Ladislaus I из Венгрии
Ladislaus i | |
---|---|
![]() | |
Король Венгрии Оспаривается Соломоном до 1081 года | |
Правление | 25 апреля 1077 - 29 июля 1095 г. |
Коронация | 1077, Székesfehérvár |
Предшественник | Géza i |
Преемник | Коломан |
Король Хорватии Затерян Петаром Сначич | |
Правление | 1091 - 29 июля 1095 |
Предшественник | Стивен II |
Преемник | Петар Сначич |
Регент | Сонный как герцог |
Рожденный | в 1040 Краков , Королевство Польша |
Умер | 29 июля 1095 г. (в возрасте 54–55 лет) Нитра, царство Венгрия (Теперь нитра , Словакия) |
Погребение | Кафедральная базицина Иниварада (игрушка Oradea , Румыния) |
Супруг | Аделаида Рейнфельдена |
Проблема более... | Императрица Ирен Византия |
Династия | Арпад династия |
Отец | Бела I из Венгрии |
Мать | Adeadaides of Polands из Польши |
Ladislaus I ( Венгерский : И. Ласло , хорватский : Ладислав И. , Словацкий : Ладислав И. , польский : Владислав I ; ок. 1040 - 29 июля 1095 г.), также известный как Сент -Ладислас , был королем Венгрии с 1077 года и королем Хорватия с 1091 года. Он был вторым сыном короля Белы I из Венгрии и Ричезы (или Аделаиды) из Польши . После смерти Белы в 1063 году Ладислаус и его старший брат Геза признали их двоюродного брата Соломона как законного короля в обмен на получение бывшего герцогства их отца , в том числе одна треть королевства. Они сотрудничали с Соломоном в течение следующего десятилетия. Ладислауса Самая популярная легенда , которая рассказывает о его борьбе с «куманом» ( туркский кочевый мародер), который похитил венгерскую девушку, связана с этим периодом. Отношения братьев с Соломоном ухудшились в начале 1070 -х годов, и они восстали против него. Геза был провозглашен королем в 1074 году, но Соломон сохранил контроль над западными регионами своего королевства. Во время правления Гезы Ладислай был самым влиятельным советником его брата.
Геза умер в 1077 году, а его сторонники сделали Ладислауса Кинга. Соломон сопротивлялся Ладислаусу с помощью короля Генриха IV из Германии . Ладислаус поддержал противников Генри -IV во время полемики инвестиций . В 1081 году Соломон отрекся и признал правление Ладислауса, но он сговорился восстановить Королевскую корону, и Ладислаус заключил его в тюрьму. Ладислаус канонизировал первых венгерских святых (включая своих отдаленных родственников, короля Стивена I и герцога Эмерика ) в 1085 году. Он освободил Соломона во время церемонии канонизации.
После серии гражданских войн основным вниманием Ладислауса было восстановление общественной безопасности. Он ввел серьезное законодательство, наказав тех, кто нарушал права собственности со смертью или увечья. Он занял почти всю Хорватию в 1091 году, что ознаменовало начало периода расширения средневекового королевства Венгрии . Победы Ладислауса над Пехенегами и Памуцами обеспечили безопасность восточных границ его королевства в течение около 150 лет. Его отношения со Священным Престолом ухудшились в последние годы его правления, поскольку папы утверждали, что Хорватия была их частью , но Ладислаус отрицал их претензии.
Ladislaus был канонизирован 27 июня 1192 года Папой Селестиной III . Легенды изображают его как благочестивого рыцаря-короля, «воплощение позднего среднего венгерского идеала рыцарства». [ 1 ] Он популярный святой в Венгрии и соседних народах, где ему посвящены многие церкви.
Ранние годы (до 1064)
[ редактировать ]Ладислай был вторым сыном будущего короля Белы I из Венгрии и его жены Ричецы (или Аделаиды) , которая была дочерью короля Миеско II Ламберта из Польши . [ 2 ] [ 3 ] Ладислай и его старший брат Геза родились в Польше , где Бела поселилась в 1030 -х годах после того, как ее изгнали из Венгрии . [ 4 ] [ 5 ] Ladislaus родился около 1040 года. [ 4 ] «Физический и духовный макияж Ладислауса свидетельствует о милостивой воле Бога даже при его рождении», согласно его легенде конца 12-го века . [ 6 ] Почти современный аноним Gallus писал, что Ладислаус был «вырос из детства в Польше» и почти стал « шестом в его пути и жизни». [ 5 ] [ 7 ] Он получил славянское имя: «Ladislaus» получен из « Владислава ». [ 4 ]
Бела и его семья вернулись в Венгрию около 1048 года. [ 4 ] Бела получил так называемое « герцогство », которое охватило одну треть королевства-от его брата, короля Эндрю И. из Венгрии . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] В « Освещенной хронике» упоминается, что сын Эндрю, Соломон , «был помазан королем с согласия Дьюка Бела и его сыновей Гейса и Ладислауса» [ 11 ] в 1057 или 1058. [ 4 ]
Бела, которая была наследником Эндрю до коронации Соломона, уехала в Польшу в 1059 году; Его сыновья сопровождали его. [ 4 ] [ 12 ] Они вернулись с польским подкреплением и начали восстание против Эндрю. [ 8 ] [ 13 ] После победы над Эндрю Бела была коронована королем 6 декабря 1060 года. [ 13 ] Соломон покинул страну, укрываясь в Священной Римской империи . [ 14 ] [ 15 ] Бела я умер 11 сентября 1063 года, за некоторое время до того, как немецкие войска вошли в Венгрию, чтобы восстановить Соломона. [ 12 ] Ладислай и его братья, Геза и Ламперт , вернулись в Польшу, и Соломон снова был коронован королем в Шекесфхэрваре . [ 4 ] [ 16 ] Три брата вернулись, когда немцы покинули Венгрию. [ 17 ] Чтобы избежать еще одной гражданской войны, братья подписали договор с Соломоном 20 января 1064 года, [ 17 ] [ 18 ] Признание правления Соломона в обмен на герцогство их отца. [ 18 ] [ 19 ]
Герцог в Венгрии (1064–1077)
[ редактировать ]Ladislaus и Géza, вероятно, разделили администрацию их герцогства; Ladislaus, похоже, получил регионы вокруг Бихара (ныне Бихария, Румыния). [ 2 ] [ 20 ] [ 21 ] Géza и Ladislaus сотрудничали с королем Соломоном между 1064 и 1071. [ 21 ] Самая популярная история в более поздних легендах Ладислауса - его борьба с « куманом » воином, который похитил христианскую девую - произошла в этот период. [ 22 ] [ 23 ] Отношения между королем и его кузенами стали напряженными в начале 1070 -х годов. [ 24 ] Когда Геза сопровождал Соломона в военной кампании против Византийской империи в 1072 году, Ладислаус остался позади с половиной герцогских войск в Ньерсеге, чтобы «отомстить своему брату сильной рукой» [ 25 ] Если Соломон Геза пострадал. [ 24 ] [ 26 ]

Понимая, что еще одна гражданская война была неизбежна, король и герцоги начали переговоры по получению помощи иностранных держав. [ 24 ] [ 26 ] Во -первых, Ладислай посетил Киевский Рус , но он вернулся без подкрепления. [ 2 ] [ 26 ] Затем он отправился в Моравию и убедил герцога Отто I из Оломука сопровождать его обратно в Венгрию с чешскими войсками. [ 2 ] [ 27 ] К тому времени, когда они вернулись в Венгрию, Королевская армия уже вторглась в герцогство и направила войска Гезы в битве при Кемей 26 февраля 1074 года. [ 24 ] [ 28 ] [ 29 ] Ладислаус встретил своего бегущего брата в Васе , и они решили продолжить борьбу с Соломоном. [ 28 ] Легенда, сохранившаяся в освещенной хронике, упоминает, что до битвы Ладислав «Видел среди бела дня видение с небес » ангела, положившего корону на голову Гезы. [ 30 ] [ 31 ] Другой легендарный эпизод также предсказывал триумф герцогов над королем: « Эрмин из чистого белого» прыгнул из колючивого куста до копья Ладислауса, а затем на его грудь. [ 30 ] [ 32 ] Решающая битва при Могйороде велась 14 марта 1074 года. [ 28 ] [ 29 ] Ладислаус командовал «войсками из Бихора » на левом фланге. [ 28 ] [ 33 ] Соломон был побежден, [ 29 ] Но вместо того, чтобы сдаться своим двоюродным братьям, он бежал в западные границы королевства, чтобы обратиться за помощью к его зятям Генрию IV из Германии . [ 34 ]
