Лалибела
Лалибела
есть | |
---|---|
Город | |
Высеченные в камне церкви слева вверху : Церковь Святого Георгия ; Бейте Марьям ; Бите Медхане Алем ; Бите Абба Либанос | |
Координаты: 12 ° 01'54 "с.ш. 39 ° 02'28" в.д. / 12,03167 ° с.ш. 39,04111 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
Область | ![]() |
Зона | Северный Волло |
Население (2007) | |
• Общий | 17,367 |
Часовой пояс | UTC+3 ( ЕА ) |
Лалибела ( амхарский : Lalibela ) — город в регионе в Эфиопии. Амхара Расположенный в районе Ласта и зоне Северного Волло , он является туристическим объектом благодаря своим знаменитым высеченным в скале монолитным церквям, . [ 1 ] Вся Лалибела является большим и важным местом для древней, средневековой и постсредневековой цивилизации Эфиопии . [ 1 ] Для христиан Лалибела — один из самых священных городов Эфиопии и центр паломничества .
Эфиопия была одной из первых стран, принявших христианство в первой половине IV века, а ее исторические корни восходят ко временам апостолов . Сами церкви датируются VII-XIII веками и традиционно датируются периодом правления короля Загве (Агау) Гебре Мескеля Лалибелы (ок . 1181–1221 ). [ 2 ]
Планировка и названия основных зданий в Лалибеле широко признаны, особенно местным духовенством, символическими изображениями Иерусалима . [ 3 ] Это побудило некоторых экспертов датировать нынешнее строительство церкви годами после захвата Иерусалима в 1187 году мусульманским лидером Саладином . [ 4 ]
Лалибела находится примерно на высоте 2500 метров (8200 футов) над уровнем моря . Это главный город Ласты, которая раньше была частью района Бунья . были Высеченные в скале церкви объявлены объектом Всемирного наследия в 1978 году. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Есть некоторые разногласия относительно того, когда были построены некоторые церкви. Согласно местной традиции, в Эфиопии до своего восшествия на престол Гебре Мескель Лалибела направлялся Христом во время экскурсии по Иерусалиму и поручил построить второй Иерусалим в Эфиопии. [ 5 ] : 115 Соответственно, Лалибела (традиционно известная как Роха) была основана во времена династии Загве , под властью короля Гебре Мескеля Лалибелы (ок. 1181–1221 гг. н.э.), [ 6 ] хотя более вероятно, что церкви приобрели свою нынешнюю форму в течение нескольких этапов строительства и изменения ранее существовавших построек. [ 7 ] Дэвид Бакстон установил общепринятую хронологию, отметив, что «двое из них с большой точностью до деталей следуют традиции, представленной Деброй Дамо, в измененной форме в Йемрахана Кристос». [ 8 ] Поскольку время, затраченное на вырезание этих структур из живой скалы, должно быть, заняло больше времени, чем несколько десятилетий правления Гебре Мескеля Лалибелы , Бакстон предполагает, что работа продолжалась до 14 века. [ 9 ] Однако Дэвид Филлипсон , профессор африканской археологии в Кембриджском университете , предположил, что церкви Меркориоса, Габриэля-Руфаэля и Данагеля изначально были высечены в скале полтысячелетия назад в качестве укреплений или других дворцовых сооружений между 600 и 800 годами. нашей эры, во времена Аксумского королевства , и что имя Лалибелы просто стало ассоциироваться с ними после его смерти. [ 10 ] С другой стороны, местный историк Гетачью Меконнен приписывает Мескель Кибре, жене Лалибелы, строительство одной из высеченных в скале церквей, Биете Абба Либанос , в качестве памятника ее мужу после его смерти. [ 11 ]
Недавние археологические раскопки Лалибелы обнаружили обильную керамику и остатки фауны, датируемые периодом между 900 и 1100 годами нашей эры, что указывает на то, что это место было в основном светским поселением до того, как король Лалибела превратил его в религиозный центр . Дохристианские резные фризы с животными были также найдены на нижних стенах близлежащей пещеры Ваша Микаэль, а христианские картины впоследствии были добавлены к верхним стенам, что позволяет предположить, что в это время этот регион все еще переживал процесс христианизации. [ 12 ]
14 век
[ редактировать ]Абуна Бартоломео из Египта посетил церкви где-то во время правления Давида I (1382–1413). [ 13 ]
15 век
[ редактировать ]Его название было впервые использовано в европейской публикации на карте Фра Мауро , сделанной в Венеции 1457-1459 годов и записанной как Лалабеда . [ 13 ]
