоре танкер повредил здание терминала, но через несколько месяцев его восстановили. 28 ноября 2010 года пожар, возникший из-за неосторожности во время реставрационных работ, уничтожил крышу и 4-й этаж станции. Трое человек были приговорены к десяти месяцам тюремного заключения за «неосторожное поджог». [ 14 ]
В 2011 году Всемирный фонд памятников , нью-йоркская организация по сохранению наследия, включил железнодорожный вокзал в список «Наблюдение за 2012 год», привлекая внимание к его неопределенному будущему. [ 15 ] В ноябре 2012 года на станции прошла трехдневная художественная выставка под названием «Хайдарпаша: прошлое, настоящее и неопределенное будущее» , организованная в сотрудничестве с WMF, в которой приняли участие канадские и турецкие художники и фотографы, стремящиеся поднять международный интерес к сохранению станции как транспортный узел.
2 февраля 2012 года станция Хайдарпаша была закрыта для поездов дальнего следования, чтобы обеспечить строительство высокоскоростной железной дороги Стамбул-Анкара и Мармарай , которая теперь соединяет азиатскую и европейскую части Стамбула, прекращая движение поездов между Стамбулом и Анатолийским регионом Турции). . [ 16 ] Хотя работы над Мармарай уже завершены, а также ходят высокоскоростные поезда в Анкару , Конью и Эскишехир, теперь они отправляются со станций, отличных от Хайдарпаши, которые остались закрытыми и находятся на реставрации в 2022 году.
Археологические раскопки
[ редактировать ]
остатки византийского прибрежного города. В 2018 году во время реставрационных работ на станции были обнаружены [ 17 ] В ходе раскопок также был обнаружен фонтан византийской эпохи, большая крепостная стена и печь для обжига керамического кирпича . [ 18 ] Также были обнаружены десятки могил; В октябре 2018 года археологи нашли неповрежденный скелет с ароматным ожерельем. Также были найдены украшения и монеты, датируемые 610–641 и 527–565 годами нашей эры. [ 18 ]
Считается, что подиум из срезанных прямоугольных блоков, найденный между железнодорожными платформами, относится к эллинистической эпохе . [ 18 ]
Услуга
[ редактировать ]Предыдущий | Турецкие государственные железные дороги |
Следующий |
---|---|---|
Конечная остановка | Трансазиатский экспресс | Дальнобойщик В сторону пирса Татван |
Капитал Экспресс | Сёгютлючешме В сторону Эскишехира | |
Республика Экспресс | ||
Фатих Экспресс | Сёгютлючешме В сторону Анкары | |
Анкара Экспресс | ||
Босфор Экспресс | ||
Анатолия Экспресс | ||
Эскишехир Экспресс | Сёгютлючешме В сторону Эскишехира | |
Сакарья Экспресс | ||
Восточный экспресс | Сёгютлючешме В сторону Карса | |
Ван Лейк Экспресс | Сёгютлючешме В сторону Татвана | |
Южный экспресс | Сёгютлючешме В сторону Курталана | |
Meram Express | Сёгютлючешме В сторону Коньи | |
Синий поезд Центральной Анатолии | Сёгютлючешме В сторону Аданы | |
Хайдарпаша-Адапазары региональный | Сёгютлючешме В сторону Адапазари | |
Линия Хайдарпаша-Гебзе | Сёгютлючешме В сторону Гебзе |
Исторические памятники в окрестностях вокзала
[ редактировать ]
Небольшое кладбище Хайдарпаша посвящено солдатам Великобритании и Содружества , погибшим во время Крымской войны (1854–1856 гг.) и двух мировых войн. Здесь также находятся могилы членов левантийской общины, которые раньше жили в Кадыкёе и Мода .