Геза был провозглашен королем, но Соломон зарекомендовал себя в Мозоне и Прессбурге (ныне Братислава, Словакия ). [ 28 ] [ 34 ] Во время правления своего брата Ладислаус управлял всем бывшим герцогством своего отца. [ 27 ] Он отразил атаку Соломона на Ниюру (современную Нитра, Словакию ) в августе или сентябре 1074 года, но он не мог захватить Прессбург. [ 27 ] Ладислаус был также главным советником его брата. [ 27 ] Легенда говорит, что Геза решила построить церковь, посвященную святой девственнице в Ваке после того, как Ладислав объяснил значение чудесного появления красного оленя в месте, где будет возведена церковь: [ 35 ]
Когда [король Геза и герцог Ладислаус] стояли в месте рядом с [Ваком], где сейчас находится церковь благословенного апостола Петра , им появился олен На пути к дереву и в том месте, где сейчас находится монастырь, он остановился и стоял неподвижно. Когда солдаты стреляли в его стрелы, он прыгнул в Дунай , и они больше не видели его. При этом благословенный Ладислав сказал: «Поистине это был не олень, а ангел от Бога». И Кинг [Геза] сказал: «Скажи мне, любимый брат, что могут означать все свечи, которые мы увидели, что мы видели, горели на рогах оленя». Благословенный Ладислав ответил: «Они не рога, а крылья; они не горят свечи, а сияющие перья. Это показало нам, что мы должны построить Церковь Пресвятой Девы на месте, где она посадила ноги, и не в другом месте ".
Его правление
[ редактировать ]Консолидация (1077–1085)
[ редактировать ]
Геза я умер 25 апреля 1077 года. [ 37 ] С тех пор, как сыновья Гезы, Коломан и Алмос , были несовершеннолетними , его сторонники провозгласили Ледислауса Кинга. [ 27 ] Gallus Anonymus подчеркивает, что король Болеслай II смелый из Польши «вышел из« Соломона »из Венгрии с его силами и поместил [Ладислав] на трон»; Болеслай даже назвал Ладислауса «своим королем». [ 5 ] [ 38 ] [ 39 ] Хотя освещенная хроника подчеркивает, что Ладишлаус «никогда не надевал корону на голову, потому что он желал небесной короны, а не земной короны смертного царя», все его монеты изображают его в короне, предполагая, что Ладислав был на самом деле коронован около 1078 года. Полем [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] Вскоре после его коронации Ладислав обнародовал две юридические книги, которые включали решения Ассамблеи «магнатов королевства», состоявшихся в Паннонгалме . [ 19 ] [ 43 ] Большинство из этих законов были драконовскими мерами по защите частной собственности, показывая, что Ладислав в первую очередь сосредоточился на внутренней консолидации и безопасности в течение первых лет его правления. [ 44 ] [ 45 ] Те, кто был пойман в краже, должны были быть казнены, и даже преступники, совершившие мелкие преступления против прав собственности, были ослеплены или проданы как рабов. [ 44 ] Другие его законы регулировали судебные разбирательства и экономические вопросы, в том числе выдачу судебного повестка и Королевскую монополию на торговлю соли. [ 19 ] [ 44 ]
Если кто -то, Фриман или Бондман, должен быть пойман в краже, его повесили . Но если он убегает в церковь, чтобы уклониться от виселицы , его выведут из церкви и ослепляют. Бондман, попавший в кражу, если он не бежит в церковь, будет повешен; Владелец украденного товара должен потерпеть убыток в потерянных товарах. Сыновья и дочери фримена, пойманных в краже, которые бежали в церковь, были выведены и ослеплены, если им десять лет или меньше, сохранят свою свободу; Но если они старше десяти лет, они будут сведены к рабству и потеряют всю свою собственность. Бондман или Фримен, который крадет гусь или курицу, потеряет один глаз и восстановит то, что он украл.
- законы короля Ладисласа я [ 46 ]

Подсветленная хроника утверждает, что Ладислаус планировал «восстановить королевство» Соломону и «Сам есть герцогство», [ 41 ] [ 42 ] [ 40 ] Но почти все современные источники противоречат этому отчету. [ 47 ] Ladislaus обратился к папе Григорию VII , который был основным противником союзника Соломона, Генриха IV из Германии. [ 47 ] По просьбе Папы Ладислав защитил баварских дворян, которые восстали против Генри. [ 48 ] [ 49 ] В 1078 или 1079 году Ладислав женился на Аделаиде , дочери Рудольфа Рейнфельдена , которую немецкие князья решили занять место Генриха IV в качестве короля. [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] Ladislaus поддержал Леопольда II, Маргрейва из Австрии , который также восстал против Генриха IV; Однако немецкий монарх заставил Леопольда сдаться в мае 1078 года. [ 51 ]
Воспользовавшись внутренними конфликтами в Священной Римской империи, Ладислав осадил и захватил крепость Мозона из Соломона в начале 1079 года. [ 50 ] [ 52 ] Тем не менее, Генрих IV штурмовал западные регионы Венгрии и обеспечил позицию Соломона. [ 52 ] Немецкое вторжение также помешало Ладислаусу помочь Болеслаусу, смелому, который бежал в Венгрию после того, как его подданные исключили его из Польши. [ 53 ] Ladislaus инициировал переговоры с Соломоном, который отрекся в 1080 или 1081 годах в обмен на «доходы достаточных для того, чтобы нести расходы короля». [ 45 ] [ 50 ] [ 52 ] [ 54 ] Тем не менее, Соломон вскоре начал сговор против Ладислауса, и Ладислаус заключил его в тюрьму. [ 42 ] [ 52 ]
Первые пять венгерских святых, в том числе первого короля Венгрии, Стивена I и сына Стефана, Эмерика , были канонизированы во время правления Ладислауса. [ 52 ] Канонизация Стивена демонстрирует великодушие Ладислауса, потому что дедушка Ладислая, Вазул , был ослеплен приказом Стивена в 1030 -х годах. [ 45 ] [ 55 ] Историк Ласла Контлер говорит, что церемония канонизации, состоявшаяся в августе 1083 года, также была политическим актом, демонстрирующим «приверженность Ладишлаусу» сохранению и укреплению »христианского государства. [ 56 ] Ladislaus даже посвятил недавно созданного бенедиктинского монастыря - аббатства Szentjobb - правой руке Стивена, известного как « Святой Декстер », который чудесным образом находился нетронутым. [ 45 ] Ladislaus выпустил Соломона во время церемонии; [ 45 ] Легенда сказала, что могила Стивена не может быть открыта, пока он не сделал этого. [ 48 ]
[] Господь, чтобы показать, насколько милосердие [король Стивен I] жил в смертном теле, продемонстрировал свое одобрение [Откровения Стивена как святого] перед всеми остальными работами, когда [король] уже царствовал со Христом До такой степени, что, хотя в течение трех дней они боролись со всей своей мощью, чтобы поднять его святое тело, это не было ни каким образом, чтобы быть перемещенным с его места. В то время из -за грехов возникли серьезные разногласия между упомянутым королем Ладисласом и его двоюродным братом Соломоном, из -за чего в тюрьме был проведен соломон, захваченный Соломон. Поэтому, когда они напрасно пытались поднять тело, определенное отшельник в церкви Святого Спасителя в Bökénysomlyó по имени Каритас, чья знаменитая жизнь в то время была признана, призналась королю ее с небес, что они проявляли себя напрасно; Было бы невозможно перенести реликвии Святого Короля, пока Соломону не предложили безусловное прощение, освобождая его от заключения тюрьмы. И, таким образом, вывести его из тюрьмы и повторить трехдневный пост, когда наступил третий день для перевода святых остан вес раньше.
