Храм Авама
Мухаррам Балкис | |
![]() Махрам Билкис или храм Авам в 2017 году в Марибе, Йемен. | |
Расположение | Аввам, провинция Мариб , Йемен |
---|---|
Координаты | 15 ° 24'15 "N 45 ° 21'21" E / 15,404247 ° N 45,355705 ° E |
История | |
Строитель | сабейцы |
Основан | 1500–1200 гг. до н.э. [ 1 ] |
Периоды | Древний Йемен |
Спутник | Алмака |
Примечания к сайту | |
Часть | Достопримечательности древнего королевства Саба, Мариб |
Критерии | Культурные: (iii), (iv) |
Ссылка | 1700 |
Надпись | 2023 г. (45-я сессия ) |
Находящийся под угрозой исчезновения | 2023–... |
История Йемена |
---|
![]() |
Храм Аввама или « Махрам Билкис » («Святилище царицы Савской ») — сабейский храм, посвященный главному божеству Сабы, Алмаке (часто называемому «Господином Аввама»). [ 2 ] ), недалеко от Мариба на территории современного Йемена . Храм расположен в 7 километрах (4,3 мили) к юго-востоку от древнего Мариба и был построен на окраине города. Хотя обычно основные сабейские святилища расположены за пределами городских центров, их размещение, вероятно, было сделано по соображениям религиозной конфиденциальности и для облегчения проведения ритуалов прибывающими паломниками из отдаленных районов сабейских территорий. [ 3 ] Подобные закономерности наблюдаются в нескольких храмах Аль-Джауфа и Хадрамаута .
В доисламские времена многочисленные паломники собирались в городе Мариб и направлялись в храм Алмака Харунум, чтобы совершить свои религиозные ритуалы, а затем продолжали путь к святилищу Аввам по дороге процессии.
В 2023 году храм Авам вместе с другими достопримечательностями древнего королевства Саба был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО . [ 4 ]
Археология
[ редактировать ]Самая старая надпись, найденная в комплексе, относилась к строительству массивной ограды храма, известной как Великая стена Аввама, построенной Мукаррибом Ядаил Дхарихом I в середине VII века до нашей эры. Указывает на гораздо более ранний период строительства храма. Надпись Ядаил была вырезана на стене и содержит следующее:
Ядаил Дхарих, сын Сумхуалая, мукарриб Сабы, обнес стеной Аввам, храм Алмаки, когда он принес жертву Аттару и [когда] он основал всю общину, [объединенную] богом и покровителем, договором и [тайной] ] договор[ты. Аттаром, Хавбасом и Альмакой. [ 5 ]
Большую часть храма занимает неохраняемый двор, огороженный каменной стеной неправильного овального плана. На внутренней стене зала располагалось несколько десятков весьма важных надписей позднего периода Сабейского царства.
Частичные раскопки перистиля Аввам в 1951–1952 годах, проведенные Американским фондом изучения человека под руководством Уэнделла Филипса , почти полностью очистили входной двор и сделали многочисленные открытия. Например, сложные бронзовые статуи и использование южного входа в эллиптической стене для ритуалов омовения перед входом в целлу. [ 6 ]
Генеральный план храма Авам
[ редактировать ]Храм расположен на изолированном участке, функционирующем в основном как религиозная священная территория. Топоним 'вм (место убежища) означает священность, присущую святилищу. Существует вероятность того, что храм превратился из небольшого святилища в огромный комплекс, включающий в себя множество построек, связанных с храмом, то есть дома для священников, вспомогательные помещения, мастерские для слесарей, кладбище, соединенное со святилищем, и жилой район, который образует так- называется защищенным анклавом. Геоморфологические исследования показали, что храм Аввам возведен на высокой естественной платформе, что делает его еще более впечатляющим для зрителей. Доступ в комплекс контролировался дверями, ведущими в иерархическую серию дворов и залов, служивших переходными зонами.