XIX века Северо-западное крыло казарм Селимие было преобразовано в военный госпиталь во время Крымской войны и стало местом, где пионер медсестры Флоренс Найтингейл ухаживала за ранеными и инфицированными британскими солдатами. Ее комната хранится в небольшом музее, где хранятся и другие предметы времен Крымской войны. Для посещения музея необходимо разрешение военных. [ 19 ]
здания больницы Хайдарпаша Нумуне, военного госпиталя ГАТА, больницы доктора Сиями Эрсека и нынешнего кампуса Хайдарпаша Университета Мармара, спроектированного архитекторами Александром Валлаури и Раймондо Д'Аронко Рядом со станцией также находятся .
См. также
[ редактировать ]- Багдадская железная дорога
- Хиджазская железная дорога
- Терминал Стамбул-Сиркеджи , другой крупный железнодорожный терминал Стамбула на европейской стороне.
- Список вокзалов Турции
- Общественный транспорт в Стамбуле
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «10 лет борьбы вокзала Хайдарпаша» . bianet.org (на турецком языке) . Проверено 8 декабря 2017 г.
- ^ Порт Хайдарпаша прибыл, Gozde Haydarpasa kentvedemiryolu.com
- ^ Порт Хайдарпаша одобрен
- ^ Что будет с Хайдарпашой? - kentvedemiryolu.com
- ^ «Восстановление начинается в Хайдарпаше» . Gazetekadikoy.com.tr (на турецком языке). 10 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2017 года . Проверено 8 декабря 2017 г.
- ^ https://raillynews.com/2022/07/haydarpasa-gari-icin-yeni-plan/ .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с История CFOA - Поезда и железные дороги Турции
- ^ «Немецкая школа в Елдегирмени» . Проверено 10 августа 2022 г.
- ^ Йельский университет 1 Тонгуч 2, Пэт 1 Саффет Эмре 2 (2010). Стамбул. Полный путеводитель (1-е изд.). Стамбул: Измерение. п. 493. ИСБН 9789752307346 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б История TCDD - Поезда и железные дороги Турции
- ^ Полная энциклопедия пара и железных дорог - Колин Гаррат и Макс Уэйд-Мэтьюз, страница 401
- ^ Полная энциклопедия пара и железных дорог - Колин Гаррат и Макс Уэйд-Мэттьюз, страница 396
- ^ Полная энциклопедия пара и железных дорог - Колин Гаррат и Макс Уэйд-Мэттьюз, страница 403
- ^ «Стамбульский суд вынес приговор трем людям по делу о пожаре на станции Хайдарпаша – МЕСТНОЕ» . Ежедневные новости Hürriyet | ВЕДУЩИЙ ИСТОЧНИК НОВОСТЕЙ ТУРЦИИ И РЕГИОНА . 6 декабря 2013 года . Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ Программа WMF железнодорожного вокзала Хайдарпаша: Смотреть 2012 г. - Всемирный фонд памятников
- ^ Хайдарпаша закрыта на реставрацию спустя 104 года. Архивировано 5 февраля 2012 г. в Wayback Machine - PortTurkey.com.
- ^ Археологические находки византийской эпохи, найденные во время реставрации исторического вокзала Стамбула.
- ^ Перейти обратно: а б с Неповрежденный скелет найден при раскопках вокзала Хайдарпаша
- ^ «Флоренс Найтингейл и ее музей | Все о Турции» . www.allaboutturkey.com . Проверено 10 августа 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Капитал Экспресс
- Выражение Фатиха
- Босфорский поезд
- Анатолийский экспресс
- Анкара Экспресс
- Синий поезд Центральной Анатолии
- Meram Ekspresi
- Восточный экспресс
- Ванголу Экспресс
- Перевод выражения
- Южный экспресс
- Республика Экспресс
- Эскишехир Экспресс
- Сакарья Экспресс
- Самые впечатляющие железнодорожные вокзалы мира
- Механизм выражений
- 1872 заведения в Османской империи
- Исторические места Турции
- Кадыкёй: транспорт
- Османские железные дороги
- Железнодорожные вокзалы в провинции Стамбул
- Железнодорожные вокзалы Турции открылись в 1872 году.
- Железнодорожные вокзалы Турции закрылись в 2013 году.
- Древнегреческие археологические памятники в Турции
- Железнодорожные вокзалы Турции открылись в 1917 году.