Аксумская валюта
Аксумская валюта и производилась использовалась в Королевстве Аксум (или Аксум), расположенном на территории современной Эритреи и Эфиопии . Его чеканки выпускались и распространялись со времен правления короля Эндубиса около 270 г. н.э. до тех пор, пока он не начал приходить в упадок в первой половине 7-го века, когда они начали использовать динар наряду с большей частью Ближнего Востока. В последующий средневековый период валюта Могадишо , отчеканенная Султанатом Могадишо , была наиболее широко распространенной валютой в восточной и южной частях Африканского Рога с начала 12 века. [1]
Валюта Аксума служит индикатором современных культурных влияний и религиозного климата королевства (сначала политеистического , а затем восточного христианства ). Это также способствовало торговле на Красном море , благодаря которой оно процветало. [2] Чеканка монет также оказалась неоценимой для обеспечения надежной хронологии аксумских царей из-за отсутствия обширных археологических работ в этом районе. [3]
Происхождение
[ редактировать ]История Эфиопии |
---|
Часть серии о |
Нумизматика изучение валюты |
---|
Период до чеканки монет
[ редактировать ]Хотя выпуск монет начался примерно в 270 году, металлические монеты, возможно, использовались в Аксуме за несколько столетий до централизованной чеканки. В « Перипле Эритрейского моря» упоминается, что аксумское государство импортировало латунь ( греч . ορείχαλκος , латинизированное : orikhalkos ), «которую они используют [d] для украшений и огранки в качестве денег», и они импортировали «немного денег ( динарионов ) для [использование] иностранцами, которые там живут». Таким образом, можно предположить, что ранние аксумские цари, жившие в международных торговых водах Красного моря , признавали полезность стандартизированной валюты для облегчения как внутренней, так и международной торговли. [4]
Влияния
[ редактировать ]Хотя аксумские монеты являются местными по дизайну и созданию, некоторые внешние влияния, поощряющие использование монет, неоспоримы. была широко распространена К тому времени, когда в Аксуме впервые начали чеканить монеты, торговля с римлянами на Красном море ; Кушанское или персидское влияние также нельзя исключать. Римские, химьяритские и кушанские монеты были найдены в крупных аксумских городах, однако их количество было засвидетельствовано лишь в очень небольших количествах, а обращение иностранной валюты, похоже, было ограничено. [5] Хотя южноаравийские королевства также чеканили монеты, они уже вышли из употребления ко времени определенного участия аксумитов в Южной Аравии под властью ГДРТ и лишь очень редко производили электрум или золотые монеты ( серебро в основном в Сабе и Химьяре, а бронза в Хадрамаут ), что делает влияние маловероятным. Однако главным стимулом было не соревнование, а экономия; Красное море и его побережья всегда были зоной международной торговли, и монеты значительно облегчили торговлю и благосостояние нынешней «мировой державы». [6] Несмотря на эти влияния, монеты имели подлинно местный дизайн, а иностранное влияние было относительно слабым и немногочисленным. [3]
Дохристианский период
[ редактировать ]Аксумские деньги впервые были отчеканены на поздних этапах развития империи, когда ее золотой век уже начался . Чеканка монет началась около 270 г., начиная с правления Эндубиса.
Источник материалов
[ редактировать ]Золото
[ редактировать ]Золото, судя по всему, было получено из нескольких источников. Золото, вероятно, поступило из Сасу (южный Судан ), а также из более близлежащих эфиопских источников, хотя последнее для севера недостаточно документально подтверждено. Торговля золотом из южных районов Эфиопии, таких как средневековая провинция/королевство Иннария, была засвидетельствована с 6-го века (т.е. из сочинений Космы Индикоплевста ) и продолжалась до Джеймса Брюса времен (18-й век). Торговля Эфиопии с современным Зимбабве золотом также была источником. Золото также поступало из более северных источников, таких как Годжам , земли Бежа и территория нынешней Эритреи , хотя последние два менее достоверны. [7] Однако недавняя разведка золота в Эритрее обнаружила значительные залежи золота в Эмба Дерхо , а месторождения также подтверждены в Заре в центрально-западной Эритрее. [8]
Серебро и другие.