16 век
[ редактировать ]Португальский священник Франсиско Альварес (1465–1540) сопровождал португальского посла во время визита к Давиту II в 1520-х годах. После того, как Альварес описал уникальные церковные сооружения, он написал: «Мне надоело больше писать об этих зданиях, потому что мне кажется, что мне не поверят, если я напишу больше, потому что в том, что я уже написал, меня могут обвинить в неправде. поэтому я клянусь Богом, во власти которого я нахожусь, что все, что написано, — правда, и есть гораздо больше того, что я написал, и я оставил это, чтобы они не обвинили меня в том, что это ложь. ни один другой португалец не ходил на эти работы, кроме сам, и я дважды ходил к ним, исходя из того, что слышал о них, клянусь Богом, в Чьей власти я нахожусь, что все, что я написал, — правда». [ 14 ] Хотя Рамузо включил планы нескольких из этих церквей в свое издание книги Альвареса 1550 года, неизвестно, кто предоставил ему рисунки. [ 15 ]

Согласно « Футух аль-Хабаша» Сихаб ад-Дина Ахмада, Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази сжег одну из церквей Лалибелы во время своего вторжения в Эфиопию. Сихаб ад-Дин Ахмад (арабский факих) предоставил подробное описание высеченной в скале церкви: «Она была высечена в горе. Ее столбы также были высечены из горы». Затем Ахмед собрал монахов Лалибелы и зажег огонь в церкви, сказав им: «Пусть туда войдет один из ваших и один из наших». Затем монахиня бросилась в огонь, прежде чем солдаты Ахмада вытащили ее. [ 16 ] Однако Ричард Панкхерст выразил скептицизм по этому поводу, указав, что Королевские хроники , в которых упоминается опустошение округа Ахмадом аль-Гази в период с июля по сентябрь 1531 года, ничего не говорят о том, что он разорял церкви. В заключение он заявляет, что если бы Ахмад аль-Гази сжег церковь в Лалибеле, то, скорее всего, это был Биете Медхане Алем ; и если адалиты либо ошиблись, либо были введены в заблуждение местными жителями, то церковь, которую он поджег, была Ганната Марьям, «в 10 милях [16 км] к востоку от Лалибелы, где также есть колоннада колонн, вырезанных из горы». [ 17 ]
Следующим посетителем Лалибелы, о котором сообщалось, был Мигель де Кастаньозо , который был солдатом под командованием Кристована да Гамы и покинул Эфиопию в 1544 году. Кастаньозо утверждает: «Здесь есть определенные церкви, вырезанные из живой скалы, которые приписывают ангелам. работа кажется сверхчеловеческой, потому что, хотя они и такого же размера, как и большие сооружения в этой стране, каждый из них выкопан со своими колоннами, своими алтарями и своими своды, высеченные из цельной скалы, без примеси какого-либо внешнего камня. Когда мавры захватили эту страну, они хотели разрушить эти церкви, но не смогли ни ломами, ни порохом, который они взорвали в них, не причинив при этом никакого ущерба. все." [ 18 ]
19 век
[ редактировать ]В 1882 году французскому исследователю Ахиллу Раффре в Лалибеле был передан эфиопский манускрипт , в котором добавлено, что король Лалибела и его жена Мескаль-Кебра привезли из Александрии (Египет) и Иерусалима около пятисот рабочих, которых мы до сих пор называем европейцами, во главе с некто по имени Сиди-Мескаль. [ 19 ] Однако, по мнению Монти делла Корте (1940), перевод рукописи на трех языках, сделанный Раффрэем, был почти полностью неверным. Расхождения были устранены с помощью опыта А. Ван Ланчута из Библиотеки Ватиканы. Первый текст, написанный на коптском языке (вопреки утверждению Раффрея о греческом языке), представляет собой краткое высказывание, приписываемое Абуне Бартоломео, датированное периодом правления Давита (1380–1409). Второй текст, написанный на арабском языке, представляет собой земельную хартию, подтверждающую особые права церкви. Третий текст, написанный на языке геэз, по-видимому, был написан во время правления Лебны Денгель (1508–1540). Вопреки утверждениям Раффрэ, в текстах нет упоминаний о Сиди-Маскале или иностранных строителях. [ 13 ]
20 век
[ редактировать ]Во время Второй итало-эфиопской войны Хайле Селассие совершил паломничество к церквям Лалибелы, подвергаясь значительному риску быть захваченным, прежде чем вернуться в свою столицу в апреле 1936 года. Вскоре после этого итальянские войска захватили город. [ 13 ]
