Jump to content

Собор Святой Елизаветы

Координаты : 48 ° 43'12,8 "с.ш. 21 ° 15'29,18" в.д.  /  48,720222 ° с.ш. 21,2581056 ° в.д.  / 48,720222; 21.2581056
Собор Святой Елизаветы
Собор Святой Елизаветы
Собор Святой Елизаветы
Собор Св. Элизабет в Кошице , Словакия.
Религия
Принадлежность Католик
Округ Кошицкая архиепархия
Церковный или организационный статус Кафедральный собор
Расположение
Расположение Кошице , Словакия
Географические координаты 48 ° 43'12,8 "с.ш. 21 ° 15'29,18" в.д.  /  48,720222 ° с.ш. 21,2581056 ° в.д.  / 48,720222; 21.2581056
Архитектура
Тип Церковь
Стиль Готика , Неоготика
Новаторский 1378
Завершенный 1508

Собор Св. Елизавета ( словацкий : Собор Святой Елизаветы , произносится [ˈdɔːm ˈsʋɛɐtej ˈalʐbeti] ; Немецкий : Dom der heiligen Elisabeth ), также называемый собором Святой Елизаветы , — готический собор в Кошице , Словакия . Это самая большая церковь в Словакии и одна из самых восточных. [а] Готические соборы Европы. [1] [2]

Согласно историческим и археологическим источникам, современный собор был построен на месте более ранней церкви, также посвященной святой Елизавете Венгерской . О ней упоминалось в документах 1283 и 1290 годов, в которых епископ Эгерский Андрей II говорил о юрисдикции церкви. [3] [4]

Описание

[ редактировать ]
Гравюра собора на дереве, 1857 г.
План этажа, 1857 г.

Собор Святой Елизаветы — самая большая церковь в Словакии, общей площадью 1200 квадратных метров (13 000 квадратных футов) и вместимостью более 5000 человек. Это главная церковь Кошицкой архиепархии и один из самых восточных готических соборов Европы.

Церковь имеет длину 60 метров (200 футов) и ширину 36 метров (118 футов); высота северной башни составляет 59 метров (194 фута). [5] Центральный неф имеет длину 24 метра (79 футов), а длина нефов - 12 метров (39 футов).

Северная сторона собора включает пятисторонний хор, пять нефов , две башни и ровную ризницу ; на южной стороне есть две часовни и придела . Собор имеет уникальную внутреннюю планировку, при которой центральный неф и четыре нефа пересекаются посередине одним трансептом той же высоты и ширины, что и центральный неф, которые вместе образуют греческий крест .

Это большое центральное пространство возвышается в центре церкви и вместе с тремя равными внешними фронтонами с богато украшенными порталами представляет собой вершину средневекового каменного искусства Центральной Европы. Комплекс собора и прилегающие к нему здания (часовня Святого Михаила и башня Святого Урбана ) были объявлены памятниками культурного наследия в 1970 году.

Оригинальная церковь

[ редактировать ]

Самая старая Кошицкая церковь, вероятно, возникла в середине 11 века и была посвящена Святому Михаилу . Он был построен в романском стиле на том же месте, что и нынешняя церковь. Самая старая запись о первоначальной церкви датируется 1230 годом. Когда в 1240-х годах в Кошице поселились немецкие колонисты, а Елизавета покровительницей города стала святая , церковь была вновь посвящена ей.

В середине 13 века церковь начали перестраивать в готическом стиле . Церковь сохранила романскую башню, но приобрела готический свод и придел. [6]

Ориентированная на восток часовня имела размеры 11,5 на 10,25 метров (37,7 футов × 33,6 футов) с главным нефом 27,8 на 14 метров (91 футов × 46 футов), что дает ее общую площадь 520 квадратных метров (5600 квадратных футов). Футов). Эта приходская церковь сгорела около 1380 года, но была перестроена и действовала до постройки нынешнего собора. Несколько романских артефактов, таких как статуэтка Ивы, бронзовый баптистерий и несколько надгробий, сохранились и по сей день. [7]

Первый этап строительства: 1380–1420 гг.

[ редактировать ]

Пожар, уничтоживший первоначальную церковь в 1380 году, привел к строительству нового собора. Состоятельные местные жители профинансировали строительство собора при поддержке императора Сигизмунда Люксембургского . [8] Строительство собора было также поддержано папской курией . В 1402 году папа Бонифаций IX издал об индульгенциях буллу , в которой говорилось, что всем паломникам, внесшим вклад в церковь Кошице, были прощены грехи. Точная дата строительства новой церкви неизвестна, но это произошло между 1380 (после пожара) и 1402 годом, когда появилось первое письменное упоминание. Первый этап строительства, вероятно, длился до 1420 года. [9]

В этот период церковь была построена как пятинефная базилика на первоначальном фундаменте. Первыми были построены южные многоугольные шеветные нефы, затем южная стена ограждения, южный портал и западная стена, где соединялись первые два уровня обеих башен. [10] [б]

Справка 1411 года указывает на то, что строительством собора руководили директор по имени Микулаш и главный строитель императора Сигизмунда Петр из Будина. [11]

Второй этап строительства: 1420–1440 гг.

[ редактировать ]
Винтовая внутренняя лестница

Использование новой строительной кладки, изобретенной Питером Парлером в 1420 году, привело к значительному [ нужна ссылка ] изменение архитектуры собора. Из-за отсутствия письменных упоминаний архитектор на этом этапе строительства неизвестен. Целью дизайна были вертикальность, легкие материалы и простор. В результате был построен трехнефный собор, а в результате серьезного изменения плана к главному нефу были добавлены встречные нефы.

Это дополнение было необычно расположено в середине главного нефа, и было создано уникальное пространство центрального зала. Портальные украшения главного нефа и боковых приделов были вдохновлены готическими зданиями Праги и Кракова и были включены во второй этап строительства. Влияние кладки Парлера в соборе Святого Вита в Праге проявилось в Королевской часовне и ее винтовой лестнице, а также в мотиве круглых перил часовни и каменной галереи над ризницей .

Строительство собора продолжилось созданием северной внешней стены, многоугольного шевета северного нефа (параллельного южной апсиде ) и восьмигранных верхних уровней Башни Сигизмунда. По окончании второго этапа строительства собор был готов к сводам, и пришлось снести старую церковь. Церковь Святого Михаила (сегодня называемая часовней Святого Михаила) начала строительство одновременно с новым собором, но была завершена в 1400 году и поэтому взяла на себя функцию приходской церкви. [12]

Третий этап строительства: 1440–1462 гг.

