Атар
Атар | |
---|---|
Божество Утренней и Вечерней звезды | |
![]() Южноаравийский фрагмент стелы с изображением лежащего козерога и трех голов арабского орикса , которые были связаны с Атаром. | |
Планета | Венера |
Животные | Газель (в Сирии и Аравии) |
Эквиваленты | |
Месопотамский эквивалент | Нога-Талия , [ 1 ] Забаба (через уравнение с Аштаби), [ 2 ] Нинурта (через уравнение с Аштаби [ 3 ] и Лугаль-Марада) [ 4 ] |
Хурритский эквивалент | Аштаби |
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Атар — божество, роль, имя и даже пол которого различались в разных древних семитских религиях . У представителей обоих полов Атар отождествляется с планетой Венера , утренней и вечерней звездой. [ 5 ] Атар — выдающийся персонаж цикла Ваала .
Имя
[ редактировать ]Имя встречается на различных семитских языках как:
- женская форма Иштар ( 𒀭𒀹𒁯 ) на аккадском языке ;
- мужская форма Атар ( عثتر , Арабское произношение: [ʕaθ.tar] ) на арабском языке ;
- и мужская форма ʿÄstär ( ዐስተር ) в эфиосемитском языке .
Сертификаты
[ редактировать ]Среди амореев
[ редактировать ]И Угарит
[ редактировать ]Атар
[ редактировать ]Угаритский мужской вариант имени Атар, 𐎓𐎘𐎚𐎗 ( Атар ) появляется в Цикле Баала . [ 6 ]
ʿАтарт
[ редактировать ]Северо-западная семитская женская форма Атар, Великой Богини. 𐎓𐎘𐎚𐎗𐎚 ( ʿAṯtart ) часто упоминается в угаритских ритуальных текстах, но играет второстепенную роль в мифологических текстах. [ 7 ]
Среди арамейцев
[ редактировать ]У арамейцев ʿАтар появляется в мужской форме как бог 𐡏𐡕𐡓 ( ʿАттар ), в этом качестве он отождествлялся с баэтилом как 𒁹𒀀𒋻𒋡𒈬 ( ʿAttar-qāmu , букв. '' Аттар - это баэтил ' ). [ 6 ] [ 8 ]
предкам кланов, называемым «амм» поклонялись как идеализированным фигурам, которые могли быть ассимилированы с «Аттаром», о чем свидетельствуют , личные как , такие В древней арамейской религии умершим тор имена ' ), и 𒁹𒀀𒀜𒋻 и 𒁹𒀀𒈨𒀀𒋻 ( Амми-Аттар , букв. « Мой предок - Аттар » ). [ 9 ]
Использование имени бога Аттара в качестве теофорного элемента засвидетельствовано в имени 𐡁𐡓𐡏𐡕𐡓 ( Бар-Аттар , букв. « Сын Аттара » ), которое засвидетельствовано на штемпельной печати 8-го века до н.э. и также было именем самый ранний известный правитель Лаке , а также 𐡏𐡕𐡓𐡎𐡌𐡊 ( ʿАттар-сумки , букв. « Аттар – моя опора » ), так звали двух правителей царства Бет-Гуш . Имя этого бога всегда появляется в мужской форме даже в женских именах, таких как Аттар-Рамат и Аттар-Табат, что свидетельствует о том, что арамейский Аттар был явно мужским божеством. [ 10 ] [ 8 ]
ʿАттар-Шамаин
[ редактировать ]Одной из ипостасей арамейского ʿАттар была 𐡏𐡕𐡓𐡔𐡌𐡉𐡍 ( ʿАттар-Шамайин ), то есть ʿАттар Небес: в этой роли ʿАттар был воплощением созидательной силы неба в виде влаги, подаваемой дождем, делавшей плодородной. его супруга, богиня Земли, высушенной летней жарой. Из-за роли Аттара как поставщика дождя его эпитет «Небесный» относится к его проявлению в виде молнии и грома в небе. [ 8 ]
Имя богини, которая была супругой Аттара, само по себе не засвидетельствовано на арамейском языке, но записано на сабайском языке как 𐩠𐩥𐩨𐩪 ( Хубис ) или 𐩠𐩨𐩪 ( Хубис ), которое произошло от южносемитского корня 𐩺-𐩨-𐩪 ( ybs ). , что само по себе является склонением семитского корня yb-š , означающего «быть сухим». Положение Хубиса/Хубиса как супруги Аттар-Шамайина подтверждается изображением богини перед стоящим верующим на арамейской цилиндрической печати VIII века с изображением вульвы , символа Хубиса/Хубиса. присутствуя позади богини и над лежащей газелью - священным животным Аттара - над которой также было начертано имя самого бога. [ 8 ]
Самое раннее упоминание об Аттар-Шамайине взято из надписи принадлежащей человеку по имени , который описан в надписи Баррук . , -Шамайин века до н. э печати VIII как арамейской на цилиндрической ); Имя Баррука, что означает «гром», было отсылкой к Аттар-Шамайину в его роли бога, связанного с громом и молнией. [ 8 ]
В Африке
[ редактировать ]В Аксумском королевстве , расположенном на Африканском Роге , Аттару поклонялись: [ 11 ] [ 12 ] как бог солнца и луны и как отец других членов аксумского пантеона: Махера и Бехера , первого из которых они делили с Химьяритским царством . Он был связан с богом Зевсом .
