Королевство Аксум
Королевство Аксум | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
I век – 960 г. н.э. | |||||||||
Аксумская валюта с изображением царя Эндубиса | |||||||||
Капитал | |||||||||
Общие языки | (с 1 века) [3] Различный [а] | ||||||||
Религия |
| ||||||||
Demonym(s) | Аксумский, Эфиопский, Абиссинский | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Негус / Негуса Нагаст | |||||||||
• в. 100 год нашей эры | Базен из Аксума (первый известный) Эфиопский (по традиции) | ||||||||
• 917 или 940–960 | Дил Наод (Последний) | ||||||||
Историческая эпоха | От классической античности до раннего средневековья | ||||||||
• Учредил | 1 век | ||||||||
3 век | |||||||||
• королем Эзаной Завоевание королевства Куш | 330 | ||||||||
• Эзаны Обращение в христианство. | 325 или 328 | ||||||||
520 | |||||||||
570 | |||||||||
7 век | |||||||||
• Крах | 960 г. н.э. | ||||||||
Область | |||||||||
350 [7] | 1 250 000 км 2 (480 000 квадратных миль) | ||||||||
525 | 2 500 000 км 2 (970 000 квадратных миль) | ||||||||
Валюта | Аксумская валюта | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть |
Королевство Аксум ( геэз : አክሱም , латинизированное ʾÄksum ; сабейское : 𐩱𐩫𐩪𐩣 , ʾкшм ; Древнегреческий : Ἀξωμίτης , латинизированный : Axōmítēs ), также известный как Аксумское королевство или Аксумская империя , было королевством в Восточной Африке и Южной Аравии от классической античности до средневековья . Базируется на территории нынешней северной Эфиопии и Эритреи , а также на территории современных Джибути и Судана . возникшее на базе более ранней цивилизации Дэмт , было основано в I веке. Королевство, [8] [9] Город Аксум служил столицей королевства на протяжении многих веков, пока не переехал в Кубар. [10] в 9 веке из-за ухудшения торговых связей и повторяющихся внешних вторжений. [11] [12]
считал Аксумское царство одной из четырех великих держав III века Персидский пророк Мани , наряду с Персией , Римом и Китаем . [13] Аксум продолжал расширяться во время правления Гедары (ок. 200–230), который был первым королем, участвовавшим в делах Южной Аравии. Его правление привело к контролю над большей частью западного Йемена , такой как Тихама , Наджра , Маафир , Сафар (до ок. 230 г.) и частями территории Хашидов вокруг Хамира в северных горных районах , пока совместный союз химьяритов и сабеев не вытеснил их. . Аксум-Химьярские конфликты продолжались на протяжении всего III века. Во время правления Эндубиса (270–310 гг.) в Аксуме начали чеканить монеты , которые были раскопаны даже в Кесарии и южной Индии. [14]
Когда королевство стало крупной державой на торговом пути между Римом и Индией и получило монополию на торговлю в Индийском океане , оно вошло в греко-римскую культурную сферу . Из-за своих связей с греко-римским миром Аксум принял христианство в качестве государственной религии в середине IV века, при Эзане (320-е гг. – ок. 360 г.). [15] После христианизации аксумиты прекратили строительство стел . [11] Королевство продолжало расширяться на протяжении всей поздней античности , завоевав Куш при Эзане в 330 году на короткий период времени и унаследовав от него греческий экзоним «Эфиопия». [16]
Аксумское господство на Красном море достигло кульминации во время правления Калеба Аксумского (514–542), который по повелению византийского императора Юстина I вторгся в Химьяритское царство в Йемене, чтобы положить конец гонениям на христиан, совершаемым иудеями. король Зу Нувас . После аннексии Химьяра Аксумское королевство достигло своей самой большой территориальной протяженности - около 2 500 000 км . 2 . Однако территория была потеряна в аксумско-персидских войнах . [17] Аксум удерживал Южную Аравию с 520 по 525 год, когда Сумьяфа Ашва был свергнут Абрахой .
Медленный упадок королевства начался к VII веку, когда чеканка валюты прекратилась. Присутствие персов (а позже и мусульман) в Красном море привело к экономическим страданиям Аксума, а население города Аксум сократилось. Помимо экологических и внутренних факторов, это было предложено как причина его упадка. Последние три столетия существования Аксума считаются темным веком, и по неопределенным обстоятельствам королевство рухнуло около 960 года. [15] Несмотря на свое положение одной из ведущих империй поздней античности, Аксумское королевство кануло в безвестность, поскольку Эфиопия оставалась изолированной на протяжении всего позднего средневековья. [18]
Этимология
Карло Конти Россини считал, что слово Аксум имеет семитский корень и означает зеленый и густой сад, полный травы. [19]
История
Ранняя история
До основания Аксума на плато Тыграй на севере Эфиопии находилось королевство, известное как Дмт . Археологические данные показывают, что королевство находилось под влиянием сабеев из современного Йемена; Ранее ученые пришли к единому мнению, что сабейцы были основателями семитской цивилизации в Эфиопии, хотя теперь это опровергнуто, и их влияние считается незначительным. [20] [б] [21] Присутствие сабеев, вероятно, длилось всего несколько десятилетий, но их влияние на более позднюю аксумскую цивилизацию включало принятие древнего южноаравийского письма , которое развилось в письмо геэз , и древней семитской религии . [22]
Первые столетия развития Аксума, превратившегося из скромного регионального центра в значительную державу, остаются во многом неясными. Артефакты каменного века были обнаружены в Гобедре , в двух километрах к западу от Аксума . Раскопки на Бета-Гиоргисе, холме к северо-западу от Аксума, подтверждают доаксумские корни поселения в окрестностях Аксума, датируемого примерно VII-IV веками до нашей эры. Дальнейшие данные раскопок в парке стел в центре Аксума подтверждают непрерывную деятельность в этом районе с самого начала нашей эры. Два холма и два ручья лежат на восточной и западной просторах города Аксум; возможно, давая первоначальный импульс для заселения этой территории. [23] [24] [25]
Археологические данные свидетельствуют о том, что Аксумское государство возникло между 150 г. до н.э. и 150 г. н.э. Небольшие районные «королевства», обозначаемые очень крупными зародившимися общинами с одной или несколькими элитными резиденциями, по-видимому, существовали в ранний период Аксумского королевства, и здесь Стюарт Манро-Хей заключает это; «Вполне вероятно, что королевство было конфедерацией, которую возглавлял король районного уровня, который командовал другими мелкими королями в пределах Аксумского царства. Таким образом, правителем Аксумского королевства был «Царь царей» — титул, часто встречающийся в надписях этого периода. Нет никаких свидетельств того, что еще возникла единая королевская линия, и вполне возможно, что после смерти Короля Королей из всех королей будет выбран новый. в конфедерации, а не через какой-то принцип первородства». [26] [27]
Возвышение Аксума
Первое историческое упоминание об Аксуме содержится в « Перипле Эритрейского моря» , торговом справочнике, который, вероятно, датируется серединой I века нашей эры. Аксум упоминается наряду с Адулисом и Птолемаидой Охотничьей как лежащий в пределах царства Зоскалеса . Этот район описывается как место, где в основном производят слоновую кость и панцири черепах. Король Зоскалес имел греческое образование, что указывает на то, что греко-римское влияние уже присутствовало в это время. [2] Из Перипла становится очевидным, что даже на этом раннем этапе своей истории Аксум играл роль на трансконтинентальном торговом пути между Римом и Индией . [28]
