Высокоскоростной поезд
Высокоскоростной поезд | |||
---|---|---|---|
Обзор | |||
Тип услуги | Высокоскоростная железная дорога | ||
Статус | Операционная | ||
Местный | Северо-Запад, Центральная Анатолия | ||
Предшественник |
| ||
Первое обслуживание | 13 марта 2009 г. | ||
Текущий оператор(ы) | ТХДД Транспорт | ||
Бывший оператор(ы) | Турецкие государственные железные дороги | ||
Пассажиропоток | 8,3 миллиона (2019) [ 1 ] | ||
Маршрут | |||
Условия | Анкара Стамбул или Караман или Сивас | ||
Пройденное расстояние | 1385 км (860,6 миль) | ||
Среднее время в пути | 1 час 50 минут [ 2 ] | ||
Частота обслуживания | 12 раз в день (Анкара-Эскишехир) 9 раз в день (Анкара-Стамбул) 5x Daily (Ankara-Konya) 2 раза в день (Анкара-Караман) 3 раза в день (Анкара-Сивас) 4x Daily (Istanbul-Konya) 1 раз в день (Стамбул-Караман) | ||
Бортовые услуги | |||
Класс(ы) | Первый, бизнес и эконом класс | ||
Доступ для инвалидов | Полностью доступен | ||
Объекты общественного питания | Бортовое кафе и питание на борту (в зависимости от маршрута) | ||
Развлекательные заведения | Бортовое телевидение с художественными фильмами | ||
Камера хранения багажа | Зарегистрированный багаж доступен на некоторых станциях | ||
Технический | |||
Ширина колеи | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея | ||
Электрификация | 25 кВ 50 Гц переменного тока | ||
Рабочая скорость | 300 км/ч (186 миль/ч) максимум [ 3 ] | ||
Отслеживать владельцев | Турецкие государственные железные дороги | ||
|
Yüksek Hızlı Tren или YHT (англ. High Speed Train ) — высокоскоростное железнодорожное сообщение в Турции , которым управляет TCDD Taşımacılık , и является ведущим междугородним железнодорожным сообщением. По состоянию на 2022 год сеть охватывает 1385 км (860,6 миль) и обслуживает такие крупные города, как Стамбул , Анкара , Эскишехир , Измит , Конья и Сивас . В настоящее время система расширяется, и ожидается, что в 2020-х годах сеть достигнет Эдирне , Афьонкарахисара , Аданы и Измира .
Высокоскоростную железную дорогу в Турции изначально планировалось построить еще в 1975 году, но только в 2003 году началось строительство высокоскоростной железной дороги Анкара-Стамбул . Первый участок между Эскишехиром и Эсенкентом был завершен в 2007 году, а пассажирские перевозки начались 13 марта 2009 года между Эскишехиром и Анкарой. 23 августа 2011 года Турецкие государственные железные дороги открыли вторую высокоскоростную железную дорогу до Коньи, а 25 июля 2014 года была открыта железная дорога до Стамбула. [ 4 ] Государственные железные дороги интегрировали сеть YHT с другими проектами, реализуемыми в крупных городских районах. В Анкаре маршрут был расширен с трех путей до пяти, чтобы обеспечить частое сообщение пригородной железной дороги Башкентрай , а также открылся новый высокоскоростной железнодорожный вокзал на станции Анкара . В Стамбуле поезда YHT используют туннель Мармарай , чтобы пересечь пролив Босфор и добраться до европейской части города.