После его освобождения Соломон приложил окончательное усилие, чтобы вернуть свою корону. [ 45 ] [ 58 ] Он убедил вождя Пехенега , Кутеск, вторгнуться в Венгрию в 1085 году. [ 58 ] Ладислав победил захватчиков на верхних курсах реки Тиша . [ 58 ] [ 59 ]
Расширение (1085–1092)
[ редактировать ]В августе 1087 года немецкие князья, которые выступали против правления Генриха IV, провели конференцию в Шпиере . [ 58 ] [ 60 ] Современный Бернальд из Святого Блазиена упоминает, что Ладислав послал посланников на встречу и «пообещал, что он поможет [им] с 20 000 рыцарей, если это станет необходимым». [ 61 ] [ 62 ] Ладислай также признал папу Виктора III законным папой, а не Климентом III , который был избран папой по инициативе Генриха IV. [ 62 ] Тем не менее, Ладислав не оказывал дальнейшей поддержки противников Генриха IV после того, как ему сообщили о смерти Соломона в 1087 году. [ 63 ]
Король Деметриус Звонимир из жены Хорватии, Хелен , был сестрой Ладислауса. [ 64 ] После смерти Звонимира и его преемника, Стивена II , конфликт возник между фракциями хорватских дворян . [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ]

По просьбе Хелен, Ладислав вмешался в конфликт и вторгся в Хорватию в 1091 году. [ 67 ] В том же году он написал Одеризиусу , аббату Монте -Кассино в Италии, о его вторжении. [ 66 ] [ 65 ] Хроника Томаса Архидиакона описывает, как Ладислав «занимал всю землю от реки Дравы до гор, называемых железными Альпами, не сталкиваясь с оппозицией». [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ] Однако его противники короновали местного дворянина Петара Сначича в роли короля. [ 71 ] Сначич сражался в горах Гвозд , предотвращая полное завоевание Хорватии. [ 65 ] Ладислай назначил своего племянника Алмоса для управления оккупированной территорией. [ 71 ] [ 65 ] Примерно в то же время Ladislaus установил отдельную епархию в Славонии с ее видом в Загребе . [ 71 ] Епископ нового Сектора стал суфраганом архиепископа Эштергома в Венгрии. [ 65 ]
Ладислай признал в своем письме Одерициусу, что он не может «способствовать причинному делу земных достоинств без совершения серьезного греха». [ 72 ] Историк Балинт Хоман говорит, что Ладислаус имел в виду развивающий конфликт с Папой Урбаном II , который возражал против отказа Ладислауса признать сузерциантитирование Святого Престола над Хорватией. [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] В письме Ладислаус стал назвать себя «королем венгров и Мессии». [ 63 ] [ 76 ] [ 77 ] Историк Ференк Мекк пишет, что последний титул упоминал Мозию , подразумевая, что Ладислав взял регионы между великими реками Моравы и Дрина из Византийской империи. [ 63 ] Никакие другие документы не относятся к оккупации Ладислауса в Мозии, предполагая, что если Ладислаус действительно занимал регион, он быстро его потерял. [ 76 ] Александру Мэдгеру говорит, что «Мессия», скорее, должна быть связана с Боснией, которая была занята во время кампании Ладислауса против Хорватии. [ 77 ]
Команы вторглись и разграбили восточную часть королевства в 1091 году. [ 63 ] Вторгающиеся куманы руководили вождем каполков, они сломались сначала в Трансильвании , а затем на территории между реками Дуная и Тиша . Кованы пытались покинуть Венгрию своей огромной добычей и заключенными, но король Ладислав потянулся и победил их возле реки Темеса . Ладислай предложил христианство для выживших в кумане, большинство из них приняли, таким образом, король устроил их в Яссаге . Слухи о проигрышной битве достиг лагеря Кумана, куманы угрожали королю Ладислаусу мести и потребовали освободить заключенных из Кумана. Король Ладислаус пошел к венгерской границе, чтобы предотвратить следующее вторжение. Две армии столкнулись рядом с Северином , венгерская армия одержала победу, король Ладислав убил Акос, вождя Кумана. [ 78 ] Макк утверждает, что византийцы убедили их напасть на Венгрию, [ 79 ] в то время как освещенная хроника утверждает, что куманы были вызваны « рутенами ». [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ] В отместку, хроника продолжается, Ладислав вторгся в княжества Руса , заставив «рутенанцев» просить «о пощаде» и пообещать «что они будут верны ему во всем». [ 80 ] [ 83 ] Нет документов «Хроники Руса». [ 84 ]
Бернольд из Святого Бласиена пишет, что герцог Безопасность Баварии предотвратил конференцию, на которой император Генрих IV «организовал с королем венгров» в декабре 1092 года. [ 72 ] [ 85 ] Письмо, написанное Генри, ссылается на «Альянс, в который когда -то вошел» с Ладислаусом. [ 81 ] [ 86 ] Папа Урбан II также упомянул, что венгры «оставили пастухи своего спасения», подразумевая, что Ладислав изменил сторону и признал легитимность антипопного Климента III. [ 87 ] [ 88 ] В деле бенедиктинского аббатства Сомогивара Ладислав заявил, что аббат должен быть послушным ему, доказывая, что Ладислаус выступил против независимости церкви, которую требовали григорианские реформы . [ 89 ] Ladislaus лично руководил собранием венгерских прелатов , которые встретились в Szabolcs 21 мая 1091 года. [ 90 ] Синод признал легитимность первого брака священнослужителя, в отличие от требований канонического закона , в котором говорится, что члены духовенства не могут вообще вступать в брак. [ 91 ] Согласно научной теории, виды епархии Калоксы и Бихара были перемещены в Бак (ныне Бач, Сербия ) и Нагиварад (современный Орадея, Румыния), соответственно, во время правления Ладислауса. [ 92 ] [ 93 ]
В последние годы (1092–1095)
[ редактировать ]
Ладислай вмешался в конфликт между Владиславом I Германом , герцогом Польши , и незаконнорожденным сыном герцога, Збигнева от имени последнего. [ 94 ] Он пошел в Польшу и захватил младшего сына Германа, Болеслауса , в 1093 году. [ 94 ] По требованию Ладислауса, Владислав I Герман объявил Збиньо своим законным сыном. [ 95 ] Освеченная хроника также упоминает, что венгерские войска захватили Кракоу во время кампании Ладислауса, но достоверность этого отчета было поставлено под сомнение. [ 79 ]
Освещенная хроника гласит, что «посланники из Франции и из Испании , из Англии и Великобритании , и особенно из Уиллума, брата короля Франк», посетил Ладислав в Бодроге (около современного Бачки Моноштор в Сербии) на Пасху 1095, 1095,. прося его привести свой крестовый поход в Святую Землю . [ 96 ] [ 97 ] Легенда Ладислауса говорит, что он решил «поехать в Иерусалим и умереть там за Христа». [ 98 ] По словам историка Габора Кланичзая, вся история была изобретена, вероятно, во время правления короля Белы III в Венгрии (который фактически планировал привести крестовый поход к Святой Земле в 1190 -х годах). [ 99 ] Тем не менее, Ладислаус планировал вторгнуться в Богемию, потому что он хотел помочь сыновьям своей сестры , Сватоплак и Отто . [ 81 ] Он серьезно заболел, прежде чем достичь Моравии. [ 81 ] [ 100 ] Освеченная хроника рассказывает, что Ладислав, у которого не было сыновей, «призванных вместе со своими главными людьми», говоря им, что младший сын его брата, Альмос, «должен цениться после него». [ 81 ] [ 100 ] [ 101 ]
Ладислав погиб возле венгерской бохемской границы 29 июля 1095 года. [ 81 ] Папский бык Папы Папы Пасхала II в 1106 году гласит, что «почтенный тело» Ладислауса в аббатстве Сомогивара, подразумевая, что Ладислав был похоронен в Сомогиваре . [ 102 ] С другой стороны, «Легенда» в конце 12-го века Ладислауса предусматривает, что его сопровождающие похоронили его в Székesfehehérvár , но тележка, несущая его тело, «отправилась в Варад сам по себе, без посторонней помощи любым проектом животного». [ 102 ]
Семья
[ редактировать ]
Историк Джула Кристо говорит, что у Ladislaus была первая жена, [ 49 ] Но ее имя и семья не известны. [ 49 ] Она родила дочь, чье имя также неизвестно. [ 49 ] Дочь Ладислауса вышла замуж за принца Иарослава Свиатопополича из Волхинии около 1090 года. [ 49 ] Ладислай снова женился в 1078 году на Аделаиде , дочери немецкого анти-кинг Рудольф из Свабии . [ 49 ] Их единственный известный ребенок, Пироска , стал женой византийского императора Иоанна II Komnenos в 1105 или 1106 годах. [ 106 ]
Семья и родственники Ладислауса, упомянутые в статье, показаны в следующем семейном древе. [ 107 ]
Леди Клан Татон | взгляд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эндрю я | Бела я | Богатство или Аделаида | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соломон | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Géza i | неизвестный* | Ladislaus | Аделаида Рейнфельдена | Ламперт | Хелена | Звонимир Хорватии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Короли Венгрии (из 1095) | Иарослав Волхинии | дочь | Ирэн (родилась Пироска) | Джон Именонс | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
*Согласно научной теории, предполагающей, что у Ладислауса было две жены.
