Африканские греки
Греки Африки | |
---|---|
Языки | |
Греческий · Местные языки | |
Религия | |
Христианство: коптское · греческое | |
Родственные этнические группы | |
Египетские греки · Эфиопские греки · Суданские греки · Римские африканцы |
Часть серии о |
греки |
---|
![]() |
История Греции ( Древний · Византийский · Османский ) |
Африканские греки , или греки в Африке ( греч . Έλληνες της Αφρικής ), — греческий континенте народ на африканском . Греческие общины существовали в Африке с древности.
Древний Египет
[ редактировать ]Греки присутствовали в Египте, по крайней мере, с 7 века до нашей эры. Геродот посетил Древний Египет в V веке до нашей эры и утверждал, что греки были одной из первых групп иностранцев, когда-либо живших там. [1] Диодор Сицилийский утверждал, что Родосский Актис , один из Гелиад , построил город Гелиополь до катаклизма ; точно так же афиняне построили Саис . Сицилийский сообщает, что все греческие города были разрушены во время катаклизма, но египетские города, включая Гелиополь и Саис, уцелели. [2]
Первые исторические колонии
[ редактировать ]Согласно Геродоту (II, 154), царь Псамметих I гарнизон иностранных наемников (664–610 до н.э.) установил в Дафнах , в основном карийцев и ионийских греков.
В 7 веке до нашей эры, после средневековья Греции город Навкратис с 1100 по 750 год до нашей эры, в Древнем Египте был основан . Он был расположен на Канопическом рукаве реки Нил, в 45 милях (72 км) от открытого моря. Это была первая и на протяжении большей части своей ранней истории единственная постоянная греческая колония в Египте; выступая в качестве симбиотического связующего звена для обмена греческим и египетским искусством и культурой.
Примерно в то же время город Гераклион ближайший к морю стал важным портом для греческой торговли. Здесь был знаменитый храм Геракла . Позже город затонул в море, но недавно его снова открыли.
Со времен Псамметиха I греческие наемные армии играли важную роль в некоторых египетских войнах. Одну такую армию возглавил наставник Родоса . Другим таким персонажем был Фанес Галикарнасский .
Эллинистические времена
[ редактировать ]Правление Александра Македонского (332–323 до н.э.)
[ редактировать ]Александр Македонский завоевал Египет на раннем этапе своих завоеваний. Он уважал религию и обычаи фараонов и был провозглашен фараоном Египта. Он основал город Александрию . После его смерти, в 323 году до нашей эры, его империя была разделена между его генералами . Египет был отдан Птолемею I Сотеру , чьи потомки подарили Египту последнюю царскую династию – блестящую. Династия состояла исключительно из этнических греков и породила таких династий, как знаменитая Клеопатра . Ее столицей была Александрия. Птолемей добавил легитимности своему правлению в Египте, приобретя тело Александра. Он перехватил забальзамированный труп на пути к погребению, привез его в Египет и поместил в золотой гроб в Александрии. Он оставался одной из знаменитых достопримечательностей города в течение многих лет, пока, вероятно, не был разрушен во время беспорядков в III веке нашей эры. [3]
Империя Птолемеев (323–30 до н. э.)
[ редактировать ]
Первоначальной целью правления Птолемея было установление прочных и широких границ его недавно приобретенного царства. Это привело к почти непрерывной войне против других ведущих членов окружения Александра. Временами он владел Кипром и даже частью материковой Греции . Когда эти конфликты закончились, он твердо контролировал Египет и имел сильные претензии (оспариваемые династией Селевкидов ) на Палестину . Он называл себя царем Египта с 306 г. до н.э. К тому времени, когда в 285 г. до н. э. он отрекся от престола в пользу одного из своих сыновей, династия Птолемеев уже была в безопасности. Птолемей и его потомки проявили уважение к самым ценным традициям Египта – религиозным – и использовали их в свою пользу.