В 1968 году Мохаммад Реза Пехлеви в сопровождении императора Хайле Селассие церкви посетил королева Юлиана и принц Бернхард . , в следующем году Лалибелу посетят [ 13 ]
Во время гражданской войны в Эфиопии город был объектом частых нападений со стороны Народно-демократического движения Эфиопии (EPDM), в 1984 году они ненадолго удерживали в плену десять иностранцев. 3 марта 1985 года они ненадолго захватили экипаж французского транспортного самолета с припасами, а через пару дней отпустили их. Эти нападения значительно сократили иностранный туризм в Лалибелу, и к 1990 году большинство туристов составляли эфиопы. [ 13 ]
21 век
[ редактировать ]В начале августа 2021 года бойцы Сил обороны Тыграяна захватили город во время Тыграйской войны в ответ на вторжение сил Амхары в регион Тыграя . [ 20 ] 1 декабря 2021 года эфиопская армия отбила город. [ 21 ] 12 декабря город был снова отбит войсками Тыграяна. [ 22 ] 19 декабря государственные СМИ Эфиопии объявили, что город был отбит во второй раз, хотя неясно, когда именно. [ 23 ]
В начале ноября 2023 года Лалибела стала местом ожесточенных боев между Силами национальной обороны Эфиопии (ENDF) и боевиками Фано . В настоящее время город находится под контролем Эфиопии. [ 24 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Архитектура церквей содержит значительные аксумские влияния, поскольку Стюарт Манро-Хей отмечает, что церковь Бите-Амануэль представляет собой каменную имитацию деревянных архитектурных элементов, которые до сих пор можно увидеть в некоторых древних церквях Тыграя и Эритреи . Двери и окна в рамах появляются как повторяющийся мотив, поскольку они, кажется, имитируют форму стел в Аксуме , примеры можно увидеть в аркаде Бите Габриэль-Руфаэль , дверном проеме Бите Марьям и окнах Бите Амануэль . [ 25 ] [ 26 ] Однако, по мнению Дэвида Филлипсона , наличие архитектуры аксумского стиля не обязательно означает, что церкви были построены в аксумскую эпоху, поскольку аксумские черты могли быть включены задолго до падения Аксума, но это действительно указывает на сильную преемственность с аксумской культурой. традиция. [ 27 ] Есть также признаки восточно-христианского влияния, особенно сирийского и коптского. [ 28 ] Скатная крыша и линейная лепнина Бите Марьям предполагают сирийское влияние. [ 29 ] Стюарт Манро-Хей отмечает, что во время правления Гебре Мескеля Лалибелы многие египтяне-копты эмигрировали в Эфиопию и, возможно, помогали в строительстве церквей или, по крайней мере, тех, которые относятся к его правлению. Многие иностранные путешественники, такие как Мануэль де Алмейда и Хиоб Людольф, приписывали большинство памятников египетским архитекторам, а Франсиско Альварес обнаружил, что многие местные жители считали церкви в основном работой иностранцев. Однако Стюарт Манро-Хей утверждает, что, поскольку архитектура церквей была построена в аксумском стиле, иностранное влияние, похоже, в значительной степени ограничивалось «декоративными приемами». [ 30 ] Дэвид Бакстон также подтверждает это, отмечая, что «в некоторых декоративных деталях явно прослеживаются признаки коптского влияния», однако он непреклонен в отношении местного происхождения этих церквей: «Однако важным фактом остается то, что скальные церкви продолжают следовать стилю местных прототипов, которые сами по себе сохраняют явное свидетельство своего аксумского происхождения». [ 31 ]
В отчете об исторических жилищах Лалибелы за 1970 год Сандро Анджелини оценил народную земляную архитектуру объекта Всемирного наследия Лалибелы, включая характеристики традиционных земляных домов и анализ состояния их сохранности. В его отчете описываются два типа народного жилья, найденного в этом районе. Один из типов - это группа, которую он называет «тукулы», круглые каменные хижины, обычно двухэтажные. Вторые - это одноэтажные здания «чика», круглые, построенные из земли и плетня, которые, по его мнению, отражают большую «дефицитность». Отчет Анхеля также включал перечень традиционных зданий Лалибелы, в которых они были распределены по категориям, оценивающим их сохранность. [ 32 ]
-
Тукул, двухэтажное каменное здание
-
Тукул показывает лестницу на второй этаж.
