ГДРТ
ГДРТ | |
---|---|
Король Аксума | |
Царствование | в. 200 – 230 |
Преемник | ʽDBH |
Проблема | ПОСТРОЕНО |
ГДРТ (также ГДР , озвученная историками как Гадарат ) был королем ( Аксумского королевства ок. 200 г.), известным как первый король, вовлекший Аксум в дела Южной Аравии. Он известен прежде всего по надписям в Южной Аравии , в которых упоминаются он и его сын БЮГТ (также озвученный как «Бейга» или «Бейгат»). Считается, что ГДРТ — это тот же человек, что и ГДР, имя, начертанное на бронзовом жезле или скипетре, который был найден в районе недалеко от Ацби и Даръа /Адди-Галамо на севере Эфиопии . [ 1 ]
GDRT приравнивался к анонимному королю Monumentum Adulitanum , который датировал его правление ок. 200 – ок. 230. Однако обычно считается, что эти два правителя различны. [ 2 ] Кроме того, французский ученый Кристиан Робин, изучая надписи в аль-Мисале в Йемене, показал, что GDRT и его преемник DBH жили в первой половине III века. [ 3 ]
Аксумская надпись
[ редактировать ]Надписи ГДР представляют собой старейшие из сохранившихся королевских надписей геэзским алфавитом . [ 4 ] Самый старый из них был найден в Адди-Галамо в регионах Ацби и Даръа в восточном регионе Тыграй на севере Эфиопии. Район богат доаксумскими артефактами. [ 5 ] и надписи доаксумского царства под названием Дмт были найдены в этом регионе. Надпись с упоминанием ГДР — единственное свидетельство его существования с западной стороны Красного моря :
Надпись Адди Галамо была написана на скипетре или «предмете, похожем на бумеранг»; [ 6 ] А. Поэтому лингвист Дж. Древес интерпретирует mzlt как значение скипетра или королевской эмблемы. Смысл надписи неясен, но если под mzlt понимать скипетр, а ʾrg и lmq – топонимы (или святилища), то, по мнению Александра Симы, текст мог означать «ГДР, король Аксума дал ( этот) скипетр во владение (святилищам) RG и LMQ». [ 6 ] Однако южноаравийский эксперт В. Ф. Альберт Джамме переводит надпись как «Король ГДР Аксума занял проходы RG и LMQ» или «Гедара, король Аксума, смиряется перед [богами] Аргом и Альмукой» (т.е. Алмака или Ильмука), предполагая, что ʾ в Ильмуке ассимилировался. [ 7 ]
Участие Южной Аравии
[ редактировать ]
GDRT впервые упоминается в южноаравийских надписях как союзник Алхана Нахфана , короля Сабы , в надписи в Махраме Билкисе , в Марибе в Йемене, храме луны бога Алмаки /Ильмуки. [ 8 ] По словам Стюарта Манро-Хея , надпись гласит:
они вместе согласились, что их война и их мир должны быть в унисон против любого, кто может восстать против них, и что в безопасности и сохранности должны быть объединены Салхен и Зараран, а также Альхан и Гадарат. [ 9 ]
Александр Сима переводит текст несколько иначе, уточняя, что именно ГДРТ «направила в [Ахлан] дипломатическую миссию с целью заключения альянса». [ 6 ] Оба интерпретируют «Зараран» или «Зррн» как название дворца в Аксуме того времени, параллельно «Сахлену», дворцу Сабы в Марибе . [ 6 ] [ 9 ] Эта параллель Сален-Саба, наряду с параллелью Зу-Райдан - Химьяр , часто использовалась аксумскими царями в своих надписях с перечислением территорий, находящихся под их контролем. Надпись на химьярите подтверждает сабейский текст, упоминая, что Аксум , Саба , Хадрамаут и Катабан были союзниками против Химьяра. [ 6 ] «Сын Алхана Нафхана Шаир Автар или Шаирум Автар позже отказался от союза с ГДРТ после того, как стал королем Сабы». [ 9 ] Однако в течение первой части правления Шаира Автара эти две державы, похоже, снова объединились в союз, на этот раз против Хадрамаута. [ 6 ] Вторжение Сабы в Хадрамаут с помощью аксумцев завершилось поражением последнего и оккупацией его столицы Шабвы в 225 году. Нападение Шаира Автара представляло собой серьезный сдвиг в политике, поскольку до нападения король Хадрамаута Ильазз Ялут , был женат на своей сестре; он даже помог подавить восстание против Илаза Ялута. [ 9 ]