Александрия стала центром греческого и эллинистического мира, а также центром международной торговли, искусства и науки. был Александрийский маяк одним из семи чудес древнего мира, а во времена правления Птолемея II Филадельфа была Александрийская библиотека самой большой библиотекой в мире, пока не была разрушена. Последним фараоном была греческая принцесса Клеопатра VII , покончившая с собой в 30 г. до н.э., через год после битвы при Акциуме . [3]
Римский и Византийский Египет
[ редактировать ]
После завоевания римскими войсками в 30 г. до н.э. Египет стал провинцией новой Римской империи и оставался территорией Восточной Римской империи до мусульманского завоевания Египта в 641 году. Во время греко-римского правления в Египте было несколько греческих поселений, в основном сосредоточенных в Александрии , но также и в нескольких других городах, где греческие поселенцы жили рядом с семью-десятью миллионами коренных египтян . [5] клерухи Первыми греческими жителями Файюма были солдаты-ветераны и ( элитные военные чиновники), которых цари Птолемеев поселили на освоенных землях. [6] [7] Коренные египтяне также приехали поселиться в Файюме со всей страны, особенно из дельты Нила , Верхнего Египта , Оксиринха и Мемфиса , чтобы выполнить работу, связанную с процессом мелиорации земель, о чем свидетельствуют личные имена, местные культы и обнаруженные папирусы . [8]
Христианство, вероятно, пришло в Египет среди эллинизированных александрийских евреев из палестинских общин христиан-евреев. [9] Самым ранним свидетельством христианства в Египте является письмо, написанное в первой половине III века, в котором упоминаются гимназиарх и буле (тем самым указывая, что автор и получатель принадлежали к высшему классу), используются христианские nomina Sacra и библейский греческий язык : ἐν en kyrίōi , букв. κυρίῳ , латинизировано: «в Господе» взято из посланий Павла . [10] Церковь в Египте (Александрийский Патриархат) распалась на Александрийскую Греческую Православную Церковь и Александрийскую Коптскую Православную Церковь после четвертого Вселенского Собора , Халкидонского Собора в 451 году. Около 30 000 греков халкидонского толка противостояли примерно пяти миллионам коптских нехалкидониты. [11] Греческая православная церковь Александрии осталась в общении с другими патриархами, приняв решение собора, и ее называли мелькитами («люди короля», то есть те, кто верен византийскому императору ). [12]
Коптские греки
[ редактировать ]Подсчитано, что в период Птолемеев около 30 процентов населения Файюма составляли греки , а остальные были коренными египтянами; [13] отражают Портреты мумий Файюма сложный синтез преобладающей египетской культуры и культуры элитного египетского греческого меньшинства в Файюме. [13]
К римскому периоду большая часть «греческого» населения Файюма состояла либо из эллинизированных египтян, либо из людей смешанного египетско-греческого происхождения. [14] а ко времени римского императора Каракаллы во 2 веке нашей эры этнических египтян можно было отличить от египетских греков только по их речи. [15]
Египетский греческий язык — это разновидность греческого языка, на котором говорили в Египте с древности до исламского завоевания Египта в VII веке. Египетский греческий язык заимствовал множество заимствованных слов из египетского языка ; было широко распространено двуязычие внутри сообщества. в Египте [16] [17]
Ниже приводится пример египетско-греческого языка, используемого в Коптской церкви :
ⲇⲟⲝⲁ ⲡⲁⲧⲣⲓ ⲕⲉ ⲩⲓⲱ: ⲕⲉ ⲁ̀ⲅⲓⲱ ⲡⲛⲉⲩⲙⲁⲧⲓ: ⲕⲉ ⲛⲩⲛ ⲕⲉ ⲁ̀ⲓ̀ ⲕⲉ ⲓⲥ ⲧⲟⲩⲥ ⲉⲱⲛⲁⲥ ⲧⲱⲛ ⲉ̀ⲱ̀ⲛⲱⲛ ⲁ̀ⲙⲏⲛ
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и во веки веков. Аминь.
