Jump to content

Лайош Тиханьи

Лайош Тиханьи
Автопортрет (1920)
Рожденный
Лайош Тиханьи

( 1885-10-29 ) 29 октября 1885 г.
Умер 11 июня 1938 г. ( 1938-06-11 ) (52 года)
Национальность венгерский
Известный Живопись , литография
Движение Фовизм , Восьмерка (Нёлчак)

Лайош Тиханьи (29 октября 1885 — 11 июня 1938) — венгерский художник и литограф, добившийся международной известности, работая за пределами своей страны, в первую очередь в Париже , Франция . После эмиграции в 1919 году он так и не вернулся в Венгрию, даже с визитом.

Тиханьи родился в Будапеште и в молодости был частью группы «Неоимпрессионисты» или «Неос», а позже — влиятельной авангардной группы художников под названием «Восьмерка » ( A Nyolcak ), основанной в 1909 году в Венгрии. Они экспериментировали со стилями постимпрессионизма и отвергали натурализм колонии художников Надьбанья . Их работа считается очень влиятельной в утверждении модернизма в Венгрии до 1918 года, когда страну охватила Первая мировая война и революция.

После падения Венгерской Демократической Республики в 1919 году Тиханьи уехал и некоторое время жил в Вене. Он переехал на несколько лет в Берлин , где познакомился со многими венгерскими писателями и художниками-эмигрантами, такими как Дьёрдь Белёни и будущий Брассай . К 1924 году Тиханьи и многие другие художники переехали в Париж, где он остался до конца своей жизни.

В Париже Тиханьи постепенно перешел к более абстрактным стилям в своем творчестве. Его картины и литографии хранятся в Венгерской национальной галерее , Музее современного искусства де ла Виль де Пари и Бруклинском художественном музее в Нью-Йорке , а также в других учреждениях и у частных коллекционеров. К столетнему юбилею первой выставки «Восьмерки» Тиханьи с 2004 года участвовал в пяти выставках, в том числе в 2010 и 2012 годах в Венгрии и Австрии, а еще одна в 2012 году была посвящена персональной ретроспективе его работ.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Лайош Тиханьи родился в Будапеште в 1885 году в венгерско-еврейской семье. У него была младшая сестра Берта. Из-за менингита Тиханьи стал глухим и немым в возрасте одиннадцати лет. [1] что строго ограничивало его обучение. Он изучал рисование в Школе промышленного искусства и дизайна, поскольку в Венгрии тогда не было академии изящных искусств, но как художник он считается в основном самоучкой. [1]

Тиханьи был в основном самоучкой и начал работать в Будапеште. В молодости он учился летом 1906 года в колонии художников Надьбанья , в современной Бая-Маре , Румыния , и какое-то время был связан с ними. Он присоединился к более молодым художникам, которые были готовы воспринять новые направления, в том числе блестящее использование цвета фовистами . Он пошел в направлении, отличном от эстетики натурализма многих жителей колонии. [1]

Он помог представить постимпрессионистские концепции и техники кубизма и экспрессионизма художественным кругам Венгрии. Как член группы под названием «Неос», он использовал методы, отличные от натурализма, поддерживаемого Саймоном Холлоси и другими членами колонии художников. Мужчины постарше вместе учились в Мюнхене в конце девятнадцатого века. [2]

Тиханьи и другие представители «Неоса» превратились в венгерский авангард . Карой Кернсток Лидером считался , а также Бела Чобель , Вильмос Перлротт-Чаба и Бела Ивани Грюнвальд, а также Шандор Зиффер . Некоторые уже были в Париже, где на них повлияли работы французских художников, таких как Поль Сезанн и Анри Матисс . [3]

В возрасте 24 лет Тиханьи был одним из восьми ( А Нёлчак ) (1909–1918) на переднем крае венгерской художественной жизни. В «Восьмёрку» вошли художники Кернсток и Чобель, а также Роберт Берени , Дежё Цигань , Одон Марффи , Дежё Орбан и Берталан Пор . С ними были также связаны скульпторы Марк Ведрес и Вилмош Фемес Бек. [3] Хотя у них было три выставки как группа, они также оказали влияние на участие в связанных событиях в области литературы и музыки и были важны до 1918 года. [4]

«Восьмерка» была частью радикальных интеллектуальных движений в Будапеште начала 20 века, которые также привлекали новых художников в литературе и музыке. Среди новых писателей и композиторов были Эндре Ади и Бела Барток . Стиль Восьмерки был довольно сложным. Они работали с рационализмом кубистов, декоративным использованием цвета, как это видно у фовистов , и эмоциональной глубиной немецкого экспрессионизма . Их многогранная творческая деятельность представлена ​​«монументальной живописью» Кернстока « Всадники у воды» (1910) и Берталана Пора » «Семья (1909). [3]

(Тиханьи вместе с Зиффером, Чобелем и Берени считались одним из венгерских фовистов. Этот аспект их творчества был представлен вместе с произведениями французских художников на выставке 2006 года в Венгерской национальной галерее .) [5]