Наследие
[ редактировать ]
Консолидация христианской монархии
[ редактировать ]На протяжении веков агиографы и историки подчеркивали выдающуюся роль Ладислая в консолидации христианской монархии. [ 108 ] Хроники также подчеркнули его идониты или личную пригодность для правления, потому что легитимность его правления была сомнительной. [ 108 ] Освещенная хроника четко заявляет, что Ладислаус знал, что «право между ним и [Соломоном] было не на его стороне, а только силой факта». [ 54 ] [ 108 ]
После побед Ладислауса над Пехенегами и куманами кочевые народы понтических степи перестали вторгаться в Венгрию до монгольского вторжения 1241 года. [ 109 ] Кристо предполагает, что народ Székely -сообщество венгерских воинов-начал устроить самые восточные границы под руководством Ладислауса. [ 59 ] [ 110 ] «Историческая ассоциация Королевства Венгрии и Хорватии », которая закончилась в 1918 году, началась с завоевания Ладислауса в Хорватии. [ 55 ] Его завоевание ознаменовало начало периода венгерской экспансии, что гарантировало, что Венгрия превратилась в ведущую центральную европейскую власть в течение следующих веков. [ 109 ] Это стало обычным обрядом для недавно коронованного венгерского короля, чтобы совершить паломничество в храм Ладислауса в Вараде . [ 37 ] Луи I из Венгрии , который предпринял много попыток расширить свою территорию на Балканском полуострове, проявил особое уважение к Ладислаусу. [ 111 ]
У Венгрии никогда не было такого великого, как король, поэтому они репутации
И земля после этого никогда не носила так много и великолепно.
Почитание
[ редактировать ]Св. Ладислав | |
---|---|
![]() Реликварий Святого Ладислауса в конце 19-го века (в соборе-базилице Орадеи, Румыния) | |
Король и Исповедник | |
Почитаемый в | Костел |
Канонизирован | 27 июня 1192 (сомнительный) Папа Селестина III (сомнительный) |
Основная храм | Кафедральная базицина Орадеи , Румыния и собор-базицилика из Гир , Венгрия |
Праздник | 27 июня |
Атрибуты | Длинный меч защищены двумя ангелами [ 112 ] |
Покровительство | Покровитель Святой Венгрии Покровитель Szeklers Защитник от эпидемии |
Габор Кланичзай подчеркивает, что Ладислаус «казалось, явно спроектирован для олицетворения идеала рыцаря-короля» своего возраста. [ 108 ] Во время правления преемника Ладислауса, Коломана Ученое , епископ Хартвик сказал, что «персонаж Ладислауса был отличается респектабельности морали и замечательным для великолепия его достоинств». [ 81 ] [ 113 ] Так называемая геста Ladislai Regis («Деяния короля Ладислауса»), которые являются текстами о жизни Ладислауса и правления, сохранившихся в венгерских хрониках 14-го века, были написаны во время правления Коломана. [ 108 ] Пять важных событий жизни Ладислауса, которые не были включены в его официальную легенду, были сохранены только в гесте . [ 22 ]
Самая популярная история описывает борьбу Ладислауса с « куманом » воином после битвы при Керлесе (в современном Чирале , Румынии) в 1068 году. [ 114 ] [ 115 ] В битве объединенные армии Соломона, Геза и Ладислав разгромили группу печенегов или турок Огуз, которые разграбили восточные части Королевства. [ 4 ] [ 116 ] Согласно версии, записанной в « Освещенной хронике» , Ладислав заметил языческого воина, бегущего с поля битвы с пленной венгерской девой. [ 115 ] Ладислай преследовал «куман», но он не мог остановить его. [ 117 ] По совету Ладислауса Дева сняла воина со своей лошади, позволив Ладислаусу убить «куман» после долгого боя на земле. [ 117 ] [ 118 ] Археолог Гюла Ласло говорит, что фрески, изображающие эту легенду в средневековых церквях, сохранили элементы языческих мифов, включая «борьбу между силами света и тьмы». [ 115 ] [ 119 ]
[] Самый благословенный герцог Ладислаус увидел одного из язычников, которые уносили на лошади красивую венгерскую девушку. Святой герцог Ладислаус подумал, что это была дочь епископа Варада , и, хотя он был серьезно ранен, он быстро преследовал его на лошади, которую он назвал по имени Зуг. Когда он догнал его и хотел копить его, он не мог этого сделать, потому что его собственная лошадь не могла пойти быстрее, и лошадь другого не принесла никакой почвы, но оставалось расстояние между его копьем и Коман вернулся. Итак, святой герцог Ладислав крикнул девушке и сказал: «Справедливая сестра, возьмите Коман за пояс и бросится на землю». Что она сделала; И святой герцог Ладислав собирался копаться, когда он лежал на земле, потому что он хотел убить его. Но девушка решительно умоляла его не убивать его, а отпустить его. Откуда можно увидеть, что нет вера в женщин; Ибо это было, вероятно, из -за сильной плотской любви, она хотела бы, чтобы он вышел на свободу. Но после того, как он долго боролся с ним и беспилотировал его, святой герцог убил его. Но девушка не была дочерью епископа.