Аксумский контроль над Адулисом позволил обменивать эфиопские товары на иностранный импорт. И Плиний Старший , и Перипл Эритрейского моря упоминают этот порт, расположенный в трех днях пути от первоначального рынка слоновой кости в Колоэ , который сам находится в пяти днях езды от Аксума. Эта торговля через Красное море, простиравшаяся от Римской империи на севере до Индии и Цейлона на востоке, сыграла решающую роль в процветании Аксума. Город процветал за счет экспорта таких товаров, как слоновая кость, черепаховый панцирь и рог носорога. Плиний также упомянул дополнительные предметы, такие как шкура гиппопотама, обезьян и рабов. Во II веке нашей эры географ Птолемея называл Аксум могущественным царством. Как археологические находки, так и текстовые данные позволяют предположить, что в этот период в Аксумском районе возникло централизованное региональное государство, характеризующееся определенной социальной стратификацией. К началу IV века нашей эры Аксумское государство прочно утвердилось с городскими центрами, официальной валютой с чеканкой монет из золота, серебра и меди, интенсивной сельскохозяйственной системой и организованной армией. [29]
Около 200 г. н.э. амбиции аксумцев распространились на Южную Аравию, где Аксум, по-видимому, обосновался в Аль-Маафере и в различных точках участвовал в конфликтах с Сабой и Химьяром, образуя различные союзы с главными королевствами и племенами. В начале III века короли GDRT и DBH отправили в этот регион военные экспедиции. В надписях местных арабских династий эти правители упоминаются под титулом «нагаси Аксума и Хабашата», а в металлическом предмете, обнаруженном в восточном Тыграе, также упоминается некий « негу ГДР из Аксума». Позже в том же столетии mlky hhst dtwns wzqrns (цари Хабашат DTWNS и ZQRNS также упоминаются ), сражавшиеся в Аравии. Согласно греческой надписи в Эритрее, известной как Monumentum Adulitanum , записанной Космой Индикоплевстом , примерно в середине-конце III века (вероятно, ок. 240–260 гг.) аксумиты во главе с анонимным царем добились значительной территориальной экспансии в Эфиопии. Высокогорье и Аравийский полуостров , причем их влияние простиралось до озера Тана и границ Египта. [30] [31] [32]
К концу III века нашей эры Аксум получил признание пророка Мани в Кефалайе как одна из четырех великих держав мира наряду с Римом, Персией и Китаем. По мере расширения политического влияния Аксума росло и величие его памятников. Раскопки археологических экспедиций выявили раннее использование стел: от простых и грубых надписей до некоторых из крупнейших памятников Африки. Гранитные стелы на главном кладбище, где расположены аксумские царские гробницы, превратились из простого гранита в тщательно обработанный гранит и в конечном итоге стали напоминать многоэтажные башни в своеобразном архитектурном стиле. В аксумской архитектуре использовались массивные гранитные блоки, более мелкие необработанные камни для стен, глиняный раствор, кирпичи для сводов и арок, а также видимый деревянный каркас, известный как «обезьяньи головы» или выступы с квадратными углами. Стены наклонены внутрь и имеют несколько углубленных отсеков для дополнительной прочности. Аксум и другие города, такие как Адулис и Матара , могли похвастаться солидными «дворцовыми» зданиями, построенными в этом архитектурном стиле. В начале VI века, Косма Индикоплевст описал свое посещение Аксума, упомянув четырехбашенный дворец аксумского царя, украшенный бронзовыми статуями единорогов. В Аксуме также были ряды монументальных гранитных тронов, на которых, вероятно, были металлические статуи, посвященные дохристианским божествам. Эти троны включали большие панели по бокам и сзади с надписями, приписываемыми Усанасу , Эзане , Калебу и его сыну Вазебе , служившие памятниками победы, документирующими войны этих королей. [33]
Царь Эзана стал первым христианским правителем Аксума в IV веке. Монеты и надписи Эзаны меняют дохристианские изображения на христианскую символику около 340 года нашей эры. Обращение в христианство было одним из самых революционных событий в истории Эфиопии, поскольку оно обеспечило Аксуму культурную связь со Средиземноморьем . Аксум приобрел политическую связь с Византийской империей , которая считала себя защитницей христианского мира . Три надписи на камне Эзаны документируют обращение короля Эзаны в христианство и две его военные экспедиции на соседние территории, одна надпись на греческом языке, а другая на языке гиз. Эти две экспедиции относятся к двум различным кампаниям: одна против « ноба », а другая — против беджа . Согласно надписи, ноба расселились где-то в районе слияния Нила и Атбары, где они, по-видимому, захватили большую часть Кушского королевства . Однако они не отогнали кушитов от их глубинки, поскольку в надписи говорится, что аксумиты сражались с ними у слияния двух рек. Также в надписи упоминается загадочный «красный Ноба», против которого была совершена экспедиция. Этот народ, по-видимому, расселился дальше на север и может быть идентичен «другим нобадам», упомянутым в надписи нубийского царя. Силко высечено на стене храма Калабши . [34] [35]
Король Калеб отправил экспедицию против еврейского химьяритского короля Зу Нуваса , преследовавшего христианскую общину в Йемене. Калеб получил широкое признание в свое время как завоеватель Йемена. Он расширил свой королевский титул, включив в него короля Хадрамаута на юго-востоке Йемена, а также прибрежную равнину и высокогорье Йемена, а также «всех их арабов», подчеркнув обширное влияние Аксума через Красное море на Аравию. Дху Нувас был свергнут и убит, а Калеб назначил арабского наместника по имени Эсимифайос («Сумуафа Ашава»), но его правление было недолгим, поскольку он был свергнут в результате переворота, возглавляемого аксумитом по имени Абраха через пять лет . Калеб послал против Абрахи две экспедиции, но обе потерпели решительное поражение. По словам Прокопия , после безуспешных попыток Аксума сместить его, Абраха продолжал управлять Йеменом посредством соглашения о дани с королем Аксума. [36] [37]
После Масрук смерти Абрахи его сын Абраха продолжил наместничество аксумцев в Йемене, возобновив выплату дани Аксуму. Однако его сводный брат Маад-Кариб восстал. Маад-Кариб сначала обратился за помощью к римскому императору Юстиниану Великому , но, получив отказ, решил вступить в союз с сасанидским персидским императором Хосровом I , что спровоцировало аксумско-персидские войны . Хосров I послал небольшой флот и армию под командованием Вахреза, чтобы свергнуть короля Йемена. Война завершилась осадой Саны , столицы Аксумского Йемена. После его падения в 570 году и смерти Масрука на трон взошел сын Маад-Кариба Саиф. В 575 году война возобновилась вновь, после того как Саиф был убит аксумцами. Персидский генерал Вахрез возглавил еще одну армию численностью 8000 человек, положив конец правлению Аксума в Йемене и став потомственным губернатором Йемена. По мнению Стюарта Манро-Хея , эти войны, возможно, были лебединой песней Аксума как великой державы, с общим ослаблением аксумской власти и перерасходом денег и рабочей силы. [38]
Отклонить
Аксумская торговля в Красном море, вероятно, пострадала из-за персидских завоеваний Египта и Сирии, за которыми последовали поражения в Йемене. Однако более продолжительное влияние произошло с появлением ислама в начале 7 века и расширением халифата Рашидун . Изначально у Аксума были хорошие отношения со своими исламскими соседями. Например, в 615 году нашей эры первые мусульмане из Мекки, спасаясь от преследований курайшитов , отправились в Аксум и получили убежище; это путешествие известно в исламской истории как Первая Хиджра . В 630 году Мухаммед отправил военно-морскую экспедицию против предполагаемых абиссинских пиратов — экспедицию Алькаммы бин Муджаззиза . [39] [40] Торговля с римским/византийским миром остановилась, когда арабы захватили восточно-римские провинции. Следовательно, в Аксуме произошло снижение благосостояния из-за усиления изоляции, и в конечном итоге производство монет было прекращено в начале 8 века. [41]