Писатель и журналист Лайош Кассак в 1915 году основал « Тетт » («Действие»), а затем «Ма» («Сегодня»); они опубликовали статьи о литературе и искусстве, а также предоставили репродукции некоторых произведений. В них участвовал Тиханьи, у которого в 1915 году в их офисе прошла персональная выставка. До войны он был известен своим независимым творчеством. [1]

К концу Первой мировой войны ведущий художественный стиль Венгрии сместился к радикальному движению Активизм , в котором также участвовал Тиханьи. Активисты подтолкнули кубистские и экспрессионистские инновации в радикальном направлении. Помимо Тиханьи, мастерами были Йожеф Немеш Ламперт и Бела Уитц . Бени Ференци Скульптура «Стоящий мальчик» также демонстрирует влияние кубизма. [3]

1919 год и эмиграция

[ редактировать ]

Тиханьи был одним из нескольких молодых художников, добившихся признания до революции 1919 года. [6] В том же году, после падения Венгерской Демократической Республики и провала ее революции, Тиханьи и многие художники и интеллектуалы массово покинули страну. Он помогал коммунистам, и впоследствии последовали репрессии против союзников революции.

Тиханьи работал и прожил остаток своей жизни за границей, сначала ненадолго в Вене , затем несколько лет в Берлине , который был наводнен радикальными художниками и интеллектуалами из Восточной и Центральной Европы. [7] Журнал Кассака «Ма» начал издаваться в Вене, а его берлинским редактором в апреле 1921 года стал Ласло Мохой-Надь. Помимо венгров, к этому времени русские, в том числе украинский художник Архипенко в Берлин приезжали ; он быстро добился большего внимания к своим конструкциям, чем в Париже, и первая монография о нем была опубликована в 1921 году. [8] В Берлине произошел «недолговечный синтез» международного авангарда, когда объединились интеллектуальные течения Восточной, Центральной и Западной Европы. [9]

После этого Тиханьи переехал в Париж, где прожил большую часть своей жизни. Из-за своего нежелания продавать свои картины в первые годы своей жизни за границей он иногда полагался на финансовую помощь своего отца, который владел кофейней в Будапеште. [1] В Берлине Тиханьи познакомился с венгерским писателем Дьёрдь Белёни, художником Дьюлой Халасом, который был на 12 лет моложе (позже известным как фотограф Брассай ), и другими художниками и писателями. [10]

К 1924 году Тиханьи поселился в Париже, куда также эмигрировали многие его коллеги-художники и писатели; входя в венгерский круг, он познакомился в Париже с другими иностранцами, в том числе с американцами, такими как писатель Генри Миллер . [1] [11] Его портреты, такие как Белёни (1912) и художника Жака де ла Фрегоньера (1928), представляют часть его художественного круга. Он также дружил с фотографом Андре Кертесом , которого познакомил с парижской общественностью. В какой-то момент Тиханьи, Брассай и Дьюла Зильцер жили в отеле Terrasse. [1]

Работая в конструктивистском и экспрессионистском стилях своего активизма, Тиханьи рисовал и рисовал многих своих друзей, в основном соотечественников-иностранцев: среди его героев были американский композитор Джордж Антейл , немецкий писатель Йоханнес Бехер , Леонард Франк, писатель Иван Голль, Луи Грюнберг. , русско-американский композитор; Анри Гильбо , французский социалист; Винсент Уидоборо, архитектор Адольф Лоос и писатель Карл Краус . В свою очередь, Тиханьи часто появлялась на фотографиях Кертеша и Брассай групп в их любимых кафе. [1] В Париже к 1933 году он присоединился к группе «Абстракция-Творчество», с которой иногда показывал свои работы, а также проводил персональные выставки. [1] Тиханьи стал всемирно известен благодаря своей живописи и литографии, причем большая часть его лучших работ хранится в музеях за пределами Венгрии. [6]

Когда племянник Тиханьи Эрвин Мартон приехал в Париж в 1937 году, художник познакомил молодого человека со многими своими друзьями, введя его в свой круг. Мартон стал наиболее известным фотографом после Второй мировой войны , хотя он также работал в области графики и скульптуры. Остаток жизни он прожил в Париже.

Тиханьи умер ранней смертью в 1938 году, ему еще не исполнилось 53 лет. Он был похоронен на кладбище Пер-Лашез , где писатель Робер Деснос произнес прощальную речь, стоя рядом с политиком Майклом Кароли , «ведущей фигурой революции 1918 года». [1]

Брассай и Белёни организовали хранение произведений искусства венгров в Париже во время Второй мировой войны, в том числе многих произведений Тиханьи. Их поддержка венгерского искусства продолжалась и после войны. Вместе с Кертешем Брассай и де ла Фрегоньер в 1970 году помогли передать большую часть работ Тиханьи Венгерской национальной галерее , основанной в 1957 году. [1] [12]

Вместе с коллегой-художником Берталаном Пором Тиханьи занимает видное место как вымышленный персонаж в фильме Эда Ифковича «Кафе Европа: Тайна Эдны Фербер», в котором рассказывается о Будапеште 1914 года.