Во время правления Стефана II в Венгрии , храм Ладислауса в соборе Варад стал предпочтительным местом для испытаний по испытаниям . [ 121 ] Тем не менее, нельзя определить, стал ли Ладишлаус подчиняться почитанию вскоре после его смерти, или его культ появился после того, как он был канонизирован Белой III из Венгрии 27 июня 1192 года. [ 122 ] Бела жила в византийском дворе, где дочь Ладислауса, Ирен, была почитана как святой. [ 123 ]
По словам Томаса Архидиакона, Папа невинный III заявил, что Ladislaus «должен быть зачислен в каталог святых», но его отчет ненадежный, потому что Селестин III был в то время Папой. [ 124 ] [ 125 ] Быки и чартеров Селестины III не ссылаются на канонизацию Ладислауса, подразумевая, что Ладишлаус был канонизирован без разрешения Святого Престола. [ 126 ] Почти одновременный Varadinense Regestrum говорит, что связующий человек , названный «Текусом, сыном мастера Денса», открыл могилу Ладислауса в начале церемонии, после чего Текусу была предоставлена свобода. [ 98 ] Части головы и правой руки Ладислауса были отрублены, чтобы их можно было распространять как реликвии. [ 98 ] 15-го века Серебряный реликварий , который содержит голову Ладислауса, отображается в соборе Гир . [ 127 ]

Официальная легенда Ladislaus, которая была составлена после 1204 года, [ 98 ] Приписывает несколько чудес для него. [ 128 ] Согласно одной из его легенд, во время правления Ладислауса распространилась эпидемия. Ladislaus молился за лекарство; Затем он выстрелил в воздух в воздух, ударив траву, которая вылечила болезнь. [ 128 ] Это растение стало известно как « трава Святого Ладислауса » в Венгрии. [ 128 ]
Ladislaus - покровитель Святой Венгрии, особенно вдоль границ. [ 128 ] [ 129 ] В частности, солдаты и народные люди почитают его. [ 121 ] Легенда поздней средневековья говорит, что Ладислав появился во главе армейской армии, сражающейся против и разрыва разграбляющей группы татар в 1345 году. [ 121 ] Он также призван во времена эпидемии. [ 128 ] Его часто изображают как зрелый, бородатый мужчина, носящий королевскую корону и держит длинный меч или знамя . [ 128 ] Он также показывается на коленях перед оленем или в компании двух ангелов. [ 128 ]
Король Сигисминд из Венгрии умер в 1437 году, и, как было приказано в жизни, он был похоронен в Вараде (ныне Орадее ), рядом с гробницей царя Святого Ладислауса, который был идеалом идеального монарха, Воина и Кристиана за это время и и и и и христианина был глубоко почитаем Sigismund. [ 130 ]
Herma of King Saint Ladislaus и Genetics
[ редактировать ]
черепа Реликвия в Herma Saint Ladislaus Herma, сохранившуюся в соборной базилике Ги -р , является одной из самых важных реликвий для венгров. [ 131 ]
Король Сент -Ладислай из Венгрии завершил работу короля Святого Стефана из Венгрии , он объединил власть венгерского государства и укрепил христианство . Его харизматическая личность, стратегическое лидерство и военные таланты привели к прекращению внутренней борьбы с властью и иностранными военными угрозами. Он был замечен как воплощение идеала рыцаря-короля, которое будет эмулировано по всей Европе. Он был канонизирован в 1192 году по просьбе короля Белы III из Венгрии , и его тело было эксгумировано, чтобы подготовить реликвии из его черепа и других останков скелета, как это было обычай в эти средневековые времена. [ 131 ]
По словам историка Гирги Сабадоса, Гюла Лашель уже в 1965 году доказала, что лицо Гермы Святого Ладислауса изображает короля Белы III. Реконструкция черепа находки могилы Королевской базилики в Шекесфхэрваре также показывает лицо Гермы, что неудивительно, потому что король Ладислав уже был мертв в течение 97 лет в 1192 году, так что только тогдашний живой король из той же семьи, Бела III был достоин, чтобы сидеть как модель для создания лица Гермы. [ 132 ]
Деревянный герм, содержащий череп, был поврежден в пожаре в 1406 году, но чудесным образом череп сохранился невредимым. Позже он был помещен в нынешнюю герму, созданную во время правления короля Сигизмунда Венгрии . В 16 -м веке реликвия должна была быть спасена из Варада из -за разрушения Трансильвании протестантами. В первые десятилетия 17 -го века он достиг своего нынешнего местоположения в соборе Джир после прохождения через Прагу , Позсонию (ныне Братислава ) и Веспрем . [ 131 ]
Бурные исторические события Гермы вызвали сомнения относительно подлинности реликвии историками и археологами. [ 131 ] В то время, единственный король династии Арпад , останки короля Белы III знали и идентифицировали, потому что чуть раньше, Институт венгерских исследований определил весь геном данных короля Белы III, который был опубликован в 2020 году. [ 133 ] Таким образом, венгерские ученые смогли сравнить последовательность y -хромосомы отцовской линии с отцовской y -хромосомной последовательности с последовательностью короля Béla III, от которой были доступны данные целого генома. [ 131 ]
4 июня 2021 года Эндре Непарачки собрал образец из черепа Герма, во время его исследований до сих пор они выделяли из образца один из лучших собственных экстрагированных эндогенных ДНК. [ 134 ] Институт венгерских исследований определил генетический состав черепа, обнаруженный в Герме, и был опубликован в 2023 году. Результат поддерживал оригинальность реликвии святого Ладислауса, Y-хромосома черепа принадлежит эксклюзивной гаплогруппе árpád-dynasty R- -ARP (R1A1A1B2A2A1C3A3B) и анализ родства, обнаруженный, череп находится на расстоянии пяти поколений от короля Белы III. [ 131 ] [ 134 ]
R-ARP-суббологруппа принадлежит кладе R-Z2123, филогенетический анализ предположил, что BRENCE AGE BMAC BMAC INTERS-BRE-Z2123. Поздний бронзовый век на каспийской степи, связанный с культурами Потапоски , Синташты и Андроново . В железном веке эта гаплогруппа была обнаружена в бассейне Турана и в ски-сибирцах из бассейна Минзинска , позже среди азиатских гуннов (Xiongnus) и вплоть до средних веков в Монголии, что указывает на распространение гаплогруппы на восток и на юг. Первое появление R-Z2125 в Карпатском бассейне было обнаружено в европейских гуннах 7–8-го века 5-го века и авары , но он также прибыл с завоевающими венгры в 9–10-м веке, включая Арпад и его семью. [ 131 ] Основная предпосылка венгерской средневековой хронической традиции (например, в Хронике Пиктум ), что гунны, то есть венгры, выходящие дважды из Скифии , руководящим принципом была непрерывность Хунгенской. [ 135 ] Геномный анализ венгерских королевских членов семьи Арпад соответствует сообщенному венгерскому происхождению династии в гармонии с их хромосомальными филогенетическими связями. [ 131 ]
Институт венгерских исследований опубликовал генетическое исследование в 2022 году, в котором были проанализованы 113 образцов венгерских завоевателей. [ 136 ] Результат анализа генома короля Сент -Ладислаус подтвердил, что династия Арпада возникла из той же этнической группы, что и другие члены венгерской элиты завоевателя, и у него была более высокая генетическая сродство к венгерским завоевателям, чем проанализированные более поздние королевские члены венгерских. Король Сент -Ладислав имел больше восточного геномного наследия, чем его более поздние родственники, на генетической карте PCA он немного сместился на восток от облака современного европейского популяций, в то время как геном короля Белы III был проецирован рядом с современными венгриями и хорватами, потому что геномы центральной азиаты геномы были были постепенно ослаблены на протяжении веков через династические браки с европейскими королевскими семьями. [ 131 ] [ 134 ]
Сент -Ладислаус стал первым святым в мире, чья личность была подтверждена археогенетическими тестами. [ 134 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Сент -Ладислай (живопись Симона Мартини , 1326) (Гражданский музей Санта -Мария Делла Консолазионе, Алтомонте , Италия )
-
1. Похороны Святого Ладислауса. 2. Люди, молящихся на его гробницу. 3. Богатый человек, неспособный снять серебряный поднос из своей гробницы. 4. Бедный человек, поднимающий серебряный поднос. ( Anjou Legendarium , 14 век)
-
В начальном «P» принц Ладислав борется с дуэлем с воином из кумана ( Chronicon Pictum , 1358)
-
Сент -Ладслаус преследует воин Кумана, который похитил девушку ( Chronica Hungorum , 1488)
-
Святой Ладислай-Рыцарь-Король ( Хроника Венгерс , 1488)
-
Король Сент -Ладислаус ( Найдасди Мавзолей , 1664)
-
Святой Ладислай в битве при Цсерхаломе (живопись Кароли Кифалуди , 1826-1830) ( венгерская национальная галерея , Будапешт )
-
Изображение битвы при Черхаломе в часовне Святого Ладислаус, Церковь Матиаса ( Будапешт , Венгрия ) (живопись Кароли Лотц , 19 век). Король Сент -Ладислаус из Венгрии спасает похищенную венгерскую девушку от воина из Кумана.