Исламские завоевания не были единственной причиной упадка Аксума. Другой причиной упадка стала экспансия кочевников беджа . Из-за бедности своей страны многие из них начали мигрировать на северное Эфиопское нагорье. В конце VII века нашей эры сильное племя беджа, известное как Занафадж, проникло на Эритрейское плато через долину Гаш-Барка . Они захватили и разграбили большую часть горной местности Эритреи , поскольку Аксум больше не мог сохранять свой суверенитет над границей. В результате связь с портами Красного моря была потеряна. [42]
Примерно в это же время аксумское население было вынуждено уйти дальше вглубь страны, в высокогорье , в поисках защиты, оставив Аксум как столицу. Арабские писатели того времени продолжали описывать Эфиопию (больше не называемую Аксум) как обширное и могущественное государство, хотя они потеряли контроль над большей частью побережья и их притоками. [43] Хотя земля была потеряна на севере, она была приобретена на юге; и хотя Эфиопия больше не была экономической державой, она по-прежнему привлекала арабских купцов. Затем столица была перенесена на юг, в новое место под названием Кубар . [20] Арабский писатель Якуби первым описал новую аксумскую столицу. Столица, вероятно, располагалась в южном Тыграе или Анготе ; однако точное местонахождение этого города в настоящее время неизвестно. [44] Голод отмечен в Эфиопии в девятом веке. Коптские патриархи Иаков (819–830) и Иосиф (830–849) Александрийские объясняют состояние Эфиопии войной, чумой и недостаточными дождями. [45] Во время правления Дегны Джана в 9 веке империя продолжала расширяться на юг, проводя миссионерскую деятельность к югу от Ангота . [46]
Gudit's invasion
Местная история гласит, что около 960 года еврейская царица по имени Йодит (Юдит) или « Гудит » разгромила империю и сожгла ее церкви и литературу. Хотя есть свидетельства сожжения церквей и вторжения примерно в это время, ее существование подвергается сомнению некоторыми западными авторами. Гудит разграбил Аксум, разрушая церкви и здания, преследуя христиан и совершая христианское иконоборчество . Ее происхождение обсуждается среди ученых. Некоторые утверждали, что она была еврейкой по национальности или была родом из южного региона. Согласно одному традиционному сообщению, она правила сорок лет, а ее династия просуществовала до 1137 года нашей эры, когда она была свергнута Марой Такла Хайманот , что привело к возникновению Агава под руководством династии Загве . [47]
Согласно устной традиции, Гудит пришла к власти после того, как убила царя Бета-Исраэль , а затем правила 40 лет. Она привела свою еврейскую армию из гор Семьен и озера Тана, чтобы организовать грабеж Аксума и его окрестностей. Она была полна решимости уничтожить всех представителей аксумской династии, дворцы, церкви и памятники в Тыграе . Ее печально известные деяния до сих пор вспоминают крестьяне, населяющие северную Эфиопию. В этом районе находятся большие руины, стоячие камни и стелы. [48] Гудит также убил последнего императора Аксума, возможно, Дил Наода , в то время как другие источники говорят, что Дил Наод отправился в изгнание в Шева , под защитой христиан. Он просил помощи у нубийского греческого правителя, царя Моисея Георгиоса , но остался без ответа. [49] Говорят, что ее преемником стал Дагна-Джан, тронное имя которого было Анбаса Вудем. [47] Ее правление ознаменовалось перемещением аксумского населения на юг. Согласно одному традиционному эфиопскому сообщению, она правила сорок лет, и ее династия была в конечном итоге свергнута Марой Теклой Хайманот в 1137 году нашей эры, которая положила начало формированию династии Загве , родив детей от потомка последнего аксумского императора Дил На' од. [50]
После непродолжительного Темного века Аксумскую империю сменила династия Загве в 11 или 12 веке (скорее всего, около 1137 года), хотя и ограниченная в размерах и масштабах. Однако Екуно Амлак , убивший последнего царя Загве и основавший современную династию Соломоновых Островов около 1270 года, вел свою родословную и свое право на правление от последнего императора Аксума Дил Наода . Следует отметить, что конец Аксумской империи не означал конец аксумской культуры и традиций; например, архитектура династии Загве в Лалибела и церкви Йемрехана Крестос демонстрирует сильное аксумское влияние. [20]
Общество
Аксумское население в основном состояло из семитоязычных групп, одной из этих групп были агазианцы или носители геэза , комментатор надписи Адулис идентифицирует их как основных жителей Аксума и его окрестностей. на кушитском языке говорящий Известно также, что народ агау, , жил на территории королевства, поскольку Косма Индикоплевст отмечает, что «губернатору Агау» король Аксума Калеб поручил защиту жизненно важных дальних караванных маршрутов с юга. предполагая, что они жили в пределах южной границы Аксумского царства. [51] [52] В Аксуме также проживало значительное эфиопское греческое население, которое проживало в городах Птолемаис Терон и Адулис . [53] Нилотские группы также населяли Аксум, поскольку в надписях времен Эзаны упоминается «Барья», анимистическое племя, жившее в западной части империи, которое, как полагают, было нарасами . [54] [55]
Аксумские поселения были распределены по значительной части высокогорья на севере Африканского Рога, причем большинство из них располагалось на северо-востоке Тыграя в Эфиопии, а также в регионах Акеле-Гузай и Серайе в Эритрее. Несмотря на концентрацию в этих районах, некоторые аксумские поселения, такие как Чика Берет, расположены вплоть до Южного Волло . Помимо нагорья, памятники аксумского периода были обнаружены вдоль побережья Красного моря Эритреи, вблизи залива Зула . Многочисленные аксумские поселения были стратегически расположены вдоль оси, которая проходила от Аксума до залива Зула , образуя маршрут, соединяющий аксумскую столицу в высокогорье с главным аксумским портом Адулис на Красном море. два крупнейших поселения аксумской эпохи — Матара и Кохайто Вдоль этого маршрута в горной местности Эритреи располагались . Концентрация этих аксумских древних поселений предполагает высокую плотность населения в горной местности Тыграя и в центральной Эритрее. [56] По мнению Таддессе Тамрата , составные регионы Аксумского царства включали «большую часть провинции Тигре , всё Эритрейское плато» и регионы Ваг , Ласта и Ангот . [57]
Сложная сельскохозяйственная система в Аксумском районе, включавшая ирригацию, строительство плотин, террасирование и пахотное земледелие, сыграла решающую роль в поддержании жизни как городского, так и сельского населения. Аксумские фермеры выращивали различные зерновые культуры, происходящие как из Африки, так и с Ближнего Востока. Эти культуры включали теф , пальчатое просо , сорго , пшеницу полбы, хлебную пшеницу, лущеный ячмень и овес. Помимо зерновых культур, аксумские фермеры также выращивали льняное семя, хлопок, виноград и бобовые культуры ближневосточного происхождения, такие как чечевица, фасоль, нут, горох обыкновенный и горох посевной. Другие важные культуры включали африканскую масличную культуру Guizotia abyssinica , а также тыквы и кресс-салат. Такое разнообразие сельскохозяйственных культур в сочетании с выпасом домашнего крупного рогатого скота, овец и коз способствовало созданию высокопродуктивной местной агропастбищной традиции производства продуктов питания. Эта традиция сыграла важную роль в развитии аксумской экономики и укреплении государственной власти. [58]
Культура
Аксумская империя примечательна рядом достижений, таких как собственный алфавит, сценарий геэз , который в конечном итоге был модифицирован для включения гласных , став абугидой . Кроме того, в ранние времена империи, около 1700 лет назад, были построены гигантские обелиски для обозначения гробниц императоров (и знати) (подземные погребальные камеры), самым известным из которых является Обелиск Аксума .
