Одон Лехнер
Одон Лехнер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Юджин Лехнер 27 августа 1845 г. Пешт , Австрийская империя |
Умер | 10 июня 1914 г. Будапешт , Австро-Венгрия | (68 лет)
Другие имена | «Венгерский Гауди » [ 1 ] |
Альма-матер | Шинкеля Академия |
Занятие | Архитектор |
Супруг | Ирма Примайер |
Дети | Одон Янош Ирма |
Родители) | Иоганн Лехнер Терезия Шуммайер |
Здания | Штаб-квартира Национального банка Венгрии Музей прикладного искусства |
Одон Лехнер (урожденный Ойген Лехнер ; 27 августа 1845 — 10 июня 1914) — венгерский архитектор , один из ярких представителей венгерского стиля Сесессио , который был связан с модерном в остальной Европе, включая Венский Сецессион . Он известен тем, что украшал свои здания узорами плитки Жолнай, вдохновленными старинным мадьярским и тюркским народным искусством, которые сочетаются с современными материалами, такими как железо .
Работа Лехнера была представлена в 2008 году для включения в Список всемирного наследия . [ 2 ]
Ранняя карьера и путешествия
[ редактировать ]Лехнер родился в Пеште в буржуазной семье. Его отец, Янош Лехнер (1812–1884), баварца по происхождению, был дипломированным юристом, сборщиком налогов с капитала и владельцем кирпичного завода, который женился на Терезии Шуммайер (1817–1895). [ 3 ] [ 4 ] Его бабушкой и дедушкой по отцовской линии были Янош Лехнер Непомук (1774–1845), руководитель фабрики строительных материалов и королевский комиссар по красоте Пешта, и Эржебет Хупф (1786–1853). [ 5 ] Он начал учебу в средней школе в Реальной школе в центре Пешта (Pest-belvárosi Reáltanodán), затем в 1865–1866 годах поступил в Йожефа Ипартанода (ныне Будапештский технологический и экономический университет) , где изучал архитектуру, где одним из его учителей был Антал Шкальницкий , ответственный за многие крупные общественные здания Буды и Пешта за десятилетия до слияния двух городов в 1873 году.
В 1866 году Лехнер отправился в Берлин, где провел три года в Академии архитектуры вместе с Алайосом Хаусманном и Дьюлой Партосом , обучаясь у Карла Беттихера , который оказал большое влияние своими лекциями о строительных материалах, особенно о роли конструкций с железным каркасом. После окончания учебы в Берлине Лехнер в 1868 году отправился в годичное турне по Италии со своей женой Ирмой Примайер, на которой он недавно женился. В 1869 году он вступил в партнерство с Дьюлой Партосом , и архитектурная фирма получала постоянный поток заказов в годы бума 1870-х годов во время строительства зданий вдоль кольцевых дорог на Пештской стороне Дуная . Заказы, полученные партнерами, представляли собой в основном жилые дома, в которых Лехнер работал в преобладающем стиле историзма , опираясь на неоклассические влияния Берлина и итальянского Возрождения .
Лехнер прервал свое сотрудничество с Партосом между 1874 и 1878 годами, когда он перешел на работу в студию Клемана Парента во Франции, где он участвовал в реставрации многих французских памятников. Он принял участие в проектировании и реконструкции семи замков. На это также повлияла семейная трагедия, так как после шестилетнего брака Лехнер в 1875 году потерял жену Ирму и остался один с двумя маленькими детьми. В 1879 году он также посетил Англию.
Вернувшись домой, он воссоединился с Партосом, и вместе они построили ряд масштабных сооружений, таких как ратуша Сегеда (1882 г.), жилой дом бывшего пенсионного института МАВ в Будапеште по адресу Андраши ут 25 (1883 г.) и Милко. Дом в Сегеде). Они по-прежнему представляют собой историзирующий стиль, но в этих рисунках уже очевидны некоторые черты его более позднего искусства, такие как использование народного орнамента. В 1889–1890 годах он совершил свой второй визит в Англию, на этот раз с Вилмошем Жолнаем , производителем керамических и терракотовых изделий. Там он изучал восточную керамику, прежде всего индийские декоративные элементы, в Музее Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта) . В его работах также присутствовал след английского влияния, особенно в замке Жамбок (к сожалению, разрушенном во время Второй мировой войны ).
Развитие модерна и венгерского национального стиля.