[ редактировать ]Хотя местные источники золота засвидетельствованы в аксумскую эпоху, серебро , похоже, было в Аксуме более редким. Никаких упоминаний о серебряных рудниках в этом регионе не существовало до 15 и 16 веков. Хотя серебро было импортировано, о чем свидетельствует Перипл Эритрейского моря , [9] учитывая преобладание серебряных монет, это не могло быть единственным источником серебра в Аксуме. Кроме того, значительное количество серебряных монет содержат золотые инкрустации (предположительно для увеличения стоимости), в которых не было бы необходимости, если бы серебро было настолько редким, что его приходилось в основном импортировать. [7] Серебро могло быть получено путем аффинажа золота, который иногда встречается в природе с серебром в виде сплава, называемого электрумом . [3] Медь и бронза , похоже, не существовали на местном уровне в Аксумской империи, хотя они были отмечены как импортированные в Перипле Эритрейского моря . [7]
Ценить
[ редактировать ]Хотя золотые монеты, безусловно, были самым ценным выпуском, за ним следовали серебряные, точная связь между тремя выпусками (золотом, серебром и бронзой) неизвестна. Поставки золота находились под строгим контролем Аксумского государства, как отмечал Косма Индикоплевст, и другие драгоценные металлы, несомненно, также находились под строгим контролем, что позволяло Аксумскому государству обеспечивать использование своей валюты. [10]
Качество аксумских монет также строго контролировалось, обычно они имели высокую чистоту. Например, самая низкая чистота золота, зафиксированная на данный момент для Афиласа, составляет 90 процентов. [11] Ранние выпуски часто были очень близки к своему теоретическому весу, а некоторые даже заканчивались. [12] ) Однако вес монет имел тенденцию со временем уменьшаться (хотя и не постоянно и не равномерно). [3] [11] Возможно, это отражало желание соответствовать денежной реформе Диоклетиана 301 года, когда ауреус был уменьшен с 1 ⁄ 60 римского фунта на 1 ⁄ 72 . Несмотря на уменьшение веса, чистота золота в значительной степени сохранялась даже более поздними королями. Относительное обилие аксумских монет, а также многих из них, которые еще предстоит найти. [13] указывают на то, что Аксум, должно быть, имел доступ к большому количеству золота. [11]
Дизайн
[ редактировать ]На монетах часто были надписи на греческом языке , поскольку большая часть торговли велась с «грецизированным Востоком». В более поздних надписях чаще использовался геэз , язык аксумитов, что, возможно, указывает на снижение его использования в международной торговле (т. е. с Римом и Индией). На аверсе монет всегда было изображение короля (почти всегда в профиль) в короне или шлеме/царственном головном уборе. Головной платок имел какое-то изображение, возможно, изображающее складки, лучи или солнечные лучи спереди, а также завязанный конец ткани или повязку, чтобы удерживать шлем или головной платок на месте. На большинстве монет также была надпись (обычно на греческом языке), означающая «Царь Аксума» или «Царь аксумитов» ( Basileus AXWMITW ). [10] Однако многие монеты чеканились анонимно (или даже посмертно), особенно в V веке. [3] Надписи на монетах могут включать имя биси («человек», геэз: bə'əsyä ብእስየ). [14] [15] ) или эпитет (начинающийся с Əllä , Ge'ez: እለ «тот, кто») в дополнение к личному имени короля. Имена Биси чаще использовались вместе с личными именами на более ранних монетах, тогда как эпитеты стали более распространены в более поздние годы и были единственным вписанным именем в нескольких источниках. [3] Греческий текст использовался вместе с надписями шрифтом геэз , но был единственным языком, используемым на золотых монетах, за исключением монет на языке геэз Вазебы и MHDYS . Со временем греческий язык, используемый на монетах (золоте, серебре и бронзе), испортился, что свидетельствует об упадке Аксума. Более того, начиная с MHDYS для бронзовых монет и Wazeba для серебряных монет, геэз постепенно заменил греческий язык в легендах. [11]
Девизы