При императоре Эзане Аксум принял коптское христианство вместо своих прежних политеистических и иудаистских религий около 325 года. Аксумская коптская церковь дала начало нынешней Эфиопской православной церкви Тевахедо (получила автономию от Коптской церкви только в 1959 году) и Эритрейской православной церкви Тевахедо. (предоставлена автономия от Эфиопской православной церкви в 1993 г.). После раскола с православием после Халкидонского собора (451 г.) это была важная миафизитская церковь, и ее Священные Писания и литургия по-прежнему находятся в Геезе. [59] [60] [61]
Язык
Греческий стал официальным и литературным языком Аксумского государства, возникший под влиянием значительных эфиопских греческих общин, основанных в Аксуме , порту Адулис , Птолемаиде Тероне и других городах региона во времена Птолемеев . [62] [63] [64] Греческий язык использовался в государственном управлении, международной дипломатии и торговле; его можно широко увидеть в чеканке монет и надписях. [65] [66] [67] [68]
Геэз , язык Агази , использовался наряду с греческим при дворе Аксума. Хотя во времена раннего царства геэз был разговорным языком, есть свидетельства, написанные на древнем южноаравийском языке сабайском . [69] [70] [71] В IV веке Эзана из Аксума продвигал письменность геэз и сделал геэз официальным государственным языком наряду с греческим; к VI веку литературные переводы на геэз были обычным явлением. [65] [72] [73] [74] После мусульманских завоеваний Ближнего Востока и Северной Африки в VII веке, которые фактически изолировали Аксум от греко-римского мира, Геэз полностью заменил греческий язык. [75] [18]
Религия
До своего обращения в христианство аксумиты исповедовали политеистическую религию, родственную религии, исповедуемой в южной Аравии. Это включало использование символа полумесяца и диска, используемого в южной Аравии, и северного рога. [76] В ЮНЕСКО книге спонсируемой «Всеобщая история Африки » французский археолог Франсис Анфре предполагает, что аксумиты поклонялись Астару , его сыну Махрему и Бехеру . [77]
Стив Каплан утверждает, что с аксумской культурой произошли серьезные изменения в религии: из старых богов осталась только Астар, а остальные были заменены тем, что он называет «триадой местных божеств: Махрем, Бехер и Медр». Он также предполагает, что культура Аксума находилась под значительным влиянием иудаизма, говоря, что «первые носители иудаизма достигли Эфиопии между правлением царицы Савской до нашей эры и обращением в христианство царя Эзаны в четвертом веке нашей эры». Он считает, что, хотя эфиопская традиция предполагает, что они присутствовали в большом количестве, «относительно небольшое количество текстов и людей, проживающих в культурном, экономическом и политическом центре, могло оказать значительное влияние». и что «их влияние было распространено по всей эфиопской культуре в период ее становления. К тому времени, когда в четвертом веке утвердилось христианство, многие из первоначально еврейско-еврейских элементов были приняты большей частью коренного населения и больше не рассматривались как иностранные. характеристики и не воспринимались как противоречащие принятию христианства». [78]
Монеты и надписи короля Эзаны II показывают, что до обращения в христианство он, возможно, поклонялся богам Астару, Бехеру, Медеру/Медру и Махрему. Другая надпись Эзаны явно христианская и относится к «Отцу, Сыну и Святому Духу». [79] Около 324 года нашей эры король Эзана II был обращен в христианство своим учителем Фрументием , который основал Аксумскую коптскую церковь, которая позже стала современной Эфиопской православной церковью . [80] [81] [82] Фрументий обучал императора, когда тот был молод, и считается, что в какой-то момент он организовал преобразование империи. [83] [84] О том, что аксумиты обратились в христианство, мы знаем, потому что в своих монетах они заменили диск и полумесяц крестом.
Фрументий был в контакте с Александрийской церковью и был назначен епископом Эфиопии около 330 года. Александрийская церковь никогда тесно не управляла делами церквей в Аксуме, что позволяло им развивать свою собственную уникальную форму христианства. [23] [24] Однако Александрийская церковь, вероятно, сохранила некоторое влияние, учитывая, что церкви Аксума последовали за Александрийской церковью в восточное православие , отвергнув Четвертый Вселенский Халкидонский собор . [85] Аксум также является предполагаемым домом святой реликвии Ковчега Завета. поместил ковчег на хранение в церковь Богоматери Марии Сионской . Говорят, что Менелик I [59] [60]
Ислам пришел в VII веке во время правления Ашамы ибн-Абджара , когда первые последователи исламского пророка Мухаммеда (также известные как сахабы ) мигрировали из Аравии из-за их преследований со стороны курайшитов , правящей арабской племенной конфедерации Мекки . Курайшиты мигранты были мятежниками , обратились к Ашаме ибн-Абджару , утверждая, что первые мусульманские которые изобрели новую религию, о подобной которой ни мекканцы, ни аксумиты не слышали. Король дал им аудиенцию, но в конечном итоге отказался выдать мигрантов. Вторая миграция , состоящая из 100 мигрантов-мусульман, произошла несколько лет спустя. Арабские надписи на архипелаге Дахлак датируются серединой 9 века нашей эры. подтвердить существование раннего мусульманского присутствия в Аксуме. [86]
Чеканка монет
Аксумская империя была одним из первых африканских государств, выпустивших собственные монеты . [83] [84] с легендами на геезском и греческом языках. Со времен правления Эндубиса до Армы (примерно с 270 по 610 гг.) чеканились золотые, серебряные и бронзовые монеты. Чеканка монет в древности сама по себе была актом огромной важности, поскольку провозглашала, что Аксумская империя считает себя равной своим соседям. Многие монеты используются как указатели того, что происходило во время их чеканки. Примером может служить добавление креста к монете после обращения империи в христианство. Наличие монет также упрощало торговлю и было одновременно полезным инструментом пропаганды и источником прибыли для империи.
