Jump to content

Одон Лехнер

Одон Лехнер
Одон Лехнер
Рожденный
Юджин Лехнер

( 1845-08-27 ) 27 августа 1845 г.
Пешт , Австрийская империя
Умер 10 июня 1914 г. (10 июня 1914 г.) (68 лет)
Будапешт , Австро-Венгрия
Другие имена «Венгерский Гауди » [ 1 ]
Альма-матер Шинкеля Академия
Занятие Архитектор
Супруг Ирма Примайер
Дети Одон Янош
Ирма
Родители) Иоганн Лехнер
Терезия Шуммайер
Здания Штаб-квартира Национального банка Венгрии
Музей прикладного искусства

Одон Лехнер (урожденный Ойген Лехнер ; 27 августа 1845 — 10 июня 1914) — венгерский архитектор , один из ярких представителей венгерского стиля Сесессио , который был связан с модерном в остальной Европе, включая Венский Сецессион . Он известен тем, что украшал свои здания узорами плитки Жолнай, вдохновленными старинным мадьярским и тюркским народным искусством, которые сочетаются с современными материалами, такими как железо .

Работа Лехнера была представлена ​​в 2008 году для включения в Список всемирного наследия . [ 2 ]

Ранняя карьера и путешествия

[ редактировать ]

Лехнер родился в Пеште в буржуазной семье. Его отец, Янош Лехнер (1812–1884), баварца по происхождению, был дипломированным юристом, сборщиком налогов с капитала и владельцем кирпичного завода, который женился на Терезии Шуммайер (1817–1895). [ 3 ] [ 4 ] Его бабушкой и дедушкой по отцовской линии были Янош Лехнер Непомук (1774–1845), руководитель фабрики строительных материалов и королевский комиссар по красоте Пешта, и Эржебет Хупф (1786–1853). [ 5 ] Он начал учебу в средней школе в Реальной школе в центре Пешта (Pest-belvárosi Reáltanodán), затем в 1865–1866 годах поступил в Йожефа Ипартанода (ныне Будапештский технологический и экономический университет) , где изучал архитектуру, где одним из его учителей был Антал Шкальницкий , ответственный за многие крупные общественные здания Буды и Пешта за десятилетия до слияния двух городов в 1873 году.

В 1866 году Лехнер отправился в Берлин, где провел три года в Академии архитектуры вместе с Алайосом Хаусманном и Дьюлой Партосом , обучаясь у Карла Беттихера , который оказал большое влияние своими лекциями о строительных материалах, особенно о роли конструкций с железным каркасом. После окончания учебы в Берлине Лехнер в 1868 году отправился в годичное турне по Италии со своей женой Ирмой Примайер, на которой он недавно женился. В 1869 году он вступил в партнерство с Дьюлой Партосом , и архитектурная фирма получала постоянный поток заказов в годы бума 1870-х годов во время строительства зданий вдоль кольцевых дорог на Пештской стороне Дуная . Заказы, полученные партнерами, представляли собой в основном жилые дома, в которых Лехнер работал в преобладающем стиле историзма , опираясь на неоклассические влияния Берлина и итальянского Возрождения .

Лехнер прервал свое сотрудничество с Партосом между 1874 и 1878 годами, когда он перешел на работу в студию Клемана Парента во Франции, где он участвовал в реставрации многих французских памятников. Он принял участие в проектировании и реконструкции семи замков. На это также повлияла семейная трагедия, так как после шестилетнего брака Лехнер в 1875 году потерял жену Ирму и остался один с двумя маленькими детьми. В 1879 году он также посетил Англию.

Вернувшись домой, он воссоединился с Партосом, и вместе они построили ряд масштабных сооружений, таких как ратуша Сегеда (1882 г.), жилой дом бывшего пенсионного института МАВ в Будапеште по адресу Андраши ут 25 (1883 г.) и Милко. Дом в Сегеде). Они по-прежнему представляют собой историзирующий стиль, но в этих рисунках уже очевидны некоторые черты его более позднего искусства, такие как использование народного орнамента. В 1889–1890 годах он совершил свой второй визит в Англию, на этот раз с Вилмошем Жолнаем , производителем керамических и терракотовых изделий. Там он изучал восточную керамику, прежде всего индийские декоративные элементы, в Музее Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта) . В его работах также присутствовал след английского влияния, особенно в замке Жамбок (к сожалению, разрушенном во время Второй мировой войны ).

