Лайош Тиханьи
Лайош Тиханьи | |
---|---|
![]() Автопортрет (1920) | |
Рожденный | Лайош Тиханьи 29 октября 1885 г. |
Умер | 11 июня 1938 г. | (52 года)
Национальность | венгерский |
Известный | Живопись , литография |
Движение | Фовизм , Восьмерка (Нёлчак) |
Лайош Тиханьи (29 октября 1885 — 11 июня 1938) — венгерский художник и литограф, добившийся международной известности, работая за пределами своей страны, в первую очередь в Париже , Франция . После эмиграции в 1919 году он так и не вернулся в Венгрию, даже с визитом.
Тиханьи родился в Будапеште и в молодости был частью группы «Неоимпрессионисты» или «Неос», а позже — влиятельной авангардной группы художников под названием «Восьмерка » ( A Nyolcak ), основанной в 1909 году в Венгрии. Они экспериментировали со стилями постимпрессионизма и отвергали натурализм колонии художников Надьбанья . Их работа считается очень влиятельной в утверждении модернизма в Венгрии до 1918 года, когда страну охватила Первая мировая война и революция.
После падения Венгерской Демократической Республики в 1919 году Тиханьи уехал и некоторое время жил в Вене. Он переехал на несколько лет в Берлин , где познакомился со многими венгерскими писателями и художниками-эмигрантами, такими как Дьёрдь Белёни и будущий Брассай . К 1924 году Тиханьи и многие другие художники переехали в Париж, где он остался до конца своей жизни.
В Париже Тиханьи постепенно перешел к более абстрактным стилям в своем творчестве. Его картины и литографии хранятся в Венгерской национальной галерее , Музее современного искусства де ла Виль де Пари и Бруклинском художественном музее в Нью-Йорке , а также в других учреждениях и у частных коллекционеров. К столетнему юбилею первой выставки «Восьмерки» Тиханьи с 2004 года участвовал в пяти выставках, в том числе в 2010 и 2012 годах в Венгрии и Австрии, а еще одна в 2012 году была посвящена персональной ретроспективе его работ.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Лайош Тиханьи родился в Будапеште в 1885 году в венгерско-еврейской семье. У него была младшая сестра Берта. Из-за менингита Тиханьи стал глухим и немым в возрасте одиннадцати лет. [1] что строго ограничивало его обучение. Он изучал рисование в Школе промышленного искусства и дизайна, поскольку в Венгрии тогда не было академии изящных искусств, но как художник он считается в основном самоучкой. [1]
Карьера
[ редактировать ]Тиханьи был в основном самоучкой и начал работать в Будапеште. В молодости он учился летом 1906 года в колонии художников Надьбанья , в современной Бая-Маре , Румыния , и какое-то время был связан с ними. Он присоединился к более молодым художникам, которые были готовы воспринять новые направления, в том числе блестящее использование цвета фовистами . Он пошел в направлении, отличном от эстетики натурализма многих жителей колонии. [1]
Он помог представить постимпрессионистские концепции и техники кубизма и экспрессионизма художественным кругам Венгрии. Как член группы под названием «Неос», он использовал методы, отличные от натурализма, поддерживаемого Саймоном Холлоси и другими членами колонии художников. Мужчины постарше вместе учились в Мюнхене в конце девятнадцатого века. [2]
Тиханьи и другие представители «Неоса» превратились в венгерский авангард . Карой Кернсток Лидером считался , а также Бела Чобель , Вильмос Перлротт-Чаба и Бела Ивани Грюнвальд, а также Шандор Зиффер . Некоторые уже были в Париже, где на них повлияли работы французских художников, таких как Поль Сезанн и Анри Матисс . [3]
В возрасте 24 лет Тиханьи был одним из восьми ( А Нёлчак ) (1909–1918) на переднем крае венгерской художественной жизни. В «Восьмёрку» вошли художники Кернсток и Чобель, а также Роберт Берени , Дежё Цигань , Одон Марффи , Дежё Орбан и Берталан Пор . С ними были также связаны скульпторы Марк Ведрес и Вилмош Фемес Бек. [3] Хотя у них было три выставки как группа, они также оказали влияние на участие в связанных событиях в области литературы и музыки и были важны до 1918 года. [4]
«Восьмерка» была частью радикальных интеллектуальных движений в Будапеште начала 20 века, которые также привлекали новых художников в литературе и музыке. Среди новых писателей и композиторов были Эндре Ади и Бела Барток . Стиль Восьмерки был довольно сложным. Они работали с рационализмом кубистов, декоративным использованием цвета, как это видно у фовистов , и эмоциональной глубиной немецкого экспрессионизма . Их многогранная творческая деятельность представлена «монументальной живописью» Кернстока « Всадники у воды» (1910) и Берталана Пора » «Семья (1909). [3]
