Bahram V
Bahram V 𐭥𐭫𐭧𐭫𐭠𐭭 | |
---|---|
Король королей Ирана и неиранских стран [ а ] | |
![]() Тарелка V века со сценой охоты из сказки о Бахраме V и Азаде . | |
Шаханшах Сасанидской империи | |
Царствование | 420–438 |
Предшественник | Хосров |
Преемник | Йездигерд II |
Рожденный | 400 |
Умер | 438 (38 лет) |
Супруга | Сапинуд |
Проблема | Йездигерд II |
Дом | Дом Сасана |
Отец | Yazdegerd I |
Мать | Шушандухт |
Религия | Зороастризм |
Бахрам V (также пишется Варам V или Варахран V ; среднеперсидский : 𐭥𐭫𐭧𐭫𐭠𐭭 ), также известный как Бахрам Гур ( новоперсидский : بهرام گور , «Бахрам онагр [охотник]»), был сасанидским царем царей ( шаханшах ) с 420 г. до 438.
Сын действующего сасанидского шаха Йездегерда I ( годы правления 399–420 ), Бахрам в раннем возрасте был отправлен при двор Лахмидов в аль-Хире , где он воспитывался под опекой царей Лахмидов. После убийства своего отца Бахрам поспешил в сасанидскую столицу Ктесифон с лахмидским войском и завоевал расположение знати и жрецов, согласно давно существовавшему народному преданию, выдержав суд над двумя львами.
Правление Бахрама V в целом было мирным, с двумя короткими войнами — сначала против его западных соседей, Восточной Римской империи , а затем против его восточных соседей, кидаритов , которые беспокоили восточные провинции Сасанидов. Также во время его правления линия Аршакидов в Армении была заменена марзбаном ( правителем приграничной провинции, « маркграфом »), что ознаменовало начало новой эпохи в Армении, известной в армянской историографии как «период марзпаната». .
Бахрам V — центральная фигура в нескольких самых известных произведениях персидской литературы . Он упоминается в » Фирдоуси «Шахнаме («Книге королей»), написанной между 977 и 1010 годами, и он является главным героем Низами Гянджеви романтического эпоса «Хафт Пейкар » (также известного как « Бахрамнаме »), написанного в 1197 году. Семь красавиц были принцессами. , которые — в воображении Низами — стали женами Бахрама, и каждая получила свою резиденцию в его дворце. Он посещал их поочередно, и они развлекали его захватывающими историями. Он также является центральным персонажем « Хашт-Бехешт» («Восемь раев»), написанного Амиром Хосровом ок. 1302.
Бахрама V помнят как одного из самых известных королей в истории Ирана благодаря отмене налогов и государственного долга на праздничных мероприятиях, поддержке музыкантов и удовольствию от охоты. Ему наследовал его сын Йездигерд II ( годы правления 438–457 ).
Имя
[ редактировать ]Его теофорное имя «Бахрам» — это новоперсидская форма среднеперсидского Варахран ( также пишется Вахрам ), которое происходит от древнеиранского Vṛθragna . [ 1 ] Авестийским . эквивалентом было Веретрагна , имя древнеиранского бога победы, а парфянской версией было * Warθagn [ 1 ] Имя транслитерируется по -гречески как Баранес . [ 2 ] тогда как армянская транслитерация — Ваагн/Врам . [ 1 ] Имя засвидетельствовано на грузинском языке как Барам. [ 3 ] и на латыни как Vararanes Gororanes . [ 4 ]
Ранняя жизнь и приход к власти
[ редактировать ]
Бахрам V родился около 400 г.; [ 5 ] согласно фольклору, он родился в Русане, недалеко от города Спахан . [ 6 ] Он был сыном шаха Йездигерда I ( годы правления 399–420 ) и Шушандухт , дочери еврейского эксиларха . Ричард Фрай считает, что женитьба Йездигерда I на дочери патриарха евреев - это «вероятно, народные сказки». [ 7 ] в то время как Турадж Дарьяи поддерживает эту историю, заявляя, что евреи считали Бахрама еврейским королем из-за его еврейской матери. [ 8 ] Бахрам в юности был отправлен при двор Лахмидов в аль-Хире , где он воспитывался под опекой короля Лахмидов ан-Нумана I ибн Имру аль-Кайса (годы правления 390–418). [ 9 ] По мнению современного историка О. Климы, Бахрама, вероятно, отправили туда из-за разногласий с отцом, [ 9 ] в то время как Джусто Трайна предполагает, что его, возможно, отправили туда, чтобы избежать придворных интриг. [ 10 ]