Сам храм был ориентирован на восходящее солнце (северо-восток) и состоял из восьмиколонного пропилея, обозначающего вход, за которым следовал большой прямоугольный перистильный зал и массивное ограждение овальной формы с другими внешними связанными постройками (недалеко от кладбища). Колонны — наиболее распространенная архитектурная особенность, используемая в древних Южной Аравии религиозных сооружениях . Перистильный зал, возможно, отражал номера восьмиколонного пропилея; Внутри перистильного зала 32 столба (4 × 8) и 64 встроенных ложных окна (8 × 8).
У входных ворот храма раньше прикреплялись статуи бронзовых быков, лошадей и людей. Многие аспекты убранства, геометрические и фигурные картины, скульптуры, большие и точно обработанные камни, изящно вырезанные надписи красного цвета и красивые орнаментальные фризы на внешней стороне стены, были призваны произвести впечатление на посетителей и наполнить их трепетом перед присутствием Бога.

Перистильный зал
[ редактировать ]Зал имеет полупрямоугольную форму, с входом из монолитного пропилея с восемью колоннами , увенчанным квадратными шипами, предназначенными для размещения архитрава . Периметр перистилевого зала составляет примерно 42 × 19 м и окружен концом овального ограждения в его западной и восточной внешних стенах. Внутри сооружения находится большая библиотека каменных блоков с надписями и 64 вертикальных двойных ложных окна с 32 колоннами, сделанными из одного монолита, за исключением двух, которые когда-то поддерживали каменные балки. [ 7 ]
Число 8 кажется священным числом, поскольку оно используется при входе, внутренних колоннах (8×4) и ложных окнах (8×8). Древние южноаравийские здания, в том числе перистильный зал Аввам, по-видимому, были заранее спланированы в соответствии с системой предписанных размеров, а не с полным использованием пространства. [ 8 ] Раскопки AFSM в мощеном дворе выявили множество южноаравийских надписей , группу сломанных капителей колонн, бронзовые доски, алтари и многочисленные керамические статуи. [ 9 ] наряду с глиняными черепками, датируемыми примерно 1500–1200 гг. до н.э.
Посетители святилища обязаны пройти через пристройку, затем через ворота из трех входов в перистильный зал. При необходимости ворота можно закрыть. [ 10 ]
Видимый водопровод из алебастра проходил через зал в бронзовый таз (69 × 200 см), установленный в помещении с целью очищения. Вода лилась на пол фонтаном, причем падала так долго и с такой силой, что в конце концов прорезала медный таз, помещенный под, а затем и в сам камень.
Корпус овальной формы
[ редактировать ]

Ограждение ограничено массивной стеной овальной формы, которая обрамляет перистильный зал от его западного и восточного крыльев. Длина стены составляет около 757 м, а высота - 13 м, однако первоначальную высоту невозможно определить с уверенностью, и ее трудно оценить. в полной мере.
В святилище и поблизости было обнаружено множество надписей, числом в сотни, и лишь немногие из них касаются непосредственно строительства храма. Одним из терминов, используемых для обозначения святилища, было «gwbn»; святилище оракула. Святилище включает в себя приподнятую платформу внутри священной территории храма, представляющую изначальный курган, что делает его более впечатляющим, если смотреть на него издалека. Археологические исследования показывают, что культовое место было построено вокруг источника внутри святилища.
В овальное святилище можно попасть через двое ворот, либо через северо-западные ворота, либо из перистильного зала, последний из которых был главным входом, а первый был построен исключительно для священников. Третьи ворота были обнаружены AFSM, но они использовались только для погребальных обрядов, поскольку это был вход на кладбище, и доступ к ним можно было получить только изнутри овального святилища.