[ редактировать ]

После 1890 года Лехнер все чаще обращался к венгерскому фольклору, заимствованному из персидского и индийского декоративного искусства, как к источнику вдохновения в своей цели сформировать венгерский национальный стиль. Его отношения с Жолнаем процветали, и на протяжении всей оставшейся карьеры он начал бесплатно использовать керамогранитную плитку компании, начиная с дома Тонет в Будапеште, улица Ваци (1889 г.) с его стальной конструкцией и фасадом, покрытым терракотой Жолнай. Затем он создал Музей прикладного искусства (1893–1896 гг.), заказ на который он и Партос выиграли конкурс дизайнеров в 1891 году. Глазурованная плитка здания, декоративные элементы из пирогранита и пронизанные цветочные мотивы свидетельствуют о новом индийском стиле Лехнера. , персидское, мавританское и венгерское народное влияние, а также теории облицовки немецкого теоретика архитектуры Готфрида. Семпер . [ 6 ] Здание представляло собой значительный отход от историзма (в основном архитектуры барокко и неоготики), популярного в Будапеште в то время. Хотя он встретил неоднозначный прием среди критиков, он был триумфально открыт к празднованию в 1896 году тысячелетия Венгерского королевства . Сегодня это здание считается первым завершенным воплощением венгерской архитектуры Сесессио (ар нуво) и в венгерской половине Австро-Венгерской двойной монархии оно стало противовесом работам Сецессиона, развитым позже в Вене вокруг Отто Вагнера и Йозефа Марии. Ольбрих , Густав Климт и другие.
После 1896 года Лехнер и Партос расторгли свое партнерство, и каждый продолжил независимую практику. В 1897 году Лехнеру было поручено построить новый дом на Стефании, к востоку от центра города, для Геологического музея Будапешта , еще один из его отличительных проектов Сецессио. Эти изменения в его словарном запасе, вероятно, достигли своего апогея с появлением нового Королевского почтового сберегательного банка (сегодня Венгерское государственное казначейство) на улице Холд в Будапеште, построенного с 1899 по 1904 год. 1 июля 1900 года он был назван «Кирали таначсос» (Королевский советник) короля Венгрии императора Франца-Иосифа I и за работу по строительству Венгерского Képzőművészek egyesülete (Ассоциация изящных художников) наградила его «Надь Араньереммель», или Большой золотой медалью. [ 7 ]
Среди церковных заказов Лехнера, пожалуй, самым примечательным является приходская церковь Св. Ладислава в Кобанье , Будапешт, хотя ее дизайн основан на более ранних планах Элека Барчи . Самым значительным заказом последнего десятилетия его жизни была католическая церковь Святой Елизаветы («Голубая церковь») в Братиславе (тогда еще называвшаяся Пожонь) (1907–1913 гг.), Яркий проект Сецессио, построенный как частная часовня прилегающая гимназия (школа) , ныне самостоятельный приход.
Поздняя карьера и влияние
[ редактировать ]
Лехнер получил золотую медаль на Римской международной архитектурной выставке в 1911 году вместе со своим австрийским соперником Отто Вагнером . В начале 1900-х годов он получил несколько небольших заданий, таких как реконструкция Доминиканского дома в Сегеде; вход в музей Эрнста, Будапешт; вилла Балаж Сипеки; и школа на улице Петера Вайды; но он не добился большого успеха в поисках более крупных заказов. В 1906 году он опубликовал краткое изложение своих взглядов в журнале «Мувесет» . Одним из последних заказов Лехнера был дом Дьюлы Вермес в пятом районе Будапешта в 1910–1911 годах.
Тем не менее, его творение в стиле модерн породило множество последователей и подражателей по всей Венгрии, в том числе Бела Лайта , Геза Мароти , Дежсо Якаб и Марсель Комор , [ 8 ] Золтан Балинт , Лайош Ямбор , Артур Себастьен , Денес Дьёрдьи Бела Янски , Дежсо Зрумецкий , Иштван Медьясай , Аладар Аркай и Альберт Кальман Кёрёши . [ 9 ] [ 10 ]
Здания и проекты
[ редактировать ]


- 1870: Могила Баттяни
- 1871: Дом Йожефа Ленхосека, Будапешт VIII, Музей Крт. 33 (уничтожено)
- 1871: Дом военных мужчин 1848 года, Будапешт IX, Сороксари ут 62 (разрушен)
- 1871–72: Дом Яноша Примайера, Будапешт, Сас у. 9 (бывшая улица Кексас) (сам Лехнер долгое время жил здесь, в резиденции своего тестя)
- 1871–74: Многоквартирный дом, Будапешт V., Сент-Иштван тер, 3.