Архитектура
Дворцовая архитектура
В целом элитные аксумские здания, такие как дворцы, строились на подиумах из рыхлых камней, скрепленных глиняным раствором, с тщательно вырезанными гранитными угловыми блоками, которые через равные промежутки времени отступали на несколько сантиметров по мере того, как стена поднималась выше, поэтому стены сужались по мере того, как они поднялись выше. Зачастую эти подиа — все, что сохранилось от аксумских руин. Стены над подиумом обычно строились из чередующихся слоев рыхлого камня (часто побеленного, как в церкви Йемрехана Крестос ) и горизонтальных деревянных балок с круглыми деревянными балками меньшего размера, вставленными в каменную кладку, часто выступающими из стен (их называют «обезьяньими» балками). головы') снаружи, а иногда и внутри.
И подиум, и стены наверху не имели длинных прямых участков, а имели выемки через равные промежутки времени, так что любые длинные стены состояли из ряда углублений и выступов. Это помогло укрепить стены. Обработанный гранит использовался для изготовления архитектурных элементов, включая колонны, основания, капители, двери, окна, мощение, водосточные трубы (часто в форме львиных голов) и т. д., а также огромные лестничные марши, которые часто обрамляли стены дворцовых павильонов на нескольких стороны. Двери и окна обычно обрамлялись каменными или деревянными поперечинами, соединенными по углам квадратными «обезьяньими головами», хотя использовались и простые перемычки. а также в более поздних высеченных в скалах церквях Тыграя Многие из этих аксумских особенностей можно увидеть вырезанными на знаменитых стелах , и Лалибелы . [20]
Дворцы обычно состояли из центрального павильона, окруженного вспомогательными постройками, пронизанными дверями и воротами, которые обеспечивали некоторую конфиденциальность (см. Дунгур пример ). Самая большая из этих построек, известных сейчас, — Тааха Марьям, размеры которой составляли 120 × 80 м, хотя, поскольку ее павильон был меньше, чем обнаружили другие, вполне вероятно, что другие были еще больше. [20]
Некоторые глиняные модели домов сохранились и дают нам представление о том, какими были небольшие жилища. На одном изображена круглая хижина с конической крышей, крытой слоями, а на другом — прямоугольный дом с прямоугольными дверями и окнами, крышей, поддерживаемой балками, заканчивающимися «обезьяньими головами», а также парапетом и водосточным желобом на крыше. Оба были найдены в Хавелти . На другом изображен квадратный дом со слоями скатной соломы, образующими крышу. [20]
Стелы
Стелы, пожалуй, самая узнаваемая часть аксумского архитектурного наследия. Эти каменные башни служили обозначением могил и представляли собой великолепный многоэтажный дворец. Они украшены ложными дверями и окнами в типично аксумском стиле. Самый большой из этих высоких обелисков имел бы высоту 33 метра, если бы он не сломался. Большая часть стелы находится над землей, но стабилизируется массивными подземными противовесами. На камне часто выгравирован узор или эмблема, обозначающая королевский или дворянский ранг. [23] [24]
Для важных памятников, построенных в регионе, используется особый тип гранита, называемый нефелиновым сиенитом . Он мелкозернистый и также использовался в исторических памятниках, таких как стелы. Эти памятники используются для прославления ключевых фигур в истории Аксума, особенно королей или священников. Эти стелы также называют «Обелисками», они расположены на поле стел Май-Хеджа, где можно наблюдать сложную седиментологию земли. Фундаменты памятников находятся примерно на 8,5 м ниже поверхности поля стел Май-Хеджа. Отложения в этой области за прошедшие годы претерпели сильное выветривание, поэтому поверхность этой территории претерпела множество изменений. Это одна из причин сложной стратиграфической истории этого участка, некоторых предыдущих слоев под поверхностью этого участка. [87]
Международные отношения, торговля и экономика
Охватывая часть территории нынешней северной Эфиопии , а также южной и восточной Эритреи , Аксум был глубоко вовлечен в торговую сеть между Индийским субконтинентом и Средиземноморьем ( Рим , позже Византия ), экспортируя слоновую кость , панцирь черепахи, золото и изумруды , а также импортируя шелк и специи. [59] [60] Доступ Аксума к Красному морю и Верхнему Нилу позволил его сильному флоту получать прибыль от торговли между различными африканскими ( Нубия ), арабскими ( Йемен ) и индийскими государствами.
Основным экспортным товаром Аксума, как и следовало ожидать от государства того времени, была сельскохозяйственная продукция. Во времена аксумитов земля была гораздо более плодородной, чем сейчас, и их основными культурами были такие зерновые культуры, как пшеница, ячмень и теф . Жители Аксума также разводили крупный рогатый скот , овец и верблюдов. На диких животных также охотились ради таких вещей, как слоновая кость и рога носорога. Они торговали с римскими торговцами, а также с египетскими и персидскими купцами. Империя также была богата месторождениями золота и железа. Эти металлы были ценны для торговли, но широко торговался и другой минерал: соль . В Аксуме было много соли, и ею довольно часто торговали. [81] [82]
Он выиграл от серьезной трансформации морской торговой системы, которая связывала Римскую империю и Индию . Это изменение произошло примерно в начале I века. Старая торговая система включала прибрежное плавание и множество промежуточных портов. Красное море имело второстепенное значение по сравнению с Персидским заливом и сухопутным сообщением с Левантом . Примерно с I века был проложен путь из Египта в Индию, используя Красное море и муссонные ветры, чтобы пересечь Аравийское море прямо в южную Индию . Примерно к 100 году нашей эры объем перевозок по этому маршруту затмил старые маршруты. плыло больше крупных кораблей . Спрос Рима на товары из южной Индии резко возрос, в результате чего по Красному морю из римского Египта в Аравийское море и Индию [83] [84]
Хотя раскопки были ограничены, четырнадцать римских монет, датируемых 2-м и 3-м веками, были обнаружены в аксумских стоянках, таких как Матара. Это говорит о том, что торговля с Римской империей существовала как минимум с этого периода. [88]
В 525 году нашей эры аксумиты попытались захватить регион Йемена, чтобы получить контроль над Баб-эль-Мандебским проливом; один из важнейших торговых путей средневекового мира, соединявший Красное море с Индийским океаном. Правители были склонны создать точку империализма за Красным морем в Йемене, чтобы полностью контролировать торговые суда, проходящие через Баб-эль-Мандебский пролив. Он расположен на морском перевалочном пункте между Йеменом, Джибути и Эритреей. Из-за преследований христиан правителем Йемена в 523 году нашей эры Калеб I, правитель Аксума (христианского региона) в то время, ответил на преследования нападением на химьяритского царя Юсуфа Ас'ар Ясара, известного как Зу Нувас. , новообращенный еврей, преследовавший христианскую общину Наджрана, Йемен, в 525 году нашей эры, с помощью Византийской империи, с которой имело связи с его королевством. Победоносно Аксумская империя смогла претендовать на регион Йемена, установив в этом регионе наместника и войска для его защиты до 570 года нашей эры, когда вторглись Сасаниды.