[ редактировать ]

После сноса старой церкви новый собор был перекрыт ребристым сводом . Особые симметричные формы свода различались от пролета к пролету и не перегибались от одного пролета к другому. Самая новая часть строительства — ризница и часовня — была построена на третьем этапе.

Башня Сигимунда была закончена, и в 1453 году на пятом этаже башни был вылеплен новый городской герб, подаренный Ладиславом Посмертным . Над входом отмечена дата «1462», обозначающая год завершения работ над башней.

Четвертый этап строительства: 1462–1490 гг.

[ редактировать ]

После завершения строительства башни Сигимунда внимание было обращено на строительство южной башни. Эта башня была названа в честь Матиаса Корвина , монарха того времени и внесшего значительный вклад в строительство башни. Из-за использования новой каменной кладки эта башня была построена в более декоративном и вертикальном стиле, чем северная башня. За это время были завершены южный щит и портал.

Между 1464 и 1490 годами строительством руководил магистр Стефан Лапицид, также известный как магистр Штефан Стаймеч из Кошице. [13] Мастер Штефан построил боковые приделы, которые изначально не были включены в план этажа, и это изменение профинансировали богатые городские семьи. Часовня Святого Креста была построена сенатором Августом Кромером в 1475 году, а часовня Святой Марии - Сатмари Родом в 1477 году. К концу 15 века на северной стороне была построена часовня Святого Иосифа (которая больше не существует). собора.

Некоторые внутренние детали этого периода являются работой мастера Штефана, например, каменный пастофорий и рельеф Святой Елизаветы на стене ризницы. В то время церковь была обставлена ​​элементами готического стиля, от которых сегодня мало что осталось. Сохранился алтарь святой Елизаветы, построенный в 1474–1477 годах неизвестным мастером.

Заключительный этап строительства: 1491–1508 гг.

[ редактировать ]

После смерти Матьяша Корвина в 1490 году Венгрия пережила период волнений и конфликтов. Польско-латышский регент Иоанн I Альберт напал на город Кошице и обстрелял его из пушек. Собор был сильно поврежден в результате нападения, и Николаусу Крумфольцу из Ниша было поручено его реконструкцию при помощи мастера-строителя Вацлава из Праги. Согласно документам того времени, реконструкция проходила между 1496 и 1498 годами.

Пресвитерий ; был завершен в 1508 году этот год считается годом завершения строительства собора. Об этом свидетельствует свиток, датированный 1508 годом, на имя мастера Крумфольца, который был найден в пресвитерской колонне после капитального ремонта в 1908 году. [14]

Период реформации

[ редактировать ]

В 1556 году пожар охватил большую часть Кошице, повредив при этом собор. Крыша и ее балки, а также большая часть интерьера сгорели. Ремонт собора провели мастер Станислав Краковский, мастера Иоганн и Гебриэль и мастер по камню Матьяс. [14]

После ремонта собором управляли протестанты , которые контролировали его до 1604 года, когда они были насильственно снесены католиками и членами капитула Эгера. Этот инцидент стал одной из главных причин антигабсбургского восстания Стефана Бочкаи , отдавшего собор кальвинистам .

Собор был возвращен капитулу Эгера в 1671 году по приказу императора Леопольда I. Был проведен капитальный ремонт, и сокровища капитула были помещены в собор. Во время восстания графа Имре Тёкёли де Кесмарка в 1682 году собор снова перешел во владение протестантов. В 1685 году собор был окончательно возвращен католической общине.

период барокко

[ редактировать ]

В 1706 году собор был поврежден во время оккупации Франциском II Ракоци . Больше всего пострадали западная и южная стороны собора. В XVIII веке несколько частей собора были отремонтированы и дополнены дополнительными украшениями.

Витраж в трансепте

Ко второй половине XVIII века в соборе было 14 алтарей, из которых сегодня сохранилось только 10.

Реконструкция Фабри: 1858–1863 гг.

[ редактировать ]

После нескольких лет религиозных войн и небрежного ухода в начале XIX века возникла необходимость обновить собор. После землетрясений 1834 и 1845 годов город был затоплен, в результате чего были повреждены несколько участков грунтового покрытия собора. В 19 веке возникла инициатива реконструкции собора в неоготическом стиле, организованная епископом Игнаком Фабри и художником Имре Хенсльманном.

В 1857 году был создан Альянс собора Святой Елизаветы, который с 1856 по 1863 год проводил ремонтные работы под контролем Императорской Королевской центральной комиссии по сохранению и ремонту архитектурных памятников при содействии Генцльмана.

Работы заложили мастера-строители Карой Герстер и Лайош Фрей. Реконструкция Фабри изменила несколько статуй порталов, заменила обшивку крыши на керамическую черепицу, заменила запас новых оконных стекол , а также провела ремонт южного зала и внутреннюю покраску.

Несмотря на реконструкцию, некоторые очевидные на тот момент структурные дефекты собора не были устранены. Некоторые колонны были смещены от центра их центральной линии, а их основания стояли на слое цветного лезвия. [ нужны разъяснения ] который был пропитан грунтовыми водами. Разрывы арки были замазаны раствором или заделаны деревом. Этот незавершенный ремонт привел к еще большему ущербу в результате сильной бури в 1875 году.

Капитальная реконструкция: 1877–1896 гг.

[ редактировать ]

В 1872 году была создана Венгерская комиссия по временным памятникам, секретарем которой стал Имре Хенсльманн. Капитальная реконструкция проводилась с 1877 по 1896 год и была главным приоритетом Комиссии по памятникам. Он финансировался в основном из государственного бюджета венгерского правительства. Имре Штайндл , профессор средневековой архитектуры Будапештского технического университета Главным архитектором реконструкции был назван и известный венгерский архитектор неоготики.

Штайндл определил, что, судя по разрывам, видимым в арках, расположение колонн в нефах было основным фактором структурных повреждений собора. Штейндл разработал новую структуру для решения этих проблем, и трехнефный собор был перестроен в пятинефный собор за счет дополнительных арок в боковых нефах. Кроме того, средневековые звездчатые арки в главном и боковых нефах были перестроены в сетевые. Старый хор был демонтирован, а на его месте Штейндл построил расширенную копию с большим количеством колонн. Также были перестроены части внешнего вида собора, такие как корректировка внешних стен и молотков, а также ремонт опорных колонн, водоводов, окон и порталов. Крыша башни Матьяша также была перестроена.