Поезда YHT курсируют как по специализированным высокоскоростным железным дорогам, так и по существующим обычным железным дорогам, которые были модернизированы и позволяют развивать скорость 200 км/ч (124 миль в час) и 160 км/ч (99 миль в час) соответственно. Последнее расширение сети произошло 26 апреля 2023 года: расстояние от Анкары до Сиваса составило 406 км (252 мили) вдоль недавно построенной высокоскоростной железной дороги Анкара-Сивас .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Стамбул и Анкара — два крупнейших города Турции с общим населением более 20 миллионов человек. Ожидается, что спрос на перевозки между двумя городами будет высоким. Автомагистраль Отойол 4 — это главная магистраль между двумя городами, а маршрут Анкара-Стамбул — самый загруженный внутренний авиамаршрут в стране. Железнодорожный маршрут между Стамбулом и Анкарой был однопутным, и поезда обычно задерживались от 30 минут до 2 часов плюс среднее время в пути 7 часов 30 минут. Железнодорожный транспорт в Турции уже находился в самой низкой точке, поэтому в 2003 году Государственные железные дороги и Министерство транспорта Турции заключили соглашение о строительстве линии длиной 533 км (331 миль) между двумя городами. Линия будет электрифицированной двухпутной . Строительство началось в 2004 году от Эсенкента до Эскишехира. Линия была завершена 23 апреля 2007 года. [ 5 ]
Тестирование
[ редактировать ]28 февраля 2007 года TCDD запросил заявки на комплекты высокоскоростных поездов от других сетей для испытаний на завершенном участке высокоскоростной линии.
30 марта 2007 года TCDD подписала соглашение с Trenitalia из Ferrovie dello Stato на аренду состава ETR 500 на 4 месяца для тестирования системы. [ 5 ] [ 6 ]
Первый рейс был осуществлен от терминала Хайдарпаша в Стамбуле до центрального вокзала в Анкаре с использованием завершенного участка высокоскоростной линии между Хасанбеем и Эсенкентом.
14 сентября 2007 года ETR 500 Y2 установил рекорд скорости в Турции, достигнув скорости 303 км/ч (188,3 миль в час). [ 7 ] Это испытание получило широкое освещение в средствах массовой информации Турции.
20 ноября 2007 года первые TCDD HT65000, комплекты высокоскоростных поездов приобретенные у CAF в Испании, прибыли в Турцию с пограничной станции Капикуле в Эдирне . [ 8 ] и впоследствии эти поезда были проведены испытания перед началом движения 13 марта 2009 года.
В 2010 году один из поездов YHT был переоборудован в испытательный поезд для испытаний и измерений новых линий. [ 9 ] Министерство транспорта потратило 14 миллионов турецких лир (около 7 миллионов евро на тот момент) на установку испытательного и измерительного оборудования в поезде, который оно назвало – поскольку это традиция давать название испытательным поездам – « Пири Рейс ». одни из самых точных и подробных карт Средиземного моря и Америки . в честь известного турецкого адмирала и картографа, нарисовавшего в начале 16 века [ 9 ]
Мы
[ редактировать ]TCDD запросил предложения на название высокоскоростной услуги. Из более чем 100 заявок наибольшее количество голосов получили: Тюрк Йылдызы (Турецкая звезда), Туркуаз (Бирюзовый), Юксек Хызлы Трен (Скоростной поезд), Челик Канат (Стальное крыло) и Йылдырым (Молния). TCDD выбрал Yüksek Hızlı Tren в качестве названия службы. [ 10 ]
Открытие
[ редактировать ]13 марта 2009 г. в Анкаре состоялась церемония инаугурации; В мероприятии приняли участие президент Абдуллах Гюль , премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган и министр транспорта Бинали Йылдырым , которые начали первый этап сообщения YHT между Анкарой и Эскишехиром .