-
Святой Ладислай в комнате Святого Стефана в замке Буда
-
Статуя святого Ладислауса на площади героев , Будапешт
-
Статуя святого Ладислауса, созданная в память о битве при Могйороде , Венгрия ( сделанная Лайосом Йозса в 2001 году)
-
Статуя Святого Ладислауса в Сзекссарде , Венгрия (сделанная Бенедек Наью в 2001 году). Композиция была основана на дуэльной сцене Ladislaus и Cuman Warrior в начальной «P» в Chronicon Pictum .
-
Статуя лошади Святого Ладислауса в римско -католической епархии Орадеи , Румыния (сделанная Арпадом Деаком в 2023 году)
Смотрите также
[ редактировать ]- Отделение пехоты Св. Ладислая
- Боже, мы находимся на колени для нашей страны
- Новая Англия (средневековая)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Klaniczay 2002 , p.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Makk 1994 , p.
- ^ Kristó & Makk 1996 , pp. 78, 107.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Kristó & Makk 1996 , p. 107
- ^ Jump up to: а беременный в Лэмб 2012 , с. 338.
- ^ Klaniczay 2002 , p.
- ^ Jump up to: а беременный Дела князей поляков (гл. 27.), с. 97
- ^ Jump up to: а беременный Counts 1999 , p. 60
- ^ Engel 2001 , p. 30
- ^ Kristó & Makk 1996 , p. 79
- ^ Венгерская освещенная хроника (гл. 65.92), с. 115.
- ^ Jump up to: а беременный Erszegi & Solymosi 1981 , p. 88
- ^ Jump up to: а беременный Engel 2001 , p. 31
- ^ Counts 1999 , p. 61.
- ^ Робинсон 1999 , с. 53
- ^ Érszegi & Solymosi 1981 , стр. 88-89.
- ^ Jump up to: а беременный Bartl et al. 2002 , с. 26-27.
- ^ Jump up to: а беременный Erszegi & Solymosi 1981 , p. 89
- ^ Jump up to: а беременный в Bartl et al. 2002 , с. 27
- ^ Steinhübel 2011 , с. 27
- ^ Jump up to: а беременный Kristó & Makk 1996 , p. 106
- ^ Jump up to: а беременный Klaniczay 2002 , с. 176-177.
- ^ Kristó & Makk 1996 , pp. 107–108.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Kristó & Makk 1996 , p. 109
- ^ Венгерская освещенная хроника (гл. 79.111), с. 119
- ^ Jump up to: а беременный в Kosztolnyik 1981 , p. 85
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Kristó & Makk 1996 , p. 110.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Steinhübel 2011 , с. 28
- ^ Jump up to: а беременный в Erszegi & Solymosi 1981 , p. 90
- ^ Jump up to: а беременный Кланичзай 2002 , с.
- ^ Венгерская освещенная хроника (гл. 83.120), с. 123.
- ^ Венгерская освещенная хроника (гл. 85.121), с. 124
- ^ Венгерская освещенная хроника (гл. 84.121), с. 124
- ^ Jump up to: а беременный Kristó & Makk 1996 , p. 94
- ^ Klaniczay 2002 , стр. 177–178.
- ^ Венгерская освещенная хроника (гл. 87–88,124), с. 125
- ^ Jump up to: а беременный Engel 2001 , p. 32
- ^ Деяния князей полюсов (гл. 27–28.), С. 97–99.
- ^ Manteuffel 1982 , p. 97
- ^ Jump up to: а беременный Kristó & Makk 1996 , p. 114
- ^ Jump up to: а беременный Венгерская освещенная хроника (гл. 93.131), с. 127
- ^ Jump up to: а беременный в Kosztolnyik 1981 , p. 93.
- ^ Законы короля Ладисласа I (Ladislas II: Preamble), p. 12
- ^ Jump up to: а беременный в Counts 1999 , p. 62
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Engel 2001 , p. 33.
- ^ Законы короля Ладисласа I (Ladislas II: 12), с. 14–16.
- ^ Jump up to: а беременный Kristó & Makk 1996 , pp. 117-118.
- ^ Jump up to: а беременный в Kosztolnyik 1981 , p. 94
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Kristó & Makk 1996 , p. 118
- ^ Jump up to: а беременный в Erszegi & Solymosi 1981 , p. 92
- ^ Робинсон 1999 , с. 191.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Kristó & Makk 1996 , p. 119
- ^ Manteuffel 1982 , p. 98
- ^ Jump up to: а беременный Венгерская освещенная хроника (гл. 94.133), с. 128
- ^ Jump up to: а беременный Counts 1999 , p. 63.
- ^ Counts 1999 , p. 64
- ^ Хартвич, жизнь короля Стефана из Венгрии (гл. 24.), с. 393.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Erszegi & Solymosi 1981 , p. 93.
- ^ Jump up to: а беременный Kristó & Makk 1996 , p. 121.
- ^ Робинсон 1999 , с. 263.
- ^ Бернольд из Святого Блазиена, Хроника (год 1087), с. 290.
- ^ Jump up to: а беременный Kosztolnyik 1981 , p. 100
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Kristó & Makk 1996 , p. 120.
- ^ Jump up to: а беременный Fine 1991 , p. 283.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Короткий 2006 , с. 265
- ^ Jump up to: а беременный Магас 2007 , с.
- ^ Fine 1991 , pp. 282, 284.
- ^ Архидиакон Томас Сплит: История епископов Салоны и Сплит (гл. 17.), с. 93.
- ^ Lamb 2012 , с. 345.
- ^ Magas 2007 , стр. 48–49.
- ^ Jump up to: а беременный в Fine 1991 , p. 284
- ^ Jump up to: а беременный в Kosztolnyik 1981 , p. 101.
- ^ Короткий 2006 , с. 266
- ^ Kristó & Makk 1996 , pp. 121-122.
- ^ Engel 2001 , p. 34
- ^ Jump up to: а беременный Macle & Omper . 143.
- ^ Jump up to: а беременный Madgearu 2013 , с.
- ^ Bánlaky, József. «Вторая кампания Ласло против Колнока в 1091 году» [Вторая кампания Ладислауса против Cumans в 1091]. Военная ( история венгерской нации в венгерском). Будапешт.
- ^ Jump up to: а беременный Лэмб 2012 , с. 340.
- ^ Jump up to: а беременный Венгерская освещенная хроника (гл. 98.138), с. 129
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Kristó & Makk 1996 , p. 122
- ^ Lamb 2012 , с. 339.
- ^ Kosztolnyik 1981 , p. 102
- ^ Kosztolnyik 1981 , p. 103
- ^ Бернольд из Святого Блазиена, Хроника (год 1092), с. 307
- ^ Письма Генриха IV: Генрих благодарит герцога Альмуса за его поддержку и обещает ему награду, с. 171.