(Тиханьи вместе с Зиффером, Чобелем и Берени считались одним из венгерских фовистов. Этот аспект их творчества был представлен вместе с произведениями французских художников на выставке 2006 года в Венгерской национальной галерее .) [5]
Писатель и журналист Лайош Кассак в 1915 году основал « Тетт » («Действие»), а затем «Ма» («Сегодня»); они опубликовали статьи о литературе и искусстве, а также предоставили репродукции некоторых произведений. В них участвовал Тиханьи, у которого в 1915 году в их офисе прошла персональная выставка. До войны он был известен своим независимым творчеством. [1]
К концу Первой мировой войны ведущий художественный стиль Венгрии сместился к радикальному движению Активизм , в котором также участвовал Тиханьи. Активисты подтолкнули кубистские и экспрессионистские инновации в радикальном направлении. Помимо Тиханьи, мастерами были Йожеф Немеш Ламперт и Бела Уитц . Бени Ференци Скульптура «Стоящий мальчик» также демонстрирует влияние кубизма. [3]
1919 год и эмиграция
[ редактировать ]Тиханьи был одним из нескольких молодых художников, добившихся признания до революции 1919 года. [6] В том же году, после падения Венгерской Демократической Республики и провала ее революции, Тиханьи и многие художники и интеллектуалы массово покинули страну. Он помогал коммунистам, и впоследствии последовали репрессии против союзников революции.
Тиханьи работал и прожил остаток своей жизни за границей, сначала ненадолго в Вене , затем несколько лет в Берлине , который был наводнен радикальными художниками и интеллектуалами из Восточной и Центральной Европы. [7] Журнал Кассака «Ма» начал издаваться в Вене, а его берлинским редактором в апреле 1921 года стал Ласло Мохой-Надь. Помимо венгров, к этому времени русские, в том числе украинский художник Архипенко в Берлин приезжали ; он быстро добился большего внимания к своим конструкциям, чем в Париже, и первая монография о нем была опубликована в 1921 году. [8] В Берлине произошел «недолговечный синтез» международного авангарда, когда объединились интеллектуальные течения Восточной, Центральной и Западной Европы. [9]
После этого Тиханьи переехал в Париж, где прожил большую часть своей жизни. Из-за своего нежелания продавать свои картины в первые годы своей жизни за границей он иногда полагался на финансовую помощь своего отца, который владел кофейней в Будапеште. [1] В Берлине Тиханьи познакомился с венгерским писателем Дьёрдь Белёни, художником Дьюлой Халасом, который был на 12 лет моложе (позже известным как фотограф Брассай ), и другими художниками и писателями. [10]
Париж
[ редактировать ]К 1924 году Тиханьи поселился в Париже, куда также эмигрировали многие его коллеги-художники и писатели; входя в венгерский круг, он познакомился в Париже с другими иностранцами, в том числе с американцами, такими как писатель Генри Миллер . [1] [11] Его портреты, такие как Белёни (1912) и художника Жака де ла Фрегоньера (1928), представляют часть его художественного круга. Он также дружил с фотографом Андре Кертесом , которого познакомил с парижской общественностью. В какой-то момент Тиханьи, Брассай и Дьюла Зильцер жили в отеле Terrasse. [1]
Работая в конструктивистском и экспрессионистском стилях своего активизма, Тиханьи рисовал и рисовал многих своих друзей, в основном соотечественников-иностранцев: среди его героев были американский композитор Джордж Антейл , немецкий писатель Йоханнес Бехер , Леонард Франк, писатель Иван Голль, Луи Грюнберг. , русско-американский композитор; Анри Гильбо , французский социалист; Винсент Уидоборо, архитектор Адольф Лоос и писатель Карл Краус . В свою очередь, Тиханьи часто появлялась на фотографиях Кертеша и Брассай групп в их любимых кафе. [1] В Париже к 1933 году он присоединился к группе «Абстракция-Творчество», с которой иногда показывал свои работы, а также проводил персональные выставки. [1] Тиханьи стал всемирно известен благодаря своей живописи и литографии, причем большая часть его лучших работ хранится в музеях за пределами Венгрии. [6]
Когда племянник Тиханьи Эрвин Мартон приехал в Париж в 1937 году, художник познакомил молодого человека со многими своими друзьями, введя его в свой круг. Мартон стал наиболее известным фотографом после Второй мировой войны , хотя он также работал в области графики и скульптуры. Остаток жизни он прожил в Париже.