Пассажиропоток
[ редактировать ]Год | миллион гонщиков | ±% годовых |
---|---|---|
2011 | 2.56 | — |
2012 | 3.35 | +30.86% |
2013 | 4.21 | +25.67% |
2014 | 5.09 | +20.90% |
2015 | 5.69 | +11.79% |
2016 | 5.9 | +3.69% |
2017 | 7.1 | +20.34% |
2018 | 8.1 | +14.08% |
2019 | 8.3 | +2.47% |
Источник: [ 11 ] [ 12 ] [ 1 ] |
До 2015 года пассажиропоток рос за счет регулярных поездов TCDD и не снижал спрос на авиаперевозки. [ нужна ссылка ] Общий объем услуг TCDD, включая HSR, остается неизменным. [ 11 ] Движение было затруднено с 2012 года, когда были приостановлены все рейсы в Стамбул. Резкий рост пассажиропотока произошел после начала работы сверхскоростных поездов. Ожидается дальнейшее увеличение в 2018 и 2019 годах за счет ввода в эксплуатацию новых составов поездов и открытия стамбульских терминалов Халкали и Хайдарпаша. [ 12 ] [ нужно обновить ]
Линии в эксплуатации
[ редактировать ]Линия | Раздел | Станции | Длина | Максимальная скорость | Открыто | Подвижной состав | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
км | мне | ||||||
Высокоскоростная железная дорога Анкара-Стамбул | Анкара-Эскишехир | Анкара , Эрьяман YHT , Полатлы YHT , Эскишехир | 245 | 152 | 250 км/ч (160 миль/ч) | 13 марта 2009 г. | ХТ65000 , ХТ80000 |
Эскишехир-Пендик | Эскишехир , Бозуюк YHT , Биледжик YHT , Арифие , Измит , Гебзе , Пендик | 263 | 163 | 250 км/ч (160 миль/ч) | 25 июля 2014 г. | ||
Пендик-Сёгютлючешме (Стамбул) | Пендик , Бостанджи , Сёгютлючешме | 25 | 16 | 120 км/ч (75 миль/ч) | 12 марта 2019 г. | ||
Высокоскоростная железная дорога Полатлы-Конья | Полатлы-Конья | Сельчуклу YHT , Конья | 211 | 131 | 250 км/ч (160 миль/ч) | 23 августа 2011 г. | |
Высокоскоростная железная дорога Конья-Караман | Конья-Караман | Конья , Караман | 102.2 | 63.5 | 200 км/ч (120 миль/ч) | 8 января 2022 г. | |
Высокоскоростная железная дорога Анкара-Сивас | Анкара-Каяш | Анкара , Каяш | 12 | 7.5 | 140 км/ч (87 миль в час) | 26 апреля 2023 г. | ТКДД HT80000 |
Каяш-Сивас | Каяш , Кырыккале , Еркёй , Йозгат , Соргун , Сивас | 393 | 244 | 250 км/ч (160 миль/ч) |
Анкара-Эскишехир
[ редактировать ]Сообщение Анкара-Эскишехир было первым маршрутом YHT и высокоскоростным железнодорожным маршрутом в Турции, введенным в эксплуатацию 13 марта 2009 года. По этому маршруту осуществляется самое частое железнодорожное сообщение во всей сети YHT: 13 поездов в день в каждом направлении, 8 из которых продолжают движение. в Стамбул, а между двумя городами ежедневно курсирует всего 5 поездов. Среднее время в пути составляет 1 час 29 минут.
Анкара-Стамбул
[ редактировать ]До ввода в эксплуатацию YHT среднее время в пути между Стамбулом и Анкарой составляло 7 часов 30 минут. Благодаря пересадке с YHT на междугородние поезда в Эскишехире среднее время в пути между Стамбулом и Анкарой сократилось до 5 часов 30 минут. [ 13 ] После завершения второго этапа высокоскоростной железной дороги Анкара-Стамбул (Эскишехир-Стамбул) в 2013 году некоторые рейсы между Анкарой и Эскишехиром были продлены до Стамбула, а 26 июля YHT начал курсировать по маршруту Анкара-Стамбул (Пендик). 2014. Теперь поездка сократилась до 3 часов 49 минут. [ 2 ]
Анкара-Караман
[ редактировать ]Маршрут введен в эксплуатацию 23 августа 2011 года на второй линии высокоскоростной железной дороги, строящейся в Турции . С его открытием время в пути между этими двумя городами значительно сократилось (в основном из-за отсутствия прямого железнодорожного сообщения между городами).