В аль-Хире ан-Нуман предоставил Бахраму учителей из сасанидского двора, где последнего обучали праву, стрельбе из лука и искусству верховой езды. [ 11 ] После смерти могущественного сасанидского шаха Шапура II (годы правления 309–379) аристократы и священники расширили свое влияние и власть за счет сасанидского правительства, назначая, свергая и убивая шахов, в том числе Йездигерда I, который был убит в 420 году. Теперь они стремились помешать сыновьям Йездигерда I взойти на престол — Шапур IV , который был старшим сыном Йездигерда I и правителем Армении , быстро бросился в сасанидскую столицу Ктесифон и взошел на трон. Однако вскоре после этого он был убит знатью и священниками, которые избрали сына Бахрама IV , Хосрова . шахом [ 9 ]
Бахрам был проинформирован о смерти Йездигерда I, когда он был в Аравийской пустыне — он выступил против решения знати и спросил аль-Мунзира I ибн ан-Нумана (который сменил ) за военной помощью, который согласился ему помочь. [ 12 ] Бахрам и аль-Мундхир во главе многочисленной армии солдат двинулись к Ктесифону, где Бахрам пообещал, что не будет править, как его отец Йездигерд I. Согласно давней популярной легенде, записанной в « Шахнаме» («Книге царей»), Бахрам предлагал разместить царскую корону и наряд между двумя львами, а человека, добившегося их путем убийства диких животных, признать как шах Ирана. [ 9 ]
Хосров решил уйти, а Бахрам выдержал испытание и завоевал трон. [ 9 ] Бахрам не доверял знати, которая была ненадежна по отношению к ранним сасанидским шахам, и поэтому предпочел вместо этого искать поддержки у зороастрийского духовенства. Он был первым сасанидским шахом, которого короновал не дворянин, а главный жрец ( косивший ). [ 13 ]
порт Дебал в Синде вместе с прилегающими территориями. Бахрам женился на индийской принцессе и получил в приданое [ 14 ] Дельта Инда и побережье Синда также имели в то время большое коммерческое и стратегическое значение. Бахрам также систематически проводил политику переселения племен в эти прибрежные регионы. Например, большая группа кочевников-пастролистов, известных как Зутт в болотах южного Ирака . (джаты) из Синда, была расселена императором [ 14 ]
Царствование
[ редактировать ]Война с Римом
[ редактировать ]
По настоянию зороастрийских священников и суренидского министра ( вузург фрамадар ) Михра Нарсе Бахрам V начал свое правление с систематического преследования христиан . [ 15 ] [ 16 ] Преследуемые христиане бежали на римскую территорию и были приняты константинопольским епископом Аттиком , который сообщил императору о гонениях. Император Восточной Римской империи Феодосий II находился в то время под глубоким влиянием своей религиозной сестры Пульхерии и все больше и больше интересовался христианством. [ 16 ] В римско-сасанидских отношениях уже были некоторые разногласия. Сасаниды наняли нескольких римских золотоискателей, но теперь отказались отправить их обратно; более того, они также захватили собственность римских купцов. Итак, когда сасанидские послы достигли римского двора, чтобы попросить беглецов, Феодосий предпочел нарушить мир и объявить войну , вместо того, чтобы вернуть их. [ 16 ]
В 421 году римляне отправили в Армению своего полководца Ардабурия с обширным отрядом. Иранский генерал Нарсес вступил в бой с Ардабурием, но потерпел поражение и был вынужден отступить. Нарсес планировал напасть на Месопотамию , римскую провинцию, оставшуюся без охраны, и двинулся туда, но Ардабурий предвидел замысел своего врага и перехватил его там. [ 17 ] Ардабурий вскоре получил подкрепление и осадил крепость Нисибис , но отступил перед лицом наступающей армии под командованием Бахрама, который, в свою очередь, осадил Феодосиополь (вероятно, Феодосиополь в Осроене ). [ 16 ]