За это время была полностью демонтирована позднеготическая часовня Святого Иосифа. Также был добавлен неоготический флеш . План Штайндля заключался в том, чтобы перестроить все неоготические компоненты собора, но это было отклонено комиссией, которая вместо этого потребовала заменить старые каменные конструкции новыми. Перестройка башен в готическом стиле не была реализована во многом из-за нехватки средств, что также выразилось в использовании более дешевого строительного материала. Для ремонта конструкции в 1878–1882 годах использовался дешевый, но некачественный песчаник из близлежащего каменного карьера Спишские Влахи. [15] были удалены вершины и горгульи Этот камень быстро пришел в негодность, в результате чего с внешней поверхности , поскольку они представляли опасность для пешеходов. На следующем этапе реконструкции, начавшейся в 1882 году, песчаник более высокого качества из Банска-Бистрицы . был использован [14]

Главным строителем с 1877 по 1880 год был Йозепф Вебер, а с 1880 по 1896 год - Фридрих Вильгельм Фрёде. Первоначально работами руководил австрийский архитектор Фридрих фон Шмидт, а затем Имре Штайндль. В 1885 году Штайндлу было поручено работать над зданием венгерского парламента , а Отто Штехо стал архитектором собора. Штехо использовал различные методы, которые позволили ему сохранить оригинальную готическую архитектуру. В результате башня Сигизмунда, башня Матьяша (кроме крыши), внутренняя сторона наружных стен, средневековые порталы с рельефами, каменный инвентарь интерьера и вся часовня сохранились в первозданном виде.

В 1896 году новое неоготическое внутреннее убранство (алтари, статуи, картины) было куплено и подарено Кошицкому собору венгерским духовенством, епископом Кассы и Жигмондом Бубичем (богатым покровителем). В 1906 году был построен склеп под северным боковым приделом по проекту венгерского архитектора Фридьеша Шулека . Этот склеп был подготовлен для хранения реликвий Франциска II Ракоци и его соратников из Османской империи .

Вторая крупная реконструкция: 1978 – настоящее время.

[ редактировать ]

В 1970 году собор Святой Елизаветы был объявлен национальным памятником культуры . К этому времени большинство внешних архитектурных элементов (башен, горгулий, гадрунов ) были либо разрушены дождевой водой, либо удалены. Каменное оформление северного портала также сильно пострадало от атмосферных воздействий. Ремонт начался в сентябре 1978 года.

В то же время была предпринята крупная инициатива по восстановлению и сохранению культурно значимых памятников Кошице. В рамках этого главная улица, проходившая перед собором, была закрыта для движения транспортных средств в 1984 году, а затем для трамваев в 1986 году. [16]

В ходе реконструкции было принято решение максимально сохранить и восстановить реконструкцию XIX века. Крыша главного и боковых нефов отремонтирована с использованием керамической эмалевой черепицы с оригинальным рисунком XIX века. [17] Флеш был реконструирован и добавлено 264 свинцовых украшения. [ нужна ссылка ]

С 1980 по 1992 годы были реконструированы наиболее поврежденные части часовни и ризницы. Работу выполнила польская компания Polskie Pracownie Konserwacji Zabytków из Вратислава . Гадруны, горгульи и вершины были перестроены вместе с лестничными башнями. Реконструкция горгулий выполнена по оригинальным средневековым образцам. Эта реконструкция включала в себя ремонт внутреннего убранства часовни.

С 1992 по 1995 год южный фасад был очищен и законсервирован. В период с 1995 по 1997 год в Башне Сигизмунда был заменен медный шлем в стиле рококо. За это время были очищены и восстановлены оригинальные внутренние украшения 1775 года. В 2008 году завершилась реконструкция склепа Ракоци, а в 2009 году — реконструкция самого северного портала. [18]

Сегодня ведутся ремонтные работы снаружи северного фасада и внутри пересеченного северного нефа. Башня Матьяша в настоящее время также ожидает ремонта. [ на момент? ] [ нужна ссылка ]

Архитектура

[ редактировать ]

Основная форма собора состоит из центрального нефа с пятью пролетами, разделенного поперечным нефом с одним пролетом. Фундамент собора представляет собой альтернативный план этажа с четырьмя подчиненными помещениями, вставленными между рукавами главного и поперечного нефа. Вероятно, это изменение произошло во время раннего строительства, после того как были построены стены ограждения и завершен основной контур помещения.

В последующие несколько лет определились с дизайном порталов и арок. В оригинальной архитектуре каменные скульптуры 1420–1440 годов были усилены постройкой трех больших порталов. Северный, южный и западный порталы Кошице имеют сложные профили, состоящие из динамичных изгибов, чередующихся горизонтальных и вертикальных карнизов и декоративных вершин.

вольтижировка

[ редактировать ]

Как иллюстрирует реконструкция Менкла, концепция фигурного свода основана на отдельных частях разделенных аркад кривых и промежуточных сводов . Сложная игра этих форм навеяна восходом солнца с его шипами, торчащими из расщепляющихся колонн. Середина каждого солнечного мотива имеет индивидуальный узор. Из своих диагональных векторов он создает фигуры креста, ромба и трапеции.

В второстепенных помещениях, примыкающих к рукавам главного греческого креста, образованного главным и боковым нефами, у соединяющих стен и восточной стороны, солнечная схема теряется в переплетении изогнутых реберных сеток. В конце 1400-х годов мастер Штефан построил над прихожей у южной стены сакрариум и добавил богослужения. [ нужны разъяснения ] к часовне Святого Креста на восточной стороне и часовне Меттерсии на западной стороне. [ соответствующий? - обсуждать ]

Рядом с часовней Святого Иосифа на северной стороне ребра сходятся, но не достигают капители лисены пилястры (например, ) . Своды часовен основаны на нерегулярном звездчатом своде .

Мастер Ян из Прешова снес старые стены и предложил окно атриального типа, которое можно увидеть в основном в тройном нефе. С художественной точки зрения он использовал отражающую способность гладких стен и больших окон, чтобы отбелить интерьер.

Окно геральдика

[ редактировать ]

Витражи между главным алтарем и западными воротами украшены геральдикой Кошице, стулом Абова и Хуньяди стулом . На окнах также изображена геральдика стран, которыми правил король Матьяш Корвин в XV веке : Далмация , Большая Болгария , Трансильвания , Венгрия , Сербия , Славония , Хорватия , Богемия , Моравия и Силезия .