Слава Отцу, Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
По словам Уокера, ранние греческие колонисты эпохи Птолемея женились на местных женщинах и принимали египетские религиозные верования, а во времена Римской империи их потомки рассматривались римскими правителями как египтяне, несмотря на их собственное восприятие себя греками. [18] Морфология зубов [19] Мумии Файюма римского периода также сравнивали с мумиями более раннего египетского населения, и было обнаружено, что они «гораздо более близки» к мумиям древних египтян, чем к грекам или другим европейским популяциям. [20] Виктор Дж. Кац отмечает, что «исследования папирусов, датируемых первыми веками нашей эры, показывают, что между греческой и египетской общинами имело место значительное количество смешанных браков». [21]
Древняя Эфиопия
[ редактировать ]
Само название Эфиопия греческое и означает «обожженное лицо». [22] Впервые оно упоминается в гомеровских эпосах, но вряд ли оно относилось к какой-либо конкретной нации, а скорее к людям африканского происхождения в целом. [23] [24]
Начиная с эллинистической эпохи, примерно в третьем веке до нашей эры, греческая культура проникла в регионы древней Эфиопии. Греки основали колонии в Эфиопии, а Птолемаида Терон и Аксум стали крупными столицами эфиопской греческой культуры. Во втором веке до нашей эры Птолемей III Эвергет аннексировал несколько северных эфиопских городов, таких как Тыграй и порт Адулис , которые стали крупными торговыми центрами для эфиопских греков. [25]
Аксумиты Эфиопии
[ редактировать ]
После того, как римляне присоединили Империю Птолемеев, аксумский царь Зоскалес ( древнегреческий : Ζωσκάλης ) основал Аксумскую империю ( древнегреческий : Ἀξωμίτης ) (ок. 100 г. н. э. – ок. 960 г. н. э.), которая поддерживала эфиопскую греческую культуру и использовала греческий язык в качестве своей лингва франка . В городе Аксум множество обелисков, статуй и архитектурных сооружений, выполненных в египетско-греческом стиле, до сих пор украшают пейзаж. [25] [26]
Когда исламское завоевание Северной Африки разорвало связь Аксума с греческим миром в VII веке, греческая культура и знания пришли в упадок; Присутствие мусульман в Красном море также привело к экономическим страданиям Аксума и его мощи. Последние три столетия Аксума считаются темным веком, когда исчезла эфиопско-греческая культура; Аксумская империя окончательно распалась около 960 года нашей эры. [27] Несмотря на свое положение одной из крупнейших империй поздней античности, Аксум оказался в безвестности, поскольку Эфиопия оставалась изолированной на протяжении всего Средневековья. [28] [29]
Абиссинские греки
[ редактировать ]
Позже в 1700-х годах были засвидетельствованы абиссинские греки, в основном происходящие от греческих мастеров и моряков, проживавших в Абиссинии, которые способствовали торговле между Абиссинией и Европой. [31] [32] Исследователь Джеймс Брюс сообщил, что ряд греческих беженцев из Смирны также прибыли в Гондэр во время правления императора Иясу II . Среди беженцев из Смирниота было двенадцать серебряных дел мастеров, которых император поручил производить различные предметы как для своего двора, так и для церквей Гондэра. [33]
Абиссинские греки занимали многие высшие должности в Абиссинской империи ; Основная абиссинская греческая община осталась при абиссинском императоре в столице Гондаре. [34] Император Феодор II специально дал понять, что отдает предпочтение абиссинским грекам из-за их мужественности и цельности характера. [35]
Древняя Ливия
[ редактировать ]Ливийские греки Киренаики
[ редактировать ]
Киренаика была колонизирована греками . в VII веке до нашей эры Первой и наиболее важной колонией была Кирена , основанная примерно в 631 году до нашей эры колонистами с греческого острова Тера , который они покинули из-за сильного голода. [36] Их командир Аристотель взял ливийское имя Баттос. [37] Его потомки, известные как династия Баттиад , выстояли, несмотря на серьезные конфликты с греками в соседних городах.