Королевство Аксум было идеально расположено, чтобы воспользоваться новой торговой ситуацией. Вскоре Адулис стал основным портом для экспорта африканских товаров, таких как слоновая кость, благовония, золото, рабы и экзотические животные. Чтобы поставлять такие товары, короли Аксума работали над развитием и расширением внутренней торговой сети. Конкурирующей и гораздо более старой торговой сетью, которая охватывала тот же внутренний регион Африки, была сеть Королевства Куш , которое долгое время снабжало Египет африканскими товарами через Нильский коридор. Однако к I веку нашей эры Аксум получил контроль над территорией, ранее принадлежавшей Кушиту. В « Перипле Эритрейского моря» подробно описывается, как слоновая кость, собранная на территории Кушита, вывозилась через порт Адулис, а не в Мероэ , столицу Куша. В течение 2-го и 3-го веков нашей эры Аксумское королевство продолжало расширять свой контроль над южным бассейном Красного моря. Был проложен караванный путь в Египет, полностью обходящий Нильский коридор. Аксуму удалось стать основным поставщиком африканских товаров в Римскую империю, не в последнюю очередь благодаря трансформации торговой системы Индийского океана. [90]
Гипотеза изменения климата
Изменение климата и торговая изоляция также считаются основными причинами упадка культуры. [ нужна ссылка ] Местная база средств существования была существенно увеличена климатическими изменениями в I веке нашей эры, которые усилили весенние дожди, продлили сезон дождей с 3,5 до шести или семи месяцев, значительно улучшили снабжение поверхностными и подземными водами, удвоили продолжительность вегетационного периода и создали условия, сравнимые с условиями современной центральной Эфиопии (где можно выращивать два урожая в год без помощи орошения).
Аскум также был расположен на плато на высоте 2000 м (6600 футов) над уровнем моря, что делало его почву плодородной и пригодной для сельского хозяйства. Похоже, это объясняет, как одна из маргинальных сельскохозяйственных зон Эфиопии смогла поддержать демографическую базу, которая сделала возможной эту обширную коммерческую империю. Это также может объяснить, почему в период расцвета аксумской власти невозможно подтвердить расширение аксумских сельских поселений на более влажные, плодородные и естественно плодородные земли Бегемдера или Ласты.
Поскольку международные прибыли от биржевой сети снизились, Аксум потерял контроль над своими источниками сырья, и эта сеть рухнула. Постоянное экологическое давление на большое население, нуждающееся в поддержании высокого уровня регионального производства продуктов питания, усилилось, что привело к волне эрозии почвы, которая началась в местном масштабе c. 650 г. и достигли кризисного уровня после 700 г. Дополнительные социально-экономические непредвиденные обстоятельства, по-видимому, усугубили проблему: они традиционно отражаются в ухудшении содержания, ухудшении и частичном заброшении маргинальных сельскохозяйственных земель, сдвигах в сторону более разрушительной эксплуатации пастбищных земель – и, в конечном итоге, в массовом, необратимая деградация земель . Это снижение, возможно, было ускорено очевидным снижением количества осадков, начавшимся между 730 и 760 годами, предположительно в результате чего в 9 веке был восстановлен сокращенный современный вегетационный период. [91] : 495
В литературе
Аксумская империя изображается как главный союзник Византии в серии «Велизарий» Дэвида Дрейка и Эрика Флинта , опубликованной Baen Books . Действие сериала происходит во время правления Калеба , который в сериале был убит малва в 532 году в Тааха Марьям , и ему наследовал его младший сын Эон биси Дакуэн.
В Элизабет Вейн сериале «Охотники на львов » Мордред и его семья укрываются в Аксуме после падения Камелота . Калеб — правитель в первой книге; он передает свой суверенитет своему сыну Гебре Мескалю, который правил во время Юстиниановой чумы .
Галерея
- Реконструкция Дунгура
- Самая большая аксумская стела, разбитая при падении.
- Обелиск Аксума после возвращения в Эфиопию.
- Модель дворца Тааха Марьям.
- Аксумские водостоки в форме львиных голов.
- Аксумитовый кувшин с фигурным носиком.
- Могилы под полем стелы.
- Вход в гробницу Ложной Двери.
- Парк стел в Аксуме.
- Маленькие стелы на Поле стел Гудит
- Еще одно поле стел в Аксуме.
- Монастырь Стифанос в Айке.
- Аксумские золотые монеты.
- Аксумская стела и руины
- Место Аксум в пустыне
См. также
История Эритреи |
---|
Портал Эритреи |
История Эфиопии |
---|
Примечания
- ^ Латинский , арабский , коптский , персидский , нубийский и другие языки. [4]
- ^ По словам Манро-Хэя, «приход сабейского влияния не представляет собой начало эфиопской цивилизации… Считается, что семитизированные народы агау мигрировали из юго-восточной Эритреи, возможно, еще в 2000 году до нашей эры, принеся с собой свои «прото- Эфиопский язык, предок геэза и других эфиопских семитских языков, вместе с ними, а также эти и другие группы уже развили специфическую культурную и языковую идентичность к тому времени, когда появилось какое-либо сабейское влияние». [20]
Ссылки
- ^ Дональд Фэйрберн (2021). Глобальная церковь. Первые восемь веков от Пятидесятницы до возникновения ислама . Зондерван Академик. п. 146.
- ^ Jump up to: а б «Перипл Эритрейского моря: путешествие и торговля в Индийском океане купца первого века» . Справочники по истории Интернета Университета Фордхэма, главы 4 и 5 .
- ^ «Лекции Сноудена: Стэнли Берштейн, Когда греческий был африканским языком» . Центр эллинистических исследований . 2 ноября 2020 г. Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Молефи Кете Асанте (2013). Афроамериканский народ: глобальная история . Тейлор и Фрэнсис. п. 13.
- ^ Винсент Хапоя (2015). Африканский опыт . Рутледж. п. 71.
- ^ Турчин, Питер и Джонатан М. Адамс и Томас Д. Холл: «Ориентация Восток-Запад исторических империй и современных государств», с. 222. Журнал исследований мировых систем, Vol. XII, № II, 2006 г.
- ^ Турчин, Петр ; Адамс, Джонатан М.; Холл, Томас Д. (декабрь 2006 г.). «Ориентация исторических империй Восток-Запад» (PDF) . Журнал исследований мировых систем . 12 (2): 222. ISSN 1076-156X . Архивировано (PDF) из оригинала 7 июля 2020 года . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ Культурное наследие Аксума. , ЮНЕСКО. Архивировано 8 октября 2023 г. в Wayback Machine.
- ^ Манро-Хей, Стюарт (1991). Аксум: африканская цивилизация поздней античности . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 69. ИСБН 0748601066 .
- ^ Берштейн, Стэнли (2015), Бенджамин, Крейг (редактор), «Африка: государства, империи и связи» , Кембриджская всемирная история: Том 4: Мир с государствами, империями и сетями 1200 г. до н.э. – 900 г. н.э. , Кембридж Всемирная история, том. 4, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 631–661, ISBN. 978-1-139-05925-1 , получено 19 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Филлипсон, Дэвид В. (2012). Основы африканской цивилизации: Аксум и Северный Рог, 1000 г. до н.э. – 1300 г. н.э. Вудбридж: Джеймс Карри. п. 48. ИСБН 978-1-84701-041-4 .
- ^ Батцер, Карл В. (1981). «Взлет и падение Аксума, Эфиопия: геоархеологическая интерпретация». Американская древность . 46 (3). Издательство Кембриджского университета: 471–495. дои : 10.2307/280596 . JSTOR 280596 . S2CID 162374800 .