Тиханьи умер ранней смертью в 1938 году, ему еще не исполнилось 53 лет. Он был похоронен на кладбище Пер-Лашез , где писатель Робер Деснос произнес прощальную речь, стоя рядом с политиком Майклом Кароли , «ведущей фигурой революции 1918 года». [1]
Брассай и Белёни организовали хранение произведений искусства венгров в Париже во время Второй мировой войны, в том числе многих произведений Тиханьи. Их поддержка венгерского искусства продолжалась и после войны. Вместе с Кертешем Брассай и де ла Фрегоньер в 1970 году помогли передать большую часть работ Тиханьи Венгерской национальной галерее , основанной в 1957 году. [1] [12]
Вместе с коллегой-художником Берталаном Пором Тиханьи занимает видное место как вымышленный персонаж в фильме Эда Ифковича «Кафе Европа: Тайна Эдны Фербер», в котором рассказывается о Будапеште 1914 года.
Экспонаты
[ редактировать ]- 1920, персональная выставка в Вене. [1]
- 1921, персональная выставка в Берлине. [1]
- 1973, Мемориальная выставка Лайоша Тиханьи , Венгерская национальная галерея. [1]
- 1991–1992, Стоя во время бури: венгерский авангард 1908–1930 годов , Художественный музей Санта-Барбары, Санта-Барбара, Калифорния. [13]
- 2004, Модернизм: европейская графика 1900–1930 , Венгерская национальная галерея, 18 июня – 12 сентября 2004 г. [6]
- 2006, Венгерские фовисты от Парижа до Надьбани, 1904–1914 , 21 марта — 30 июля 2006 г., Венгерская национальная галерея. [14]
Наследие
[ редактировать ]- 2010, «Восемь: столетняя выставка», 10 декабря 2010 г. - 27 марта 2011 г., Музей Януса Паннониуса, Печ. [15]
- 2012, Лайош Тиханьи — богемный художник в Будапеште, Берлине и Париже , 20 апреля — 20 августа 2012, КОГАРТ Хац, Будапешт. [16]
- 2012, «Восьмёрка». «Венгерское шоссе в современном мире» , 12 сентября – 2 декабря 2012 г., Bank Austria Kunstforum, Вена , сотрудничество с Музеем изящных искусств и Magyar Nemzeti Galéria, Будапешт. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Валери Майорос, «Лайош Тиханьи и его друзья в Париже тридцатых годов». Архивировано 18 октября 2015 г. в Wayback Machine , Французские культурные исследования , 2000, Vol. 11:387, Sage Publications, по состоянию на 30 января 2013 г.
- ^ «Мюнхен на венгерском языке, Венгерские художники в Мюнхене 1850–1914, 2 октября 2009 г. - январь 2010 г.». Архивировано 30 июня 2010 г. в Wayback Machine , Венгерская национальная галерея, по состоянию на 6 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Живопись и скульптура первой половины 20-го века». Архивировано 31 мая 2010 г. в Wayback Machine , Венгерская национальная галерея, по состоянию на 15 сентября 2010 г.