Восточная часть провинции, без крупных населенных пунктов, называлась Мармарикой ; более важная западная часть была известна как Пентаполис, поскольку она включала пять городов: Кирену (недалеко от современной деревни Шахат) с портом Аполлония (Марса Сузы), Арсиною или Таучейру (Токра), Эуэсперид или Беренику (около современного Бенгази). ), Балагрэ ( Байда ) и Барсе ( Мардж ) – из которых главой был одноименный Кирен. [36] Термин «Пентаполис» продолжал использоваться как синоним Киренаики. На юге Пентаполис растворился в территориях племен Сахары , включая фараоновский оракул Аммониум .
В этом регионе производились ячмень, пшеница, оливковое масло, вино, инжир, яблоки, шерсть, овцы, крупный рогатый скот и сильфий , трава, которая росла только в Киренаике и считалась лекарственным средством и афродизиаком . [38] Кирена стала одним из величайших интеллектуальных и художественных центров греческого мира, известным своей медицинской школой, научными академиями и архитектурой, включавшей в себя одни из лучших образцов эллинистического стиля . Киренаики Аристиппом — школа мыслителей, излагавших учение о нравственном веселье, определявшее счастье как сумму человеческих удовольствий, — были основаны Киренским . [39] Другими известными уроженцами Кирены были поэт Каллимах и математики Теодор и Эратосфен . [38]
Ливийская греческая культура
[ редактировать ]
Самыми влиятельными из ливийских греков были киренейцы. Киринеяне пригласили греческих колонистов со всего греческого мира поселиться в Кирене. [40] [41]
Киренское правительство изначально было абсолютной монархией, но при Демонаксе оно стало конституционной монархией с сенатом. Демонакс разделил киренейцев на три группы для избрания сенаторов: во-первых, первоначальные феранские колонисты и этнические ливийцы , во-вторых, пелопоннесцы и критяне и, в-третьих, островитяне Эгейского моря. Согласно конституции Киренеи, король имел право только раздавать землю гражданам и выполнял роль главного священника, отвечающего за религиозные обязанности. [40] [41]
Ливийская греческая религия находилась под прямым влиянием древнеегипетской религии . Киринеяне отождествляли египетского бога Амона с Зевсом как «Аммоном», воплощая Зевса в его стиле и Амона в его природе, приписывая его образу бараньи рога. [40] [41] [42]
У Аммона была жена Аммония и сын Параммон ( Тот-Гермес Аммона ), считавшийся ипостасью (воплощением) . Параммон был также секретарем Осириса , одного из сыновей Аммона. [40] [41] [42] [43] [44]
Древняя Нубия
[ редактировать ]
Межкультурный обмен между эллинской и нубийской цивилизациями начался как минимум два с половиной тысячелетия назад. Греческое присутствие в долине Нила и его значительное влияние на древнюю Нубию уже давно признаны учеными. [45] Первый зарегистрированный контакт произошел в 593 году до нашей эры: граффити в Абу-Симбеле показывают, что большое количество греческих наемников служило под командованием Псамтика II во время его вторжения на территорию современного Судана. [46]
И наоборот, древняя Нубия также имела влияние на греческую культуру с тех ранних времен, поскольку она была хорошо известна ученым всего эллинского мира, где о ней упоминали некоторые классические писатели. Очевидно, это вызвало интерес к экзотическим землям к югу от Египта и особенно к истокам реки Нил . Следовательно, историк-первопроходец Геродот (около 484 – около 425 до н.э.) упоминал Нубию как страну «обожженных лиц» ( эфиопов ) и истока Нила. [47] Хотя предполагается, что он был лично знаком с рекой только до Асуана , он действительно определил «город эфиопов» в Мероэ , очевидно, из отчетов Псамтика II и Камбиза II . [48]
Новая эра греко-нубийских отношений началась в 332 г. до н.э., когда Александр Македонский завоевал Египет и вскоре отправил разведывательные экспедиции в Нубию, возможно, для поиска истоков Нила. Ученые предполагают, что потенциальная угроза со стороны Птолемеев способствовала решению кушитского царя Настасена перенести столицу из Напаты в Мероэ. Греческий язык и культура были представлены кушитским правящим классам, что, возможно, спровоцировало создание алфавитного мероитского письма. Греческое влияние также проявляется в изменениях в художественных стилях. [48]