Мирный договор, положивший конец войне (422 г.), был заключен магистром Гелио . Оно вернуло все к положению до войны ( status quo ante bellum ). Обе стороны согласились отвергнуть арабских перебежчиков другой стороны, а также гарантировать свободу религии на своих территориях. [ 16 ] Кроме того, римляне также согласились заплатить иранцам за охрану перевала в сасанидском городе Дербент на Кавказе. [ 18 ] После заключения мирного договора 387 года Иран и Рим согласились, что обе империи обязаны сотрудничать в защите Кавказа от нападений кочевников. [ 19 ] В то время как римляне рассматривали эту выплату как политические субсидии, иранцы рассматривали ее как дань, что доказывало, что Рим был наместником Ирана. [ 20 ]
Война с кидаритами
[ редактировать ]
Со времен правления Шапура II иранцам приходилось иметь дело с кочевым захватчиком на востоке, известным в науке как « иранские гунны » (т.е. эфталиты , кидариты , хиониты и алчонские гунны ). [ 21 ] Начиная с Йездигерда I, начался сдвиг в политической перспективе Сасанидской империи, которая (первоначально располагавшаяся к Западу) переместилась на Восток. [ 22 ] Сдвиг, возможно, был спровоцирован враждебными племенами в восточном Иране. [ 22 ] Война с иранскими гуннами, возможно, пробудила мифическое соперничество между мифологическими иранскими каянскими правителями и их туранскими врагами, что иллюстрируется младоавестийскими текстами . [ 22 ]
Пока Бахрам был занят войной с римлянами, его восточные соседи — кидариты [ б ] — пересек реку Окс и вторгся в Сасанидское царство, завоевав богатый город Марв и даже дойдя на запад до Рэя . [ 25 ] Таким образом, Бахрам был вынужден платить дань кидаритам, чтобы остановить их вторжения в его империю. Заключив мир с римлянами в 422 году, он начал готовиться к борьбе с кидаритами. Марв был не только богатым городом, но и важным торговым центром на Шелковом пути , который проходил через Среднюю Азию и продолжался через Иран в Европу. [ 26 ] Бахрам сначала отправился в священный храм Адур Гушнасп в Адурбадагане , где помолился. [ 27 ] Затем он отправился в Армению для набора дополнительных войск. [ 28 ]
Оставив своим регентом своего министра Мирра Нарсе, [ 29 ] Бахрам прошел через горную цепь на южном берегу Каспийского моря и в конце концов достиг Мерва. Там его войска разгромили кидаритов, убив при этом их царя и захватив его жену. [ 30 ] [ 31 ] Генерал Бахрама преследовал кидаритов в Трансоксиане и нанес им еще одно поражение. [ 30 ] Война завершилась в 427 г. [ 25 ] а Бахрам закрепил за собой имя великого чемпиона Ирана. [ 32 ] Имя Бахрама долго помнили жители окрестностей; согдийский Бухара город . позже чеканил монеты с его изображением [ 30 ] Бахрам воздвиг на Оксе столб, обозначающий, что река составляет восточную границу его империи. [ с ] [ 30 ] [ 34 ] [ 35 ]
В иранской мифологии Окс часто считают восточной границей Ирана. Героический лучник Араш пустил стрелу на окраину Хорасана и приземлился у Окса, который, таким образом, обозначил границу иранской границы. Другой человек, Эсфандияр , ударил копьем о землю в Балхе , предупредив гуннского царя, что дальнейшее продвижение будет означать вторжение в Иран. [ 36 ] Таким образом, Бахрам считал, что восстановил древние границы своего королевства. [ 37 ] Он назначил своего брата Нарсе губернатором окрестностей. [ 30 ] Бахрам также основал (или заново основал) город Марви-Рот , недалеко от города Марв. [ 34 ] Чтобы продемонстрировать свою признательность верховному богу зороастрийцев Ахура Мазде , Бахрам подарил большую часть своей добычи Адуру Гушнаспу. [ 38 ]