-
Чика, постройка из земли и плетня
Церкви
[ редактировать ]Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
![]() Церковь Святого Георгия с изображением ее основания и стен. | |
Критерии | Культурный: i, ii, iii |
Ссылка | 18 |
Надпись | 1978 г. (2-я сессия ) |
Этот сельский городок известен во всем мире своими церквями, высеченными изнутри земли из «живого камня», которые играют важную роль в истории скальной архитектуры . Хотя датировка церквей точно не установлена, считается, что большинство из них были построены во времена правления Лалибелы, а именно в XII и XIII веках. ЮНЕСКО выделяет 11 церквей, [ 1 ] собраны в четыре группы:
Северная группа:
- Биете Медхане Алем (Дом Спасителя мира), где находится Крест Лалибелы .
- Биете Марьям (Дом Мириам/Дом Марии ), возможно, самая старая из церквей и точная копия гробниц Адама и Христа. [ 1 ]
- Biete Golgotha Mikael (Дом Голгофы Микаэля), известный своим искусством и, как говорят, содержит могилу короля Лалибелы)
- Биете Мескель (Дом Креста )
- Бите Денагель (Дом девственниц)
Западная группа:
- Церковь Святого Георгия считается самой прекрасно выполненной и лучше всего сохранившейся церковью.
Восточная группа:
- Биете Амануэль (Дом Эммануила ), возможно, бывшая королевская часовня.
- Biete Qeddus Mercoreus (Дом Святого Меркурия / Дом Марка Евангелиста ), который, возможно, был бывшей тюрьмой.
- Предложение Абба Либанос (Дом аббата Либаноса)
- Биете Габриэль-Руфаэль (Дом ангелов Габриэля и Рафаэля ), возможно, бывший королевский дворец, связанный со священной пекарней .
- Биете Лехем (« Вифлеем », иврит : בֵּיט לקחם «Дом хлеба»).
Еще дальше находятся монастырь Ашетан Марьям и церковь Емрехана Крестос (вероятно, одиннадцатый век, построенная в аксумском стиле, но внутри пещеры ).
Церкви также являются значительным инженерным достижением, поскольку все они связаны с водой (которая наполняет колодцы рядом со многими церквями), используя артезианскую геологическую систему, которая доставляет воду на вершину горного хребта, на котором находится город отдыхает. [ 33 ]
Другие особенности
[ редактировать ]В Лалибеле также есть аэропорт ( ИКАО код HALL, IATA LLI), большой рынок, две школы и больница.
Демография
[ редактировать ]По данным переписи 2007 года, численность населения составляла 17 367 человек, из них 8 112 мужчин и 9 255 женщин. [ 34 ] Согласно предыдущим данным Центрального статистического агентства за 2005 год, общая численность населения города составляла 14 668 человек, из которых 7 049 мужчин и 7 619 женщин. [ 35 ] Национальная перепись 1994 года зафиксировала, что его население составляло 8 484 человека, из которых 3 709 мужчин и 4 775 женщин.
Климат
[ редактировать ]Климатические данные для Лалибелы |
---|
Галерея
[ редактировать ]-
Бете Медхане Алем
-
Бет Иммануэль
-
Ритуальные барабаны на боковой дорожке Бете Гиоргис
-
Бете Абба Либанос
-
Бет Марьям
-
Священник с крестными ходами у Мариацкого собора
-
Мужчина стоит у стен Биете Медхане Алем , которая считается самой большой монолитной церковью в мире.