Контакты нубийцев с греческим миром оставались спорадическими до Птолемея II нубийской кампании за Мероэ в 270-х годах до нашей эры. Интерес Птолемея в Нубии заключался в том, чтобы обеспечить источник боевых слонов из Мероэ и получить доступ к меройским золотым рудникам. [49] В то же время Эргамен (Аркамани II), царь одного из девяти нубийских королевств, изучал греческий язык и обычаи при Александрийском дворе в империи Птолемеев. [48] [50] [51]
Эратосфен (около 276–194 гг. до н. э.), греческий географ и библиотекарь из Александрии «с достаточной точностью» нарисовал течение Нила на юге до нынешнего Хартума . , на основе рассказов различных путешественников [47] Плиний перечислил ряд греков, путешествовавших в Мероэ, а иногда и за его пределы: Далион , Аристокреон , Бион , Василис и Симонид Младший , которые, очевидно, жили в Мерое пять лет. [52]
После этого отношения между Кушем и Птолемеевским Египтом оставались напряженными, но стабильными. [49] Ко времени Птолемея VIII (170-163 гг. до н. э.) греческие корабли регулярно плавали по Красному морю и в меройские порты. [48] Высший класс Нубии торговал с греческими купцами и перенял определенные эллинские стили жизни. [53] Однако после смерти Клеопатры VII в 30 г. до н. э. и неудачной попытки римлян завоевать королевство, [49] Греческое влияние в Нубии сошло на нет. [48] Отчет Страбона , географа и историка греческого происхождения, в его «Географии» является одним из последних упоминаний о Нубии того времени. [47]
Аксумское подчинение Нубии
[ редактировать ]
Аксумская империя участвовала в серии вторжений, кульминацией которых стал захват нубийской столицы Мероэ в середине 4-го века нашей эры, что ознаменовало конец независимых нубийских языческих королевств. Затем аксумиты обратили нубийцев в христианство, установив власть Коптской церкви в этом районе, и основали новые нубийские христианские королевства, такие как Нобатия , Алодия и Макурия . [54] [55] [56]
Племенным кочевникам, таким как беджа , афар и сахо, удавалось оставаться автономными благодаря своей нецентрализованной кочевой природе. Эти племенные народы время от времени совершали нападения и набеги на аксумские общины. Кочевники беджа в конечном итоге эллинизировались и интегрировались в нубийское греческое общество, которое уже присутствовало в Нижней Нубии в течение трех столетий. [54] [55] [56]
Нубийские греки
[ редактировать ]
Нубийская греческая культура следовала образцу египетской греческой и византийской греческой цивилизации, выраженной в нубийском греческом искусстве и нубийской греческой литературе. Самые ранние свидетельства нубийской греческой литературы относятся к V веку ; нубийский греческий язык напоминает египетский и византийский греческий ; он служил лингва-франка во всех Нубийских королевствах и имел креолизованную форму для торговли между различными народами Нубии. [57]
Нубийский греческий язык был уникален тем, что в него было заимствовано много слов как из коптско-египетского, так и из нубийского языка ; Синтаксис нубийского греческого языка также эволюционировал, чтобы установить фиксированный порядок слов. [58]
Ниже приводится пример нубийского греческого языка:
ⲟⲩⲧⲟⲥ ⲉⲥⲧⲓⲛ ⲁⲇⲁⲩⲉⲗ ⲃⲁⲥⲓⲗⲉⲩ ⲙⲱⲥⲉⲥ ⲅⲉⲱⲣⲅⲓⲟⲩ, ⲃⲁⲥⲓⲗⲉⲩ ⲛⲟⲩⲃⲇⲏⲥ, ⲁⲣⲟⲩⲁ, ⲙⲁⲕⲣⲟ
Это Адауэль Васильев Мозес Георгиу, Васильев Нубдис, Аруа, Макрос
Это великий царь Моисей Георгиос, царь Нобатии, Алодии, Макурии. [59]
Множество фресок, созданных между 800–1200 годами нашей эры в нубийских городах, таких как Фарас, изображали религиозную жизнь при дворах Нубийских королевств; они были выполнены в стиле византийского искусства . [60]
Нубийские греческие титулы и стили правления в Нубийских королевствах были основаны на византийских моделях; даже несмотря на исламские посягательства и влияние на территорию Нубии, нубийские греки считали Константинополь своим духовным домом. [60] Нубийская греческая культура исчезла после завоевания Нубии мусульманами около 1450 года нашей эры. [60]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ A΄ Вечный курс эллинизма в Африке. Архивировано 24 мая 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Историческая библиотека Диодора Сицилийского, книга V, 57 .