[ редактировать ]Аксумские монеты использовали ряд девизов на протяжении всего периода их чеканки, начиная с начала IV века. Примерно в это же время были отчеканены многочисленные анонимные бронзовые монеты с просто Βασιλεύς (Басилевс, «Царь») на аверсе королем Эзаной или одним из его преемников . На реверсе монеты был изображен первый образец аксумского девиза: «Пусть это понравится людям» ( греч . ΤΟΥΤΟΑΡΕΣΗΤΗΧΩΡΑ). Позже это было написано на безгласном геэзе как «ለሐዘበ ፡ ዘየደአ» LʾḤZB ZYDʾ , а при царе Калебе также «ለሀገረ ፡ ዘየደአ» LHGR ZYDʾ , «пусть это понравится городу [стране]». Подобные девизы использовали и другие короли. LYKN FŚḤ На оборотной стороне монет императора Армы начала VII века была надпись «ፈሰሐ ፡ ለየከነ ፡ ለአዘሐበ» LʾḤZB (вокализация: ፍሥሓ ፡ ለይኲን ፡ ለአሕዛብ ፡ fiśśiḥā la-yikʷin la-'ahzab , «Пусть люди веселятся», букв. «Радость да будет народам»). [16]
Короли
[ редактировать ]Монеты были отчеканены во имя восемнадцати аксумских царей ок. 295 до ок. 620: Эндибис , Афил , Усанас I , WZB , Эзана , Уазебас , Эон , MHDYS , Эбана , Незана , Усанас II , Калеб , Арма , Элла Габаз , Исраэль , Герсем , Иоиль и Хетасас . [17]
Эндибис
[ редактировать ]Эндубис, первый известный аксумский царь, чеканивший монеты, почти полностью сосредоточился на своем изображении как на аверсе, так и на реверсе. На изображениях были изображены его голова и верхняя половина груди в профиль, в царственном головном платке или шлеме и с множеством украшений. Помимо написания своего царственного имени, Эндибис также отметил свое « имя биси» , практика, которую продолжили его ранние преемники, но часто отсутствовала в более поздних монетах. Имя биси было своего рода племенной принадлежностью или «этниконом» (т.е. ссылкой на родословная короля), которая была разной для каждого короля. [10] Эндибис также подчеркивал свою религию через дохристианский символ диска и полумесяца как метод пропаганды (цели, которой уже служили монеты). Вторым мотивом, использованным Энибисом и продолженным на последующих монетах, были два (хотя иногда и один в более поздние годы) колосья ячменя или пшеницы вокруг изображения его головы в профиль. Хотя никаких письменных свидетельств не существует, учитывая их видное положение вокруг изображения царя, два колосья ячменя (или пшеницы), возможно, были репрезентативными символами Аксумского государства. [2] Хотя более поздние монеты были меньше, Эндибис выбрал римский ауреус для стандартизации веса аксумских монет, при этом золотые выпуски весом в половину ауреуса составляли около 2,70 грамма (точнее, теоретический вес мог составлять 2,725 г). [10] [11]
афилы
[ редактировать ]В то время как на всех монетах Эндубиса царь изображен в головном уборе или шлеме, на монетах Афилы царь изображен с впечатляющей высокой короной поверх головного убора. Корону представляли собой колоннады арок, поддерживающие высокие шпили, на вершине которых покоились большие диски неизвестного состава. Помимо короны и головного убора, монеты Афилы включали и другие изображения регалий, таких как копье, ветка с ягодами, изображение оружия, добавление к императорскому одеянию кисточек с бахромой и другие украшения, такие как амулеты. и браслеты. Несмотря на это нововведение, Афил продолжал использовать на некоторых монетах свое изображение в царском головном уборе, иногда в качестве реверса, тогда как его коронованное изображение встречается только на аверсе. [18]
Одной из его проблем было его фронтальное изображение на аверсе, которое закончилось с его правлением и было возрождено только покойными королями. Две другие особенности чеканки Афилы также были оставлены более поздними правителями. Одним из них было использование на реверсе монеты только надписи «Царь Афила» - единственной чисто эпиграфической стороны, когда-либо использовавшейся на аксумской монете. Другим было использование им одного колосья ячменя или пшеницы в качестве реверса, хотя использование двух колосьев вокруг изображения короля продолжалось. [12]