Развитие модерна и венгерского национального стиля.

[ редактировать ]
Внутренний световой двор Музея прикладного искусства, Будапешт.
Немецкий дворец, Сегед.

После 1890 года Лехнер все чаще обращался к венгерскому фольклору, заимствованному из персидского и индийского декоративного искусства, как к источнику вдохновения в своей цели сформировать венгерский национальный стиль. Его отношения с Жолнаем процветали, и на протяжении всей оставшейся карьеры он начал бесплатно использовать керамогранитную плитку компании, начиная с дома Тонет в Будапеште, улица Ваци (1889 г.) с его стальной конструкцией и фасадом, покрытым терракотой Жолнай. Затем он создал Музей прикладного искусства (1893–1896 гг.), заказ на который он и Партос выиграли конкурс дизайнеров в 1891 году. Глазурованная плитка здания, декоративные элементы из пирогранита и пронизанные цветочные мотивы свидетельствуют о новом индийском стиле Лехнера. , персидское, мавританское и венгерское народное влияние, а также теории облицовки немецкого теоретика архитектуры Готфрида. Семпер . [ 6 ] Здание представляло собой значительный отход от историзма (в основном архитектуры барокко и неоготики), популярного в Будапеште в то время. Хотя он встретил неоднозначный прием среди критиков, он был триумфально открыт к празднованию в 1896 году тысячелетия Венгерского королевства . Сегодня это здание считается первым завершенным воплощением венгерской архитектуры Сесессио (ар нуво) и в венгерской половине Австро-Венгерской двойной монархии оно стало противовесом работам Сецессиона, развитым позже в Вене вокруг Отто Вагнера и Йозефа Марии. Ольбрих , Густав Климт и другие.

После 1896 года Лехнер и Партос расторгли свое партнерство, и каждый продолжил независимую практику. В 1897 году Лехнеру было поручено построить новый дом на Стефании, к востоку от центра города, для Геологического музея Будапешта , еще один из его отличительных проектов Сецессио. Эти изменения в его словарном запасе, вероятно, достигли своего апогея с появлением нового Королевского почтового сберегательного банка (сегодня Венгерское государственное казначейство) на улице Холд в Будапеште, построенного с 1899 по 1904 год. 1 июля 1900 года он был назван «Кирали таначсос» (Королевский советник) короля Венгрии императора Франца-Иосифа I и за работу по строительству Венгерского Képzőművészek egyesülete (Ассоциация изящных художников) наградила его «Надь Араньереммель», или Большой золотой медалью. [ 7 ]

Среди церковных заказов Лехнера, пожалуй, самым примечательным является приходская церковь Св. Ладислава в Кобанье , Будапешт, хотя ее дизайн основан на более ранних планах Элека Барчи . Самым значительным заказом последнего десятилетия его жизни была католическая церковь Святой Елизаветы («Голубая церковь») в Братиславе (тогда еще называвшаяся Пожонь) (1907–1913 гг.), Яркий проект Сецессио, построенный как частная часовня прилегающая гимназия (школа) , ныне самостоятельный приход.

Поздняя карьера и влияние

[ редактировать ]
Собственная резиденция Лехнера в Будапеште.

Лехнер получил золотую медаль на Римской международной архитектурной выставке в 1911 году вместе со своим австрийским соперником Отто Вагнером . В начале 1900-х годов он получил несколько небольших заданий, таких как реконструкция Доминиканского дома в Сегеде; вход в музей Эрнста, Будапешт; вилла Балаж Сипеки; и школа на улице Петера Вайды; но он не добился большого успеха в поисках более крупных заказов. В 1906 году он опубликовал краткое изложение своих взглядов в журнале «Мувесет» . Одним из последних заказов Лехнера был дом Дьюлы Вермес в пятом районе Будапешта в 1910–1911 годах.