- 1871–75: дом Пала Мандла, Будапешт VI, Байчи-Жилински út 43
- 1872–74: Многоквартирный дом Кечкемет, Будапешт, улица Верес Палне, 9.
- 1873: Мэрия Арада (план)
- 1874: Могила Ирмы Примайер, Будапешт VIII, Сад гробниц Фьюмей Ути.
- 1874–75: Сберегательный банк Кечкемета, Кечкемет, Площадь Сабадшага
- 1875: Каток, Будапешт, Варошлигет (снесен в 1893 году).
- 1880: Школа, Сомбор
- 1882: Городские бани Кечкемет (непостроенные)
- 1882–83: Мэрия , Сегед, улица Сечени, 10 (с Дьюлой Партосом )
- 1882–83: Дворец Милько (памятник), Сегед , площадь Рузвельта, 5.
- 1882–84: Здание венгерских железнодорожных пенсионеров ( Дворец Дрекслер ), Будапешт (с Партосом)
- 1885–86: Ратуша Надьбекскерека (сегодняшний Зренянин , Сербия ), (с Партосом)
- 1885–86: Дедушки , Каунти Холл
- 1887: кавалерийские казармы Рудольфа, Кечкемет (памятник) [ 11 ]
- 1888–89: Дом Тонет, Будапешт, Ваци у. 11 (памятник) [ 12 ]
- 1888: Замок Отто Бидерманн, Можсго (разрушен пожаром в 1917 году, а затем частично восстановлен)
- 1889–91: Карловицкая гимназия , Карлочка (ныне Сремские Карловцы , Сербия ) (с Партосом)
- 1889–93: Отель «Сегзард», Сексард
- 1890–96. Мэрия Кечкемета , улица Кошута Лайоша, 1 (с Партосом)
- 1891–96: Будапештский музей прикладного искусства , Будапешт IX, Üllői út 33–37 (внесенный в список памятников).
- 1891–97: Святого Ладислава Церковь ( приходская церковь Святого Ласло ), Кобанья , Будапешт X., Темплом тер (памятник, внесенный в список памятников архитектуры) [ 13 ]
- 1892–93: Дворец Симона Леовича, Суботица , Сербия.
- 1894: План движения моста Ференца Йожефа, Будапешт.
- 1895: Дом Лехнера, Будапешт IX, Берзенцей и. 11
- 1895: улица Греческой церкви, Кечкемет, Базарный ряд.
- 1896–99: Геологический институт , Будапешт.
- 1897: Дом отдыха Ильки Лехнера, Песель , Кораньи у. 8.
- 1898–1900: Дом Лехнера, Барток Бела ут 40 (памятник)
- 1899: Фондовая биржа, Будапешт (не построена). [ 14 ]
- 1899–1901: Почтовой сберегательной кассы , Здание Будапешт.
- 1900: Вилла Кароя Лехнера, Клуж-Напока
- 1902: План Почтового дворца, Братислава (совместно с Белой Лайтой) [ 15 ]
- 1902–04: Замок Кляйн , Ширма (ныне Мишкольц ) (с Белой Лайтой; разрушен во время Второй мировой войны)
- 1903: Гернгросс , Вена (конкурс дизайна). Универмаг
- 1903: Могила семьи Шмидлов, кладбище на улице Козьма , Будапешт, вместе с Белой Лайтой.
- 1905: Министерство культуры, Будапешт В., РКП Сечени. (конкурс дизайна)
- 1905: Вилла Балаша Белы Сипеки, сегодня MVGYOSZ, штаб-квартира Венгерской ассоциации слепых и слабовидящих, Будапешт XIV, Hermina út 47 (памятник памятника архитектуры). [ 16 ]
- 1906–08: Кралёвская католическая в Пожонях ( Пресбург ), Венгерское королевство ( Королевская католическая гимназия гимназия в сегодняшней Братиславе, Словакия ).
- 1907–13: Церковь Святой Елизаветы (Голубая церковь) в Пожонях ( Пресбург ) (нынешняя Братислава ).
- 1909: Государственный центр подготовки учителей, Шарошпатак. [ 17 ]
- 1909: Планы памятника королеве Елизавете, Будапешт, Замковая гора.
- 1909–10: Кечкемет, водонапорная башня и памятник Ракоци, план. [ 18 ]
- 1909–12: Церковь Святого Ладислава в Южном Норуолке, Коннектикут , США.
- 1910: Многофункциональное здание на улице Ирани, 15, Будапешт.