В Южной Аравии
[ редактировать ]У древних южноаравийцев ) был божеством мужского рода 𐩲𐩻𐩩𐩧 ( ʿAṯtar , сохранившим выдающуюся роль божества планеты Венера как Утренней звезды, а также богом, управляющим грозами и обеспечивающим естественное орошение в виде дождя. [ 8 ] Таким образом, Атар занимал очень важное место в древнем южноаравийском пантеоне, в котором он заменил старого семитского верховного бога Иль в качестве верховного божества. [ 6 ] [ 13 ]
Имя Атар было дополнено мимикой в южноаравийском королевстве Хадрамаут , что дало хадрамитскую форму 𐩲𐩯𐩩𐩧𐩣 ( ʿŚTRM ). [ 14 ]
В южноаравийском политеизме Атар занимал высшую позицию в космологии древних южноаравийцев как бог, правящий всем миром, всегда появлялся первым в списках и имел различные проявления со своими собственными эпитетами. [ 15 ] Правители древних южноаравийских государств устраивали ритуальные банкеты в честь Атара, причем банкет оплачивался из десятины, приносимой богу населением. [ 16 ]
Божеством-покровителем катабанцев, однако, был бог Луны, которого по-разному называли 𐩲𐩣 ( Амм в Катабане ) или ( Сайин в Хадрамауте ), который считался более близким к людям по сравнению с более отдаленной фигурой Атара, и жители этих штатов, следовательно, называли себя детьми своего лунного бога. [ 17 ] [ 18 ] [ 15 ] [ 19 ]
Бог-охотник
[ редактировать ]Южноаравийский Атар был богом-охотником, и древние южноаравийцы проводили в его честь ритуальную охоту как обряды плодородия с целью вызвать дождь. Выбранной добычей во время этих охот, вероятно, были газели, священные для Атара. [ 8 ] [ 7 ]
Этот охотничий аспект Атара также присутствует в его северо-западном семитском женском варианте, который называется 𐎓𐎘𐎚𐎗𐎚𐎟𐎕𐎆𐎄𐎚 ( ʿAṯtart ṣawwādatu , букв. « Атарт-охотница » ) в одном отрывке угаритского текста. Священная фраза на сабайском языке 𐩺𐩥𐩣 𐩮𐩵 𐩮𐩺𐩵 𐩲𐩻𐩩𐩧 ( ywm ṣd ṣyd ʿṯtr , букв. « день, когда он охотился на Атара » ) сама по себе имела параллель в отношении 𒄿 𒈾 𒌋𒐋 𒌓𒈪 𒍝𒁺 𒊭 𒀭𒀸𒁯 ( инна 16 уми ṣаду ша ᴰ Аштарт , букв. ' на 16-й день охота `Атарта ' ) в тексте от Эмара . [ 7 ]
Киррум
[ редактировать ]Одной из ипостасей южноаравийского ʿAṯtar было 𐩫𐩧𐩥𐩣 ( Kirrūm ), имя которого, представлявшее собой семитское словообразование по образцу qittūl , означающее «дождь», было связано с Geʽez ክራምት ( kəramt ), амхарским ክረምት ( krämt ), T игра ካራም ( карам ) и Восточное Гураге ከርም ( кярм ), что означает «сезон дождей». Таким образом, Киррум был формой Атара, который обеспечивал плодородие в виде дождя, который он проливал. [ 8 ]
Вавилоняне . отождествляли Киррум под именем 𒀭𒆥𒀸𒈠 ( ᴰ Кинрума ) со своей собственной богиней 𒀭𒀹𒁯 ( ᴰ Иштар ), которая сама была богиней планеты Венера, а также месопотамской женской формой Атар [ 8 ]
Атар-Шарикан
[ редактировать ]Другой ипостасью южноаравийского Атара был 𐩲𐩻𐩩𐩧𐩦𐩧𐩤𐩬 ( ʿАтар-Шарикан ), то есть Атар Востока, к которому обращались особенно в проклятиях как к богу-мстителю против врагов. [ 8 ]