- ^ С.А. Мансбах: Современное искусство в Восточной Европе. От Балтики до Балкан, ок. 1890–1939. Институт Пратта, Нью-Йорк. 1999. ISBN 0-521-45695-9
- ^ «Венгерские фовисты» от Парижа до Надьбаньи 1904–1914 гг. Архивировано 15 мая 2013 г. в Wayback Machine , Culturekiosque, 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с Кристина Пассут, «Современники и родственные: обзор «модернизмов»». Архивировано 15 июня 2011 г. в Wayback Machine , Венгерское ежеквартальное издание , № 175/7, 2004 г.
- ↑ Кристина Пассут, «Венгерское искусство за пределами Венгрии: Берлин в 1920-е годы». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Венгерские исследования , 1994, Том 19, № 1-2, 1994, по состоянию на 2 февраля 2013 г.
- ^ Пассут (1994), «Венгерское искусство за пределами Венгрии», стр. 128–129.
- ^ Пассут (1994), «Венгерское искусство за пределами Венгрии», с. 132
- ^ Брассай, Письма моим родителям, заархивированные 16 марта 2023 г. в Wayback Machine , University of Chicago Press, 1995, стр. 241, по состоянию на 6 сентября 2010 г.
- ↑ «Тиханьи, Лайош». Архивировано 1 января 2011 г. в Wayback Machine , Terminartors, по состоянию на 3 сентября 2010 г.
- ^ Кинчеш, Карой. «Брассай: Венгерские документы. Хронология в письмах 1940–1984». Архивировано 12 октября 2011 г. в Wayback Machine , The Vienna Quarterly (188/2007), стр. 58–84, по состоянию на 9 сентября 2010 г.
- ↑ Стоя во время шторма: венгерский авангард 1908–1930 годов. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Венгерские исследования , Том. 19, № 1–2, 1994 г., по состоянию на 2 февраля 2013 г.
- ↑ Венгерские фовисты из Парижа в Надьбанью, 1904–1914: Выставка в Венгерской национальной галерее, 21 марта – 30 июля 2006 г. , Кристина Пассут и Дьёрдь Соч, Лоранд Беречки, 2006 г.
- ↑ «Восемь: столетняя выставка», Музей Януса Паннониуса, Печ, каталог 10 декабря 2010 г. - 27 марта 2011 г., Печ: JPM, 2011. с. 544. ISBN 9639873241
- ^ Лайош Тиханьи - богемный художник в Будапеште, Берлине и Париже , 20 апреля - 20 августа 2012 г. , веб-сайт KOGART Haz, по состоянию на 29 января 2013 г.
- ^ Беч, Арт-форум: Восемь. «Дорога Венгрии к современности» , 2012 г., Bank Austria Kunstforum, по состоянию на 29 января 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Венгерские дикие звери. (1904–1914) . Париж: Издания Биро. 2008 г. (Каталог на французском языке) ISBN 978-2-35119-047-0
- Гергей Барки, Эвелин Бенеш, Золтан Рокенбауэр : Восемь. Дорога Венгрии в современность. Вена: Немецкое художественное издательство , 2012. ISBN 9783422071575
- Гергей Барки, Золтан Рокенбауэр: Восьмёрка - Каталог выставки. Будапешт: Институт Баласси, 2012. с. 112. ISBN 9789638958341
- Эд Ифкович, Кафе Европа: Тайна Эдны Фербер. Скоттсдейл, Аризона: Poisoned Pen Press, 2015. ISBN 9781464200489
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Андре Кертес, на фото – Лайош Тиханьи между двумя женщинами, Le Dôme, Париж
- «Лайош Тиханьи» , Венгерская национальная галерея (на английском языке)
- «Лайош Тиханьи» , Изобразительное искусство Венгрии: от начала до середины 20 века, сайт
- «Лайош Тиханьи» , Терминарторы