Регистрация Армении
[ редактировать ]
Бахрам V назначил Арташеса IV царем Армении в 422 году по просьбе нахараров , как сообщается, на том условии, что армянский князь называл себя среднеперсидским именем Ардашир. [ 39 ] Однако новоназначенному королю не хватало характера, необходимого для правления и завоевания уважения среди своих соотечественников. В результате он рассорился с нахарарами , которые хотели, чтобы Бахрам V сверг Арташеса IV и поставил его под прямой контроль Ирана. [ 40 ] Однако против аннексии Армении решительно выступил армянский католикос Саак , который считал, что правление христианина лучше, чем правление нехристианина, независимо от его характера и способностей. Он надеялся, что римский император Феодосий II поможет армянам после того, как разберется со своими проблемами в своей империи. [ 41 ]
Тем не менее, нахарар не прислушался к его словам и связался с Бахрамом V, отчитав Арташеса V и Саака за поддержку «греков», то есть римлян. [ 42 ] Саак отправился в Ктесифон с просьбой о поддержке; там бюрократы убеждали Саака отказаться от поддержки Арташеса IV, но он отказался. Арташес IV был в конечном итоге свергнут и заключен в тюрьму, а Армения была преобразована в сасанидскую приграничную провинцию , управляемую марзбаном ( « маркграфом »). [ 42 ] Саака также отстранили от должности, а на его место назначили сирийца-несторианца по имени Бар Кисо. [ 39 ] [ 43 ] [ 44 ] Сасаниды были осторожны в своих попытках уважать нахараров и лишь утверждали свое присутствие в столице Армении Двине , которая также была резиденцией марзбана . [ 44 ] Не вся бывшая территория Армянского царства была превращена в провинцию; Армянские районы Парскаайк и Пайтакаран были включены в состав провинции к югу от нее, Адурбадаган. [ 45 ]
Внутреннее правительство
[ редактировать ]В конце правления Йездигерда I могущественный парфянский дом Сурен стал могущественными соратниками шаха и играл ключевую роль в делах империи. [ 15 ] Это будет продолжаться и при Бахраме, где власть Сурена достигла своего апогея. [ 46 ] Михр Нарсе служил вузургом фрамадаром («министром») шаха, а трое его сыновей также занимали высокие посты; Зурвандад был главным хербадом империи; Махгушнасп был вастарёшаном саларом («главным земледельцем»), что означало, что он курировал дела земельного налога; Кардар был артештаран-саларом («начальником воинов»), званием, которое, по мнению средневекового историка ат-Табари (ум. 923), было выше, чем спахбед («начальник армии»). [ 29 ] [ 46 ] Таким образом, власть и влияние семьи Сурен распространились на административные, финансовые и военные дела Сасанидской империи. при сыне и преемнике Бахрама Йездигерде II ( годы правления 438–457 ). Они будут продолжать пользоваться таким же высоким статусом и [ 46 ]
Влияние воспитания Бахрама в арабском городском центре Аль-Хира можно проиллюстрировать следующим образом: «Именно в Аль-Хиру персидский монарх был отправлен в качестве принца для получения образования. Здесь его, среди прочего, обучали музыке. Арабские достижения. Когда он взошел на престол, одним из его первых указов было улучшение статуса музыкантов при персидском дворе». [ 47 ]
Монеты
[ редактировать ]
Бахрам V выпускал монеты из золота, серебра, меди и свинца. Их (как обычно в сасанидской нумизматике) можно узнать по его особому головному убору, в данном случае фресковой короне, увенчанной коримбом , покоящимся на полумесяце , и круглому комку волос на шее царя. На реверсе изображен обычный огненный алтарь , по бокам которого наблюдают два служителя. В специальном варианте Бахрама V изображена голова короля в пламени на алтаре.