Среди арабов
[ редактировать ]Атару поклонялись как мужскому божеству среди древних арабов , которые в железном веке проживали главным образом в Сирийской пустыне и Северной Аравии. [ 6 ] [ 8 ]
Аттар-ашьимах
[ редактировать ]Подобно связи между Аттаром и родовым культом Амма у арамейцев, существовала также связь между Аттаром и культом предков у арабов, которая засвидетельствована еще в VII веке до нашей эры в форме личного имени. записано на аккадском языке как 𒀭𒀀𒋫𒊏𒋛𒈠 ( ᴰ Atar-asima ), от оригинальной древней североаравийской формы ʿAttar-ʾaśyimāʾ , в которой божественный покровитель клана или племени, 𐪆𐪚𐪃 ( śaym , из которого ʾaśyimāʾ - ломаное множественное число типа ʾafʿilāʾu ), ассимилируется с ʿAttar. [ 9 ]
Аттар-Мусурун
[ редактировать ]В одной арамейской надписи VIII века до н. э., найденной в гробнице в районе гор Загрос недалеко от маннейской царской гробницы, Аттар упоминается как 𐡀𐡕𐡓𐡌𐡑𐡍 ( ʿАттар-Мухурун ), что является вариантом Аттара, чей эпитет был древнеарабской формой множественного числа مصر ( мушру ), букв. « марш » , причем «Аттар-Мусурун», таким образом, означает «Аттар маршей». Само название «Марши» было обозначением, присвоенным месопотамцами северному Хиджазу и Негеву . За именем божества следует титул 𐡍𐡂𐡔 ( ngš ), соответствующий древнему североаравийскому 𐪌𐪔𐪆 ( ngś ) и эфиосемитскому ንጉሥ ( nəguś ) и означающий «правитель». [ 8 ]
Таким образом, Аттар-Мусурун был главным божеством Северной Аравии, и гробница, в которой было обнаружено его имя, вероятно, принадлежала арабу, которого ассирийцы депортировали в свои северо-восточные пограничные регионы. [ 8 ]
В Кедаре
[ редактировать ]ʿАттар-Стыд
[ редактировать ]Арабы -кедариты поклонялись Атару в его форме Аттар-Шамайин , чье имя засвидетельствовано в древнем североаравийском языке как 𐪒𐪉𐪇𐪊𐪃 ( Аттар-Шаме ). Ассирийские записи упоминают об этом Боге, называемый в Аккадиане как 𒀭𒀀𒋻𒊓𒈠𒀀𒀀𒅔 ( ᴰ atar-samayin , отражающий арамейскую форму аттар-шамайина а не древний северный арабский арабский аттар-красав , неоассирийского царя Син-аххи-эрибы и был возвращен кедаритам своим сыном и преемником Ашшур-аха-иддиной . [ 8 ]
Атар-Киррум
[ редактировать ]Поклонение Атару в его форме Атар-Киррума также практиковалось кедаритами, о чем свидетельствует надпись неоассирийского царя Ашшур-ана-иддина, в которой это божество упоминается на аккадском языке как 𒀭𒀀𒋻𒆪𒊒𒈠𒀀 ( ᴰ Атар-Кумрума ), с диссимиляция эпитета киррум в кумрума, отражающая влияние аккадского 𒆪𒌝𒀸 ( кумрум ) и арамейского 𐡊𐡅𐡌𐡓𐡅 ( кумру ), означающего «священник». [ 8 ]
В Пальмире
[ редактировать ]Боластор
[ редактировать ]В Пальмире , где проживало большое арабское население, арабский Атар был ассимилирован с великим арамео- ханаанским богом Баалом в форме Болатара , позднее 𐡡𐡥𐡫𐡰𐡯𐡶𐡴 ( Bōlʿastōr ), то есть Баал-Атар. [ 6 ] [ 8 ]
В Ханаане