- ^ Перейти обратно: а б «ИСТОРИЯ ЕГИПТА» . www.historyworld.net . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ «Мумий портрет Эйрины» . bawue.museum-digital.de . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Адамс, Уинтроп Л. в Буге, Гленн Ричард. ред. «Элинистические королевства». Кембриджский спутник эллинистического мира . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 2006, с. 39
- ^ Стэнвик, Пол Эдмунд. Портреты Птолемеев: греческие цари как египетские фараоны. Остин: Издательство Техасского университета. 2003, с. 23
- ^ Адамс, цит.
- ^ Бэгналл, RS в Сьюзен Уокер, изд. Древние лица: портреты мумий в римском Египте (публикации Метрополитен-музея). Нью-Йорк: Рутледж, 2000, с. 27
- ^ Брукс Хедстром, Дарлин Л. (2019), « Археология раннего христианства в Египте », в Карахере, Уильям Р.; Дэвис, Томас В.; Петтигрю, Дэвид К. (ред.), Оксфордский справочник по раннехристианской археологии , Oxford University Press, стр. 665
- ^ Чоат, Малькольм (2012). « Христианство ». В Риггс, Кристина (ред.). Оксфордский справочник по римскому Египту . Издательство Оксфордского университета. стр. 480.
- ^ Бери, Джон Б. (1889). История позднейшей Римской империи от Аркадия до Ирины . Том. 2. п. 249.
- ^ «История Восточной Православной Церкви» . Греческая православная церковь Святой Анны . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бэгналл, цит.
- ^ Бэгналл, стр. 28–29.
- ^ квартал. у Алана К. Боумана, Египет после фараонов, 332 г. до н.э. – 642 г. н.э. , Беркли: University of California Press, 1996, стр. 126: «Настоящих египтян легко узнать среди ткачей льна по их речи».
- ^ Леннарт Санделин; Петра Сейпестейн (2004). Папирология и история раннего исламского Египта . Брилл. п. 165.
- ^ Леннарт Санделин; Петра Сейпестейн (2020). Разновидности постклассического и византийского греческого языка . Де Грютер. п. 447.
- ^ Уокер, Сьюзен, цит. , с. 24
- ^ Зубной ряд помогает археологам оценить биологические и этнические черты и взаимоотношения населения.
- ^ Ирландский JD (2006). «Кем были древние египтяне? Сходство зубов среди неолита и постдинастических народов». Am J Phys Anthropol 129 (4): 529-43.
- ^ Виктор Дж. Кац (1998). История математики: Введение , с. 184. Эддисон Уэсли, ISBN 0-321-01618-1 : « Но что нам действительно хочется знать, так это то, в какой степени александрийские математики периода с первого по пятый века н.э. были греками. Конечно, все они писали по-гречески и входили в состав греческое интеллектуальное сообщество Александрии. И большинство современных исследований приходят к выводу, что греческая община сосуществовала [...] Итак, следует ли нам предположить, что Птолемей и Диофант , Папп и Гипатия были этническими греками, что их предки пришли из Греции в какой-то момент Конечно, невозможно однозначно ответить на этот вопрос, но исследования папирусов, датируемых первыми веками нашей эры, показывают, что между греками и египтянами имело место значительное количество смешанных браков. [...] И известно, что греческие брачные контракты все больше напоминали египетские. Кроме того, даже с момента основания Александрии небольшое количество египтян было допущено к привилегированным классам города для выполнения многочисленных гражданских ролей. Конечно, в таких случаях египтянам было важно «эллинизироваться», перенять греческие обычаи и греческий язык. Учитывая, что упомянутые здесь александрийские математики действовали через несколько сотен лет после основания города, казалось бы, по крайней мере, одинаково возможным, что они были этническими египтянами и оставались этническими греками. В любом случае неразумно изображать их с чисто европейскими чертами, когда физических описаний не существует. "
- ^ Лидделл, Генри Джордж; Скотт, Роберт, Греко-английский лексикон (онлайн-изд.), Университет Тафтса , получено 2 января 2009 г.