Титул Бахрама V на его монетах был типичным Маздесн бей Варахран шахан шах Эран уд Анеран кечихр аз йаздан («Поклоняющийся Мазде божественный Бахрам, царь царей Ирана (иранцев) и неиранцев (иранцев), чей образ /блеск от богов»). [ 48 ] [ 49 ] На некоторых редких монетах, отчеканенных в Парсе , он также изображен с титулом кирбаккар («благодетельный»). [ 50 ]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Бахрам умер в 438 году; его способ смерти окутан тайной. По словам персидского поэта Фирдоуси (ум. 1020), Бахрам умер во сне; согласно поэмам «Хафт Пейкар» и «Хашт-Бехест» , он исчез в пещере во время погони за онагром . По другим версиям ранних историков, Бахрам либо утонул в болоте, либо упал в глубокую яму, либо утонул. [ 51 ] Современный историк Ричард Пейн называет его смерть «не менее неоднозначной, чем смерть его отца». [ 52 ] Бахрама V помнят как одного из самых известных королей в истории Ирана благодаря отмене налогов и государственного долга на праздничных мероприятиях, поддержке музыкантов и удовольствию от охоты. [ 9 ] Ему наследовал его сын Йездигерд II. [ 53 ]
Согласно генеалогии аристократических Микалидов , род происходил от Бахрама. [ 54 ] Буидский (861–1538) также заявляли король королей Адуд ад-Даула ( годы правления 949–983 ) и Ширваншахи о своем происхождении от Бахрама. [ 55 ] Бахмани Индия из Декана, , также заявляли о своем происхождении от Бахрама. [ 56 ] [ 57 ]
В персидской литературе
[ редактировать ]
Бахрам в литературе исламской эпохи часто известен под эпитетом Гур / Гор ( Джур в арабских источниках), что означает « онагр / дикий осел», по-видимому, из-за его любви к охоте на животное. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] Онагр был самым быстрым животным в пустынях Средней Азии , поэтому его поимка вызывала трудности даже у опытного наездника. [ 60 ] Легенда о Бахраме «Диком осле» основана на утерянных среднеперсидских записях, таких как Хвадай-Намаг («Книга лордов»). [ 60 ] История Бахрама изображает историю классического царя-охотника в иранской литературе, которая связана с одноименным богом, известным в Авестии как Веретрагна . Этот тип древнего фольклора восходит, по крайней мере, к эпической истории о древнем месопотамском герое Гильгамеше . [ 60 ] Более поздние придворные поэты часто сравнивали своего повелителя с древними фигурами, такими как Ростам или Бахрам. В «Тарих-и Акбари» Ариф Кандахари сравнивает охотничьи навыки Великих Моголов императора Акбара ( годы правления 1556–1605 ) с навыками Бахрама. [ 61 ] Он заявляет, что «Акбар опустошил землю от диких ослов и оленей, что принесло изумление и радость душе Бахрама Гура». [ 62 ]
Если бы Пейкар
[ редактировать ]
Хафт Пейкар ( персидский : هفت پیکر ), также известный как Бахрамнаме ( بهرامنامه , Книга Бахрама ) — знаменитый романтический эпос, написанный в 1197 году персидским поэтом Низами Гянджеви . Доисламская история персидского происхождения, она была посвящена правителю Мараги , «Ала» ад-Дину корпу Арслану. Это романтизированная биография Бахрама, который родился у Йездигерда I после двадцати лет бездетности и мольбы Ахура Мазды о ребенке. [ 63 ] Его полная приключений жизнь уже упоминается в « Шахнаме» («Книге царей») Фирдоуси, о чем регулярно упоминает Низами. Низами преимущественно упускает из виду приключения Бахрама в « Шахнаме» или лишь кратко упоминает о них, сосредоточившись при этом на составлении новой информации. Он представляет историю, описывая рождение Бахрама и его воспитание при дворе короля Лахмидов ан-Нумана и его легендарного дворца Хаварнак . Бахрам, воспитание которого поручено ан-Ну’ману, становится грозным охотником. [ 63 ]
Блуждая по легендарному дворцу, он обнаруживает запертую комнату с изображением семи принцесс; отсюда и название Хафт Пайкар (семь красавиц). Каждая из этих принцесс происходит из семи разных стран (традиционное зороастрийское деление Земли), и он влюбляется в них. Его отец Йездигерд I скончался, и Бахрам возвращается в Иран, чтобы потребовать свой трон от претендентов. После некоторых эпизодов его признают шахом и спасают иранцев от голода. Когда в стране стабилизируется стабильность, шах ищет семь принцесс и делает их своими невестами. Его архитектору приказано построить семь куполов для каждой из его новых невест. Архитектор говорит ему, что каждым из семи климатов управляет одна из семи планет (классическая планетная система зороастрийского мира), и советует ему обеспечить удачу, украсив каждый купол цветом, который связан с каждым климатом и планетой. . Бахрам настроен скептически, но следует совету архитектора. Каждая из принцесс проживает в роскошных павильонах. Во время каждого визита шах посещает принцесс в разные дни недели. [ 63 ]