Интерьер

[ редактировать ]
Алтарь Святой Елизаветы

Главный алтарь Святой Елизаветы

[ редактировать ]

Этот алтарь был построен между 1474 и 1477 годами и считается одним из самых замечательных произведений средневекового искусства Словакии. Он состоит из двух пар украшенных крыльев, каждая из которых украшена шестью готическими картинами, с богато украшенной центральной частью. В целом это набор из 48 картин. [19] в трех тематических циклах – Елизаветинской эпохи, Страстей и Адвента. Этот стиль алтаря уникален во всей Европе. [20]

Алтарь Посещения

[ редактировать ]

Крылатый алтарь был изготовлен по заказу богатого кошицкого купца Михала Гюнтерта в 1516 году. Ведущим мотивом алтаря, расположенного в арке, является скульптура посещения Марией Елизаветы . С обеих сторон алтарь имеет пару подвижных створок. В открытом виде они изображают сцены Ангельского приветствия , Рождества, Поклонения волхвов и бегства в Египет .

В закрытом состоянии они изображают священных персонажей Святой Екатерины , Святого Иоанна Крестителя , Святой Варвары и Святого Иоанна-Апостола . Пределла Святого Иоанна расписана изображениями vir dolōrum , Девы Марии , Богослова , Святого Михаила Архангела и Святой Маргариты Богородицы .

Последний [ который? ] были покровителями семьи Гюнтерт. Как и главный алтарь Святой Елизаветы, верхняя часть этого алтаря выполнена в стиле поздней готики и украшена тремя группами скульптур: легендой о трех браках Святой Анны, статуями апостолов и статуей Марии наверху.

Алтарь Антония Падуанского

[ редактировать ]

Этот алтарный образ состоит из двух позднеготических алтарных образов первой половины XVI века, уцелевших после большого пожара в городе Кошице в 1556 году.

Росписи на его крыльях являются старейшими из всех запрестольных картин собора. На них изображены 16 святых с обеих сторон. В 1860 году алтарный образ Антония Падуанского кисти Ференца Климковича. [ ВОЗ? ] , был помещен в первоначальную арку.

Алтарь Меттерсии

[ редактировать ]

Этот неоготический алтарь датируется концом XIX века. Он был изготовлен по заказу епископа Жигмонда Бубича для размещения недавно найденной позднеготической картины Меттерсии, редкой картины тирольского происхождения 1516 года, на которой изображена Святая Анна и родословная Исайи .

Картина выполнена по заказу семьи аптекаря Бартоломея Чоттмана. И он, и его жена изображены со своими гербами, среди которых помещен герб Кошице в соответствии с последним грантом на оружие. Ступка как символ фармацевтов изображена за пределами герба города.

Алтарь Святой Анны

[ редактировать ]

Один из серии неоготических алтарей 1896 года, купленных для собора по случаю тысячелетнего празднования прихода венгров на родину, а также окончания реставрационных работ. Алтарный образ был подарком действующего епископа Жигмонда Бубича.

Алтарь мудрецов

[ редактировать ]

Купленный в Париже, он был подарком епископа Жигмонда Бубича в 1896 году.

Алтарь Святого Иосифа

[ редактировать ]

Подарок Константина Шустера, епископа Ваца , в 1896 году. Он был изготовлен из деталей, купленных в Брюсселе Лайошем Лантаем, скульптором из Пёстьена .

Алтарь Святого Стефана

[ редактировать ]

Подарок Франтишека Погача, каноника Кошице, в 1896 году. Работа Фердинанда Стаффлессера, тирольского резчика.

Алтарь Трех Кошицких мучеников

[ редактировать ]

Три Кошицких мученика были беатифицированы в 1905 году. Лайош Тиханьи Посвященный им алтарь создал в 1923 году в Банска-Бистрице . Их останки хранятся в пределле .

Алтарь Святого Креста

[ редактировать ]

Новейший алтарь собора, созданный в Кошице в 1931 году Войтехом Бюхнером в память о жертвах Первой мировой войны . На двух железных панелях написаны имена всех людей, принимавших участие в строительстве алтаря.

Алтари больше не установлены

[ редактировать ]

Алтарь Тайной Вечери

[ редактировать ]

Алтарный образ- триптих последней трети XV века. Он сегментирован в фонде Восточно-словацкого музея .

Алтарь Иоанна Крестителя

[ редактировать ]

Неоготический алтарный образ, выполненный по редкому панно, написанному темперой маслом 1516 года. Он находился в соборе до 1944 года. После реконструкционных работ с 1965 по 1970 год панно было передано Восточно-словацкому музею .

На одной стороне панно изображена сцена Крещения Христа в Иордане , а на другой — истязания Иоанна Крестителя . Они высокого качества, с заметным влиянием голландского и фламандского Возрождения .

Алтарь Смерти Марии

[ редактировать ]

Оригинальный готический алтарь, демонтированный в 1943 году. Сохранилась только пределла , которая затерялась в архиве собора.

Бронзовый баптистерий

[ редактировать ]

Римско . -готический баптистерий 14 века – старейший памятник, сохранившийся в соборе Он происходит из старой церкви Святой Елизаветы, прародительницы сегодняшнего собора. Ножка баптистерия украшена треугольниками, а чаша – зооморфными рельефами львов, грифонов и орлов. По верхнему краю имеется неразборчивая латинская надпись. Крышка датируется 1914 годом.

Настенные фрески

[ редактировать ]

В 1892 году в ходе масштабных работ по реконструкции был обнаружен ряд оригинальных готических фресок , спрятанных под слоем штукатурки времен Реформации . Три из них находятся в южной апсиде: «Спаситель в Судный день» в ореоле (сидит Христос с мечом, под ним Мария и святой Петр), «Двенадцать апостолов » и «Воскресение Христово» (в правой руке держит батальон и благословение левой рукой).

В северной боковой апсиде, рядом с входом в ризницу, находится еще один набор подлинных готических фресок, в том числе «Снятие с креста» , датируемый 16 веком и задуманный как крылатый настенный алтарь. Кроме того, картины с правой стороны — «Бичевание» и «Коронация терновым венцом» , а с левой — «Христос, пригвождённый на кресте» и «Христос перед Пилатом» .

Скульптура Голгофы , датируемая 1420 годом, является одним из старейших предметов инвентаря собора Святой Елизаветы. Его составляющими являются крест высотой 4,34 метра с пригвожденным Христом высотой 3,12 метра в центре, статуя Марии высотой 2,5 метра высотой 2,73 метра с правой стороны и статуя Иоанна Богослова с правой стороны. левый.

Первоначально группа статуй была установлена ​​в триумфальной арке нефа до 1936 года, когда она была переустановлена ​​в Королевской оратории . Это монументальное произведение резного дерева отличается глубокой театральностью эмоционального выражения.

Четыре деревянные готические полихромные скульптуры

[ редактировать ]

Эти четыре резные изделия из дерева были созданы около 1470 года; авторство приписывается Яну Вейшу, резчику по дереву из Прешова . Скульптуры имеют высоту 108–112 см и выполнены в старинном стиле главного алтаря Святой Елизаветы.