Стамбул-Караман
[ редактировать ]Линия была введена в эксплуатацию 17 декабря 2021 года. Она останавливается на всех станциях своего маршрута, на которых в настоящее время обслуживается YHT. Среднее время в пути составляет около 4 часов 17 минут.
Анкара-Сивас
[ редактировать ]Линия была введена в эксплуатацию 26 апреля 2023 года. Она останавливается на всех станциях своего маршрута, на которых в настоящее время обслуживается YHT. Среднее время в пути составляет около 2 часов 50 минут.
Строящиеся линии
[ редактировать ]Сеть высокоскоростных железных дорог Турции расширяется: строятся еще три высокоскоростные железные дороги и планируется построить еще несколько. Турецкие государственные железные дороги планируют увеличить свою сеть высокоскоростных железных дорог до 3500 км (2200 миль) к 2023 году.
Линия | Связанные города/станции | Год открытия | Эксплуатационная максимальная скорость | Тип поездов |
---|---|---|---|---|
Высокоскоростная железная дорога Полатлы-Измир | Эмирдаг · Афьон · Ушак · Салихлы · Тугутлу | 2026-2027 | 250 км/ч | ХТ65000 , ТКДД ХТ80000 |
Высокоскоростная железная дорога Биледжик - Бандырма-Балыкесир | Енишехир · Бурса | 2025 | 250 км/ч | ХТ65000 , ТКДД ХТ80000 |
Окунать | 2025 | 250 км/ч | ХТ65000 , ТКДД ХТ80000 | |
Железная дорога Стамбул – Капыкуле | Черкезкёй · Капыкуле · Свиленград | 2028 | 250 км/ч | ХТ65000 , ТКДД ХТ80000 |
Железная дорога Анкара – Кайсери | 2022-2025 | 250 км/ч | ХТ65000 , ТКДД ХТ80000 | |
Высокоскоростная железная дорога Караман-Улукишла | Караман · Эрегли · Улукишла | 2016-2024 | 200 км/ч | ХТ65000 , ТКДД ХТ80000 |
Высокоскоростная железная дорога Мерсин-Газиантеп | Мерсин · Адана · Османие · Газиантеп | Конец 2024 года | 200 км/ч | ХТ65000 , ТКДД ХТ80000 |
Высокоскоростная железная дорога Сивас-Карс | Сивас · Эрзинджан · Карс | 2029 | 250 км/ч | ТКДД HT80000 |
Высокоскоростная железная дорога Конья-Анталья | Конья · Сейдишехир · Анталья |
Линия Сивас – Карс
[ редактировать ]Планируется продление на восток до Карса (технико-экономическое обоснование выполнено в 2006 г.). линии Анкара – Сивас [ 14 ] ), проходящий через Эрзинджан и Эрзурум . [ 15 ] Планируется, что линия будет построена в три очереди. Он будет электрифицирован и двухгусеничным, исходя из стандарта 250 км/ч. [ 16 ]
Строительство линии Сивас – Эрзинджан началось в 2018 году.
Анкара-Афьон-Измир
[ редактировать ]О высокоскоростном железнодорожном сообщении Анкара-Измир говорили с самого начала строительства высокоскоростной железной дороги Анкара-Стамбул. Маршрут длиной 570 км (350 миль) сократит время в пути между двумя городами примерно с 13 часов до 3 часов 30 минут. Маршрут отклонится от высокоскоростной железной дороги Полатлы-Конья к югу от перекрестка Полатлы и направится на запад, через Афьонкарахисар . Железная дорога соединится с железной дорогой Измир-Афьон в Манисе и продолжит путь в Измир вместе с другими поездами. второй маршрут в Измир через Кемальпашу Также запланирован . Этот маршрут будет отклоняться от железной дороги к западу от Тургутлу и входить в Измир с востока. Линия будет проходить под землей, параллельно линии М5 метро Измира , соединяясь с существующей железной дорогой в Халкапынаре в центре города.