- ^ MA Mag & 200 мужчин. 163.
- ^ Kristó & Makk 1996 , pp. 122, 133.
- ^ Kristó & Makk 1996 , p. 116
- ^ Kosztolnyik 1981 , p. 105
- ^ Kosztolnyik 1981 , p. 108
- ^ Kristó & Makk 1996 , p. 117
- ^ Engel 2001 , p. 43
- ^ Jump up to: а беременный Manteuffel 1982 , p. 101.
- ^ Manteuffel 1982 , стр. 101-102.
- ^ Kosztolnyik 1981 , p. 104
- ^ Венгерская освещенная хроника (гл. 100.139), с. 130.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Кланичзай 2002 , с.
- ^ Klaniczay 2002 , p.
- ^ Jump up to: а беременный Font 2001 , p. 15
- ^ Венгерская освещенная хроника (гл. 101.139), с. 130.
- ^ Jump up to: а беременный Кланичзай 2002 , с.
- ^ Kristó & Makk 1996 , p. 107, приложения 1-2.
- ^ Wiszewski 2010 , стр. 29-30, 60, 376.
- ^ Ferdinandy 2000 , p. 208, Приложение.
- ^ Kristó & Makk 1996 , p. Приложение 2.
- ^ Kristó & Makk 1996 , pp. Приложения 1-2.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Кланичзай 2002 , с.
- ^ Jump up to: а беременный Engel 2001 , p. 37
- ^ Engel 2001 , p. 115.
- ^ Cartledge 2011 , с. 36
- ^ Хусенбет, Фредерик Чарльз. Эмблемы святых: с помощью которых они отличаются в произведениях искусства , Лонгмана, Грин, Лонгмана и Робертса, 1860, с. 99
- ^ Хартвич, жизнь короля Стефана из Венгрии (гл. 24.), с. 394.
- ^ Klaniczay 2002 , стр. 177, 190.
- ^ Jump up to: а беременный в László 1996 , p. 142
- ^ Lamb 2012 , стр. 339-340.
- ^ Jump up to: а беременный László 1996 , p. 143.
- ^ Klaniczay 2002 , стр. 190–191.
- ^ Klaniczay 2002 , стр. 192–193.
- ^ Венгерская освещенная хроника (гл. 73–74.103), с. 119
- ^ Jump up to: а беременный в Kristó & Makk 1996 , p. 123.
- ^ Klaniczay 2002 , стр. 174, 182.
- ^ Klaniczay 2002 , p.
- ^ Klaniczay 2002 , p.
- ^ Архидиакон Томас Сплит: История епископов Салоны и Сплит (гл. 23.), с. 133.
- ^ Klaniczay 2002 , стр. 185–186.
- ^ «Наша епархия: История - Св. Ладислав Херма [Наша епархия: история - реликвария Святого Ладислауса]» . Епархия Гир [епархия Гир] . Gyor.egyhazmegye.hu. 2008. Архивировано из оригинала 17 февраля 2015 года . Получено 17 февраля 2015 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Lanzi & Lanzi 2004 , p. 142
- ^ László 1996 , p. 145.
- ^ Иван Бертини. (2000). История четырнадцатого века. Будапешт: Pannonica Publisher.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Варга, Гергели иб; Кристоф, Лилла Алида; Маар, Китти; Маленькая, Лука; Шюц, Оскар; Варади, Орсоля; Kovács, Bence; Гингуха, Александра; Тиханьи, Балазс; Надь, Питер Л; Мароти, Золтан; Винки, Эмиль; Турецкий, Тибор; Neparáczki, Endre (январь 2023 г.). «Археогеномная проверка реликвии Святого Ладислая дает представление о генеалогии династии Арпад» . Журнал генетики и геномики = Yi Chuan Xue Bao . 50 (1): 58-61. Doi : 10.1016/j.jg.2022.06.008 . PMID 35809778 .
- ^ Гирги, Сабадос (26 июня 2020 года). «Раннее венгерское прошлое в пересмотренных учебниках по истории - интервью с историей Гирги Сабадоса, разработчиком учебных программ» [Раннее венгерское прошлое в пересмотренных учебниках истории - Интервью с историком Гирги, разработчиком учебных программ]. Профессиональная ассоциация учителей истории) (на венгерском).
- ^ Надь, Питер Л.; Итальянский, Джудит; NeParáczki, Endre; Рауз, Николас; Капурия, Каран; Кано, Саманта; Чен, Хуиджи; Кристофаро, Джули Ди; Runfeldt, Горан; Runfeldt, Горан; Экомасова, Наталья; Мароти, Золтан; Дженни, Джон; Литвинов, Сергей; Джаубермезов, Мурат; Габидуллина, Лиля; Szentirmay, Zoltán; Сабадос, Джордж; Zgonjanin, Dragana; Чиоони, Жак; Бехар, Дорон М.; Хуснутдинова, Эльза; Андерхилл, Питер А.; Каслер, Миклос (7 июля 2020 года). «Определение филогенетического происхождения династии Арпада на основе Y -хромосомы секвенирования Бела третьего» . Европейский журнал человеческой генетики . 29 (1): 164-172. Doi : 10.1038/s41431-020-0683-z . PMC 7809292 . PMID 32636469 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Эндре, Непарачки (22 августа 2022 г.). «Ласло Святой более азиат, чем сейчас наших царей» . Институт венгерских исследований .
- ^ Dr. Szabados, György (1998). «От хроники до жеста-смену акцента в 15-м веке в 15-м веке» [от хроники до сдвигов геста в перспективе в 15-18 веках]. Литературная история публикаций, 102 (5-6) (PDF) (у венгерских). Институт литературных исследований венгерской академии наук. стр. 615-641. ISSN 0021-1486 .
- ^ Мароти, Золтан; NeParáczki, Endre; Шюц, Оскар; Маар, Китти; Варга, Гергели иб; Kovács, Bence; Калмар, Тибор; Винки, Эмиль; Надь, Иштван; Латинович, Дора; Тиханьи, Балазс; Марксик, Антоний; Pálfi, György; Бернерт, Zsolt; Галлина, Zsolt; Horváth, Ciprián; Варга, Александр; Поэт, Ласло; Раско, Иштван; Надь, Питер Л.; Балог, CSILLA; Зинк, Альберт; Мэйкснер, Фрэнк; Götherström, Anders; Джордж, Роберт; Szalontai, Csaba; Шенте, Грегори; Галл, Эрвин; Поцелуй, Аттила П.; Гуляс, Бенс; Kovacsóczy, Bernadett NY.; Гал, Шилард Сандор; Томка, Питер; Турции, Тибор (25 мая 2022 г.). «Генетическое происхождение гун, аваров и завоевающих венгров» . Текущая биология . 32 (13): 2858-2870.e7. Bibcode : 2022cbio ... 32e2858m . Doi : 10.1016/j.cub.2022.04.093 . PMID 35617951 . S2CID 246191357 .
Источники
[ редактировать ]Первичные источники
[ редактировать ]- «Бернальд из Святого Блазиена, Хроника » (2008). В Робинсоне Германия одиннадцатого века: хроники Swabian. Манчестерское университетское издательство. С. 245–337. ISBN 978-0-7190-7734-0 .
- «Хартвич, жизнь короля Стефана из Венгрии» (перевод Нора Беренд) (2001). В голове Томас. Средневековая агиография: антология . Routledge. С. 378–398. ISBN 0-415-93753-1 .
- «Письма Генриха IV: Генри благодарит герцога Альмуса за его поддержку и обещает ему награду» (2000). В имперской жизни и письмах одиннадцатого века (перевод Теодора Э. Моммсена и Карла Ф. Моррисона, с историческим представлением и новыми предложенными чтениями Карла Ф. Моррисона, под редакцией Роберта Л. Бенсона). Издательство Колумбийского университета. С. 52–100. ISBN 978-0-231-12121-7 .
