Балканский экспресс (поезд)
![]() Балканский экспресс в Димитровграде с локомотивом БДЖ класса 07. | |||
Обзор | |||
---|---|---|---|
Тип услуги | Интер Сити | ||
Статус | Снято с производства | ||
Местный | Юго-Восточная Европа | ||
Первое обслуживание | 1991 [ 1 ] | ||
Последняя услуга | 2013 | ||
Преемник | Стамбул-София Экспресс | ||
Бывший оператор(ы) | |||
Маршрут | |||
Условия | Станция Сиркеджи , Стамбул Главный вокзал , Белград (2000-13) Станция Келети , Будапешт (1991-2000 гг.) | ||
Среднее время в пути | 21 час 55 минут | ||
Номер(а) поезда | 490/491 (1993-2013) 412/413 (1991-93) | ||
Бортовые услуги | |||
Класс(ы) | 2-й, 1-й | ||
Доступ для инвалидов | Ограничено из-за устаревшего оборудования | ||
Рассадка |
| ||
Спальные места |
| ||
Камера хранения багажа |
| ||
Технический | |||
Ширина колеи | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) | ||
Электрификация |
| ||
|
Балканский экспресс ( турецкий : Balkan Ekspresi ) был международным ночным пассажирским поездом , курсировавшим между Стамбулом , Турция , и Белградом , Сербия , через Софию , Болгария . Поезд начал курсировать в 1991 году из Стамбула в Будапешт , Венгрия , но был сокращен до Белграда после 2000 года. Движение было прекращено в марте 2013 года, когда станция Сиркечи закрылась из-за строительства Мармарай сети пригородных поездов . В 2017 году был открыт экспресс Стамбул-София как преемник Балканского экспресса, хотя маршрут до Софии был сокращен.
История
[ редактировать ]Название «Балканский экспресс» использовалось на ряде различных поездов из Европы в Стамбул до появления современной версии поезда.
Предыдущие итерации
[ редактировать ]Балканский экспресс был запущен 1 января 1916 года. [ 2 ] в качестве спального вагона между Берлином и Стамбулом . График работы два раза в неделю составлял 58 часов на расстояние 1200 миль (1900 км). [ 3 ] и проходил через Дрезден, Вену, Белград и Софию. Вылеты осуществлялись из Берлина по средам и субботам и Стамбула по вторникам и субботам. [ 4 ] Поезд был снят с производства в октябре 1918 года. [ 5 ]
С 1927 года это название было присвоено железнодорожному сообщению между Крюком Голландии и Стамбулом . [ 6 ] Благодаря соединению Лондона и Северо-Восточной железной дороги от лондонской Ливерпуль-стрит до лодочного поезда в Харвиче время в пути из Лондона в Стамбул составило 70 часов 8 минут. В 1935 году службу ускорили и из графика сократили три часа. [ 7 ]
В мае 1955 года был запущен новый «Балканский экспресс» из Вены через Грац и Белград (минуя Болгарию) в Афины и Стамбул. [ 8 ]
Балканский экспресс (1991–2013)
[ редактировать ]После революций 1989 года по всей Восточной Европе были открыты новые международные поезда. Основным поездом, соединяющим Стамбул с Центральной Европой, был Стамбульский экспресс (Ex 1292/1293), курсировавший между Мюнхеном ( Германия) и Стамбулом через Зальцбург , Любляну , Загреб , Белград и Софию. В 1991 году было открыто новое железнодорожное сообщение из Стамбула в Центральную Европу — «Балканский экспресс». [ 1 ] Этот поезд под номером Ex 412/413 следовал по тому же маршруту, что и Стамбульский экспресс, до Белграда, где поезд продолжил путь на север до Суботицы и в Венгрию. В поезде также были сквозные вагоны до Кошице ( Чехословакия) и Варшавы ( , Польша) а также дополнительные вагоны, которые добавлялись и удалялись во время поездки. В первые годы своего существования «Балканский экспресс» был популярным поездом на Балканах, состоящим из оборудования пяти железных дорог.
Согласно расписанию 1991 года, поезд отправлялся со станции Сиркеджи в Стамбуле в 18:30 в составе девяти вагонов, шесть из которых должны были пройти весь путь до Будапешта: багажный вагон , четыре купейных вагона , три коридорных вагона и почтовый вагон. Поезд достигнет болгарско-турецкой границы в полночь и пройдет таможенный контроль. На следующее утро поезд прибудет в Софию в 7:22. В Софии будут добавлены еще четыре вагона: вагон-ресторан , три вагона-коридора; один из которых продолжит путь в Варшаву. Дополнительные вагоны добавлены для пассажиров, следующих на дневном участке маршрута. Прибыв в Белград в 15:40, югославское оборудование поезда (вагон-коридор, купе-вагон и почтовый вагон) было отсоединено от поезда. Прибыв в Суботицу в 19:20, поезд пересек границу Венгрии и прибудет в Будапешт в 22:43. [ 9 ] Затем три сквозных автомобиля будут переключены на R 330 «Полония» и в течение ночи продолжат путь в Варшаву или Кошице. [ 10 ]
Балканский экспресс избегал зон конфликта во время югославских войн , но все еще подвергался спорадическим отменам. Однако поезд продолжал курсировать без серьезных изменений в маршруте. В 1994 году автомобильное сообщение из Стамбула в Кошице было продлено до Петровице-у-Карвине , Чехия, через Жилину .