Их нынешняя установка — в хоровых столбах западного портала — второстепенна. Первоначально они, вероятно, составляли часть несохранившейся верхней части алтаря святой Елизаветы. Скульптуры изображают святого Стефана , его сына святого Эмерика Венгерского , святого Ладислава и Станислава Щепановского .

Mater Dolorosa на колонне

[ редактировать ]

Полихромная резьба по дереву высотой 112 см, датированная 1500 годом. Установлена ​​на позднеготической витой колонне. Над статуей готический киборий в южную боковую стену был вставлен . Выразительность и складки платья свидетельствуют о высоком уровне позднеготической резьбы по дереву в Кошице.

Фонарь Матиаса Корвинуса

[ редактировать ]

Эта вершина с нишей для фонаря построена на витой каменной колонне и датируется концом 15 века. башен Тимпаны украшены гербами Кошице , Венгерского королевства , Чехии и Далмации .

Присутствуют два герба: один семьи Хуньяди и один неопознанный. Первоначально лампа освещала территорию перед южным порталом в сторону соседнего кладбища. Он служил своему назначению до начала 20 века, когда его приспособили для газового освещения. На нынешнем месте на стене башни Матьяша он был установлен в 1940 году.

Органный хор

Органный хор был полностью заменен в период масштабных восстановительных работ в конце XIX века. Нынешняя копия немного длиннее и имеет больше колонн, чем оригинальная. Четыре полихромные скульптуры Яна Вейса (описанные выше) установлены на колоннах и дополнены еще четырьмя неоготическими скульптурами королей Венгрии: Карла I Венгерского , Людовика I Венгерского , Сигизмунда Люксембургского и Матьяша Корвина .

Новый орган изготовил Ангстер из Паткостоли. Доступ к нему осуществляется по лестнице в южной башне. Оригинал был обнаружен в Кошице коллекционером, австрийским графом Иоганном Непомуком Вильчеком, который купил его и перевез в свой замок Бург Кройценштайн недалеко от Вены. [21] [22]

Пастофорий

[ редактировать ]

Каменный пастофорий для хранения Евхаристии, расположенный в северном столбе триумфальной арки, является наиболее точным каменным каменным произведением собора. Он был создан мастером Штефаном около 1477 года. Пастофорий имеет шестиугольный план и украшен сложной композицией из лепнины колонн , фризов , аркад и арок .

Витая ниша для хранения Евхаристии расположена в пастофории первого этажа. Дверь с металлическим наконечником, украшенная миниатюрами гербов, датируется 15 веком. Крошечные гипсовые скульптуры пророков и коленопреклоненных ангелов заменили недостающие детали в конце XIX века. После Тридентского собора пастофорий стал ненужным, и таким образом лестница, ведущая в пастофорий, потеряла свое назначение и была убрана в 1860 году.

Рельеф Святой Елизаветы

[ редактировать ]

Этот рельеф возник в тот же период, что и каменный пастофорий, и авторство также приписывают мастеру Штефану. Он состоит из трех частей, которые не сочетаются друг с другом по своему составу. Сам по себе рельеф оформлен резко, в отличие от шестиугольного кибория, содержащего филигранные сцены из Ветхого Завета.

Киборий (в форме вершины) увенчан скульптурой гнездящегося пеликана , который является символом крови Христа. В XIX веке рельеф был дополнен латинской надписью « S.Elisabeth ora pro nobis расположенной над консолью » .

Эпитафия Райнера Мелихара

[ редактировать ]

Эпитафия стиле барокко в семье Райнера Мелихара — городского управителя (мэра) — одна из немногих сохранившихся в соборе неоготических реликвий и датируется началом 17 века. Между двумя семейными гербами лежит изображение Бичевания; выше – скульптура распятого Христа. Над тимпаном расположена группа скульптур в стиле барокко: два ангела по бокам и Христос, держащий Землю посередине.

Ореол Мадонны

[ редактировать ]

барокко Еще одной реликвией в соборе, которая удачно дополняет эстетику внутреннего убранства, является висячий ореол первой половины XVIII века, установленный под триумфальной аркой . В центре ореола находится двусторонняя скульптура Мадонны с Младенцем.

Некоторые скамьи собора построены в XVIII веке и выполнены в стиле барокко; другие относятся к концу 19 века. Противоположно расположенные канонические скамьи в пресвитерии были созданы в период масштабных работ по реконструкции собора (середина 1800-х годов) по проекту главного архитектора Имре Штайндля. Он спроектировал патронажную скамью общин с выгравированным расписным гербом Кошице.

Благовещение Пресвятой Богородицы (Часовня Меттерсия)

[ редактировать ]

Одной из двух капелл собора является часовня Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенная на участке между башней Матьяша и притвором южного портала. Он был построен в 1477 году Штефаном, и предположительно его портрет находится на консоли крестово-ребристых сводов . Строитель держит в руках бумажную полоску. В часовне установлен алтарь Меттерсии, отсюда и его альтернативное название. Ее построили родители венгерского предстоятеля Юрая Сатмари, поэтому часовню еще называют Часовней Сатмари.

В начале 19 века под его полом был устроен склеп кошицких епископов. Их надгробия вмонтированы в стены ограды. Здесь похоронены Игнац Фабри, Жигмонд Бубич, Огюстен Фишер-Колбри и Юзеф Чарский.

Часовня Святого Креста

[ редактировать ]

Вторая часовня купола - это часовня Святого Креста, также построенная в 1475 году. Ее донором был городской консул и префект Августин Кромер, поэтому ее еще называют часовней Кромера. В настоящее время он используется как ризница.

Королевская оратория (эмпора)

[ редактировать ]

Королевская оратория была построена примерно рядом со старым собором. Он был создан на первом этаже многоугольной арки южной пристройки трансепта . На стене под молельней находится важный эпиграфический памятник, датируемый 1441 годом, когда Ян Йискра из Брандыса капитаном Кошице был . Эпиграф заявляет о верности жителей Кошице королю Ладиславу Погробеку . [22]

Витая лестница

[ редактировать ]

Витая лестница 15 века ведет к королевской эмпоре [ sl ] (балкону). [23] Лестница разделяется на два рукава; западный рукав ведет на чердак собора. [24]

Он ограничен, поэтому предполагается, что он выполнял в основном декоративную функцию. Эта витая лестница является старейшей из существующих в Европе. В 1499–1500 годах аналогичная лестница ( Doppelwendeltreppe Graz [ de ] ) была построена в императорской резиденции в Граце , Австрия, по образцу этой Кошицкой лестницы. [25]

Певица на сцене

[ редактировать ]

каменная галерея, К первоначальному помещению собора относится расположенная у северной стены главного нефа (на месте пресвитерия). Вероятно, его цель заключалась в том, чтобы актеры и певцы представляли средневековые аллегории и тайны во время церемонии поклонения.