- Деяния князей поляков (переведены и аннотированные Полом У. Ноллом и Фрэнком Шаером с предисловием Томаса Н. Биссона) (2003). Ceu Press. ISBN 963-9241-40-7 .
- Хроника венгерской освещенности: Chronica de Gestis Hungorum (под редакцией Dezső Dercsény) (1970). Corvina, Taplining Publishing. ISBN 0-8008-4015-1 .
- «Законы короля Ладисласа I (1077–1095)». В законах средневекового королевства Венгрии, 1000–1301 (перевод и под редакцией Яноса М. Бак, Гирги Бониса, Джеймса Росса Суини с эссе о предыдущих изданиях Андора Чизмадия, второго пересмотренного издания, в сотрудничестве с Лесли С. Домонкос. ) (1999). Чарльз Шлакс -младший издатели. С. 11–22. ISBN 1-8844445-29-2 . OCLC 495379882 . OCLC 248424393 . LCCN 89-10492 . OL 12153527M . (ISBN может быть зафиксирована в книге как 88445-29-2).
- Архидиакон Томас Сплит: История епископов Салоны и Сплит (латинский текст Ольги Перич, отредактированная, переведенная и аннотированная Дамиром Карбиком, Мирджаной Матиевич Сокол и Джеймсом Россом Суини) (2006). Ceu Press. ISBN 963-7326-59-6 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Bárány, Attila (2012). «Расширение Королевства Венгрии в средние века (1000–1490)». В Беренде, Нора (ред.). Расширение Центральной Европы в средние века . Ashgate Variorum. С. 333–380. ISBN 978-1-4094-2245-7 .
- Бартл, Юлиус; Чичадж, Вилиам; Кохутова, Мэри; Летц, Роберт; Сежш, Владимир; Шкварна, Дусан (2002). Словацкая история: хронология и лексикон . БОЛХАЗИ-КАРДУччи издатели, Словацкий Педегогический издатель. ISBN 0-86516-444-4 .
- Cartledge, Bryan (2011). Воля к выживанию: история Венгрии . C. Hurst & Co. ISBN 978-1-84904-112-6 .
- Керта, Флорин (2006). Юго -Восточная Европа в средневековье, 500–1250 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89452-4 .
- Энгель, Пал (2001). Царство Святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 . IB Tauris Publishers. ISBN 1-86064-061-3 .
- Érsz, Géza; Solymosi, László (1981). «Королевство Арпадс, 1000-1301 [Монархия Арпадс, 1000-1301]». В Solymosi, László (ред.). Историческая хронология Венгрии, I: С самого начала до 1526 года [Историческая хронология Венгрии, том I: С самого начала до 1526] (на Венгрии). Академический издатель. стр. 79-187. ISBN 963-05-2661-1 .
- Ferdinandy, Mihály (2000). Iii. Отто, Святой Император [Отто III, Святой Император] (у венгерского). Баласси издатель. ISBN 963-506-336-9 .
- Fine, John Va Jr. (1991) [1983]. Ранние средневековые Балканы: критическое обследование от шестого до конца двенадцатого века . Энн Арбор: Университет Мичиганской прессы. ISBN 0-472-08149-7 .
- Font, Márta (2001). Коломан Ученый, король Венгрии (контролируемый Гюлой Кристо, переведен Моникой Миклан) . Márta Font (поддерживается Комиссией по публикации факультета гуманитарных наук Университета Печи). ISBN 963-482-521-4 .
- Кланичзай, Габор (2002). Святые правители и благословения князей: династические культы в средневековой Центральной Европе . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-42018-0 .
- Kontler, László (1999). Тысячелетие в Центральной Европе: история Венгрии . Atlantis Publishing House. ISBN 963-9165-37-9 .
- Kosztolnyik, ZJ (1981). Пять венгерских королей пятинадцатого века: их политика и их отношения с Римом . Валун. ISBN 0-914710-73-7 .
- Кристо, Гюла; Makk, Ferenc (1996). Правители Дома Арпада [Правители дома Арпада] (на венгерском). МПК книги. ISBN 963-7930-97-3 .
- Лансы, Фернадо; Лази, Джой (2004). Святые и их симвосс: распознавание святых в искусстве и изображениях . Порядок получения святого. ISBN 0-8146-2970-9 .
- László, Gyula (1996). Венгры: их жизнь и цивилизация . Корвина. ISBN 963-13-4226-3 .
- Madgearu, Александру (2013). Византийская военная организация на Дуная, 10–12 -й веки . Брилль ISBN 978-90-04-21243-5 .
- Магас, Бранка (2007). Хорватия через историю . Саки. ISBN 978-0-86356-775-9 .
- Makk, Ferenc (1994). "I. (St.) László". В Кристо, Джула; Энгель, Павел; Makk, Ferenc (Eds.). Ранняя венгерская историческая лексика (9-14 века) [Энциклопедия ранней венгерской истории (9-14 веков)] (у венгерских). Академический издатель. стр. 394-396. ISBN 963-05-6722-9 .
- Макк, Ференк; Thoroczkay, Gábor (2006). Письменные источники по истории венгерства между 1050 и 1116 годами [письменные источники венгерской истории между 1050 и 1116 годами] (на венгерском языке). Шагл Средневековья мастерская. ISBN 978-963-482-794-8 .
- Manteuffel, Tadeusz (1982). Формирование польского состояния: Период герцогского правила, 963–1194 (перевод и с введением Эндрю Горски) . Уэйн Государственный университет издательство. ISBN 0-8143-1682-4 .
- Робинсон, есть (1999). Генрих IV Германии, 1056–1106 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-54590-0 .
- Steinhübel, Ján (2011). «Герцогство нитры». В Тейе, Микулаш; Ковач, Дусан; Браун, Мартин Д. (ред.). Словакия в истории . Издательство Кембриджского университета. Стр. 15-29 . ISBN 978-0-521-80253-6 .
- Wiszewski, Przemyslaw (2010). Domus bolezlai: ценности и социальная идентичность в династических традициях средневековой Польши (ок. 966–1138) . Брилль ISBN 978-90-04-18142-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэйн, Роберт Нисбет (1911). " В Чишхушолме, Хью (ред.). Британская Тол. 16 (11 -е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 59
- Беренд, Нора; Урбанчик, Прземислав; Wiszewski, Przemyslaw (2013). Центральная Европа в высоком средневековье: Богемия, Венгрия и Польша, c. 1300 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-78156-5 .
- Szakács, Beautiful Beautiful (2006). "Между хроникой и легендой. В Купере, Эрик (ред.). Hronicle Media iv BV PP PP. 149 –176. ISBN 978-90-420-2088-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Святой Ладислай (в католической энциклопедии ) [1]
- Святой Ладислай, король Венгрии (картина около 1326 года в музее -делла Консолазионе в Альтомонте , Италия ) [2]
- Добро пожаловать, милостивый король Св. Ладислав (град, король Меркурия Сент -Ладислав) (гимн королю Святого Ладислауса) [3]
СМИ, связанные с Ladislaus I из Венгрии в Wikimedia Commons
- 1040 -е рождение
- 1095 смертей
- Дом ячменя
- Венгерские монархи
- Короли Венгрии
- Короли Хорватии
- Герцоги Венгрии
- Венгерский народ 11-го века
- Люди из Кракова
- Похороны в соборе Орадеи, Кришана
- Венгерские святые
- Христианские святые 11-го века
- Бэтифицированные и канонизированные арпадианцы
- Римско -католические королевские святые
- Венгерские римско -католические святые
- Польские римско -католические святые
- Средневековые венгерские святые
- Ангельские провидцы