Каждая принцесса рассказывает шаху историю, соответствующую настроению ее цвета кожи. [ 63 ] Эти семь историй составляют примерно половину всего стихотворения. [ 63 ] Пока шах занят семью невестами, его злой министр берет на себя управление его королевством. Бахрам узнает, что его королевство находится в смятении, королевская казна истощена, а соседние королевства готовы к вторжению. Сначала он очищает свой разум, отправляясь на охоту. Вернувшись с охоты, он видит подвешенную на дереве собаку. Владелец собаки, который был пастухом, рассказывает историю о том, как его верный сторожевой пес заслужил сексуальное расположение волчицы в обмен на предательство своего стада. [ 63 ] Он начинает расследование в отношении коррумпированного министра и из множества жалоб выбирает семерых, которые рассказывают ему о несправедливости, от которой они пострадали. Впоследствии министра казнят, а Бахрам восстанавливает порядок и приказывает превратить семь куполов в зороастрийские храмы огня . [ 63 ] Затем Бахрам отправляется на охоту, но загадочным образом исчезает. В качестве игры слов: пытаясь охотиться на дикого осла ( гур ), он вместо этого находит свою могилу ( гур ). [ 63 ]
Бахрам и Азаде
[ редактировать ]
Азаде (что означает «свободная») была римской рабыней в Аль-Хире, известной своим пением и навыками игры на арфе (она играла на чанге ). Молодой Бахрам во время своего пребывания в городе стал ее владельцем и брал ее с собой всякий раз, когда отправлялся на охоту. [ 64 ] [ 65 ] Во время одного из инцидентов Бахрам похвастался Азаде своими охотничьими навыками и попросил ее выбрать, какую газель ему следует подстрелить. Азаде ответил ему, что настоящее искусство состоит в том, чтобы превратить самку газели в самца, а самца в самку.
Бахрам добился этого, выпустив две стрелы в голову самки газели, отдав ей «рога». Затем он выстрелил в самца, отрезав ему рога. Азаде, в ужасе от этого, воскликнул: «Это твое искусство от даэвов [ злых божеств]». Бахрам в ярости бросил ее на землю и растоптал своим верблюдом. [ 65 ] Средневековый историк аль-Талаби (ум. 1035/6) сообщает, что аль-Мундхир записал этот инцидент во дворце Хаварнак в аль-Хире. [ 64 ] Низами Гянджеви включил эту историю в свой «Хафт Пейкар» и немного изменил ее; Бахрам приказывает одному из своих людей убить Фитну (ее новое имя), но она убеждает офицера пощадить ее и солгать Бахраму о ее смерти. [ 66 ]
Эта история также упоминается в измененной версии в « Хашт-Бехесте» , где имя Азаде было изменено на Диларам (легкость сердца). В этой версии Бахрам бросает ее после того, как она его разозлила. После нескольких дней прогулок она находит опытного музыканта, который учит ее своему ремеслу. Однажды Бахрама доходит слух об опытной женщине-музыканте, что заставляет его искать ее. В конце концов Бахрам находит Диларам и просит у нее прощения. Она соглашается, и они возвращаются во дворец Хаварнак. [ 67 ] [ 68 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется «Король королей иранцев и неиранцев».
- ↑ Средневековый иранский историк ат-Табари (ум. 923), сообщающий об этом событии, анахронично представляет их как «тюрков». Хотя некоторые современные историки идентифицируют их как хионитов или эфталитов , скорее всего, они были кидаритами . [ 23 ] [ 24 ]
- ^ Столб позже был разрушен его внуком Перозом I. [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Wiesehöfer 2018 , стр. 193–194.
- ^ Рэпп 2014 , с. 203.
- ^ Мартиндейл, Джонс и Моррис 1980 , с. 1150.
- ^ Аль-Табари 1985–2007 , т. 5: с. 82 (см. также примечание 221).
- ^ Кристенсен 1993 , стр. 146.
- ^ Фрай 1984 , с. 319.
- ^ Дарьяи 2009 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Климат 1988 , стр. 514–522.
- ^ Трейна 2011 , с. 118.
- ^ Al-Tabari 1985–2007 , v. 5: p. 84.
- ^ Al-Tabari 1985–2007 , v. 5: p. 87.
- ^ Трейна 2011 , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б Андре Винк 2002 , стр. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Пуршариати 2008 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Greatrex & Lieu 2002 , стр. 36–43.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , стр. 38–39.
- ^ Фрай 1983 , с. 145.
- ^ Шайеган 2013 , с. 809.
- ^ Пейн 2015 , с. 298.