Статуя Святого Флориана

[ редактировать ]

Святой Флориан был покровителем пожарных и даровал защиту от огня. В 1748 году в городе построили его статую, которая сначала стояла возле церкви Святого Михаила (позже часовни), а позже - у южной стены башни Святого Урбана. В 1940 году его перенесли на то место, где он стоит сейчас, у входа южного портала собора.

Строительство адитона произошло во время третьей части строительства купола, в 1440–1462 годах. Кроме того, на консолях установлены неоготические статуи святых работы Яны Маршалек конца XIX века.

Оконные стекла были созданы Карлом Гейлингом в Вене в 1860 году. На стеклах изображены гербы младших каноников.

Жертвенный алтарь

[ редактировать ]

Новейшим элементом инвентаря собора является жертвенный алтарь служащего священника. Он расположен перед главным алтарем и вырезан из цельного куска песчаника в форме двух рук, образующих эллипс.

Жертвенный жертвенник стоит на скинии в форме сердца. Рядом с жертвенником находится новый амвон (место для проповеди) и седесес (стулья). Все три объекта были созданы Михаэлем и Томасом Баниками в 1994 году.

Каменная кафедра с деревянным навесом – шедевр скульпторов В. Обрама и Р. Ардженти. На ведущей к нему винтовой лестнице расположены статуи аргуров и отцов церкви.

Склеп Ракоци

[ редактировать ]

Рядом с северной стеной купола в 1906 году был построен склеп для останков Франциска II Ракоци — венгерского дворянина и принца Трансильвании — а также его семьи и любимых друзей. Склеп и четыре каменных саркофага были спроектированы профессором Фридьесом Шулеком из Будапешта .

В одном саркофаге похоронены вместе князь, его мать (Илона Зриньи) и старший сын Иосиф. Южный саркофаг принадлежит генералу графу Анталу Эстерхази, а в северном похоронен Миклош Сибрик. Четвертый саркофаг, расположенный на другой стороне склепа, содержит останки графа Миклоша Берченьи и его второй жены Кристины Чаки.

Апофеоз жизни Ференца II Ракоци

[ редактировать ]

Эта монументальная фреска над северным порталом собора относится к 1914–1916 годам, ее автор — Андор Дудич (или Дудитс). Это триптих .

Экстерьер

[ редактировать ]

Северный портал

[ редактировать ]
Северный портал
Рельеф на вершине северного портала
Статуи северного портала

Дизайн северного портала редко встречается в средневековой традиции, когда на северных сторонах церквей не было порталов . Его статуи являются самыми декоративными из трех порталов собора, вероятно, потому, что он обращен на самую оживленную часть средневекового Кошице – на городской рынок и ратушу. Портал известен как Золотые ворота, поскольку в средние века его позолочили.

Северный портал имеет две входные двери. Над ними находится арка с рельефом Страшного суда . Рельеф разделен на две части. В нижнем видно, как толпа людей направляется к вратам рая, где их приветствует ангел, а идущие в ад сковываются и направляются в пасть Левиафана с бесами. В верхней части изображен Страшный суд с двумя ангелами с рогами, возвещающими конец света. Другие фигуры представляют Двенадцать Апостолов .

Над рельефом размещены пять рамочных рельефов, украшенных башенками и профилированными ажурными мотивами. Два нижних барельефа в рамке посвящены жизни святой Елизаветы. Остальные три воссоздают сцену Голгофы.

Вверху изображен распятый на кресте Христос в форме древа жизни. Показаны двое других, распятых на Голгофе : с левой стороны спасенная душа уносится в рай ангелом, а с правой стороны душа уносится в ад дьяволом. Под сценой Распятия изображены плачущие женщины вокруг Девы Марии под крестом (слева) и Иоанна Богослова в окружении римских воинов (справа).

Во время большой реконструкции купола вдоль обоих ворот северного портала были добавлены ниши для размещения неоготических статуй святых. Ниши оригинальные, и неизвестно, какие статуи стояли в них в предыдущие века.

Другие неоготические статуи украшают портал восточного молотка. Статуи венгерских королей, в том числе Карла I Венгерского , его жены Елизаветы Польской и Людовика Венгерского . Это шедевры будапештского скульптора Лайоша Лантая.

Западный портал

[ редактировать ]

По богослужебному обычаю главным входом в церковь является западный портал. Хотя у него трое ворот, этот вход имеет простейшую каменную отделку. Две стороны без фигурного оформления. Над главными воротами расположены два рельефа — на одном из них прямо над воротами изображен Христос в Гецеманской саду, жалобно молящийся Своему Отцу.

Слева от Христа стоят апостолы Петр , Иоанн и Иаков , а справа идут воины во главе с Иудой . В седле [ нужны разъяснения ] Финиш портала — сцена Пьеты, Девы Марии , держащей тело Христа, в окружении Марии Магдалины и Марии Иосифа . На верхнем рельефе изображены ангелы, держащие полотенце Вероники с отпечатком лика Христа.

Вся символика порталов связана с местной традицией Святой Крови. В конце XIX века у главных ворот были установлены две неоготические статуи, из которых только одна — статуя Иоанна Крестителя сохранилась .

Южный портал

[ редактировать ]

Южный портал отличается от двух предыдущих тем, что помещен в прихожую под царской эмпорой. Он имеет двое ворот, таких же, как и северный портал, но без рельефных фигур. Вместо этого они завершаются седлами с треугольными пиками, окружающими их, над которыми находится еще один ряд седел. Портал производит впечатление трехуровневого входа в собор.

Интересной составляющей портала является воздушный болт готической арки прихожей с лиственным орнаментом. [ непонятно ] Балдахин ; статуи посередине портала образован летящими грачами другая ладья и зверь держат орудия мучения. На основании этого предполагается, что под балдахином ранее находилась статуя Христа.

Сегодня здесь находится статуя Имакулаты конца XIX века работы скульптора Яноша Маршалко. Другие статуи у портала — святые, император Константин Великий , Елизавета Венгерская , Адальберт Пражский , Апостол Андрей (покровитель Кошицкой архиепархии), Франциск Ксаверий и епископ Теодор . Эти статуи не имеют ничего общего с символикой портала; они представляют покровителей и тех, кто финансировал масштабную реконструкцию собора в конце XIX века. Средний портрет принадлежит архитектору Имре Штайндлу. Среди других были Фридрих Вильгельм Фрёде и Отто Штехло.