В конце 1990-х годов было прекращено сквозное автомобильное сообщение с Польшей и Чехией/Словакией. Пассажиропоток из Турции значительно сократился на рубеже веков из-за растущего экономического кризиса , а также бомбардировок Югославии НАТО во время войны в Косово . Из-за этого снижения только два автомобиля регулярно совершали весь путь из Стамбула в Будапешт: багажный вагон и вагон-купе. Большинство пассажиров путешествовали между Софией, Белградом и Будапештом. [ 11 ] После 2000 года длина поезда от Будапешта до Белграда сократилась на 341 км (212 миль). Внутри Турции Балканский экспресс был затем объединен с Босфорским экспрессом Стамбул-Бухарест , и два поезда курсировали между Стамбулом и Димитровградом как один поезд. Проездные перевозки в Будапешт были вновь открыты в 2004 году вместе с новым проездом в Прагу , Чехия, и Кишинев , Молдова. Однако эти автомобили были прикреплены к Бошфорскому экспрессу и должны были отсоединиться от Балканского экспресса в Димитровграде. Затем вагоны, идущие в Будапешт и Прагу, были присоединены к Трансбалканскому маршруту (460/461), который стал основным железнодорожным сообщением из Центральной Европы в балканские страны. [ 12 ]
В начале 2010-х годов «Балканский экспресс» сильно потерял свою популярность в Турции, поскольку полеты между балканскими странами стали более эффективными. К 2010 году совместный Балканско-Босфорский экспресс будет отправляться из Стамбула всего с тремя, а иногда и с четырьмя автомобилями. Однако закрытие станции Сиркечи для строительства пригородной железной дороги Мармарай в 2013 году привело к прекращению движения Балканского экспресса. Однако Босфорский экспресс продолжал курсировать до Бухареста. После закрытия «Балканского экспресса» как ночного поезда, самый популярный участок маршрута - между Софией и Белградом - остался в эксплуатации. Этот поезд был переименован в «Балканский» (1490/1491) и курсирует ежедневно в дневное время между двумя городами. В 2017 году Турецкие государственные железные дороги и Болгарские государственные железные дороги запустили новое ночное поездное сообщение из Стамбула в Софию с использованием современных TVS2000 пассажирских вагонов . Экспресс Стамбул-София (492/493) курсирует ежедневно по тому же маршруту, что и бывший Балканский экспресс, но не совершает полный путь до Белграда. [ 13 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Совместный Балканско-Босфорский экспресс ожидает отправления со станции Сиркеджи с TCDD E52500 . электровозом серии
-
Балканский экспресс в Софии.
-
Балканский экспресс отправляется из Драгомана с тягой локомотива БДЖ класса 44.
-
Балканский экспресс возле Пирота с тягой локомотива серии ŽS 661 . Поезд курсирует по неэлектрифицированному участку между Калотиной и Нишем .
-
Балканский экспресс в Нише. Локомотив JŽ класса 441 перейдет на третий и последний электрифицированный участок до Белграда.
-
Табло назначения.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Ориент Экс – Конец» . trains-worldexpresses.com . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «Первый Балканский экспресс» . Бирмингем Дейли Пост . Англия. 31 декабря 1915 года . Проверено 5 ноября 2017 г. - из архива британских газет.
- ^ «Первый «Балканский экспресс» » . Нантвичский страж . Англия. 21 января 1916 года . Проверено 5 ноября 2017 г. - из Архива британской газеты.
- ^ «Восточная дорога. Немецкие коммуникации под угрозой» . Шеффилд Дейли Телеграф . Англия. 18 сентября 1916 года . Проверено 5 ноября 2017 г. - из архива британских газет.
- ^ «Балканский экспресс прекращает движение» . Данди Ивнинг Телеграф . Шотландия. 18 октября 1918 года . Проверено 5 ноября 2017 г. - из архива британских газет.
- ^ «Балканский экспресс» . Эксетер и Плимут Газетт . Англия. 14 мая 1927 года . Проверено 5 ноября 2017 г. - из архива британских газет.
- ^ «ЛНЭР проинформированы…» . Шотландец . Шотландия. 11 мая 1935 года . Проверено 5 ноября 2017 г. - из архива британских газет.
- ^ «Балканский экспресс». Железнодорожный вестник Интернэшнл . 107 : 127. 1957.
- ^ «Исторические составы поездов 1991/1992 годов, Ex 412 Balkan Express» . vagonweb.cz . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ «Исторические композиции поездов 1991/1992, R 330 Polonia» . wagonweb.cz . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ «Исторические композиции поездов 1999/2000 гг., R 490 Balkan Express» . vagonweb.cz . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ «Исторические композиции поездов 2004 г., R 460 Трансбалкан» . vagonweb.cz . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Уйсал, Онур (19 апреля 2013 г.). «Время праздников в Халкалы» . www.railturkey.org . Проверено 6 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Балканским экспрессом (поездом), на Викискладе?