Высокоскоростная линия Биледжик-Бурса-Бандырма-Балыкесир
[ редактировать ]Ветка протяженностью 201 км от линии Стамбул-Анкара от Османели до Бандырмы через Бурсу находится в стадии строительства и должна быть завершена к 2026 году; [ 17 ] Полная линия будет построена на скорость 200 км/ч и будет стоить 9,5 миллиардов лир, в результате чего время в пути между Анкарой и Бурсой составит 2 часа 10 минут. [ 18 ] По состоянию на декабрь 2023 года линия завершена на 80%. [ 17 ]
Высокоскоростная линия Стамбул-Эдирне-Капыкуле-Свиленград (Болгария)
[ редактировать ]Высокоскоростная линия Анкара-Стамбул будет продлена на 230 км от Халкалы (западный пригород Стамбула) до границы Турции с Болгарией и Грецией в окрестностях Капыкуле в провинции Эдирне . [ нужна ссылка ] Время в пути будет сокращено с 5 часов до 1 часа при условии безостановочного путешествия между конечной станцией Стамбула и пограничным постом.
Строительство началось в 2019 году и, как ожидается, завершится к 2022 году. [ 19 ]
Высокоскоростная железная дорога Конья-Анталья
[ редактировать ]Планы
[ редактировать ]Одна треть запланированных в бюджет инвестиций уже освоена, и их планируется завершить к 2020 году.
Для высокоскоростных поездов бюджет TCDD на 2014 год составляет более 1 миллиарда турецких лир. [ 20 ]
Согласно официальному (бюджетному) и неофициальному (объявленному) планам, в долгосрочной перспективе 45 из 81 провинциального центра будут подключены высокоскоростными услугами. [ 21 ]
Линии в стадии планирования
[ редактировать ]Konya–Kayseri high-speed line
[ редактировать ]Эта линия планируется как участок высокоскоростной линии Анкара-Анталья. Линия будет использоваться для высокоскоростной линии Анкара-Анталья. [ нужна ссылка ]
Высокоскоростная линия Эскишехир-Афьон-Анталия
[ редактировать ]Высокоскоростная линия Орду-Самсун-Чорум-Деличе
[ редактировать ]Тендер по первому этапу планируется провести в 2024 году. [ 22 ] [ 23 ]
Соединение с аэропортом Сабиха Гёкчен и аэропортом Стамбула.
[ редактировать ]Эта линия планируется как новая линия высокоскоростной железной дороги. [ 24 ]
Высокоскоростная железнодорожная линия Анкара – Наллихан – Сакарья – Стамбул
[ редактировать ]Эта линия планируется как новая линия высокоскоростной железной дороги. [ 25 ]
Высокоскоростная железнодорожная линия Улукишла-Аксарай
[ редактировать ]Сопутствующие инфраструктурные проекты
[ редактировать ]Проект Мармарай , который включает в себя железнодорожную транспортную сеть вокруг Стамбула и самый глубокий в мире железнодорожный туннель с погружным метром под проливом Босфор , также находится в стадии строительства. Туннель Мармарай соединит железнодорожные линии европейской и азиатской частей Стамбула и Турции. В 2013 году был открыт тоннель Мармарай и начаты пассажирские перевозки частично на 13,5 км из общей протяженности 76,5 км. [ 26 ] Ожидалось, что остальная часть будет завершена к 2015 году, но теперь похоже, что это произойдет не раньше 2016 года. Проект, соединяющий европейские и азиатские пригородные железнодорожные линии, также соединит фракийскую и анатолийскую высокоскоростные железнодорожные линии в Турции через самый глубокий в мире железнодорожный туннель с погружными трубами через пролив Босфор . [ 27 ]
В Анкаре (2009–2010 гг.) будет построена новая конечная станция высокоскоростной железной дороги, которая будет финансироваться в рамках государственно-частного партнерства с использованием модели «Строительство-Эксплуатация-Передача» . Кроме того, новые станции будут построены в Стамбуле, Измире, Эдирне, Трабзоне, Эрзуруме, Эрзинджане, Сивасе, Кайсери, Анталье, Афьоне и Полатлы. [ 28 ] Кроме того, в стадии реализации находится дополнительный проект под названием «Башкентрай» , который заключается в обновлении железных дорог в городской части Анкары .