- 1910-11: Дом Дьюлы Вермеса, Будапешт [ 19 ]
- 1913–24: Школа на улице Симор (сегодня Начальная и спортивная школа пения и музыки имени Петера Вайды), Будапешт VIII, Вайда Петер у. 25-31
- 1914: Средняя школа Сента Ласло, Будапешт X. (Кобанья), Корёши Чома Шандор út 28-34 (памятник внесен в список памятников архитектуры) [ 20 ]
- 1914: Мемориальная церковь Франца-Иосифа, Будапешт VIII, Резсо-тер (конкурс дизайна, 1-я премия) [ 21 ]
- 1914–15: Средняя школа Сента Ласло , Будапешт.
Галерея
[ редактировать ]-
Ратуша, Сегед (1882 г.)
-
Дворец Дрекслер, Будапешт (1882–1884 гг.)
-
Ратуша Зренянина , сегодняшняя Сербия (1885–86)
-
Церковь Святого Ладислава, Кобанья (1891–1897 гг.)
-
Ратуша, Кечкемет (1893 г.)
-
Музей прикладного искусства в Будапеште (1896 г.)
-
Венгерский почтово-сберегательный банк (1899–1901)
-
Гимназия Грёсслингова в Пожонях (Пресбург) (ныне Братислава) (1906–08)
-
Геологический музей, Будапешт (1896–99)
-
Средняя школа Сента Ласло , Будапешт (1914–15)
-
Статуя Лехнера работы Ильдико Земли в Кобанье
Памятники и мемориалы
[ редактировать ]
- Общество Одена Лехнера было основано в 1928 году; в число его основателей входили Бела Барток , Золтан Кодай , Йенё Лехнер , Лоранд Лехнер , Иштван Медгясай и Корнель Нойшлосс .
- Статуя находится перед Музеем прикладного искусства, рядом с набережной художников острова Маргит и на площади Святого Ласло в Кобанье.
- Бюст Лехнера можно увидеть в пантеоне Домской площади в Сегеде.
- В честь Лехнера названы ряд деревьев в столице, площадь в Сегеде и улицы в нескольких городах (например, Кечкемете).
- Место захоронения Лехнера — 19-я гробница 28-го ряда сада гробниц Фьюмей-Ути.
Источники
[ редактировать ]- ^ Уокер, Дженнифер (17 декабря 2018 г.). «Венгерский Гауди: архитектор Оден Лехнер в 4 зданиях» . CNN . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ Независимая домодернистская архитектура Одона Лехнера.
- ^ "familysearch.org некролог Яноша Лехнера" .
- ^ "familysearch.org некролог Терезии Шуммайер Яношне Лехнер" .
- ^ "familysearch.org некролог Эржебет Хуп Яношне Лехнер-старший" .
- ^ Ребекка Хауз, «Венгерский национализм, Готфрид Земпер и Будапештский музей прикладного искусства», Исследования декоративного искусства 16, вып. 2 (весна-лето 2009 г.): 7–38.
- ^ K 19 - Личный королевский архив Министерства окружающей среды - Королевские книги - Том 70 - страница 713
- ^ «КОМОР МАРСЕЛЬ» . Архивировано из оригинала 27 июля 2009 года . Проверено 27 сентября 2008 г.
- ^ Кёрёсси Дизайнер Дворца фей, построенного в венгерском стиле модерн.
- ↑ Цитата из книги Герле-Ковач-Маковец: Венгерская архитектура на рубеже веков.
- ^ «План кавалерийских казарм Рудольфа. Кечкемет» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2008 года . Проверено 27 сентября 2008 г.
- ^ ДОМ ТОНЕТА. Бп. В., Ваци у. 11/а
- ^ «История приходской церкви Св. Ласло» . Архивировано из оригинала 10 мая 2012 года . Проверено 27 сентября 2008 г.
- ^ Конкурс дизайна Дворца фондовой биржи II. платеж [ мертвая ссылка ]
- ^ Братислава. Конкурс дизайна Постпалота [ мертвая ссылка ]
- ^ Вилла Балаша Белы Сипеки на улице Гермина ут.
- ^ Государственный конкурс проектов подготовки учителей Шарошпатак
- ^ Водонапорная башня и конкурс дизайна мемориала Ракоци
- ^ «Улица Ирана, 15» . Увидеть Будапешт! . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ «Средняя школа Кобанья Сент-Ласло» . Архивировано из оригинала 5 мая 2004 года . Проверено 30 сентября 2008 г.
- ^ Мемориальная церковь Ференца Йожефа на площади Резсё. Конкурс дизайна 1 место. [ мертвая ссылка ]
СМИ, связанные с Одоном Лехнером, на Викискладе?