Афил ввел ряд различных стандартов для всех трех металлов, некоторые из которых просуществовали до VII века, а использование других закончилось с его правлением. Его новые золотые монеты (выпущенные вместе со старыми) номиналом в четверть ауреуса и восьмой ауреус вскоре были заброшены (каждая известна только по одному экземпляру), и были найдены монеты весом 1/16 ауреуса, хотя они, скорее всего, были преднамеренными. порчи для увеличения прибыли (однако аксумское золото, как правило, было очень чистым). [12] [19] Однако серебряная монета Афилы, выпущенная в два раза тяжелее первой, стала новым аксумским стандартом серебра до конца чеканки. Старая монета, по-видимому, была более ценной, чем нужно, и новая монета решила проблему. Однако вместо этого бронзовый выпуск Афиласа был увеличен вдвое до 4,83 грамма. Редкость монеты может свидетельствовать о ее быстром уходе с рынка, как и предполагается в отношении ее четверти ауреуса. Эти два выпуска — единственные из выпусков Афилы, в которых он изображен фронтально, а не в профиль. [12]
сто
[ редактировать ]Во время правления Эзаны произошли серьезные изменения как в Аксумском царстве, так и в чеканке его монет в результате смены официальной религии на христианство , одного из первых государств, когда-либо сделавших это. В то время как монеты Эзаны первой половины его правления почти идентичны монетам Афилы, за исключением минимального уменьшения веса, монеты второй половины его правления имеют революционный дизайн. После своего обращения в христианство Эзана начал изображать крест на своих монетах, и это был первый раз, когда христианский крест был изображен на монетах в мире. Некоторые из его золотых христианских монет имеют вес до весовой реформы Константина I в 324 году, что указывает на преобразование до этой даты или, возможно, через несколько лет после этого, поскольку аксумские монеты, возможно, не сразу изменили вес. [20] Вместе с появлением на его монетах креста, конечно же, произошел отказ от символа звезды и полумесяца на монетах. Более поздние христианские монеты отражают принятие Константином стандарта 4,54 г, при этом теоретический вес аксумских монет также упал до 1,70 г для золотых монет. [21]
Также были найдены монеты Эзаны вообще без какого-либо символа, а также аналогичные безсимволические монеты его отца Усанаса . Это может отражать переход в религии в Аксуме, когда Фрументий оказывал влияние на отца Эзаны и собирал христиан в стране, придавая вес трудам Руфина . [21] Отсутствие символа вообще может отражать неуверенность в том, как лучше всего продемонстрировать изменение религии Аксумского государства. [22]
Весовые стандарты
[ редактировать ]Золотые монеты
[ редактировать ]Золотая монета весила в среднем 2,5-2,8 грамма и имела диаметр 15-21 мм на момент начала выпуска, в 270-300. Это составит половину Ауреуса, который во времена Проба весил 4,62-6,51 грамма . Выпуск Израиля (570-600) весил 1,5 грамма и имел диаметр 17 мм . Римский солид Мориса Тиберия составлял 4,36-4,47 грамма. Большинство этих монет было найдено в Южной Аравии , а не в Аксуме. Название неизвестно, поэтому его называют подразделением AU.
Серебряная чеканка
[ редактировать ]Также, начиная с Эндубиса, эти монеты весили 2,11–2,5 грамма, что вдвое меньше веса римского антониниануса (3,5–4,5 грамма) . Денарий . в начале III века весил 2,5–3,00 грамма с содержанием серебра 52 процента или меньше, но монеты Аксума сначала были почти чистым серебром, а затем обесценились Имя неизвестно, поэтому его называют подразделением AR.
Базовая чеканка
[ редактировать ]Большинство бронзовых и серебряных монет было найдено в основном на территории Аксума, и очень мало экземпляров было найдено в Иудее , Мероэ и Египте . По форме и толщине они примерно соответствуют размеру более старых римских Асов и Сестерциев . Дизайн также развивался, как и римские монеты: сначала он был хорош, но затем изображения становились архаичными и неузнаваемыми. Название неизвестно, поэтому его называют диаметром Æ в мм, например Æ17 для монеты диаметром 17 мм.