Сервис и эксплуатация
[ редактировать ]Ограничения скорости
[ редактировать ]YHT работает с максимальной скоростью 300 км/ч (186 миль в час). [ 3 ] [ 29 ] на скоростных трассах. Но YHT также курсирует по нескоростным и обновленным путям, таким как участок Кёсекёй-Гебзе высокоскоростной железной дороги Анкара-Стамбул , где его максимальная скорость составляет 160 км/ч (99 миль в час). Естественно, некоторые ограничения скорости также применяются на городских участках при подъезде к центральному вокзалу, особенно в Анкаре и Стамбуле, что увеличивает время в пути. Ожидается, что скорость на этих участках увеличится после проектов реконструкции в городских районах (таких как Башкентрай и вторая очередь Мармарай завершения ).
Персонал, эксплуатация и безопасность
[ редактировать ]В службе YHT обычно есть один инженер поезда (в некоторых поездах два), начальник поезда (отсутствует в некоторых поездках), два проводника и проводник кафе. Пассажирам бизнес-класса питание предоставляется на своих местах, если они подали заявку при покупке билетов. При входе в поезд пассажиры должны пройти проверку безопасности, как в аэропортах. Техническое обслуживание комплектов осуществляется на верфи Eryaman Yard в Анкаре.
Поезда
[ редактировать ]В настоящее время существует несколько серий высокоскоростных поездов, курсирующих по маршруту YHT:
- TCDD HT65000 , производства CAF .
- TCDD HT80000 производится компанией Siemens и продается по всему миру под брендом Siemens Velaro . Турция также подписала контракт на поставку еще десяти поездов Velaro. Благодаря этому контракту турецкий парк Velaro вырастет до 17 поездов. [ 30 ]
В каждом составе имеются вагоны с кабинами в переднем и заднем вагоне, вагоны для пассажиров экономического класса и вагон(ы) для пассажиров первого класса. Кроме того, некоторые комплектации HT80000 имеют четырехместные салоны бизнес-класса. Расположение сидений: 3 места в ряд (1 с одной стороны, 2 с другой стороны) в первом классе и 4 места в ряд (по 2 с каждой стороны) в эконом-классе. Автоматические раздвижные двери обеспечивают проход между автомобилями. Багаж можно разместить в верхних отсеках над сиденьями или под сиденьями. Услуга Wi-Fi доступна с разъемами питания для ноутбуков в первом и бизнес-классе, все комплекты доступны для инвалидных колясок (места есть только в эконом-классе). В эконом-классе сиденья обтянуты тканью, имеют аудиоразъемы и складные столики. В первом классе имеются кожаные сиденья и система визуального и аудиовещания, способная транслировать не менее 4 часов на 4 разных каналах.
См. также
[ редактировать ]- ТГВ
- АВЭ
- Интерсити Экспресс
- Стрелы
- Высокоскоростная железная дорога в Турции
- Список высокоскоростных железнодорожных линий
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт TCDD (на турецком языке)
- Английский сайт TCDD
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Турецкие железные дороги за 2019 год показали рекордные показатели» . www.aa.com.tr. Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б YHT Tanıtım Kitabi (Справочник YHT), изданный TCDD и Министерством транспорта Турции.