- ^ Резахани 2017 , стр. 85–87.
- ^ Перейти обратно: а б с Шайеган 2013 , с. 807.
- ^ Поттс 2018 , с. 290.
- ^ Резахани 2017 , стр. 99–100 (см. также примечание 17).
- ^ Перейти обратно: а б Трейна 2011 , с. 122.
- ^ Трейна 2011 , стр. 122–124.
- ^ Al-Tabari 1985–2007 , v. 5: p. 95.
- ^ Трейна 2011 , стр. 124–125.
- ^ Перейти обратно: а б Дарьяи 2000 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Трейна 2011 , с. 125.
- ^ Al-Tabari 1985–2007 , v. 5: pp. 95–96.
- ^ Ховард-Джонстон 2012 , с. 89.
- ^ Резахани 2017 , с. 128.
- ^ Перейти обратно: а б Поттс 2018 , с. 291.
- ^ Резахани 2017 , с. 99.
- ^ Пейн 2015 , стр. 294–295.
- ^ Пейн 2015 , с. 295.
- ^ Киа 2016 , с. 238.
- ^ Перейти обратно: а б Шомон 1986 , стр. 418–438.
- ^ Трейна 2011 , с. 3.
- ^ Трейна 2011 , стр. 3–4.
- ^ Перейти обратно: а б Трейна 2011 , с. 4.
- ^ Рассел 1987 , стр. 184–185.
- ^ Перейти обратно: а б Туманов 1961 , с. 6.
- ^ Шагинян 2016 , с. 194–195.
- ^ Перейти обратно: а б с Пуршариати 2008 , с. 61.
- ^ Фермер, Генри (1996). История арабской музыки . Лузак Ориентал. стр. 4–5. ISBN 9781898942016 .
- ^ Шиндель 2013 , с. 836.
- ^ Шайеган 2013 , с. 805.
- ^ Шиндель 2013 , с. 837.
- ^ WL Hanaway 1988 , стр. 514–522.
- ^ Пейн 2015 , с. 291.
- ^ Дарьяи 2009 .
- ^ Bulliet 1984 , с. 764.
- ^ Босворт 1975 , стр. 244, 274.
- ^ Кинг, Дж. С. (1900). История династии Бахмани . п. 1.
- ^ Шервани, Харун Хан (1946). Бахмани Декана . п. 50.
- ^ Дарьяи и Резахани 2016 , с. 36.
- ^ Фрай 1983 , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б с д Трейна 2011 , с. 119.
- ^ Мелвилл и ван ден Берг 2012 , стр. 204–205.
- ^ Мелвилл и ван ден Берг 2012 , с. 205.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час де Блуа 2002 , стр. 522–524.
- ^ Перейти обратно: а б Халеги-Мотлах 1987 , с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б Луконин и Иванов 2012 , с. 57.
- ^ Мелвилл и ван ден Берг 2012 , с. 188.
- ^ Мелвилл и ван ден Берг 2012 , с. 196.
- ^ Brend 2013 , pp. 23–24.
Источники
[ редактировать ]- Босворт, CE (1975). «Иран под Буидами». Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, Том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-20093-8 .
- Бренд, доктор Барбара Бренд (2013). Перспективы персидской живописи: иллюстрации к «Хамсе» Амира Хосрова . Рутледж. стр. 1–352. ISBN 9781136854118 .
- Буллиет, RW (1984). «Аль-э Микал» . Энциклопедия Ираника, Том I, Фаск. 7 . п. 764.
- Кристенсен, Питер (1993). Упадок Ираншахра: ирригация и окружающая среда в истории Ближнего Востока, с 500 г. до н.э. по 1500 г. н.э. Музей Тускуланум Пресс. стр. 1–351. ISBN 9788772892597 .
- де Блуа, Франсуа (2002). «Хафт Пейкар» . Энциклопедия Ираника, Том. XI, Фаск. 5 . стр. 522–524.
- У.Л. Ханауэй-младший. (1988). «Бахрам V Гор в персидской легенде и литературе» . Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 5 . стр. 514–522.
- Фрай, Р.Н. (1983). «Политическая история Ирана при Сасанидах». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-20092-Х .
- Дарьяи, Турадж; Резахани, Ходадад (2016). От Окса до Евфрата: мир позднеантичного Ирана . Х&С Медиа. стр. 1–126. ISBN 9781780835778 .