-
Геннета Марьям
Трехмерные сканы церквей Лалибелы также доступны в Интернете. [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]- Скальная архитектура
- Монолитная церковь
- Высеченные в скале церкви, Лалибела
- Список объектов всемирного наследия в Эфиопии
- Список колоссальных скульптур на месте
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Высеченные в скале церкви, Лалибела» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 года.
- ^ Виндмюллер-Луна, Кристен (сентябрь 2014 г.), «Высеченные в скале церкви Лалибелы» , Хронология истории искусств Хайльбрунна , Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен , получено 27 июля 2017 г.
- ^ Филлипсон, Дэвид (2009). Древние церкви Эфиопии: четвертый-четырнадцатый века Издательство Йельского университета. п. 181. ИСБН 978-0-300-14156-6 .
- ^ Филлипсон, Дэвид (2009). Древние церкви Эфиопии: четвертый-четырнадцатый века Издательство Йельского университета. п. 179. ИСБН 978-0-300-14156-6 .
- ^ Таддессе, Тамрат (1977). «Эфиопия, Красное море и Рог» Кембриджская история Африки: Том 3 (PDF) . стр. 100-1 98–182. дои : 10.1017/CHOL9780521209816.004 . ISBN 978-1-139-05457-7 .
- ^ Сани, Федерико; Моратти, Джованна; Коли, Массимо; Лауреано, Пьетро; Роверо, Луиза; Тониетти, Уго; Коли, Никколо (27 марта 2012 г.). «Комплексное геолого-архитектурное пилотное исследование высеченной в скале церкви Биет Габриэль-Руфаэль в Лалибеле, северная Эфиопия» . Итальянский журнал геонаук . 131 (2): 171–186. doi : 10.3301/IJG.2011.26 — через Silverchair.
- ^ Фовель-Эмар, Франсуа-Ксавье; Брюссель, Лоран; Менсан, Ромен; Боск-Тиссе, Клэр; Дерат, Мари-Лора; Фрич, Эммануэль (1 декабря 2010 г.). «Стратиграфия скальных выемок: секвенирование церквей Лалибелы». Древности . 84 (326): 1135–1150. дои : 10.1017/S0003598X00067132 . ISSN 0003-598X . S2CID 130648151 .
- ^ Бакстон, Абиссинцы (Нью-Йорк: Praeger, 1970), стр. 110
- ^ Бакстон, Абиссинцы , с. 108
- ^ "Средневековые Дома Бога или древние крепости?" Археология (ноябрь/декабрь 2004 г.), с. 10.
- ^ Getachew Mekonnen Hasen, Wollo, Yager Dibab (Аддис-Абеба: Nigd Matemiya Bet, 1992), стр. 24.
- ^ Дера, Мари-Лора (2021). «Высеченные в скалах церкви Лалибелы и пещерная церковь Васа Микаэль: троглодитизм и христианизация Эфиопского нагорья» . Античность . 95 (380): 467–486. дои : 10.15184/aqy.2021.20 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Местная история в Эфиопии» (по состоянию на 29 ноября 2023 г.) Веб-сайт Института Северной Африки
- ^ Альварес, Франциско; Стэнли, Генри Эдвард Джон Стэнли (1881). Рассказ о португальском посольстве в Абиссинии в 1520-1527 годах . Библиотеки Калифорнийского университета. Лондон: Отпечатано для общества Хаклайт. п. 130.
- ^ Франсиско Альварес, Пресвитер Джон Индийский, перевод Чарльза Фрейзера Бекингема и Джорджа Винна Бреретона Хантингфорда (Кембридж: Hakluyt Society , 1961), стр. 226. Бекингем и Хантингфорд добавили приложение, в котором обсуждается описание этих церквей, данное Альваресом, стр. 526–42.
- ^ Сихаб ад-Дин Ахмад бин Абд аль-Кадер, Футух аль-Хабаса: Завоевание Эфиопии , перевод Пола Лестера Стенхауса с аннотациями Ричарда Панкхерста (Голливуд: Цехай, 2003), стр. 346f.
- ^ Панкхерст, «Достиг ли имам Лалибелы?» Аддис Трибьюн , 21 ноября 2003 г.
- ^ Отчет Де Кастаньозо переведен в RS Whiteway, Португальская экспедиция в Эфиопию (Лондон: Общество Хаклуит, 1902), стр. 94–98.