Торговля
[ редактировать ]На момент чеканки валюты в Аксуме государство уже имело долгую торговую историю с Грецией, Римом, Персидской империей и Индией. То, что чеканка монет началась так поздно, на самом деле немного удивительно. Позднее использование монет можно объяснить отсутствием развитой экономики, необходимой для приема монет. [6] Большинство аксумских монет было найдено в крупных торговых центрах, и очень немногие - в отдаленных деревнях, где торговля велась в основном бартером , а не чеканкой монет. [5] Фактически, мотивация первоначальной чеканки монет в Аксуме была направлена на внешнюю торговлю и рынки, о чем свидетельствует использование греческого языка на большинстве монет. [10] Более того, золотые монеты, судя по всему, предназначались прежде всего для внешней торговли, тогда как медные и серебряные монеты, вероятно, в основном обращались внутри Аксумской империи, поскольку в золотых выпусках в качестве титула аксумского царя обычно указывался «царь аксумцев», тогда как титул аксумского царя В серебряных и медных выпусках обычно читается только «король». [23] Международное использование аксумских монет, по-видимому, началось довольно рано, поскольку в Индии были найдены монеты царя Эзаны и даже царя Афилы (второго аксумского правителя, выпустившего монеты). [24]
Отклонить
[ редактировать ]В VII веке власть аксумитов начала ослабевать, и эфиопское общество начало отходить дальше во внутренние районы высокогорья , при этом прибрежные районы становились периферийными районами. Монеты продолжали обращаться, но были ограничены более локальными территориями, такими как Нубия , Южная Аравия и Африканский Рог .
Археология
[ редактировать ]Из-за характера монет (например, с именами царей) они оказались важными для построения хронологии царей Аксума. По оценкам, 98 процентов города Аксум [25] остается нераскопанным, а другие территории тем более. Благодаря анализу количества выпущенных монет и их стиля археологи смогли построить приблизительную хронологию, общепринятую до королей конца VI и VII веков. Из 20 аксумских царей, о которых свидетельствуют их монеты, надписи подтверждают существование только двух, которые оказались самыми известными царями: Эзана и Калеб , оба из которых были периодами исключительного процветания в период расцвета Аксумского царства. [3]
Многие монеты были найдены в северной Эфиопии и Эритрее, центральном регионе Аксума, хотя, как сообщается, аксумские монеты были найдены в Арато и Лалибеле . [5] Многие монеты были найдены и дальше. Многочисленные клады монет (всегда золотых, за исключением одной серебряной монеты) были найдены в Южной Аравии, намного больше, чем в самом Аксуме, что, возможно, свидетельствует о присутствии аксумцев в некоторых частях региона (возможно, поддерживая использование титулов, претендующих на контроль над частями Южной Аравии). Аравия времен ГДРТ ). Клады могут быть остатками кладов, оставленных во времена Калеба (возможно, использовавшихся для выплаты солдатам), когда он находился под властью аксумского правителя. За пределами Африканского Рога и Аравийского полуострова монеты были найдены вплоть до Израиля , Мероэ , Египта и Индии. [3] [23] Серебряные и медные монеты в основном встречаются в Аксуме, хотя некоторые из них можно найти в палестинских центрах паломничества. [3]
Помимо исторических свидетельств, использование на монетах геэзского языка дает ценную лингвистическую информацию. геэза используется редко, Хотя вокализация она иногда используется на аксумских монетах, что позволяет лингвистам анализировать изменения и сдвиги гласных, которые не могут быть представлены в более старых семитских абджадах, таких как еврейский , арабский , южноаравийский и более ранний негласный геэз. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Читтик, Невилл (1975). Археологическая разведка Рога: Британско-сомалийская экспедиция . стр. 117–133.