- ^ Манро-Хей, Стюарт (1991). Аксум: африканская цивилизация поздней античности . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 17. ISBN 0748601066 .
- ^ Хан, Вольфганг (2000). «Аскумитская нумизматика - критический обзор последних исследований» . Нумизматическое ревю . 6 (155): 281–311. дои : 10.3406/numi.2000.2289 . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Дера, Мари-Лора (2020). «До Соломонидов: кризис, Возрождение и возникновение династии Загве (седьмой – тринадцатый века)». В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи . Лейден: Брилл. п. 34. ISBN 978-90-04-41958-2 .
- ^ Манро-Хей, Стюарт (1991). Аксум: африканская цивилизация поздней античности . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 15–16. ISBN 0748601066 .
- ^ Манро-Хей, Стюарт (1991). Аксум: африканская цивилизация поздней античности . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 55. ИСБН 0748601066 .
- ^ Jump up to: а б Фрич, Эммануэль; Кидане, Хабтемайкл (2020). «Средневековая Эфиопская Православная Церковь и ее литургия» В Келли, Саманта (ред.). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи Лейден: Брилл. п. 169. ИСБН 978-90-04-41958-2 .
- ^ Селассие, Сержю Хабл (1972). Древняя и средневековая история Эфиопии до 1270 года . п. 68.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Манро-Хей, Стюарт (1991). Аксум: африканская цивилизация поздней античности (PDF) . Эдинбург: Университетское издательство. п. 57. Архивировано из оригинала (PDF) 23 января 2013 года . Проверено 1 февраля 2013 г.
- ^ Панкхерст, Ричард КП (17 января 2003 г.). «Посмотрим за Красное море I» . Аддис Трибьюн . Архивировано из оригинала 9 января 2006 года . Проверено 1 февраля 2013 г.
- ^ Манро-Хей, Стюарт (1991). Аксум: африканская цивилизация поздней античности . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 61–62. ISBN 0748601066 .
- ^ Jump up to: а б с Архивированная копия ufl.edu. Архивировано 29 марта 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с «Аксум» .
- ^ Улиг, Зигберт. Эфиопская энциклопедия: AC . п. 173.
- ^ Улиг, Зигберт. Эфиопская энциклопедия: AC . п. 181
- ^ SC Munro-Hay (1991) Аксум: африканская цивилизация поздней античности . Эдинбург: Университетское издательство. п. 40. ISBN 0748601066
- ^ Филлипс, Джек (2016). «Аксум, Королевство». В Маккензи, Джон М. (ред.). Энциклопедия Империи . Хобокен: John Wiley & Sons, Ltd., стр. 1–2. ISBN 9781118455074 .
- ^ Улиг, Зигберт. Эфиопская энциклопедия: AC . п. 174
- ^ Джордж Хатке, Аксум и Нубия: война, торговля и политические фантастики в древней Северо-Восточной Африке (New York University Press, 2013), стр. 44. ISBN 0-7486-0106-6
- ^ «Христианская топография Космы Индикоплевста» . Природа . 84 (2127): 133–134. Август 1910 г. Бибкод : 1910Natur..84..133. . дои : 10.1038/084133a0 . hdl : 2027/coo1.ark:/13960/t07w6zm1b . ISSN 0028-0836 . S2CID 3942233 .
- ^ Улиг, Зигберт. Эфиопская энциклопедия: AC . п. 175
- ^ Улиг, Зигберт. Эфиопская энциклопедия: AC . п. 176.
- ^ Улиг, Зигберт. Эфиопская энциклопедия: AC . п. 177
- ^ Улиг, Зигберт. Эфиопская энциклопедия: He-N . п. 1193.
- ^ Бери, Дж. Б. (1923). История Поздней Римской империи . Том. II. Macmillan & Co., стр. 325–326.
- ^ Улиг, Зигберт. Эфиопская энциклопедия: AC . п. 178.
- ^ Улиг, Зигберт. Эфиопская энциклопедия: AC . п. 178.
- ^ Э. Черулли, «Отношения Эфиопии с мусульманским миром» в Кембриджской истории Африки: Африка с седьмого по одиннадцатый век , с. 575.
- ^ Тримингем, Спенсер, Ислам в Эфиопии , стр. 46.
- ^ Улиг, Зигберт. Эфиопская энциклопедия: AC . п. 178.
- ^ Тримингем, Спенсер, Ислам в Эфиопии , стр. 49.
- ^ Улиг, Зигберт. Эфиопская энциклопедия: AC . п. 178.
- ^ Таддесс Тамрат, Церковь и государство в Эфиопии (Оксфорд: Clarendon Press, 1972), стр. 36.
- ^ Эветтс, Б.: «История патриархов Коптской церкви Александрии», Савирус ибн аль-Мукаффа, епископ аль-Ашмуниена, Том I, IV, Менас I Иосифу, PO X fasc. 5. стр. 375–551, Париж, 1904 г.
- ^ Вернер Дж. Ланге, «История Южной Гонги (юго-запад Эфиопии)», Штайнер, 1982, стр. 18
- ^ Jump up to: а б Хенце, Пол Б. (2000). Слои времени: история Эфиопии . Херст и компания. ISBN 978-1-85065-393-6 .
- ^ Чилдресс, Дэвид Хэтчер (27 октября 2015 г.). Ковчег Божий: невероятная сила Ковчега Завета . Дистрибьюторы СКБ. ISBN 978-1-939149-60-2 .
- ^ Джуэл, леди (август 2012 г.). «Хранитель ковчега» (трилогия о Моисее): «Из любви к Моисею, к детям Моисея, к детям Божьим» . ВестБоу Пресс. ISBN 978-1-4497-5061-9 .
- ^ Меконнен, Джон К. (апрель 2013 г.). Эфиопия: земля, ее люди, история и культура Новая Африка Пресс. ISBN 978-9987-16-024-2 .
- ^ Хабле Селассие, Сергей. Древняя и средневековая история Эфиопии до 1270 года . п. 27.
- ^ Таддесс Тамрат, Церковь и государство в Эфиопии (Оксфорд: Clarendon Press, 1972), стр. 50.
- ^ Кроуфорд Янг, Растущая волна культурного плюрализма: национальное государство в страхе? , (Университет Висконсина Пресс: 1993), с. 160
- ^ Панкраст, Ричард (1997). Эфиопское приграничье . Пресса Красного моря. п. 33. ISBN 9780932415196 .
- ^ Хатке, Джордж (7 января 2013 г.). Аксум и Нубия . Нью-Йорк Пресс. ISBN 9780814762837 .
- ^ Улиг, Зигберт. Эфиопская энциклопедия: AC . п. 187
- ^ Таддесс Тамрат, Церковь и государство в Эфиопии (Оксфорд: Clarendon Press, 1972), стр. 50.
- ^ Улиг, Зигберт. Эфиопская энциклопедия: AC . п. 187
- ^ Jump up to: а б с Британский музей; Центр КарАФ. «Богатство Африки – Аксумское королевство: Записки учителя» (PDF) . Британский музей.орг . Архивировано из оригинала (PDF) 4 ноября 2019 года.
- ^ Jump up to: а б с «Повседневная жизнь Аксума» (PDF) . www.hmhco.com/ (ранее eduplace.com) . Отчеты об исследованиях: повседневная жизнь в древние времена. Компания Хоутон Миффлин. Архивировано из оригинала (PDF) 3 августа 2020 года.