Башня Сигизмунда

[ редактировать ]
Башня Сигизмунда

Северная башня, построенная во втором периоде строительства церкви в 1420–1440 гг., была завершена в третьем периоде строительства в 1462 г. Об этом свидетельствует герб Кошице, вылепленный над порталом церкви с годом «1462». западный фасад, который также является входом в башню.

Башня имеет квадратную планировку на трех уровнях; с четвертого уровня он сужается до восьмиугольного плана этажа. Просто оформленная башня с межэтажными кордонами, украшенными гребнями с геометрическим мотивом. Между четвертым и пятым этажами находится фриз из розеток , каждая из которых имеет разный дизайн. [26]

Башня Сигимунда была сильно повреждена между 1490 и 1491 годами, когда Кошице осаждала Иоанна I Альберта армия . Его реконструировал Николаус Кромфолц из Ниша под руководством Вацлава из Праги в 1494–97.

После пожара 1775 года башню немного надстроили и на вершине ее в стиле рококо установили монашеский капор , создавший шестой этаж башни. Монашеский клобук покрыт медным листом с позолоченными сантехническими деталями. Его увенчает медный крест высотой 3 метра.

Башня имеет 160 ступенек и имеет высоту 59,7 метра (196 футов). [26] [27] На первом этаже находится большой часовой механизм, а на втором – конструкция для колоколов. На третьем этаже находятся два колокола 1926 года. Александр Бюхнер отлил новые колокола, один из которых весит 530 кг и содержит имена погибших во время Первой мировой войны. Есть также помещение пожарной части, которое использовалось до 1970-х годов. [26]

Башня Матиаса

[ редактировать ]

Южная башня была построена во второй период строительства собора с 1420 по 1440 год. После перерыва в строительстве строительство башни последовало в 1462 году, когда была закончена северная башня. До 1477 года работами руководил магистр Штефан.

Башня имела квадратный план. Она построена более декоративно и массивно по сравнению с северной башней, хотя и не достроена до запланированной высоты. До уровня коронного кордона главного нефа он завершен декоративными венками, на которых изображены геральдики стран, принадлежащих королю Матьяшу , и геральдика Кошице.

Башня теперь покрыта восьмиугольной крышей из металлических листов. Интересной особенностью башни является лабиринт взаимосвязанных круговых лестниц, значение которых до конца не изучено. Вход осуществляется с западного хора собора, а лестница также ведет к органу. Богатое убранство экстерьера дополняют статуи сторонников Матиаса Корвина ; Эти статуи созданы будапештским скульптором Франтишеком Микулой и датируются 20 веком.

Солнечный циферблат

[ редактировать ]

На внешней стене южного фасада, над самым большим окном капеллы Меттерци, расположены часового типа солнечные часы , датированные 1477 годом. [28]

Внешняя горгулья и вершины
Горгулья
Горгульи

Неоготическая башня на пересечении главного нефа и трансепта была создана во время большой реконструкции купола в конце XIX века. Он имеет деревянный каркас, покрытый медью.

Мемориал Франциска II Ракоци

[ редактировать ]
Внешняя надпись

В 1906 году останки Франциска II Ракоци и его группы были перевезены из Турции в Кошице и погребены в склепе собора.

мемориал восстания Курука 24 июля 1938 года был открыт . Мемориал был спроектирован Сипосом и Войтехом Лоффлером. Войтех Бюхнер отлил его из бронзы. [10]

Пожертвования монарха

[ редактировать ]

В средние века и в наше время собор Святой Елизаветы был крупнейшей церковью Венгерского королевства . Его строительство было очень престижным делом для буржуазии, богатых купцов и ремесленников Кошице. [29]

Легенды собора

[ редактировать ]

С годами о соборе ходили легенды. Большинство из них уходят корнями в средние века во время строительства купола. Продолжающееся на протяжении веков строительство породило легенду о полом камне, который строители заложили в неизвестном месте собора. Если бы камень потерялся, весь собор рухнул бы.

Существует также легенда о горгулье- пьянице – говорят, что она была женой-алкоголичкой мастера-строителя. Легенда гласит, что, поскольку она запятнала его репутацию своим появлением в городе, он навсегда превратил ее в горгулью.

Легенда о фонаре короля Матьяша гласит, что он способен снять вину с каждого преступника, оказавшегося под ним.

Последняя легенда — о крови Христа. Однажды во время общей воскресной мессы священник пролил на пол освященную чашу, полную вина, образовавшую образ страдающего Христа; некоторые верующие утверждали, что слышали стон Христа. [26]

Горгулья (пьяная женщина)

Современное культурное использование

[ редактировать ]