- ^ Нацулас, Теодорос (1975), Греки в Эфиопии: экономическая, политическая и социальная жизнь, около 1740–1936 гг. , Доктор философии. диссертация, Сиракузский университет, OCLC 8152015
- ^ Домбровский, Франц Амадей (1985), Выход Эфиопии к морю , Лейден: EJ Brill, стр. 43, ISBN 90-04-07680-8
- ^ Перейти обратно: а б Британская энциклопедия: А-андрофаги . Издательство Кембриджского университета. 1910. с. 89.
- ^ Джордж Хатке (2013). Аксум и Нубия: война, торговля и политические фантазии в древней Северо-Восточной Африке . Нью-Йорк Пресс. п. 26.
- ^ Дера, Мари-Лора (2020). «До Соломонидов: кризис, Возрождение и возникновение династии Загве (седьмой – тринадцатый века)». В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи . Лейден: Брилл. п. 34. ISBN 978-90-04-41958-2 .
- ^ Фрич, Эммануэль; Кидане, Хабтемайкл (2020). «Средневековая Эфиопская Православная Церковь и ее литургия» В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи Лейден: Брилл. п. 169. ИСБН 978-90-04-41958-2 .
- ^ Мухаммад Джамал ад-Дин Мухтар (1990). Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том. II, Сокращенное издание: Древняя Африка . Издательство Калифорнийского университета. п. 234.
- ^ Де Лоренци, Джеймс (2015), Хранители традиций: историки и исторические сочинения в Эфиопии и Эритрее , Рочестер: University of Rochester Press, стр. 15–16, ISBN 978-1-58046-519-9 .
- ^ Нацулас, Теодорос (1975), Греки в Эфиопии: экономическая, политическая и социальная жизнь, около 1740–1936 гг. , Доктор философии. диссертация, Сиракузский университет, OCLC 8152015
- ^ Домбровский, Франц Амадей (1985), Выход Эфиопии к морю , Лейден: EJ Brill, стр. 43, ISBN 90-04-07680-8
- ^ Раймонд Сильверман и Нил Собания, «Добыча материнского месторождения: ранняя европейская туристическая литература и история обработки драгоценных металлов в высокогорной Эфиопии», History in Africa , 31 (2004), стр. 348
- ^ Джеймс Брюс (1812 г.). Путешествия 1765-1773 годов... В Абиссинию... Осмысление интересного повествования о приключениях автора в Абиссинии... Являясь содержанием оригинального произведения. [С гравюрами, включая портрет.] Дж. и Дж. Канди. стр. 46, 47.
- ^ Абба Салама Тома 1-2 . Калифорнийский университет. 1970. с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б Ринг, Труди и др. (1996) «Кирена (Гебель Ахдар, Ливия)» Международный словарь исторических мест: Том 4: Ближний Восток и Африка Издательство Fitzroy Dearborn, Чикаго, стр. 194 , ISBN 1-884964-03-6
- ^ Подробности основания содержатся в Книге IV Истории Геродота Галикарнасского.
- ^ Перейти обратно: а б Ринг, Труди, Роберт М. Салкин и Шэрон Ла Бода (1996). «Кирена (Гебель Ахдар, Ливия)» в Международном словаре исторических мест, том 4: Ближний Восток и Африка . Издательство Fitzroy Dearborn, Чикаго и Лондон.