- ^ Джордж О. Кокс (2015). Африканские империи и цивилизации: древние и средневековые . Рутледж. п. 71.
- ^ Абба Салама, тома 6–8 . Калифорнийский университет. 1975. с. 24.
- ^ Андебрхан Вельде Георгис (2014). Эритрея на перепутье. Повествование о триумфе, предательстве и надежде . Стратегическая книжно-издательская и правозащитная компания. п. 19.
- ^ Рауль Маклафлин, Римская империя и Индийский океан , с. 114, Барнсли, Pen & Sword Military, 2012 г., ISBN 9781-78346-381-7 .
- ^ Jump up to: а б Джудит С. Маккензи; Фрэнсис Уотсон (2016). Евангелия Гаримы: ранние иллюстрированные евангелия из Эфиопии . Нью-Йорк Пресс. п. 18.
- ^ Американское нумизматическое общество (1984). Музейные заметки, тома с 29 по 31 . Американское нумизматическое общество. п. 165.
- ^ Ф. Дж. Нётлинг (1989). Доколониальная Африка: ее цивилизации и внешние контакты . Южное книжное издательство. п. 58.
- ^ Луиза Минкс (1995). Традиционная Африка . Книги Люцента. п. 28.
- ^ ЮНЕСКО. Международный научный комитет по составлению всеобщей истории Африки (1981). Древние цивилизации Африки . Учебные книги Хайнемана. п. 398.
- ^ Джеймс Коулз Причард (1826). Исследования по физической истории человечества, Том 1 . Джон и Артур Арч, Корнхилл. п. 284.
- ^ Британская энциклопедия: новые тома, составляющие в сочетании с двадцатью девятью томами одиннадцатого издания двенадцатое издание этой работы, а также представляющие новую, особенную и независимую справочную библиотеку, посвященную событиям и событиям Период с 1910 по 1921 год включительно, Том 24 . Британская энциклопедия, компания с ограниченной ответственностью. 1911. с. 629.
- ^ Томас О. Ламбдин (2018). Введение в классический эфиопский язык (геэз) . Брилл. п. 1.
- ^ Американский университет (Вашингтон, округ Колумбия). Отдел исследований зарубежных стран; Ирвинг Каплан (1964). Региональный справочник по Эфиопии . Типография правительства США. п. 34.
- ^ Манро-Хей, Стюарт (1991). Аксум: африканская цивилизация поздней античности . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 5. ISBN 0748601066 .
- ^ Мухаммад Джамал ад-Дин Мухтар (1990). Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том. II, Сокращенное издание: Древняя Африка . Издательство Калифорнийского университета. п. 234.
- ^ Филлипсон, Дэвид (2012). Основы африканской цивилизации: Аксум и Северный Рог, 1000 г. до н.э. – 1300 г. н.э. Джеймс Керри. п. 91. ИСБН 978-1847010414 .
- ^ Г. Мохтар, изд. (1990). Всеобщая история Африки ЮНЕСКО: Древняя Африка, т. 2 . Издательство Калифорнийского университета. п. 221. ИСБН 978-0520066977 .
- ^ Каплан, Стив (1994). Бета-Исраэль (Фалаша) в Эфиопии: с древнейших времен до двадцатого века . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0814746646 .
- ^ Манро-Хей, Стюарт (2010). Генри Луи Гейтс младший, Кваме Энтони Аппиа (ред.). Энциклопедия Африки Том. Я. Издательство Оксфордского университета. п. 77. ИСБН 978-0195337709 .
- ^ Адежумоби, Сахид А. (2007). История Эфиопии . Издательская группа Гринвуд. п. 171. ИСБН 978-0-313-32273-0 .
- ^ Jump up to: а б «GoBlues — Школа Эшвилля» (PDF) . 16 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Бекери, Айеле. «Возникновение обелиска Аскум — это расцвет истории Эфиопии» (PDF) . Ньюарк, США: Университет Рутгерса. Архивировано из оригинала (PDF) 7 января 2017 года . Проверено 6 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Королевство Аксум. Архивировано 25 сентября 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с Загоржи, Ян (февраль 2014 г.). «Обзор: Филлипсон, (2012). Основы африканской цивилизации: Аксум и Северный Рог, 1000 г. до н.э. – 1300 г. н.э. » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 7 января 2017 года . Проверено 6 января 2017 г.
- ^ Уайбрю, Хью. «История христианства на Ближнем Востоке и в Северной Африке» . Иерусалимская и Ближневосточная церковная ассоциация. Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 года . Проверено 25 февраля 2013 г.
- ^ Тримингем, Спенсер, Ислам в Эфиопии , стр. 47.
- ^ Батцер, Карл В. (июль 1981 г.). «Взлет и падение Аксума, Эфиопия: геоархеологическая интерпретация» . Американская древность . 46 (3): 471–495. дои : 10.2307/280596 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 280596 . S2CID 162374800 .
- ^ Сергей Хабл, Селласси (1972). Древняя и средневековая история Эфиопии Аддис-Абеба. п. 79.
- ^ Анфре, Фрэнсис (1965). Матара. — Вторая, третья и четвёртая раскопки. В: Анналы Эфиопии. Том 6 (на французском языке). п. 69.
- ↑ Влияние торговой системы Индийского океана на подъем Аксума описано в книге Стэнли М. Бурштейна «Формирование государства в древней Северо-Восточной Африке и торговля в Индийском океане» . Архивировано 14 января 2009 г. в Wayback Machine .
- ^ Батцер, Карл В. (1981). «Взлет и падение Аксума, Эфиопия: геоархеологическая интерпретация» (PDF) . Американская древность . 46 (3): 471–495. дои : 10.2307/280596 . JSTOR 280596 . S2CID 162374800 – через Техасский университет в Остине.
Дальнейшее чтение
- Бауси, Алессандро (2018). «Переводы в позднеантичной Эфиопии» (PDF) . Египет Перекресток переводов . 1 . Издания EUT Университета Триеста: 69–100. ISBN 978-88-8303-937-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 сентября 2018 года . Проверено 4 сентября 2018 г.
- Филлипсон, Дэвид В. (1998). Древняя Эфиопия. Аксум: его предшественники и преемники . Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-2763-7 .
- Филлипсон, Дэвид В. (2012). Основания африканской цивилизации: Аксум и Северный Рог, 1000 г. до н.э. – 1300 г. н.э. Вудбридж, Саффолк: Джеймс Карри. ISBN 978-1-84701-088-9 .
- Юл, Пол А., изд. Позднеантичная Аравия Сафар, столица Химьяра, Реабилитация «декадентского» общества, Раскопки Университета Рупрехта-Карла в Гейдельберге, 1998–2010 гг., В горной местности Йемена . Трактаты Немецкого восточного общества, том. 29, Висбаден, стр. 251–54. ISBN 978-3-447-06935-9 .
Внешние ссылки
- Энциклопедия всемирной истории - Королевство Аксум
- Ориентация исторических империй и современных государств на Восток-Запад в Wayback Machine (архивировано 22 февраля 2007 г.)
- Сокровища Эфиопии – Царица Савская, Аксумское царство – Аксум
- Справочник по древней истории: рассказы о Мерёэ, Куше и Аксуме
- Аксум: объект Всемирного наследия ЮНЕСКО