Усанас
Усанас | |
---|---|
![]() | |
Король Аксума | |
Царствование | с начала 320-х до конца 320-х годов |
Предшественник | Вазеба |
Преемник | сто |
Супруг | София |
Проблема | сто Сайзана Хадефа |
Усанас (эт. 320) был королем Аксума . Стюарт Манро-Хей считает, что «весьма вероятно», что Усанас - это король, к которому были приведены Эдезий и Фрументий . В эритрейской и эфиопской традиции этого короля зовут Элла Аллада или Элла Амида . [ 1 ] Элла Амида тогда будет его тронным именем, хотя Усанас - это имя, которое появляется на его монетах. Если эта идентификация верна, то именно во время его правления христианство было введено в Аксуме и прилегающих территориях.
Усанас, возможно, правил «относительно долго» и проводил кампанию в Нубии . [ 2 ] Также возможно, что он был ненадолго свергнут узурпатором Вазебой . [ 2 ]
WRO Хан в исследовании, опубликованном в 1983 году, отождествляет Семброута , который известен только по надписи, найденной в Дакки Махари в современной Эритрее , с Усанасом. Если это правда, это дало бы Усанасу срок правления как минимум 27 лет. [ 3 ]
Аксумские царственные списки и альтернативные имена
[ редактировать ]Эфиопская традиция считает Абреху и Ацбеху первыми христианскими королями страны. Вероятно, они были основаны на братьях Эзане и Сайзане , сыновьях Усанаса. [ 4 ] Имя отца и царственного предшественника Абрехи и Ацбехи варьируется в зависимости от источника. Усанас был известен как Амеда/Элла Амеда, Тазер и/или Сайфа Арад в зависимости от текста или списка царей.
Усанас фигурирует в нескольких королевских списках под именем «Амеда» или «Эла Амида». В списках, записанных Педро Паесом , Генри Солтом и Э.А. Уоллисом Баджем , король «Амеда» назван тридцатым правителем после Базена (ок. 8 г. до н.э. – 9 г. н.э. по EC ) и утверждается, что он правил 30 лет и 8 месяцев. [ 5 ] [ 6 ] или 40 лет и 8 месяцев. [ 7 ]
Другой король, упомянутый в списках царей, - это «Тазер», который фигурирует как предшественник Абрехи и Ацбехи в списке, записанном Карло Конти Россини . [ 8 ] Согласно книге под названием «Гедле Абреха и Асбеха» из Церкви Абреха ва-Ацбеха , Тазер был отцом Абрехи и Ацбехи , а его женой была Софья , поэтому вполне вероятно, что Тазер — тот же человек, что и Усанас. [ 9 ]
Согласно списку Россини, тронное имя короля Тазера было «Сайфа Аред». [ 8 ] Тарика Нагаст («История королей») дополнительно утверждает, что отцом Абрехи и Ацбехи был король Сайфа-Ар'ед. [ 10 ] Король с этим именем указан в различных списках царствования, записанных Паесом и Джеймсом Брюсом , но не как прямой предшественник Абрехи и Ацбехи. [ 11 ] [ 12 ]
Чеканка монет
[ редактировать ]Во время правления Усанаса было отчеканено несколько типов монет: один тип из золота, четыре из серебра и два из меди. Все медные выпуски, кроме одного, отличаются от его более позднего тезки диском и полумесяцем над головой короля, символами богини Солнца Шамс и бога Луны Сина . [ 13 ]
Манро-Хей описал уникальную золотую монету, отчеканенную во время его правления, как свидетельство того, что «аксумские высечки достигли зенита своих достижений». [ 14 ] Он предполагает, что предшественник Усанаса нанял опытных резчиков, «возможно, из Александрии, где нынешняя чеканка напоминала монеты, производимые в Аксуме», а другие последовали за ним еще во времена правления Усанаса. [ 14 ]
Монеты с именем этого правителя были найдены в конце 1990-х годов на раскопках Индии археологических . [ 15 ] Монеты Усанаса были легче, чем монеты его предшественников, вероятно, из-за того, что римский император Константин I передал более легкие золотые монеты Восточной Римской империи . [ 2 ]
На монетах Усанаса обычно имеются следующие надписи:
- Аверс: «OYCANAC ΒΑϹΙΛΕΥϹ» – «Король Усанас». [ 16 ]
- Реверс: «AξωMITωNBI CIΓICENE» – «аксумитянин, человек Гисене». [ 16 ]
Некоторые медные монеты имеют альтернативную надпись на реверсе:
- «Aξ+ ωMI» – «[аксум[итов]». [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Манро-Хей, Аксум: африканская цивилизация поздней античности (Эдинбург: University Press, 1991), стр. 77. ( Текст в Интернете .)
- ^ Перейти обратно: а б с Хан, Вольфганг; Уэст, Винсент (2016). Силлог аксумских монет в Эшмоловском музее, Оксфорд . Оксфорд: Ашмолан. п. 11.
- ^ Цитируется в Манро-Хей, Раскопки в Аксуме (Лондон: Британский институт в Восточной Африке, 1989), стр. 22.
- ^ Праути, Крис (1981). Исторический словарь Эфиопии . Метучен, Нью-Джерси: Scarecrow Press. п. 1. ISBN 978-0-8108-1448-6 .
- ^ Бадж, Э.А. (1928a). История Эфиопии: Нубия и Абиссиния (Том I) . Лондон: Methuen & Co. 210.
- ^ Паес, Педро (2008). Изабель Боавида; Эрве Пеннек; Маноэль Жоау Рамос (ред.). История Эфиопии (на португальском языке). Ассирио и Альвим. п. 107.
- ^ Солт, Генри (1814). Путешествие в Абиссинию . Лондон: В. Балмер и компания, с. 462.
- ^ Перейти обратно: а б Бадж, Э.А. (1928a). История Эфиопии: Нубия и Абиссиния (Том I) . Лондон: Methuen & Co. 209.
- ^ Селассие, Сержус Хабл (1972). Древняя и средневековая история Эфиопии Аддис-Абеба. стр. 100-1 92–93.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мэтьюз, Дерек; Мордини, Антонио (1959). «Монастырь Дебра Дамо, Эфиопия» (PDF) . Археология . 97:29 – через Cambridge Core.
- ^ Паес, Педро (2008). Изабель Боавида; Эрве Пеннек; Маноэль Жоау Рамос (ред.). История Эфиопии (на португальском языке). Ассирио и Альвим. п. 104.
- ^ Бадж, Э.А. (1928a). История Эфиопии: Нубия и Абиссиния (Том I) . Лондон: Methuen & Co. 208.
- ^ Стюарт Манро-Хей, Чеканка Аксума (Манохар: 1984), стр. 56–65
- ^ Перейти обратно: а б Манро-Хей, «Аксумская чеканка» в Африканском Сионе: Священное искусство Эфиопии , под редакцией Родерика Грирсона (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1993), стр. 106
- ^ Подробности в Поле Б. Хенце , Слои времени: История Эфиопии (Нью-Йорк: Palgrave, 2000), стр. 31 н.18.
- ^ Перейти обратно: а б Хан, Вольфганг; Уэст, Винсент (2016). Силлог аксумских монет в Эшмоловском музее, Оксфорд . Оксфорд: Ашмолан. п. 42.
- ^ Хан, Вольфганг; Уэст, Винсент (2016). Силлог аксумских монет в Эшмоловском музее, Оксфорд . Оксфорд: Ашмолан. п. 48.