- ^ «Киренаика и греки» из книги «Страновые исследования Библиотеки Конгресса: Ливия» . 2001. [1] . По состоянию на 27 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ив Боннефуа (1992). Греческая и египетская мифологии . Издательство Чикагского университета. п. 250.
- ^ Перейти обратно: а б с д Робин Уотерфилд (2008). Истории . ОУП Оксфорд. п. 290.
- ^ Перейти обратно: а б Уильям Мюр (1859). Критическая история языка и литературы Древней Греции: кн. IV. Чердачный период . Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс. Калифорнийский университет. п. 403.
- ^ Левесон Вернон Харкорт (1839). Доктрина потопа; Оправдание библейского повествования от сомнений... недавно высказанных на нем геологическими спекуляциями, том 1 . п. 426.
- ^ Исаак Ньютон (1785). Произведения Исаака Ньютона в иллюстрациях Сэмюэля Хорсли · Том 5 Николс. п. 154
- ^ Крамер, Роберт; Лоббан, Ричард; Флер-Лоббан, Кэролин (2013). Исторический словарь Судана (4-е изд.). Лэнхэм / Торонто / Плимут (Великобритания): The Scarecrow Press. стр. 191–192. ISBN 978-0-8108-6180-0 .
- ^ Браун, Ричард (май 1984 г.). «Греки в Ассирии: некоторые упущенные из виду доказательства». Классический мир . 77 (5): 300–303. дои : 10.2307/4349596 . JSTOR 4349596 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хилл, Ричард Лесли (1967). Биографический словарь Судана (2-е изд.). Лондон: Фрэнк Касс и Ко, стр. 163, 347, 361. ISBN. 978-0-7146-1037-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лоббан-младший, Ричард (2004). Исторический словарь древней и средневековой Нубии . Лэнхэм / Оксфорд: Scarecrow Press. стр. xl, xxxix, 173–175, 191–192, 208, 323. ISBN. 978-0-8108-4784-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гаргарин, Майкл; Фантэм, Элейн (2010). Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима . Том. 1. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Э.А. Уоллис Бадж (2014). История Эфиопии: Том I (Возрождение Рутледжа) Нубия и Абиссиния . Тейлор и Фрэнсис. стр. 52, 53, 54.
- ^ Питер Грин (1993). Эллинистическая история и культура . Издательство Калифорнийского университета. стр. 41, 42, 43.
- ^ Хейкок, Брайан (1965). Международные отношения Напатан-Мероитского королевства в Судане с 8 века до н.э. по 4 век нашей эры (Магистры). Дарем: Даремский университет. стр. 87–88.
- ^ Сакс, Дэвид; Мюррей, Освин; Броуди, Лиза (2014). xv Энциклопедия древнегреческого мира . Издательство информационной базы. стр. xv.
- ^ Перейти обратно: а б Мохаммед Али (1996). Этническая принадлежность, политика и общество в конфликтах и социальных изменениях Северо-Восточной Африки . Университетское издательство Америки. п. 119.
- ^ Перейти обратно: а б М. Онеггер (2018). Нубийская археология в XXI веке. Материалы тринадцатой Международной конференции по нубийским исследованиям, Невшатель, 1-6 сентября 2014 г. Издательство Питерс. п. 586.
- ^ Перейти обратно: а б Гавдат Габра; Хани Такла (2013). Христианство и монашество в Асуане и Нубии . Американский университет в Каире Press. п. 352.
- ^ GHR Хорсли (1989). Лингвистические очерки . Университет Маккуори. Центр документальных исследований древней истории. стр. 10, 11.
- ^ Джефф Эмберлинг; Брюс Уильямс (2020). Оксфордский справочник по древней Нубии . Издательство Оксфордского университета. п. 801.
- ^ Жак ван дер Влит (2018). Христианская эпиграфика Египта и Нубии . Тейлор и Фрэнсис. п. 464.
- ^ Перейти обратно: а б с WHC Френд (1984). Возвышение христианства . п. 847.