Хотя Саба ранее был в союзе с Аксумом против Химьяра, как химьяритские, так и сабейские в нападении на Хадрамаута использовались войска. Сразу после завоевания Хадрамаута Шаир Автар объединился с Химьяром против своего бывшего союзника ГДРТ. [ 9 ] Вторая сабейская надпись из святилища Авам в Марибе во время правления преемника Шаира Автара, Лухаат Ярхума , описывает события во второй половине правления его предшественника. Надпись рассказывает о дипломатической миссии, отправленной Шаиром Автаром в ГДРТ, результаты которой неизвестны; однако позже в тексте описывается война между Сабой и Аксумом в южном высокогорье Йемена , подразумевая, что переговоры были тщетными. [ 6 ] Аксум проиграл битву в результате союза Саба-Шимьяр, что позволило южноаравийским силам изгнать сына ГДРТ БЮГТ и его войска из химьяритской столицы Зафара , которая ранее удерживалась Аксумом после Аксум-Харамаут-Катабан-Саба. 'альянс. [ 9 ] Несмотря на эту потерю, Аксум все еще удерживал территорию в Южной Аравии, о чем свидетельствуют надписи Лухаат Ярхум (ок. 230 г.), в которых подробно описывается по крайней мере одно известное столкновение с войсками ХБШТ в Йемене после правления ГДРТ. [ 9 ] Мир, возможно, и был установлен после смерти ГДРТ, но война и участие аксумцев возобновились при его преемниках, таких как DBH и GRMT , и весь III век должен был пройти под влиянием аксумско-йеменских конфликтов. [ 6 ] [ 9 ]
Наследие
[ редактировать ]ГДРТ, скорее всего, был первым аксумским царем, участвовавшим в делах Южной Аравии , а также первым известным царем, упомянутым в южноаравийских надписях. [ 6 ] Его правление привело к контролю над большей частью западного Йемена , такой как Тихама , Наджра , Маафир , Сафар (до 230 г.) и частями территории Хашидов вокруг Хамира в северной горной местности . [ 6 ] Более того, военные союзы ГДРТ и его завоевания в Йемене и Саудовской Аравии , необходимый для таких подвигов грозный флот, а также распространение аксумского влияния на весь Йемен и юг Саудовской Аравии — все это отражает новый зенит аксумской мощи. [ 9 ] Его участие ознаменовало начало многовекового участия аксумцев в Южной Аравии , кульминацией которого стало полномасштабное вторжение в Йемен короля Калеба в 520 (или 525 году), что привело к созданию аксумской провинции, охватывающей всю Южную Аравию.
Имя ГДРТ может сохраниться в эфиопской традиции через традиционные списки царей , поскольку в трех из них встречаются варианты его имени. Гедур указан третьим королем в списке C, Зегдуру ( ze означает «из» на языке геэз ) появляется шестым в списке E, а Зегдур появляется третьим в списке B после легендарного Менелика I. Зегдур также упоминается по крайней мере в одном житии и краткой хронике. [ 6 ] Однако списки царей были составлены спустя столетия после падения Аксумского царства и в целом не согласуются с археологическими данными, за исключением случаев, когда речь идет о знаменитых царях. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Манро-Хей, Стюарт. Аксум: африканская цивилизация поздней античности (Эдинбург: University Press, 1991), с. 75
- Энциклопедия Александр Сима, «ГДР (Т)», в Зигберте Улиге, изд., Aethiopica : D-Ha (Висбаден: Издательство Harrassowitz, 2005), стр.
- ^ Цитируется в SC Munro-Hay, Раскопки в Аксуме: отчет об исследованиях древней столицы Эфиопии, проведенных в 1972-1974 годах покойным доктором Невиллом Читтиком (Лондон: Британский институт в Восточной Африке, 1989), стр. 23
- ^ Jump up to: а б Сима "ГДР(Т)," с.718.
- ^ Родольфо Фаттович, «Адди Галамо», в Зигберте фон Улиге, изд., Энциклопедия Aethiopica : AC (Висбаден: Harrassowitz Verlag, 2003), стр.76; Стюарт Манро-Хей, Аксум . стр. 48–50.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Сима, "ГДР(Т)," с.719.
- ^ Цитируется Стюартом Манро-Хеем, Аксум . п. 67.
- ^ Манро-Хей, Аксум , стр. 71–2
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Манро-Хей, Стюарт. Аксум . п. 72
- ^ Вольфганг Хан, «Чеканка монет» в Эфиопской энциклопедии : AC , стр.767