Экспонаты

[ редактировать ]
  • 1920, персональная выставка в Вене. [1]
  • 1921, персональная выставка в Берлине. [1]
  • 1973, Мемориальная выставка Лайоша Тиханьи , Венгерская национальная галерея. [1]
  • 1991–1992, Стоя во время бури: венгерский авангард 1908–1930 годов , Художественный музей Санта-Барбары, Санта-Барбара, Калифорния. [13]
  • 2004, Модернизм: европейская графика 1900–1930 , Венгерская национальная галерея, 18 июня – 12 сентября 2004 г. [6]
  • 2006, Венгерские фовисты от Парижа до Надьбани, 1904–1914 , 21 марта — 30 июля 2006 г., Венгерская национальная галерея. [14]

Наследие

[ редактировать ]
  • 2010, «Восемь: столетняя выставка», 10 декабря 2010 г. - 27 марта 2011 г., Музей Януса Паннониуса, Печ. [15]
  • 2012, Лайош Тиханьи — богемный художник в Будапеште, Берлине и Париже , 20 апреля — 20 августа 2012, КОГАРТ Хац, Будапешт. [16]
  • 2012, «Восьмёрка». «Венгерское шоссе в современном мире» , 12 сентября – 2 декабря 2012 г., Bank Austria Kunstforum, Вена , сотрудничество с Музеем изящных искусств и Magyar Nemzeti Galéria, Будапешт. [17]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Валери Майорос, «Лайош Тиханьи и его друзья в Париже тридцатых годов». Архивировано 18 октября 2015 г. в Wayback Machine , Французские культурные исследования , 2000, Vol. 11:387, Sage Publications, по состоянию на 30 января 2013 г.
  2. ^ «Мюнхен на венгерском языке, Венгерские художники в Мюнхене 1850–1914, 2 октября 2009 г. - январь 2010 г.». Архивировано 30 июня 2010 г. в Wayback Machine , Венгерская национальная галерея, по состоянию на 6 сентября 2010 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д «Живопись и скульптура первой половины 20-го века». Архивировано 31 мая 2010 г. в Wayback Machine , Венгерская национальная галерея, по состоянию на 15 сентября 2010 г.
  4. ^ С.А. Мансбах: Современное искусство в Восточной Европе. От Балтики до Балкан, ок. 1890–1939. Институт Пратта, Нью-Йорк. 1999. ISBN   0-521-45695-9
  5. ^ «Венгерские фовисты» от Парижа до Надьбаньи 1904–1914 гг. Архивировано 15 мая 2013 г. в Wayback Machine , Culturekiosque, 2006 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Кристина Пассут, «Современники и родственные: обзор «модернизмов»». Архивировано 15 июня 2011 г. в Wayback Machine , Венгерское ежеквартальное издание , № 175/7, 2004 г.
  7. Кристина Пассут, «Венгерское искусство за пределами Венгрии: Берлин в 1920-е годы». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Венгерские исследования , 1994, Том 19, № 1-2, 1994, по состоянию на 2 февраля 2013 г.
  8. ^ Пассут (1994), «Венгерское искусство за пределами Венгрии», стр. 128–129.
  9. ^ Пассут (1994), «Венгерское искусство за пределами Венгрии», с. 132
  10. ^ Брассай, Письма моим родителям, заархивированные 16 марта 2023 г. в Wayback Machine , University of Chicago Press, 1995, стр. 241, по состоянию на 6 сентября 2010 г.
  11. «Тиханьи, Лайош». Архивировано 1 января 2011 г. в Wayback Machine , Terminartors, по состоянию на 3 сентября 2010 г.
  12. ^ Кинчеш, Карой. «Брассай: Венгерские документы. Хронология в письмах 1940–1984». Архивировано 12 октября 2011 г. в Wayback Machine , The Vienna Quarterly (188/2007), стр. 58–84, по состоянию на 9 сентября 2010 г.
  13. Стоя во время шторма: венгерский авангард 1908–1930 годов. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Венгерские исследования , Том. 19, № 1–2, 1994 г., по состоянию на 2 февраля 2013 г.
  14. Венгерские фовисты из Парижа в Надьбанью, 1904–1914: Выставка в Венгерской национальной галерее, 21 марта – 30 июля 2006 г. , Кристина Пассут и Дьёрдь Соч, Лоранд Беречки, 2006 г.
  15. «Восемь: столетняя выставка», Музей Януса Паннониуса, Печ, каталог 10 декабря 2010 г. - 27 марта 2011 г., Печ: JPM, 2011. с. 544. ISBN   9639873241
  16. ^ Лайош Тиханьи - богемный художник в Будапеште, Берлине и Париже , 20 апреля - 20 августа 2012 г. , веб-сайт KOGART Haz, по состоянию на 29 января 2013 г.
  17. ^ Беч, Арт-форум: Восемь. «Дорога Венгрии к современности» , 2012 г., Bank Austria Kunstforum, по состоянию на 29 января 2013 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 45eb47e4fde0aaa4eac1323f5ed5997f__1679061300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/7f/45eb47e4fde0aaa4eac1323f5ed5997f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lajos Tihanyi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)