Овальное святилище было главной и священной частью храма Аввам. Это было открытое пространство, состоящее из нескольких построек, дворов и источника. Большинство ритуалов совершалось в овальном святилище, которое, согласно сабейским надписям, было домом Алмаки. Об этой святости свидетельствует существование трех мест для очищения и совершения омовений перед входом в священные места, прежде всего овальное святилище (жилой дом Алмаки). Чистоту подчеркивают обнаруженные надписи, в которых говорится о физической и духовной чистоте молящихся. Несколько надписей свидетельствуют о том, что человек, входящий в святилище без выполнения ритуалов очищения, пострадает от серьезных последствий. Хотя в сабейских надписях не упоминается никакой подробной информации об акте очищения.
Кладбище
[ редактировать ]
Кладбище VII века до нашей эры примыкает к Овальному святилищу и, по-видимому, доступно только из него. За долгий период эксплуатации на кладбище находилось около 20 000 захоронений. Этот длительный период создал большое поселение мертвых, где могилы разделяются проходами и улицами. Кладбищенские гробницы представляли собой многоэтажные сооружения (до четырех), построенные из прекрасно отполированных и обработанных блоков известняка. Внешние стены иногда украшались фризами и барельефами с изображением лица умершего.
Согласно южноаравийским надписям, кладбище было известно как « Мхрм Гнзтн » (священный анклав кладбища). Несмотря на сакральность кладбища, в комплексе не обнаружено излишков эпиграфических остатков ритуальных церемоний. Судя по всему, ритуалы проводились на территории Овального святилища, затем они поступают на кладбище, где происходили дальнейшие обряды перед погребением. [ 11 ]
Память об умерших сохранялась путем размещения их скульптурных изображений на могилах, часто с надписями их имен.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Заид и Марктен (2008), стр. 228-240.
- ^ А. В. Коротаев (1996). Доисламский Йемен: социально-политическая организация сабейской культурной территории во 2-м и 3-м веках нашей эры . Издательство Отто Харрасовица. п. 82. ИСБН 978-3-447-03679-5 .
- ^ Робин, 1996
- ^ «Достопримечательности древнего Королевства Саба внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО» . Марибская провинция . 25 января 2023 г. Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ Причард, Джеймс Б.; Флеминг, Дэниел Э. (28 ноября 2010 г.). Древний Ближний Восток: Антология текстов и изображений . Издательство Принстонского университета. п. 313. ИСБН 978-0-691-14726-0 – через Google Книги.
- ^ Бромили, Джеффри В. (1979). Международная стандартная библейская энциклопедия . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 245. ИСБН 978-0-8028-3781-3 – через Google Книги.
- ^ Олбрайт (1952), стр. 26-28.
- ^ Доу, Брайан (1985). Архитектурная изысканность и мера в ранних южноаравийских зданиях . Том. 12. Лондон, Великобритания: PSAS. стр. 22–23.
- ^ Олбрайт (1952), стр. 269-275.
- ^ Заид и Марктен (2008), стр. 228-240.
- ^ Роринг (2005), стр. 153-159
Литература
[ редактировать ]- Ле Барон Боуэн младший, Ричард; Олбрайт, Фрэнк П. (1958). Археологические открытия в Южной Аравии . Публикации Американского фонда изучения человека. Том. 2. Балтимор: Джонс Хопкинс. OCLC 445765 .
- Джамме, Альберт (1962). Сабейские надписи Махрама Билкиса (Мариба) . Балтимор: Джонс Хопкинс.
- Коротаев, Андрей (1996). Доисламский Йемен: Социально-политическая организация сабейской культурной области во 2-м и 3-м веках нашей эры . Висбаден: Харрасовиц . ISBN 3-447-03679-6 .
- Мюллер (редактор), Вальтер В .; Виссманн, Герман (1982). Великая империя сабейцев до своего распада в начале 4 века до нашей эры. История Сабеи [ Соединенное Королевство Савеев до его конца в начале 4 века до нашей эры. История Сабы II ]. Философско-исторический класс (на немецком языке). Том 402. Протоколы заседаний. Вена: Австрийская академия наук. ISBN 3-7001-0516-9 .