[ редактировать ]Мужская форма 𐤏𐤔𐤕𐤓 ( ʿАштар ) существовал среди ханаанских народов как астральное божество, о чем свидетельствует его упоминание вместе с лунным богом Шаггаром 9 или 7 века до н. э. в надписи Дайра Алла , предметом которой в основном является богиня Солнца Шамаш. , таким образом образуя триаду Солнца, Луны и Венеры, аналогичную той, что засвидетельствована в Южной Аравии , и предполагая южноаравийское религиозное влияние в Моаве. Ипостаси Атара, которые появляются среди различных ханаанских народов, могли быть местной трансиорданской вариацией его или местными адаптациями североаравийского варианта бога. [ 8 ]
В Финикии
[ редактировать ]ʿАштар
[ редактировать ]Возможный финикийский вариант Аштара может быть засвидетельствован как теофорный элемент. 𐤏𐤔𐤕𐤓 ( ʿАштар ) в личном имени из Библоса , 𐤏𐤔𐤕𐤓𐤇𐤍 ( ʿŠTR-ḤN ). [ 6 ]
ʿАштарум
[ редактировать ]В V веке до нашей эры, во времена империи Ахеменидов , существовал храм, посвященный Аштару , на равнине Шарон в Ханаане, на месте, соответствующем современному израильскому городу Эльяхин , где ему поклонялись финикийцы, арамейцы и арабы. [ 6 ]
Арабские части армии Ахеменидов, дислоцированные в Ханаане в V веке до нашей эры и участвовавшие в культе Аштара, оставили надписи, записывающие его имя, с суффиксом, напоминающим его , чтобы отличить его от ханаанской женской формы Атара. 𐤏𐤔𐤕𐤓𐤕 ( ʿAštart ), в финикийском и арамейском письме как 𐤏𐤔𐤕𐤓𐤌 и 𐡏𐡔𐡕𐡓𐡌 ( ʿAštarum ). Эта форма имени бога была явно североаравийской, показывая, что поклонники, оставившие эти надписи, были родом из Северной Аравии, возможно, из Тайма или Дадана . [ 8 ] [ 14 ]

В Моаве
[ редактировать ]`Аштар-Камош
[ редактировать ]Аштар был засвидетельствован среди ханаанского народа моавитян в 9 веке до нашей эры, когда его отождествляли с богом-покровителем Моава. 𐤊𐤌𐤔 ( Камош ), в виде 𐤏𐤔𐤕𐤓𐤊𐤌𐤔 ( ʿАштар-Камош ). [ 6 ] [ 8 ] [ 20 ]
Согласно надписи моавитянского царя Моши все население города Нево на победной стеле, посвященной его триумфу в войне против израильтян, он принес в жертву Аштар-Камошу . Вероятно, это произошло из-за влияния южноаравийского Атар-Шаригана, то есть ипостаси Аштара как божества-мстителя, которого призывали в проклятиях против врагов. [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]В популярной культуре
[ редактировать ]Аштар появляется как демон Аштар в видеоигре Shin Megami Tensei II .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джордж 1993 , с. 6.
- ^ Аяли-Даршан 2014 , с. 98.
- ^ Архи 2013 , с. 10.
- ^ Архи 1997 , с. 417.
- ^ Смит, Гомер В. (1952). Человек и его боги . Нью-Йорк: Гроссет и Данлэп . п. 85.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Липинский 1995 , стр. 411–412.
- ^ Jump up to: а б с Липинский 1995 , стр. 128–154.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Липинский 2000 , стр. 607–613.
- ^ Jump up to: а б Липинский 2000 , стр. 605–613.
- ^ Липинский 1975 , стр. 58–76.