- ^ Jump up to: а б с «Веларо Турция: высокоскоростной поезд для TCDD» (PDF) . Сименс Мобильность . Проверено 16 апреля 2020 г.
- ^ «Первый высокоскоростной поезд на линии Анкара-Стамбул прибыл в Стамбул» . 26 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Журнал «Демирёлу» март–апрель.
- ^ «Высокоскоростной поезд уже на рельсах» . www.hurriyet.com.tr . 24 апреля 2007 года . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «Новый рекорд скорости итальянского поезда Etr 500 в Турции: 303 км/ч» (на итальянском языке). Иль Соле 24 Оре. 14 сентября 2007 года . Проверено 11 ноября 2012 г.
- ^ Английский сайт TCDD - Первый комплект высокоскоростного поезда прибыл в Турцию.
- ^ Jump up to: а б «Пири Рейс измеряет YHT Анкара-Стамбул» . Хюрриет . 8 декабря 2013 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ Arc.Ask3.Ru - Страница Википедии YHT (на турецком языке).
- ^ Jump up to: а б «Каждый из четверых ехал быстро» . 14 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом растут» . 27 января 2018 г.
- ^ Расписание YHT Официальный сайт TCDD
- ^ Проект железной дороги Сивас – Эрзинджан – Эрзурум – Карс [ постоянная мертвая ссылка ] Проект железной дороги Сивас – Эрзинджан – Эрзурум – Карс www.dlh.gov.tr
- ^ Железнодорожные вокзалы Турции: железнодорожный вокзал, соединяющий Черное море со Средиземным: железнодорожный вокзал Сивас. Архивировано 4 сентября 2011 года на Wayback Machine www.arkas.com.tr.
- ^ Развитие евро-азиатских транспортных связей Автор: Селим Болат, Департамент исследований, планирования и координации, Государственные железные дороги Турции – TCDD, сентябрь 2007 г., стр. 4, через www.unece.org
- ^ Jump up to: а б «80 процентов строительства высокоскоростного поезда в Бурсе завершено» . СТРАНИЦА16 | Правильные новости, правильный адрес... (на турецком языке) . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Газета «Мир» (4 января 2021 г.). «Высокоскоростной поезд Бурсы выйдет на рельсы в 2023 году» . www.dunya.com (на турецком языке). Архивировано из оригинала 1 апреля 2021 года . Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ «Железная дорога Халкали-Капикуле закладывает основу» . Группа КХЛ . Октябрь 2019 года . Проверено 14 мая 2020 г.
- ^ Уйсал, Онур. «Железнодорожные инвестиции Турции в 2014 году» , Rail Turkey , 21 января 2014 г.
- ^ Уйсал, Онур. «Города Турции будут соединены высокоскоростными поездами» , Rail Turkey , 7 мая 2014 г.
- ^ «На линии высокоскоростного поезда Кырыккале Чорум Самсун будет построено 7 станций» .
- ^ «Сеть скоростных поездов достигает Черного моря» . РэйХабер | РейлиНьюс . 28 февраля 2024 г.
- ^ «Высокоскоростной поезд остановится в Сабихе Гёкчен и аэропорту Стамбула» . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «Железные дороги Турции оживят линию сверхскоростных поездов Анкара-Стамбул» . РэйХабер | РейлиНьюс . 14 апреля 2023 г. Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Уйсал, Онур. «Мармарай открыт» , Rail Turkey , 29 октября 2013 г.
- ^ Проект века: Мармарай www.tcdd.gov.tr
- ^ Приватизация и предстоящие проекты ГЧП в Турции [ постоянная мертвая ссылка ] Страница 28 www.joi.or.jp
- ^ Jump up to: а б «Высокоскоростной поезд Velaro Турция» . Сименс Мобильность . Проверено 16 апреля 2020 г.
- ^ «Турецкие государственные железные дороги подписали контракт на поставку десяти высокоскоростных поездов» . press.siemens.com . Проверено 10 мая 2020 г.