- ^ Раффрэ (1844–1923), Ахилл (1882). Монолитные церкви города Лалибела (Абиссиния) .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Лалибела: Эфиопские повстанцы Тыграи захватили город, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО» . Новости Би-би-си . 5 августа 2021 г. Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ «Правительство Эфиопии заявляет, что оно вернуло Лалибелу, объект Всемирного наследия ООН» . Рейтер . 1 декабря 2021 г. Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ «Повстанцы Тыграи вернули себе город Лалибела, наследие Эфиопии» . Хранитель . Агентство Франс-Пресс. 12 декабря 2021 г. Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ "Эфиопские военные снова контролируют религиозный город Лалибела - СМИ" . Рейтер . 19 декабря 2021 г. Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ «Эфиопские войска вытесняют вооруженную группу из православной святыни Лалибела» .
- ^ Манро-Хей, Стюарт (1991). Аксум: африканская цивилизация поздней античности (PDF) . Эдинбург: Университетское издательство. п. 57. Архивировано из оригинала (PDF) 23 января 2013 года . Проверено 1 февраля 2013 г.
- ^ Финнеран, Найл (8 ноября 2007 г.). Археология Эфиопии Рутледж. п. 232. ИСБН 978-1-136-75552-1 .
- ^ Фовель-Эмар, Франсуа-Ксавье (2010). «Стратиграфия высечек в скалах: секвенирование церквей Лалибелы» . Античность . 84 (326): 1135–1150. дои : 10.1017/S0003598X00067132 .
- ^ Прыжок, Роджер (1963). «Каковы наши знания о каменных церквях Эфиопии? » Анналы Эфиопии . 5 (1): 235–292. дои : 10.3406/ethio.1963.1336 .
- ^ Финнеран, Найл (8 ноября 2007 г.). Археология Эфиопии Рутледж. п. 15. ISBN 978-1-136-75552-1 .
- ^ Манро-Хей, Стюарт К. (1997). Эфиопия и Александрия: Митрополия Эфиопии (PDF ) Зась Пан. п. 180. ИСБН 978-83-901809-3-9 .
- ^ Бакстон, Абиссинцы , с. 113
- ^ Одиауа, Ишанлосен. «Отчет миссии: Земляная архитектура на объекте всемирного наследия Лалибела» (PDF) . whc.unesco.org . ЮНЕСКО . Проверено 25 июля 2014 г.
- ^ Марк Джарзомбек , «Лалибела и Либанос: король и гидроинженер Эфиопии 13-го века» (PDF) , Предстоящее строительство (май – июнь 2007 г.): 16–21
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Эфиопии 2007 года: статистический отчет по региону Амхара» » (PDF) . Центральное статистическое агентство . 31 мая 2010 года. Архивировано из оригинала (PDF) 19 января 2017 года . Проверено 29 сентября 2016 года .
- ^ Национальная статистика CSA за 2005 г., архивированная 31 июля 2008 г. в Wayback Machine , Таблица B.3.
- ^ «Климат города: Лалибела» . Национальное метеорологическое агентство . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Объект — скальные церкви Лалибелы» . zamaniproject.org . Проверено 21 мая 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ирмгард Биддер, Лалибела: Монолитные церкви Эфиопии , перевод Риты Грэм-Хортманн. (Кёльн: DuMont Schaumburg, 1958).
- Грэм Хэнкок, Кэрол Беквит и Анджела Фишер, Африканский ковчег – Народы Рога, Глава I: Каменные молитвы/Христианское нагорье: Лалибела и Аксум . Харвилл, Выходные данные HarperCollinsPublishers, ISBN 0-00-272780-3
- Пол Б. Хенце, Слои времени: История Эфиопии (Shama Books, Аддис-Абеба, 2004 г.). Глава 3: «Средневековая Эфиопия: изоляция и экспансия»
- Сильвия Панкхерст, Эфиопия: история культуры (Дом Лалибелы, Эссекс, 1955). Глава 9 «Монолитные церкви Лалибелы»
- Дэвид В. Филлипсон, Древние церкви Эфиопии (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2009). Глава 5 «Лалибела: Восточный комплекс и Бета Гиоргис»; Глава 6 «Лалибела: Северный комплекс и выводы»