- ^ Перейти обратно: а б Стюарт Манро-Хэй , Аксум: африканская цивилизация поздней античности (Эдинбург: University Press, 1991), стр. 155.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хан, Вольфганг, «Чеканка монет» в Улиге, Зигберт, изд., Энциклопедия Aethiopica: AC (Висбаден: Harrassowitz Verlag, 2003), стр. 767–768.
- ^ Манро-Хей, Доступ , стр. 151.
- ^ Перейти обратно: а б с Манро-Хей, Access , с. 152
- ^ Перейти обратно: а б Манро-Хей, Access , с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б с Манро-Хей, Access , с. 143
- ^ «Многообещающие результаты золотой кампании в Эритрее». Архивировано 14 июня 2006 г. в Wayback Machine , Mining Weekly Online . 6 июня 2006 г.
- ^ Манро-Хей, Доступ , стр. 145
- ^ Перейти обратно: а б с д и Манро-Хей, Access , с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Манро-Хей, Access , с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б с д Манро-Хей, Access , с. 158.
- ^ Обелиск, новые находки вызывают споры в Эфиопии. Сиэтл Таймс Онлайн. 28 декабря 2005 г.
- ^ Манро-Хей, Access , стр. 39.
- ^ Манро-Хей, Доступ , стр. 75
- ^ Сержью Хабле Селассие, Древняя и средневековая история Эфиопии до 1270 года . United Printers: Аддис-Абеба, Эфиопия, 1972 г., с. 190.
- ^ Алессандро Баузи, Обзор Вольфганга Хана и Винсента Уэста, Силлог аксумских монет в Ашмоловском музее, Оксфорд , в Aethiopica 20 (2017), 287–288.
- ^ Манро-Хей, Доступ , стр. 156.
- ^ Манро-Хей, Доступ , стр. 157.
- ^ Манро-Хей, Access , стр. 160.
- ^ Перейти обратно: а б Манро-Хей, Access , с. 161.
- ^ Манро-Хей, Доступ , стр. 162.
- ^ Перейти обратно: а б Манро-Хей, Access , с. 153.
- ^ Пол Б. Хенце, Слои времени: История Эфиопии (Нью-Йорк: Palgrave, 2000), стр. 31 н.18.
- ^ Прендергаст, Кейт (2005). «Аксум: Древняя цивилизация Эфиопии» . Ислам онлайн. Архивировано из оригинала 17 октября 2006 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баррандон, Жан-Ноэль; Годе, Эрик; Морриссон, Сесиль , «Аксумская золотая чеканка: особое изменение» , Revue Numismatique , 32 (1990), стр. 186-211.
- Хан, Вольфганг, «Аксумская нумизматика - критический обзор последних исследований» , Revue numismatique , 6-я серия, 155 (2000), стр. 281-311.
- Хан, Вольфганг; Кек, Р. (2020). История чеканки аксумских царей в поздней античности . Вена. ISBN 9783950426809 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Хан, Вольфганг; Уэст, Винсент (2016). Силлог аксумских монет в Ашмоловском музее, Оксфорд . Эшмоловский музей. ISBN 9781910807101 .
- Манро-Хей, Стюарт (1978). Хронология Аксума: переоценка истории и развития Аксумского государства на основе нумизматических и археологических данных . Лондон: Школа восточных и африканских исследований.
- Манро-Хей, Стюарт К. (1984). Чеканка Аксума . Манохар.
- Манро-Хей, Стюарт, «Клад аль-Мадхариба из золотых аксумских и позднеримских монет» , Numismatic Chronicle , 149 (1989), стр. 83-100.
- Манро-Хей, Стюарт, «Подделки аксумской серии», Американский журнал нумизматики , 3/4 (1992), стр. 49-64.
- Манро-Хей, Стюарт К.; Джуэль-Йенсен, Бент (1995). Аксумская чеканка . Спинк.
- Манро-Хей, Стюарт К. (1999). Каталог аксумских монет Британского музея . Британский музей.
- Сир, Дэвид Р.; Бендалл, Саймон; О'Хара, Майкл Деннис (1987). Византийские монеты и их стоимость . Лондон, Великобритания: Сиби. ISBN 9780900652714 .