Тем не менее, его творение в стиле модерн породило множество последователей и подражателей по всей Венгрии, в том числе Бела Лайта , Геза Мароти , Дежсо Якаб и Марсель Комор [ ху ] , [ 8 ] Золтан Балинт , Лайош Ямбор , Артур Себастьен [ ху ] , Денес Дьёрдьи [ ху ] Бела Янски [ ху ] , Дежсо Зрумецкий [ ху ] , Иштван Медьясай , Аладар Аркай и Альберт Кальман Кёрёши . [ 9 ] [ 10 ]

Здания и проекты

[ редактировать ]
Дом Тонет, Будапешт.
Дом Дьюлы Вермес, Ирани, 15, Будапешт.
Карловицкая гимназия, Сремские Карловцы, Сербия.

Памятники и мемориалы

[ редактировать ]
Памятник Эдёну Лехнеру возле Музея прикладного искусства в Будапеште.
  • Общество Одена Лехнера было основано в 1928 году; в число его основателей входили Бела Барток , Золтан Кодай , Йенё Лехнер , Лоранд Лехнер , Иштван Медгясай и Корнель Нойшлосс .
  • Статуя находится перед Музеем прикладного искусства, рядом с набережной художников острова Маргит и на площади Святого Ласло в Кобанье.
  • Бюст Лехнера можно увидеть в пантеоне Домской площади в Сегеде.
  • В честь Лехнера названы ряд деревьев в столице, площадь в Сегеде и улицы в нескольких городах (например, Кечкемете).
  • Место захоронения Лехнера — 19-я гробница 28-го ряда сада гробниц Фьюмей-Ути.

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Уокер, Дженнифер (17 декабря 2018 г.). «Венгерский Гауди: архитектор Оден Лехнер в 4 зданиях» . CNN . Проверено 14 февраля 2024 г.
  2. ^ Независимая домодернистская архитектура Одона Лехнера.
  3. ^ "familysearch.org некролог Яноша Лехнера" ​​.
  4. ^ "familysearch.org некролог Терезии Шуммайер Яношне Лехнер" .
  5. ^ "familysearch.org некролог Эржебет Хуп Яношне Лехнер-старший" .
  6. ^ Ребекка Хауз, «Венгерский национализм, Готфрид Земпер и Будапештский музей прикладного искусства», Исследования декоративного искусства 16, вып. 2 (весна-лето 2009 г.): 7–38.
  7. ^ K 19 - Личный королевский архив Министерства окружающей среды - Королевские книги - Том 70 - страница 713
  8. ^ «КОМОР МАРСЕЛЬ» . Архивировано из оригинала 27 июля 2009 года . Проверено 27 сентября 2008 г.
  9. ^ Кёрёсси Дизайнер Дворца фей, построенного в венгерском стиле модерн.
  10. Цитата из книги Герле-Ковач-Маковец: Венгерская архитектура на рубеже веков.
  11. ^ «План кавалерийских казарм Рудольфа. Кечкемет» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2008 года . Проверено 27 сентября 2008 г.
  12. ^ ДОМ ТОНЕТА. Бп. В., Ваци у. 11/а
  13. ^ «История приходской церкви Св. Ласло» . Архивировано из оригинала 10 мая 2012 года . Проверено 27 сентября 2008 г.
  14. ^ Конкурс дизайна Дворца фондовой биржи II. платеж [ мертвая ссылка ]
  15. ^ Братислава. Конкурс дизайна Постпалота [ мертвая ссылка ]
  16. ^ Вилла Балаша Белы Сипеки на улице Гермина ут.
  17. ^ Государственный конкурс проектов подготовки учителей Шарошпатак
  18. ^ Водонапорная башня и конкурс дизайна мемориала Ракоци
  19. ^ «Улица Ирана, 15» . Увидеть Будапешт! . Проверено 29 мая 2021 г.
  20. ^ «Средняя школа Кобанья Сент-Ласло» . Архивировано из оригинала 5 мая 2004 года . Проверено 30 сентября 2008 г.
  21. ^ Мемориальная церковь Ференца Йожефа на площади Резсё. Конкурс дизайна 1 место. [ мертвая ссылка ]

СМИ, связанные с Одоном Лехнером, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 13b7a76670ad22d9fcdde99691359398__1714185000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/98/13b7a76670ad22d9fcdde99691359398.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ödön Lechner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)