- Дарьяи, Турадж (2000). «Мехр-Нарсе» . Энциклопедия Ираника .
- Халеги-Мотлах, Лучшее из Халеги-Мотлах. (1987). "Азада " Энциклопедия Ирана, Том. III, Фаск. 2 . п. 174.
- Мартиндейл, Джон Роберт; Джонс, Арнольд Хью Мартин; Моррис, Дж., ред. (1980). «Варараны V Горораны». Просопография Поздней Римской империи, Том II: 395–527 гг. н.э. Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52-120159-9 .
- Мелвилл, Чарльз; ван ден Берг, Габриэль (2012). Шахнама Исследования II . Брилл. стр. 1–364. ISBN 9789004228634 .
- Луконин Владимир; Иванов, Анатолий (2012). Персидское искусство . Паркстоун Интернэшнл. стр. 1–256. ISBN 9781780428932 .
- Трейна, Джусто (2011). 428 год нашей эры: обычный год конца Римской империи. Издательство Принстонского университета. стр. 100-1 1–232. ISBN 9781400832866 .
- Аль-Табари, Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир (1985–2007). Эхсан Яр-Шатер (ред.). История Аль-Табари . Том. 40 томов. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Шомон, МЛ (1986). «Армения и Иран ii. Доисламский период» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 4 . стр. 418–438.
- Пуршариати, Парване (2008), Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана , Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris, ISBN 978-1-84511-645-3
- Дарьяи, Турадж (2009). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ИБТаурис. стр. 1–240. ISBN 978-0857716668 .
- Дарьяи, Турадж. «Йездегерд II» . Энциклопедия Ираника .
- Фрай, Ричард Нельсон (1984). История Древнего Ирана . ЧБек. стр. 1 -411. ISBN 9783406093975 .
История древнего Ирана.
- Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2002). «Первая персидская война Юстиниана и вечный мир». Римская восточная граница и персидские войны (Часть II, 363–630 гг. н.э.) . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Великобритания: Routledge. стр. 82–97. ISBN 0-415-14687-9 .
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1610693912 .
- Ховард-Джонстон, Джеймс Ховард-Джонстон (2012). «Позднесасанидская армия» . Мемориальный фонд Гибба . Лондон: 87–127.
- Несколько авторов (1988). «Бахрам». Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 5 . стр. 514–522.
- Клима, О. (1988). «Бахрам В. Гор». Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 5 . Лондон и др. стр. 514–522.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шиндель, Николаус (2013). «Сасанидская чеканка». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199733309 .
- Шагинян, «Арсенал» (2016). «Северные территории Сасанидской Атропатены и Арабского Азербайджана» Иран и Кавказ . 20 (2): 191–203. дои : 10.1163/1573384X-20160203 .
- Шайеган, М. Рахим (2013). «Сасанидская политическая идеология». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199733309 .
- Туманов, Кирилл (1961). «Введение в христианскую историю Кавказа: II: Государства и династии периода становления». Традицио . 17 . Издательство Кембриджского университета: 1–106. дои : 10.1017/S0362152900008473 . JSTOR 27830424 . S2CID 151524770 . ( требуется регистрация )
- Рэпп, Стивен Х. (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-1472425522 .
- Резахани, Ходадад (2017). Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–256. ISBN 9781474400305 .
- Рассел, Джеймс Р. (1987). Зороастризм в Армении . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674968509 .
- Визехёфер, Йозеф (2018). «Бахрам I» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Пейн, Ричард (2015). «Возрождение Ирана: Сасанидская империя и гунны». В Маасе, Майкл (ред.). Кембриджский спутник эпохи Аттилы . Издательство Кембриджского университета. стр. 282–299. ISBN 978-1-107-63388-9 .
- Поттс, Дэниел Т. (2018). «Сасанидский Иран и его северо-восточная граница» . В Массачусетсе, Майкл; Ди Космо, Никола (ред.). Империи и обмены в поздней античности Евразии . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–538. ISBN 9781316146040 .
- Андре Винк (2002). Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира, Том. 1 — Раннесредневековая Индия и распространение ислама, VII-XI вв . БРИЛЛ. ISBN 0391041738 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шахид, Ирфан (1986). «Лахмиды» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 632–634. ISBN 978-90-04-07819-2 .