В октябре 2015 года венгерская рок-группа Omega , участники которой исповедуют католицизм свое представление на библейскую тематику Oratorium Ораторское искусство , исполнила внутри собора »). С 2013 года выставка экспонировалась в Венгрии, Румынии и Германии, преимущественно в кальвинистских реформатских церквях, а также в московском храме Христа Спасителя . Билеты на концерт посетили 1200 зрителей, что меньше потенциальной вместимости в 2000 человек. После концерта и критики кощунства со стороны мирян архиепископ Бобер запретил будущие рок-концерты в соборе, разрешив только религиозную , народную или классическую музыку. [30]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В путеводительной литературе особенно распространено обозначение собора Святой Елизаветы как самого восточного собора Европы. Научная литература упускает это преимущество. Географически готические церкви Трансильвании расположены восточнее (а также гораздо южнее), но на этот титул они не претендуют. Чтобы сохранить титул в Словакии, добавляются труднопроверяемые критерии, такие как: «самый восточный собор западного типа». [1]
  2. Многоугольные апсиды боковых нефов позволили предположить, что собор должен был иметь пятинефную концепцию. Историк искусства Вацлав Менцл назвал Ксантенский собор в Рейнской области образцом первоначально задуманного пятинефного плана этажа Кошицкого собора. Эту позицию оспорил Юзеф Духонь. [10]
  1. ^ Jump up to: а б «Дом Святой Елизаветы – Кошице» . slovakia.travel (на словацком языке). 30 ноября 2010 г. [2005] . Проверено 25 июля 2010 г.
  2. ^ «Елисаветинский собор» . Посетите Кошице . Кошице, Словакия: visitkosice.eu. 2010 . Проверено 6 ноября 2013 г.
  3. ^ Словацкая Республика.org ; получено 19 июня 2013 г.
  4. ^ Historia. Архивировано 28 апреля 2019 г. в Wayback Machine , Дом Римкат ; получено 19 июня 2013 г.
  5. ^ «Собор Святой Елизаветы - Кошице» . Словакия.путешествие . Издательство Дахама. 14 августа 2023 г. Проверено 14 августа 2023 г.
  6. ^ Штефан, Элиаш (2007). История Кошице в данных 1 . Кошице: Типопресс. стр. 30, 42. ISBN  978-80-89089-68-0 .
  7. ^ Духонь, Юзеф (6 января 2006 г.). «Прямой предшественник собора Святой Елизаветы» . korzár.sk (на словацком языке). ISSN   1335-4566 .
  8. ^ Духонь, Юзеф (22 декабря 2000 г.). «О Священной базилике Святой Елизаветы» . cassovia.sk (на словацком языке). Кошице . Проверено 19 июля 2011 г.
  9. ^ «Кошице – Костел Святой Елизаветы» . сайт MedievalHeritage.eu . 14 августа 2023 г. Проверено 14 августа 2023 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Духонь, Юзеф (8 марта 2002 г.). «Кошице в средние века. Люксембургская эпоха. Золотой век церквей» . cassovia.sk (на словацком языке). Кошице . Проверено 25 июля 2010 г.
  11. ^ Менцл, Вацлав (1966). «Готическая архитектура Кошице». Журнал «Властиведный» . Том. XV, нет. 1. стр. 3–25.
  12. ^ Лукачин, Альфонс (1999). Строитель храма (на словацком языке). Кошице: ПрессПринт. Мистер. 125. ИСБН  80-968272-1-9 .
  13. ^ Юдак, Вильям (2010). «Собор – мать церквей епархии». Паломник Святого Вита 2011 г. (на словацком языке). Трнава : Общество Святого Войтеха. Мистер. 55. ИСБН  978-80-7162-824-8 .
  14. ^ Jump up to: а б с Сашки, Ладислав (1966). «Состояние собора Святой Елизаветы в Кошице». Журнал «Властиведный» . Том. XV, нет. 1. ISSN   1335-4566 .
  15. ^ «Собор – собор Святой Елизаветы» (на словацком языке). Кошице: Кошицкая архиепархия. 14 октября 2002 г. Архивировано из оригинала 11 января 2011 г. Проверено 24 июля 2011 г.
  16. ^ «Дом Святой Елизаветы в Кошице» . antiskola.eu (на словацком языке) . Проверено 8 августа 2010 г.
  17. ^ Кошице. Путеводитель (на словацком языке). Кошице: Выходословское выдачу. 1989. с. 69. ИСБН  80-85174-40-5 .
  18. ^ Сплоникова, Мария (2000). «О алтаре святой Елизаветы». Собор Святой Елизаветы в Кошице (на словацком языке). Кошице: Саша. Мистер. 41. ИСБН  80-967096-4-Х .
  19. ^ "Путешествовать" . [ мертвая ссылка ]
  20. ^ «Кройценштейн» . burgen-austria.com (на немецком языке). 29 июля 2003 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2005 г. Проверено 23 июля 2010 г.
  21. ^ Каунц, Бернхард (2002). «Замок Кройценштайн» (на немецком языке). Вестерос : Werbeka Netschop . Проверено 23 июля 2010 г.
  22. ^ Jump up to: а б Бауэр, Юрай (2007). А прошли века... Мемориальные доски, гербы, бюсты, вывески домов города Кошице (на словацком языке). Кошице: ОТА. стр. 27, 31. ISBN  978-80-969686-1-9 .
  23. ^ «Римско-католическая церковь Святого Михаила Клуж-Напока» . www.cazarelanoi.ro (на румынском языке) . Проверено 25 октября 2010 г.
  24. ^ "Церковь из Дила - Сигишоара" . www.cazarelanoi.ro (на румынском языке) . Проверено 25 октября 2010 г.
  25. ^ «Грац – Бург» . burgen-austria.com (на немецком языке). 21 апреля 2004 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2005 г. Проверено 24 июля 2010 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д Дюричек, Андрей (26 декабря 2008 г.). «Тайны елизаветинского собора: что вы о нем не знаете?» . час.ск (на словацком языке) . Проверено 8 августа 2010 г.
  27. ^ «Северная башня собора Святой Елизаветы – возможность вида на город» . cassovia.sk (на словацком языке). Кошице . Проверено 8 августа 2010 г.
  28. ^ Носек, Милош (28 октября 2005 г.) [01 января 2003 г.]. «Солнечные часы в Центральной Европе» . astrohk.cz (на чешском языке) . Проверено 26 июля 2010 г.
  29. ^ «Дом Святой Елизаветы и его очарование» . slovenskyarchivar.pweb.sk (на словацком языке). 05.10.2008. Архивировано из оригинала 3 июля 2011 г. Проверено 1 сентября 2010 г.
  30. ^ Керекеш, Лако (04 января 2016 г.). «После концерта в Кошицком куполе запретили рок-музыку, говорят, что он осквернен» . Дневник N (на словацком языке) . Проверено 28 июня 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бородач, Ладислав (1975). Кошицкий собор. Национальный памятник культуры (на словацком языке). Мартин : Восточнословацкое издательство Муниципального управления памятников в Кошице.
  • Купол Св. Алжбеты в Кошице (на словацком языке). Кошице: Саша для Кошицкого архиепископства и прихода Св. Элизабет Кошице. 2000. ISBN  80-967096-4-Х .
  • Джудак, Уильям. «Собор Святой Елизаветы в Кошице». Паломник Сент-Винсента и Гренадин: календарь на 2011 год. Подготовка публикации Марии Выскочовой и Славомира Ондики (на словацком языке). Трнава: Ассоциация Св. Войтеха, 139 год. стр. 54–56. ISBN  978-80-7162-824-8 .
  • Лукачин, Альфонс (1999). Строитель храма (на словацком языке). Кошице: ПрессПринт. ISBN  80-968272-1-9 .
  • Маркушова, Кристина (1998). Купол Св. Элизабет. Путеводитель по церквям Кошице (на словацком языке). Кошице: Штраффек для Исторического общества Имриха Генцльмана. ISBN  9788096780006 .
  • Полакова, Малия (1983). Купол Св. Елизавета в Кошице. Национальный памятник культуры (на словацком языке). Мартин: Обзор для Восточно-словацкого регионального комитета Ассоциации католического духовенства Pacem в Террисе и римско-католического прихода Св. Елизавета в Кошице.
  • Вик, Войтех (1936). Собор Святой Елизаветы в Кошице (на словацком языке). Кошице: Типография Св. Елизаветы.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a17e232b09935599908c5fbf77c5223__1722583440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/23/7a17e232b09935599908c5fbf77c5223.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cathedral of St. Elizabeth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)