- ^ Астарта. Эфиопские боги идентифицированы в Аксуме и начертаны около 200-4 гг. н.э.
- ^ Джордан, Майкл (2004). Словарь богов и богинь . Факты в файле. п. 34. ISBN 0-9655102-5-5 .
- ^ Липинский 2000 , стр. 624–617.
- ^ Jump up to: а б Липинский 2006 , стр. 413.
- ^ Jump up to: а б Хойланд 2002 , с. 140-141.
- ^ Хойланд 2002 , с. 136-137.
- ^ Ван Бик 1997a .
- ^ Ван Бик 1997b .
- ^ Брайс 2009 , с. 272.
- ^ Липинский 2006 , стр. 319–360.
Источники
[ редактировать ]- Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии: от раннего бронзового века до падения Персидской империи . Лондон , Великобритания : Рутледж . ISBN 978-0-415-39485-7 .
- Фрейн, Дуглас Р.; Стаки, Джоанна Х. (2021), Справочник богов и богинь Древнего Ближнего Востока: три тысячи божеств Анатолии, Сирии, Израиля, Шумера, Вавилонии, Ассирии и Элама , издательство Penn State University Press, ISBN 9781646021277 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Хойланд, Роберт Г. (2002). Аравия и арабы: от бронзового века до прихода ислама . Лондон , Великобритания : Рутледж . ISBN 978-1-134-64634-0 .
- Липинский, Эдвард (1975). Исследования арамейских надписей и ономастики . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Том. 1. Левен , Бельгия : Издательство Левенского университета . ISBN 978-9-061-86019-8 .
- Липински, Эдвард (1995). и пунической вселенной Боги и богини финикийской . Orientalia Lovaniensia analecta (на французском языке). Полет. 64. Левен , Бельгия : Издательство Левенского университета . ISBN 978-9-068-31690-2 .
- Липинский, Эдвард (2000). Арамейцы: их древняя история, культура, религия . Orientalia Lovaniense analecta. Том. 100. Левен , Бельгия : Peeters Publishers . ISBN 978-9-042-90859-8 .
- Липинский, Эдвард (2006). На подступах Ханаана в железном веке: историко-топографические исследования . Orientalia Lovaniense analecta. Том. 153. Левен , Бельгия : Peeters Publishers . ISBN 978-9-042-91798-9 .
- Тугендхафт, Аарон (2016). «Боги на глине: древние ближневосточные научные практики и история религий» . В Графтоне, Энтони; Мост, Гленн В. (ред.). Канонические тексты и научная практика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 164. дои : 10.1017/cbo9781316226728.009 .
- Ван Бик, Гас В. (1997a). «Хадрамаут». В Девере, Уильям Г .; Мейерс, Кэрол Л .; Мули, Джеймс Д.; Парди, Деннис; Зауэр, Джеймс А.; Финни, Пол Корби; Йоргенсен, Джон С. (ред.). Оксфордская энциклопедия археологии Ближнего Востока . Том. 2. Оксфорд , Великобритания ; Нью-Йорк , США : Издательство Оксфордского университета . стр. 452–453.
- Ван Бик, Гас В. (1997b). «Катабан». В Мейерсе, Эрик М .; Девер, Уильям Г .; Мейерс, Кэрол Л .; Мули, Джеймс Д.; Парди, Деннис; Зауэр, Джеймс А.; Финни, Пол Корби; Йоргенсен, Джон С. (ред.). Оксфордская энциклопедия археологии Ближнего Востока . Том. 4. Оксфорд , Великобритания ; Нью-Йорк , США : Издательство Оксфордского университета . стр. 383–384. ISBN 978-0-195-06512-1 .
- Арчи, Альфонсо (1997). «Исследования в Пантеоне Эбла II» . Ориенталия . 66 (4). GBPress - Григорианская библейская пресса: 414–425. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43078145 . Проверено 9 марта 2022 г.
- Аяли-Даршан, Нога (2014). «Роль Аштаби в Песне об Улликумми и историях Восточного Средиземноморья о «неудачном Боге»» . Журнал ближневосточных исследований . 73 (1). Издательство Чикагского университета: 95–103. дои : 10.1086/674665 . ISSN 0022-2968 . S2CID 163770018 .
- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .